Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ПАНДЕМИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко О.В., Семенцова Н.О.

Социальные изменения, которые претерпело современное общество за последние несколько лет из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, оказали влияние на образ жизни подростков, которые ввиду психоэмоциональной гибкости, отсутствия развитых адаптационных способностей, несформировавшихся инструментов самоконтроля, переносили большинство сфер своей жизни в виртуальную среду, что способствовало возникновению интернет-аддиктивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

формы и методы для решения проблемы. Список использованной литературы:

1. http://wikipedia.org/wiki/Психодиогностика (24.01.2022 г.)

2. Пономаренко В.В. Практическая характерология: методика 7 радикалов — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 224 с.

© Смеянов С.Н., Формов Е.А., Древинг В.А., 2022

УДК 316.624

Ткаченко О.В.

доктор социологических наук, доцент ВолгГМУ,

г. Волгоград, РФ Семенцова Н.О. студентка ВолгГМУ, г. Волгоград, РФ

ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Аннотация

Социальные изменения, которые претерпело современное общество за последние несколько лет из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, оказали влияние на образ жизни подростков, которые ввиду психоэмоциональной гибкости, отсутствия развитых адаптационных способностей, несформировавшихся инструментов самоконтроля, переносили большинство сфер своей жизни в виртуальную среду, что способствовало возникновению интернет-аддиктивного поведения.

Ключевые слова

Интернет-аддикция, подростки, пандемия, социальные изменения, виртуальная среда.

В современном, информационном обществе можно говорить о высокой вероятности смещения вектора зависимого поведения подростков. Коронавирусная инфекция изменила жизни многих людей, переместив большую часть их деятельности в виртуальную среду, что произошло и с подростками. Глобальное погружение подростков в интернет-пространство, которое усилилось необходимостью учиться, общаться, развлекаться, находясь в социальной изоляции, привело к возникновению новых видов зависимостей.

Распространение интернет-аддиктции в подростковой среде актуализирует его более детальное исследование, в котором приняли участие 230 подростков (45% юношей и 55% девушек), в возрасте от 17 до 18 лет, учащиеся общеобразовательных школ города Волгограда. Опрос проводился посредствам сервиса Онлайн-опрос. В рамках данной статьи авторы хотели бы рассмотреть следующие индикаторы интернет-аддикции: длительность пребывания в сети, эмоциональная реакция на интернет-ограничения, самочувствие во время пребывания в вынужденной самоизоляции.

Первым важным критерием зависимого поведения является длительность пребывания в интернете современного подростка. Так, по результатам опроса 39% опрошенных весь день проводили в интернете (от 8 до 10 часов), 35% - признались, что сидят в интернете днем и вечером (6-8 часов), 17% респондентов во время пандемии находились в интернете 2-4 часа в день, преимущественно в рамках учебной деятельности и только 9% в течение дня находились в интернет - пространстве не больше 2 часов.

Далее мы изучили неконтролируемую эмоциональную реакцию подростка на ограничения пребывания в сети. Результаты опроса показали, что 34% при каждом эпизоде ограничения проявляют агрессию, гнев, 40% респондентов такие же эмоциональные всплески происходят эпизодически. И только 26% респондентов полностью могут контролировать свою эмоциональную реакцию и спокойно покидают виртуальную реальность, переключая внимание на реальную жизнь. Стоит так, же отметить, что около 50% опрошенных проявляют признаки абстиненции при отсутствии возможности погрузится в виртуальную реальность, которая проявляется в повышенной тревожности, нервозности, бессонницы. Многие подростки отметили, что такие симптомы у них стали появляется именно в период самоизоляции.

Так же мы изучили степень выраженности стрессового состояния от вынужденной самоизоляции. По результатам нашего исследования, 81% респондентов не испытывает существенного стрессового состояния. 11% подростков испытывают его эпизодически и только 8% опрошенных обозначили у себя наличие таких симптом как апатия, подавленное состояние, нежелание общаться и т.д.

Таким образом, период пандемии способствовал развитию интернет-аддитивного поведения у подростков. Исследование показало, что большая часть подростков не представляют свою жизни без сети интернет, в которой проводят большую часть своего времени и реализуют все актуальные потребности. Они болезненно реагируют на невозможность попасть в виртуальную реальность, а чувствую себя комфортно, только при наличии постоянного доступа в Сеть. Большая часть подростков демонстрируют симптомы интернет-аддикции, что требуют соответствующего отклика со стороны родителей, педагогов, социальных работников.

Список использованной литературы:

1. Киселева Т.Г. Психологический анализ интернет-аддикции в подростковой и молодежной среде / Т.Г. Киселева // Человек в условиях неопределенности: материалы конф. - Самара, 2018. - 199-209 с.

2. Кравченко С. В. Интернет-аддикция детей и подростков в современном обществе / С. В. Кравченко // Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития: материалы конф. - Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2018. - 142-146 с.

© Ткаченко О.В., Семенцова Н.О., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.