Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВОВ'

ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / КОЛЛЕКТИВОВ / НАБЛЮДЕНИЕ / БЕСЕДА / АНАЛИЗ / ТЕМПЕРАМЕНТ / МЕТОДИКА 7 РАДИКАЛОВ / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смеянов С.Н., Формов Е.А., Древинг В.А.

В данной статье рассматривается диагностика функционирования коллективов, посредством которой руководитель может провести анализ коллектива, выявить существующие проблемы и найти способы их решения, что будет способствовать повышению производительности труда работников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВОВ»

УДК 65.015

Смеянов С.Н.

канд. пед. наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, РФ Формов Е.А. курсант

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, РФ Древинг В.А. курсант

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, РФ

ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВОВ Аннотация

В данной статье рассматривается диагностика функционирования коллективов, посредством которой руководитель может провести анализ коллектива, выявить существующие проблемы и найти способы их решения, что будет способствовать повышению производительности труда работников.

Ключевые слова

Диагностика, коллективов, наблюдение, беседа, анализ, темперамент, методика 7 радикалов, психология.

В настоящее время психика человека подвержена многочисленному негативному влиянию, например, ускоренному темпу жизни, политической обстановкой, сравнению своей личности с другими людьми, вследствие использования социальных сетей. Данное влияние может привести к проблемам в адаптации работника и его отношениях с другими сотрудниками. Для предотвращения данных негативных ситуаций руководитель должен проводить диагностику функционирования коллективов.

Управление коллективами — непосредственная работа с людьми. Очень важно для управления людьми знать психологию человека. Характер и психические предрасположенности человека непосредственно определяют его поведение. Поэтому очень важно своевременно определить их.

Для решения описанной проблемы, необходимо проводить диагностику коллективов. Она является определением особенностей психики личности или коллектива [1].

Диагностика функционирования коллективов — важнейшее средство в руках руководителя, позволяющее выявить и реализовать способы для управления коллективом.

Диагностику функционирования коллективов можно разделить на два этапа:

1. Сбор информации.

2. Анализ информации.

Сбор информации

В современной психологии существуют большое количество методов, направленных на получение информации о функционировании. Основными из них являются:

а) Наблюдение

б) Изучение документов

в) Беседа

Наблюдение — целенаправленное восприятие поведенческих характеристик работника, обусловленное задачей выявления предрасположенности к нарушениям дисциплины.

При применении данного метода фиксируется особенности поведения работниках в различных ситуациях его деятельности в неофициальной обстановке. При этом необходимо обратить внимание на следующие критерии: характер взаимодействия, уровень взаимопонимания, наличие одобрений и упреков, готовность к взаимопомощи или недоброжелательность.

Данный метод помогает выявить индивидуальные особенности и эмоциональное состояние человека.

Изучение документов позволяет на основе имеющейся информации выдвинуть предположения о предрасположенности работников к определенным видам деятельности и определить наличие склонностей к отклоняющемуся поведению.

Беседа — изучение индивидуальных особенностей личности работника на основе анализа содержания его устных ответов на заранее определённый перечень вопросов. В ходе нее руководитель может понять взгляды подчиненного, его убеждения идеалы.

Наилучший результат можно достичь при проведении беседы в непринуждённой обстановке, например, во время обеда. Очень важно достичь доверительного общения с подчиненным.

Анализ информации

Для того чтобы сформулировать правильные выводы о состоянии отношений в коллективе необходимо правильно интерпретировать полученные результаты.

Необходимо провести систематический анализ, в процессе которого руководителем изучаются и сопоставляются выявленные факты, выделяются наиболее характерные особенности личности подчинённого.

В первую очередь нужно выявить наследственную предрасположенность работника к суициду, алкоголизму и наркозависимости, а также определить группы наибольшего контроля.

Очень важно провести диагностику коллективов на ранних этапах работы организации, чтобы избежать ошибок в управлении в будущем.

Заключительным этапом в проведении анализа информации, полученной в результате ее сбора посредством методов, описанных выше, может являться определение темперамента личности и изучения ее характера.

Изучение характера работника — разложение характера человека на составляющие его радикалы. Российский психолог Виктор Пономаренко описывал методику 7 радикалов, в которую включал:

1. Истероидный;

2. Элиптоидный;

3. Паранойальный;

4. Эмотивный;

5. Тревожный;

6. Шизоидный;

7. Гипертимный.

Определение характера человека и его темперамента даст руководителю информацию, посредством использования которой возможно грамотно распределить работников, таким образом, чтобы они во взаимоотношениях друг с другом действовали как единая система, давали наилучший результат.

Таким образом, при проведении диагностики коллективов, выделяются приоритетные направления деятельности, распределяются задачи по времени и должностным лицам, а также наиболее эффективные

формы и методы для решения проблемы. Список использованной литературы:

1. http://wikipedia.org/wiki/Психодиогностика (24.01.2022 г.)

2. Пономаренко В.В. Практическая характерология: методика 7 радикалов — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 224 с.

© Смеянов С.Н., Формов Е.А., Древинг В.А., 2022

УДК 316.624

Ткаченко О.В.

доктор социологических наук, доцент ВолгГМУ,

г. Волгоград, РФ Семенцова Н.О. студентка ВолгГМУ, г. Волгоград, РФ

ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Аннотация

Социальные изменения, которые претерпело современное общество за последние несколько лет из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, оказали влияние на образ жизни подростков, которые ввиду психоэмоциональной гибкости, отсутствия развитых адаптационных способностей, несформировавшихся инструментов самоконтроля, переносили большинство сфер своей жизни в виртуальную среду, что способствовало возникновению интернет-аддиктивного поведения.

Ключевые слова

Интернет-аддикция, подростки, пандемия, социальные изменения, виртуальная среда.

В современном, информационном обществе можно говорить о высокой вероятности смещения вектора зависимого поведения подростков. Коронавирусная инфекция изменила жизни многих людей, переместив большую часть их деятельности в виртуальную среду, что произошло и с подростками. Глобальное погружение подростков в интернет-пространство, которое усилилось необходимостью учиться, общаться, развлекаться, находясь в социальной изоляции, привело к возникновению новых видов зависимостей.

Распространение интернет-аддиктции в подростковой среде актуализирует его более детальное исследование, в котором приняли участие 230 подростков (45% юношей и 55% девушек), в возрасте от 17 до 18 лет, учащиеся общеобразовательных школ города Волгограда. Опрос проводился посредствам сервиса Онлайн-опрос. В рамках данной статьи авторы хотели бы рассмотреть следующие индикаторы интернет-аддикции: длительность пребывания в сети, эмоциональная реакция на интернет-ограничения, самочувствие во время пребывания в вынужденной самоизоляции.

Первым важным критерием зависимого поведения является длительность пребывания в интернете современного подростка. Так, по результатам опроса 39% опрошенных весь день проводили в интернете (от 8 до 10 часов), 35% - признались, что сидят в интернете днем и вечером (6-8 часов), 17% респондентов во время пандемии находились в интернете 2-4 часа в день, преимущественно в рамках учебной деятельности и только 9% в течение дня находились в интернет - пространстве не больше 2 часов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.