педагогические науки
Галкина Ирина Александровна, Галеева Елена Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ...
УДК 372.461
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0010
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
© 2020
SPIN-код: 1859-0593
AuthorID: 661731
Галкина Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования
SPIN-код: 2963-3220
AuthorID: 662564
Галеева Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет (664008, Россия, Иркутск, ул. Н. Набережная, 6, e-mail: galeeva.len@yandex.ru) Аннотация. В статье представлены результаты исследования использования разнообразных форм повышения профессиональной компетентности педагогов, родителей дошкольной образовательной организации по вопросам речевого развития дошкольников и рассмотрена система работы с детьми посредством дидактических игр направленная на развитие словообразования детей старшего дошкольного возраста. Определены технологии эффективного методического сопровождения педагогов и формы работы с родителями в условия ФГОС ДО. Изучены механизмы формирования словообразования и методы организации эффективного речевого взаимодействия в условиях современного дошкольного образования. Обобщение теоретических исследований позволило определить ключевые дефиниции и механизмы эффективного развития словообразования детей дошкольного возраста, где под словообразованием мы будем понимать процесс образования новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке. Организованная нами система работы включает три блока: индивидуально-групповой, функционально-де-ятельностный, пространственно-временной, диагностико-аналитический компоненты, которые способствуют повышению качества образовательного процесса и повышения уровня компетенции родителей и педагогов в данной области знания и повышения уровня развития навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста. В работе раскрываются методы и технологии развития навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста, одним из наиболее эффективных методов признана дидактическая игра, наиболее полно отвечающая закономерностям развития ребенка и особенностям отражения окружающего мира
Ключевые слова: слово, словообразование, дидактическая игра, морфема, грамматический строй языка.
FORMATION OF WORD-SKILLING SKILLS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE BY MEANS OF DIDACTIC GAMES
© 2020
Galkina Irina Aleksandrovna, candidate of psychological sciences, associate professor of psychology and pedagogics of preschool education Galeyeva Elena Vladimirovna, senior teacher of department of psychology and pedagogics of preschool education Irkutsk State University (664008, Russia, Irkutsk, N. Naberezhnaya St., 6, e-mail: galeeva.len@yandex.ru)
Abstract. The article presents the results of a study of the use of various forms of increasing the professional competence of teachers, parents of a preschool educational organization on the speech development of preschool children and considers the system of working with children through didactic games aimed at developing word formation for older preschool children. The technologies of effective methodological support of teachers and forms of work with parents in the conditions of the Federal State Educational Standard are determined. The mechanisms of formation of word formation and methods of organizing effective speech interaction in the context of modern preschool education are studied. A generalization of theoretical studies allowed us to determine the key definitions and mechanisms for the effective development of word formation for preschool children, where word formation we mean the process of generating new words by connecting root and affix morphemes with each other or in an unaffinity way according to certain models existing in this language. The work system we have organized includes three blocks: individual-group, functional-activity, spatio-temporal, diagnostic and analytical components that contribute to improving the quality of the educational process and increasing the level of competence of parents and teachers in this field of knowledge and improving the level of development of word formation skills of older children preschool age. The work reveals methods and technologies for the development of word-formation skills of older preschool children, one of the most effective methods is the didactic game that most fully meets the laws of child development. And the reflection of the surrounding world.
Keywords word: word formation, didactic game, morpheme, grammatical structure of the language.
шений различна.
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)
Galkina Irina Aleksandrovna, Galeyeva Elena Vladimirovna FORMATION OF WORD-SKILLING SKILLS IN CHILDREN ..
pedagogical sciences
Проблема словообразования рассматривается в работах В.В. Виноградова[2], Т. Ф. Ефремовой [3], Е. А. Земской [4], Н. А. Янко-Триницкой [5], и других исследователей. В дошкольном возрасте проблему изучали: З. И. Иринцеева [6], Н. К. Ледовских[7], А. Г. Тамбовцева[8], С. Н. Цейтлин [9] и др.
Основной дефиницией с которой ребенок работает в процессе словообразования выступает слово. работа над словом в ДОУ протекает в двух направлениях, в процессе словарной работы, и в процессе освоения грамматического строя языка
А.С. Белокопытова, изучая лингвистическую характеристику слова устанавливает, что это основная единица речи, состоящая из морфем как из значимых, неделимых без потери смысла элементов» [10, с.376]
Само направление в языкознании как словообразование включает в себя два направления - морфемику и словообразование.
Основными единицами, которые изучает словообразования выступают слово, высказывание, текст. Ребенок постигает и осваивает закономерности языка, регулирующие правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов), и вся система работы в ДОУ включает три направления - освоение морфологической стороны языка, синтаксической и словообразование
В дошкольном возрасте дети осваивают процесс образования слов, исследователи А.В. Бабицина, Л.С. Яговкина, отмечают, что «словообразовательная деятельность подготавливает и обеспечивает развитие навыков понимания значения производного слова, в ходе этого процесса у ребенка складывается представление о производном слове как о мотивированном и конструируемом языковом знаке, вырабатываются модели-типы как необходимые средства анализа языкового материала и собственно словообразовательной деятельности ребенка» [11, с. 97]
М.М. Алексеева [12], ссылаясь на исследование А.Г Тамбовцевой выделила основные морфемные закономерности в онтогенезе, автор считает, что самый синзе-тивный этап в овладении речью и такой его стороной как словообразование, данный механизм эффективнее происходит у детей в дошкольном детстве в возрасте от 3 до 6 лет. На данном возрастном этапе у детей очень «пластичен» язык и мышление, дети играют с языком, преобразуют речевые конструкции с помощью проб и ошибок., в связи с данными полученными исследователем для методики важно понять, что самый активный период данного процесса приходится на период дошкольного детства, а именно на средний и старший предшкольный возраст, а к концу дошкольного возраста интенсивность словотворчества и детского словообразования снижается
Ушакова О.С. [13] исследуя проблемы словообразования, утверждает, что словообразование представляет собой сложный процесс, где старший дошкольный возраст является периодом активного освоения способов словообразования. Словообразование и речевое творчество уже в дошкольном возрасте приобретает активный характер, потому что ребенок постигает способы словообразования, а их освоение приводит к активному поиску новых слов и их сочетаний, позволяющих выразить в полной мере свои впечатления.
В грамматике выделяют несколько способов словообразования, это суффиксальный, префиксальный способ, постфиксальный способ, смешанный или префиксально-суффиксальный, фонетико-морфологический или бессуффиксный; следующий способ морофолого-синтаксический к нему относятся следующие - субстантивация, адъективация, адвербиализация, прономинализация); и лексико-синтаксический способ.
В дошкольном возрасте дети осваивают морфологический способ, в основе лежит сочетание по значению различных морфем, к ним относятся - суффиксальный,
префиксальный, смешанный. В основе образование слов задействованы аффиксы, то есть окончание приставка, суффикс
В тоже время не у всех детей этот процесс происходит одинаково просто и легко, что обуславливает необходимость поиска эффективных средств формирования навыков словообразования. Одним из таких средств является дидактическая игра. С помощью нее дети могут не только знакомиться со способами словообразования, но и применять их в разных игровых ситуациях.
В тоже время мы сталкиваемся с противоречием:
- между актуальной необходимостью формирования навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью данной проблемы в практике дошкольных образовательных учреждений;
- потребностью дошкольной практики в определении педагогических условий эффективного использования дидактических игр в формировании навыков словообразования старших дошкольников и недостаточной разработанностью данных условий.
Наличие данных противоречий определило проблему нашего исследования, которая заключается в формировании навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования дидактических игр, как средства формирования навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: дидактические игры, как средство формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр можно представить как систему, включающую в себя индивидуально-групповой, функционально-деятель-ностный, пространственно-временной, диагностико-аналитический компоненты при следующих условиях:
- индивидуально-групповой компонент системы -это взаимодействие педагога с детьми, направленное на освоение детьми способов словообразования (формирование у детей обобщенных представлений о способах словопроизводства, освоение правил сочетания языкового материала, словообразования путем соединения друг с другом корневых морфем, либо безафексальным способом по определенным моделям существующим в языке, осознание их вариативности в разных частях речи, перенос умений в самостоятельное продуцирование слов, семантический анализ способов словообразования);
- функционально-деятельностный компонент системы - это практическая работа с педагогами и родителями по формированию готовности к формированию навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр;
- пространственно-временной компонент системы -это обогащение «центра речевого развития» специально подобранными дидактическими играми, а также дидактическим материалом, игровыми заданиями, рабочей тетрадью направленных на формирование навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста;
- диагностико-аналитический компонент системы - это отслеживание эффективности формирования навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр
Теоретическо-методологическую основу исследования составили:
- положения, раскрывающие особенности словообразования (В. В. Виноградов [21, О.С Ушакова[131, М.М,
педагогические науки
Галкина Ирина Александровна, Галеева Елена Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ...
Алексеева [12] и другие);
- теоретические положения об этапах формирования словообразования в онтогенезе (С. Н. Цейтлин [9] , Тамбовцева, А. Г) [8];
- положения о роли дидактической игры в развитии дошкольника (А. В. Бондаренко[15] и др);
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач нами был проведен эксперимент, с этой целью нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; эмпирические методы: диагностические, методы качественного и количественного анализа результатов, методы математической статистики.
Целью констатирующего этапа исследования являлась экспертиза организационно-педагогических условий формирования навыков словообразования у дошкольников в образовательном процессе ДОУ, которая включала
Диагностика, состоящая из двух блоков, осуществлялась при помощи следующих методов исследования: анкетирования, анализа календарно-тематических планов педагогов, экспертизы развивающей предметно-пространственной среды группы, анкетирования родителей и практических диагностических заданий.
В результате экспертизы организационно-педагогических условий формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста мы выявили, что уровень готовности педагогов к формированию навыков словообразования является следующим: высокий уровень готовности отмечается у 28% педагогов, средний уровень - у 42% педагогов, низкий уровень - у 35% педагогов.
Педагоги с высоким уровнем отличаются тем, что и базовые знания о формировании навыков словообразования, и необходимые умения у них сформированы достаточно, что помогает им в организации образовательной деятельности с детьми. Педагоги со средним уровнем отличаются недостаточной сформированностью необходимых знаний и умений по отдельным вопросам формирования навыков словообразования, педагоги с низким уровнем затрудняются в организации работы, поскольку у них наиболее выраженная недостаточность, как знаний, так и умений по сравнению с другими педагогами.
Уровень оснащенности в экспериментальной группе материалами для формирования навыков словообразования составляет 40%, в контрольной группе 45%. Количественные результаты свидетельствуют о том, что необходимых материалов для организации работы по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста в группах представлено недостаточно.
68% родителей экспериментальной группы и 64% родителей контрольной группы испытывают трудности в формировании навыков словообразования у детей, поскольку не имеют необходимых знаний о том, что такое словообразование, какие способы словообразования формируются у детей в дошкольном возрасте, какими методами и приемами можно формировать способы словообразования.
Диагностика навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста показала, что высокий уровень сформированности навыков словообразования у 21% детей экспериментальной группы и 18% детей контрольной группы. Средний уровень у 43% детей экспериментальной группы и 50% детей контрольной группы. Низкий уровень выявлен у 36% детей экспериментальной группы и 32% детей контрольной группы.
Чаще всего среди детей старшего дошкольного возраста представления о способах словообразования у детей сформированы, но в практических ситуациях дети показывают неполное владение данными способами, иногда у них возникают затруднения, в том числе проявляется и недостаточно развитое восприятие, и пони-
мание словообразовательных форм, что обуславливает необходимость организации формирующего этапа исследования.
На формирующем этапе эксперимента мы реализо-вывали пространственно-временной компонент системы на примере Центра речевого развития, в который мы помещали специально подобранные дидактические игры, игровые пособия, дидактические материалы, игровые задания, направленные на формирование навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап включал в себя реализацию индивидуально-группового компонента системы, т.е. взаимодействие педагога с детьми направленное на формирование навыков словообразования, на этом этапе проводилась организованная совместная образовательная деятельность с детьми, индивидуальная работа с детьми с применением подобранных дидактических игр. На данном этапе работы мы использовали так же комплекс заданий на формирование навыков словообразования, вошедших в состав рабочей тетради.
В ходе реализации индивидуально-группового компонента системы мы использовали дидактические игры разных видов , в зависимости от формируемых речевых навыков навыков словообразования, это репродуктивные, частично - поисковые направленные на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование существительных со значением уничижительности, образование существительных с разными суффиксами, образование существительных из различных частей речи, дидактические игры на образование прилагательных со значением уменьшительности и ласкательности, на образование качественных прилагательных, относительных прилагательных, притяжательных прилагательных.
Также использовали дидактические игры на образование сравнительной степени прилагательных, образование приставочных глаголов, образование категорий времени глагола, образование глаголов из других частей речи. Мы использовали разные виды игр для достижения поставленных задач и применяли их на протяжении всего формирующего этапа эксперимента.
Третий этап формирующего эксперимента включал в себя реализацию функционально-деятельностного компонента системы, т.е. практическую работу с педагогами и родителями направленную на развитие готовности к формированию навыков словообразования у детей дошкольного возраста.
На заключительном этапе нашей работы нами была проведена повторная проверка с целью сравнительного анализа и подтверждения полученных результатов, с этой целью мы провели повторную диагностику организационно-педагогических условий и оценку уровня сформированности навыков словообразования у старших дошкольников.
Мы выявили, что на контрольном этапе повысилось на 13%, количество педагогов со средним уровнем повысилось на 7%, количество педагогов с низким уровнем уменьшилось на 20%. Педагоги познакомились и стали применять в своей работе разные методы и приемы формирования навыков словообразования у детей, воспитатели стали обращать внимание на использование разных видов работ, чаще проводить работу по формированию навыков словообразования, что отражено в их планировании. Приемы формирования навыков словообразования педагоги стали включать не только в непосредственно образовательную деятельность, но и в другие виды совместной деятельности с детьми.
Уровень оснащенности центра речевого развития в экспериментальной группе повысился на 25%, а в контрольной группе на 10%.
На контрольном этапе мы видим, что в экспериментальной группе появились родители с высоким уровнем сформированности представлений и составили 28% человек, в контрольной группе родителей с высоким уров-
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)
47
Galkina Irina Aleksandrovna, Galeyeva Elena Vladimirovna
FORMATION OF WORD-SKILLING SKILLS IN CHILDREN .
pedagogical sciences
нем сформированности представлений мы не выявили. Количество родителей со средним уровнем увеличилось в экспериментальной группе на 4%, в контрольной группе на 2%. Родителей, отнесенных к низкому уровню, стало меньше на 32% в экспериментальной группе и на 5% в контрольной группе. Это означает, что уровень сформированности представлений у родителей о формировании навыков словообразования повысился.
Выводы. Таким образом, организованная нами система работы включающая взаимодействие педагога с детьми, направленное на освоение детьми способов словообразования (формирование у детей обобщенных представлений о способах словопроизводства, освоение правил сочетания языкового материала, словообразования путем соединения друг с другом корневых морфем, либо безафексальным способом по определенным моделям существующим в языке, осознание их вариативности в разных частях речи, перенос умений в самостоятельное продуцирование слов, семантический анализ способов словообразования); практическая работа с педагогами и родителями по формированию готовности к формированию навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и обогащение «центра речевого развития» специально подобранными дидактическими играми, а также дидактическим материалом, игровыми заданиями, рабочей тетрадью направленных на формирование навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста способствовало повышению качества образовательного процесса и повышения уровня компетенции родителей и педагогов в данной области знания и повышения уровня развития навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ибатова Г.Б Состояние словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР (обзор литературных данных)//Проблемы и перспективы развития образования: IIIМеждунар. науч. конф. — Пермь; Меркурий, 2013- С.102- 106. URL https://moluch.ru/conf/ped/ archive/66/3294/ (дата обращения: 04.02.2020).
2. Виноградов В. В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): учеб. пособие для вузов.: М., 2015. — 639 с.
3. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. - М.: Академия, 2012. — 658с.
4. Земская Е.А Словообразование как деятельность.: М., 2012. 22 с.
5. Янко-Триницкая, Н. А. Словообразование в современном русском язык.: М., 2001.-470 с.
6. Иринцеева, З. И. Овладение навыками словообразования при нормальном речевом// Научные исследования: теория, методика и практика Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 81-82.
7. Ледовских, Н. К. Обучение дошкольников использованию словообразовательных и словоизменительных навыков в монологе // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 3. — С. 92—98.
8. Тамбовцева, А. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста.: М., 2015. — 24 с.
9. Цейтлин, С. Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку /Под ред. А. М. Шахнаровича. — М., 2015. — С. 61—67.
10. Белокопытова А.С. Коррекционная работа по формированию операций морфемного анализа у младших школьников с общим недо-развитиемречи//Молодойученый .-2016-№30.-С.376-378. - URL https:// moluch.ru/archive/134/37488/(дата обращения: 04.02.2020)
11. Бабицина А.В, Яговкина Л.С. Особенности словообразовательных компетенций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи// Вестник Курганского государственного университета 2018. № 5. С.96 -99.
12. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. М. Алексеева В. И. Яшина, ; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., пере-раб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2016. — 448 с. — (Сер. Бакалавриат).
13. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. -М.:ТЦ Сфера, 2016.-288с.
14. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду.: М., 2011. —160 с
Статья поступила в редакцию 07.02.2020
Статья принята к публикации 27.05.2020