Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В СИТУАЦИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

АКТУАЛЬНОСТЬ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В СИТУАЦИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФАКТОРЫ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеев Азат Салимьянович, Байгутлин Рафик Ражапович, Петров Евгений Николаевич

В статье рассматривается проблема реализации и повышения эффективности профессионального воспитания студентов вузов. Отмечается, что в последние годы решению этой проблемы уделяется повышенное внимание как в практическом, так и в теоретико-методологическом аспектах. Актуальность проблемы обосновывается в первую очередь наличием и необходимостью выполнения социального заказа на подготовку конкурентоспособных специалистов, обладающих комплексом индивидуально и социально значимых качеств. Личностные качества коррелируют с универсальными и общепрофессиональными компетенциям, определяемыми Федеральными государственными стандартами высшего образования. На основе многочисленных определений исследователей профессиональное воспитание рассматривается как составная часть целостного процесса профессиональной подготовки студентов в вузе, основными отличительными признаками которого являются целенаправленность, систематичность, взаимосвязанность деятельности субъектов и объектов, результативность. В статье обоснованно утверждается, что эффективность профессионального воспитания студентов вузов может быть обеспечена при выполнении комплекса организационно-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеев Азат Салимьянович, Байгутлин Рафик Ражапович, Петров Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE AND CONDITIONS OF EFFICIENCY OF PROFESSIONAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN SITUATIONS OF DISTANCE LEARNING

The article deals with the problem of implementing and improving the effectiveness of professional education of university students. It is noted that in recent years, increased attention has been paid to solving this problem both in practical and theoretical and methodological aspects. The urgency of the problem is justified primarily by the presence and necessity of fulfilling a social order for the training of competitive specialists with a complex of individually and socially significant qualities. Personal qualities correlate with universal and general professional competencies defined by Federal State Standards of Higher Education. Based on numerous definitions of researchers, professional education is considered as an integral part of the integral process of professional training of students at a university, the main distinguishing features of which are purposefulness, systematicity, interconnectedness of the activities of subjects and objects, effectiveness. The article justifiably states that the effectiveness of professional education of university students can be ensured by fulfilling a set of organizational and pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В СИТУАЦИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Выводы. На занятиях по иностранному языку со студентами менеджерами необходимо прибегать к использованию как традиционных, так и творческих интерактивных технологий. Таким образом можно добиться не только формирования и совершенствования языковых навыков и умений как показателей языкового и речевого компонента иноязычной коммуникативной компетенции, но и развития иноязычной коммуникативной успешности менеджеров. На занятиях по языку с применением обучающих технологий студенты развивают в себе уверенность, речевую инициативу, умение «не молчать», право быть услышанным, умение отстаивать свою точку зрения, демонстрировать свою позицию в системе социальных отношений, а также преодолевать страхи и комплексы, связанные с недостаточной языковой подготовкой.

Литература:

1. Азимов Э.Г., Шукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Бойко М.В., Леонтьева Д.А. Иноязычная коммуникативная успешность как показатель владения иностранным языком студентами управленческих профилей // Державинский форум. - 2019. - Т. 3. - № 10. -С. 92-100.

3. Бойко М.В. Использование конспекта BUSINESS ENGLISH DIARY как одной из форм контроля на занятиях по деловому английскому в непрофильном вузе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - С. 22-24.

4. Поначугин А.В. Практика использования интерактивных технологий для подготовки бакалавров прикладной информатики в период пандемии COVID-19 // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №4. - С. 6.

5. Шамов А.Н., Ким О.М. Особенности профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков в вузе // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 5.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Валеев Азат Салимьянович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай);

старший преподаватель кафедры эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов Байгутлин Рафик Ражапович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай);

старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии Петров Евгений Николаевич Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)

АКТУАЛЬНОСТЬ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В СИТУАЦИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации и повышения эффективности профессионального воспитания студентов вузов. Отмечается, что в последние годы решению этой проблемы уделяется повышенное внимание как в практическом, так и в теоретико-методологическом аспектах. Актуальность проблемы обосновывается в первую очередь наличием и необходимостью выполнения социального заказа на подготовку конкурентоспособных специалистов, обладающих комплексом индивидуально и социально значимых качеств. Личностные качества коррелируют с универсальными и общепрофессиональными компетенциям, определяемыми Федеральными государственными стандартами высшего образования. На основе многочисленных определений исследователей профессиональное воспитание рассматривается как составная часть целостного процесса профессиональной подготовки студентов в вузе, основными отличительными признаками которого являются целенаправленность, систематичность, взаимосвязанность деятельности субъектов и объектов, результативность. В статье обоснованно утверждается, что эффективность профессионального воспитания студентов вузов может быть обеспечена при выполнении комплекса организационно-педагогических условий.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, личность, профессиональное воспитание, факторы актуальности профессионального воспитания студентов вузов, организационно-педагогические условия эффективности профессионального воспитания.

Annotation. The article deals with the problem of implementing and improving the effectiveness of professional education of university students. It is noted that in recent years, increased attention has been paid to solving this problem both in practical and theoretical and methodological aspects. The urgency of the problem is justified primarily by the presence and necessity of fulfilling a social order for the training of competitive specialists with a complex of individually and socially significant qualities. Personal qualities correlate with universal and general professional competencies defined by Federal State Standards of Higher Education. Based on numerous definitions of researchers, professional education is considered as an integral part of the integral process of professional training of students at a university, the main distinguishing features of which are purposefulness, systematicity, interconnectedness of the activities of subjects and objects, effectiveness. The article justifiably states that the effectiveness of professional education of university students can be ensured by fulfilling a set of organizational and pedagogical conditions.

Keywords: professional training, personality, professional education, factors of relevance of professional education of university students, organizational and pedagogical conditions for the effectiveness of professional education.

Введение. Ученые и практики в сфере профессионального образования [1; 2; 3 и др.] осознали, что формирование у студентов комплекса профессиональных компетенций не обеспечивает качество их профессиональной подготовки. Становится важным формирование комплекса личностных качеств будущего профессионала, что может быть обеспечено только целенаправленной систематически организованной деятельности образовательной организации. То есть профессиональным воспитанием.

Сформировался социальный заказ на воспитание студенческой молодежи, который обусловлен производственным и научным представлением о профессиональном воспитании как процесса, системы, технологии воспитания личности в современном обществе.

В первую очередь отметим, что решению вопросов профессионального воспитания обучающихся и студентов посвящены многочисленные исследования: В.А. Беликов [6], Е.Н. Байдашева [8], В.И Белов [1; 9], Т.И. Гречухина [3], А.В. Репринцев [10], Т.И. Тимонин [11], В.З. Юсупов [13] и др.

Обращение к проблемам профессионального воспитания обусловлено необходимостью учета современных тенденций развития общества, особенностями современной социально-экономической и культурной ситуацией в обществе, особенностями современной молодежи и их потребностями, необходимостью решения проблем современного высшего образования, исчезновением социально-позитивной инициативности студенческой молодежи [3, с. 74].

Об актуальности профессионального воспитания свидетельствуют результаты социологических исследования установок студентов и выпускников вузов, ожиданий работодателей, которые показывают, что выпускники с одной стороны уверены в полученных теоретических знаниях, но с другой стороны оценивают свою профессиональную подготовку как недостаточную и обеспокоены предстоящим трудоустройством, поскольку у них нет четкого видения своей карьерной траектории. Материальные притязания их необоснованно завышены, слабо выражена потребность в самореализации. Работодатели ценят в выпускниках поведенческие и личностные компетенции, но крайне низко оценивают их готовность к выполнению профессиональных функций. Профессиональные качества оцениваются как вторичные [4].

В целом, актуальность профессионального воспитания, на наш взгляд, определяется необходимостью разрешения противоречия между потребностью общества и производства в конкурентоспособной профессионально мобильной личности специалиста и недостаточным уровнем готовности вузов обеспечить воспитание личности студентов с комплексом профессионально значимых качеств.

Высокий уровень актуальности профессионального воспитания методологически определяется тем фактом, что профессиональное образование, в целом подчиняясь закономерности единства теории и практики, становится эффективным, если подчиняется принципам взаимосвязи воспитания с профессиональной деятельностью, практической значимости результатов образования [5].

Исходя из этого методологического положения мы в статье ставим целью уточнить условия эффективности профессионального воспитания студентов вузов с использованием методов и средств дистанционного обучения. Основными задачами статьи мы поставили задачи уточнить признаки понятия дистанционного обучения, раскрыть его особенности в реализации профессионального воспитания в процессе профессиональной подготовки студентов вузов.

Изложение основного материала статьи. Ключевыми понятиями нашего исследования являются понятия: личность, воспитание, профессиональное воспитание.

Понятие личности является общенаучным понятием и практически во всех случаях используется для обозначения социальной сущности человека, его индивидуальности. Личность рассматривается как человек, включенный в систему социальных отношений, благодаря наличию комплекса личностно и социально значимых качеств [6, с. 12].

Воспитание в педагогике рассматривается как целенаправленный систематически организованный процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемых, обеспечивающий формирование индивидуально и социально значимых качеств личности [6, с. 13]

В определении понятия и содержания профессионального воспитания в педагогике до сегодняшнего дня нет единого подхода.

В некоторых определениях понятие профессионального воспитания рассматривается как сложный процесс воздействия на личность, на его мастерство и нравственный облик, на интересы, способствующий умственному развитию, охватывающий всю совокупность элементов обучения, воспитания и трудовой подготовки. На наш взгляд, с учетом требований современных методологических подходов к решению проблем образования, нельзя сводить воспитание к воздействию и смешивать процессы воспитания, развития и обучения.

К сожалению, результаты проведенных нами опросов преподавателей факультета «Технология и информатика» показывают преобладание представления о воспитании как о форме воздействия старших людей на невоспитанных студентов с одной целью - сделать их послушными в получении высшего образования, для чего, по мнению значительной части опрошенных (27 человек из 43 опрошенных), можно использовать любые средства.

Приведем методологически важные подходы к рассмотрению воспитания в педагогике:

1) Самым важным в обучении мы признаем воспитание (Платон);

2) Воспитание есть искусство (Аристотель);

3) Обучение должно воспитывать (Я.А. Коменский);

4) Существует взаимосвязь обучения и воспитания; «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (Ф.В.А. Дистерверг);

5) Труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (К.Д. Ушинский);

6) Воспитание как отдельная область педагогической деятельности имеет свою методику (А.С. Макаренко).

Практически во всех случаях основными признаками понятия профессионального воспитания выделяют: целенаправленность; взаимодействие воспитателя и воспитуемого; динамичность; двусторонность, процессуальность, системность, действенность. Эти же признаки являются значимыми и в определении сущности профессионального воспитания студентов.

По мнению А.В. Репринцева, профессиональное воспитание - это целостное психолого-педагогическое явление, обусловленное совокупностью социальных, экономических, организационно-педагогических и других условий и факторов, представляющее собой последовательное, диалектичное движение личности

будущего специалиста к добровольно принятой им цели, в результате которого происходит развитие когнитивной (система профессиональных ценностей и идеалов, духовных потребностей и интересов, социально ценных мотивов), эмоциональной (нравственные и эстетические чувства, эмпатические способности) и деятельно-практической (прикладные педагогические умения, навыки, привычки, опыт саморефлексии) составляющих его нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности. Это означает, что «сущность процесса профессионального воспитания будущих педагогов состоит в организации последовательных взаимодействий преподавателей и студентов, направленных на развитие их нравственно-эстетического отношения к действительности как формы социальной активности будущего учителя, как профессионально необходимого качества его личности» [10].

Профессиональное воспитание в широком социальном контексте рассматривается В. И. Беловым, как «сложный вид целенаправленного взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого формируется личность специалиста-профессионала, конкурентоспособного на современном рынке труда, что является и целью, и основным содержанием профессионального воспитания» и далее: «Профессиональное воспитание -это процесс формирования нравственного облика, профессиональных мотивов, интересов, ценностей, а также профессиональной компетентности, мобильности современного профессионала, развития его профессиональной культуры, которая обеспечивает высокое качество трудовой деятельности, успешность социальной адаптации, конкурентоспособность на рынке труда и формирует его как субъект труда и профессиональной культуры» [9, с. 7].

В любом случае воспитание должно рассматриваться как особый процесс, обеспечивающий мотивированное и активное взаимодействие субъектов и объектов воспитания (воспитателя и воспитуемого) с целью формирования и развития индивидуально и социально значимых качеств личности.

Данный подход к определению, на наш взгляд, учитывает требования актуальных методологических подходов - личностного и деятельностного. Выполнение их требований сводится к тому, чтобы не рассматривать студентов вуза как «сосуды», в которые преподаватели и кураторы студенческих групп вмещают указанные в ФГОС компетенции. Без активной и мотивированной деятельности самих студентов этого сделать нельзя.

Определение общего понятия «воспитание» отличается от определения понятия «профессионального воспитания» по следующим причинам.

Во-первых, понятие профессионального воспитания рассматривается в отношении конкретного объекта - студента профессиональной образовательной организации. Во-вторых, если цель общего воспитания -формирование и развитие общечеловеческих качеств личности, то целью профессионального воспитания является формирование и развитие профессионально значимых качеств личности, осуществляемое в системе профессиональной подготовки, например, в вузе.

Поэтому профессиональное воспитание мы рассматриваем как составную часть целостного процесса профессиональной подготовки в вузе и определяем как целенаправленный систематически организованный процесс взаимосвязанной деятельности субъектов и объектов подготовки, обеспечивающий формирование и развитие профессионально значимых качеств личности студентов, наличие которые обязательно для овладения общекультурными и профессиональными компетенциями.

С учетом содержания социального заказа и представленных направлений актуальных разработок проблема нашего исследования заключается в целенаправленном поиске ответа на вопрос: какие качества личности являются значимыми для профессиональной деятельности и при каких условиях их формирование может быть обеспечено на достаточно высоком уровне.

Актуальность проблемы определила постановку цели нашего исследования - выявление и разработка организационных и педагогических условий реализации профессионального воспитания как основы развития студентов и формирования их общекультурных компетенций.

Эти условия, по нашему мнению, должны способствовать формированию у студентов способности и готовности к познанию, формированию социальных навыков [12].

Для педагогов, работающих в вузах и хорошо представляющих требования ФГОС ВО в части определения общих компетенций, не составит особого труда найти ответ на вопрос, какие качества личности студентов являются значимыми для овладения этими компетенциями. На наш взгляд, это следующие качества:

- профессиональные потребности;

- профессиональные интересы;

- рефлексивные и эмоциональные способности;

- коммуникативные потребности и способности;

- потребности в достижениях, успехах и карьерном росте;

- интеллектуальные способности;

- гражданственность и патриотичность.

Конечно, ряд других качеств личности.

Таким образом, мы считаем, что в процессе профессионального воспитания студентов вуза решать задачу уточнения актуальных для профессиональной деятельности качеств личности и условий их формирования и развития нужно путем анализа требований ФГОС ВО, в первую очередь, с оценки сути общекультурных компетенций студентов, формирование которых является обязательным. Анализ различных вариантов общекультурных компетенций студентов направления подготовки «Педагогическое образование» представляет примерно тот же перечень формируемых качеств личности и приемов их формирования, что и по другим направлениям.

На наш взгляд, наличие на достаточном уровне развития представленных качеств есть основание и результат формирования комплекса универсальных и общепрофессиональных компетенций, указываемых в ФГОС ВО.

При выделении условий эффективности профессионального воспитания мы исходили из того, что они должны носить, во-первых, организационный, во-вторых, педагогический характер, чтобы обеспечить устранение многочисленных личных и социальных проблем студентов вуза: неясность или отсутствие перспективы в жизни у молодых людей; их неверие в собственные силы; недостаток или полное отсутствие поддержки и помощи в решении жизненных вопросов; неготовность студентов к самостоятельным действиям и самостоятельному принятию решения; низкий уровень образованности и культуры.

Поиску этих организационно-педагогических условий посвящено наше исследование.

В решении проблем профессионального воспитания студенческой молодежи выделяются следующие направления:

1. Анализ и выделение особенностей современной социокультурной и социально-экономической ситуация в РФ;

2. Выделение традиционных и разработка новых концепций и подходов к реализации профессионального воспитания студентов в вузе;

3. Разработка теоретический и технологических основ профессионального воспитания студентов в образовательной организации высшего образования;

4. Выделение закономерностей, принципов и правил реализации профессионального воспитания студентов вуза;

5. Обеспечение соответствия профессионального воспитания специфике деятельности образовательной организации высшего образования;

6. Разработка и определение условий реализации методик и технологий профессионального воспитания студентов в вузе;

7. Определение критериев и показателей эффективности профессионального воспитания в образовательной организации высшего образования;

8. Выделение особенностей взаимодействия социальной среды и образовательной деятельности вуза как условие развития студента вуза [13, с. 226-227].

Исследователи в рамках этих направлений выделяют внешние и внутренние стороны профессионального воспитания. Внешние стороны связаны с отсутствием или неэффективностью внешней воспитательной среды социальной и профессиональной направленности. Внутренние стороны проблемы исследователи видят в несогласованности целей и задач профессионального воспитания, разногласиях в определении методологии и технологии профессионального воспитания [13].

Для нас это означает возможность выделить те группы условий, которые соответствуют основным направлениям и сторонам профессионального воспитания. Это - условия, обеспечивающие:

- создание в вузе культуросообразной образовательной среды;

- обеспечение максимального и всестороннего самовыражения студента и преподавателя в конструктивной индивидуально и социально полезной деятельности;

- стимулирование разноуровневого и разноаспектного педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в различных видах совместной деятельности [11, с. 56].

Учитывая направления и стороны проблемы профессионального воспитания, мы в гипотезе нашего исследования предположили и в ходе исследования доказали, что организационно-педагогическими условия повышения эффективности профессионального воспитания студентов вузов являются следующие условия:

1) профессиональным воспитанием в тех или формах должны быть охвачены все студенты; для этого доступ к качественному профессиональному воспитанию должны иметь все студенты вуза;

2) в профессиональном воспитании недопустимы стихийность, случайность, неорганизованность; воспитание должно быть организованным процессом, воспитанием, воспитательной работой должны заниматься лицензированные специалисты, профессиональные воспитатели;

3) воспитательная работа в вузе должна реализовываться в системе, носить разноплановый характер; в воспитательной работе должны использоваться инновационные технологии, о которых у студентов высокое мнение, как о современных и имеющих значимость;

4) профессиональная воспитательная работа в вузе должна удовлетворять требованиям идеологичности, патриотичности и обеспечивать защиту государственных интересов.

Выводы. Реализация предлагаемого нами комплекса организационно-педагогических условий обеспечит создание концептуальной основы организации воспитательной деятельности вузе и обеспечения эффективности профессионального воспитания студентов:

- ориентация на становление и развитие ключевых компетенций и профессионально-личностных качеств студентов;

- понимание сущности воспитания как создание комплекса организационно-педагогических условий для развития и саморазвития личности студента, т.е. конструирование соответствующей среды, воспитательного пространства.

Конечно, следует исходить из необходимости комплексного выполнения представленных условий, не превышая и не принижая значимости какого-либо из них.

Литература:

1. Белов, В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепции / В.И. Белов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vospitanie-v-sisteme-sovremennyh-vospitatelnyh-kontseptsiy (дата обращения 31.08.2021)

2. Шмакова, Л.В. Современный университет и его основные проблемы / Л.В. Шмаквоа // Университет и система непрерывного образования (к 100-летию Саратовского государственного университета): материалы интернет-конференции. - 2008. - С. 2. URL: http://www.sgu.ru/idpo/+.php. (дата обращения 31.08.2021)

3. Гречухина, Т.И. Профессиональное воспитание в современной образовательной среде университета / Т.И. Гречухина // Педагогика. Образование. - 2011. - 3. - С. 74-80.

4. Алексеева, Н.Г. Дидактическое обеспечение качества среднего профессионального образования в условиях формирования многоуровневого образовательного пространства / Н.Г. Алексеева, С.В. Зотова // Сборник статей ЧИРПО. - Челябинск, 2005. - С. 104-110.

5. Беликов, В.А. Оценка состояния и формирование программы развития организации СПО с учетом факторов и тенденций изменения внешней социально-экономической среды / В.А. Беликов, О.Ю. Леушканова, В.М. Тучин, О.А. Пундикова // Инновационное развитие профессионального образования. - 2018. - №4(20). - С. 12-18.

6. Беликов, В.А. Методологические основания решения проблемы воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования / В.А. Беликов // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - №1 (25). - С. 12-21.

7. Беликов, В.А. Методологические основания решения проблем воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования / Беликов В.А. // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - № 1 (25). - С. 12-21.

8. Байдашева Е.Н. Личностно-профессиональное воспитание студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1. - С. 34-35.

9. Белов, В.И. Система профессионального воспитания в современных социально-экономических условиях развития образования : дис.... док-ра пед.наук / В.И. Белов. - Санкт-Петербург, 2006. - 385 с.

10. Репринцев, А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: дис. ... док-ра пед. наук / А.В. Репринцев. - Курск, 2001. - 519 с.

11. Тимонин, А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное / А.И. Тимонин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012, Том 18. - С. 55-58.

12. Беликов, В.А. Профессиональное образование личности на основе учебно-профессиональной деятельности / В.А. Беликов, А.С. Валеев, А.В. Гришин, С.А. Махновский. - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2011. - 244 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Юсупов, В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития / В.З. Юсупов // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - №2. - С. 216-231.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Валеев Азат Салимьянович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай);

старший преподаватель кафедры эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов Махмутов Мурат Мажитович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай);

старший преподаватель кафедры эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов Байгутлин Рафик Ражапович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)

РОЛЬ И ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. В статье раскрывается потенциал проектного подхода в решении задач профессиональной подготовки студентов вузов. Уточнены признаки основных его понятий - проект и проектное обучение. Авторами отмечается, что в многочисленных определениях понятия проектное обучение рассматривается как метод, технология, модель, система обучения студентов. На основе их анализа в статье проектное обучение определяется как целостная целесообразная совокупность учебно-познавательных действий и видов деятельности обучающихся, позволяющих решить определённую проблему в ходе самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией результатов. Отличием материала, представленного в статье, является уточнение воспитательной роли проектного обучения. Эта роль заключается в том, что при проектном подходе осуществляется формирование актуальных качеств личности: самостоятельность, креативность, целеустремленность и др. Так формируются универсальные и общепрофессиональные компетенции, имеющие воспитывающее значение. Еще одной особенностью представленного материала является уточнение возможностей проектного подхода в условиях цифровизации образования.

Ключевые слова: проект, проектное обучение, проектный подход, цифровизация образования, профессиональное воспитание личности, аспекты проектного подхода.

Annotation. The article reveals the potential of the project approach in solving the problems of professional training of the university students. The signs of its main concepts - the project and project training - are clarified. The authors note that in numerous definitions of the concept, project-based learning is considered as a method, technology, model, and system of teaching students. Based on their analysis, the article defines project-based learning as a holistic, expedient combination of educational and cognitive actions and types of students ' activities that allow solving a certain problem in the course of independent actions of students with a mandatory presentation of the results. The specificity of this article is the definition that the project-based learning role is an educational one. This role means that with the project approach, the actual personality qualities are forming: independent decisions, creativity, purposefulness, etc. This is how universal and general professional competencies are formed, which have an educational value. Another feature of the presented material is the clarification of the possibilities of the project approach in the conditions of digitalization of education.

Keywords: project, project training, project approach, digitalization of education, professional education of the individual, aspects of the project approach.

Введение. Развитие современной системы высшего образования в России делает актуальным обеспечение его инновационного характера. При этом предлагаются различные методические и технологические варианты: индивидуализация подготовки, профессиональное воспитание студентов, цифровизация образования и т.д.

Одним из вариантов является формирование способность студентов к проектной деятельности. Мы констатируем, что в различных сферах жизни общества и экономики многие организации и предприятия крайне низко оценивают качество подготовки выпускников образовательных организаций, особенно вузов, отмечают неготовность выпускников к проектированию и реализации практической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.