Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов колледжа на основе практико-ориентированного (дуального) обучения в условиях кластерного взаимодействия с промышленным предприятием'

Формирование профессиональных компетенций студентов колледжа на основе практико-ориентированного (дуального) обучения в условиях кластерного взаимодействия с промышленным предприятием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / DUAL LEARNING / REGIONAL INNOVATION PLATFORM / CLUSTER / CLUSTER INTERACTION / PROFESSIONAL COMPETENCIES / DUAL LEARNING MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саблуков Виктор Александрович, Ступина Вера Сергеевна, Беркут Ольга Владимировна

В статье представлены предварительные итоги реализации инновационного проекта по теме «Формирование профессиональных компетенций студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж» на основе практико-ориентированного (дуального) обучения по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» в условиях кластерного взаимодействия ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж», АО «Миасский машиностроительный завод».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саблуков Виктор Александрович, Ступина Вера Сергеевна, Беркут Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF COLLEGE STUDENTS BASED ON PRACTICE-ORIENTED (DUAL) TRAINING UNDER CONDITIONS OF CLUSTER INTERACTION WITH INDUSTRIAL ENTERPRISE

The article presents the preliminary results of the implementation of an innovative project on the topic “Formation of professional competencies of students of Miass machine-building College on the basis of practice-oriented (dual) training in the specialty 15.02.08“Industrial and manufacturing engineering” in the context of cluster interaction of Miass machine-building College, Miass Machine Building factory.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов колледжа на основе практико-ориентированного (дуального) обучения в условиях кластерного взаимодействия с промышленным предприятием»

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : feder. zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ [prinjat Gosudarstvennoj Dumoj 21 dekabrja 2012 goda : odobren Sovetom Federacii 26 dekabrja 2012 goda], Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii, 2019, available at: http:// pravo.gov.ru (accessed: 14.10.2019). (In Russian)

2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovani-ja» [postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrja 2017 g. № 1642], Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii, 2019, available at: http://pravo.gov.ru (accessed: 14.10.2019). (In Russian)

3. Ob utverzhdenii Koncepcii regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija Cheljabins-koj oblasti : prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 14 dekabrja 2016 g. № 01/3525, Ministerstvo obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti , 2019, available at: minobr74.ru (accessed: 14.10.2019). (In Russian)

4. O vnutrennej sisteme ocenki kachestva obrazovanija v obshheobrazovatel'nyh organizaci-jah Cheljabinskoj oblasti : metod. rekomendacii // Cheljabinskij institut perepodgotovki i povysheni-ja kvalifikacii rabotnikov obrazovanija , 2019, available at: http://ipk74.ru/ (accessed: 16.10.2019). (In Russian)

5. Ob utverzhdenii Porjadka provedenija samoobsledovanija obrazovatel'noj organizaciej [prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 14 ijunja 2013 g. № 462 (s izmenenijami na 14 dekabrja 2017 g.)], Konsul'tantPljus , 2019, available at: consultant.ru (accessed: 16.10.2019). (In Russian)

6. Ob utverzhdenii pokazatelej dejatel'nosti obrazovatel'noj organizacii, podlezhashhej samo-obsledovaniju [prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 10 dekabrja 2013 g. № 1324], Konsul'tantPljus, 2019, available at: consultant.ru (accessed: 16.10.2019). (In Russian)

Прихода Татьяна Егоровна, начальник центра мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: centr_m74@mail.ru

Prikhoda Tatyana Egorovna, Head of the Center for Monitoring and Scientific and Methodological Quality Assurance of Professional Education, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, e-mail: centr_m74@mail.ru

Сведения для цитирования: Саблуков, В. А. Формирование профессиональных компетенций студентов колледжа на основе практико-ориентированного (дуального) обучения в условиях кластерного взаимодействия с промышленным предприятием / В. А. Саблуков, В. С. Ступина, О. В. Беркут // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 69-75.

УДК 377 ББК 74.57

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО (ДУАЛЬНОГО) ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В. А. Саблуков, В. С. Ступина, О. В. Беркут

В статье представлены предварительные итоги реализации инновационного проекта по теме «Формирование профессиональных компетенций студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж» на основе практико-ориентированного (дуального) обучения по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» в условиях кластерного взаимодействия ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж», АО «Миасский машиностроительный завод».

Ключевые слова: дуальное обучение, региональная инновационная площадка, кластер, кластерное взаимодействие, профессиональные компетенции, модель дуального обучения.

Миасский машиностроительный колледж — одно из учреждений среднего профессионального образования города Миасса Челябинской области, которое готовит кадры для предприятий и организаций города и городского округа. Анализ потребностей в кадрах предприятий города Миасса показал, что одной из наиболее востребованных является профессия 14989 «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением», при этом в профессиональных образовательных организациях города отсутствует специальная система подготовки кадров в этом направлении. Соответственно, анализ потенциала Миасского машиностроительного колледжа и промышленных предприятий города Миас-са позволил сделать вывод о том, что обучение этой профессии возможно в рамках подготовки по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения в условиях практико-ориентирован-ного (дуального) обучения».

Необходимо заметить, что сегодня в педагогической науке и управленческой практике еще не выработана единая терминология, применимая к модели дуального обучения [1]. Чаще всего дуальное образование (обучение) понимается как форма организации, реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое — в организации работодателя [2]. Функциональное назначение понятия «дуальное обучение» — приблизить теорию к практике. Именно поэтому его называют практико-ори-ентированным [3]. Организация дуального обучения предполагает: разработку и утверждение типовых нормативных документов; участие работодателей в разработке образовательной программы и требований к профессиональным и профессионально-личностным компетенциям студентов; прохождение практической части обучения на рабочем месте, т. е. непосредственное участие работодателей в процессе профессиональной подготовки студентов с их последующим трудоустройством [4].

Важной основой для реализации дуального обучения является социальное партнерство предприятий с профессиональной образовательной организацией. Но при этом возникают новые требования к такому партнерству, связанные с необходимостью повышения качества профессионального образования, а это предпо-

лагает применение новых подходов, способов взаимодействия и выстраивания отношений между колледжем и социальными партнерами. Одним из таких перспективных подходов является кластерный подход.

По теории М. Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщиков, производителей) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления и др.), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [5]. Кластерное взаимодействие компаний, предприятий и организаций направлено на достижение стратегически значимых целей, обеспечивающих конкурентное преимущество всех его участников. Значимой целью для предприятия является качество его кадров, значимой целью для колледжа — качество подготовки его выпускников. Несомненно, эти цели коррелируют друг с другом, поэтому кластерное взаимодействие колледжа и предприятия становится объективно обусловленным развитием отношений социального партнерства.

Идея реализации дуального обучения на базе Миасского машиностроительного колледжа и Миасского машиностроительного завода стала результатом взаимной заинтересованности предприятия и колледжа в подготовке специалистов среднего звена, соответствующих требованиям высокотехнологичного производства. Поэтому в 2016 году между колледжем и предприятием был заключен договор о социальном партнерстве, в результате которого был разработан совместный проект «Формирование профессиональных компетенций студентов ГБПОУ „Миасский машиностроительный колледж"» на основе практико-ориентирован-ного (дуального) обучения по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» в условиях кластерного взаимодействия ГБПОУ «МиМК» и АО «ММЗ». На основе данного проекта на базе ГБПОУ «МиМК» приказом Министра образования и науки Челябинской области 11 января 2017 года была открыта инновационная площадка. Тем самым Миасский машиностроительный колледж принимает участие в апробации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Челябинской области, решая задачу совершенствования традиционной модели под-

готовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения».

Цели проекта:

1) апробация «Проекта регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста» в процессе подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях кластерного взаимодействия ГБПОУ «МиМК» и АО «ММЗ»;

2) качественное освоение студентами общих и профессиональных компетенций по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» в соответствии с ФГОС СПО и системой компетенций работников предприятия (СКРП) по профессии «наладчик станков и манипуляторов с программным управлением».

Инновационная деятельность колледжа и предприятия по реализации проекта предполагала следующие основные этапы:

- подготовительный (сентябрь — декабрь

2016 г.);

- I этап — аналитико-проектировочный (январь — июнь 2017 г.);

- II этап — реализация проекта (июль

2017 г. — июнь 2020 г.);

- III этап — обобщающий (июль — декабрь 2020 г.).

Выпускник по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» получает квалификацию «техник». При этом стандарт предполагает освоение студентом нескольких рабочих профессий. Поскольку учебный план подготовки по специальности включает в себя профессиональный модуль ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих», в него в рамках эксперимента был включен междисциплинарный курс «Технология выполнения работ по профессии 14989 „Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением"». Данная профессия востребована на предприятиях города, в том числе и на АО «ММЗ», она предполагает работу на высокотехнологичном оборудовании, требует специальной профессиональной подготовки и технического оснащения.

Особенность современного высокотехнологичного производства в области металлообработки заключается в том, что на таком предприятии специалист среднего звена выступает и как техник, и как наладчик, и как оператор станков с программным управлением [6]. Поэтому он должен обладать целым рядом профессиональных компетенций (ПК), предполагающих необходимые знания, умения и опыт

соответствующей деятельности, в нашем случае — и по профессии 14989 «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением». В силу этого возникла необходимость уточнения содержания профессиональных компетенций, заявленных в стандарте, в соответствии с требованиями предприятия — социального партнера.

ФГОС СПО по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» предполагает освоение студентами колледжа следующих профессиональных компетенций:

- ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей;

- ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

Отделом по управлению персоналом АО «ММЗ» было предложено уточнить эти компетенции с позиции профессионального стандарта 40.026 «Наладчик обрабатывающих центров с числовым программным управлением» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ Российской Федерации от 13 марта 2017 г. № 265н), что и было сделано в процессе реализации проекта.

На первом этапе проекта была разработана модель дуального обучения, в которой представлены блоки научного и нормативного обеспечения проекта, блок управления проектом, последовательность осуществления проекта и перспектива трудоустройства выпускников с учетом освоенных компетенций (рис. 1) [7].

1. Научное обеспечение — это прежде всего основной документ проекта, где представлено теоретическое обоснование и описание проекта с научных позиций. На сегодняшний день есть также целый ряд опубликованных научных статей по результатам его внедрения.

2. Нормативное обеспечение включает необходимые нормативные документы федерального и регионального уровней. Для успешной реализации проекта участниками кластерного взаимодействия был также разработан ряд нормативных документов, среди них:

- положение об организации дуального обучения в АО «ММ3»;

- положение о кластерном взаимодействии образовательной организации ГБПОУ «МиМК» и АО «ММ3» (2017 г.);

- положение о координационном совете организаций — участников кластерного взаимодействия: образовательной организации ГБПОУ «МиМК» и акционерного общества «Миасский машиностроительный завод».

Научное Нормативное Организация

обеспечение обеспечение управления -ч

проекта проекта проектом

&

5

* /

Профстандарт, требования высокотехнологичного производства

Профессиональные компетенции, соответству-I ющие требованиям высокотехнологичного производства

О ~

Итоговая диагностика

Производственная практика на АО «ММЗ» и других предприятиях

Разработка СКРП

Программно-методическое обеспечение проекта

Педагогическая переподготовка для сотрудников АО «ММЗ»

Стажировка для

педагогов ГБПОУ «МиМК»

Учебная практика на АО «ММЗ» Промежуточная диагностика МДК «Технология выполнения работ по профессии «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением» Входная диагностика

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Рис. 1. Модель дуального обучения по профессии 14989 «Наладчик станков и манипуляторов программным управлением в условиях кластерного взаимодействия колледжа и промышленного предприятия»

Важным моментом в реализации проекта стал вопрос о включении в число адресов осуществления образовательной деятельности, перечисленных в лицензии ГБПОУ «МиМК», адреса цеха № 26 АО «ММЗ».

3. Управление проектом осуществляет координационный совет проекта, на базе колледжа создана рабочая группа, которая взаимодействует с отделом по управлению персоналом АО «Миасский машиностроительный завод». Проект реализуется на основе дорожной карты и планов мероприятий, которые составляются и согласуются на каждом этапе.

4. Как было сказано выше, профессиональные компетенции по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» конкретизированы в соответствии с требованиями профессионального стандарта 40.026 «Наладчик обрабатывающих центров с числовым программным управлением» и СКРП.

В преддверии процесса обучения было также разработано необходимое программно-методическое обеспечение.

5. Специалист АО «ММЗ» прошел курсы переподготовки по методике профессионального обучения на базе ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», и три педагога колледжа прошли стажировку по работе на высокотехнологичном оборудовании.

6. До начала процесса обучения на базе колледжа и АО «ММЗ» проводились мероприятия с участием социальных партнеров: классные часы и экскурсии, День «Роскосмоса», встречи студентов с руководством предприятия. Представители предприятия принимали участие в дне открытых дверей. В январе 2018 года на базе колледжа прошла городская научно-практическая конференция «Миасские педагогические чтения — 2018» с участием социальных партнеров. На пленарном заседании конференции с докладом по проблеме дуального обучения выступил сотрудник АО «ММЗ». В рамках входной диагностики оценивались профессионально-личностные качества студентов и их готовность к освоению профессиональных компетенций.

7. В феврале 2018 года был начат процесс обучения студентов по профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих. Междисциплинарный курс МДК 04.02 Технология выполнения работ по профессии 14889 «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением» вел сотрудник Миасского машиностроительного завода, прошедший курсы переподготовки, при этом лабораторные работы проводились на действующем оборудовании АО «ММЗ».

8. Учебная практика проходила как на оборудовании предприятия, так и в лаборатории колледжа «Программирование для автоматизированного оборудования» с использованием:

- настольного станка с компьютерным управлением и компьютерными имитаторами токарного и фрезерного станков с CAD/CAM;

- настольного токарного станка с компьютерным управлением;

- настольного фрезерного станка с компьютерным управлением;

- станков с ЧПУ Swansoft NC Simulator.

Обеспечивая высокую автоматизацию производства, высокотехнологичное оборудование предъявляет высокие требования к компетентности специалистов, но при этом предполагает уменьшение численности работающего на нем персонала. Поэтому на этапе заключения договоров о производственной практике (с перспективой дальнейшего трудоустройства) мы столкнулись с объективными кадровыми ограничениями в количестве наладчиков станков и манипуляторов с программным управлением на предприятии АО «ММЗ». Однако активное взаимодействие с другими предприятиями — социальными партнерами колледжа, такими как АО «АЗ «УРАЛ», ООО «СтройЭнерго», ООО «Север», АО «Асептические медицинские системы», ООО «Веза», ОАО «Завод „Спецагрегат"», позволило заключить с ними договоры о прохождении производственной практики студентами экспериментальной группы.

9. Промежуточная и итоговая диагностика с целью оценки сформированности профессиональных компетенций по профессии 14889 «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением» проходила на базе предприятия АО «ММЗ». Итоговая диагностика проводилась в форме квалификационного экзамена по про-

фессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих. В экзаменационную комиссию вошли представители как предприятия, так и колледжа.

Результаты итоговой диагностики — стопроцентное освоение студентами профессиональных компетенций, формируемых в результате реализации профессионального модуля: на необходимом уровне — 16,7 %, на хорошем уровне — 55,6 %, на высоком уровне — 27,7 %.

Кроме того, студенты экспериментальной группы приняли участие в конкурсе профмастерства на АО «АЗ „УРАЛ"» в номинации «Наладчик станков с ЧПУ», где достойно конкурировали с опытными работниками предприятия.

Важно отметить основные положительные результаты внедрения проекта:

- проект позволил апробировать более эффективную практико-ориентированную технологию подготовки студентов колледжа с участием предприятий — социальных партнеров;

- направленность на профессиональный стандарт и перспектива получения студентами востребованной профессии более гибко ориентируют образовательный процесс колледжа на запросы рынка труда;

- обучение в реальных условиях производства и тесное общение с профессионалами предприятия повышают интерес к специальности и мотивируют студентов на более осознанное освоение ими учебных дисциплин и профессиональных модулей;

- целенаправленное и точечное распределение обучающихся на производственную практику на предприятия с высокотехнологичным производством, к работе на котором они уже подготовлены, значительно повышает перспективу трудоустройства выпускников колледжа по данной специальности.

Практика реализации проекта также показала, что на базе социального партнерства может формироваться кластерное взаимодействие не только в формате «колледж — предприятие», но и в формате «колледж — несколько предприятий». А профессиональные компетенции, сформированные в процессе дуального обучения и ориентированные на требования современного производства, способствуют повышению конкурентоспособности выпускников колледжа на рынке труда.

Библиографический список

1. Сичинский, Е. П. Практико-ориентированное или дуальное образование: к вопросу о формировании понятийного аппарата / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 33-40.

2. Есенина, Е. Ю. Дуальное обучение: возможности, ограничения, условия и практика использования / Е. Ю. Есенина // Профессиональное образование и рынок труда. — 2015. — № 8 — С. 16-18.

3. Серкова, Г. Г. Дуальное обучение: проблемы, перспективы / Г. Г. Серкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 72-76.

4. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста // Агентство стратегических инициатив : [сайт]. — 2019. — ^Ь: ЬНр8://а81.ги/ир1оа^^С8/Региональный_ стандарт_кадрового_обеспечения_2.0.РРР (дата обращения: 04.11.2019).

5. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. — Москва : Вильямс, 2005. — 608 с.

6. Опыт ГПОАУ ЯО РПЭЛ и ОАО «НПО «Сатурн» по реализации системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования». — 2019. — ЫРЬ: https://ppt-online.org/151391 (дата обращения: 04.11.2019).

7. Саблуков, В. А. О реализации проекта «Формирование профессиональных компетенций студентов на основе практико-ориентированного (дуального) обучения по специальности 15.02.08 „Технология машиностроения"» в условиях кластерного взаимодействия / В. А. Саблуков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 3 (13). — С. 54-63.

For citation: Sablukov, V. A. Formation of professional competences of college students based on practice-oriented (dual) training under conditions of cluster interaction with industrial enterprise / V A. Sablukov, V S. Stupina, O. V. Berkut // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 4 (24). — P. 69-75.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF COLLEGE STUDENTS BASED ON PRACTICE-ORIENTED (DUAL) TRAINING UNDER CONDITIONS OF CLUSTER INTERACTION WITH INDUSTRIAL ENTERPRISE

V. A. Sablukov, V. S. Stupina, O. V. Berkut

The article presents the preliminary results of the implementation of an innovative project on the topic "Formation of professional competencies of students of Miass machine-building College on the basis of practice-oriented (dual) training in the specialty 15.02.08"Industrial and manufacturing engineering" in the context of cluster interaction of Miass machine-building College, Miass Machine Building factory.

Key words: dual learning, regional innovation platform, cluster, cluster interaction, professional competencies, dual learning model.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Sichinskij E. P. Praktiko-orientirovannoe ili dual'noe obrazovanie: k voprosu o formirovanii ponjatijnogo apparata [Practice-oriented or dual education: on the issue of the formation of the conceptual apparatus], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 1 (17), pp. 33-40. (In Russian)

2. Esenina E. Ju. Dual'noe obuchenie: vozmozhnosti, ogranichenija, uslovija i praktika ispol'zovanija [Dual training: opportunities, limitations, conditions and practice of use], Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Vocational education and labor market], 2015, no. 8, pp. 16-18. (In Russian)

3. Serkova G. G. Dual'noe obuchenie: problemy, perspektivy [Dual Learning: Problems, Prospects], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, no. 4 (12), pp. 72-76. (In Russian)

4. Regional'nyj standart kadrovogo obespechenija promyshlennogo rosta [Agentstvo strate-gicheskih iniciativ], 2019, available at: https://asi.ru/upload_docs/Regionarnyj_standart_kadrovogo_ obespechenija_2.0.PDF (accessed: 04.11.2019). (In Russian)

5. Porter M. Konkurencija [Competition]. Moscow, Vil'jams, 2005, 608 p. (In Russian)

6. Opyt GPOAU JaO RPJeL i OAO «NPO «Saturn» po realizacii sistemnogo proekta «Podgotov-ka rabochih kadrov, sootvetstvujushhih trebovanijam vysokotehnologichnyh otraslej promyshlennosti na osnove dual'nogo obrazovanija», 2019, available at: https://ppt-online.org/151391 (accessed: 04.11.2019). (In Russian)

7. Sablukov V. A. O realizacii proekta «Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov na osnove praktiko-orientirovannogo (dual'nogo) obuchenija po special'nosti 15.02.08 „Tehnologija

mashinostroenija"» v uslovijah klasternogo vzaimodejstvija [On the implementation of the project "The Formation of Professional Competencies of Students on the Basis of Practice-Oriented (Dual) Training in the Specialty 15.02.08"Industrial and manufacturing engineering" in the conditions of cluster interaction], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, no 3 (13), pp. 54-63. (In Russian)

Саблуков Виктор Александрович, директор ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж», Челябинская область, г. Миасс, e-mail: miassmk@mail.ru

Ступина Вера Сергеевна, заместитель директора по ИТ и НР ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж», Челябинская область, г. Миасс, e-mail: miassmk@mail.ru

Беркут Ольга Владимировна, заместитель директора по УПР ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж», Челябинская область, г. Миасс, e-mail: miassmk@mail.ru

Sablukov Viktor Aleksandrovich, Director, Mi-ass machine-building College, Chelyabinsk Region, Miass, e-mail: miassmk@mail.ru

Stupina Vera Sergeevna, Deputy Director for Information Technology and Research, Miass machine-building College, Chelyabinsk Region, Miass, e-mail: stupina-miassmk@mail.ru

Berkut Olga Vladimirovna, Deputy Director for training and production work, Miass machinebuilding College, Chelyabinsk Region, Miass, e-mail: miassmk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.