Научная статья на тему 'Значение лидерства и лидеров в воинском коллективе'

Значение лидерства и лидеров в воинском коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1682
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕР / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смеянов С.Н., Перепёлкин М.И.

Рассмотрена проблема лидерства в воинском коллективе. Определена роль лидерства и лидеров в воинском коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение лидерства и лидеров в воинском коллективе»

УДК 316.46:355

С.Н. Смеянов

к.п.н., старший преподаватель кафедры УПДП ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, РФ Е-тай: ssn78@bk.ru М.И. Перепёлкин курсант факультета ИАО ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, РФ

ЗНАЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВА И ЛИДЕРОВ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация

Рассмотрена проблема лидерства в воинском коллективе. Определена роль лидерства и лидеров в воинском коллективе.

Ключевые слова:

Лидерство, лидер, воинский коллектив

Существуют различные мнения в определении понятия лидерства. Наиболее полное определение сформулировал известный в этой области исследователь Юкл: «... лидерство включает влияние на цели в задачах и стратегии, влияние на обязательства и управляемость в поведении, сопровождающем задачи, направленные на достижение цели, влияние на групповую сплочённость и идентификацию...». [1]. Исходя из этого определения можно сформулировать основную задачу лидерства применительно к воинскому коллективу - создание целеустремлённой, сплочённой команды, усилия которой были бы направлены на достижение единой цели, отвечающей общей стратегии воинского коллектива в целом.

Поэтому при назначении младших командиров в структурных подразделениях следует очень внимательно относиться к выбору будущего руководителя. Командир любого структурного подразделения, являясь лидером воинского коллектива, в первую очередь является лидером формальным. При выборе руководителя, обладающего не только необходимыми профессиональными качествами, но и лидерскими качествами, то есть способностью вести за собой коллектив к достижению общей, поставленной руководством цели, успех подразделения в различных сферах его деятельности наиболее вероятен. А при правильном выборе младших командиров также может быть решена проблема возможных неуставных взаимоотношений.

Настоящий лидер в своей деятельности должен не только управлять, но и воодушевлять подчинённых своим оптимизмом, уметь вызвать у подчинённых желание пойти за своим командиром в любой ситуации, строить повседневную деятельность на взаимном доверии и уважении. Одним словом истинный лидер является руководителем по призванию. Но все-таки лидерству можно и нужно учиться. Многие люди имеют достаточный потенциал стать хорошими организаторами. Как и многие другие навыки, лидерство требует времени, тренировки и работы над ошибками. Одно из главных качеств, наличие которого делает человека лидером, это его способность заботиться о других. Также немаловажным качеством лидера является чувство поставленной цели. Лидер намечает цель и указывает куда двигаться. Главное призвание лидера -согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов.

Люди следуют за лидером тогда, когда они разделяют его видение различных проблем и поставленные цели.

Самое эффективное руководство основано на личном примере, умении воодушевить, уважении и

умении быстро принимать решения.

Известный исследователь Залезник описывает лидеров, как «влияющих на настроение, вызывающих образы и надежды, утверждающих специфические желания и цели ... Конечным результатом подобного влияния является изменение мнения людей о том, что такое желательно, возможно и необходимо» [1].

По мнению авторов, успешный лидер в воинском коллективе должен обладать следующими характеристиками:

1. Уверенность в собственных силах, личностная харизма.

2. Способность разрабатывать несколько проблем одновременно.

3. Быстрая оценка и понимание ситуации.

4. Способность брать управление на себя.

5. Наличие цели.

6. Настойчивость в достижении поставленной цели.

7. Способность к сотрудничеству.

8. Инициативность.

9. Энергичность.

10. Идентификация себя с военным делом.

11. Чувство юмора.

12. Цельность личностного идеала.

13. Гибкость.

14. Устойчивость к стрессу.

15. Устойчивость в ситуации неопределённости.

Следует отметить, что в любом воинском коллективе наряду с формальной, то есть официальной структурой взаимоотношений существует и неформальная, то есть неофициальная структура взаимоотношений личного состава подразделения. При этом официальные взаимоотношения регламентируются уставами, а неофициальные не регламентируются никем и ничем. И для руководителя подразделения очень важно, чтобы неформальные группы не доминировали в коллективе. Для того чтобы контролировать влияние неформальных отношений в коллективе, руководитель должен иметь чёткое представление о том, как и почему функционирует неформальная организация. Поняв сущность неформальной группы, руководитель должен сконцентрировать свои усилия на том, чтобы действия этой группы не только не противоречили концепции позитивного развития воинского коллектива, но и оказывали в этом содействие.

В контексте (официальной и неформальной структур взаимоотношений в воинском коллективе) под лидерством понимается поведение человека, обусловленное наличием способностей, качеств, которые обеспечивают ведущее положение в группе; а под руководством понимается поведение, обусловленное официальной ролью человека, на которого возложены функции управления коллективом.

Для вовлечения неформальных групп в концепцию позитивного развития воинского коллектива необходимо, в первую очередь, смириться с тем фактом, что неформальные группы существуют и будут существовать вне зависимости от того, что делает руководитель. Затем нужно попытаться понять, насколько может быть ценной неформальная группа в достижении целей структурного воинского подразделения, выявить неформальных лидеров, чтобы управлять ими для объединения своих усилий в необходимом направлении.

Таким образом, лидерство и лидеры в воинском коллективе играют существенную роль, и очень важно при выборе младших командиров производить тщательный отбор, для выявления лиц, наиболее способных к данному виду деятельности.

Список использованной литературы: 1. Мэтс Элвессон. Организационная культура/Пер. с англ. - Х.: Изд-во Гуманитарный Центр. 2005, - 460 с.

© Смеянов С.Н., Перепёлкин М.И., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.