Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байгутлин Рафик Ражапович, Махмутов Мурат Мажитович, Петров Евгений Николаевич

В статье представлен один из вариантов алгоритма определения условий эффективности процесса профессиональной подготовки студентов вузов. С учетом признаков понятия «педагогические условия» и структурных особенностей процесса профессиональной подготовки студентов предложен комплекс организационно-педагогических условий реализации трех его основных системообразующих компонентов: дистанционного обучения; профессионального воспитания; проектных технологий обучения и воспитания. При выделении организационно-педагогических условий авторы учитывали совокупность обстоятельств, влияющих на эффективность каждого компонента, возможностей содержания, форм, методов и образовательной среды, нацеленных на организацию и решение задач профессиональной подготовки. Утверждается, что условия реализации каждого компонента профессиональной подготовки дают возможность определения комплекса условий реализации этого процесса в целом. Продуктивность данного подхода к определению условий подтверждается результатами экспериментальных мероприятий в образовательной деятельности образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байгутлин Рафик Ражапович, Махмутов Мурат Мажитович, Петров Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS

The article presents one of the variants of the algorithm for determining the conditions for the effectiveness of the process of professional training of university students. Taking into account the signs of the concept of “pedagogical conditions“ and the structural features of the process of professional training of students, a complex of organizational and pedagogical conditions for the implementation of its three main backbone components is proposed: distance learning; professional education; project technologies for training and education. Then identifying organizational and pedagogical conditions, the authors took into account the totality of circumstances affecting the effectiveness of each component, the possibilities of content, forms, methods and educational environment aimed at organizing and solving the problems of vocational training. It is argued that the conditions for the implementation of each component of professional training make it possible to determine a set of conditions for the implementation of this process as a whole. The productivity of this approach to determining the conditions is confirmed by the results of experimental activities in the educational activities of an educational organization.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

Образовательные технологии наука и практика

Сведения для цитирования: Байгутлин Р. Р. Комплекс организационно-педагогических условий процесса профессиональной подготовки студентов вузов / Р. Р. Байгутлин, М. М. Махмутов, Е. Н. Петров // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 33-42.

УДК 378 ББК 74.47

комплекс организационно-педагогических условий

процесса профессиональной подготовки студентов вузов

Р. Р. Байгутлин, М. М. Махмутов, Е. Н. Петров

В статье представлен один из вариантов алгоритма определения условий эффективности процесса профессиональной подготовки студентов вузов. С учетом признаков понятия «педагогические условия» и структурных особенностей процесса профессиональной подготовки студентов предложен комплекс организационно-педагогических условий реализации трех его основных системообразующих компонентов: дистанционного обучения; профессионального воспитания; проектных технологий обучения и воспитания. При выделении организационно-педагогических условий авторы учитывали совокупность обстоятельств, влияющих на эффективность каждого компонента, возможностей содержания, форм, методов и образовательной среды, нацеленных на организацию и решение задач профессиональной подготовки. Утверждается, что условия реализации каждого компонента профессиональной подготовки дают возможность определения комплекса условий реализации этого процесса в целом. Продуктивность данного подхода к определению условий подтверждается результатами экспериментальных мероприятий в образовательной деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, структурные компоненты профессиональной подготовки, организационно-педагогические условия.

Выявление и разработка организационных и педагогических условий реализации различных компонентов процесса профессиональной подготовки студентов являются целью большинства научно-педагогических исследований. «Для многочисленных педагогических исследований это означает, что нельзя решать и нельзя решить проблемы образования личности, не определив условия существования, функционирования, развития образования, проявления активности личности и реализации взаимодействия компонентов ее образования» [1, с. 140]. С учетом предметов педагогических исследова-

ний в большинстве случаев речь должна идти об условиях выполнения деятельности, направленной на решение проблем образования личности. Определение условий деятельности подчинено поставленной в исследовании проблеме.

Актуальность этой цели определяется в аспекте актуальности решения существующих проблем профессиональной подготовки как недостатков в его реализации, в том числе:

- несоответствие направлений и содержания подготовки современным потребностям, требованиям работодателей, условиям производства;

- недостаточный уровень профессиональной грамотности, мировоззренческих позиций, самостоятельности действий студентов и выпускников вузов, не позволяющий им успешно реализоваться в профессии;

- отсутствие действенной системы дистанционного обучения студентов;

- отсутствие единых подходов к разработке новых технологий профессиональной подготовки;

- недостаточный уровень готовности преподавателей и студентов к участию в инновационной образовательной деятельности;

- недостаточная обеспеченность вузов сетевыми информационными ресурсами и другие факторы [2].

При разработке нами комплекса условий важным оказался вопрос определения признаков этого понятия [3].

Определение понятия «условие» как общенаучного важно для нас с философской и педагогической позиций.

В философии понятие «условие» рассматривается как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых этот предмет существовать, развиваться не может. Сам предмет при этом рассматривается как нечто обусловленное, а условие — как относительно внешнее по отношению к предмету многообразие объективного мира [3].

То есть условия рассматриваются и выделяются в отношении существования, функционирования и развития предмета исследования. В нашем случае — в отношении процесса профессиональной подготовки студентов.

С учетом предмета каждого исследования речь должна идти об условиях реализации того или иного компонента профессиональной подготовки студентов, об условиях эффективности модели реализации процесса в целом. Таким образом, мы выходим на положение, что выполнение представляемых условий должно способствовать решению проблемы исследования.

Процесс профессиональной подготовки студентов включает в себя достаточно много компонентов. Мы выделяем и определяем условия реализации трех из них как актуальных в современной социально-экономической ситуации, а также с учетом особенностей эпидемиологической обстановки в стране. К числу этих основных компонентов относятся:

- дистанционное обучение [4];

- проектные технологии обучения и воспитания [5];

- профессиональное воспитание [6].

Так как профессиональное воспитание реализуется для того, чтобы обеспечить формирование индивидуально и социально значимых качеств личности, для формирования и развития компетенций студентов, мы можем говорить о нем как о системообразующем компоненте. Поэтому определение педагогических условий эффективности процесса профессиональной подготовки студентов мы начинаем с определения условий эффективности профессионального воспитания личности.

Более того, в нашем случае речь идет и об эффективности реализации каждого компонента профессиональной подготовки в рамках схематичной модели (рис. 1).

Рис. 1. Схема модели процесса профессиональной подготовки студентов вузов

При выделении организационно-педагогических условий процесса профессиональной подготовки студентов и каждого его компонента мы учитывали совокупность обстоятельств, в которых он происходит и которые влияют на эффективность профессионального воспитания: деятельность преподавателей и других студентов, содержание образования в вузе, используемые методы, формы, средства, методики и технологии профессиональной подготовки, практика профессиональной деятельности и др.

В. А. Беликовым приведены определения понятия педагогических условий. Мы считаем возможным из всего комплекса определений принять в качестве рабочего следующее: «Педагогические условия — это: совокупность внешних объектов образовательной среды, в определенных отношениях с которыми находится предмет исследования; совокупность внутренних особенностей (состояний; качеств) предмета исследования, от которых в той или иной степени зависит решение проблемы; данная совокупность внешних объектов и внутренних особенностей определяет существование, функционирование и развитие предмета исследования (эффективное решение поставленной проблемы)» [7, с. 236].

В таком случае под организационно-педагогическими условиями эффективности компонентов профессиональной подготовки студентов понимается совокупность объективных обстоятельств, возможностей содержания, форм, методов и образовательной среды, нацеленных на организацию и решение поставленных в исследовании задач. Из-за сложности понятия организационно-педагогических условий мы принимаем подход В. А. Беликова и других исследователей и также «определяем педагогические условия путем перечисления их основных признаков:

1) совокупность внешних объектов образовательной среды, в определенных отношениях с которыми находится предмет исследования;

2) совокупность внутренних особенностей (состояний; качеств) предмета исследования, от которых в той или иной степени зависит решение проблемы;

3) данная совокупность внешних объектов и внутренних особенностей определяет существование, функционирование и развитие предмета исследования (эффективное решение поставленной проблемы)» [1, с. 140].

Таким образом, под организационно-педагогическими условиями нами понимается совокупность объективных возможностей содержа-

ния, форм, методов и образовательной среды, нацеленных на решение проблемы исследования, связанной с обеспечением успешного существования, функционирования и развития предмета исследования, активности и результативности взаимодействия его компонентов.

Научная новизна результатов нашего исследования заключается в том, что при определении комплекса организационно-педагогических условий профессионального воспитания студентов нами учитываются основные компоненты процесса профессиональной подготовки, состав образовательной среды вуза, особенности отношений компонента с этой средой, реализуемые виды деятельности.

Соответственно, комплекс организационно-педагогических условий эффективности реализации каждого компонента мы можем выделить с учетом влияния:

- образовательной среды вуза, в составе которой реализуется профессиональная подготовка;

- особенностей избранного компонента профессиональной подготовки;

- комплекса качеств личности, обеспечивающих ее профессиональную конкурентоспособность;

- особенностей формируемых компетенций по каждому компоненту профессиональной подготовки.

Исследователи процесса вузовской подготовки выделяют несколько групп организационно-педагогических условий. Некоторые из ученых к ним относят учебники, программы, системы творческих, проблемных задач [8; 9]. Другие существенно важным считают применение комплекса методов и форм в зависимости от содержания и специфики изучаемого материала [10].

Научная практико-ориентированность нашего исследования заключается в том, что при определении комплекса организационно-педагогических условий мы исходили из определения особенностей и содержания каждого компонента профессиональной подготовки:

1) профессионального воспитания как специфической педагогической совместной деятельности, реализуемой преподавателями и студентами, как научной проблемы, согласно которой «профессиональное воспитание есть сложный вид социального воспитания, отражающий в своем содержании общественное явление, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с ней

функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации» [11, с. 56];

2) проектного обучения и воспитания как целенаправленного процесса реализации заранее спланированной (спрограммированной) учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности студентов, ориентированной на долгосрочное самостоятельное решение учебной проблемы на основе интегрированных знаний и компетенций по комплексу учебных дисциплин (предметных областей) с обязательной презентацией результатов; как педагогической технологии, представляющей собой «совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [12, с. 67];

3) дистанционного обучения как новой образовательной практики использования форм обучения наряду с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом, основу которой составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого с использованием современных средств [13].

В педагогике, теории и методике профессионального образования существует большое число вариантов выделения условий, которые мы считаем важным учитывать в решении любой проблемы исследования. Но во всех случаях авторы исследований учитывают:

- социально-экономические факторы профессиональной подготовки к реализации профессиональной деятельности;

- значимость развития личности, активного участия студентов и выпускников в жизни общества, профессионального коллектива;

- возможность решения других проблем профессионального обучении и воспитания;

- возможность диагностических исследований, направленных на изучение свойств личности, профессиональной пригодности, профессионального мастерства;

- возможность создания эффективной системы научно-методического информирования;

- содержание модели конкурентоспособного выпускника с учетом особенностей региона.

С учетом существующих вариантов и представленных факторов в отношении всех трех компонентов профессиональной подготовки мы выделили условия эффективности их реализации. Так, в отношении профессионального воспитания как компонента профессиональной подготовки мы выделили и исследовали эффективность следующих условий реализации этого процесса:

1) профессиональным воспитанием в тех или иных формах должны быть охвачены все

студенты; для этого доступ к качественному профессиональному воспитанию должны иметь все студенты вуза;

2) в профессиональном воспитании недопустимы стихийность, случайность, неорганизованность; воспитание должно быть организованным процессом; воспитанием, воспитательной работой должны заниматься лицензированные специалисты, профессиональные воспитатели;

3) воспитательная работа в вузе должна реализовываться в системе, носить разноплановый характер; в воспитательной работе должны использоваться инновационные технологии, о которых у студентов высокое мнение как о современных и имеющих значимость;

4) профессиональная воспитательная работа в вузе должна удовлетворять требованиям идеологичности, патриотичности и обеспечивать защиту государственных интересов.

Конечно, следует исходить из необходимости и достаточности комплексного выполнения представленных условий, не превышая и не принижая значимости какого-либо из них.

Реализация предлагаемого нами комплекса организационно-педагогических условий обеспечит создание концептуальной основы организации и осуществления профессионального воспитания студентов вуза, включающей в себя:

- ориентацию на становление и развитие ключевых компетенций и профессионально-личностных компетентностей студентов;

- понимание сущности воспитания как создания основ для развития и саморазвития личности студента, т. е. конструирования соответствующей среды, воспитательного пространства.

Каждое из представленных условий рассматривается нами с трех позиций: учета существующих обстоятельств профессионального воспитания, его цели и задач, содержательно-методических особенностей его реализации. Содержание названных условий в каждом из трех аспектов представлено в наших публикациях [4-6].

На таком же основании и с учетом существующих вариантов и представленных факторов их выделения в отношении дистанционного обучения как компонента профессиональной подготовки мы выделили, исследовали и апробировали эффективность следующих условий реализации:

1) обеспечение в соответствии с уровнем подготовки студента и поддержка мотивации обучающихся на протяжении всего процесса обучения в получении дистанционного

образования как необходимой составляющей обучения осуществляются путем создания предпосылок к восприятию учебного материала;

2) в содержательно-методическом аспекте цифровизация профессионального образования осуществляется с опорой на образовательные стандарты (ФГОС), использует компетент-ностный подход и направлена на эффективное формирование специальных компетенций студентов;

3) оценка эффективности профессионального развития обучающихся в системе дистанционного обучения осуществляется с использованием информационно-коммуникационных технологий и предполагает выделение и диагностику комплекса критериев.

В дистанционном обучении для реализации условий используются такие формы и средства работы, как социальные сети, проведение в онлайн-режиме учебных занятий, образовательных мероприятий, конкурсов, соревнований, интернет-тестирований по актуальным вопросам обучения и воспитания. Также следует исходить из необходимости комплексного выполнения представленных условий. Выполнение названных условий определяет и обеспечивает эффективность реализации основных положений концепции дистанционного обучения:

1) обязательная мотивация процесса дистанционного обучения;

2) обязательная технологическая и содержательная обеспеченность этого процесса.

В аспекте названных позиций определения понятия организационно-педагогических условий и с учетом существующих вариантов и представленных факторов выделения условий в отношении проектного обучения и воспитания как компонента профессиональной подготовки студентов мы выделили, исследовали и апробировали эффективность следующих условий его реализации:

1) педагогические технологии на основе проектного подхода отражают обобщенный логический конструкт дисциплины (специальности);

2) структура педагогических технологий на основе проектного подхода определяется на основе его требований;

3) педагогические технологии на основе проектного подхода обеспечивают ориентацию образования на современные технологии производства.

И в этом случае считаем необходимым исходить из важности комплексности и достаточ-

ности выполнения представленных условий, чем определяется и обеспечивается эффективность реализации основных положений концепции проектного обучения и воспитания:

1) обязательная ориентация процесса проектного обучения и воспитания на особенности и потребности современного производства и общественной жизни;

2) обязательная технологическая и содержательная обеспеченность этого процесса.

Разработка и апробация представленного комплекса организационно-педагогических условий в отношении всех трех компонентов процесса профессиональной подготовки студентов вузов дали нам возможность определить обобщенный комплекс условий и выделить сущностную характеристику каждого условия.

Первое условие: профессиональная подготовка студентов в аспекте всех ее компонентов должна быть равнодоступной для всех студентов; обеспечивать личностную и практическую значимость и доступность всех ее компонентов; обеспечиваться целенаправленной мотивацией всех видов деятельности студентов.

Данное условие выделено нами с позиций одного из аспектов понятия условий, а именно — содержательно-методических особенностей реализации процесса профессиональной подготовки студентов. Основанием для выделения данного условия служит концепция профессиональной подготовки, обусловленная требованиями гуманизации профессиональных отношений, базирующаяся на утверждении в качестве главной цели подготовки развития у студентов активной жизненной и профессиональной позиции, способности к творчеству, заинтересованности и потребности в саморазвитии.

К сожалению, у современных студентов мотивация к обучению сместилась с приобретения профессии на получение диплома, молодые люди зачастую имеют весьма смутное представление о профессии, которую им предстоит освоить. Мы, в частности, низко оцениваем готовность студентов современных вузов к профессиональному обучению, так как основной контингент прагматически ориентирован только на материальный или денежный результат и получает образование в вузе в большей степени ради диплома.

Второе условие: в процессе профессиональной подготовки недопустимы стихийность, случайность, неорганизованность; подготовка должна быть организованным

процессом, реализовываться в системе, носить целенаправленный и целостный характер.

Это условие выделено нами с учетом таких аспектов определения понятия условий, как учет цели и задач профессиональной подготовки, содержательно-методических особенностей ее реализации. Содержание данного условия определяется тем, что у каждого студента и выпускника вуза есть две важные составляющие его профессионального и социального статуса — профессиональные компетенции и личностные качества. Поэтому всем трем компонентам профессиональной подготовки должна соответствовать образовательная среда в целом и ее составные части — предметно-пространственное, поведенческое, событийное, информационное и культурное окружение. Это составляет основное содержание деятельности преподавателей вуза.

Третье условие: в процессе профессиональной подготовки должны использоваться инновационные технологии, о которых у студентов высокое мнение как о современных и имеющих значимость, технологии, гарантирующие развитие личности и формирование актуальных для профессиональной деятельности качеств и компетенций.

Данное условие выделено нами исходя из всех трех аспектов определения понятия условий: учет существующих обстоятельств профессиональной подготовки, ее цели и задач, содержательно-методических особенностей ее реализации. Выполнение данного условия обеспечивает повышение эффективности использования образовательных технологий и в процессе профессиональной подготовки студентов. Нами были отслежены в использовании и оценены по степени эффективности (низкая, средняя и высокая) апробированные в современных процессах профессиональной подготовки студентов вузов технологии формирования востребованных качеств и компетенций личности. В результате технологии проектного обучения были оценены как наиболее эффективные.

Среднюю оценку уровня эффективности получили:

- рефлексивно-деятельностные технологии, ориентированные на формирование готовности к исследовательской деятельности;

- образовательно-творческие проекты, ориентированные на формирование ранней технической компетентности обучающихся;

- лаборатории и малые предприятия, ориентированные на формирование готовности обучающихся к предпринимательской деятельности.

Четвертое условие: профессиональная подготовка студентов в вузе должна удовлетворять потребности общества, государства, личности, соответствовать требованиям иде-ологичности, патриотичности и обеспечивать защиту государственных интересов.

Данное условие выделено нами на основании такого аспекта определения понятия условий, как учет существующих обстоятельств профессиональной подготовки. При разработке этого организационно-педагогического условия мы исходим из того, что патриотизм как социальное явление и индивидуальное качество личности является основой жизнедеятельности государства и общества. По существу, патриотизм понимается как особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Особенностями реализации этого условия нами было определено обеспечение: понимания сущности и личностной значимости патриотизма; осознания социальной роли каждого студента в жизни и деятельности; оценки роли и актуальности патриотизма в современных социальных ситуациях; развития национального и интернационального самосознания; готовности к защите Родины.

Отметим, что реализация представленных условий в комплексе является фактором обеспечения максимальной степени эффективности профессионального образования [14]. Внедрение представленного комплекса условий в образовательный процесс учебной группы второго курса технологического факультета позволило существенно повысить уровень сформированности общекультурных компетенций студентов, овладение ими основными видами деятельности (табл. 1), уровень мотивации, что в целом стало признаком повышения уровня сформированности учебно-познавательных и учебно-профессиональных качеств студентов.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сформированность общих компетенций студентов

Уровни Распределение студентов по уровням сформированности компетенций (всего 24 чел.) %

Начало курса Окончание курса Начало курса Окончание курса

Мотивации

Высокий 12 18 50,0 75,0

Средний 11 6 45,8 25,0

Низкий 1 0 4,2 0,0

Не сформированы 0 0 0,0 0,0

Наблюдать

Высокий 0 13 0,0 54,2

Средний 7 10 29,2 41,6

Низкий 17 1 70,8 4,2

Не сформированы 0 0 0,0 0,0

Работать с книгой — источником информации

Высокий 7 17 29,2 70,8

Средний 12 7 50,0 29,2

Низкий 5 0 20,8 0,0

Не сформированы 0 0 0,0 0,0

Выполнять практические задания

Высокий 3 11 12,5 45,8

Средний 14 10 58,3 41,6

Низкий 7 3 29,2 12,5

Не сформированы 0 0 0,0 0,0

Заключение. Таким образом, исследование и решение проблем профессиональной подготовки студентов вузов предполагает выделение, описание и реализацию комплекса организационных и педагогических условий. Нами представлен подход, согласно которому выделение комплекса максимально эффективных условий осуществляется с учетом особенностей структурных компонентов процесса профессиональной подготовки в отношении их общего предмета — формирования и развития общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.

Каждое условие и комплекс условий в целом имеют личностно ориентированный характер, основаны на требованиях ФГОС, реализуются в деятельности и обеспечивают достижение цели и решение задач профессиональной подготовки студентов.

Нами в форме гипотезы утверждается, что при определении комплекса организационно-

педагогических условий профессиональной подготовки студентов должны учитываться основные компоненты процесса профессиональной подготовки, состав образовательной среды вуза, особенности отношений компонента с этой средой, реализуемые виды деятельности.

Суть нашего подхода к определению условий профессиональной подготовки студентов может быть выражена в форме следующего алгоритма действий исследователя: конкретизируются требования к профессиональной подготовке студентов и ее результатам, выделяются ключевые компоненты профессиональной подготовки, определяются условия эффективности каждого компонента, выделяются и оформляются в виде комплекса условия реализации всего процесса профессиональной подготовки.

Один из вариантов этого алгоритма и представлен в данной статье.

Библиографический список

1. Беликов, В. А. Методология и логика определения педагогических условий решения проблем образования личности / В. А. Беликов, П. Ю. Романов, Г. В. Токмазов // Вестник педагогических наук. — 2021. — № 7. — С. 139-147.

2. Беликов, В. А. Профессиональное образование личности на основе учебно-профессиональной деятельности / В. А. Беликов, А. С. Валеев, А. В. Гришин, С. А. Махновский. — Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2011. — 244 с.

3. Беликов, В. А. Дидактика учебно-познавательной деятельности : моногр. / В. А. Беликов. — Москва : Изд-во «Перо», 2017. — 296 с. — ISBN 978-5-90693-371-3.

4. Петров, Е. Н. Личностные факторы профессиональной подготовки студентов с использованием технологий цифрового дистанционного обучения / Е. Н. Петров, А. С. Валеев, М. М. Махмутов // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. трудов. — Ялта : РИО ГПА, 2021. — Вып. 71. — Ч. 4. — С. 246-248.

5. Махмутов, М. М. Роль и потенциал проектного подхода в обеспечении эффективности профессиональной подготовки студентов вузов / А. С. Валеев, Р. Р. Байгутлин, М. М. Махмутов // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. трудов. — Ялта : РИО ГПА, 2021. — Вып. 71. — Ч. 4. — С. 58-61.

6. Байгутлин, Р. Р. Актуальность и условия эффективности профессионального воспитания студентов вузов в ситуациях дистанционного обучения / А. С. Валеев, Р. Р. Байгутлин, Е. Н. Петров // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. трудов. — Ялта : РИО ГПА, 2021. — Вып. 71. — Ч. 4. — С. 54-57.

7. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность : моногр. / В. А. Беликов. — Москва : Академия Естествознания, 2010. — 340 с. — ISBN 978-5-91327-090-0.

8. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. — 2012. — Issue 01. — P. 8-14.

9. Овинова, Л. Н. Педагогические условия реализации метода проектов в образовательном процессе вуза / Л. Н. Овинова, Е. Г. Шрайбер, В. С. Колмакова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2019. — Т. 11. — № 2. — С. 79-90.

10. Комиссарова, А. В. Метод проектов как педагогическое условие формирования информационной компетентности студентов технического вуза / А. В. Комиссарова // Человек и образование. — 2011. — № 2 (27). — С. 77-83.

11. Тимонин, А. И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное / А. И. Ти-монин // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2012. — Т. 18. — С. 55-58.

12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е. С. Полат. — Москва : Изд. центр Академия, 2001. — 272 с. — ISBN 5-7695-0811-6.

13. Курицына, Г. В. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе / Г. В. Курицына // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. — 2016. — № 2. — С. 26-39.

14. Беликов, В. А. Актуальность исследования педагогических условий решения проблем образования личности / В. А. Беликов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 6. — С. 23-38.

For citation: Baigutlin, R. R. Complex of organizational and pedagogical conditions for professional training of university students / R. R. Baigutlin, M. M. Makhmutov, E. N. Petrov // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 1 (33). — P. 33-42.

complex of organizational and pedagogical conditions for professional training of university students

R. R. Baigutlin, M. M. Makhmutov, E. N. Petrov

The article presents one of the variants of the algorithm for determining the conditions for the effectiveness of the process of professional training of university students. Taking into account the signs of the concept of "pedagogical conditions" and the structural features of the process of professional training of students, a complex of organizational and pedagogical conditions for the implementation of its three main backbone components is proposed: distance learning; professional education; project technologies for training and education. Then identifying organizational and pedagogical conditions, the authors took into account the totality of circumstances affecting the effectiveness of each component, the possibilities of content, forms, methods and educational environment aimed at organizing and solving the problems of vocational training. It is argued that the conditions for the implementation of each component of professional training make it possible to determine a set of conditions

for the implementation of this process as a whole. The productivity of this approach to determining the conditions is confirmed by the results of experimental activities in the educational activities of an educational organization.

Key words: vocational training, structural components of vocational training, organizational and pedagogical conditions.

References

1. Belikov V. A., Romanov P. Yu., Tokmazov G. V. Metodologija i logika opredelenija peda-gogicheskih uslovij reshenija problem obrazovanija lichnosti [Methodology and logic of determining the pedagogical conditions for solving the problems of personality education], Vestnik peda-gogicheskih nauk [Bulletin of pedagogical sciences], 2021, no. 7, pp. 139-147. (In Russian)

2. Belikov V. A., Valeev A. S., Grishin A. V., Makhnovsky S. A. Professional'noe obrazovanie lichnosti na osnove uchebno-professional'noj dejatel'nosti [Professional education of personality on the basis of educational and professional activity]. Magnitogorsk, MSTU named after G. I. Nosov, 2011, 244 p. (In Russian)

3. Belikov V. A. Didaktika uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti : monogr. [Didactics of educational and cognitive activity: monograph]. Moscow, Publishing house "Pero", 2017, 296 p., ISBN 978-5-90693-371-3. (In Russian)

4. Petrov E. N., Valeev A. S., Makhmutov M. M. Lichnostnye faktory professional'noj podgotovki studentov s ispol'zovaniem tehnologij cifrovogo distancionnogo obuchenija [Personal factors of professional training of students using digital distance learning technologies], Sb. nauch. trudov «Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija» [Digest of scientific articles "Problems of modern pedagogical education"]. Yalta, RIO GPA, 2021, issue 71, part 4, pp. 246-248. (In Russian)

5. Valeev A. S., Makhmutov M. M., Baigutlin R. R. Rol' i potencial proektnogo podhoda v obe-spechenii jeffektivnosti professional'noj podgotovki studentov vuzov [The role and potential of the project approach in ensuring the effectiveness of professional training of university students], Sb. nauch. trudov «Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija» [Digest of scientific articles "Problems of modern pedagogical education"].Yalta, RIO GPA, 2021, issue 71, part 4, pp. 58-61. (In Russian)

6. Valeev A. S., Baigutlin R. R., Petrov E. N. [Relevance and conditions for the effectiveness of professional education of university students in situations of distance learning], Sb. nauch. trudov «Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija» [Digest of scientific articles "Problems of modern pedagogical education"]. Yalta, RIO GPA, 2021, issue 71, part 4, pp. 54-57. (In Russian)

7. Belikov V. A. Obrazovanie. Dejatel'nost'. Lichnost': monogr. [Education. Activity. Personality: monograph]. Mocsow, Academy of Natural Sciences, 2010, 340 p., ISBN 978-5-91327-090-0. (In Russian)

8. Ippolitova N., Sterkhova N. Analiz ponjatija «pedagogicheskie uslovija»: sushhnost', klas-sifikacija [Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification], General and Professional Education, 2012, issue 01, pp. 8-14. (In Russian)

9. Ovinova L. N., Shreiber E. G., Kolmakova V. S. Pedagogicheskie uslovija realizacii metoda proektov v obrazovatel'nom processe vuza [Pedagogical conditions for the implementation of the project method in the educational process of the university], Vestnik JuUrGU. Serija «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki» [Bulletin of SUSU. Series "Education. Pedagogical Sciences"], 2019, vol. 11, no. 2, pp. 79-90. (In Russian)

10. Komissarova A. V. Metod proektov kak pedagogicheskoe uslovie formirovanija informa-cionnoj kompetentnosti studentov tehnicheskogo vuza [Method of projects as a pedagogical condition for the formation of information competence of students of a technical university], Chelovek i obrazovanie [Human and education], 2011, no. 2 (27), pp. 77-83. (In Russian)

11. Timonin A. I. Professional'noe vospitanie kak vospitanie social'noe [Professional education as social education], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psi-hologija. Sociokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2012, vol. 18, pp. 55-58. (In Russian)

12. Polat E. S. (ed.) Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija [New pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow, Publishing house. Center "Academy", 2001, 272 p., ISBN 5-7695-0811-6. (In Russian)

13. Kuritsyna G. V. Sushhnostno-soderzhatel'nye harakteristiki distancionnogo obuchenija v vuze [Essential and meaningful characteristics of distance learning at the university], Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshhestvo [Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society], 2016, no. 2, pp. 26-39. (In Russian)

14. Belikov V. A. Aktual'nost' issledovanija pedagogicheskih uslovij reshenija problem obra-zovanija lichnosti [Relevance of the study of pedagogical conditions for solving the problems of personality education], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2018, no. 6, pp. 23-38. (In Russian)

Байгутлин Рафик Ражапович, старший преподаватель кафедры эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов Сибайско-го института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Сибай, e-mail: rafikbaigutlin@mail.ru

Махмутов Мурат Мажитович, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Сибай, e-mail: murten@mail.ru

Петров Евгений Николаевич, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Сибай, e-mail: Petrov8484@mail.ru

Baigutlin Rafik Razhapovich, Senior Lecturer of the Department of Operation of Transport and Technological Machines and Complexes of the Sibay Institute (branch), Bashkir State University, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Sibay, e-mail: rafikbaigutlin@mail.ru

Makhmutov Murat Mazhitovich, Senior Lecturer of the Department of Theory and Technique of Teaching Technology, Sibay Institute (branch), Bashkir State University, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Sibay, e-mail: murten@ mail.ru

Petrov Evgeny Nikolaevich, Senior Lecturer of the Department of Theory and Technique of Teaching Technology, Sibay Institute (branch), Bashkir State University, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Sibay, e-mail: Petrov8484@mail.ru

Сведения для цитирования: Баркова, В. В. Инновационные технологии профессионального образования в глобализирующемся социуме / В. В. Баркова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 42-49.

УДК 378 ББК 74.47

инновационные технологии профессионального

образования в глобализирующемся социуме

В. В. Баркова

В статье представлен авторский опыт философской рефлексии по поводу методологических и мировоззренческих оснований современных инновационных технологий профессионального образования. Опираясь на традиции философии образования, автор доказывает идею продуктивности индивидуальной интеграции нового знания, профессиональных умений и навыков в ментальную структуру личности обучающегося при постоянном творческом взаимодействии с педагогом, который сам находится в состоянии перманентного профессионального самосовершенствования. Диверсификация инновационных технологий в профессиональном образовании усиливает тенденцию поиска человекомерных презентации образовательной деятельности и нового педагогического профессионализма, который являл бы собой такие способы организации процесса развития базовых способностей личности, где ценностные составляющие стихийного и целенаправленного потоков жизненного опыта человека на уровне индивидуального бытия-в-культуре смогли бы реализоваться в духовном мире личности.

Ключевые слова: инновации, глобальное общество, образовательная деятельность, потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.