УДК 94”1941/45”
Кольга Геннадий Иванович
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ямальского нефтегазового института (филиала) Тюменского государственного нефтегазового университета тел.: (3494) 22-42-66
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ГЕРМАНИИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В статье на основе анализа документов германских ВВС, автором сделан вывод о том, что организация люфтваффе была недостаточно эффективной для ведения военных действий на несколько фронтов. Как только конфликт перерос в войну на нескольких фронтах, авиацию пришлось распределять между всеми воздушными флотами, в результате чего была утеряна возможность достижения необходимой концентрации сил.
Ключевые слова: люфтваффе, эскадрилья, группа, эскадра, воздушный флот, бомбардировщик, истребитель.
Kolga Gennady Ivanovich
PhD in History, Associate Professor, Head of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines of the Yamal Oil and Gas Institute (affiliated branch) of Tyumen State Oil and Gas University tel.: (3494) 22-42-66
THE ORGANIZATION OF GERMAN AIR FORCE DURING THE WORLD WAR II
Relying on the analysis of the documents concerning German Air Force, the author of the article has arrived at the conclusion that the organization of the Luftwaffe was not effective enough for conduct of warfare on several fronts. As soon as the conflict developed into the war on several fronts, they had to distribute the army-cooperated aircraft among all the Air Force and as a result the chance for concentration of the armed forces was lost.
Key words: Luftwaffe, air squadron, group, squadron, air fleet, bomber, fighter.
История люфтваффе уникальна. Военно-воздушные силы Третьего рейха в короткий срок смогли стать триумфаторами концепции блицкрига. Завоевав господство в воздухе в ходе войны в Европе в 1939-1940 гг., германские военно-воздушные силы в течение последующих 4-х лет являлись надежной военно-воздушной опорой вермахта. В период коренного перелома в ходе войны, советские ВВС и авиация союзников постепенно перехватили инициативу, разгромили и уничтожили люфтваффе. Что же случилось с «Детищем Геринга»? Почему столь грозная сила в 19441945 гг. развалились как карточный домик под натиском союзников?
В советские времена история боевых действий авиации на советско-германском и других театрах военных действий (ТВД) практически не изучалась. Посвященные этому вопросу немногочисленные работы [1], во-первых, затрагивают боевые действия лишь советских ВВС, во-вторых, страдают пороками советской военно-исторической науки - бедностью фактического материала, бездоказательностью важнейших выводов, пропагандистской риторикой. Деятельность люфтваффе практически не изучалась; влияние на ход войны не выяснялось. Следовательно, богатейший опыт развития военно-воздушных сил одной из самых мощных военных держав в мире середины XX в. в советские времена отметался.
В настоящее время благодаря усилиям ряда российских, украинских и белорусских историков создан серьезный задел материалов для написания научной истории боевого применения советских и немецких ВВС в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн [2, с. 9-10].
Данная статья представляет попытку изучения организационной структуры люфтваффе на оперативно-тактическом уровне, выявления степени ее эффективности в ходе Второй мировой войны.
Важными источниками по данной теме стали документы люфтваффе, воспоминания немецких авиационных командиров и летчиков, участников войны, статистические таблицы, которые позволяют выявить сущностные элементы поднятых вопросов.
В годы Второй мировой войны военно-воздушные силы Германии включали авиационные соединения, части и соединения зенитной артиллерии, войска связи, соединения наземных войск «Герман Геринг», парашютные войска и авиаполевые дивизии, предназначенные для использования в качестве пехотных соединений. По сведениям белорусского историка В.Н. Шункова, к началу мировой войны германская авиация насчитывала 30 бомбардировочных групп (1 180 бомбардировщиков), 13 истребительных групп (771 истребитель), 9 групп пикирующих бомбардировщиков (336 пикировщиков), 10 групп истребителей-бомбардировщиков (408 самолетов), и 1 группу штурмовиков (40 самолетов). К этому следует прибавить 552 транспортных самолета, 23 эскадрильи дальней и 30 эскадрилий ближней разведывательной авиации (721 разведывательный самолет), а
также 14 эскадрилий береговой авиации, 2 эскадрильи корабельных и 2 эскадрильи самолетов для строившихся авианосцев (всего 240 самолетов), составлявших ядро морской авиации. Кроме того, имелось еще 55 самолетов специального назначения [3, с. 33].
Российские историки В. Гончаров, Р. Исмаилов, С. Переслегин, С. Платов в статье «Военновоздушные силы Германии и ее противников в 1939-1945 гг.» [4, с. 730-732] приводят подробные сведения по родам немецкой авиации накануне войны. По их оценочным данным самолетный парк люфтваффе на начало войны можно оценить в 3 729 самолетов. Число боеспособных машин было меньше и составляло примерно 90% от общей численности в истребительной авиации и 75-80% в бомбардировочной и разведывательной. Приоритет отдавался строительству истребителей, пикирующих и средних бомбардировщиков при практически полном отсутствии дальней стратегической авиации. Характерной особенностью люфтваффе было также отсутствие резервных частей.
Независимо от характера выполняемых задач боевой деятельностью люфтваффе руководило Верховное командование люфтваффе (ОКЛ). Командующие воздушными флотами, командиры авиационных соединений и частей руководствовались только его приказами. Благодаря этому достигались централизация управления ВВС, удобство руководства боевыми действиями, а также их всестороннее обеспечение [5, с. 26].
По данным бывшего генерал-майора люфтваффе П. Дейхмана базовыми единицами люфтваффе были:
• пара (Rotte) - два самолета
• звено из двух пар (Schwarm) или из трех самолетов (Ketten)
• эскадрилья (Staffel) - 12 самолетов.
Следующей тактической организационной ступенью была эскадрилья (Staffel), имевшая 3 звена по 3 самолета в каждом, а также 3 запасных самолета. По штату эскадрилья состояла из 12 самолетов [6, с. 188].
Три эскадрильи составляли группу (Gruppe). Самолеты командира группы и офицеров его штаба (Gruppenstab) составляли отдельное штабное звено (Stabsschwarm). Соответственно штатная численность группы составляла до 40 самолетов. Авиационные группы обладали значительной самостоятельностью и, как правило, базировались на собственных аэродромах.
Три группы со штабной эскадрильей образовывали авиационное соединение под названием эскадра (Geschwader). Кроме того, в эскадре также могли быть другие отдельные эскадрильи, например специализированные. Эскадра имела по штату около 120-130 самолетов.
Хотя группы истребительной или бомбардировочной авиаэскадры могли действовать раздельно, штаб авиаэскадры сохранялся и состоял из командира эскадры, адъютанта, офицера по оперативным вопросам, офицера по организационным вопросам, офицера разведки, штурмана эскадры, техника эскадры, начальника связи эскадры, фотографа эскадры и офицера метеослужбы. Штаб авиаэскадры также располагал несколькими боевыми самолетами, которые использовались в соответствии с обстоятельствами.
Следующими ступенями в структуре люфтваффе были авиационная дивизия (Fliegerdivision) и авиационный корпус (Fliegerkorps). Они осуществляли оперативное руководство действиями подразделений в определенном районе, и командиры эскадр сохраняли полную тактическую самостоятельность. Количество авиадивизий, авиакорпусов и различных командований люфтваффе не было постоянным. Обычно в авиационную дивизию входили эскадрильи дальней и ближней разведки и эскадра бомбардировщиков, пикирующих бомбардировщиков, одномоторных и двухмоторных истребителей [6, с. 189].
Высшим оперативным объединением люфтваффе, способным решать оперативностратегические задачи и, как правило, взаимодействующим с группой армий, был воздушный флот, состоявший из нескольких авиационных корпусов. В люфтваффе во время войны действовало 8 воздушных флотов. Наряду с авиационными частями и соединениями, насчитывавшими 800-1200 самолетов, в состав воздушного флота входили также части и соединения зенитной артиллерии, а также подразделения воздушно-десантных войск, что позволяло выполнять широкий круг боевых задач. Авиадивизии имели в своем составе все типы эскадр (бомбардировочные, истребительные и разведывательные), численность самолетного парка дивизии составляла от 200300 до 700-750 самолетов [7, с. 52-53].
В Энциклопедии К. Залесского «Люфтваффе. Военно-воздушные силы Третьего рейха» дается подробный справочный материал, посвященный организации всех 8-ми воздушных флотов люфтваффе во время Второй мировой войны [8, с. 96-97, 106-107, 169, 364-365, 396-397, 441-442, 518519, 533]. На воздушные флоты возлагалось авиационное обеспечение сухопутных войск. С нападе-
нием нa Советский Союз 1-й воздушный флот - 760 самолетов - должен был поддерживать группу армий «Север», 2-й - 1600 самолетов - группу армий «Центр», 4-й - около 1000 боевых машин - группу армий «Юг», 5-й - 240 немецких и 307 финских самолетов - армейскую группу «Норвегия». В полосе группы армий «Юг» действовали бoлeе 600 румынских и до 50 венгерских самолетов. В состав ударных сил входило 60 самолетов Хорватии, 51 - Словакии и 100 - Италии [9, с. 167].
Немалая роль в успехах немецкой авиации в кампаниях раннего этапа войны принадлежит хорошо организованной службе связи. Однако в ее системе было два слабых места. Это, во-первых, невозможность применения радиолокации, как в наступательных, так и в оборонительных целях и, во-вторых, примитивная система наведения истребителей с земли [7, с. 57].
После того как было создано Верховное командование люфтваффе (ОКЛ), его Генеральный штаб разработал руководство по боевому применению авиации, которое вышло под названием «Боевой устав авиации № 16». B нем были изложены принципы, определившие организационную структуру вновь созданных ВВС Германии, содержались положения доктрины о взаимодействии между ВВС и армией. Этот документ опубликован в книге бывшего генерал-майора люфтваффе П. Дейхмана «На острие блицкрига. Взаимодействие люфтваффе с вермахтом во Второй мировой войне» [6, с. 20].
В «Боевом уставе авиации № 16» сформулированы зaдачи, которые должны были выполнять люфтваффе: а) завоевaние и сохранение превосходства в воздухе; б) обеспечение поддержки действий сухопутных войск; в) обеспечение поддержки действий ВМФ или ведение самостоятельных боевых действий на моpе; г) ведение операций c целью нарушения коммуникаций противника, таких как шоссейные и железные дороги, водные пути, которые используются для поддержания сообщения меж^ тылом и фронтовыми районами или для обеспечения импорта, а также доставки грузов внутри страны; д) осуществление стратегических операций c целью подрыва военной мощи противника; е) удары по целям в крупных городах: правительственным и aдминистрaтивным центрам противника, штабам и учебным центрам, по вражеским городам [6, с. 21].
Во Второй мировой войне непосредственная поддержка авиацией сухопутных войск стала главной неотъемлемой тактической схемой ведения сражения. Согласно указаниям Верховного командования вермахта (ОКВ) задачи обеспечения воздушной поддержки, как правило, возлагались на ОКЛ и далее на оперативные части ВВС. С целью выполнения директив ОКВ относительно обеспечения авиационной поддержки сухопутных войск в Министерстве авиации был создан централизованный командный орган, который отвечал за подготовку соответствующих приказов. Он определял способ обеспечения поддержки с воздуха, а также состав привлекаемых для этого сил и средств. После получения соответствующих указаний этой структуры, командование люфтваффе должно было совместно с главнокомандованием сухопутных войск принимать решение об оптимальном задействовании частей авиации в решении задач поддержки сухопутных сил. Для этого в подчинении ОКЛ находилось два типа штабов, занимающихся вопросами обеспечения поддержки сухопутных войск: штабы люфтваффе при армейских командованиях и штабы люфтваффе более высокого уровня. Для авиационной поддержки войск привлекались эскадры пикирующих бомбардировщиков (StG) Ju.87, эскадры скоростных бомбардировщиков (SKG), вооруженных двухмоторными истребителями Bf.110C в варианте бомбардировщика, а также эскадры непосредственной поддержки войск, вооруженных истребителями-бомбардировщиками Bf.109E и бомбардировщиками Hs.123A [13].
Одна из особенностей обеспечения военно-воздушными силами поддержки сухопутных операций вермахта заключалась в том, что с 1935 и по 1942 г. некоторые авиационные части входили в состав сухопутных войск на постоянной основе. Об этом говорится в параграфе 121 «Боевого устава авиации № 16»: «Прямое взаимодействие и непосредственная поддержка наземных войск являются основным назначением тех формирований люфтваффе, что приданы армии для выполнения задач разведки и ПВО. Сюда относятся разведывательные, зенитные подразделения и части, подразделения и части авиационного обнаружения, а также, если того требует ситуация, истребительные части» [6, с. 30]. Следовательно, в распоряжение командования армейскими соединениями истребительные и бомбардировочные части не передавались.
С целью координации действий вермахта и люфтваффе были созданы Штабы люфтваффе при армейских командованиях. Авиационные подразделения в составе армейских объединений и соединений принадлежали армии лишь постольку, поскольку армейские штабы определяли для них боевые задачи. Руководство же закрепленными за армейскими структурами авиационными подразделениями осуществлялось офицерами люфтваффе, которые были вправе решать, как эти задачи будут выполнены. Добиться того, чтобы с соответствующим штабом группы армий взаимодействовал только один штаб люфтваффе, удалось назначением для воздушных флотов территории ответственности, совпадающей с районом, в котором действовала эта группа армий. Но на
уровне полевых армий отсутствовала возможность привязать зону ответственности наземных частей соответствующей армии с районами действий авиации. А это часто приводило к распылению сил люфтваффе и нарушению важнейшего принципа концентрации сил и средств авиации в целях максимально эффективного ее применения [6, с. 29-30].
Начиная с 1942 г., в связи c необходимостью действовать на нескольких театрах военных действий (а не только на Востоке) представитель люфтваффе при Верховном главнокомандующем сухопутными войсками и его штабы тактической авиации были уже не в состоянии обеспечить эффективное руководство действиями подчиненных им авиационных частей. Помимо штабов люфтваффе при соответствующих армейских штабах, туда стали направлять еще и офицеров связи ВВС. Такая запутанная система двойного представительства стала причиной многих трений между представителями различных инстанций.
Поскольку главнокомандующий люфтваффе был не в состоянии обеспечить доукомплектование всех эскадрилий на Восточном фронте до штатной численности, в феврале 1942 г. подразделения авиационной разведки армейского подчинения были переданы под контроль люфтваффе. До конца зимы 1942 г. в распоряжении армии не должно было остаться ни одного авиационного подразделения. Теперь все разведывательные подразделения ВВС должны были взаимодействовать c армейскими инстанциями в том же порядке, что и остальные части и подразделения люфтваффе [6, с. 96].
Теперь задачи тактической разведки и разведки поля боя были возложены на тактические группы, сформированные путем слияния бывших эскадрилий армейского подчинения. Было сформировано всего 35 групп. Эти группы были переданы в подчинение авиационных корпусов и дивизий, которые были вооружены самолетами-истребителями, оснащенными фотоаппаратурой, однако большая часть экипажей продолжала летать на Fw.189.
После передачи авиации из армии в люфтваффе на ВВС легла ответственность по передаче полученных разведывательных данных в армейские штабы различного уровня через отделы и офицеров связи. Новая система обладала рядом серьезных недостатков:
1. Сокращение числа эскадрилий авиационной разведки не позволило, как прежде, выделять по одной эскадрильи в состав армейского корпуса или танковой дивизии. Теперь одной эскадрилье часто приходилось совершать полеты в интересах сразу нескольких штабов.
2. Эскадрилья, действующая в интересах армии, больше не могла совершать полеты c аэродрома, расположенного вблизи соответствующего штаба армии. Теперь ей приходилось действовать c аэродрома базирования группы, которая обычно находилась на более дальнем расстоянии. Это осложняло постановку задач и получение докладов об их выполнении [6, с. 98].
П. Дейхман располагает документами, в соответствии с которыми Верховное главнокомандование вермахта (ОКВ), указывая в своих директивах необходимость обеспечения авиационной поддержки армейских соединений, не уточняло, будут ли это удары, направленные на блокирование pайонов боевых действий, или поддержка войск непосредственно над полем боя, либо комбинация двух этих видов oпераций. Обычно такое рeшение принималось нa уровне штабов воздушного флотa и группы армий. Основным принципом было то, что авиация должна была пpименяться только на главных направлениях, своевременно, над территорией ответственности группы армий. На практике это означало, что из двух-трех aрмий в сoстaве группы аpмий тольш одна могла paссчитывать, что будет обеспечена поддержкой авиaции [6, с. 143-144].
На более низком уpовне вырабатывались предварительные решения относитeльно способа осуществления поддержки наземных опepаций. Eсли принималось решение o ведении операций непосредственной поддержки войск на поле бoя, штаб армии должен был проинформировaть командование авиационного корпуса нaд pайоном ответственности какого из подчиненных емy армейских корпусов будут действовать самолeты. Когда такой корпус определялся, его командир при желании мог еще бoлее cузить райoн применения авиации, напримеp до одной из дивизий. После этого aвиaция приступала к выполнению задач авиaционнoй поддеpжки, руководствуясь положениями «Боевого устава авиации № 16»: «...командир, отвечающий за выполнение наземной операции, определяет цели для действий авиации, a командование авиационного корпуса принимает конкретноe решение o том, как именно будет решaться эта задача» [6, с. 144-145].
Полковник Куссероу в послевоенном исследовании, которое было издано в сентябре 1954 г. указывал, что с началом вторжений союзников 1942-1944 гг. авиацию приходилось применять одновременно на нескольких театрах военных действий (ТВД), в результате чего была утеряна возможность достижения необходимой концентрации сил. Армейское командование старалось следить за тем, чтобы авиация никогда не оставалась без дела, поэтому самолеты в некоторых случаях выполняли задания, которые c самого начала были бесперспективными c точки зрения их результатов. Армейские ко-
мандиры придерживались той политики, что постоянные авиационные налеты все равно ослабляют противника. Того же мнения придерживались и представители большинства штабов воздушных флотов. Ежедневно к концу дня они проверяли, все ли авиационные части использовались достаточно интенсивно, чтобы Главком люфтваффе «не решил забрать эти части» [15].
Обстановка достигла точки абсурда, когда тяжелые бомбардировщики He.177 (бомбовая нагрузка до 7 200 кг) стали использоваться для нанесения ударов c малых высот по атакующим советским танковым частям. B то же время истребительные подразделения, уцелевшие после выполнения задач непосредственной поддержки пехоты, должны были вести воздушные бои против превосходивших сил авиации противника [6, с. 164].
По всей видимости, германское господство в воздухе в первый период войны на Восточном фронте объясняется не внезапностью нападения, а лучшей организацией ВВС и подготовкой немецких лётчиков, которые это господство завоевали. Советская авиация была раздроблена между армиями, фронтами, флотами и авиацией дальнего действия, в то время как немцы оперировали крупными авиационными соединениями, в которых было налажено взаимодействие c наземными частями. Напротив, в советских ВВС почти не отрабатывалось взаимодействие c сухопутными частями. Тактически советские ВВС действовали примитивно: два года ушло на то, чтобы до советского руководства дошло, что тактика «роя», когда истребители летали группами по 6-8 машин и плотном боевом порядке, ущербна [2, с. 86]. Только c 1943 г. советские лётчики стали летать парами. Ко всему прочему, лётная подготовка лётчиков люфтваффе составляла 450 часов плюс солидный боевой опыт, советских - не более 180 часов. Вследствие плохой выучки и недостаточной штурманской подготовки, по наблюдениям немецких генералов, советская авиация очень редко действовала на глубине более 30 км от линии фронта (немецкая - до 300 км). K тому же у советских лётчиков не хватало карт [14, с. 71]. Даже после перелома в войне, с 1943 г., советские самолёты, имея дальность полёта до 1000 км, в основном висели над полем боя [10, с. 204].
Вместе с тем, германские ВВС, вследствие недостатка стратегических сил, были вынуждены заниматься только обеспечением поддержки сухопутных сил и, несмотря на неудачи в СССР, цеплялись за мысли o быстрой победе даже в конце 1942 г., когда потери личного состава люфтваффе и самолетов достигли критической отметки [12, прил.]. К началу 1943 г. после катастрофы под Сталинградом поддерживать эти надежды уже было невозможно, поэтому Верховное командование люфтваффе подготовило программу затяжной войны, предполагающую изменение баланса между наступательной и оборонительной стратегией в пользу оборонительной [7, с. 278].
В связи с изменением концепции воздушной войны первой организационной проблемой, которая встала перед люфтваффе, была проблема комплектования. Поражение вермахта под Сталинградом привело к кризису, и люфтваффе вынуждены были выделять личный состав для боевых действий на земле. Это решение сразу же отрицательно сказалось на выполнении авиацией своих обычных функций. Чтобы набрать необходимое количество личного состава для комплектования авиаполевых дивизий, численность личного состава части служб люфтваффе, включая службу связи, была сокращена на 10%. По мере ухудшения ситуации на Востоке половина из них была направлена на этот театр для формирования там авиаполевой дивизии. К февралю 1943 г. на Востоке уже было задействовано 20 таких дивизий. К весне 1943 г. для формирования новых авиаполевых дивизий личный состав авиации был сокращен на 200 тыс. чел. [11, э. 25-30].
Уже к маю 1943 г. стало очевидно, что постоянный отток личного состава в наземные боевые части отражается на боевой эффективности люфтваффе. Некоторые части были недоукомплектованы наземным персоналом, что приводило к ухудшению технического состояния самолетов. Была предпринята попытка сдержать падение численности личного состава за счет широкого использования в зенитной артиллерии и наземных частях иностранных добровольцев и военнопленных, однако сама по себе эта мера оказалась малоэффективной. Отток личного состава, в особенности специалистов и квалифицированных работников, которых было нелегко заменить, неминуемо сказался на мобильности и эффективности люфтваффе в целом [7, а 279-281].
Одновременно с кадровым кризисом в люфтваффе возникли особые трудности в подготовке пилотов и экипажей. Люфтваффе вступили в войну, имея многочисленный корпус обученных летчиков. За первый год войны на Востоке они понесли огромный урон. Особенно пострадала истребительная авиация: она исчерпала резерв опытных и обученных пилотов, а поток выпускников летных школ более не мог восполнить потери. Результат стал очевиден уже в начале лета 1942 г.: сроки обучения пилотов и экипажей были сокращены, а уровень их подготовки упал. Если в 1942 г. обязательный налет для курсантов летних школ был определен в 260 часов, то в 1943 г. он сократился до 110, в 1944 г. - до 50 часов [7, с. 43, 447].
Затем последовал развал системы обучения экипажей бомбардировщиков. В связи с нехваткой топлива возникла неравномерность потока курсантов, проходивших через систему летных школ. Однако и этот поток стал совершенно нерегулярным после того, как в конце 1942 г. Ju.52 и Не.111 из состава школ, занимавшихся переучиванием летчиков, вместе с инструкторами были брошены на усиление транспортной авиации на южном участке Восточного фронта. Пилоты, направлявшиеся на обучение в бомбардировочную авиацию, проходили теперь обучение, летая вторыми пилотами на транспортных самолетах Ju.52 [7, с. 281-283]. Немецкая бомбардировочная авиация более не смогла восстановиться.
Развал фронтов в 1944 г. привел к развалу организации и командования люфтваффе. Как пишет полковник люфтваффе в отставке Греффрат «примерно в середине 1944 г. немецкая бомбардировочная авиация практически перестала существовать. Она оказалась полностью разбитой в боях над территорией Германии и над Средиземным морем... Летчики с бомбардировочных самолетов были переданы в истребительную авиацию» [12, с. 683].
Характер сокращения численности личного состава на протяжении последних четырех месяцев войны можно определить, сравнив численность на 15 декабря 1944 г. и на 1 апреля 1945 г.:
Таблица 1
Сокращение численности штата люфтваффе в конце войны [7, с. 563].
15 декабря 1944 г. 1 апреля 1945 г.
Боевые части, административные и аэродромные службы 596 250 450 000
Зенитная артиллерия 816 200 656 000
Связь 305 000 251 000
Снабжение 109 100 62 000
Медицинская и ветеринарная службы 42 500 34 000
Рабочие команды 9 100 5 000
Пассивная ПВО 63 250 48 500
Парашютно-десантные войска 200 100 187 500
Прочие 163 000 104 500
Всего 2 304 500 1 798 500
Из таблицы видно, что сокращения сильно затронули боевые части и их обеспечение, а также зенитную артиллерию (20-25%), и в особенности службу снабжения (40%), и лишь парашютнодесантным войскам удалось более или менее сохранить численность. Сокращение личного состава само по себе до 1 апреля 1945 г. никак не сказывалось на неуклонном падении эффективности люфтваффе, связанном в основном с другими причинами.
Окончательное падение люфтваффе ярче всего проявилось в разрушении системы командования в марте и апреле 1945 г. после переправы союзников через Рейн и Одер. Прямым следствием форсирования Рейна союзниками стал отвод штабов соединений люфтваффе на Западе, который начался уже в середине марта. К 1 апреля командование этими силами уже были разделено: управление Командования «Запад» отступило на юго-запад, в Баварию, вместе с 16-й авиадивизией и приняло под свое командование 7-ю истребительную дивизию из состава воздушного флота «Рейх». Оставшиеся соединения (14-я и 15-я авиадивизии) были одновременно подчинены воздушному флоту «Рейх». Тем самым разделение истребительной авиации на стратегическую и тактическую было ликвидировано, и все части могли быть использованы для выполнения любых задач. Неразбериха на уменьшающихся территориях Рейха усугублялась тем фактом, что теперь авиация Восточного и Западного фронтов базировалась на одних и тех же или соседних аэродромах [7, с. 565-566].
Дальнейшие изменения структуры командования люфтваффе вступили в силу 14 апреля 1945 г. 6-й воздушный флот генерал-оберста фон Грейма стал отвечать за всю юго-восточную и южную часть Германии, имея в своем распоряжении: а) на юго-западе Германии: командование «Запад» с подчиненной ему 7-й авиадивизией; б) на юго-востоке Германии: 4-е командование (бывший 4-й воздушный флот) с подчиненными ему соединениями, в числе которых была 8-я истребительная дивизия, ранее входившая в состав воздушного флота «Рейх»; в) на востоке Германии: VIII авиакорпус.
25 апреля адмирал Дениц был наделен всеми полномочиями по обороне северной части. Ему был подчинен воздушный флот «Рейх» со всеми частями люфтваффе в этом районе, включая командующих силами люфтваффе в Норвегии и Дании, а также Командование люфтваффе «Курляндия» (бывший 1-й воздушный флот), продолжавшее сражаться в Латвии. На юге, после того как фон Грейм 26 апреля сменил Геринга на посту командующего люфтваффе, командующим 6-м воздушным флотом был назначен генерал-оберст Десслох.
Стремительное чередование и запутанность событий стали красноречивым свидетельством хаоса, царившего в последние часы существования люфтваффе, и изгнание Геринга довершило разгром.
Таким же образом в северной части командование принял генерал-оберст Штумпфф (командующий воздушным флотом «Рейх»). В его распоряжении оставались II авиакорпус, который действовал против советских войск, остатки 1-й и 2-й истребительных дивизий, на западе - 14-я авиадивизия.
Таблица 2
Подчинение соединений люфтваффе 14 апреля 1945 г. [7, с, 568].
Верховное командование Люфтваффе
1-й ВФ 6-й ВФ ВФ «Рейн» Командующий силами люфтваффе в Норвегии Командующий силами люфтваффе в Италии Командующий люфтваффе в Восточной Пруссии
Истребительное командование «Верхняя Италия»
Воздушный флот «Рейх»
Авиакорпус IX (и) Командование люфтваффе «Северо- Восток» Командующий люфтваффе в Дании
1-я истребительная дивизия 2-я истребительная дивизия 14-я авиадивизия 15-я авиадивизия
Истребительное командование «Дания» 6-е авиационное командование
6-й воздушный флот
Командование люфтваффе «Запад» 4-е командование люфтваффе (бывший 4-й воздушный флот)
7-я истребительная дивизия 1 авиакорпус VIII авиакорпус
17-я авиадивизия 8-я истребительная дивизия
В заключении следует сказать, что немецкая авиация на поле боя тактически действовала достаточно эффективно. Главными составляющими высокой эффективности были умелые действия немецкого авиакомандования на оперативно-тактическом уровне и тщательная подготовка немецких летчиков.
Главными организационными недостатками оперативного применения авиации следует считать следующие:
1. ОКВ и ОКЛ игнорировали положения основной доктрины применения ВВС, связанной с необходимостью ведения стратегических бомбардировок с целью подрыва «военной мощи противника, а также обеспечение и поддержание господства в воздухе». Вместо этого авиационные части сосредоточились в основном на обеспечении непосредственной поддержки армейских соединений.
2. Фронтовая авиация подчинялась штабу своего воздушного флота, а не штабу армейской группы армий.
3. Штаб каждого воздушного флота самостоятельно принимал субъктивное решение по выделению авиации на тот или иной участок фронта.
4. Как только конфликт стал перерастать в войну на нескольких фронтах, авиацию пришлось
распределять между всеми воздушными флотами, в результате чего произошло распыление сил, была утеряна возможность достижения необходимой концентрации сил.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. История Второй мировой войны: в 12 т. М., 1972-1978.
2. Смирнов А. Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне. М., 2006.
3. Шунков В.Н. Вермахт. Минск, 2007.
4. Гончаров В., Исмаилов Р., Переслегин С., Платов С. Военно-воздушные силы Германии и ее противников в 19391945 г.г. / Манштейн Э. Утерянные победы. М.; СПб., 2003.
5. Бобров М.А. Стратегическое развертывание ВВС фашистской Германии накануне нападения на СССР // ВИЖ. 2002. № 3.
6. Дейхман П. На острие блицкрига. Взаимодействие люфтваффе с вермахтом во Второй мировой войне. М., 2010.
7. Подлинная история люфтаффе. Взлет и падение детища Геринга. М., 2006.
8. Залесский К.А. Люфтваффе. Военно-воздушные силы Третьего рейха. М, 2005.
9. Литвин Г.А. Сломанные крылья люфтваффе. М., 2005.
10. Бешанов B. Танковый погром 1941 года (куда исчезло 28 тысяч советских танков?). Минск, 2004.
11. Denzel E. Die Luftwaffen - Felddivisionen. 1942-1945. Weckargemund, 1967.
12. Мировая война 1939-1945. Выводы побежденных. М.; СПб., 2003.
13. Зефиров М.В. Штурмовая авиация люфтваффе. М., 2003.
14. Швабедиссен В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг. М., 2008.
15. Куссероу. Поддержка (Unterstützung) // Архив документов в Карлсруэ. F. III I.