Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ (ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ'

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ (ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ / КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байгутлин Рафик Ражапович, Романов Петр Юрьевич, Москвина Елена Алексеевна

В статье изложены основные положения методики профессионального воспитания студентов вуза. Авторы исходят из того, что разработка методики и эффективность профессионального воспитания студентов обеспечиваются выполнением комплекса организационно-педагогических условий. Содержание комплекса этих условий представлено в данной статье. Содержание методики представляет собой систему целенаправленных воспитательных действий руководства вуза и его подразделений, педагогов и студентов, необходимых для решения задач профессионального воспитания и, в первую очередь, является одним из факторов обеспечения эффективности образовательно-развивающей среды профессиональной подготовки студентов. Основным способом методики профессионального воспитания в каждой возникающей и реализуемой воспитательной ситуации определяется личностная, социальная и профессионально-ориентированная позиция студентов, природа и действенность которой обеспечиваются комплексом универсальных (общекультурных) компетенций. В профессиональной позиции проявляются результаты профессионального воспитания студентов вуза. Научная и практическая значимость материала статьи определяется тем, что в отношении каждого из условий, а также в отношении всего комплекса условий определены методические основания, включающие принципы, методы и средства профессионального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байгутлин Рафик Ражапович, Романов Петр Юрьевич, Москвина Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE ASPECT OF THE FORMATION OF GENERAL CULTURAL (UNIVERSAL) COMPETENCIES

The article outlines the main provisions of the methodology of professional education of university students. The authors proceed from the fact that the development of methods and the effectiveness of professional education of students are ensured by the implementation of a set of organizational and pedagogical conditions. The content of the complex of these conditions is presented in this article. The content of the methodology is a system of purposeful educational actions of the university management and its departments, teachers and students, necessary to solve the tasks of professional education and, first of all, is aimed at creating an appropriate favorable educational environment in the university for preparing students to master the main types of educational, educational-cognitive and educational-professional activities. The main method of the methodology of professional education in each emerging and implemented educational situation is determined by the personal, social and professionally-oriented position of students. In the professional position, the personal and activity aspects of the education of students are important. The scientific and practical significance of the material of the article is determined by the fact that in relation to each of the conditions, as well as in relation to the entire set of conditions, methodological foundations are defined, including principles, methods and means of professional education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ (ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ»

Результаты, полученные в ходе итогового контроля знаний, свидетельствуют, что у учащихся экспериментальной группы произошло повышение качественной успеваемости по предмету по сравнению с контрольной группой. У учащихся в экспериментальном классе лучше сформированы умения и навыки, они лучше понимают и разграничивают основополагающие понятия, лучше овладели терминологическим аппаратом предмета.

Выводы. На уроках химии использование компьютерных программ и обучающих систем (электронные учебники, учебные пособия, тренажеры, лабораторные практикумы, системы тестирования знаний, системы на базе мультимедиа-технологий) дают возможность на проявление творческого подхода к проведению урока, на разработку своих оригинальных дидактических материалов. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет достичь уровня качественного образования, позволит обеспечить методическую поддержку образовательного процесса с помощью продуктивных и современных средств и форм обучения, а также повысить уровень работоспособности и активности школьников во время урока.

Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов при обучении школьников химии является важным, так как является эффективным инструментом усвоения и закрепления нового материала по химии.

Литература:

1. Шиляева, Н.В. Развитие познавательной активности учащихся с помощью цифровых образовательных ресурсов / Н.В. Шиляева // Образование в Кировской области. - 2013. - № 2(26). - С. 31-33.

2. Шестаева, Н.С. Цифровые образовательные ресурсы как средство обучения на уроках химии / Н.С. Шестаева, Г.И. Якушева // Инновационные процессы в области естественнонаучного и социально-гуманитарного образования: IV международная научно-практическая конференция, Оренбург, 21 марта 2019 года. - Оренбург: Экспресс-печать, 2019. -С. 417-422.

3. Тульская, И.Е. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках химии / И.Е. Тульская // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 1-2. - С. 41.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель Байгутлин Рафик Ражапович

Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); доктор педагогических наук, профессор Романов Петр Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Москвина Елена Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ (ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация. В статье изложены основные положения методики профессионального воспитания студентов вуза. Авторы исходят из того, что разработка методики и эффективность профессионального воспитания студентов обеспечиваются выполнением комплекса организационно-педагогических условий. Содержание комплекса этих условий представлено в данной статье. Содержание методики представляет собой систему целенаправленных воспитательных действий руководства вуза и его подразделений, педагогов и студентов, необходимых для решения задач профессионального воспитания и, в первую очередь, является одним из факторов обеспечения эффективности образовательно-развивающей среды профессиональной подготовки студентов.

Основным способом методики профессионального воспитания в каждой возникающей и реализуемой воспитательной ситуации определяется личностная, социальная и профессионально-ориентированная позиция студентов, природа и действенность которой обеспечиваются комплексом универсальных (общекультурных) компетенций. В профессиональной позиции проявляются результаты профессионального воспитания студентов вуза.

Научная и практическая значимость материала статьи определяется тем, что в отношении каждого из условий, а также в отношении всего комплекса условий определены методические основания, включающие принципы, методы и средства профессионального воспитания.

Ключевые слова: профессиональное воспитание студентов, формирование универсальных компетенций студентов, компоненты методики профессионального воспитания.

An^tatton. The article outlines the main provisions of the methodology of professional education of university students. The authors proceed from the fact that the development of methods and the effectiveness of professional education of students are ensured by the implementation of a set of organizational and pedagogical conditions. The content of the complex of these conditions is presented in this article. The content of the methodology is a system of purposeful educational actions of the university management and its departments, teachers and students, necessary to solve the tasks of professional education and, first of all, is aimed at creating an appropriate favorable educational environment in the university for preparing students to master the main types of educational, educational-cognitive and educational-professional activities.

The main method of the methodology of professional education in each emerging and implemented educational situation is determined by the personal, social and professionally-oriented position of students. In the professional position, the personal and activity aspects of the education of students are important.

The scientific and practical significance of the material of the article is determined by the fact that in relation to each of the conditions, as well as in relation to the entire set of conditions, methodological foundations are defined, including principles, methods and means of professional education.

Key words: professional education of students, formation of universal competencies of students, components of the methodology of professional education.

Введение. Актуальность проблемы профессионального воспитания студентов вузов и разработки методики его реализации, на наш взгляд, является высокой и обусловлена особенностями понимания его многоаспектности, рассмотрения в науке и образовательной практике как процесса, как системы и как технологии воспитания личности обучающихся в современном вузе. Исходным фактором актуальности мы считаем наличие социального заказа на подготовку в вузе

конкурентоспособных бакалавров и магистров как специалистов, обладающих комплексом индивидуально и социально значимых качеств, значимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. При этом важным фактом является то, что практически все базовые качества личности студентов могут рассматриваться как основания универсальных (общекультурных) компетенций, комплекс которых представлен в Федеральных государственных образовательных стандартах по всем направлениям высшего образования и которые определяют значимость современного социального заказа на воспитание студенческой молодежи. Это дает нам возможность рассматривать содержание и методику профессионального воспитания как одного из направлений социально-личностного воспитания студентов.

К сожалению, как отмечают многие исследователи, учреждения образования, педагогические коллективы в некоторых случаях оказываются без четких ориентиров и программ по воспитательной работе с обучающимися, что воспитательная система в России до сегодняшнего дня не имеет единой методологии, концепции воспитательной работы, методик ее реализации [8; 9; 11].

В последние годы в Российской Федерации решение вопросов профессионального воспитания студентов вузов осуществляется в рамках разработанной и утвержденной Правительством Российской Федерации программы «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (от 29 ноября 2014 г. №2403-р), в котором определена «система принципов, приоритетных задач и механизмов, которые обеспечивают осуществление молодежной политики в российском государстве» [17]. С 1 ноября 2018 г. в Российской Федерации начата реализация национального проекта «Образование», важными частями которого являются Федеральные проекты «Социальная активность» и «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования».

Об актуальности профессионального воспитания свидетельствуют результаты педагогических исследований многих авторов: Е.Н. Байдашева [3], В.А. Беликов [4], В.И Белов [5], Г.В. Буянова и Е.К. Гитман [6], Т.И. Гречухина [7], С.В. Панин [15], Г.А. Пивоваренко [16], Т.И. Тимонин [18], Ж.В. Тома и А.А. Пашин [18], В.З. Юсупов [22] и других ученых. В частности Т.И. Гречухина, оценивая уровень актуальности проблем профессионального воспитания, считает, что основными факторами их решения должны стать уточнение и учет содержания современных направлений и форм развития российского общества. Она отмечает, что актуальность проблем профессионального воспитания определяется «особенностями современной социально-экономической и культурной ситуаций в обществе, особенностями современной молодежи и их потребностями, необходимостью решения проблем современного высшего образования, исчезновением социально-позитивной инициативности студенческой молодежи» [7, С. 74].

Необходимость решения проблемы повышения эффективности профессионального воспитания студентов вузов определяется тем, в целом оно оказывает позитивное влияние на качество высшего образования, способствует его развитию. Но это происходит только в том случае, если будут решены его организационно-содержательные и функциональные проблемы [1; 2; 8].

Изложение основного материала статьи. Мы можем констатировать наличие несоответствия между различными подходами к пониманию профессионального воспитания, с одной стороны, как вида деятельности педагогов, реализуемого в процессе профессиональной подготовки студентов вузов, с другой стороны, как части целостного процесса профессиональной подготовки. В таком случае существует объективное противоречие, которое и определяет актуальность профессионального воспитания. Это противоречие между растущей потребностью всех сфер общества и производства в конкурентоспособной, активной и профессионально мобильной личности выпускников вузов и недостаточным вниманием вузов к реализации профессионального воспитания, уровнем их готовности обеспечить разностороннее воспитание личности с учетом всего комплекса профессионально значимых качеств.

Целью статьи является описание основ методики профессионального воспитания студентов вузов, реализация которых обеспечит в значительной степени разрешение указанного несоответствия и противоречия.

ФГБОУ ВО Сибайский институт Башкирского государственного университета (СИБашГУ) действует на основании Устава, регламентирующего деятельность педагогического коллектива. Реализуя Закон «Об образовании в РФ» [21], институт ставит следующие цели деятельности:

1) формирование компетенций, необходимых для получения конкретной квалификации и повышения квалификационного уровня;

2) непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

3) овладение обучающимися базовыми компетенциями, соответствующими уровню квалификации специалиста, формируемыми в ходе целостного учебно-воспитательного процесса;

4) овладение обучающимися профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.

В институте результативно функционирует система менеджмента качества обучения и воспитания студентов, организационно-методическая структура которой ориентирована на решение задач профессионального воспитания студентов.

Профессиональное воспитание рассматривается нами как составная часть целостного процесса профессиональной подготовки студентов вуза, целенаправленная реализация которого обеспечивается комплексом воспитательных методов, форм и средств, с помощью которых обеспечивается формирование всех качеств и разностороннее развитие личности студентов [2; 4; 18].

Разработка методики профессионального воспитания личности студентов вузов осуществлялась нами с учетом комплекса организационно-педагогический условий решения проблемы. Только в этом случае мы могли в полной мере обеспечить выполнение методологических требований, учесть особенности образовательной среды вуза, реализовать межличностные отношения студентов в вузе. Кроме этих компонентов общими компонентами методики профессионального воспитания также являются: целевой, личностный, деятельностный (виды деятельности студентов в вузе), качества и компетенции, ценности и ценностные ориентации, результаты воспитания в целостном процессе профессиональной подготовки студентов.

В целом методика в полной мере обеспечивается путем выполнения требований личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Суть требований личностно-ориентированного и деятельностного подходов при разработке методики реализации условий в аспекте нашего исследования заключается в том, что:

1) профессиональное воспитание ориентировано на личность студента и осуществляется в активной деятельности студентов;

2) овладение и выполнение всех видов деятельности учитывает уровень сформированности качеств и компетенций студентов, особенности и содержание их потребностей и интересов;

3) достижение и оценка результатов профессионального воспитания осуществляются с учетом поэтапного характера их достижения.

С учетом этих требований методика профессионального воспитания обеспечит социально значимый и личностно-ценностный характер восприятия формируемых компетенций, понимание деятельности как основания формирования компетенций и разностороннего развития личности.

Особенностью разработки нами методики профессионального воспитания является то, что ключевым аспектом мы считаем ее соответствие положениям раздела стратегического плана воспитательной деятельности института «Управление рисками профессионального воспитания студентов вуза» (таблица 1), и их эффективная реализация. Управление рисками в вузе рассматривается как процесс принятия и выполнения комплекса воспитательных действий, направленных на предупреждение возможности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь при реализации перспективного плана воспитательной работы. В указанном разделе рассмотрена вероятность проявления внешних и внутренних рисков, связанные с этим последствия и комплекс мероприятий по воспитанию студентами с учетом существующих рисков.

Таблица 1

Управление рисками в процессе формирования общекультурных компетенций студентов вузов в процессе

профессионального воспитания

Наименование риска формирования компетенций Возможные последствия проявления рисков Воспитательные мероприятия по управлению рисками

Недостаточно диагностируется и раскрывается личностный социальный, образовательный, творческий и научный потенциал, отмечается низкая эффективность всех видов деятельности студентов. Низкий уровень научно-методической работы, вследствие чего снижается уровень профессиональной подготовки и воспитания студентов и преподавателей, не обеспечивается соответствие качества подготовки и воспитания задачам образования в вузе. Широкое привлечение студентов и преподавателей к образовательной деятельности, социальной и научно-методической работе через выполнения проектов по темам самообразования и саморазвития; активизация деятельности студентов и преподавателей, направленной на разработку учебно-методических пособий нового поколения, в том числе для реализации принципа практико-ориентированного обучения.

Не практикуется использование разработок студентов, отмечается низкий уровень внедрения материалов выпускных квалификационных работ, не обеспечивается целенаправленное закрепление авторских прав на создаваемые преподавателями и студентами института научно-методические и производственные разработки, учебные пособия, программные продукты, действующие стенды. Снижение уровня социальной, научно-образовательной активности и интереса к созданию научно-методических разработок. Использование допустимой упрощенной формы апробации, внедрения материалов и закрепления авторских прав, а также направление лучших разработок в Комитет по защите интеллектуальной собственности.

Недостаточный уровень знаний и представлений студентов о характер их будущей деятельности, особенностях производства по овладеваемым специальностям. Низкий уровень практической подготовки студентов. Приглашение специалистов с производства на педагогическую деятельность по совместительству Усиление роли производственных практик и стажировок студентов и преподавателей, систематическое направление их (ежегодно) в другие вузы.

Недостаточно активно работает студенческое самоуправление факультетах и в группах. Низкий уровень самосознания и социальной, образовательной активности студентов, снижение качества знания и уровня самодисциплины. Мотивация деятельности студентов для активного участия в решении молодежных вопросов через организацию различных видов мероприятий: конкурсов, дебатов, форумов, проектов.

В таблице приведены общие действия по преодолению рисков. В каждом конкретном случае осуществляется корректировка перечня действий по управлению рисками профессионального воспитания с учетом методологических требований и обеспечивается соответствие методики целевой программе воспитательной работы в вузе.

Реализация методики профессионального воспитания студентов в вузе нами осуществляется на двух уровнях. Первый уровень методики сводится к выполнению преподавателями воспитательных действий в рамках отдельных ситуаций в ходе преподавания той или иной учебных дисциплин. Второй уровень методики заключается в выполнении комплекса действий и мероприятий в ходе специально спроектированной воспитательной деятельности, зачастую вне учебного процесса и во внеаудиторное время [1; 2].

Выводы. Нами определены и представлены основания методики профессионального воспитания студентов вузов. В результате нашего исследования установлено, что наиболее успешными являются следующие подходы и методы воспитания: максимальная активизация всех видов деятельности студентов с использованием элементов проблемности, организация работы студентов института в команде, ориентация форм организации учебных занятий (лекции, семинары, практикумы и т.д.) на решение задач профессионального воспитания; создание в образовательной среде вуза ситуаций, обеспечивающих устранение рисков воспитания личности с использованием специфических воспитательных методов, форм и средств разностороннего развития и подготовки конкурентоспособных студентов и выпускников вуза.

Литература:

1. Байгутлин, Р.Р. Воспитание профессионально значимых качеств личности студентов вуза / Р.Р. Байгутлин // Приоритетные направления инновационной деятельности в образовании: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. - Сибай, 2021. - С. 84-86.

2. Байгутлин, Р.Р. Факторы актуальности проблемы профессионального воспитания студентов вузов // Р.Р. Байгутлин / Академический вестник образования и науки. - Магнитогорск. - 2022. - №1. - С. 48-53.

3. Байдашева, Е.Н. Личностно-профессиональное воспитание студентов в вузе / Е.Н. Байдашева // Современные проблемы науки и образования.. - 2006. - № 1. - С. 34-35.

4. Беликов, В.А. Методологические основания решения проблем воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования / В.А. Беликов // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - №1 (25). - С. 12-21.

5. Белов, В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций / В.И. Белов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - Т. 6. - № 14. -С. 163-177.

6. Буянова, Г.В. Роль воспитания в формировании профессиональной компетентности будущих бакалавров / Г.В. Буянова, Е.К. Гитман // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2021. - Т. 5. - № 2. - С. 10-16.

7. Гречухина, Т.И. Профессиональное воспитание в современной образовательной среде университета / Т.И. Гречухина // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. -2011. - № 4 (95). - С. 74-80.

8. Дудина, М.Н. Воспитательная функция университета: традиции и реалии / М.Н. Дудина, Т.И. Гречухина // Известия Уральского отделения РАО. Сер. Образование и наука. - 2010. - № 11. - С. 33-49.

9. Ершов, И.Ю. Профессиональное воспитание студентов в современных образовательных учреждениях / И.Ю. Ершов / Транспортные системы: безопасность, новые технологии, экология: материалы междунар. науч.-практ. конф. - 2021. - С. 350-353.

10. Зинченко В.О. Профессиональное воспитание как фактор становления социально ответственной личности современного специалиста / В.О. Зинченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2022. - № 1 (164). - С. 22-28.

11. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М: Академия, 2005. - 288 с.

12. Лунева, Д.Ю. Профессиональное воспитание как аспект профессиональной социализации будущих специалистов / Д.Ю. Лунева, Н.Г. Отт // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XVII Междунар. науч.-практ. Internet-конф. - Тамбов, 2021. - С. 224-228

13. Максютова, Н.Н. Программа воспитательной деятельности в организациях профессионального образования / Н.Н. Максютова, Н.В. Золотых // Шамовские педагогические чтения: сб. статей XIV Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2022. - С. 382-384.

14. Оценка состояния и формирование программы развития организации СПО с учетом факторов и тенденций изменения внешней социально-экономической среды / В.А. Беликов, О.Ю. Леушканова, О.А. Пундикова, В.М. Тучин // Инновационное развитие профессионального образования. - 2018. - №4 (20). - С. 12-19.

15. Панин, С.В. Индивидуальный подход к профессиональному воспитанию студентов в вузе / С.В. Панин, Т.М. Васильева // Современная школа России. Вопросы модернизации. - 2022. - № 1-2 (38). - С. 88-89.

16. Пивоваренко, Г.А. Проблема профессионального воспитания будущих специалистов в современной образовательной среде / Г.А. Пивоваренко // Новая наука: новые вызовы: мат. IX Всерос. науч.-практ. конф. - Краснодар, 2021. - С. 125-130.

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403/р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 01.006.2022).

18. Тимонин, А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное / А.И. Тимонин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - Том 18. - С. 55-58.

19. Тома, Ж.В. Профессиональное воспитание студентов в условиях вузовской среды / Ж.В. Тома, А.А. Пашин // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 3. - С. 186-190.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ (дата обращения: 03.06.2022).

21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273/ФЗ]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174 (дата обращения: 04.06.2022).

22. Юсупов, В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития / В.З. Юсупов // Знание, понимание, умение. - 2019. - №2. - С. 216- 231.

Педагогика

УДК 372.8

ассистент департамента инновационного менеджмента в отраслях промышленности Баймурзина Айгуль Сарсеновна

Российский университет дружбы народов (г. Москва)

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ГИБКОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ФИЗИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ

Аннотация. Молодежь - это сердцебиение нации. В отличие от индустриального общества, где как правило старшие поколение принимало все важные решения, касающиеся повседневной жизни, в современном обществе молодежь играет активную роль в этом процессе. Молодежь активно участвует и частично стимулирует политическое, социальное и экономическое развитие. Сейчас, как никогда, приоритет отдается мнению молодежи, и к их взглядам относятся серьезно. Инновации в образовании означают делать то, что будет лучшим для всех. Учителя, уроки и учебная программа должны быть гибкими. Мы должны заставить наших учеников думать и задавать вопросы. Нам нужно разжечь их любопытство и найти способы заинтересовать их. Инновации означают изменения, поэтому мы должны понять, что нужно больше, чем навыки. Мы должны дать им инструменты, которые сделают их продуктивными в их будущей карьере. Важно формировать у молодежи образ космической отрасли, понимание значение космоса для человека, таким ресурсом может служить геопортал Роскосмоса, - геоинформационный ресурс для доступа к единому банку данных дистанционного зондирования (ДЗЗ) Земли из космоса необходимо использовать на уроках географии и физики. Необходимо научить искать информацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.