УДК 65.015
Смеянов С.Н.
канд. пед. наук, доцент
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, РФ Формов Е.А. курсант
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, РФ Древинг В.А. курсант
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, РФ
ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВОВ Аннотация
В данной статье рассматривается диагностика функционирования коллективов, посредством которой руководитель может провести анализ коллектива, выявить существующие проблемы и найти способы их решения, что будет способствовать повышению производительности труда работников.
Ключевые слова
Диагностика, коллективов, наблюдение, беседа, анализ, темперамент, методика 7 радикалов, психология.
В настоящее время психика человека подвержена многочисленному негативному влиянию, например, ускоренному темпу жизни, политической обстановкой, сравнению своей личности с другими людьми, вследствие использования социальных сетей. Данное влияние может привести к проблемам в адаптации работника и его отношениях с другими сотрудниками. Для предотвращения данных негативных ситуаций руководитель должен проводить диагностику функционирования коллективов.
Управление коллективами — непосредственная работа с людьми. Очень важно для управления людьми знать психологию человека. Характер и психические предрасположенности человека непосредственно определяют его поведение. Поэтому очень важно своевременно определить их.
Для решения описанной проблемы, необходимо проводить диагностику коллективов. Она является определением особенностей психики личности или коллектива [1].
Диагностика функционирования коллективов — важнейшее средство в руках руководителя, позволяющее выявить и реализовать способы для управления коллективом.
Диагностику функционирования коллективов можно разделить на два этапа:
1. Сбор информации.
2. Анализ информации.
Сбор информации
В современной психологии существуют большое количество методов, направленных на получение информации о функционировании. Основными из них являются:
а) Наблюдение
б) Изучение документов
в) Беседа
Наблюдение — целенаправленное восприятие поведенческих характеристик работника, обусловленное задачей выявления предрасположенности к нарушениям дисциплины.
При применении данного метода фиксируется особенности поведения работниках в различных ситуациях его деятельности в неофициальной обстановке. При этом необходимо обратить внимание на следующие критерии: характер взаимодействия, уровень взаимопонимания, наличие одобрений и упреков, готовность к взаимопомощи или недоброжелательность.
Данный метод помогает выявить индивидуальные особенности и эмоциональное состояние человека.
Изучение документов позволяет на основе имеющейся информации выдвинуть предположения о предрасположенности работников к определенным видам деятельности и определить наличие склонностей к отклоняющемуся поведению.
Беседа — изучение индивидуальных особенностей личности работника на основе анализа содержания его устных ответов на заранее определённый перечень вопросов. В ходе нее руководитель может понять взгляды подчиненного, его убеждения идеалы.
Наилучший результат можно достичь при проведении беседы в непринуждённой обстановке, например, во время обеда. Очень важно достичь доверительного общения с подчиненным.
Анализ информации
Для того чтобы сформулировать правильные выводы о состоянии отношений в коллективе необходимо правильно интерпретировать полученные результаты.
Необходимо провести систематический анализ, в процессе которого руководителем изучаются и сопоставляются выявленные факты, выделяются наиболее характерные особенности личности подчинённого.
В первую очередь нужно выявить наследственную предрасположенность работника к суициду, алкоголизму и наркозависимости, а также определить группы наибольшего контроля.
Очень важно провести диагностику коллективов на ранних этапах работы организации, чтобы избежать ошибок в управлении в будущем.
Заключительным этапом в проведении анализа информации, полученной в результате ее сбора посредством методов, описанных выше, может являться определение темперамента личности и изучения ее характера.
Изучение характера работника — разложение характера человека на составляющие его радикалы. Российский психолог Виктор Пономаренко описывал методику 7 радикалов, в которую включал:
1. Истероидный;
2. Элиптоидный;
3. Паранойальный;
4. Эмотивный;
5. Тревожный;
6. Шизоидный;
7. Гипертимный.
Определение характера человека и его темперамента даст руководителю информацию, посредством использования которой возможно грамотно распределить работников, таким образом, чтобы они во взаимоотношениях друг с другом действовали как единая система, давали наилучший результат.
Таким образом, при проведении диагностики коллективов, выделяются приоритетные направления деятельности, распределяются задачи по времени и должностным лицам, а также наиболее эффективные
формы и методы для решения проблемы. Список использованной литературы:
1. http://wikipedia.org/wiki/Психодиогностика (24.01.2022 г.)
2. Пономаренко В.В. Практическая характерология: методика 7 радикалов — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 224 с.
© Смеянов С.Н., Формов Е.А., Древинг В.А., 2022
УДК 316.624
Ткаченко О.В.
доктор социологических наук, доцент ВолгГМУ,
г. Волгоград, РФ Семенцова Н.О. студентка ВолгГМУ, г. Волгоград, РФ
ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
Аннотация
Социальные изменения, которые претерпело современное общество за последние несколько лет из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, оказали влияние на образ жизни подростков, которые ввиду психоэмоциональной гибкости, отсутствия развитых адаптационных способностей, несформировавшихся инструментов самоконтроля, переносили большинство сфер своей жизни в виртуальную среду, что способствовало возникновению интернет-аддиктивного поведения.
Ключевые слова
Интернет-аддикция, подростки, пандемия, социальные изменения, виртуальная среда.
В современном, информационном обществе можно говорить о высокой вероятности смещения вектора зависимого поведения подростков. Коронавирусная инфекция изменила жизни многих людей, переместив большую часть их деятельности в виртуальную среду, что произошло и с подростками. Глобальное погружение подростков в интернет-пространство, которое усилилось необходимостью учиться, общаться, развлекаться, находясь в социальной изоляции, привело к возникновению новых видов зависимостей.
Распространение интернет-аддиктции в подростковой среде актуализирует его более детальное исследование, в котором приняли участие 230 подростков (45% юношей и 55% девушек), в возрасте от 17 до 18 лет, учащиеся общеобразовательных школ города Волгограда. Опрос проводился посредствам сервиса Онлайн-опрос. В рамках данной статьи авторы хотели бы рассмотреть следующие индикаторы интернет-аддикции: длительность пребывания в сети, эмоциональная реакция на интернет-ограничения, самочувствие во время пребывания в вынужденной самоизоляции.
Первым важным критерием зависимого поведения является длительность пребывания в интернете современного подростка. Так, по результатам опроса 39% опрошенных весь день проводили в интернете (от 8 до 10 часов), 35% - признались, что сидят в интернете днем и вечером (6-8 часов), 17% респондентов во время пандемии находились в интернете 2-4 часа в день, преимущественно в рамках учебной деятельности и только 9% в течение дня находились в интернет - пространстве не больше 2 часов.