Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лындин Антон Анатольевич

В статье представлены теоретические и организационные аспекты решения проблемы обеспечения качества профессиональной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования. В качестве основы автор рассматривает реализацию принципа дуальности образования как практико-ориентированной модели организации профессиональной подготовки студентов колледжа. В статье описаны как признаки позитивного влияния дуальности на качество образования, так и недостатки, препятствующие решению проблемы. Отмечается роль профессиональной образовательной организации и предприятия в реализации процесса подготовки студентов. Новизну представленных материалов определяет тот факт, что автором установлен ряд признаков системы дуального образования именно в политехническом колледже и на взаимодействующих с ним предприятиях. В статье также освещены организационно-методические мероприятия реализации принципа дуальности обучения в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лындин Антон Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED LEARNING IN TACKLING QUALITY ASSURANCE PROFESSIONAL TRAINING OF POLYTECHNICAL COLLEGE STUDENTS

The article presents the theoretical and organizational aspects of solving the problem of ensuring the quality of vocational training of students of institutions of secondary vocational education. As a basis, the author considers the implementation of the principle of duality of education as a practice-oriented model of organizing professional training of college students. The article describes both the signs of the positive influence of duality on the quality of education, and the shortcomings that impede the solution of the problem. The role of a professional educational organization and an enterprise in the implementation of the process of preparing students is noted. The novelty of the presented materials is determined by the fact that the author has established a number of features of the dual education system in the Polytechnic College and at the enterprises interacting with it. The article also highlights the organizational and methodological measures for the implementation of the principle of duality of education in college.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»

Сведения для цитирования: Лындин, А. А. Практико-ориентированное обучение в решении проблемы обеспечения качества профессиональной подготовки студентов политехнического колледжа / А. А. Лындин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 62-70.

УДК 377 ББК 74.47

практико-ориентированное обучение в решении проблемы обеспечения качества

профессиональной подготовки студентов

политехнического колледжа

А. А. Лындин

В статье представлены теоретические и организационные аспекты решения проблемы обеспечения качества профессиональной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования.

В качестве основы автор рассматривает реализацию принципа дуальности образования как практико-ориентированной модели организации профессиональной подготовки студентов колледжа. В статье описаны как признаки позитивного влияния дуальности на качество образования, так и недостатки, препятствующие решению проблемы. Отмечается роль профессиональной образовательной организации и предприятия в реализации процесса подготовки студентов. Новизну представленных материалов определяет тот факт, что автором установлен ряд признаков системы дуального образования именно в политехническом колледже и на взаимодействующих с ним предприятиях. В статье также освещены организационно-методические мероприятия реализации принципа дуальности обучения в колледже.

Ключевые слова: среднее профессиональное образовательное учреждение, профессиональная подготовка студентов, практико-ориентированное обучение, дуальность профессиональной подготовки.

В современных условиях проблема повышения качества профессионального образования будущих специалистов различных направлений и профилей подготовки продолжает оставаться актуальной. Многочисленные исследования [1-4], работа инновационных и экспериментальных площадок в Челябинской области не дали пока четкого и однозначного ответа на вопрос, каким образом можно решить данную проблему.

На наш взгляд, ключевой тенденцией, направленной на обеспечение качества подготовки кадров для современной экономики, является практикоориентированность в системе профессионального образования. Система дуального обучения является одной из эффективных практи-ко-ориентированных систем профессиональной подготовки.

Основываясь на многолетнем опыте работы педагогического коллектива политехнического колледжа с социальными партнерами, автор предположил, что один из путей решения проблемы повышения качества обучения лежит в рамках реализации принципа дуальности об-

разования как практико-ориентированной модели организации профессиональной подготовки студентов колледжа.

Концепция дуального образования широко распространена в системах профессионального образования многих европейских государств — Германии, Великобритании, Франции, также в США, Канаде и др. В частности, в Германии дуальное образование как система и модель профессионального образования показала свою эффективность в решении вопросов подготовки кадров для всех сфер производства [2].

Из стран ближнего зарубежья наиболее активно и успешно дуальное образование как модель обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов с 2012 года реализуется в Республике Казахстан [2]. В Российской Федерации эта система по-прежнему остается экспериментальной и внедряется только в ряде регионов в рамках пилотных проектов [5-7].

В целом «дуальное образование подразумевает привлечение и вовлечение в систему

профессиональных образовательных организаций работодателя как провайдера образовательных услуг» [8, с. 140].

При этом в некоторых случаях дуальное образование определяется как практико-ориенти-рованное образование (В. А. Беликов, А. С. Вале-ев, А. А. Кутумова, Н. Г. Мамаев, И. В. Петрова, С. С. Полисадов, В. С. Просалова, П. Ю. Романов, Г. А. Яркова и др.).

На сегодняшний момент в РФ отмечается стремительный рост потребности в кадрах, специалистах по самым различным направлениям (наука, образование, производство, культура и т. д.) [1; 9]. Актуальность реализации принципа дуальности в процессе подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования мы видим в следующем.

Во-первых, разработка стандартов профессионального образования должна осуществляться на основе требований производства, с активным участием работодателей.

Во-вторых, такое образование позволяет максимально полно учесть потребности предприятий и возможности образовательного учреждения среднего профессионального образования.

В-третьих, при дуальном образовании становится объективно возможным привлечение специалистов производства к образовательному процессу в колледже.

Реализация принципа дуальности в полной мере соответствует особенностям применения других принципов обучения [10]:

- целесообразности (система дуального образования должна быть целесообразной, т. е. соответствовать ФГОС, потребностям обучающегося и требованиям работодателя);

- оптимальности (выработка и принятие таких норм, правил и требований, которые обеспечивают оптимальные затраты средств и ресурсов образовательной организации и предприятия при высоком качестве профессионального образования);

- адресности (компоненты системы дуального образования должны быть ориентированы на особенности определенной группы обучающихся);

- сочетания доступности и прогрессивности (сочетание доступности правил, норм, требований для студентов и преподавателей с их направленностью на повышение качества учебной и профессиональной деятельности);

- сочетания теоретической и практической содержательной части подготовки обучающихся образовательной организации и предприятия [10].

Вклад в выполнение этих принципов образовательной организации и предприятия различается.

Так, образовательная организация выполняет следующие функции: продолжение общеобразовательной подготовки, формирование общих компетенций согласно ФГОС, осуществление базовой профессиональной подготовки в аудиториях, мастерских и лабораториях, нормативная организация практики [11; 12].

Предприятие в соответствии с представленными принципами выполняет функции практической подготовки, формирования профессиональных и специальных компетенций, развития профессионализма, а также инновационную функцию формулирования новых актуальных компетенций, например, компетенций цифровой экономики.

Система практико-ориентированного образования в политехническом колледже имеет ряд четко определяемых признаков.

1. В нормативных программно-методических документах закреплено соотношение теоретического образования студентов в колледже и их практической подготовки (40 % к 60 %).

2. Утверждены требования к разработке и реализации основной образовательной программы и рабочих программ дисциплин, профессиональных модулей. Важнейшим элементом данного алгоритма деятельности является взаимодействие с работодателями. Разработка или обновление образовательных программ сопровождается созданием временных отдельных творческих групп, тесно взаимодействующих друг с другом. Работа группы начинается с определения и формулирования целей освоения образовательной программы, далее отбирается собственно содержание программы, затем прописывается процедура оценивания. Содержание профессионального модуля обеспечивает принцип единства теории и практики, а содержание учебных дисциплин является базой для освоения модулей. В процессе формирования содержания программ профессиональных модулей и дисциплин происходит перераспределение учебного материала: все специальное, профессионально значимое входит в состав модулей, общепрофессиональные вопросы освещаются в содержании дисциплин.

3. Рабочая группа в процессе разработки образовательной программы обсуждает условия реализации программы, распределяет зоны ответственности за реализацию отдельных элементов программы. Затем образовательные программы и программы профессиональных

модулей согласовываются и утверждаются в колледже и на базовых предприятиях, с которыми заключены договоры.

4. Разработана система стимулирования деятельности всех субъектов образовательного процесса колледжа.

Отметим, что наибольших успехов в реализации системы практико-ориентированного образования колледжу удалось достичь при подготовке студентов в области металлургического производства, электроэнергетики, машиностроения, информационной безопасности. Выбор этих направлений объясняется тем, что колледж изначально ориентируется на подготовку специалистов для производственной сферы.

Таким образом, можно утверждать о достаточно высоком уровне актуальности проблемы повышения качества профессионального образования личности специалистов различных направлений и профилей подготовки в рамках реализации принципа дуальности образования как практико-ориентированной модели организации профессиональной подготовки студентов колледжа.

В этом случае мы ставили целью разработку практико-ориентированной модели обучения как последовательного воплощения на практике заранее спланированного процесса профессионального образования студентов в условиях теоретической подготовки в колледже и производственного обучения на предприятии.

Более широкому и успешному распространению системы дуального образования в колледже препятствуют нерешенные проблемы регионального уровня — неразработанность нормативно-правовой базы, действие быстроустаревающих образовательных стандартов СПО, недостаточность инвестиций в образование со стороны предпринимателей, что выражается в низкой заинтересованности предприятий в партнерстве.

Наличие этих проблем определяется следующими факторами [13; 14].

Во-первых, образовательные стандарты, определяемые государством и не в полной мере учитывающие особенности и потребности производства, находятся в процессе постоянной корректировки, уточнении перечня компетенций, требуют внесения изменений в учебные планы и рабочие программы дисциплин, реализуемых в колледже. Эта нестабильность стандартов затрудняет привлечение работодателей к их разработке.

Во-вторых, требования к качеству среднего профессионального образования постоянно растут, что затрудняет возможность «угнаться

за ними». Поэтому часто предлагаемые наукой и используемые в процессе профессиональной подготовки студентов колледжа формы, методы, средства и технологии обучения в большинстве случаев оказываются неэффективными и оторванными от реального производства.

В-третьих, руководители подразделений и преподаватели колледжа недостаточно знают особенности и потребности предприятий города и региона в кадрах с учетом современных социально-экономических условий.

В значительной степени решению проблем и преодолению препятствий в реализации принципа дуальности в обучении студентов колледжа способствуют конкурсы профессионального мастерства, участие студентов в чемпионатном движении WorldSkШs. Но любой конкурс есть форма оценки результатов сформированности компетенций, а не система обучения.

На наш взгляд, только система среднего профессионального образования на основе принципа дуальности обучения может гарантировать подготовку профессиональных кадров с учетом экономических потребностей в специалистах, с учетом заинтересованности региона в целом и отдельных предприятий в частности. Дуальное образование может стать и уже становится перспективным и эффективным направлением в подготовке специалистов для реального сектора экономики.

Для реализации принципа дуальности в профессиональной подготовке студентов в колледже успешно реализованы следующие организационно-методиче ские мероприятия:

1) установлены взаимозначимые связи «колледж — предприятие» на основе партнерских механизмов вовлечения предприятий в сферу образования;

2) обеспечена направленность целей профессиональной подготовки студентов колледжа на производственную сферу, потребности регионов и предприятий в кадрах;

3) в процессе профессиональной подготовки использованы технологические стандарты, которые учитываются также в образовательных стандартах и компетенциях;

4) при выборе форм, методов, средств и технологий профессиональной подготовки преподаватели колледжа ориентируются на реальные технологические процессы;

5) в образовательном процессе колледжа активно используются в первую очередь практические формы обучения, которые ориентированы на развитие профессионально значимых умений и навыков.

В организационном аспекте реализация принципа дуальности оказала на этот процесс позитивное влияние, касающееся целей, содержания и образовательных технологий. При этом значительно повысилась мотивированность как преподавателей колледжа, так и предприятий, участвующих в процессе профессиональной подготовки студентов образовательных организаций. Также наблюдается повышение эффективности прогнозирования потребности предприятий города и региона в кадрах.

В целом наш опыт показал, что и теоретическую, и практическую подготовку более эффективно осуществлять непосредственно на предприятии с помощью специалистов предприятия. Одна из проблем состоит в том, что эти специалисты являются хорошими профессионалами-производственниками, но не всегда — хорошими преподавателями. Поэтому служба научно-методического обеспечения колледжа уделяет большое внимание повышению квалификации, подготовке и переподготовке педагогических кадров и специалистов предприятий. Таким образом, в процессе реализации принципа дуальности в колледже для профессиональной подготовки студентов обеспечено решение комплекса задач:

1) разработана модель профессионального образования, основанная на взаимодействии «колледж — предприятие» и ориентированная на совместное выполнение программ обучения студентов;

2) разработаны мероприятия по взаимодействию колледжа и предприятий, предполагающих раздельную теоретическую и практическую подготовку студентов по различным направлениям;

3) разработаны и внедрены в процесс профессиональной подготовки студентов учебно-методические комплексы, определяющие формы, методы, средства и технологии обучения;

4) разработана система повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров и специалистов предприятий, с которыми заключены договоры о взаимодействии;

5) организационно и содержательно обеспечено проведение диагностических, консультативно-методических, экспертных и аттестационных процедур для объективного анализа, планирования, коррекции содержания и результатов образовательного процесса на базе колледжа и базовых предприятий;

6) осуществлено организационное, содержательное и кадровое обеспечение постоянных

и временных методических семинаров, курсов повышения квалификации, педагогических чтений, консультаций, круглых столов, конференций, курсов педагогического мастерства и др. для педагогов колледжа и работников базовых предприятий.

Рассмотрим содержание работы по каждому направлению модели профессионального образования, основанной на взаимодействии «колледж — предприятие». В каждом направлении колледж и предприятие имеют возможность реализовать принцип дуальности процесса профессиональной подготовки в следующих формах.

Первое направление — совершенствование маркетинговых исследований:

- обмен информационно-справочным материалом по состоянию соответствующих систем производства, рынков труда и образовательных учреждений;

- пропаганда и популяризация производственных, научных и технических знаний среди населения города, региона;

- содействие продвижению бренда образовательной организации и базового предприятия среди работников, населения города, региона в соответствующих производственных и культурно-образовательных сферах.

Второе направление — совместная реализация образовательных программ предприятием и колледжем:

- содействие и разработка совместных основных и дополнительных профессиональных образовательных программ по направлениям и уровням образования в колледже в соответствии с направлениями и содержанием производственной деятельности на предприятии;

- использование различных инновационных образовательных технологий, в том числе элементов цифровых дистанционных образовательных технологий, электронного обучения при реализации образовательных программ с учетом требований производства и потенциала колледжа;

- формирование электронных информационных ресурсов и электронных образовательных ресурсов, материальной базы образовательной организации для осуществления профессиональной подготовки студентов колледжа и рабочих предприятия;

- поддержка и обеспечение обмена кадрами преподавателей колледжа и специалистов предприятия для организации учебных занятий студентов;

- привлечение ведущих специалистов предприятия для руководства производственными

практиками, курсовыми, дипломными (выпускными квалификационными) работами (проектами) студентов;

- представление базы для проведения учебно-производственных и других видов практик на условиях взаимообмена, а также на условиях финансирования и материального обеспечения.

Третье направление — сотрудничество предприятия и колледжа в производственной, учебной, научной, научно-педагогической и научно-производственной сферах:

- формирование групп обучающихся, работников, преподавателей и специалистов для проведения совместной научно-исследовательской работы, для участия в работе научных семинаров и конференций;

- организация совместных временных научно-исследовательских коллективов для реализации различных исследовательских проектов;

- совместное проведение научно-исследовательских работ, конференций, семинаров и других форм общения работников, обучающихся и педагогов;

- обмен специалистами, преподавателями и студентами для стажировки.

Четвертое направление — организация обучения по основным и дополнительным

профессиональным программам обучающихся, преподавателей образовательной организации и работников на профильном предприятии:

- подготовка обучающихся, работников и преподавателей по согласованным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в различных формах, в том числе в форме стажировок, дистанционного обучения, направления на рабочее место;

- участие ведущих специалистов предприятия в чтении курсов, проведении практических занятий, дисциплин по выбору.

Пятое направление — обеспечение продуктивного взаимодействия административно-управленческого персонала: использование потенциала базового предприятия и колледжа для организации повышения управленческой компетентности руководящих кадров колледжа и базового предприятия.

Все мероприятия по представленным направлениям нами рассматриваются как компоненты практико-ориентированной модели организации профессиональной подготовки студентов колледжа. Ее реализация уже обеспечила в колледже достижение значимых результатов профессиональной подготовки студентов (табл. 1).

Таблица 1

Предварительные результаты реализации принципа дуальности в процессе профессиональной подготовки студентов политехнического колледжа

№ п/п Критерий, показатель Изменения критериев по результатам SWOT-анализа Примечания

Март 2020 г. Март 2021 г.

1 Ориентация процесса профессиональной подготовки на существующие в городе и регионе виды производств, на потребности предприятий в кадрах (количество базовых предприятий) 4 7

2 Обеспечение заинтересованности предприятий в участии в процессе профессиональной подготовки, их мотивация в усилении собственного влияния на содержание этого процесса в колледже (количество предприятий с четко выраженным намерением сотрудничать с колледжем) 3 6

3 Разработка эффективной системы прогнозирования потребности предприятий города и регионов в кадрах (факт наличия) Нет Есть

4 Отбор кадров в качестве преподавателей колледжа по результатам конкурсного отбора по уровню квалификации и успешности профессиональной деятельности (количество привлеченных в колледж специалистов предприятий) 1 6

Окончание таблицы 1

№ п/п Критерий, показатель Изменения критериев по результатам SWOT-анализа Примечания

Март 2020 г. Март 2021 г.

5 Расширение спектра образовательных программ профессиональной подготовки и дополнительного образования студентов (количество востребованных образовательных программ) 11 24

6 Обновление программной, научно-методической и материально-технической базы колледжа в соответствии с требованиями ФГОС и стандартов WorldSkills (количество программ) 36 54 Обновляются в различной степени все образовательные программы

Данные проведенного нами SWOT-анализа позволяют отметить значительный образовательный эффект такого обучения и прогнозировать повышение его роли в обеспечении качества среднего профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, подход к решению проблем качества профессиональной подготовки студентов колледжа на основе принципа дуальности, на наш взгляд, имеет социальную, личностную и профессиональную значимость, так как выполняются требования работодателя к каждому выпускнику колледжа как конкурентоспособному специалисту с широкими общими и профессиональными компетенциями, способному быстро адаптироваться к потребностям и особенностям производства.

Особенностью процесса профессиональной подготовки студентов колледжа является ориентация на приобретение востребованных знаний и умений, актуальных в профессиональной деятельности, на изучение производственных технологий изготовления продукции в виде готовых изделий, на приобретение практических навыков работы с различным технологическим оборудованием, инструментами и приспособлениями [10; 15; 16].

Мы отмечаем, что именно дуальное образование по своей сущности, структуре и содержанию ориентировано на профессиональное развитие обучающихся в полном соответствии с особенностями производства, требованиями работодателя как заказчика [9; 17]. На наш взгляд, главным фактором этого соответствия является то, что подготовка в системе дуального

образования осуществляется на основе учебно-профессиональной деятельности обучающихся.

Учебно-профессиональная деятельность обучающихся в системе дуального образования обеспечивает их профессиональное развитие и может рассматриваться как способ, организационная форма, дидактическое средство образования, а технология овладения учебно-профессиональной деятельностью одновременно выступает как технология профессионального развития обучающихся.

Именно во взаимодействии обучающихся с преподавателями и работниками предприятия будущие специалисты демонстрируют собственное личностное начало. Преподавателю или наставнику остается только оказывать помощь в реализации индивидуальности каждого студента посредством совместного выполнения учебно-профессиональной деятельности путем вовлечения обучающихся в практико-ориенти-рованные ситуации.

Исходя из этого, мы считаем, что дуальное образование предполагает разработку, внедрение и эффективное использование психолого-педагогических, информационных, технологических, научных, организационных, производственных ресурсов профессионального развития обучающихся на основе учебно-профессиональной деятельности. В системе дуального образования становится возможным профессиональное развитие личности обучающегося через сочетание самообразования с наличием реальной возможности в любой момент получить помощь высококвалифицированных работников предприятия.

Библиографический список

1. Беликов, В. А. Дидактика практико-ориентированного образования : моногр. / В. А. Беликов, П. Ю. Романов, А. С. Валеев. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 267 с. — ISBN 978-5-16-014073-5.

2. Беликов, В. А. Дуальная система профессионального образования личности : моногр. / В. А. Беликов, Д. И. Павленко. — Москва : Перо, 2019. — 125 с. — ISBN 978-5-00150-351-4.

3. Петрова, И. В. Компетентностная модель практико-ориентированного обучения студентов строительного профиля: анализ результатов экспериментальной апробации / И. В. Петрова, Н. Г. Мамаев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. — 2017. — № 3 (95). — Ч. 1. — С. 127-134.

4. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориенти-рованных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. — Москва : Совершенство, 1998. — 608 с. — ISBN 5-89520-001-Х.

5. На пути к новой экономике: дуальное образование в России // Аккредитация в образовании. — 2016. — № 4 (88). — С. 61-63.

6. Листвин, А. А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике / А. А. Листвин // Образование и наука. — 2016. — № 3. — С. 44-56.

7. Некрасов, С. И. Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов / С. И. Некрасов, Л. В. Захарченко, Ю. Н. Некрасов // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — № 4. — С. 9-15.

8. Кутумова, А. А. Дуальная система обучения как технология подготовки бакалавров профессионального обучения в современных условиях педагогического вуза / А. А. Кутумова, Г. А. Яркова // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 4 (часть 1). — С. 139-142.

9. Шацкая, И. В. Особенности модели дуального обучения в России / И. В. Шацкая // Креативная экономика. — 2018. — Т. 12. — № 3. — С. 305-314.

10. Саблуков, В. А. Оценка готовности студентов колледжа к освоению профессиональных компетенций в соответствии с уровнями квалификации / В. А. Саблуков, В. С. Ступина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 88-95.

11. Каримов, М. Ф. Дидактические функции учебного информационного моделирования действительности / М. Ф. Каримов, В. Р. Мукимов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 5. — С. 102-113.

12. Попова, С. В. Практико-ориентированные технологии обучения в структуре среднего профессионального образования будущих медиков / С. В. Попова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 5. — С. 149-162.

13. Басовский, Д. А. Перспективы внедрения элементов дуальной модели образования в учреждении среднего профессионального образования / Д. А. Басовский, И. Г. Дегтярева // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 3. — С. 25-27.

14. Горло, И. Н. Внедрение элементов дуальной модели профессионального образования в колледже / И. Н. Горло // Среднее профессиональное образование. — 2017. — № 6. — С. 30-34.

15. Зязева, О. Д. Теоретические аспекты внедрения практико-ориентированного (дуального) обучения в образовательный процесс колледжа / О. Д. Зязева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — Т. 14. — № 2. — С. 53-56.

16. Кривоногова, А. С. Организация практико-ориентированного обучения студентов колледжа в процессе производственной практики на предприятии / А. С. Кривоногова, И. А. Фи-онов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 23-й Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 24-25 апреля 2018 г.). — Екатеринбург : РГППУ, 2018. — С. 574-578.

17. Бурляева, В. А. Особенности построения моделей реализации дуального образования (обучения) на региональном уровне / В. А. Бурляева, И. В. Буркина, К. В. Булах, К. А. Чебанов // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 6 (73). — С. 349-351.

For citation: Lyndin, A. A. Practice-oriented learning in tackling quality assurance professional training of polytechnical college students / A. A. Lyndin // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 4 (32). — P. 62-70.

practice-oriented learning in tackling quality assurance professional training of polytechnical college students

A. A. Lyndin

The article presents the theoretical and organizational aspects of solving the problem of ensuring the quality of vocational training of students of institutions of secondary vocational education. As a basis, the author considers the implementation of the principle of duality of education as a practice-oriented model of organizing professional training of college students. The article describes both

the signs of the positive influence of duality on the quality of education, and the shortcomings that impede the solution of the problem. The role of a professional educational organization and an enterprise in the implementation of the process of preparing students is noted. The novelty of the presented materials is determined by the fact that the author has established a number of features of the dual education system in the Polytechnic College and at the enterprises interacting with it. The article also highlights the organizational and methodological measures for the implementation of the principle of duality of education in college.

Key words: secondary vocational educational institution, vocational training of students, practice-oriented education, duality of vocational training.

References

1. Belikov V. A., Romanov P. Ju., Valeev A. S. Didaktika praktiko-orientirovannogo obrazovani-ja : monogr. [Didactics of practice-oriented education: monograph]. Moscow, INFRA-M, 2018, 267 p., ISBN 978-5-16-014073-5. (In Russian)

2. Belikov V. A., Pavlenko D. I. Dual'naja sistema professional'nogo obrazovanija lichnosti : monogr. [The dual system of professional education of the individual: monograph]. Moscow, Pero, 2019, 125 p., ISBN 978-5-00150-351-4. (In Russian)

3. Petrova I. V., Mamaev N. G. Kompetentnostnaja model' praktiko-orientirovannogo obuchenija studentov stroitel'nogo profilja: analiz rezul'tatov jeksperimental'noj aprobacii [Competence model of practice-oriented training of students in the construction profile: analysis of the results of experimental testing], Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University], 2017, no. 3 (95), part. 1, pp. 127-134. (In Russian)

4. Gershunskij B. S. Filosofija obrazovanija dlja XXI veka (v poiskah praktiko-orientirovannyh obrazovatel'nyh koncepcij) [Philosophy of education for the XXI century (in search of practice-oriented educational concepts)]. Moscow, Sovershenstvo, 1998, 608 p., ISBN 5-89520-001-H. (In Russian)

5. Na puti k novoj jekonomike: dual'noe obrazovanie v Rossii [Towards a new economy: dual education in Russia], Akkreditacija v obrazovanii [Accreditation in education], 2016, № 4 (88), pp. 61-63. (In Russian)

6. Listvin A. A. Dual'noe obuchenie v Rossii: ot koncepcii k praktike [Dual education in Russia: from concept to practice], Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2016, № 3, pp. 44-56. (In Russian)

7. Nekrasov S. I., Zaharchenko L. V., Nekrasov Ju. N. Pilotnyj proekt «Dual'noe obuchenie»: kriticheskij vzgljad specialistov [Pilot project "Dual education": a critical view of specialists], Professional'noe obrazovanie. Stolica [Professional education. Capital], 2015, no. 4, pp. 9-15. (In Russian)

8. Kutumova A. A., Jarkova G. A. Dual'naja sistema obuchenija kak tehnologija podgotovki bakalavrov professional'nogo obuchenija v sovremennyh uslovijah pedagogicheskogo vuza [Dual training system as a technology for training bachelors of vocational training in modern conditions of a pedagogical university], Sovremennye naukoemkie tehnologii[Modern science-intensive technologies], 2016, no. 4 (part' 1), pp. 139-142. (In Russian)

9. Shackaja I. V. Osobennosti modeli dual'nogo obuchenija v Rossii [Features of the dual education model in Russia], Kreativnaja jekonomika [Creative Economy], 2018, vol. 12, no. 3, pp. 305-314. (In Russian)

10. Sablukov V. A., Stupina V. S. Ocenka gotovnosti studentov kolledzha k osvoeniju professional'nyh kompetencij v sootvetstvii s urovnjami kvalifikacii [Assessment of the readiness of college students to master professional competencies in accordance with qualification levels], Inno-vacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 2 (18), pp. 88-95. (In Russian)

11. Karimov M. F., Mukimov V. R. Didakticheskie funkcii uchebnogo informacionnogo mode-lirovanija dejstvitel'nosti [Didactic functions of educational information modeling of reality], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2018, no. 5, pp. 102-113. (In Russian)

12. Popova S. V. Praktiko-orientirovannye tehnologii obuchenija v strukture srednego professional'nogo obrazovanija budushhih medikov [Practice-oriented teaching technologies in the structure of secondary vocational education of future doctors], Vestnik Cheljabinskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2018, no. 5, pp. 149-162. (In Russian)

13. Basovskij D. A., Degtjareva I. G. Perspektivy vnedrenija jelementov dual'noj modeli obrazovanija v uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovanija [Prospects for the introduction

of elements of the dual model of education in the institution of secondary vocational education], Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Professional education and labor market], 2017, no. 3, pp. 25-27. (In Russian)

14. Gorlo I. N. Vnedrenie jelementov dual'noj modeli professional'nogo obrazovanija v kolledzhe [The introduction of elements of the dual model of vocational education in college], Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary vocational education], 2017, no. 6, pp. 30-34. (In Russian)

15. Zjazeva O. D. Teoreticheskie aspekty vnedrenija praktiko-orientirovannogo (dual'nogo) obuchenija v obrazovatel'nyj process kolledzha [Theoretical aspects of the implementation of practice-oriented (dual) training in the educational process of the college], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, vol. 14, no. 2, pp. 53-56. (In Russian)

16. Krivonogova A. S., Fionov I. A. Organizacija praktiko-orientirovannogo obuchenija studen-tov kolledzha v processe proizvodstvennoj praktiki na predprijatii [Organization of practice-oriented training of college students in the process of industrial practice at the enterprise], Materialy 23-j Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. «Innovacii v professionalem i professional'no-pedagogicheskom ob-razovanii» (g. Ekaterinburg, 24-25 aprelja 2018 g.) [Materials of the 23rd Intern. scientific-practical conf. "Innovations in vocational and vocational pedagogical education" (Yekaterinburg, April 24-25, 2018).]. Ekaterinburg, RGPPU, 2018, pp. 574-578. (In Russian)

17. Burljaeva V. A., Burkina I. V., Bulah K. V., Chebanov K. A. Osobennosti postroenija modelej realizacii dual'nogo obrazovanija (obuchenija) na regional'nom urovne [Features of building models for the implementation of dual education (training) at the regional level], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of Science, Culture, Education], 2018, no. 6 (73), pp. 349-351. (In Russian)

Лындин Антон Анатольевич, директор Lyndin Anton Anatolyevich, Director of the Poly-

ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж», Россий- technic College, Russian Federation, Chelyabinsk Re-

ская Федерация, Челябинская область, г. Магнито- gion, Magnitogorsk, e-mail: a.lyndin@magpk.ru горск, e-mail: a.lyndin@magpk.ru

Сведения для цитирования: Молчанов, С. Г. Цифровизация аттестации педагогических работников / С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 70-77.

УДК 378 ББК 74.04

цифровизация аттестации педагогических работников

С. Г. Молчанов1

В статье описываются особенности и достоинства методики «Автоматизированная личност-но ориентированная интерактивная независимая аттестация — АЛИНА», а также процедура работы с ней. Методика имеет цифровое, программное сопровождение, которое предполагает возможность оценивания различных категорий (групп) педагогических работников, включая руководителей образовательных организаций или их структурных подразделений. Методика может быть реализована в режиме оператора, и тогда у менеджмента организации появляется достаточное и необходимое количество информации об экспертном сообществе и о каждом эксперте. Методика может быть использована в режиме эксперта, который после процедур идентификации и назначения ему заданий может работать в интерактивном формате. Методика экономична, т. е. сокращает время оценивания конкретного аттестуемого до 7-10 минут.

Ключевые слова: аттестация, оценивание (эталонное, персональное), цифровизация, эксперт.

1 ORCID 0000-0003-1089-2711.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.