Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ / ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ / ГЛАГОЛЫ / ИГРОВОЙ МЕТОД / ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Екатерина Магасумьяновна, Городилова Светлана Александровна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения нарушения словообразования у дошкольников с умственной отсталостью, поскольку несформированность данных операций приводит к неполноценной речевой коммуникации, а в дальнейшем обуславливает появление трудностей при освоении орфографии родного языка. Следовательно, требуется поиск эффективных методов логопедической работы по коррекции словообразования у дошкольников с умственной отсталостью. Для проведения эмпирического исследования на основе методик Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.А. Черемухиной, А.М. Шахнарович были составлены диагностические задания, оценивающие уровень сформированности навыка словообразования. В исследовании приняло участие 10 дошкольника с умственной отсталостью. По результатам констатирующего эксперимента у при словообразовании существительных, прилагательных и глаголов дети допускают ошибки в корне слова, заменяют суффиксы; допускают ошибки в выборе окончания слова. Логопедическая работа по коррекции словообразования имен существительных, прилагательных и глаголов с использованием игрового метода у дошкольников с умственной отсталостью доказала свою эффективность (p>0,01). Материалы исследования могут быть использованы логопедами при организации и обеспечении коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF WORD FORMATION DISORDERS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The urgency of the article is due to the necessity to study the violation of word formation in preschool children with mental retardation since the lack of formation of these operations leads to incomplete speech communication, and in the future causes difficulties in mastering the spelling of the native language. Therefore, it is necessary to search for effective methods of speech therapy to correct word formation in preschool children with mental retardation. To conduct an empirical study based on the methods of R.I. Lalaeva, N.V. Serebryakova, G.A. Cheremukhina, A.M. Shakhnarovich, diagnostic tasks were compiled that assess the level of formation of the word formation skill 10 preschoolers with mental retardation participated in the study. According to the results of the ascertaining experiment, when forming nouns, adjectives and verbs, children make mistakes in the root of the word, replace suffixes, and make mistakes in choosing the end of the word. Speech therapy work on the correction of word formation of nouns, adjectives and verbs using the game method in preschool children with mental retardation has proven its effectiveness (p>0.01). The research materials can be used by speech therapists in organizing and providing correctional and developmental work with this category of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.В. Шамарина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и профессионального образования, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел, Россия, e-mail: saxa9999@mail.ru.

С.И. Коробкова, студентка 2 курса, магистрант, ФГБОУ ВО ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел, Россия, e-mail: korobkova.sneshana@yandex.ru., ORCID: 0000-0003-3207-1666.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.V. Shamarina, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Professor of Pedagogy and Vocational Education, Orel state University named after I. S. Turgenev, Orel, Russia

S. I. Korobkova, 2nd year Master's Student, Orel state University named after I. S. Turgenev, Orel, Russia, e-mail: korobkova.sneshana@yandex.ru., ORCID: 0000-0003-3207-1666.

УДК 376 DOI 10.52772/25420291_2021_2_193

Екатерина Магасумьяновна Шилова, Светлана Александровна Городилова

г. Киров

Коррекция нарушений словообразования у дошкольников с умственной отсталостью

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения нарушения словообразования у дошкольников с умственной отсталостью, поскольку несформированность данных операций приводит к неполноценной речевой коммуникации, а в дальнейшем обуславливает появление трудностей при освоении орфографии родного языка. Следовательно, требуется поиск эффективных методов логопедической работы по коррекции словообразования у дошкольников с умственной отсталостью.

Для проведения эмпирического исследования на основе методик Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.А. Черемухиной, А.М. Шахнарович были составлены диагностические задания, оценивающие уровень сформиро-ванности навыка словообразования. В исследовании приняло участие 10 дошкольника с умственной отсталостью.

По результатам констатирующего эксперимента у при словообразовании существительных, прилагательных и глаголов дети допускают ошибки в корне слова, заменяют суффиксы; допускают ошибки в выборе окончания слова.

Логопедическая работа по коррекции словообразования имен существительных, прилагательных и глаголов с использованием игрового метода у дошкольников с умственной отсталостью доказала свою эффективность (p>0,01). Материалы исследования могут быть использованы логопедами при организации и обеспечении коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: умственная отсталость, дошкольники, словообразование, имена существительные, прилагательные, глаголы, игровой метод, игра.

Ekaterina Magasumyanovna Shilova, Svetlana Aleksandrovna Gorodilova

Kirov

Correction of word formation disorders in preschool children with mental retardation

The urgency of the article is due to the necessity to study the violation of word formation in preschool children with mental retardation since the lack of formation of these operations leads to incomplete speech communication, and in the future causes difficulties in mastering the spelling of the native language. Therefore, it is necessary to search for effective methods of speech therapy to correct word formation in preschool children with mental retardation.

To conduct an empirical study based on the methods of R.I. Lalaeva, N.V. Serebryakova, G.A. Cheremukhina, A.M. Shakhnarovich, diagnostic tasks were compiled that assess the level of formation of the word formation skill 10 preschoolers with mental retardation participated in the study.

According to the results of the ascertaining experiment, when forming nouns, adjectives and verbs, children make mistakes in the root of the word, replace suffixes, and make mistakes in choosing the end of the word.

Speech therapy work on the correction of word formation of nouns, adjectives and verbs using the game method in preschool children with mental retardation has proven its effectiveness (p>0.01). The research materials can be used by speech therapists in organizing and providing correctional and developmental work with this category of children with disabilities.

Keywords: mental retardation, preschoolers, word formation, nouns, adjectives, verbs, game method, game.

Одной из наиболее сложных проблем в развитии речи умственно отсталых дошкольников является несформированность процессов словообразования. Данная проблема рассматривается такими учеными как В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев,

Е.С. Кубряков, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, Н.М. Юрьева и др. Ученые отмечают, что нарушение словообразования является одним из аспектов системного недоразвития речи дошкольников с умственной отсталостью. В большинстве иссле-

дований отмечается неумении использовать в экспрессивной речи все части: существительные, прилагательные, глаголы. Поэтому возникает необходимость в систематической работе под руководством логопеда.

Проблема коррекции словообразования у данной категории детей представляется учеными как логопедическая, однако необходимо учитывать и дефектологическую сторону проблемы. С одной стороны, необходима коррекция нарушений речевого развития, в частности словообразования, с другой - в работе должен быть учтен характер нарушения высшей нервной деятельности и психопатологические особенности умственно отсталого ребенка, такие как: инертность, безэмоциональность, пассивность. Поэтому необходимы методические приемы, привлекающие внимание, вызывающие интерес ребенка, создающие положительное эмоциональное отношение к логопедической работе. Этой цели служит игра.

Как отмечает Н.Н. Чистякова, игра для умственно отсталых детей является и игровым методом, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности. Игра имеет две цели: обучающую, которую преследует педагог, и игровую, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга, поэтому игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала умственно отсталыми детьми [5].

Игровой метод, по мнению Ю.Н. Чумичевой, - это основной метод работы с детьми, с умственной отсталостью. В игре сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт [6].

В связи с этим цель использования игровых методов в работе логопеда с умственно отсталыми детьми, как отмечает Т.Б. Уварова, - максимально приблизить процесс овладения навыком словообразования к естественному, неформальному [4].

Работа по формированию навыка словообразования с умственно отсталыми детьми ведется в той же последовательности, что и с детьми без интеллектуальных нарушений, но при ее организации имеется определенная специфика. При организации игры с умственно отсталыми дошкольниками необходимо строгое соблюдение последовательности действий. О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой предложена общая методика организации игр с умственно отсталыми детьми:

1) демонстрация элементов игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла;

2) последующее введение детей в роль и игровую ситуацию;

3) выполнение детьми игровых действий по подражанию;

4) самостоятельное выполнение детьми игровых действий [2].

Основополагающие принципы игры: доступность предлагаемого материала, индивидуальный подход, максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности. При организации игр с умственно отсталыми дошкольниками В.С. Самосват рекомендует использовать словесные приемы: речевой образец, прием имитации, объяснение, указания, словесное упражнение, повторение (сопряженное, отраженное, индивидуальное, хоровое), вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые), оценка детской речи; наглядные приемы: показ предмета, движения, игрушки, картинки; показ с называнием; работа с техническими средствами обучения (фильмы, слайды и т.д.) [6].

Наглядные опоры особенно важны на первых этапах работы по коррекции словообразования. Так М.О. Максимова рекомендует игры, моделирующие словообразовательные процессы на основе картинок. Суть их в том, что логопед показывает детям картинки, а дети должны их разложить, назвать, дать описание и т.д. [3].

На последующих этапах логопедической работы Е.Л. Азарина предлагает использовать игры на образование одной части речи от другой по аналогии, по заданным образцам, на образование слов по рисункам с прибавлением суффиксов, образование от существительных прилагательные по образцу. С помощью игры можно отрабатывать понимание значения слов, различающихся суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное, увеличительное значение, умение сравнивать слова, имеющие различные оценочные суффиксы [1].

Кроме того, как отмечает М.О. Максимова, при помощи игры важно познакомить детей с многозначностью отдельных приставок, а также научить различать приставки и предлоги. Для этого используются следующие виды игр: вставить подходящие по смыслу слова, вставить нужные приставки и т.д. Также важно закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил, включать новые слова в словосочетания и предложения, использовать их в своей речевой практике, выделять морфемы, уметь подбирать примеры [3].

С целью изучения возможностей игрового метода в коррекции словообразования у дошкольников с умственной отсталостью на базе Кирово-Чепецкого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья нами было проведено собственное исследование. В нем приняли участие 10 дети 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости. На основе методик Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой,

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ _ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-0291

Г.А. Черемухиной, А.М. Шахнарович были составлены диагностические задания, оценивающие уровень сформированности показателей навыка словообразования.

Результаты диагностики показали, что при словообразовании существительных, прилагательных и глаголов дети допускают ошибки в корне слова, заменяют необходимые суффиксы на более удобные и знакомые; допускают ошибки в выборе окончания слова. Наибольшие трудности в словообразовании существительных возникли при словообразовании детенышей животных и уменьшительно-ласкательной форме существительных. При словообразовании прилагательных и глаголов

выявлено искажение мотивируемого слова, неправильный выбор окончания при правильно выбранном суффиксе, использование словоизменения вместо словообразования.

На основании полученных результатов разработана программа, целью которой была коррекция словообразования у дошкольников с умственной отсталостью. Реализация программы основывалась на рекомендованных учеными принципах развивающего обучения, наглядности, доступности, индивидуального подхода.

Работа по программе проводилась с каждым ребенком индивидуально и включала следующие этапы (таблица 1):

Таблица 1

Этапы логопедической работы в рамках программы коррекции словообразования у дошкольников

с умственной отсталостью

Этапы Содержание Примеры игр

1 - Формирование словообразования существительных 1) образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (сначала - формы с продуктивных суффиксом - ик - ; затем - с менее продуктивными суффиксами - чик-; - очк -; - ечк-; - ц -); 2) образование существительных с помощью суффикса - ниц - со значение вместилища; 3) образование существительных с помощью суффикса - инк -; 4) образование названий детёнышей животных и птиц; 5) образование существительных, обозначающих профессии, с помощью следующих суффиксов: - щик -; -чик -; - иц -; - ниц - . "Назови ласково", "Девочка Маша и кукла Наташа идут на прогулку", "Самый маленький гном", "Что это?", "Что где хранится?", "Что для чего?", "Измени слово", "Родители и дети", "Собери семью", "Помоги Незнайке", "Гости", "В гостях у бабушки в деревне", "Как назвать того, кто...?" и другие

2 - Формирование словообразования прилагательных 1) образование прилагательных от существительных по плану: а) образование притяжательных прилагательных (сначала - с суффиксом - ин -; затем - с суффиксом - у -); б) образование качественных прилагательных; в) образование относительных прилагательных (сначала - с суффиксом - ов -; затем с суффиксом - н -); "Угадай кто хозяин?", "Чей, чья, чье, чьи?", "Рисунок сказочного животного", "Найди ошибки Незнайки", "Скажи какой?", "Назови какой дом", "Деревья", "Волшебные превращения" и другие

3 - Формирование словообразования глаголов 1) образование возвратных глаголов; 2) образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов. 3) дифференциации приставочных глаголов (приставки в-; вы-; при-; от-; у-; пере-) "Чем отличаются слова?", "Действие по картинке", "Что делает мальчик?", "Назови слова", "Чем отличаются слова?", "Покажи картинку", "Кто что делает?", "Добавить слово, обозначающее действие", "Словарный конструктор", "Исправь ошибки и другие

В зависимости от уровня их интеллектуального развития, восприятия материала, особенностей речевого развития в занятия включались игры, направленные на развитие остальных компонентов речи: орального праксиса; правильного дыхания; фонематических процессов (анализ, синтез, представления, восприятие) и т.д.

При организации игр с детьми соблюдались определенные условия. В связи с быстрой утомляемостью, склонностью к охранительному торможению, проводилась частая смена видов деятель-

ности, переключение с одной формы работы на другую. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков работа проводилась в медленном темпе с многократными повторениями.

После окончания работы с детьми проведена итоговая диагностика. Анализ результатов детей, полученных до и после их участия в коррекцион-ной программе, позволил выявить положительную динамику в уровне сформированности словообразования существительных, прилагательных и глаголов (таблица 2):

Таблица 2

Различия в выраженности уровня словообразования у детей до и после их участия

в коррекционной программе

Критерии оценки Средние значения Статистические различия

констатирующий этап контрольный этап

Словообразование существительных 8,9 11,4 p<0.01**

Словообразование прилагательных 7,2 10,1 p<0.01**

Словообразование глаголов 7,7 10 p<0.05*

Общий уровень сформированности навыков словообразования 23,8 31,5 p<0.01**

Проведенный сравнительный анализ позволил выявить статистические различия в показателях общего уровня словообразования, в том числе словообразования существительных, прилагательных и глаголов до и после участия детей в коррек-ционной программе. Все показатели изменились в сторону улучшения. Качественно характеризуя различия, необходимо отметить, что дети стали допускать меньше ошибок в корне слова, меньше заменять необходимые суффиксы на более удобные и знакомые, меньше допускали ошибок при выборе окончания слова. В словообразовании прилагательных и глаголов дети стали меньше искажать мотивирующие слова, научились более правильно использовать словообразование, а не словоизменение. При словообразовании глаголов дошкольники стали более точно образовывать слова со стечением двух одинаковых согласных,

которые образуются при присоединении к слову определенных приставок.

Кроме того, дети научились слушать инструкцию, переспрашивать, если что-то не поняли, действовать согласно инструкции, стали более самостоятельными в попытках найти правильное решение для образования существительных, прилагательных и глаголов.

Таким образом, при помощи сравнительного анализа выявлена положительная динамика в уровне сформированности навыков словообразования существительных, прилагательных и глаголов у детей как результат их участия в коррекци-онной программе на основе игры. Следовательно, использование игрового метода в логопедической работе по коррекции словообразования у дошкольников с умственной отсталостью является эффективным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азарина, Е.Л. Развитие словообразовательных навыков у школьников с ОВЗ / Е. Л. Азарина. - Текст : электронный // Наша сеть : образоват. соц. сеть. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2016/06/02/razvitie-slovoobrazovatelnyh-navykov-u-shkolnikov-s-ovz (дата обращения: 02.06.2016).

2. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина,

H.Д. Соколова. - Москва : Просвещение, 1995. - 72 с. - Текст : непосредственный.

3. Максимова, М.О. Приемы формирования навыков морфемного и словообразовательного анализа у учащихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и на логопедических занятиях / М.О. Максимова. - Текст : электронный // Специальное образование. - 2008. - № 11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-formirovaniya-navykov-morfemnogo-i-slovoobrazovatelnogo-analiza-u-uchaschihsya-s-narusheniem-intellekta-na-urokah-russkogo.

4. Уварова, Т.Б. Формирование грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. Б. Уварова. - Москва, 2011. -Текст : непосредственный.

5. Чистякова, Н.Н. Игры и игровые приёмы для развития речи детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Н. Н. Чистякова. - Текст : электронный // Портал педагога. - URL: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=24095 (дата обращения: 06.10.2017).

6. Чумичева, Ю.Н. Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий / Ю.Н. Чумичева. - Текст : электронный // Мультиурок : электрон. журн. - URL: https://multiurok.ru/files/-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta-sreds.html.

REFERENCES

I. Azarina E.L. Razvitie slovoobrazovatel'nyh navykov u shkol'nikov s OVZ [Development of word-formation skills among students with disabilities]. Nasha set': obrazovat. soc. set' [Our network]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2016/06/02/razvitie-slovoobrazovatelnyh-navykov-u-shkolnikov-s-ovz (Accessed 02.06.2016).

2. Gavrilushkina O.P., Sokolova N.D. Vospitanie i obuchenie umstvenno otstalyh doshkol'nikov [Education and training of mentally retarded preschoolers]. Moscow: Prosveshhenie, 1995. 72 p.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 196_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_ 2542-0291

3. Maksimova M.O. Priemy formirovanija navykov morfemnogo i slovoobrazovaternogo analiza u uchashhihsja s narusheniem intellekta na urokah russkogo jazyka i na logopedicheskih zanjatijah [Methods of forming the skills of morphemic and wordformation analysis among students with intellectual disabilities in Russian language lessons and in speech therapy classes]. Spe-cial'noe obrazovanie [Special education], 2008, no. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-formirovaniya-navykov-morfemnogo-i-slovoobrazovatelnogo-analiza-u-uchaschihsya-s-narusheniem-intellekta-na-urokah-russkogo.

4. Uvarova T.B. Formirovanie grammaticheskoj storony rechi doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi na osnove primenenija nagljadno-igrovyh sredstv. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of the grammatical side of speech of preschoolers with general speech underdevelopment based on the use of visual-play tools. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 2011.

5. Chistjakova N.N. Igry i igrovye prijomy dlja razvitija rechi detej s umerennoj i tjazhjoloj umstvennoj otstalost'ju [Games and play techniques for the development of the speech of children with moderate and severe mental retardation]. Portalpedagoga [Teacher'sportal]. URL: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=24095 (Accessed 06.10.2017).

2. Chumicheva Ju.N. Korrekcija rechi detej doshkol'nogo vozrasta sredstvami igrovyh tehnologij [Correction of speech of preschool children by means of gaming technologies]. Mul'tiurok: jelektron. zhurn. [Multi-lesson]. URL: https://multiurok.ru/files/-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta-sreds.html.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.М. Шилова, магистрант, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: yekaterina.shilova.84@mail.ru.

С.А. Городилова, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-6101-5965.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.M. Shilova, Master's Student, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: yekaterina.shilova.84@mail.ru.

S.A. Gorodilova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Defectology, Vyatka State University. Kirov, Russia, e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-6101-5965.

УДК 373.24 DOI 10.52772/25420291_2021_2_197

Юлия Михайловна Штольц г. Луганск, ЛНР

Реализация процесса духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждения образования

Данная статья посвящена проблеме реализации духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание старших дошкольников как одна из важнейших составляющих здоровья, а также проведен теоретический анализ данного понятия и определены некоторые пути организации обозначенного педагогического процесса. Приведено описание образовательной программы дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра». Обоснованы особенности реализации данной программы в условиях дошкольного образовательного учреждения: указаны цель, задачи, принципы, примеры тем для занятий по духовно-нравственному воспитанию и их программное содержание, а также формы организации совместной деятельности. Представленный в статье материал позволяет сделать вывод, что совместная деятельность педагогов, родителей и детей способствует формированию духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольное образование, старший дошкольный возраст, процесс воспитания, учреждение образования, духовно--нравственные качества.

Yulia Mikhailovna Stolz

Lugansk, LPR

Realization of the process of spiritual and moral education in older preschool children in

the conditions of an educational institution

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article is devoted to the problem of the implementation of spiritual and moral education in older preschool children in a preschool educational institution. The article examines the spiritual and moral education of senior preschoolers as one of the most important components of health, as well as a theoretical analysis of this concept and identifies some ways of organizing the indicated pedagogical process. The description of the educational program of preschool education on spiritual and moral education "On the Way of Goodness" is given. The features of the implementation of this program in the conditions of a preschool educational institution are substantiated: the goal, objectives, principles, examples of topics for classes in spiritual and moral education and their program content, as well as forms of organizing joint activities are indicated. The material presented in the article allows us to conclude that the joint activity of teachers, parents and children contributes to the formation of spiritual and moral qualities in older preschool children.

Keywords: spiritual and moral education, preschool education, senior preschool age, upbringing process, educational institution, spiritual and moral qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.