Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание и формирование лидерских качеству подрастающей молодежи'

Патриотическое воспитание и формирование лидерских качеству подрастающей молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1652
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ШКОЛЬНИКИ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / SCHOOLBOYS / QUALITIES OF THE LEADER / A CIVIC STAND / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатин Юрий Владимирович, Томилин Александр Николаевич, Фомичева Олеся Валерьевна, Тимченко Павел Владимирович

В статье рассматривается модель формирования лидерских качеств у молодежи, необходимых для социализации в современном обществе. Обсуждаются педагогические технологии и условия оптимизации учебно-воспитательной среды при обучении старшеклассников кадетов казачьего кадетского корпуса при освоении ими гражданской позиции и проявлении чувств патриотизма к Отечеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатин Юрий Владимирович, Томилин Александр Николаевич, Фомичева Олеся Валерьевна, Тимченко Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education and formation leader to quality of growing-up youth

In article the model of formation of qualities of the leader at the youth, necessary for socialization in a modern society is considered. Pedagogical technologies and conditions of optimization of the teaching and educational environment are discussed at training of senior pupils cadets of the Cossack military school at development of a civic stand by them and display of feelings of patriotism to Fatherland.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание и формирование лидерских качеству подрастающей молодежи»

УДК 371

Ю.В. Лопатин, А.Н. Томилин, О.В. Фомичева, П.В. Тимченко

Патриотическое воспитание и формирование лидерских качеству подрастающей молодежи

В статье рассматривается модель формирования лидерских качеств у молодежи, необходимых для социализации в современном обществе. Обсуждаются педагогические технологии и условия оптимизации учебно-воспитательной среды при обучении старшеклассников - кадетов казачьего кадетского корпуса при освоении ими гражданской позиции и проявлении чувств патриотизма к Отечеству.

In article the model of formation of qualities of the leader at the youth, necessary for socialization in a modern society is considered. Pedagogical technologies and conditions of optimization of the teaching and educational environment are discussed at training of senior pupils - cadets of the Cossack military school at development of a civic stand by them and display of feelings of patriotism to Fatherland.

Ключевые слова: педагогические технологии, школьники, лидерские качества, гражданская позиция, патриотизм.

Key words: pedagogical technologies, schoolboys, qualities of the leader, a civic stand, patriotism.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения остается одной из приоритетных задач отечественно образования. Воспитание чувств гражданственности и патриотизма [5], конечно же, сочетается с формированием лидерских качеств у современной молодежи, проявление которых особенно ощутимо в условиях дальнейшего профессионального образования, при подготовке молодых людей к самостоятельной зрелой жизни, участию в социально-политической и экономической жизни общества, к защите интересов государства, в том числе и готовности служению Отечеству. Вопросы воспитания находятся под пристальным вниманием государства и находят свое отражение на встречах руководителей страны с молодежью1.

Участие молодежи в жизни страны - важная задача воспитания молодежи, цель которой воспитать у юношей и девушек качества че-ловека-личности XXI в. К таким качествам можно отнести качества че-ловека-гражданина, патриота своей страны, лидера, профессионала,

1 Медведев Д.А. Выступление на IV Всероссийском студенческом форуме в Алтайском университете. Барнаул, 1 ноября 2011 г. www.youngscience.ru/includes/news/

18

что обусловливает усиление практической направленности характера подготовки специалистов в условиях образования и производственной сферы [1, 8]. Современной России необходимы всесторонне развитые люди, способные руководить в условиях жесткой рыночной конкуренции, умеющие по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой трудовые и воинские коллективы, отстаивать и защищать государственные интересы. Поэтому подготовка лидерских качеств у будущих гражданских и военных специалистов становится государственной, стратегической задачей. С ее решением связаны надежды на прогрессивные преобразования в обществе, на создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение национальной безопасности в ее самом широком современном понимании1.

Воспитание молодежи в условиях образовательных учреждений реализуется в общем контексте обучения. Однако итоги воспитательной работы видны не сразу, так как это бывает при оценке знаний, полученных в школе или в вузе. В этой связи программы воспитательной работы затрагивают возрастные этапы социализации личности в различных образовательных учреждениях — школах, гимназиях, колледжах, вузах. Опыт патриотического воспитания изучается и внедряется в практику работы образовательных учреждений, общественных организаций и неформальных объединений. Одним из таких подходов выступает возможность моделирования2 воспитательной работы со «школьниками-кадетами», исторические корни которых проистекают от деятельности казачьих корпусов по защите Отечества.

Изучение опыта воспитания и обучения «кадетов-старшеклассников», специфики их деятельности в условиях казачьего кадетского корпуса показывает, что организация, используемые методы, формы отбора, обучения и воспитания при соответствующем системном, творческом и целенаправленном подходе позволяют воспитать у данной категории учащихся лидерские качества. В основе формирования лидерских качеств, по мнению Б. Т. Лихачева [4], лежат проявления психологически важных феноменов: «интереса», «переживания», «мотивации» и др. Социальная направленность данных феноменов активизирует личностный рост, социализацию подрастающего поколения в обществе. Ряд ученых указывают на важность выделенных феноменов в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений и социальных институтов, реализуемых в то же время

1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации. www.dvgu.ru/umu/ ZakRF/doktrin1.htm/

2 Под моделированием понимается воспроизведение характеристик некоторого объекта, специально созданного для изучения [10, 13]. В настоящем исследовании в качестве моделирования выступает программа воспитания школьников-кадетов.

19

и неформальные воспитательные и образовательные программы [2-3, 7, 9].

Модель формирования лидерских качеств (ЛК) у кадетов-старшеклассников разработана и обоснованна на основе совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных научных принципов педагогического процесса, обеспечивающих целеустремленное формирование комплекса качеств, способствующих занятию кадетами позиций неформального лидера в группе.

Модель формирования лидерских качеств у кадетов казачьего корпуса (ККК) предполагает тесное взаимодействие педагога и кадета и состоит из пяти блоков:

1) целевого блока (цели, задачи);

2) диагностико-аналитического блока (исследование характерологических особенностей и лидерского потенциала кадетов, анализ полученных результатов);

3) блока содержания (теоретический и практический компоненты содержания деятельности);

4) организационно-деятельностного блока (технологии работы с педагогами и кадетами);

5) оценочно-результативного блока (показатели и уровни сформи-рованности лидерских качеств у кадетов-старшеклассников).

Следовательно, составляющими компонентами концептуальной модели формирования лидерских качеств у кадетов являются: цели и задачи; необходимые информационные объемы; различные виды деятельности; организация быта и досуга; формы, методы, способы взаимодействия и педагогического воздействия на кадетов; должностные лица, участвующие в воспитании и обучении кадетов; контроль, осуществление обратной связи и коррекция в ходе процесса формирования лидерских качеств (рис. 1).

Цель формирования лидерских качеств у старшеклассников связана с перспективами их социализации в обществе, с формированием гражданской позиции, чувств патриотизма. Гуманитарный аспект воспитательной работы обусловливает поиск и разработку, внедрение необходимых воспитательных программ, которые бы реализовывали цели воспитания. В нашем исследовании под целью формирования лидерских качеств следует понимать заранее прогнозируемые результаты, конкретные качества кадета, которые будут достигнуты в процессе учебно-воспитательной работы, реализации программы «кадет -казак - лидер».

Целевая направленность настоящей модели имеет следующее значение:

а) обстоятельное знание целей и задач формирования лидерских качеств оказывают непосредственное влияние на разработку не только педагогической теории, но и деятельности педагогов и кадетов, в ин-

тересах формирования свободной, духовно развитой и чувствующей свое достоинство личности;

б) непосредственно практическое значение для деятельности педагогов и воспитателей.

Рис. 1. Концептуальная модель формирования лидерских качеств у кадетов-старшеклассников казачьего кадетского корпуса

Подбор, исследование и оптимизация методов, средств, форм воспитания лидерских качеств осуществлялись нами на основе действующей в кадетском корпусе системы обучения и воспитания кадетов при обязательном обеспечении следующих условий:

1) обучение преподавателей и воспитателей, других должностных лиц кадетского корпуса основам профессионального мастерства по

формированию знаний, умений и навыков воспитания лидерских качеств у воспитанников;

2) применение наиболее рациональных и действенных методов, форм воспитания, позволяющих формировать необходимые качества у кадетов;

3) знание структуры, элементов и особенностей профессиональной деятельности педагогического состава кадетского корпуса казачьей направленности;

4) целостный методологический подход в отборе кандидатов на учебу в корпус, последующее тщательное их индивидуальное изучение, учет индивидуальных особенностей кадетов при проведении индивидуально-воспитательной работы с ними;

5) психолого-педагогическое сопровождение кадетов в процессе их обучения в корпусе, внесение при необходимости корректив в процесс воспитания у них лидерских качеств.

Реализованная концептуальная модель способствует в оптимальной степени созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих воспитание будущих лидеров, формирования у них ответственности, решительности, требовательности, принципиальности, настойчивости и др. Кроме того, представляется возможность исследовать динамику процесса формирования у кадетов лидерских качеств, технологий взаимодействия субъектов педагогического процесса по созданию и коррекции процесса воспитания кадетов казачьего общеобразовательного учебного заведения.

Сущность концептуальной модели заключалась в том, что в системе педагогической деятельности кадетского корпуса казачьей направленности смоделированы главные функции, выполняемые как педагогами, так и кадетами-участниками эксперимента по воспитанию у старшеклассников необходимых качеств вожаков, с использованием при этом специальной программы, комплекса методов, форм и средств.

Для реализации содержания концептуальной модели воспитания кадетов-лидеров были использованы интенсивные педагогические технологии1. В нашем исследовании мы исходим из положения о том, что педагогическая технология - это профессиональное искусство прикосновения к личности подростка в связи с формированием лидерских интересов, гражданской позиции и патриотических качеств.

По мнению В. В. Краевского [3], В. А. Сластенина [11] технологическая функция педагогики имеет три уровня реализации:

1 Понятие «педагогическая технология» отражает «жестко определенную систему предписаний к действиям педагога, ...ведущим к определенной цели. ...Технология обеспечивает внутреннюю инструментовку процессов, происходящих с предметом и объектом педагогического влияния, основанную на свойстве технологичности педагогического процесса» [2, с. 67-68].

проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Суть педагогических технологий в применении комплекса форм, методов приемов и средств целенаправленных воспитательных воздействий и взаимодействий педагогов и воспитателей, учитывающих закономерности и принципы воспитания учащихся и гарантирующих эффективное функционирование системы воспитания в целом.

Педагогическая технология реализации предлагаемой модели структурно включает в себя:

а) целевые установки и задачи воспитательной работы с кадетами, спланированные по конкретным этапам учебы и обеспечивающие достижение поставленных целей в воспитании лидерских качеств;

б) совокупность методов и приемов воспитания, объединенных формами воспитательной работы в систему;

в) порядок и последовательность применяемых воспитательных воздействий и средств, реализующих систему воспитания в условиях казачьего общеобразовательного учебного заведения;

г) квалиметрический комплекс показателей оценки воспитанности лидерских качеств у кадетов.

Успех в обучении и формировании у кадетов лидерских качеств наиболее высок, когда используются интенсивные педагогические технологии - обучающие организационно-методические комплексы, связывающие в технологическую цепочку конкретную задачу обучения и формирования необходимых у воспитанников качеств (в данном случае - лидерских качеств), отвечающее ей содержание, средства, деятельность педагога, деятельность обучающегося и ориентированные на достижение максимально высокого результата.

Для реализации концептуальной модели воспитания, формирования и развития лидерских качеств у кадетов применялся следующий комплекс педагогических технологий:

а) Технология педагогического сотрудничества.

Практическое употребление данной технологии позволяет создать

на занятии атмосферу, которой присущи особые взаимоотношения и взаимодействие обучающего и обучающихся:

• совпадающее стремление к достижению единой цели; взаимопонимание, осознание общности интересов и необходимости совместных действий;

• доброжелательное, доверительное отношение друг к другу, взаимопомощь в преодолении трудностей, удовольствие от общения и совместной работы;

• добросовестность, усердие, самоотдача;

• «культ учебы», эмоциональный подъем, интерес, хороший настрой, увлеченность занятием, упорство и настойчивость в решении учебных задач;

• свобода обучающихся в проявлениях инициативы, самостоятельности и творчества;

• объективность во взаимных оценках, справедливость, культура взаимоотношений и общения.

Занятие из мероприятия по передаче информации превращается в общее и дружно осуществляемое дело, отличающееся высокой интенсивностью и продуктивностью. Технология педагогического сотрудничества выступает особым «педагогическим инструментом», приносящим высокий обучающий, воспитательный и развивающий педагогический эффект.

б) Технология обеспечения интереса обучающихся к занятию.

Данная технология позволяет развить интерес у кадетов к занятиям по формированию лидерских качеств и хорошему усвоению тематики программы. По мнению А. М. Столяренко [12] интерес мобилизует возможности, обеспечивает внимание, лучшее понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне успешно.

Для успешного применения данной технологии необходимо:

• явное проявление интереса самим преподавателем к занятию, увлеченность им.

• доступное, ясное, понятное изложение изучаемого материала;

• все время раскрывать кадетам значение изучаемого материала для их будущей жизни и профессиональной деятельности: в начале занятия, при переходе к изучению очередного вопроса, при изложении отдельных положений, рекомендаций и советов;

• интересно и увлекательно преподносить содержание изучаемой программы формирования лидерских качеств, отличающаяся актуальностью, новизной, практичностью, логичностью и структурной четкостью, глубиной и интересностью раскрытия, обоснованностью и доказательностью;

• возбуждение и удержание интереса аудитории применением методических приемов: наглядности, конкретизации (перехода от теоретических рассуждений к фактам); персонификации (упоминания фамилий, организаций, обращение к личному опыту кадетов, персональные обращения к кому-нибудь из кадетов); соучастия («давайте подумаем...», «как вы считаете?», «представьте, что вы находитесь...» и пр.); создания проблемной ситуации; включение обучающихся в решение практических задач; активизация самостоятельности и творчества.

в) Технология формирования и поддержания психологической готовности обучающегося к овладению содержанием занятия.

Занятие требует активности не только преподавателя, но и обучающегося. Невозможно научить человека, воспринимающего речь преподавателя в пол-уха, равнодушного, сонного, скучающего, расслабленного. Нужно, чтобы он хотел усвоить все, чему его учат, был психологически активен, т. е. находился в состоянии готовности к овладению учебным материалом от начала до конца занятия.

Для успешного применения данной технологии следует;

• на занятии решать две задачи: излагать программный материал и параллельно всеми мерами формировать и поддерживать активную психологическую готовность обучающихся к овладению им;

• проводить занятие с подъемом, полной самоотдачей, хорошим настроем и заразительно влиять этим на аудиторию;

• добиваться, чтобы занятие было интересным для всех его участников;

• постоянно привлекать и удерживать внимание обучающихся.

Достигается это:

- подбором привлекающего внимание содержания, сведений, примеров, рекомендаций;

- разнообразием и комбинированием характера учебного материала (теоретических положений, доказательств, цифр, таблиц, примеров из практики, данных научных исследований, цитат, практических рекомендаций, выводов и др.);

- разнообразием и комбинированием методов (рассказ, показ, вопросы к аудитории, ответы на вопросы, упражнения, дискуссия и др.);

- громкостью речи (говорить достаточно громко, чтобы слышали, и достаточно тихо, чтобы слушали), богатством используемых речевых и неречевых приемов (изменениями громкости голоса, интонаций, ударений, темпа и ритма произнесения фраз, выразительностью мимики и жестов, изменениями позы и места нахождения в учебном помещении и т. п.);

- стилем изложения материала, темпом, интонацией, повторением, советом;

- управлением вниманием прямыми обращениями к аудитории, периодическими краткими расслаблениями обучающихся;

- выбором форм, организации и методов проведения занятия, стимулирующих внимание. Общее правило: чем меньше обучающийся сидит, подперев голову рукой, и чем больше он что-то делает (пишет, рассматривает, берет в руки, разбирает, помогает, двигается и пр.), тем он внимательнее, тем лучше усваивает учебный материал;

- поддерживать работоспособность аудитории до конца занятия, не переутомляя в начале;

- учитывать день недели и часы занятий, в которые обучающиеся чаще всего бывают усталыми.

г) Технологии обучения жизни и деятельности в условиях рыночной экономики.

Применение данной технологии предусматривает:

- решительно улучшить формирование качеств личности: активности, инициативности, самостоятельности, предприимчивости, расторопности, деловитости, порядочности, ответственности, надежности, организованности, аккуратности, бережливости, умения и привычки рассчитывать на себя (а не жить по принципу «дай»);

- развивать деловые умения:

• ставить перед собой реальные цели, определяя напряженные сроки их достижения;

• анализировать ситуации и возникшие проблемы;

• выдвигать профессионально и научно обоснованные версии о происхождении проблемы и способах ее решения;

• предвидеть трудности решения проблемы;

• намечать реальные способы решения проблемы;

• принимать решения, определяя веер возможных и обоснованно выбирая одно лучшее, самокритично оценивать правильность выбора;

• воспитывающее привычку добиваться всего самому, добывать своим трудом средства для удовлетворения потребностей, развивающее экономическое мышление, предприимчивость, деловитость, честность, самостоятельность, трудолюбие, потребность в сотрудничестве и коллективизм, формирующее умение понимать и удовлетворять запросы кадетов и навыки делового, демократического решения проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осуществление разработанной концептуальной модели проводилось неразрывно от решения задач образовательного процесса. Это дало возможность выделить основные этапы формирования лидерских качеств у кадетов и подробно рассмотреть основные мероприятия их составляющие (табл. 1).

Для осуществления задачи формирования и развития лидерских качеств у кадетов-казаков с участниками опытно-экспериментальной работы были проведены ряд мероприятий: информационно-

установочные доклады, лекции, инструктивные и методические занятия, разъяснены цели и задачи эксперимента, обмен опытом работы, беседы и др.

Таблица 1

Основные этапы формирования лидерских качеств у кадетов

Этапы Характеристика Действия

Вводный Определяется исходный уровень наличия ЛК у кадетов а) проводится тестирование кадетов; б) проводятся индивидуальные беседы с кадетами, выяснение их мнения о предстоящей учебе, мотивов обучения в ККК, уточняются уровня развития личностных качеств; в) осуществляется формирование и закрепление психологической готовности к лидерской деятельности (ЛД)

Обучение по программе «Кадет-казак-лидер» Формирование ЛК в комплексе с остальными значимыми качествами, их реальное проявление в ходе обучения, привития определенного стиля лидерства, взаимоотношений со своими товарищами - осуществляется обучение кадета требуемым знаниям по программе «Лидер»; - овладение знаниями в области психологии казака, особенностей психологии учебного коллектива; - организуется процесс самовоспитания ка-дета-старшеклассника; - обучение умениям и навыкам по разрешению и предупреждению конфликтных ситуаций, правильному поведению в нестандартных ситуациях общения, решению бытовых проблем, участию в организации и проведении различных спортивных и досуговых мероприятий

Итоги и контроль Проверка (мониторинг) уровня сформи-рованности у кадетов ЛК в ходе учебы в ККК 1) итоговое тестирование; 2) устное аттестование; 3) закрепление знаний и навыков ЛД; 4) установки на дальнейшее саморазвитие и самоформирование

Обратная связь Осуществление обратной связи, анализ деятельности каде-тов-выпускников а) осуществляется сбор и обработка информации о дальнейшей деятельности выпускников; б) в педагогическую систему формирования ЛК у кадетов вносятся необходимые изменения и дополнения

В результате проведенных мероприятий педагоги и воспитатели участники опытно-экспериментальной работы достаточно хорошо представляли феномен лидерства, стили руководства, факторы и условия, способствующие занятию кадетом лидирующего положения в группе, качества, которые необходимо формировать и развивать для этого. Все это позволило участникам эксперимента объективнее анализировать действия и поступки кадетов, глубже видеть за ними моти-

27

вы, потребности, которые руководят кадетами, объективнее определять неформальный статус, прогнозировать их поведение в той или иной ситуации и т. п.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что ведущими педагогическими факторами, влияющими на процесс формирования лидерских качеств у кадетов, являются педагогическое мастерство, психологопедагогическая подготовка преподавателей и воспитателей. Они проявляются не только в том, насколько успешно организовано воспитание кадетов, формируются и развиваются лидерские качества, прививаются необходимые знания, умения и навыки, но и непременно в том, насколько эти факторы способствуют целенаправленному развитию у кадетов интереса и ценностных ориентаций, побуждают и поддерживают их стремление к самосовершенствованию.

Все это позволило максимально эффективно и полно осуществить апробацию концептуальной модели формирования лидерских качеств у кадетов. Итоги формирующего эксперимента показали, что к концу обучения в кадетском корпусе у 21,95% кадетов лидерские качества выражены сильно; у 64,6% лидерские качества выражены хорошо; и только у 13,45% кадетов — они выражены слабо. Таким образом, можно констатировать, что более 64% кадетов подготовлены к взрослой жизни и при дальнейшей самостоятельной работе они могут стать подлинными лидерами трудовых и воинских коллективов, внести достойный вклад в дела нашего Отечества.

Для осуществления задач воспитания лидерских качеств у кадетов с педагогами и воспитателями кадетского корпуса участниками опытно-экспериментальной работы были проведены инструктивные доклады, лекции, инструктивные занятия, разъяснены цели и задачи эксперимента.

В результате проведенных мероприятий участники опытноэкспериментальной работы (педагоги и воспитатели) достаточно хорошо представляли феномен лидерства, стили руководства, факторы и условия, способствующие занятию кадетом лидирующего положения в группе, качества, которые необходимо формировать и развивать для этого.

Все это позволило участникам эксперимента объективнее анализировать действия и поступки кадетов, глубже видеть за ними мотивы, потребности, которые руководят кадетами, объективнее определять неформальный статус, прогнозировать их поведение в той или иной ситуации и т.п. Данное обстоятельство позволило более эффективно использовать концептуальную модель формирования лидерских качеств у кадетов.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что ведущими педагогическими условиями, влияющими на процесс формирования лидерских качеств у кадетов казачьего кадетского корпуса, являются педагогиче-

ское мастерство, психолого-педагогическая подготовка преподавателей и воспитателей казачьего кадетского корпуса, а также наличие педагогически верной и обоснованной модели и методики ее реализации. Они проявляются не только в том, насколько успешно воспитываются лидерские качества у кадетов, формируются необходимые знания, умения и навыки, но и в том, насколько эти условия, факторы способствуют целенаправленному развитию у кадетов интереса и ценностей, побуждают и поддерживают их стремление к формированию, развитию и самосовершенствованию лидерских качеств, готовности к взрослой жизни и готовности взять на себя ответственность за судьбы Отечества.

Список литературы

1. Бендас Т. В. Уровень организованности группы и проблема лидерства: дис. ... канд. психол. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.

2. Бордовская Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика: учеб. для вузов. -СПб.: Питер, 2011.

3. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-

исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.

4. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. - М.: Прометей, 1992.

5. Логинова Н. В., Худик В. А. Представления о чувствах гражданственности и патриотизма у старшеклассников: моногр. - СПб.: Изд-во СПбАППО, 2007. - 134 с.

6. Парыгин Б. Д. Руководство и лидерство. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.

7. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

8. Петровский А. В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопр. психол. - 1980. № 2. - С. 29-41.

9. Пидкасистый П. И. Искусство преподавания: Первая книга учителя / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. - М.: Рос. пед. агентство, 1999.

10. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студентов вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

11. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997.

12. Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2006.

13. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.