Научная статья на тему 'Действия королевских канадских ВВС на западном побережье доминиона в 1939-1945 гг. '

Действия королевских канадских ВВС на западном побережье доминиона в 1939-1945 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / КАНАДА / КОРОЛЕВСКИЕ КАНАДСКИЕ ВВС / ЗАПАДНОЕ АВИАЦИОННОЕ КОМАНДОВАНИЕ / ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА / ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ОБОРОНА / ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ / WORLD WAR II / CANADA / COMBAT AIR FORCE / WESTERN AIR COMMAND / RCAF / AIR DEFENSE / ANTISUBMARINE DEFENSE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Учаев Антон Николаевич

В данной статье предпринята попытка рассмотреть малоизученный в отечественной историографии эпизод Второй мировой войны дейcтвия ВВС Канады по обороне ее западного побережья. Ключевая задача данной работы выявление технической и структурной специфики формирования канадских ВВС в целом на примере организации противовоздушной и противолодочной обороны на западном побережье доминиона в контексте взаимодействия с США и метрополией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RCAF Operations on the Western Coast of the Dominion in 1939-1945

The article attempts to analyze the organization of Canadian air and anti-submarine defense, which is an understudied WWII RCAF action in the Russian historiography. We examine RCAF combat operations on the Canadian Pacific coast as well as technical and structural nuances of the air force development, taking into account Canada’s interaction with the mother country and the United States.

Текст научной работы на тему «Действия королевских канадских ВВС на западном побережье доминиона в 1939-1945 гг. »

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

ИСТОРИЯ

УДК 355.469

ДЕЙСТВИЯ КОРОЛЕВСКИХ КАНАДСКИХ ВВС НА ЗАПАДНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ДОМИНИОНА В 1939-1945 гг.

© 2014 г. А.Н. Учаев*

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Саратов, Российская Федерация

В данной статье предпринята попытка рассмотреть малоизученный в отечественной историографии эпизод Второй мировой войны - действия ВВС Канады по обороне ее западного побережья. Ключевая задача данной работы - выявление технической и структурной специфики формирования канадских ВВС в целом на примере организации противовоздушной и противолодочной обороны на западном побережье доминиона в контексте взаимодействия с США и метрополией.

Ключевые слова: Вторая мировая война, Канада, Королевские Канадские ВВС, Западное Авиационное Командование, противовоздушная оборона, противолодочная оборона, военная авиация

The article attempts to analyze the organization of Canadian air and antisubmarine defense, which is an understudied WWII RCAF action in the Russian historiography. We examine RCAF combat operations on the Canadian Pacific coast as well as technical and structural nuances of the air force development, taking into account Canada’s interaction with the mother country and the United States.

Key words: World War II, Canada, RCAF, Western Air Command, air defense, antisubmarine defense, combat air force

Штатная структура ККВВС мирного времени включала в себя двадцать три эскадрильи, одиннадцать которых были стационарного базирования, но из них только восемь были сформированы накануне войны. В первые месяцы Второй мировой стало понятно, что только пятнадцать эскадрилий могут быть доведены до приемлемого уровня

*

Учаев Антон Николаевич - кандидат исторических наук, доцент, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Саратов. Российская Федерация. E-mail: uchaevan@gmail.com

13

Действия королевских канадских ВВС

боевой готовности и мобилизованы - двенадцать для обороны Канады и три для службы за океаном. Материальная часть представляла собой 230 самолетов 20 различных типов. Из них лишь девятнадцать истребителей «Харрикейн» и десять легких бомбардировщиков «Фа-эйри Бэттл» могли считаться боевыми самолетами. Из этого маленького ядра ККВВС вырастет в четвертые по мощности воздушные силы союзников.

Во время войны структура ККВВС состояла, по сути, из трех крупных частей, две из которых располагались в Канаде. Первыми двумя были «План по обучению летного состава в Британском Содружестве» (British Commonwealth Air Training Plan - BCATP) и «Внутреннее военное управление» (Home War Establishment), которые развернули тридцать семь эскадрилий для обороны побережья, защиты судоходства, ПВО и других нужд в западном полушарии. Третьей частью было «Заокеанское военное управление» (Overseas War Establishment) со штаб-квартирой в Лондоне. К концу войны оно контролировало сорок восемь эскадрилий, действовавших вместе с КВВС в Западной Европе, Средиземноморье и на Дальнем Востоке [17].

ККВВС не были абсолютно неподготовленными, когда вступили во Вторую мировую войну. Канадские ВВС получали новые самолеты с 1934 г., хотя многие из них, такие как Вестланд «Вапити» [4, 25-26] и Блэкберн «Шарк» [6, 5], по сути, были самолетами, списанными из КВВС.

Рост международной напряженности, как в Европе, так и на Дальнем Востоке, заставил Канаду обратить внимание на оборону собственных рубежей. В 1936 г. Королевские ВВС Канады начали изучать Западное побережье, пытаясь найти подходящие места для новых баз. Эта задача изначально была поставлена перед эскадрильей № 4, оснащенной летающими лодками. Разведывательный отряд Британской Колумбии, которым командовал лейтенант Ф.Дж. Модз-ли, начал действовать в декабре 1936 г. от залива Патрисия-Бэй в штате Виктория. Он имел в своем распоряжении одну летающую лодку Виккерс «Ванкувер», один гидросамолет Фэйрчайлд FC-2W, еще один гидросамолет в качестве плавающей ремонтной мастерской, несколько моторных лодок и грузовик. К апрелю 1937 г. общее обследование северной оконечности острова Ванкувер было завершено. Затем отряд начал изучать северное побережье материка [15].

14

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

По результатам исследований были сделаны следующие выводы: на севере Британской Колумбии предлагалось использовать только гидросамолеты, а на юге можно было комбинировать, применяя как самолеты аэродромного базирования, так и самолеты, способные садиться на воду. Эти выводы опирались на опыт использования базы в Патрисия-Бэй. Другие базы предполагалось разместить, двигаясь вверх по западному побережью о. Ванкувер. Базу «внешнего периметра» предполагалось разместить на Аллайфорд Бэй на о-вах Королевы Шарлотты [15].

Для координации процесса создания баз и занятия их соответствующими подразделениями 15 марта 1938 г. было образовано Западное авиационное командование (далее - ЗАК) во главе с капитаном Дж.О. Джонсоном. Тем не менее, нужно отметить, что его полномочия не были четко определены. Тихоокеанские угрозы воспринимались менее остро, чем европейские. Кроме того, существовала точка зрения, что США не будут придерживаться нейтралитета в случае угрозы их интересам в этом регионе. Уверенность в том, что американская территория является для японцев более привлекательной, нежели канадская, была еще раз обозначена 11 сентября 1941 г., когда вице-маршал ВВС Дж.М. Кройл написал, что «крупное наступление на Канаду маловероятно при условии, что канадоамериканские отношения останутся такими же, и флот США не потерпит серьезного поражения или не потеряет свои северные базы» [15].

Изначально задачу расширения баз сдерживали расходы, ограниченные 300-400 долларами за акр чистой и ровной земли. Но с началом войны эти ограничения были сняты. Несмотря на это, строительство баз заняло время, даже если требовалось построить не взлетную полосу, а якорную стоянку для гидросамолетов. База в Патрисия-Бэй (предназначенная как для обычных, так и для гидросамолетов) была введена в эксплуатацию в мае 1940 г. В том же месяце эскадрилья № 6 прибыла на место своей дислокации на базу в Аллайфорд Бэй, предназначенную только для гидросамолетов. Строительство «сухопутной» базы в Тофино началось в феврале 1942 г., а первые истребители прибыли туда в октябре того же года [15].

Основной проблемой для экспансии Западного воздушного командования был тот факт, что Британская Колумбия в те годы пред-

15

Действия королевских канадских ВВС

ставляла собой абсолютно неосвоенную территорию. К северу от Ванкувера можно было добраться, используя лишь каботажные суда, железнодорожная сеть была слабой, а телефонная доставляла только проблемы, а не удобства. Министерство национальной обороны могло с полным основанием считать себя первопроходцем в этом регионе.

Когда Канада объявила войну Германии 10 сентября 1939 г. ЗАК было в боевой готовности со своими немногочисленными подразделениями: уже упомянутой разведывательно-бомбардировочной эскадрильей № 4 [18, 2-7/2-8], торпедно-бомбардировочной эскадрильей № 6 [18, 2-11/2-12] и эскадрильей поддержки береговой артиллерии № 111 [18, 2-199/2-200-2-201/2-202]. Эскадрилья № 120 [18, 2-43/2-44], базировавшаяся в Реджайне, была быстро переброшена на побережье. В последующие годы в контексте войны данная ситуация радикально изменилась [15].

В течение первых трех лет своего существования ЗАК напоминало структуру, куда отправили все старые типы самолетов. Устаревшие гидросамолеты-бипланы Виккерс «Ванкувер» и Виккерс «Ве-детт» состояли на вооружении эскадрилий ЗАК до августа 1939 г. и мая 1940 г. соответственно. Гидросамолет Супермарин «Странрир» [6, 14-15; 2, 223] использовался в операциях ЗАК до апреля 1944 г. (хотя на восточном побережье его прекратили использовать на 30 месяцев раньше). Торпедоносцы Блэкберн «Шарк», устаревшие уже к моменту их покупки в 1937 г., прослужили в эскадрильях ЗАК до сентября 1943 г. Новые самолеты поступали в распоряжение ЗАК позже и медленнее чем к их коллегам на Восточном побережье. ВАК получило первые патрульные бомбардировщики Локхид «Хадсон» [8, 67-69] уже в октябре 1939 г., а гидросамолеты Консолидейтед «Каталина» и «Кэнсо» [6, 49-51; 2, 59-62; 13, 58-59] начали действовать с баз в Новой Шотландии в июне 1941 г. Первый свой «Хадсон» ЗАК получило в марте 1941 г., а «Кэнсо» прибыли лишь в декабре 1942 г. [15].

Между тем инфраструктура ЗАК продолжала развиваться. Помимо завершения различных баз, штаб-квартира командования была перенесена из Ванкувера в Викторию в ноябре 1939 г., хотя впоследствии в феврале 1943 г. ее вернули обратно в Ванкувер. В мае 1940 г. был создан гражданский Корпус обнаружения самолетов, но постепенное расширение сети радарных установок сделало Корпус избы-

16

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

точным, и он был распущен в ноябре 1944 г. 19 августа 1940 г. в ЗАК была создана метеорологическая служба для координирования информации, получаемой из отдаленных мест. Плохие коммуникации, отсутствие метеорологических судов, а также введение радиомолчания после декабря 1941 г. снизили эффективность работы данной структуры, затруднив процесс ее функционирования [15].

Нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. взбудоражило ЗАК, но для полного осознания произошедшего и приведения всех баз в состояние повышенной боевой готовности потребовались сутки. Хотя, нужно отметить, что большая часть из них сделала этот шаг самостоятельно, опираясь на выпуски новостей. Восьмого декабря было запрещено коммерческое радиовещание, было приказано соблюдать светомаскировку береговой линии. В течение 9 декабря самолеты ККВВС помимо патрулирования перебрасывали личный состав КВМС к местам их службы на побережье. Чуть позже ЗАК будет завален ложными донесениями об обнаружении японских кораблей или самолетов. КВМС просило фотографировать все, что плавает - такое требование было вызвано информацией, что японские субмарины камуфлируют свои надстройки под рыбацкие лодки [15].

На самом деле операции японских подводных лодок в восточной части Тихого Океана были спорадическими, незапланированными и неэффективными. Все флоты использовали подводные лодки для атаки морских коммуникаций противника (причем как одиночными субмаринами, так и их небольшими группами). Японский флот использовал свои подлодки в основном для разведки и транспортировки грузов. Японцы никогда не пытались ставить при помощи подлодок мины на уязвимых маршрутах. Максимум на что пошел японский флот - это доставленный субмариной самолет E14Y, проведший несколько часов в воздухе для разведки и организации лесных пожаров. Какой бы гениальной не была эта задумка, результатом было лишь бесполезное расходование ограниченных ресурсов [12, 466-467].

Большинство японских подводных лодок действовали вне зоны ответственности ЗАК. Девять субмарин были направлены в декабре 1941 г. на разведку американского побережья, и они потопили и повредили там несколько кораблей. К началу 1942 г. все вражеские подводные лодки вернулись на базу [12, 540].

17

Действия королевских канадских ВВС

После начала войны на Тихом океане возникла настоятельная необходимость усиления ЗАК. Дополнительные «Странриры» предполагалось перебросить через всю Канаду из Атлантических провинций. Но после потери 4 ноября 1941 г. одного гидросамолета и пяти членов экипажа при перелете через горы было решено пользоваться более протяженным, но менее опасным маршрутом переброски самолетов через территорию США [15].

Падение Сингапура в 1942 г. шокировало как гражданских, так и военных, сильно переоценивших его возможности. Если такую крепость можно было захватить так быстро, то, что считать безопасным местом? Перед ЗАК встал вопрос о целесообразности строительства баз на изолированных участках о-ва Ванкувер, поскольку при их захвате они быстро обратятся против канадцев. Помимо этого, падение Сингапура привело к повышению значимости Эскимоль-та, где находился последний сухой док Британского Содружества на Тихом океане.

До этого события ЗАК и американские власти признали необходимость использования радаров. Так, 9 декабря 1941 г. Военным Департаментом США было предложено разместить две станции «обнаружения аэропланов» в Канаде. Предложение было согласовано и американские строительные бригады отправились в Канаду, но в июле 1942 г. они были отозваны, и КВВС сами занялись созданием цепочки станций, интегрированных в радарную линию, протянувшуюся от Аляски до Калифорнии [15].

Май 1942 г. стал пиком японской экспансии на Тихом океане. После поражения у о. Мидуэй, когда японский флот потерял четыре авианосца, ситуация стала медленно, но верно меняться в пользу союзников. В качестве отвлекающего маневра японский флот направил меньшие силы к Алеутским островам. Часть из них повернула назад, узнав о катастрофе у Мидуэя, после чего, ошибочно решив, что несколько островов архипелага сильно укреплены, японцы захватили о-ва Атту и Кыска в качестве «утешительного приза» [11, 219-220; 9, 354-357].

Не вдаваясь в подробности, американцы предупредили канадцев о грядущем столкновении. Канадские силы, получив предупреждение об угрозе, должны были присоединиться к американцам для организации обороны. Еще в апреле 1942 г. эскадрилья № 115 [18, 2-35-2-36], оснащенная бомбардировщиками Бристоль «Болин-

18

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

гброк» (канадский вариант «Бленхейма» [5, 6-7; 2, 40-47; 13, 70-72; 10, 48-49]) была переброшена на о-в Аннетт. Двадцать первого июня того же года к ним присоединилась эскадрилья № 118 на своих «Киттихоках». Несмотря на место дислокации, обе эскадрильи оставались в подчинении ЗАК, выполняя задачу защиты подходов к городу Принс-Руперт в Британской Колумбии. Вместе эти эскадрильи образовывали т.н. Авиакрыло (wing) Y [14].

Ближе к началу боевых действий эскадрильи № 8 [18, 2-15-2-16] (на «Болингброках») и № 111 (на «Киттихоках») были переброшены в район Анкориджа 7-8 июня 1942 г. В качестве связующего звена между ККВВС и командованием Армии США на Аляске из них было сформировано Авиакрыло X. В противном случае объединить два подразделения было достаточно сложно: эскадрилья № 8 была противолодочной, а 111-я предназначалась для ПВО Аляски. В любом случае это были первые канадские подразделения, оказавшиеся непосредственно под американским командованием [14].

Южнее Канада реально столкнулась с японским Императорским флотом. В конце мая 1942 г. к Алеутским островам были направлены шесть японских субмарин. Двум из них - I-25 с гидросамолетом-разведчиком (Йокосука E14Y1 [6, 90-91]) на борту и I-26 - было поручено провезти разведку в районе Кадьяка. Затем они проследовали к югу и заняли позиции в районе штата Вашингтон, потопив один корабль и серьезно повредив другой [12, 466].

Вечером 20 июня 1942 г. субмарина I-26 в течение 40 минут обстреливала маяк на Истван-Пойнт. На следующую ночь I-25 обстреляла Форт Стивенс в устье реки Колумбия. Обе атаки не дали никакого эффекта, кроме того, что шокированные американские и канадские подразделения долго и безрезультатно искали японские субмарины [12, 477].

Имея недоученный личный состав и не лучшую материальную часть, было сложно добиться успехов. С начала войны и до начала 1943 г. у ЗАК не было в распоряжении радаров, которые можно было бы устанавливать на самолеты. В результате поиски пропавшего судна или самолета ночью были практически безнадежными. Дневные операции осложнялись частой плохой погодой - дождями и туманами.

19

Действия королевских канадских ВВС

Японцы на островах Атту и Кыска не представляли реальной угрозы для американского побережья. Единственной проблемой было то, что формально американская территория находилась в руках противника. Такое прощать было нельзя. В последующей за этим кампании ККВВС отводилась вспомогательная роль, включавшая три задачи: оборона канадского побережья, оборона побережья Аляски и поддержка соединений США при наступательных операциях.

В первом случае основная тяжесть морского патрулирования прибрежной зоны легла на экипажи «Странриров». На них стали устанавливать дополнительные баки с топливом, что позволило увеличить радиус действия. Но данная мера привела к тому, что самолет не мог лететь с одним двигателем. Пилотам пришлось смириться с увеличением радиуса действия, что повлекло за собой серьезное снижение шансов на спасение при поломке одного из моторов [14].

Похвалиться успехами на этом направлении канадские авиаторы не могли. Единственный эпизод, когда летчики «Болингброка» из 115-й эскадрильи ККВВС разделили лавры победителей японской субмарины с двумя кораблями Береговой охраны США в июле 1942 г., оказался ошибкой. «Уничтоженная» Ro.32, во-первых, технически не могла оказаться в районе «затопления», имея меньший радиус действия, а, во-вторых, будучи учебной субмариной, благополучно дожила до конца войны.

Вторую задачу выполняла 8-я разведывательно-бомбардировочная эскадрилья на «Болингброках», дислоцировавшаяся на острове Кадьяк с июня 1942 г. по февраль 1943 г. и в городе Ном (Аляска) с июля по декабрь 1942 г. Две проблемы, с которыми столкнулась эскадрилья, не носили военного характера. Это были сложнейшие погодные условия и уникальность своих самолетов, получать запчасти для которых нужно было из Канады, что естественно, было далеко не самым простым делом [14].

Что касается третьей задачи, то Канада, помогая южному соседу в обороне Алеутской гряды, отправила туда 111-ю эскадрилью ККВВС на истребителях того же типа (разница была в моделях и названиях: американцы называли P-40 «Вархоками», а канадцы -«Киттихоками»). Эскадрилья прибыла на аэродром Элмендорф Филд 8 июня 1942 г. Командиром части был майор ВВС Дж.У. Кервин. Но во время проведения тренировочного полета майор Кервин погиб, а и.о. командира эскадрильи стал капитан ВВС Г.Т. Митчелл,

20

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

и 20 августа 1942 г. командование принял ветеран «Битвы за Англию» майор ВВС К. А. Буммер. Эскадрилья продолжала тренировочные полеты до середины сентября, когда часть была признана командованием полностью боеготовой [3].

Одной из специфических черт данного ТВД была очень частая нелетная погода. Как результат - активность союзной авиации была чрезвычайно низкой и зачастую сводилась к штурмовке наземных объектов противника, благо, конструкция P-40 позволяла брать довольно приличную бомбовую нагрузку, а вооружение и живучесть «Киттихоков» [7, 64-65; 1, 67-72; 2, 68, 69-73; 13, 97-98; 10, 60-61] также были весьма высокими. Последний боевой вылет 1942 г. состоялся в первых числах октября, после чего наступила полярная зима и двухмесячный перерыв в полетах.

В начале 1943 г. в регион прибыла еще одна канадская авиачасть на «Киттихоках». Это была абсолютно «необстрелянная» 14-я эскадрилья [18, 2-207/2-208] под командованием майора Б.Р. Уокера, которую перебазировали с материка на остров Умнак. Эта эскадрилья заменила на аэродроме Кейп Филд 11-ю эскадрилью американцев, переброшенную поближе к центру активных событий - на авиабазу Дейвис Филд острова Адак. 111-я канадская эскадрилья также сменила место дислокации - была направлена на остров Кадьяк.

Тридцать первого марта 1943 г. 14-ю эскадрилью ККВВС перевели на Дейвис Филд для повышения эффективности тренировок под руководством более опытных американцев. По планам командования часть планировалось ввести в бой после двух недель тренинга, но вмешалась природа. Погодные условия не позволили сделать ни одного вылета вплоть до 13 апреля. Как следствие, тренировались канадцы всего четыре дня, после чего были передислоцированы на Амчитку для совместных действий с 18-й эскадрильей ВВС США. Уже 18 апреля 1943 г. состоялся их первый боевой вылет для атаки наземных целей на Кыске. Погодные условия снова внесли коррективы в действия американо-канадской авиации: до 15 мая, когда оба соединения были «возвращены» на Кейп Филд для отдыха, эскадрильями было сделано всего 14 совместных вылетов. Для создания видимости активности авиации на Адаке оставались 11-я американская эскадрилья и 111-я канадская, базировавшаяся на Дэйвис Филд.

После того, как японцы были выбиты с острова Атту, а остров Кыска был занят без боя, военные действия на Алеутских островах

21

Действия королевских канадских ВВС

завершились. За период с 7 декабря 1941 г. и до 3 июня 1943 г. пилоты США и Канады одержали девять побед (восемь - американцы и одну канадцы). Единственную “канадскую” победу одержал командир 111-й эскадрильи майор К.А. Буммер, сбив 25 сентября 1942 г. японский гидросамолет A6M2 во время атаки на о. Адак [14]. Это была единственная победа, одержанная пилотами ККВВС, служившими в Канаде [3].

После того, как японцев выбили с Алеутских островов, ЗАК начинает сокращать объем действий военного характера и акцентировать свое внимание на транспортных и тренировочных функциях. Количество патрульных вылетов уменьшилось, как и штатная численность гидросамолетов в эскадрильях (с 15 до 9). Тем не менее, говорить о снижении эффективности патрулирования не приходится, поскольку «Странриры» были заменены на «Кэнсо» [16].

Три истребительных эскадрильи в конце 1943 г. были отправлены за океан, а 15 марта две бомбардировочно-разведывательные (№№ 147 [18, 2-67/2-68] и 149 [18, 2-69/2-70]) и одна истребительная (№ 163 [18, 2-77/2-78]) эскадрильи были расформированы. За ними последовали расформирования патрульной эскадрильи № 120 1 мая 1944 г. и эскадрилий №№ 115 и 9 в августе и сентябре 1944 г. соответственно [16].

Единственной проблемой для ЗАК оставались «ложные тревоги», время от времени поднимаемые из-за «обнаружения» вражеских самолетов, кораблей или подводных лодок как гражданскими, так и военными. Кроме того, эскадрильи ЗАК продолжали нести потери, но ни в одном из случаев не было конкретных доказательств участия противника в гибели экипажей [16].

Капитуляция Японии привела к быстрому расформированию оставшихся от ЗАК боевых эскадрилий. Последней была 11-я бомбардировочно-разведывательная, прекратившая свое существование 15 сентября 1945 г. После этого до марта 1947 г. в распоряжении ЗАК оставались только учебные, транспортные и морские подразделения [16].

Известный канадский историк У. Дуглас охарактеризовал деятельность ЗАК как успешную. Западное авиационное командование, по его мнению, отличилось в 1942-1943 гг. на Алеутских островах, но к основным его достижениям относится другое. Данная структура

22

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

своей деятельностью позволила убедить гражданское население Британской Колумбии, что они находятся в безопасности и что правительство не бросило их на произвол судьбы. Кроме того, ЗАК послужило двум другим целям: поддержанию статуса Канады как тихоокеанской державы, а также позволило подготовить персонал и подразделения, которые были эффективно использованы на других ТВД [16].

На наш взгляд, с данной точкой зрения можно вполне согласиться с той поправкой, что в Оттаве явно считали маловероятным возникновение «тихоокеанского фронта» на территории Канады. Именно этим объясняется, в частности, снабжение по «остаточному принципу» эскадрилий ЗАК новыми самолетами и современной техникой. Из-за этого деятельность ЗАК можно считать эффективной не с военной точки зрения, а, скорее, с точки зрения пиара и пропаганды правительства доминиона.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Американские военные самолеты Второй мировой войны (19411945 гг.) / Под ред. Д. Дональда. - М. : «ООО Издательство Астрель» / «ООО Издательство АСТ», 2002. - 255 с.

2. Английские военные самолеты Второй мировой войны / Под ред. Д. Марча. - М. : «ООО Издательство Астрель» / «ООО Издательство АСТ», 2002. - 240 с.

3. Быков М. «Боевые Ястребы» над Аляской. URL:

http://www.airwar.ru/history/av2ww/allies/p40/p40.html (дата обращения: 05.08.2014)

4. Котельников В.Р. Самолеты Второй Мировой Войны. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики. 1939-1945 // Моделист-конструктор. Специальный выпуск. - 2003. - № 1. - 96 с.

5. Котельников В.Р. Самолеты Второй Мировой Войны. Бомбардировщики. 1939-1945 // Моделист-конструктор. Специальный выпуск.

- 2002. - № 2. - 96 с.

6. Котельников В.Р. Самолеты Второй Мировой Войны. Гидросамолеты. 1939-1945 // Моделист-конструктор. Специальный выпуск.

- 2003. - № 2. - 96 с.

23

Действия королевских канадских ВВС

7. Котельников В.Р. Самолеты Второй Мировой Войны. Истребители. 1939-1945 // Моделист-конструктор. Специальный выпуск. -2002. - № 1. - 96 с.

8. Котельников В.Р. Самолеты Второй Мировой Войны. Морские самолеты палубного и берегового базирования. 1939-1945 // Моделист-конструктор. Специальный выпуск. - 2004. - № 1. - 96 с.

9. Нимиц Ч., Поттер Э. Война на море (1939-1945). - М. : Воениз-дат, 1965. - 452 с.

10. Самолеты Второй мировой войны / Под ред. Дж. Винчестера. - М. : АСТ, Астрель, 2007. - 256 с.

11. Типпельскирх К. История Второй мировой войны. Т. 1-2. -СПб. : ПОЛИГОН, 1994. - 292 с., 294 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Хасимото М. Потопленные. Подводная война на Тихом океане. -М. : ООО “Издательство ACT”, 2001. - 637 с.

13. Шарп М. Самолеты Второй мировой. - М. : АСТ, 2000. - 352 с.

14. Halliday H. A. The Japanese Attack: Air Force, Part 31 // Legion Magazine. February 23, 2009. URL: http://legionmagazine.com/en/ index.php/2009/02/the-japanese-attack-air-force-part-31/ (дата обращения: 05.08.2014)

15. Halliday H .A. Western Air Command: Air Force, Part 30 // Legion Magazine. December 19, 2008. URL: http://legionmagazine.com/en/ index.php/2008/12/western-air-command/ (дата обращения: 05.08.2014)

16. Halliday H. A. Winding Down Western Air Command: Air Force, Part 32 // Legion Magazine. April 25, 2009. URL: http://legionmagazine. com/en/index.php/2009/04/winding-down-western-air-command-air-force-part-32/ (дата обращения: 05.08.2014)

17. The History of Canada’s Air Force / The War Years. URL: http://www.canadianwings.com/history/waryears.php (дата обращения: 05.08.2014)

18. The Insignia and Lineages of the Canadian Forces. Operational Flying Squadrons. A Canadian Forces Heritage Publication. Vol. 4. DND CANADA, 2000. 2/248 p.

24

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

Информация об авторе

Ф.И.О.: Учаев Антон Николаевич / Uchayev Anton Nikolaevich

Место работы: Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Саратов. Российская Федерация / Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, Russian Federation

Подразделение: кафедра философии и политологии Должность: доцент

Ученая степень: кандидат исторических наук

Ученое звание: доцент (по кафедре философии и политологии)

Электронная почта:uchaevan@gmail.com

Почтовый адрес: 410052, РФ, г. Саратов, ул. Международная, д. 12, кв. 19.

Название статьи: Действия королевских канадских ВВС на Западном побережье доминиона в 1939-1945 гг. / RCAF Operations on the Western Coast of the Dominion in 1939-1945

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.