Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА'

ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / ОБОБЩЕННЫЙ ПЛАН ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байгутлин Рафик Ражапович, Романов Петр Юрьевич, Токмазов Георгий Васильевич

В статье представлен общий алгоритм проведения диагностики профессионального воспитания студентов, дано описание комплекса критериев эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов. При проведении диагностики учитывался тот факт, что проблемой и ее предметом является не только та или иная негативная ситуация в профессиональном воспитании студентов, но и новые или незнакомые обстоятельства, результаты, характеристики. Процесс диагностики сформированности общекультурных компетенций студентов вузов представлен в виде последовательности действий: сбор информации, установление причин неуспешности профессионального воспитания, формулировка возможного решения и его обоснование, контроль ход реализации принятого решения и оценка результатов его исполнения. Сбор и анализ информации позволил выявить проблему обеспечения эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов, дал возможность сократить число факторов, критериев, индикаторов, которые должны быть учтены при исследовании и соответственно уменьшить объём работы по сбору и анализу информации. В статье обоснованы и содержательно раскрыты критерии и показатели оценки эффективности профессионального воспитания студентов с учетом особенностей образовательной деятельности гуманитарного вуза, выделены и уточнены признаки каждого уровня эффективности профессионального воспитания студентов. Авторами представлен комплекс критериев, апробированный им в ходе экспериментальной работы по решению проблемы профессионального воспитания студентов и их подготовки к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байгутлин Рафик Ражапович, Романов Петр Юрьевич, Токмазов Георгий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE EFFECTIVENESS OF THE PROFESSIONAL EDUCATION PROCESS OF HUMANITARIAN UNIVERSITY STUDENTS

The article presents a general algorithm for the diagnosis of professional education of students, describes a set of criteria for the effectiveness of the formation of general cultural competencies of university students. During the diagnostics, the fact was taken into account that the problem and its subject is not only one or another negative situation in the professional education of students, but also new or unfamiliar circumstances, results, characteristics. The process of diagnosing the formation of general academic competencies of university students is presented in the form of a sequence of actions: collecting information, establishing the reasons for the failure of vocational education, formulating a possible decision and its justification, monitoring the implementation of the decision and evaluating the results of its implementation. The collection and analysis of information made it possible to identify the problem of ensuring the effectiveness of the formation of general cultural competencies of university students, made it possible to reduce the number of factors, criteria, indicators that should be taken into account in the study and, accordingly, reduce the amount of work on collecting and analyzing information. The article substantiates and meaningfully reveals the criteria and indicators for evaluating the effectiveness of professional education of students, taking into account the specifics of the educational activities of a humanitarian university, highlights and clarifies the signs of each level of effectiveness of professional education of students. The authors present a set of criteria tested by them in the course of experimental work to solve the problem of professional education of students and their preparation for professional activity.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА»

6. Никольская, И.А. Разработка электронных учебников для лиц с нарушениями психофизического развития / И.А. Никольская // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. - №1 (55). - С. 17-20.

7. Тюрина, Н.Ш. Методологические и методические аспекты применения интерактивных технологий в образовании и социализации детей с особенностями психофизического развития / Н.Ш. Тюрина // Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ: сборник научных статей по материалам региональной научно-практической конференции. - Москва: ООО Юкод, 2018. - С. 294-299.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель Байгутлин Рафик Ражапович

Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); доктор педагогических наук, профессор Романов Петр Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Токмазов Георгий Васильевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» (г. Новороссийск)

ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

Аннотация. В статье представлен общий алгоритм проведения диагностики профессионального воспитания студентов, дано описание комплекса критериев эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов. При проведении диагностики учитывался тот факт, что проблемой и ее предметом является не только та или иная негативная ситуация в профессиональном воспитании студентов, но и новые или незнакомые обстоятельства, результаты, характеристики. Процесс диагностики сформированности общекультурных компетенций студентов вузов представлен в виде последовательности действий: сбор информации, установление причин неуспешности профессионального воспитания, формулировка возможного решения и его обоснование, контроль ход реализации принятого решения и оценка результатов его исполнения. Сбор и анализ информации позволил выявить проблему обеспечения эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов, дал возможность сократить число факторов, критериев, индикаторов, которые должны быть учтены при исследовании и соответственно уменьшить объём работы по сбору и анализу информации.

В статье обоснованы и содержательно раскрыты критерии и показатели оценки эффективности профессионального воспитания студентов с учетом особенностей образовательной деятельности гуманитарного вуза, выделены и уточнены признаки каждого уровня эффективности профессионального воспитания студентов. Авторами представлен комплекс критериев, апробированный им в ходе экспериментальной работы по решению проблемы профессионального воспитания студентов и их подготовки к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, диагностика эффективности профессионального воспитания, критерии и показатели диагностики результатов профессионального воспитания, обобщенный план диагностики профессионального воспитания.

Annotation. The article presents a general algorithm for the diagnosis of professional education of students, describes a set of criteria for the effectiveness of the formation of general cultural competencies of university students. During the diagnostics, the fact was taken into account that the problem and its subject is not only one or another negative situation in the professional education of students, but also new or unfamiliar circumstances, results, characteristics. The process of diagnosing the formation of general academic competencies of university students is presented in the form of a sequence of actions: collecting information, establishing the reasons for the failure of vocational education, formulating a possible decision and its justification, monitoring the implementation of the decision and evaluating the results of its implementation. The collection and analysis of information made it possible to identify the problem of ensuring the effectiveness of the formation of general cultural competencies of university students, made it possible to reduce the number of factors, criteria, indicators that should be taken into account in the study and, accordingly, reduce the amount of work on collecting and analyzing information.

The article substantiates and meaningfully reveals the criteria and indicators for evaluating the effectiveness of professional education of students, taking into account the specifics of the educational activities of a humanitarian university, highlights and clarifies the signs of each level of effectiveness of professional education of students. The authors present a set of criteria tested by them in the course of experimental work to solve the problem of professional education of students and their preparation for professional activity.

Key words: professional education, diagnostics of the effectiveness of professional education, criteria and indicators of diagnostics of the results of professional education, generalized diagnostic plan of professional education.

Введение. Целью статьи является описание алгоритма и комплекса критериев диагностики эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов в соответствии с задачами, этапами и содержанием профессионального воспитания.

При достижении поставленной цели нами были учтены разработки и предложения Б. Блума [8], Т.Е. Климовой [13], В.П. Симонова [14], В.А. Ядова [16], рекомендации по проведению педагогического исследования В.А. Беликова, А.С. Валеева [4] и других ученых.

Исходя из общего понимания диагностики (от греч. diagnosis - распознавание) как «установления и изучения признаков, характеристик, факторов, отражающих состояние объекта с целью выявления возможных отклонений, причин их появления и предотвращения основных нарушений в его нормальном функционировании» [13, С. 24], процесс диагностики эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов в процессе профессионального воспитания мы представляем в виде последовательности следующих действий: сбор информации, установление причин неуспешности профессионального воспитания, формулировка возможного решения и его обоснование, контроль реализации принятого решения и оценка результатов его исполнения.

Цель диагностического исследования любого аспекта профессиональной подготовки студентов - это определение признаков и характеристик текущего состояния организации и выявление проблемы, т.е. ситуации, при которой возникают противоречия, связанные с невозможностью достижения целей, поставленных перед организацией.

Изложение основного материала статьи. Мы считаем, что задачи диагностики эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов в процессе профессионального воспитания в общем виде можно и целесообразно сформулировать и решать поэтапно. При этом старт диагностики дает этап сбора информации путем изучения нормативных, установочных документов, изучения продуктов социальной и учебной деятельности студентов. Продуктивная реализация этого этапа даст возможность определить те факторы, от влияния которых действительно зависит успех или неудача всего процесса профессионального воспитания студентов вуза. Эти факторы в первую очередь должны быть учтены на последующих этапах диагностического исследовании.

Результаты первого этапа диагностики, таким образом, определяют направленность и содержание последующих этапов: второго - систематизация собранной информации, третьего - анализ информации для выявления причин успехов или неудач профессионального воспитания студентов, четвертого - выработка рекомендаций по повышению эффективности этого процесса.

Как мы уже отмечали, осознание допустимости и возможности рисков в процессе реализации профессионального воспитания способствует выработке последовательности действий по предотвращению неблагоприятного развития воспитательных ситуаций и коррекции воспитательной деятельности вуза в целом [1].

При анализе нужно учитывать тот факт, что проблемой в нашем исследовании является не только та или иная негативная ситуация, но и новые или незнакомые обстоятельства. Например, для организации профессионального воспитания студентов вуза проблемой может быть внедрение программы профессионального воспитания, методики или инновационной технологии воспитания. Кроме того, оценивая состояние профессионального воспитания студентов вуза, следует обратить внимание на такие признаки, как:

- качество общих и профессиональных знаний, умений и навыков студентов, имеющих значение для успешности профессиональной деятельности и адаптации в профессиональной среде;

- уровень сформированности общих компетенций студентов;

- уровень трудоустройства выпускников;

- степень удовлетворенности результатами воспитания студентов в процессе профессиональной подготовки;

- характер оценки уровня подготовки студентов к профессиональной деятельности со стороны работодателей.

Помимо вышеназванных показателей, необходимо учитывать такие социально-психологические признаки положения

дел в профессиональном воспитании, как: отношения с другими студентами и преподавателями, уровень конфликтности в коллективе, состояние морального климата. Коллектив студентов - это не просто группа людей, находящихся определенное время в определенном месте, но и группа лиц, связанных устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления. Коллектив студентов во всех случаях есть организационно оформленная группа молодых людей, созданная для реализации комплекса учебных и производственных целей [11]. Поэтому исходной стартовой социологической позицией диагностики результатов профессионального воспитания должны являться выявление и оценка характера и уровня всей совокупности социальных ролей членов студенческой группы, характера проявления ими себя как личности при выполнении своих ролей. Например, выявление и оценка морального климата коллектива, как важного условия воспитания и развития каждого студента.

Социальный аспект критериев в этом случае заключается в диагностике содержания и успешности сотрудничества, взаимной поддержки и взаимной требовательности, четкости организации и согласованности действий студентов. Таким образом выбираются те критерии, высокий уровень сформированности которых свидетельствует об эффективности воспитательной деятельности вуза. Полученная информация и оценки сопоставлялись нами с аналогичными показателями других групп вуза и других образовательных организаций.

Для получения обоснованных и достоверных результатов диагностики результатов профессионального воспитания, на наш взгляд, должны быть получены результаты решения следующих задач:

1) определение уровней, критериев и показателей, которые позволят получить объективную информацию об эффективности воспитательной работы;

2) оценка состояния диагностического материала по каждому показателю;

3) подбор оптимальных статистических методов оценки результатов воспитания студентов.

Уточнение критериев и показателей эффективности профессионального воспитания нами выполнено в соответствии с общими положениями диагностики о природе и значимости данного аспекта педагогических исследований. В частности, мы приняли и реализовали следующие положения к выделению и обоснованию критериев и показателей эффективности профессионального воспитания:

1) критерии отражают объективное положение дел в реализации профессионального воспитания;

2) анализ результатов диагностики профессионального воспитания в соответствии с критериями и закономерностями формирования и развития личности обучающихся дает возможность конкретизировать связи между компонентами всего процесса воспитания и каждой воспитательной ситуацией;

3) установление критериев эффективности профессионального воспитания позволяет оценить значимость выполнения комплекса организационно-педагогических условий реализации этого процесса;

4) оценка каждого критерия осуществляется через установление соответствующих показателей;

5) представленные критерии и показатели в комплексе дают возможность оценить и наглядно представить динамику эффективности процесса профессионального воспитания [3; 13].

На наш взгляд, главное требование к уточнению критериев и показателей может быть представлено следующим образом: комплекс критериев и показателей сформированности должен быть выделен в соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования. Так в нашем случае - в соответствии с особенностями профессионального воспитания студентов вузов (предмет) и направленностью на обеспечение эффективности комплекса организационно-педагогических условий (цель). В соответствии с гипотезой нашего исследования переход обучающихся с одного уровня на другой обеспечивается реализацией комплекса организационно-педагогических условий в рамках модели профессионального воспитания. Таким образом, мы считаем уровень сформированности общих профессиональных компетенций студентов базовым критерием диагностики профессионального воспитания студентов вузов.

Выделение показателей его сформированности мы осуществляли с учетом того, что показатели должны:

- отражать характер личностного отношения каждого студента к профессии и роли воспитания в овладении ею;

- предполагать наличие позитивного мнения о необходимости большого объема и высокой степени усвоения студентами актуальных знаний по профессии;

- определять уровень готовности студентов к реализации профессиональной деятельности с учетом опыта, комплекса социально и индивидуально значимых качеств и компетенций.

Это означает то, что судить об эффективности профессионального воспитания и успешной реализации предлагаемого нами комплекса организационно-педагогических условий, программы и методики реализации профессионального воспитания студентов мы можем по росту уровня сформированности их качеств и компетенций.

Поскольку в нашем исследовании объектом измерения выступают личностные качества и общекультурные (универсальные) компетенции студентов, а также характеристики программы и методики профессионального воспитания студентов СИБашГУ, то мы использовали качественные, и количественные показатели. Таким образом, мы считаем, что тот или иной студент СИБашГУ профессионально воспитан и готов к деятельности в обществе, если он соответствует следующим критериям:

1) сформировал четкое представление о профессиональной подготовке, профессии и необходимых для ее реализации качествах и компетенциях;

2) овладел актуальными для реализации профессиональной деятельности, обеспечения высокого уровня социальной активности знаниями и качествами;

3) овладел общими, универсальными и профессиональными компетенциями и умениями социальной деятельности и поведения.

Предварительная оценка результатов обучения на разных уровнях была построена и применена нами на основе шкалы Б. Блума [7; 8], адаптированной В.А. Ядовым [16], реализованной А.С. Валеевым [10] и В.А. Беликовым [3] к особенностям профессионального образования и воспитания [1].

Для проведения диагностики эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов в процессе профессионального воспитания мы предлагаем пошаговую последовательность выполнения диагностических действий (таблица 1).

Таблица 1

Общий алгоритм диагностического исследования эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов в процессе профессионального воспитания

№ Содержание Методы

1-й шаг - анализ нормативно-уставных документов; - анализ состояния профессионального воспитания и развития студентов; - уточнение проблемы и путей ее разрешения; - разработка диагностической программы; - уточнение и пробная реализация комплекса организационно-педагогических условий эффективности профессионального воспитания с целью формирования общекультурных компетенций студентов вузов. - теоретические (анализ, обобщение, систематизация, моделирование); - эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий и пробные эксперименты); - математические и статистические методы и методы цифровой обработки и представления данных.

2-й шаг - апробация комплекса организационно-педагогических условий эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов в процессе профессионального воспитания; - корректировка критериев и показателей оценки эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов в процессе профессионального воспитания. - теоретические (обобщение, систематизация); - эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, формирующий эксперимент); - методы математической статистики.

3-й шаг - теоретическое осмысление и интерпретации данных об эффективности профессионального воспитания; - оформление результатов исследования, формулировка выводов; - разработка научно-методических рекомендаций по повышению эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов в процессе профессионального воспитания. - теоретический (анализ, синтез, обобщение и систематизация материала); - математические и статистические методы вторичной обработки результатов педагогического профессионального воспитания и их наглядного представления.

Следуя стратегии проведения нашего исследования был выполнен критериальный анализ направлений развития, решения задач и определения показателей эффективности профессионального воспитания студентов СИБашГУ: поощрение лидерства студентов; модернизация процесса формирования общекультурных компетенций на научной основе в соответствии с потребностями образования; повышение качества образовательного и воспитательного процессов на основе использования инновационных технологий, развитие образовательной среды; взаимодействие с другими организациями, эффективная обратная связь с потребителями и заинтересованными сторонами, обеспечивающими формирование, развитие и применение общекультурных компетенций; создание комфортных условий образовательной среды для студентов. Поэтому ключевые методы диагностики и оценки включают: метод множественного выбора (MCQ), метод АСТОП (ATES); объективный структурированный демонстрационный экзамен (OSCE); устный экзамен, эссе, портфолио студента.

Выводы. Диагностическое исследование эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов в процессе профессионального воспитания, проведенное в виде анализа уставных документов и анализа состояния профессионального воспитания студентов и уровня готовности преподавателей к их воспитанию, направлено на уточнение проблем профессионального воспитания и поиск путей их разрешения. Мы пришли к выводу, что успешность процесса и системы профессионального воспитания студентов СИБашГУ обеспечивается грамотной кадровой политикой, выраженным демократическим стилем руководства, четкой формулировкой миссии образовательной организации, наличием коллективного договора, разработанными методами оценки индивидуального работы персонала, мероприятиями по адаптации студентов первых курсов, подготовки педагогов вуза к деятельности, связанной с наставничеством и консультированием студентов по вопросам социальной практики, широким спектром содержания, форм и методов дополнительного образования, обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации персонала, связанной с методическая работой в профессиональном воспитании.

В то же время проведенный нами анализ позволяет определить некоторые существующие недостатки профессионального воспитания студентов СИБашГУ, устранение которых является перспективой нашего дальнейшего исследования:

- недостаточная четкость целей и задач профессионального воспитания с учетом социально-экономических условий и особенностей профессиональной деятельности выпускников института;

- некоторое несоответствие содержания подготовки преподавателей института к воспитательной деятельности от современных требований и потребностей студентов в воспитании;

- недостаточный уровень эффективности системы стимулирования воспитательной деятельности преподавателей и сотрудников;

- недостаточный уровень координированности в проведении воспитательных мероприятия в вузе;

- недостаточный уровень реализации воспитательного потенциала производственных практик студентов института на предприятиях.

Литература:

1. Байгутлин, Р.Р. Особенности диагностики эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов / Р.Р. Байгутлин // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тез. докл. 80-й Междунар. науч.-техн. конференции. - Магнитогорск, 2022. - С. 90.

2. Батаршев, А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике / А.В. Батаршев. - СПб.: Речь, 2005. - 208 с.

3. Беликов, В.А. Оценка состояния и формирование программы развития организации СПО с учетом факторов и тенденций изменения внешней социально-экономической среды / В.А. Беликов, О.Ю. Леушканова, В.М. Тучин, О.А. Пундикова // Инновационное развитие профессионального образования. - 2018. - №4(20). - С. 12-18.

4. Беликов, В.А. Профессиональное образование личности на основе учебно-профессиональной деятельности / В.А. Беликов, А.С. Валеев, А.В. Гришин, С.А. Махновский. - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2011. - 244 с.

5. Беликов, В.А., Леушканова, О.Ю. Личность. Воспитание. Деятельность // В.А. Беликов, О.Ю. Леушканова. - М.: Перо, 2021. - 154 с.

6. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высшая школа, 1989. - 141 с.

7. Блум, Б. Мозг, разум и поведение / Б. Блум. - М.: Мир, 1988. - 246 с.

8. Блум, Б. Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания / Б. Блум. - М.: Наука, 1956.

9. Буянова, Г.В. Роль воспитания в формировании профессиональной компетентности будущих бакалавров / Г.В. Буянова, Е.К. Гитман // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2021. - Т. 5. - № 2. - С. 10-16.

10. Валеев, А.С. Формирование компетентного специалиста в условиях образовательного процесса высшей школы / А.С. Валеев, Е.Н. Григорьев // Профессиональное образование. Столица. - 2019. - № 10. - С. 30-32.

11. Иванов А.П. Основы менеджмента. Учебное пособие. - Ч.1. - СПб: СПбГТУРП, 1996. - 122 с.

12. Кирьякова, А.В. Авторские модели воспитания зарубежной и российской теории и практики образования как аксиологический ориентир построения концепции авторской школы / А.В. Кирьякова, А.К. Сулейманова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 2 (225). - С. 38-46.

13. Климова, Т.Е. Педагогическая диагностика: учебное пособие / Т.Е. Климова. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 124 с.

14. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства обучающихся / В.П. Симонов. - М.: МПА, 1995. - 192 с.

15. Смирнова, В.А. Использование таксономии целей и задач для разработки кодификатора познавательных универсальных учебных действий / В.А. Смирнова // Молодой ученый. - 2015. - № 17 (97). - С. 572-576.

16. Ядов, В.А. Методология и техника социологического исследования / В.А. Ядов. - Тарту, 1969. - 217 с.

Педагогика

УДК 3786:004

кандидат педагогических наук Белаш Виктория Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Денисенко Максим Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Лаврентьев Денис Олегович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

О СОЗДАНИИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Использование мобильных приложений в образовательном процессе в вузе обусловлено развитием информационных технологий, расширением сферы их использования. Большинство студентов поддерживают внедрение мобильных приложений в процесс обучения, потому преподавателям необходимо владеть навыками создания подобных программных продуктов.

При выборе платформы для разработки мобильного приложения следует определить язык программирования, так как выбор IDE и фреймворка напрямую зависит от выбранного способа компиляции кода и оптимизации его в байт-код, который в дальнейшем формирует структуру программного обеспечения. В современном мире множество сотен языков программирования, но не все из них являются актуальными и долгоживущими, поэтому следует выбрать язык, который будет поддерживаться в дальнейшем и который активно используется и обновляется в настоящее время. Данный критерий является основным, так как язык может идеально подходить под задачу сегодня, а завтра его перестают поддерживать и появляется множество языков аналогов, которые более оптимизированы и эргономичны, что приведёт к лишней работе по переводу кода с одной кодировки на другую. Для создания мобильного приложения следует разработать как функционирующую сторону, так и графический интерфейс. В данной статье рассмотрим платформы для разработки мобильных приложений, а также их основные функциональные компоненты.

Ключевые слова: мобильное приложение, образовательный процесс, образование, фреймворк, разработка, IDE, EdTech, цифровой образовательный ресурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.