Научная статья на тему 'Диагностический инструментарий эффективности процесса формирования лидерской позиции у студентов средних профессиональных учебных заведений'

Диагностический инструментарий эффективности процесса формирования лидерской позиции у студентов средних профессиональных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
6963
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ / ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ / LEADERSHIP / LEADERSHIP POSITION / SYSTEMIC AND FUNCTIONAL APPROACH / LEADERSHIP POSITION FORMATION RATIO CRITERION / LEADERSHIP POSITION FORMATION RATIO INDICATORS / LEADERSHIP POSITION FORMATION RATIO LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепаев Роман Олегович

В статье рассматриваются критерии и показатели эффективности процесса формирования лидерской позиции у студентов средних профессиональных учебных заведений, а также уровни ее сформированности. Автор формулирует собственное определение лидерства и лидерской позиции. Характеризует процесс формирования лидерской позиции студентов в учреждении среднего профессионального образования как целенаправленную воспитательную деятельность, солидаризируясь с концепцией, разработанной и развитой в работах Н.М. Таланчука. Опираясь на системно-функциональный подход, автор выделяет содержание и методы воспитательной работы, направленные на формирование лидерской позиции. Построенная модель представляет совокупность целевого, организационно-содержательного, системно-функционального и оценочно-результативного блоков. В статье акцентируется внимание на оценочно-результативном блоке модели. В этом блоке представлены критерии, показатели и уровни сформированности лидерской позиции студентов средних профессиональных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostic tools for monitoring the effectiveness of the process of formation of leadership among students of secondary vocational schools

The article discusses the criteria and indicators of efficiency of process of formation of leadership among students of secondary vocational schools, as well as the levels of its formation. According to the author, the efforts of the administration and teaching staff of the educational institution should be directed to the development organization local government began in the collective life, the formation of the students’ organizational skills, communication skills, leadership. This approach is based on the concept of educational activities, designed and developed in the works of Nikolay Talanchuk. Based on the systemic-functional approach, the author identifies the content and methods of educational work aimed at the formation of a leadership position. The model constructed for educational activities is aimed at the formation of the leadership students, it consists of the set of target; organizational and substantive; systemic and functional; valuation and result blocks. The author of the article focuses on the evaluation resultant block in the model of formation of leadership in students of secondary vocational schools. The criteria, indicators and levels of development of leadership students are presented in this block.

Текст научной работы на тему «Диагностический инструментарий эффективности процесса формирования лидерской позиции у студентов средних профессиональных учебных заведений»

9. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. - СПб.: «КАРО», 2005. - 443 с.

10. Чагина Н.С. Педагогическое обеспечение процесса формирования социально-педагогической компетентности вожатого // Вестник университета РАО. - 2008. - № 2. - С. 106-108.

11. Шишов С.Е., Кельней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 79 с.

12. Штейнмец А.Э. Учебно-профессиональные задачи для педагогической практики студентов // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 76-84.

13. Шонтукова И.В. Формирование новых профессиональных компетентностей у преподавателя в свете введения ФГОС // Педагогика. - 2014. -№ 6. - С. 80-84.

5. КулаченкоМ.П. Учебник для вожатого. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 198 с.

6. Кутякова Н.К., Петрова Л.А. Методические основы деятельности вожатого в условиях детского оздоровительного лагеря // Педагогические технологии в современном образовании. Ч. I: Материалы II Международной науч.-практ. конф. / гл. ред. А.В. Степанова. - Чебоксары: Образовательный центр «INCEPTUM», 2014. - С. 449-453.

7. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 208 с.

8. Лето открытий. Авторские программы отрядной деятельности. Конкурсы. Фестивали. Проекты. Военно-спортивные игры / авторы-сост. Н.В. Сач-кова, В.А. Ивличева. - Волгоград: Учитель, 2007. -156 с.

УДК 377

Лепаев Роман Олегович

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

roman-lepaev@yandex.ru

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В статье рассматриваются критерии и показатели эффективности процесса формирования лидерской позиции у студентов средних профессиональных учебных заведений, а также уровни ее сформированности. Автор формулирует собственное определение лидерства и лидерской позиции. Характеризует процесс формирования лидерской позиции студентов в учреждении среднего профессионального образования как целенаправленную воспитательную деятельность, солидаризируясь с концепцией, разработанной и развитой в работах Н.М. Таланчука. Опираясь на системно-функциональный подход, автор выделяет содержание и методы воспитательной работы, направленные на формирование лидерской позиции. Построенная модель представляет совокупность целевого, организационно-содержательного, системно-функционального и оценочно-результативного блоков. В статье акцентируется внимание на оценочно-результативном блоке модели. В этом блоке представлены критерии, показатели и уровни сформи-рованности лидерской позиции студентов средних профессиональных учебных заведений.

Ключевые слова: лидерство, лидерская позиция, системно-функциональный подход, критерии сформированности лидерской позиции; показатели сформированности лидерской позиции; уровни сформированности лидерской позиции.

Происходящие в России перемены в социально-экономической жизни затронули все стороны жизни, включая систему образования. На современном этапе сильно возросла роль среднего профессионального образования. Обществом выдвинут социальный заказ на подготовку учреждениями среднего профессионального образования молодых специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда. В число этих требований, помимо профессиональных навыков, все прочнее входят инициативность, активная гражданская позиция, умение быстро адаптироваться к новым условиям, способность эффективно работать в коллективе и выполнять функции руководителя. К сожалению, учреждения среднего профессионального образования не всегда способны подготовить молодых специалистов согласно выдвинутым требованиям.

Анализ проводимой теоретической и практической педагогической работы отечественных и зару-

бежных исследователей показал, что проблема подготовки развитых, конкурентоспособных кадров в учреждениях среднего профессионального образования кроется в осуществлении воспитательной работы и учебно-производственной практики при полном или частичном отсутствии применения новейших достижений современной профессиональной педагогики, педагогических инноваций, а также учета социального заказа общества.

В процессе подготовки специалистов в заведении среднего профессионального образования необходимо построение благоприятных условий для подготовки выпускников к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности. Совокупность различных видов деятельности при эффективном управлении призвана обеспечить удовлетворение потребностей студентов в приобретении всего многообразия знаний, умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности [6,

© Лепаев Р.О., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 1

с. 81]. Следовательно, усилия руководства и педагогического состава учебного заведения следует направить на обеспечение развития самоуправленческих начал в коллективной жизнедеятельности, формировании у студентов организаторского мастерства, коммуникативных умений и навыков, лидерской позиции.

Психолого-педагогическим аспектам лидерства посвятили свои исследования такие ученые, как С.А. Багрецов, А.А. Ершов, Б.Д. Парыгин и другие. Произведя анализ научных исследований по данной проблематике, было установлено, что лидерство определяется как:

- степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи (Багрецов) [1, с. 38];

- ведущее положение одного из членов группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению групповых целей наилучшим образом (Ершов) [2, с. 54];

- один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом (Парыгин) [5, с. 122].

Базируясь на данных определениях лидерства, лидерская позиция определяется как активная позиция индивида, направленная на оптимизацию решения общегрупповой задачи.

Процесс формирования лидерской позиции студентов в учреждении среднего профессионального образования осуществляется путем целенаправленной воспитательной деятельности педагогического состава учебного заведения на основе системно-функционального подхода. Данный подход основан на концепции воспитательной деятельности, разработанной и развитой в работах Н.М. Та-ланчука. Основываясь на этой концепции, была разработана системно-функциональная теория

и технология воспитательной деятельности педагогического состава профтехучилищ, неоднократно обсуждавшаяся в Академии педагогических наук СССР, проверявшаяся экспериментально, принятая к внедрению многими образовательными учреждениями Российской Федерации [3, с. 11].

Опираясь на системно-функциональный подход к воспитательной деятельности, мы выделили содержание и методы воспитательной работы педагогов среднего профессионального учебного заведения, направленной на формирование лидерской позиции. Построенная модель воспитательной деятельности, направленной на формирование лидерской позиции студентов, является савокупно-стью целевого, организационно-содержательного, системно-функционального и оценочно-результативного блоков.

Ядром модели выступает системно-функциональный блок, однако мы обратимся к оценочно-результативному блоку (таблица 1), позволяющему определить эффективность процесса формирования лидерской позиции студентов в учреждении среднего профессионального образования. В этом блоке представлены критерии, показатели и уровни сформированности лидерской позиции студентов.

Понятие «критерий» характеризуется как средство, которым измеряются уровни, степени проявления определенного явления, а также как мерило оценки суждений [4, с. 92]. Также критерий понимается как признак, позволяющий судить об отличии состояния одного явления от другого. Критерий более широк, чем показатель, который является составной частью критерия и отражает его содержание. Отсюда следует, что критерий отражает наиболее общую черту, по которой происходит сравнение происходящих педагогических явлений, свойств, процессов. Степень проявления критериев, качественная сформированность выражается в конкретных показателях.

Сформированность лидерской позиции по когнитивному критерию можно отследить по показателю осознания студентами лидерства, его значения: наличие знаний о сущности лидерства;

Таблица 1

Оценочно-результативный блок модели формирования лидерской позиции студентов в учреждении среднего профессионального образования

Интегративные критерии Показатели сформированности лидерской позиции

Когнитивный Понимание лидерства, его значения

Волевой Способность преодолевать трудности, ответственность, организованность

Эмоциональный Уважение к другим, честность

Поведенческий Лидерские качества, способность к руководству, активная жизненная позиция

Нравственный Коллективизм, сознательность

Уровни сформированности лидерской позиции:

Низкий «исходный» | Средний «базовый» | Высокий «развитый»

Результат: сформированность лидерской позиции выпускника среднего профессионального учебного заведения

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

осознание важности работы над собой; высокий уровень мотивации в процессе реализации своего лидерского потенциала.

По волевому критерию сформированность лидерской позиции видна по таким показателям, как: способность преодолевать трудности, ответственность, организованность. Иными словами, наличие таких качеств личности студента, как способность корректировать свое поведение усилием воли, согласно сложившейся ситуации, исходя из интересов выполнения групповой задачи - свидетельствует о наличии сформированного лидерского поведения.

Эмоциональный критерий сформированное™ лидерской позиции можно отследить по критериям: уважение к другим, честность. Многолетний опыт исследований лидерства позволил установить, что на позицию лидера выдвигается участник группы, который помимо высокой внутренней мотивации и организационных навыков умеет завоевать уважение и доверие других членов группы. Следовательно, эмоциональный фон в коллективе, который формируется лидером, должен быть позитивным, чему способствует проявление к последователям со стороны лидера уважения, понимания, честного отношения в процессе межличностного взаимодействия.

Согласно поведенческому критерию, о сформи-рованности лидерской позиции говорят следующие показатели: лидерские качества, способность к руководству, активная жизненная позиция. Как уже установлено, лидер группы, характеризующейся успешным выполнением своих функций, в условиях определенной ситуации или в течении длительного времени проявляет навыки: успешной коммуникации с другими членами группы, что позволяет ему организовать эффективное выполнение задачи; поиска новых решений проблем, встающих перед группой; продуктивной работы по распределению отдельных заданий членам группы для достижения общей цели; активной деятельности вместе с группой, для демонстрации позитивного примера.

Сформированность лидерской позиции студентов по нравственному критерию можно отследить по таким критериям, как сознательность, коллективизм. Здесь играют большую роль личностные качества лидера, имеющие нравственно-этическую направленность. При их наличии лидер ориентирован не на собственные интересы (карьерный рост, влияние и др.), а на интересы группы. При управленческой деятельность он делает осознанный выбор в пользу ответственности за свои решения перед членами коллектива.

С помощью вышеописанных критериев и соответствующих им показателей можно определить уровень сформированности лидерской позиции студентов, который может быть низким (исходным), средним (базовым) или высоким (развитым).

Низкий уровень сформированности лидерской позиции характерен для студентов, не занимавшихся развитием своего лидерского потенциала. То есть это индивиды с низкой самооценкой, низкими коммуникативными и организационными навыками, пассивной жизненной позицией.

Средний уровень сформированности лидерской позиции наблюдается у студентов, которые принимали меры по развитию своих лидерских способностей; кто выполнял организационную и управленческую работу или был активным участником какой-либо группы, перед которой стояли определенные задачи (был назначен старостой группы, ответственным за какое-либо мероприятие, имел опыт участия в спортивной команде и прочее). Личностям таких студентов присущи наличие определенных коммуникативных и организационных навыков, адекватная оценка своих способностей, средний уровень мотивации.

Высоким уровнем сформированности лидерской позиции обладают студенты, занимающиеся реализацией своего лидерского потенциала: посещающие занятия и мастер-классы личностного роста, занимающиеся организационной и управленческой деятельностью, занимающиеся саморазвитием. Их характеризует активная жизненная позиция, гражданская позиция; высокий уровень мотивации к учебе, труду и саморазвитию; высокий уровень коммуникативных и организаторских навыков; высокая самооценка; развитое чувство ответственности и коллективизма.

Результатом процесса формирования лидерской позиции выступает ее сформированность на определенном уровне.

Таким образом, процесс формирования лидерской позиции студентов в учреждении среднего профессионального образования осуществляется путем целенаправленной воспитательной деятельности на основе системно-функционального подхода. Опираясь на данный подход, мы выделили содержание и методы воспитательной работы, направленной на формирование лидерской позиции. Построенная модель воспитательной деятельности, направленной на формирование лидерской позиции студентов, является совокупностью целевого, организационно-содержательного, системно-функционального и оценочно-результативного блоков. Для диагностики эффективности процесса формирования лидерской позиции студентов в учреждении среднего профессионального образования в результативно-оценочном блоке представлены критерии (когнитивный, волевой, эмоциональный, поведенческий, нравственный), соответствующие им показатели (понимание лидерства, его значения; способность преодолевать трудности, ответственность, организованность; уважение к другим, честность; лидерские качества, способность к руководству, активная жизненная

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

позиция; коллективизм, сознательность) и уровни (низкий - «исходный», средний - «базовый», высокий - «развитый») сформированности лидерской позиции студентов. Результат процесса формирования лидерской позиции - сформированность лидерской позиции выпускника среднего профессионального учебного заведения.

Библиографический список

1. Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В.М. Диагностика социально-психологических групп с внешним статусом. - СПб.: Лань, 1999. - 640 с.

2. Ершов А.А. Маркетинг. - М.: ПРИОР, 2007. -271 с.

3. Корчагин В.Н. Становление и развитие си-стемно-синергетичской парадигмы в педагогике: На основе анализа педагогического наследия Н.М. Таланчука: Дисс. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2005. - 345 с.

4. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с.

5. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 352 с.

6. Рахимбаева И.Э. Становление субъектности студентов в образовательном пространстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2011. - Т. 11. - Вып. 1. - С. 80-83.

УДК 378

Сутягина Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

st980@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Самостоятельность как свойство личности развивается постепенно, опыт самостоятельной деятельности начинает формироваться с дошкольного возраста, затем в школе, но реальная возможность проявить свою самостоятельность появляется у человека в студенческом возрасте.

В статье рассматриваются особенности студенческого возраста, периода адаптации и принятия нового социального статуса молодым человеком. Проблемы, с которыми сталкивается студент и задачи, которые ставит перед ним высшее учебное заведение. Освоение новых видов деятельности, форм взаимодействия и методик работы. Определяется специфика начального этапа обучения в вузе и его потенциалы применительно к задачам формирования социального опыта у студентов. Описывается модель процесса формирования опыта самостоятельной деятельности. Дается обоснование предложенной модели, характеризуются ее структурные элементы. Выделены условия эффективности организации процесса формирования опыта самостоятельной деятельности.

Ключевые слова: студент, начальный этап обучения в вузе, модель формирования опыта самостоятельной деятельности.

В периодизации общего психического развития, временные границы от 17 до 22 лет, характеризуются как студенческий возраст. Студенческий возраст - это период становления нового уровня самосознания, выработки собственного мировоззрения, поиска смысла жизни. Данный этап в развитии человека это период поиска своей укорененности в мире, выработка собственных взглядов, определение своей самобытности и уникальности, это начало становления собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни.

Поступая в вуз, молодой человек попадает в новую социальную ситуацию, которая активизирует процесс адаптации и, как следствие процесс накопления нового, востребованного в этих условиях социального опыта. Новые условия деятельности студентов в вузе - это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения, наличие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны. На начальном этапе обучения складывается

студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию. На основании этого можно утверждать, что студенческий возраст сензитивен для формирования опыта самостоятельной деятельности, а наиболее эффективно данный процесс будет осуществляться именно на начальном этапе обучения в вузе.

Высшее учебное заведение призвано предоставить студентам возможность продуктивного решения центральных задач возраста, грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание будущей профессии, способствовать их трансформации из объекта социальных воздействий в субъект образования и деятельности.

Внимание при решении данной проблемы сконцентрировано на поиске оптимальных путей организации самостоятельной деятельности студентов в учебной сфере. Это является, безусловно, неотъемлемой частью целостного процесса формирования опыта самостоятельной деятельности, однако,

118

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Сутягина Т.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.