Научная статья на тему 'Диагностический комплекс изучения потенциала профессионального развития личности обучающихся 8-9 классов'

Диагностический комплекс изучения потенциала профессионального развития личности обучающихся 8-9 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТЕРЕСЫ / THE POTENTIAL OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY / PSYCHODIAGNOSTICS OF ABILITIES / SPECIAL ABILITIES / INTERESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мялкина Елена Васильева, Седых Екатерина Павловна, Воронин Денис Иванович, Федосеева Татьяна Евгеньевна, Куимова Наталья Николаевна

Статья посвящена разработке и теоретическому обоснованию компьютеризированной методики экспресс-диагностики «Страна профессионалов» для учащихся 8-9 классов, которая является частью первого этапа проекта "Региональный кадровый конструктор". Обозначена актуальность и необходимость создания online-профориентатора в рамках социального электронного сервиса, где осуществляется интерактивное взаимодействие с диагностико-информационной системой позволяющей учащимся мгновенно получать цифровую информацию о своих специальных способностях. А также сформировать умение соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. В основе выбора формата и содержания методики учитываются не только индивидуальные особенности подросткового возраста, а также потенциальные и актуальные способности респондента. Материалы и методы. Разработанный компьютеризированный комплекс учитывает соотношение уровня развития специальных способностей и уровня выраженности интереса в той или иной сфере профессиональной деятельности может быть выражено формулой: ППР (потенциал профессионального развития) = уровень выраженности специальных способностей / уровень выраженности интереса к данной сфере профессиональной деятельности, из которой мы видим, что чем выше уровень выраженности специальных способностей и выше ранг интересов в данной сфере профессиональной деятельности, тем больше потенциал профессионального развития в ней. Результаты исследования. Проведен сравнительный анализ имеющихся на современном этапе интерактивных компьютеризированных профориентационных систем. Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований в области психологии способностей позволил выделить основные направления в определении структуры и содержания методики изучения потенциала профессионального развития учащихся 8-9 классов. Сформирован комплект диагностических материалов для изучения профессиональной направленности учащихся в соответствии с десятью укрупненными группами специальностей. Создан компьютеризированный интерактивный диагностический комплекс для экспресс-диагностики потенциала профессионального развития личности учащихся 8-9 классов, направленный на изучение сферы профессиональных интересов учащихся 8-9 классов и уровня выраженности специальных способностей, обеспечивающих успешность в 10 различных сферах профессиональной деятельности. Обсуждения и заключение. В результате проведенного исследования стало возможным выделение и описание уровней выраженности интересов и способностей старших подростков к различным видам профессиональной деятельности. Применение разработанной методики позволяет создать условия для активизации рефлексии профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся 8-9 классов в ходе взаимодействия с интерактивной сюжетной виртуальной средой, способствует построению прогноза успешности пользователя в той или иной профессиональной сфере, созданию индивидуальной образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мялкина Елена Васильева, Седых Екатерина Павловна, Воронин Денис Иванович, Федосеева Татьяна Евгеньевна, Куимова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostic complex of studying the potential of professional development of personality at pupils of 8-9 classes

The article is devoted to the development and theoretical substantiation of the computerized rapid diagnostics methodology “Country of Professionals” for students in grades 8-9, which is part of the first phase of the Regional Personnel Designer project. The urgency and necessity of creating an online career counselor within the framework of a social electronic service, where interactive interaction with the diagnostic and information system allows students to instantly receive digital information about their special abilities, is indicated. And also to form the ability to correlate their individual characteristics with the requirements of a particular profession. The basis for choosing the format and content of the methodology takes into account not only the individual characteristics of adolescence, but also the potential and actual abilities of the respondent. Materials and methods. The computerized complex developed by us takes into account the relationship between the level of development of special abilities and the level of expression of interest in a particular area of professional activity can be expressed by the formula: CPD (potential for professional development) = the level of expression of special abilities / level of expression of interest in this area of professional activity, from which we see that the higher the level of expression of special abilities and the higher the rank of interests in a given field of professional activity spine, the greater the potential for professional development in it. The results of the study. A comparative analysis of the currently available interactive computerized career guidance systems has been carried out. Theoretical analysis of domestic and foreign studies in the field of psychology abilities allowed us to identify the main directions in determining the structure and content of the methodology for studying the potential of professional development of students in grades 8-9. A set of diagnostic materials for the study of the professional orientation of students in accordance with the ten enlarged groups of specialties has been formed. A computerized interactive diagnostic complex has been created for express diagnostics of the potential of professional development of students' personalities of 8-9 classes, aimed at studying the sphere of professional interests of students of 8-9 classes and the severity level of special abilities ensuring success in 10 different areas of professional activity. Discussion and conclusion. As a result of the study, it became possible to identify and describe the levels of expression of interests and abilities of older adolescents to various types of professional activity. The application of the developed technique allows creating conditions for enhancing the reflection of professional interests, aptitudes, abilities of 8-9 grades students in the course of interaction with an interactive virtual plot environment, helps to predict the success of a user in a particular professional field, and create an individual educational trajectory.

Текст научной работы на тему «Диагностический комплекс изучения потенциала профессионального развития личности обучающихся 8-9 классов»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Дата публикации: 31.08.2019 УДК 159.9; 373

Е. В. МялкинА, Е. П. Седых, Д. И. Воронин, Т. Е. Федосеева, Н. Н. Куимова

Диагностический комплекс изучения потенциала профессионального развития личности обучающихся 8-9 классов

Аннотация. Статья посвящена разработке и теоретическому обоснованию компьютеризированной методики экспресс-диагностики «Страна профессионалов» для учащихся 8-9 классов, которая является частью первого этапа проекта "Региональный кадровый конструктор". Обозначена актуальность и необходимость создания сэпПпе-профориентатора в рамках социального электронного сервиса, где осуществляется интерактивное взаимодействие с диагностико-информационной системой позволяющей учащимся мгновенно получать цифровую информацию о своих специальных способностях. А также сформировать умение соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. В основе выбора формата и содержания методики учитываются не только индивидуальные особенности подросткового возраста, а также потенциальные и актуальные способности респондента.

Материалы и методы. Разработанный компьютеризированный комплекс учитывает соотношение уровня развития специальных способностей и уровня выраженности интереса в той или иной сфере профессиональной деятельности может быть выражено формулой: ППР (потенциал профессионального развития) = уровень выраженности специальных способностей / уровень выраженности интереса к данной сфере профессиональной деятельности, из которой мы видим, что чем выше уровень выраженности специальных способностей и выше ранг интересов в данной сфере профессиональной деятельности, тем больше потенциал профессионального развития в ней.

Результаты исследования. Проведен сравнительный анализ имеющихся на современном этапе интерактивных компьютеризированных профориентационных систем. Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований в области психологии способностей позволил выделить основные направления в определении структуры и содержания методики изучения потенциала профессионального развития учащихся 8-9 классов. Сформирован комплект диагностических материалов для изучения профессиональной направленности учащихся в соответствии с десятью укрупненными группами специальностей. Создан компьютеризированный интерактивный диагностический комплекс для экспресс-диагностики потенциала профессионального развития личности учащихся 8-9 классов, направленный на изучение сферы профессиональных интересов учащихся 8-9 классов и уровня выраженности специальных способностей, обеспечивающих успешность в 10 различных сферах профессиональной деятельности.

Обсуждения и заключение. В результате проведенного исследования стало возможным выделение и описание уровней выраженности интересов и способностей старших подростков к различным видам профессиональной деятельности. Применение разработанной методики позволяет создать условия для активизации рефлексии профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся 8-9 классов в ходе взаимодействия с интерактивной сюжетной виртуальной средой, способствует построению прогноза успешности пользователя в той или иной профессиональной сфере, созданию индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова: потенциал профессионального развития личности, психодиагностика способностей, специальные способности, интересы

Ссылка для цитирования:

Мялкина Е. В., Седых Е. П., Воронин Д. И., Федосеева Т. Е., Куимова Н. Н. Диагностический комплекс изучения потенциала профессионального развития личности обучающихся 8-9 классов // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 204-214. 10.32744/ pse.20194.17

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Accepted: 14 June 2019 Published: 31 August 2019

E. V. MlALKINA, E. P. SEDYKH, D. I. VORONIN, T. E. FEDOSEEVA, N. N. KuiMOVA

Diagnostic complex of studying the potential of professional development of personality at pupils of 8-9 classes

Annotation. The article is devoted to the development and theoretical substantiation of the computerized rapid diagnostics methodology "Country of Professionals" for students in grades 8-9, which is part of the first phase of the Regional Personnel Designer project. The urgency and necessity of creating an online career counselor within the framework of a social electronic service, where interactive interaction with the diagnostic and information system allows students to instantly receive digital information about their special abilities, is indicated. And also to form the ability to correlate their individual characteristics with the requirements of a particular profession. The basis for choosing the format and content of the methodology takes into account not only the individual characteristics of adolescence, but also the potential and actual abilities of the respondent.

Materials and methods. The computerized complex developed by us takes into account the relationship between the level of development of special abilities and the level of expression of interest in a particular area of professional activity can be expressed by the formula: CPD (potential for professional development) = the level of expression of special abilities / level of expression of interest in this area of professional activity, from which we see that the higher the level of expression of special abilities and the higher the rank of interests in a given field of professional activity spine, the greater the potential for professional development in it.

The results of the study. A comparative analysis of the currently available interactive computerized career guidance systems has been carried out. Theoretical analysis of domestic and foreign studies in the field of psychology abilities allowed us to identify the main directions in determining the structure and content of the methodology for studying the potential of professional development of students in grades 8-9. A set of diagnostic materials for the study of the professional orientation of students in accordance with the ten enlarged groups of specialties has been formed. A computerized interactive diagnostic complex has been created for express diagnostics of the potential of professional development of students' personalities of 8-9 classes, aimed at studying the sphere of professional interests of students of 8-9 classes and the severity level of special abilities ensuring success in 10 different areas of professional activity.

Discussion and conclusion. As a result of the study, it became possible to identify and describe the levels of expression of interests and abilities of older adolescents to various types of professional activity. The application of the developed technique allows creating conditions for enhancing the reflection of professional interests, aptitudes, abilities of 8-9 grades students in the course of interaction with an interactive virtual plot environment, helps to predict the success of a user in a particular professional field, and create an individual educational trajectory.

Key words: the potential of professional development of personality, psychodiagnostics of abilities, special abilities, interests

For Reference:

Mialkina, E. V., Sedykh, E. P., Voronin, D. I., Fedoseeva, T. E., & Kuimova, N. N. (2019). Diagnostic complex of studying the potential of professional development of personality at pupils of 8-9 classes. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 40 (4), 204-214. doi: 10.32744/pse.2019.4.17

_Введение

Задача планирования профессионального будущего современной молодежи в рамках профессиональной ориентации - системы мер по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии с опорой на их индивидуальные особенности - одна из главных задач современной практической психологии. Необходима организация целенаправленной подготовки учащихся к осознанному выбору направления профессионального развития с учетом своих индивидуальных особенностей, внешних и внутренних ресурсов [1].

Целью нашей работы является создание компьютеризованного диагностического комплекса для учащихся 8-9 классов. Целевая аудитория проекта - подростки 13-15 лет. Классический подход к профориентации подразумевает соотнесение психограммы человека с профессиограммой и определение наличия у него профессионально важных качеств [2]. Однако в старшем подростковом возрасте рефлексивные способности все еще находятся на этапе становления, обеспечивая растущее стремление подростка осознать сферу своих учебно-профессиональных интересов и индивидуальных особенностей [3]. Это позволяет сформулировать задачу профессионального самоопределения в 8-9 классах как активизацию рефлексии профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся с целью последующего определения направления и содержания профориентационной деятельности в системе "Школа-ВУЗ" [4; 5].

Успешность овладения той или иной профессиональной деятельностью - результат развития и сложного взаимодействия общих и специальных способностей. Согласно классическому определению Б.М. Теплова, "способности" - это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, и, не сводясь к знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека, могут объяснять легкость, быстроту и прочность приобретения этих знаний и навыков, способов и приемов какой-либо деятельности [6; 7].

_Материалы и методы

Теоретической базой разработки методики экспресс-диагностики специальных способностей также послужили отечественные и зарубежные исследования по психологии способностей Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, Д.Б.Богоявленской, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Н.С.Лейтеса,Б.М.Теплова,В.А.Крутецкого,А.М.Матюшкина,Я.А.Пономарева,М.В.Кузьминой, М.А.Холодной, В.Д.Шадрикова, В.С.Юркевича и др. [14; 15].

_Результаты исследования и обсуждение

Разработанный нами компьютеризированный комплекс предназначен для экспресс-диагностики потенциала профессионального развития личности старшеклассника в 10 различных сферах профессиональной деятельности, соответствующих укрупненным группам специальностей: Математические и компьютерные науки, Естественные науки, Инженерное дело, технологии и технические науки, Здравоохранение и медицинские науки, Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки, Науки

об обществе, Образование и педагогические науки, Гуманитарные науки, Искусство и культура, Физическая культура и спорт. Шкалы методики соответствуют названиям укрупненных групп специальностей [17].

Потенциал профессионального развития личности - совокупность индивидуально-психологических показателей, позволяющая сделать прогноз успешности в различных сферах профессиональной деятельности [18]. Потенциал профессионального развития личности учащегося 8-9 класса определяется соотношением уровня выраженности интересов и уровня выраженности специальных способностей к той или иной сфере профессиональной деятельности.

Соотношение уровня развития специальных способностей и уровня выраженности интереса в той или иной сфере профессиональной деятельности может быть выражено формулой:

ППР (потенциал профессионального развития) = уровень выраженности специальных способностей / уровень выраженности интереса к данной сфере профессиональной деятельности, из которой мы видим, что чем выше уровень выраженности специальных способностей и выше ранг интересов в данной сфере профессиональной деятельности, тем больше потенциал профессионального развития в ней.

Сфера интересов изучается на основе выделения укрупненных групп специальностей (см. выше). Уровень выраженности интереса к той или иной сфере профессиональной деятельности измеряется ранжированием от 1 (максимальная степень выраженности интереса) до 10 (минимальная степень выраженности интереса). Поскольку методика предполагает использование сюжетной линии (путешествие пользователя по Стране Профессионалов), то с целью проведения ранжирования пользователь выстраивает последовательность посещения городов Профессионалов в зависимости от своих предпочтений. Уровни выраженности интереса: 1-3 ранг - высокий уровень, 4-6 ранг - средний уровень, 7-10 ранг - низкий уровень.

В таблице 1 представлены сферы профессиональной деятельности (в соответствии с укрупненными группами специальностей) и соответствующие им составляющие специальных способностей, которые отражены в содержании методики.

Таблица 1

Оцениваемые составляющие специальных способностей

Сфера профессиональной деятельности Оцениваемые составляющие специальных способностей

Математика и компьютерные науки - аналитический склад ума, способность делать логические умозаключения, - математические способности (способность проводить в уме вычисления с многозначными числами), - способность продолжительное время работать со знаковой информацией, заниматься вычислениями, - способность к работе с компьютерной техникой, овладение использованием компьютера на высоком уровне, способность к программированию на компьютере, - объективные достижения в изучении математических и компьютерных наук [19; 20]

Физическая культура и спорт - спортивные (физические) способности (высокий уровень выносливости, силы, ловкости, скорости, координации, способность к интенсивным физическим нагрузкам), - коммуникативные и организаторские способности в спортивной деятельности: способность организовывать сверстников и вовлекать их в занятия, связанные с физкультурой и спортом, - объективные достижения в области физической культуры и спорта [21; 22]

Искусство и культура - способность к эмоциональному отклику и переживанию при восприятии произведений искусства, - музыкальные способности, - сценические (артистические) способности, - изобразительные способности, - объективные достижения-проявления музыкальных, сценических, изобразительных, литературных и др. творческих способностей [23]

Образование и педагогические науки - способность доступно и понятно передавать содержание учебного материала, - способность понимать внутренний мир другого человека, психологическая наблюдательность, - способность ясно и четко выражать свои мысли, рассуждать, словарный запас, выразительная речь, - способность организовывать коллектив воодушевлять на решение важных задач, - способность к общению умение найти общий язык со сверстниками и взрослыми, правильный подход к людям, - способность предвидеть последствия своих и чужих действий, прогнозировать развитие событий [19; 24]

Гуманитарные науки - способность к сбору и анализу исторических фактов, построению моделей и проверке гипотез о истории развития языковых и литературных процессов, культурных явлений, - способность к мысленному восстановлению картины прошедших событий, опираясь на документы, предметы и другие свидетельства, имеющие к этому отношение, - лингвистические способности (запоминание, анализ и понимание логики функционирования языковых явлений), - способность к анализу и оперированию знаниями в области языка, литературы, истории и религиозно-культурных проблем, - объективные достижения в изучении гуманитарных наук [25; 26]

Естественные науки - увлеченность проблематикой физики, астрономии, химии, наук о земле, биологических наук, пониженная утомляемость при занятиях естественными науками, - высокая степень развития способности к обобщению и анализу информации о физико-химических явлениях в природе, географических открытиях, редких животных и растениях, атмосферных и космических явлениях, быстрое и прочное запоминание соответствующего, - способность к формированию самостоятельных научно обоснованных суждений о физических, химических и биологических процессах, материала - легкость овладения умениями и навыками, необходимыми для проведения физико-химических опытов, - объективные достижения в изучении естественных наук [19; 27]

Инженерное дело, технологии и технические науки - увлеченность и пониженная утомляемость при занятиях, связанных с техническим творчеством, конструированием каких-либо механизмов и изготовлением моделей зданий, транспортных средств, - быстрое и прочное овладение инженерно-техническими знаниями, умениями и навыками, легкость оперирования понятиями архитектуры, строительства, технических наук, - логичность, систематичность и самостоятельность суждений об архитектуре, технологиях строительства, электротехнологиях, устройстве и функциях транспортных средств, - высокая степень развития пространственного мышления, способности к анализу и синтезу информации об устройстве и функционировании механизмов, - находчивость и сообразительность при конструировании и изготовлении технических изделий, механизмов, моделей, - наличие объективных достижений и оригинальных продуктов технического творчества [19; 27]

Здравоохранение и медицинские науки - увлеченность и пониженная утомляемость при изучении и обсуждении вопросов анатомии и физиологии, лечению болезней, - быстрое и прочное овладение знаниями по анатомии человека (причинам и лечению болезней, свойствам лекарственных растений и т.п.), умениями и навыками, связанными с оказанием медицинской помощи, - логичность, систематичность, самостоятельность и научная обоснованность суждений о вопросах анатомии/ химии/биологии, - объективные достижения в изучении анатомии, биологии, химии [19; 27]

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки - увлеченность и пониженная утомляемость при изучении и обсуждении вопросов выращивания растений и животных, - быстрое и прочное овладение знаниями о живой природе (ботаника, биология, зоология), умениями и навыками, необходимыми для ухода за растениями и животными, - логичность, систематичность, самостоятельность и научная обоснованность суждений по вопросам ботаники, биологии, зоологии, - объективные достижения (победы в конкурсах проектов, научных работ, олимпиадах) в изучении ботаники, биологии, зоологии [19; 27]

Науки об обществе - увлеченность и пониженная утомляемость при изучении и обсуждении вопросов психологии (социологии, политологии, юриспруденции, экономики), - быстрое овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми при обсуждении (или решении) проблем, связанных с анализом поведения и внутренней жизни людей или групп людей (правовых, экономических, политических проблем), - развитие коммуникативных качеств (самоконтроль, объективность, тактичность, навыки решения конфликтов), - логичность, систематичность, самостоятельность и научная обоснованность суждений о поведении и внутренней жизни человека или групп людей/ правах и свободах личности/ политических и экономических событиях, - способности к анализу информации о причинах политических и экономических событий/ поведения человека или группы людей/ их правах и обязанностях в конкретной ситуации, - объективные достижения в изучении наук об обществе [19; 25; 30]

Вопросы и задания методики для экспресс-диагностики указанных компонентов специальных способностей в каждой из десяти сфер профессиональной деятельности, изучаемых с помощью данного диагностического комплекса, распределены следующим образом:

1. изучение потребностно-мотивационного компонента (предпочтение данной сферы другим, тенденция продолжительное время заниматься данным видом деятельности, желание больше узнать по тематике, связанной с данной профессиональной сферой) - 2 вопроса.

Пример 1:

Я с удовольствием могу проводить длительное время на спортивных тренировках.

A) да, я часами могу пропадать на тренировках, не замечая как «летит» время;

Б) скорее да, но это бывает достаточно редко;

B) я не любитель спортивных тренировок;

Г) нет, я выберу для себя другое занятие.

2. изучение степени успешности выполнения деятельности, скорости, легкости ее освоения и выполнения (наиболее быстрое освоение навыков и решение задач, связанных с данной сферой в сравнении с другими сферами) - 4 вопроса/задания.

Пример 1:

Мне с легкостью удается поддерживать высокий уровень физической активности (играть в хоккей, футбол, баскетбол, заниматься плаванием, тренироваться, ходить в походы и т.д.).

A) да, у меня ни дня не проходит без физической активности;

Б) иногда, но в хорошей компании и под настроение;

B) я могу проявлять физическую активность, но это мне дается с большим трудом;

Г) нет, мой уровень физической активности низкий.

Пример 2:

Посмотри на рисунок и укажи со сколькими кирпичами соприкасается каждый из пронумерованных?

A) 1=4, 2=3, 3=4;

Б) 1=3, 2=5, 3=2;

B) 1=2, 2=4, 3=5;

Г) 1=4, 2=3, 3=3.

3. определение наличия творческого подхода и творческого продукта в деятельности (получение объективно оцениваемых творческих результатов - победы в конкурсах, соревнованиях и т.д.) - 2 вопроса.

Пример 1:

Я участвую в творческих конкурсах и у меня есть победы номинациях (музыка, литературное творчество, сценическое и изобразительное искусство).

A) Да, это так;

Б) Когда-то было разок;

B) Иногда подумываю об этом;

Г) Нет, никогда.

Таким образом, каждый вопрос/задание подразумевает четыре варианта ответа, из которых правильным является один. Правильным считается ответ, соответствующий выраженности того или иного компонента способности. Он оценивается в 1 балл. Неверный ответ оценивается в 0 баллов. Уровень выраженности специальных способностей измеряется количеством правильных ответов на вопросы соответствующей шкалы теста. Чем выше сумма баллов, набранная по шкале, тем выше вероятность выраженности способностей к данной сфере профессиональной деятельности. Предлагаемая методика включает 10 шкал по 8 вопросов, чем определяется максимальное количество правильных ответов - 8. Для удобства сырые баллы переводятся в процен-тильную шкалу 0-100%:

Сырой балл % Сырой балл % Сырой балл %

0 0 3 37,5% 6 75%

1 12,5% 4 50% 7 87,5%

2 25% 5 62,5% 8 100%

Пример. Характеристика высокого уровня выраженности способностей в сфере "Искусство и культура" (67% - 100%): "Произведения искусства всегда Вас восхищают. Вы с удовольствием и профессионально желаете заниматься пением, танцами, музыкой, литературным творчеством. Вы разбираетесь в стилях написания картин и музыкальных произведениях. Вы всегда уверенно предложите помощь в организации концерта или литературного вечера, у Вас это хорошо получается. Вы обладаете ярким образным восприятием и тонким художественным вкусом. Ваши работы (картины, песни, сценические образы) имеют успех у зрителей, занимают призовые места в конкурсах. Вам с большой долей вероятности успеха можно связать свою профессиональную деятельность с изобразительным искусством, музыкой, танцами, сценическим искусством".

В результате сопоставления результатов ранжирования интересов с результатами изучения самооценки уровня выраженности специальных способностей можно выделить девять вариантов, отражающих потенциал профессионального развития учащегося 8-9 класса.

Пример интерпретации результатов методики изучения потенциала профессионального развития учащегося 8-9 класса (см. квадрат №9). Высокий уровень развития

специальных способностей и высокий уровень выраженности интересов в сфере "Искусство и культура". О высоком уровне развития творческих способностей свидетельствует ваша повышенная впечатлительность, способность к импровизации, готовность действовать в новых нестандартных ситуациях. Произведения искусства (картины, музыка, стихи, проза, сценическое и киноискусство) могут вызывать у вас глубокий эмоциональный отклик. Вы хорошо разбираетесь в стилях, в которых написана картина, книга, жанрах музыки. Вы всегда уверенно предложите помощь в организации концерта или литературного вечера, и вряд ли кто-то это сделает лучше вас. Ваши работы (картины, песни, стихи, проза, сценические образы) имеют успех у зрителей, занимают призовые места в творческих конкурсах. Вы можете создать свой уникальный «творческий продукт»: стихотворение, музыка, картина и т.д. Вас привлекает все, что связано с творчеством (поэзия, живопись, музыка, танцы, стихи, проза, сценическое искусство). Вы действительно испытываете к этому интерес, вам нравится рассматривать предметы искусства, слушать музыку, смотреть спектакли. С большой долей вероятности Вы можете добиться высоких результатов, если свяжете вашу будущую профессию с искусством и культурой.

Заключение

Разработанная нами методика экспресс-диагностики потенциала профессионального развития личности учащегося 8-9 класса позволяет пользователю увидеть и проанализировать содержательную характеристику потенциала своего профессионального развития в десяти сферах профессиональной деятельности (в соответствии с укрупненными группами специальностей), определить перечень компетенций, необходимых для овладения ими. В результате работы с сервисом пользователь может также получить систематизированную информацию о вузах, экзаменах, содержании профориентационных мероприятий и т.д.

Применение предлагаемой нами методики в составе электронного социального сервиса для будущих абитуриентов позволяет:

• организовать психолого-педагогическое сопровождение определения учащимися 8-9 классов направления профильной подготовки, адекватного их внутреннему потенциалу профессионального развития;

• создать систему индивидуального и группового консультирования учащихся и их родителей по результатам прохождения профориентационной диагностики;

• организовать систему ранних профессиональных проб в интеграции профориентационной деятельности вуза с системой профилизации и индивидуализации школьного обучения;

• повысить компетентность будущих абитуриентов в вопросах содержания современных профессий и профессий будущего, возможностей обучения в вузах, сформировать положительное отношение к предстоящему выбору профессии.

В заключение, следует особенно отметить, что разработанный нами диагностический инструмент для определения потенциала профессионального развития личности старшеклассника предназначен для решения задач промежуточной профориентации учащихся. Сформированный с помощью него прогноз предрасположенности к наиболее успешному выполнению той или иной профессиональной деятельности имеет вероятностный характер, поскольку самые выдающиеся способности ребенка нельзя

рассматривать как показатель его гарантированных успехов в будущем. Для дальнейшего развития способностей, которые лягут в основу будущих профессиональных компетенций специалиста, необходима организация особой развивающей среды, обеспечивающей возможность накопления и рефлексии опыта профессиональных и личных достижений, служащих основой для построения индивидуальной образовательно-профессиональной траектории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: Избранные труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. Воронеж, 2003.

2. Лейтес Н. С. Склонности и одаренность в детские годы // Знание, 1984. № 4.

3. Князева Т.Н., Матюкова А.В. Динамика проявления индивидуально-личностных свойств у городских и сельских подростков // Нижегородский психологический альманах. 2017. № 1. С. 12-18. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=30675827 (дата обращения: 20.05.2019г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Долгушина Т.Н., Юркевич С.Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности // Научно-теоретический журнал / Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. Выпуск 3-4. С. 16-17. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/prafessionalnoe-samoopredelenie-kak-komponent-professionalnogo-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 17.08.2019)

5. Куимова Н.Н., Тарасюк А.А. К проблеме осознанного выбора профессии старшеклассниками // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-7. С. 1258-1260. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27663537 (дата обращения: 17.08.2019)

6. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, С. 9-20.

7. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 1982.

8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2010.

9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

11. Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т.2. «Способности». Л., ЛГУ, 1960 г.

12. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 8-12.

13. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Школа-Пресс, 1993.

14. Никишина О.А., Федосеева Т.Е. Роль самосознания в развитии ответственного отношения к созданию и реализации жизненных планов в старшем подростковом возрасте // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/123-20049 (дата обращения: 17.08.2019)

15. Федосеева Т.Е., Иванова И.А., Емельянова А.М., Терехина А.Е. Сущева С.М. Проблема влияния средств массовой информации на развитие личности современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 57. Ч. 7. С. 336-342. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32278837 (дата обращения: 17.08.2019)

16. Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Сиб.: Алетейя, 2001 г.

17. Зотова Н.Н., Кабелева А.А. Информационно-профессиографическая поддержка профессионального самоопределения подростков // Мир психологии. 1997. № 3.

18. Кручинин В.А., Куимова Н.Н., Иванова И.А. Личностный потенциал развития адаптивности младшего подростка при переходе в основную школу // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26471298 (дата обращения: 17.08.2019).

19. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: «МОДЭК», 1998.

20. Левочкина И. А. Математические способности и их развитие / Способности. К 100-летию Б. М. Теплова. Дубна, 1997.

21. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессио-нально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

22. Наталов Г.Г. Теория физического воспитания: учеб.-метод. пособие для слушателей фак. повышения квалификации; Каз. ин-т физ. культуры. Алма-Ата: Каз. ин-т физ. культуры, 1976. 63 с.

23. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: автореф. ... дис. д-ра. психол. наук. М., 1994.

24. Гоноболин Н.Ф. Психологический анализ педагогических способностей / Способности и интересы человека. М., 1962.

25. Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Типология языковых способностей / Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна: «Феникс», 1977.

26. Корсунский Е. А. Развитие литературных способностей школьников. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985.

27. Shelestova L. Development of creative abilities of pupils in the conditions of profile education: quantitative and qualitativeanalisis of empirical data // УкраТнський педагопчний журнал. 2018. № 3. С. 99-108.

28. Skryabina T.O. The innovative style of activity in the structure of the professional and personal formation of the specialist // Black Sea Scientific Journal of Academic Research. 2016. Т. 27. № 1. С. 45-46.

29. Zaichko A. Preparation of future primary school teachers to form the key competences of junior school children by means of pedagogical bibliotherapy // Науковi записки Терношльського нацюнального педагопчного ушверситету iменi Володимира Гнатюка. Серiя: педагопка. 2018. № 2. С. 52-57.

30. Mikhailichenko V. Model of efficient leadership // Теорiя i практика управлшня сощальними системами: фiлософiя, психолопя, педагопка, соцюлопя. 2018. № 3. С. 48-56.

REFERENCES

1. Leites N. S. Age Giftedness and Individual Differences: Selected Works. Moscow, Publishing House of Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh, 2003. (in Russian)

2. Leites N. S. Addictions and giftedness in childhood. Moscow, Knowledge Publ., 1984, no. 4.

3. Knyazeva T.N., Matyukova A.V. The dynamics of the manifestation of individual personal properties in urban and rural adolescents. Nizhniy Novgorod Psychological Anthology. 2017, no. 1, pp. 12-18. Available at: https://elibrary. ru/item.asp?id=30675827 (accessed 18 August 2019)

4. Dolgushina T.N., Yurkevich S.N. Professional self-determination as a component of the professional development of a personality. Scientific-theoretical journal / Scientific support of the system of staff development, 2013, Release 3-4, pp. 16-17. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-kak-komponent-professionalnogo-stanovleniya-lichnosti (accessed 18 August 2019)

5. Kuimova N.N., Tarasyuk A.A. To the problem of the conscious choice of a profession by senior pupils. International Journal of Applied and Basic Research, 2016, no. 12-7, pp. 1258-1260. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=27663537 (accessed 18 August 2019)

6. Teplov B. M. Problems of individual differences. Moscow, 1961, pp. 9-20. (in Russian)

7. Teplov B.M. Abilities and endowments. Psychology of individual differences. Texts. Moscow, Publishing House of Moscow State University, 1982.

8. Bogoyavlenskaya D.B. Psychology of creative abilities. Moscow, 2010. (in Russian)

9. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood. Moscow, 1991. (in Russian)

10. Druzhinin V.N. Psychology of general abilities. Moscow, 1995. (in Russian)

11. Kovalev A.G., Myasishchev V.N. Psychological features of a person. Vol. 2. "Abilities". Leningrad, LSU Publ., 1960. (in Russian)

12. Leontyev A. N. About the formation of abilities. Voprosy psykhologii. 1960, no. 1, pp.8-12.

13. Matyushkin A.M. Mysteries of giftedness. Moscow, School-Press Publ., 1993. (in Russian)

14. Nikishina O.A., Fedoseeva T.E. The role of self-awareness in the development of a responsible attitude to the creation and implementation of life plans in older adolescence. Modern problems of science and education, 2015, no. 3. Available at: http://www.science-education.ru/123-20049 (accessed 18 August 2019)

15. Fedoseeva T.E., Ivanova I.A., Emelyanova A.M., Terekhina A.E. Sushcheva S.M. The problem of the influence of the media on the development of the personality of modern adolescents. Problems of modern teacher education. Ser.: Pedagogy and Psychology. Yalta, RIO GPU Publ., 2017, vol. 57, part 7, pp.336-342. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32278837 (accessed 18 August 2019)

16. Lazursky A.F. Selected Works on General Psychology. To the doctrine of mental activity. Saint-Petersburg, Aleteya Publ., 2001.192 p. (in Russian)

17. Zotov N.N., Kabeleva A.A. Information and professional support of professional self-determination of adolescents. World of Psychology. 1997. no 3.

18. Kruchinin V.A., Kuimova N.N., Ivanova I.A. The personal potential of developing the adaptability of the younger teenager during the transition to primary school. Vestnik of Minin University, 2016, no 2 (15), pp. 29. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26471298 (accessed 18 August 2019).

19. Krutetsky V.A. Psychology of mathematical abilities of schoolchildren. Moscow, Institute of Practical Psychology Publ., Voronezh, MODEK Publ., 1998. (in Russian)

20. Levochkina I. A. Mathematical abilities and their development / Abilities. On the 100th anniversary of B. M. Teplov. Dubna, 1997. (in Russian)

21. Matveev L.P. Theory and methods of physical culture (general principles of the theory and methods of physical education; theoretical and methodological aspects of sports and professional-applied forms of physical culture): Proc. for in-t physical. culture. Moscow, Physical Culture and Sports, 1991. 543 p. (in Russian)

22. Natalov G.G. Theory of physical education: Textbook. -method. manual for students faq. advanced training; Kaz.

In-t nat. culture. Alma-Ata, Kaz. In-t nat. culture Publ., 1976. 63 p. (in Russian)

23. Melik-Pashayev A.A. Psychological basis of the ability to artistic creativity. Abstract Diss. Dr. Psychol. Sci., Moscow, 1994.

24. Gonobolin N.F. Psychological analysis of pedagogical abilities / Abilities and interests of a person. Moscow, 1962. (in Russian)

25. Kabardov M., Artsishevskaya E. Typology of Language Abilities / Abilities. On the 100th anniversary of the birth of B. M. Teplov. Dubna, The Phoenix Publ., 1977.

26. Korsunsky E. A. Development of literary abilities of schoolchildren. Leningrad, LGPU named after A.I. Herzen Publ., 1985. (in Russian)

27. Shealstova L. Development of quantitative and qualitative analysis of empirical data. Ukrainian Pedagogical Journal, 2018, no. 3, pp. 99-108.

28. Skryabina T.O. The innovative style of activity in the structure of the professional and personal formation of the specialist. Black Sea Scientific Journal of Academic Research, 2016, vol. 27, no.1, pp. 45-46.

29. Zaichko A. Learning Bibliotherapy. Learning notes from the Ternopol national pedagogical university named after Volodymyr Gnatyuk. Series: pedagogic. 2018, no. 2, pp. 52-57.

30. Mikhailichenko V. Model of efficient leadership. Theory and practice of management of social systems management: philosophy, psychology, pedagogy, sociology, 2018, no. 3, pp. 48-56.

Информация об авторах Мялкина Елена Васильева

(Россия, Нижний Новгород) Кандидат педагогических наук, проректор по экономике и развитию Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]

Седых Екатерина Павловна

(Россия, Нижний Новгород) Кандидат педагогических наук, доцент, директор

центра менеджмента качества образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]

Воронин Денис Иванович

(Россия, Нижний Новгород) Кандидат педагогических наук, декан факультета

физической культуры и спорта Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]

Федосеева Татьяна Евгеньевна

(Россия, Нижний Новгород) Кандидат психологических наук, доцент кафедры

практической психологии Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]

Куимова Наталья Николаевна

(Россия, Нижний Новгород) Кандидат психологических наук, доцент кафедры

практической психологии Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-4902-0884

Information about the authors

Elena V. Mialkina

(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Pedagogical Sciences, Vice Rector for Economics and Development Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]

Ekaterina P. Sedykh

(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Pedagogical Sciences, assistant professor, Director of the Center for Education Quality Management Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]

Denis I. Voronin

(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Dean of the Faculty of Physical Culture and Sports Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]

Tatiana E. Fedoseeva

(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Practical Psychology Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected], phone: 89519045368

Natalia N. Kuimova

(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Practical Psychology

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.