Организация работы по формированию ВСОКО в первую очередь требует разработки локальной нормативно-правовой базы, которая создается на основе и в соответствии с норма-
Библиографический список
тивно-правовыми документами федерального и регионального уровней. Перечень локальных актов определяется организационной структурой ВСОКО.
1. Прихода, Т. Е. Качество начального и среднего профессионального образования как объект мониторинга [Текст] / Т. Е. Прихода // Инновационное развитие профессионального образования. — 2012. — № 2 (02). — С. 88-92.
2. Прихода, Т. Е. Организация и проведение внутреннего мониторинга качества профессионального образования в профессиональной образовательной организации [Текст] / Т. Е. Прихода // Инновационное развитие профессионального образования. — 2013. — № 2 (04). — С. 90-94.
3. Прихода, Т. Е. Результаты мониторинга качества среднего профессионального образования в ПОО Челябинской области (на примере внедрения ФГОС) [Текст] / Т. Е. Прихода // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — Прил. № 2 (08). — С. 92121.
4. Прихода, Т. Е. Результаты мониторинга качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций (в рамках независимой оценки) [Текст] / Т. Е. Прихода // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 60-68.
УДК 377 Г. Г. Серкова, зав. лабораторией инновационной
деятельности Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: serkova.g@mail.ru
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье представлена авторская трактовка дуального обучения как одной из форм организации профессионального обучения.
Ключевые слова: профессиональные и общие компетенции, федеральный государственный образовательный стандарт, дуальное обучение, практико-ориентированное обучение.
Одним из путей повышения эффективности профессиональной подготовки кадров в настоящее время выступает дуальное обучение.
В научных кругах о нем говорят как о способе решения проблем, связанных с формированием профессиональной компетентности будущих специалистов, позволяющем учитывать интересы работодателей и государства. Википедия дает определение: «Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте» [1]. В педагогической литературе можно встретить такие трактовки этого понятия, как «особая педагогическая система...», «особый вид организационной технологии.», «педагогический принцип», «система образования,
предусматривающая сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности» [2]. Можно продолжить перечисление, ясно одно: функциональное назначение понятия «дуальное обучение» — приблизить теорию к практике. Именно поэтому его называют практико-ориентированным. Естественно, это не синонимично с принципом практической направленности. Мы останавливаемся на следующем определении: дуальное обучение — форма организации профессионального образования, при которой теоретическая подготовка проходит в образовательной организации, практическая — на предприятии (учебном предприятии) или в учебном цехе предприятия. Иначе говоря, дуальное обучение — форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обуче-
ние в учебном заведении (в нашем случае 45 % учебного времени) и практическое обучение на производственном предприятии (65 % учебного времени). При этом основной принцип дуальной системы обучения — равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.
В педагогике понятие «дуальная система» впервые было использовано в ФРГ в середине 1960-х гг. для обозначения новой формы организации профессионального обучения. Дуальная система профессиональной подготовки, зародившаяся в Германии, в дальнейшем получила широкую известность и признание в мировой практике профессионального образования. Немецкие исследователи (А. Шелтен, К. Штрат-ман и др.) отмечают, что дуальная система обеспечивает тесное взаимодействие профессионального обучения с производственной сферой, своевременное реагирование на изменение ее потребностей и учет тенденций развития [3]. В то же время для отечественного профессионального образования пример Германии не нов: дуальное обучение уходит корнями в фабрично-заводское ученичество (ФЗУ) и ремесленные училища. Школы ФЗУ успешно решали задачу профессиональной подготовки рабочих. Можно вспомнить 50-60-е гг. прошлого столетия, когда на промышленных предприятиях создавались учебные цеха, в которых работали учащиеся общеобразовательных школ в условиях, абсолютно приближенных к производственным. И даже в последнее время, вплоть до 2010 г., ряд профессиональных училищ Челябинской области реализовывали профессиональное обучение тоже в учебных цехах, условия которых не отличались от заводских (в ПЛ-38 много лет функционировал учебный цех от завода УралАЗ, а в ПУ-108 производственное обучение и производственная практика проводились на ученической линии цеха кондитерской фабрики).
Элементы дуального обучения в процессе профессиональной подготовки сохранились до сегодняшнего дня. Одним из примеров являются методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ, в которых для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации рекомендуется включить представителей работодателей и (или) объединений работодателей [4].
Однако в условиях индустриально-инновационного развития стране нужны не просто
рабочие руки, а компетентные специалисты, которых готовит система профессионального образования. В настоящее время, как отмечено в системном проекте «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования» (Москва, 2015 г.), в профессиональном образовании ярко проявляются системные проблемы:
- образование оторвано от работодателя (в большинстве случаев производственная практика студентов на предприятиях является формальной, необходимые навыки в полном объеме не осваиваются);
- федеральные государственные образовательные стандарты устаревают в силу отсутствия эффективного инструмента быстрого обновления их содержания и соблюдения баланса «теория — практика»;
- цикл внедрения профессиональных стандартов длительный (от начала разработки до момента утверждения и внедрения проходит до семи лет);
- кооперационные связки не финансируются (взаимодействие предприятий и учебных заведений, в том числе софинансирование подготовки, осуществляется не системно, локально, без нормативной и единой методической базы);
- в большинстве колледжей страны оборудование не соответствует передовым технологиям, отсутствует возможность оперативного обновления материально-технической базы [5].
Такое состояние профессиональной образовательной системы характерно для любого федерального субъекта нашей страны. В этой связи в Стратегии регионального развития Челябинской области и Концепции регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста заданы ясные цели, задачи, приоритеты развития экономики и промышленности, в соответствии с которыми разработана и утверждена Стратегия кадрового обеспечения региона и требования к приоритетам, целям и задачам системы подготовки кадров [6; 7].
Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичного производства машиностроительной отрасли, — одна из стратегических задач кадрового обеспечения такого промышленного региона, как Челябинская область.
В Концепции регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста региона, разработанной в соответствии с пунктом 16 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по импортозамещению
от 3 октября 2015 г. N° 2, определены задачи внедрения данного стандарта:
- повышение эффективности процессов подготовки кадров для экономики региона;
- использование стандарта для оценки и контроля эффективности субъектов реализации кадровой политики в регионе;
- внедрение механизмов совершенствования системы СПО, обеспечение подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и требованиями работодателей;
- систематизация основных положений, механизмов и инструментов обеспечения кадрами региональной промышленности (экономики) [7].
Таким образом, перед профессиональными образовательными организациями Челябинской области стоят задачи модернизации системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов на основе практико-ориенти-рованных технологий. Благодаря повышению роли практической подготовки обучающихся будущие рабочие осваивают производственные навыки уже на стадии обучения. Достигается это путем увеличения практической составляющей учебного процесса и проведения занятий непосредственно на рабочем месте (см. Концепцию дуального обучения, региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [7]).
Внедрение ФГОС ориентирует систему профессионального образования на применение системно-компетентностного подхода и привлечение социальных партнеров к подготовке квалифицированных кадров, владеющих общими и профессиональными компетенциями на самом высоком уровне [8]. Возникает необходимость в разработке новых или применении скорректированных технологий обучения специалистов среднего звена. Это технологии, ориентированные на получение наилучшего результата: выпускника, отлично владеющего профессиональными компетенциями, способного работать с использованием высокотехнологичного оборудования. Такой технологией, как показывают исследования теории и практики профессионального образования, нормативно-правовой государственной документации, является практико-ориентированное (дуальное) обучение в условиях сетевого (кластерного) взаимодействия образовательных организаций и промышленных предприятий конкретной отрасли промышленности.
Таким образом, организации СПО Челябинской области имеют возможность включиться
в инновационную деятельность, наиболее актуальную для настоящего времени.
Миасский машиностроительный колледж (СПБГУ «МиМК») определил тему инновационного проекта «Формирование профессиональных компетенций студентов ГБПОУ "МиМК" на основе практико-ориентированного (дуального) обучения по специальности 15.02.08 "Технология машиностроения" в условиях кластерного взаимодействия ГБПОУ "МиМК" и АО " ММЗ"» и принимает участие в апробации проекта «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста в Челябинской области».
Предприятием-партнером, участвующим в совместной работе, выступает акционерное общество «Миасский машиностроительный завод» (АО «ММЗ»), с которым колледж находится в партнерских отношениях с апреля 2016 г.
Хотелось бы отметить, что, несмотря на небольшой срок начавшейся инновационной деятельности по реализации проекта «Формирование профессиональных компетенций студентов ГБПОУ "МиМК" на основе практи-ко-ориентированного (дуального) обучения по специальности 15.02.08 "Технология машиностроения" в условиях кластерного взаимодействия ГБПОУ "МиМК" и АО "ММЗ"» (реализуется подготовительный этап), уже обозначились проблемы.
1. По всем документам, определяющим содержательную часть понятия «дуальное обучение», установлен вид партнерства — сетевой. Если опираться на опыт Германии, все верно: в ФЗ «О профессиональном образовании» Гер -мании определено понятие «обучающее предприятие» и требования к условиям обучения, выполнение которых контролируется торгово-промышленными и ремесленными палатами, т. е. имеется в виду партнерское взаимодействие двух обучающих организаций: колледжа и обучающего предприятия, что соответствует понятию «системное взаимодействие» [3]. В Российской Федерации разделения предприятий на обучающие и обычные производственные предприятия нет.
Иногда в отечественных нормативных документах отмечают «сетевое (кластерное)» взаимодействие. Но это не одно и то же, в кластерном взаимодействии заложены иные принципы управления образовавшейся системой. Вот ког -да существовали совершенно документально учебные цеха завода (большого, порой гигантского), можно было говорить о сетевом взаимодействии образовательной организации и учебного цеха завода.
Напрашиваются предложения: 1) определить нормативно, какие при дуальной системе виды взаимодействий для партнеров допустимы, какие к ним (партнерам) необходимо предъявлять требования, или 2) предприятиям, являющимся участниками дуального обучения, присвоить статус «учебное» с соответствующими нормативными требованиями к этому предприятию. И если не решается вопрос о переименовании предприятия или его части в «учебное», тогда есть смысл развивать социальное партнерство на основе кластерного взаимодействия, создавая производственно-образовательные кластеры. Тогда и термин «практико-ориентиро-ванное обучение» будет наиболее корректным для кластерной формы организации взаимодействия партнеров.
2. Обучение в профессиональной образовательной организации сегодня осуществляется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, предполагающих формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в СПО. На предприятиях разрабатывается и функционирует СКРП — система компетенций работников предприятия, разрабатываемая на предприятии службой по управлению персоналом. Ситуация такова, что нет абсолютно однозначного соответствия между этими двумя системами компетенций. Наличие даже незначительного расхождения может привести обучаемых к некоторому затруднению в усвоении компетенций. Противоречие может быть разрешено в проведении согласования требований профессиональных стандартов по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» в соответствии с системой компетенций ФГОС СПО. Решение этой задачи мы попытались ввести в план реализации программы нашего проекта.
3. Организация дуального обучения предполагает большую совместную работу образовательных организаций и предприятий, тем более тех, которые стремительно развиваются, претендуют на крупные, наукоемкие и технологичные заказы. Подготовка выпускников должна и в учебном заведении проходить на высоком уровне в соответствии с потребностями предприятия. Для этого необходимо подготовить преподавателей на базе предприятия. Реализация мероприятий по повышению квалификации, переподготовке педагогического персонала требует тесного взаимодействия специалистов предприятия и преподавателей колледжа по совместно разработанному плану, а также повышения их квалификации и стажировки на про-
изводственных участках завода. При дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов. Важнейшим компонентом такой системы является наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников. Возникает необходимость в организации психолого-педагогической подготовки наставников, не имеющих педагогического образования. Эта задача решаема, но только в перспективе.
Рассмотренные проблемы, возникающие при организации дуальной (практико-ориенти-рованной) системы взаимодействия, не отрицают ее положительной роли. Нет сомнения в том, что в организации обучения студентов выигрывают все участники системы: и образовательная организация, и предприятие-партнер, и организация, курирующая деятельность системы.
Ее ожидаемая практическая значимость заключается в следующем.
Для ГБПОУ «МиМК»:
- повышение качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена и востребованности их на рынке
труда;
- расширение взаимодействия образовательной организации с предприятиями — участниками проекта;
- развитие материально-технической базы;
- повышение конкурентоспособности образовательной организации;
- повышение мотивации у обучающихся к профессиональной и трудовой деятельности;
- качественное обновление структуры и содержания образовательных программ по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена;
- обеспечение возможности информационно-коммуникационного сопровождения;
- высокий процент трудоустроенных выпускников.
Для системы образования Челябинской области:
- получение результатов от участия в апробации проекта «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста в Челябинской области», направленного на внедрение дуальной модели профессионального образования в практику подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в условиях функционирующего кластера;
- развитие системы прогнозирования потребности в кадрах;
- вариативность индивидуальных образовательных программ;
- качественный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм организации образования;
- повышение инвестиционной привлекательности предприятий г. Миасса за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального обучения;
- в перспективе — увеличение объемов подготовки по направлению «Машиностроение»;
- увеличение численности выпускников очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной профессии (специальности);
- в долгосрочной перспективе — создание новых рабочих мест; область повысит эффективность бюджетных расходов, обеспечит занятость молодежи и социальную стабильность;
- увеличение удельного веса занятого населения, прошедшего обучение по программам профессиональной подготовки;
Библиографический список
- повышение качества профессионального образования.
Для предприятия-партнера:
- АО «ММЗ» получит высококвалифицированных рабочих.
Кроме того, будет обеспечен значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования.
Модель дуального образования стала результатом заинтересованности системы образования в реальной социализации подрастающей молодежи, чаще всего входящей во взрослую жизнь без всякого адаптационного периода. Таким образом, система образования, раздвигая свои рамки, решает функцию социализации молодежи с поддержкой социальных партнеров. В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
В заключение отметим, что внедрение дуального обучения в организацию современного профобразования перспективно, в том числе и для специальностей сферы экономики, так как преимущество дуальных образовательных программ очевидно.
1. Дуальное образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ ш1к1/.
2. Землянский, В. В. Теоретические аспекты дуальной целевой подготовки специалистов [Текст] / В. В. Землянский, Я. В. Канакин // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2012. — № 1. — С. 104-110.
3. Есенина, Е. Ю. О модели профессионального образования с учетом опыта Германии и Финляндии [Текст] / Е. Ю. Есенина // Профессиональное образование. Столица. — 2014. — № 11. — С. 17-20.
4. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов [Электронный ресурс] : [утв. Министерством образования и науки РФ 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн). — Режим доступа: КонсультантПлюс.
5. Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования [Электронный ресурс] : системный проект. — Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/835605/.
6. О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г. [Электронный ресурс] : [постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26.03. 2014 № 1949]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
7. Концепция регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста (ДСП) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tboil.ru/tboilevents/files/eventfiles/974/Кон-цепция_Стандарт_КПР_25_03_2016^1\
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 18.04.2014 № 350]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70605600/.
9. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minobr74.ru/Upload/files/Рег_стандарт(1).pptx.