УДК 358.4:947(470.324) ББК 63.3(2)662.12
АВИАЦИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ФРОНТА (2-Я ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ) В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ КАНТЕМИРОВСКОЙ ОПЕРАЦИИ
(ДЕКАБРЬ 1942 г.)
Шамрай Виктор Александрович,
старший преподаватель кафедры новейшей отечественной истории, историографии и документоведения исторического факультета
Воронежский государственный университет (г. Воронеж)
Аннотация. В статье проанализирована подготовка 2-й воздушной армии к Кантемировской операции в декабре 1942 г. На основе неопубликованных архивных документов показаны результаты подготовки и боевой работы авиации Воронежского фронта в подготовительный период.
Ключевые слова: авиация, Кантемировская операция, декабрь 1942 г., Воронежский фронт, 2-я воздушная армия, 6-я армия, 8-й авиакорпус, подготовка, воздушная разведка, подготовительный период.
THE VORONEZH FRONT AIRFORCES (THE 2nd AIR ARMY) DURING THE PREPARATION PHASE OF THE KANTEMIROVKA OPERATION
(DECEMBER 1942)
Shamray V.A. Senior lecturer of the Modern History of Russia and Historical Department Voronezh State University
Abstract. The article is concerned with the analysis of preparations for the Kantemirovka operation made by the 2nd Air Army in December 1942. Using the unpublished archival data the author shows the results of the preperations and military work carried of by the Voronezh front air forces during the preperation phase.
Key words: aviation, Kantemirovka operation, December 1942, Voronezh front, 2nd Air Army, 6th Army, 8th Air Corps, preperation, air reconnaissance, preperation phase.
Кантемировская наступательная операция (1620 декабря 1942 г.) была первым этапом наступления войск Воронежского и Юго-Западного фронтов и разгрома немцев и их союзников на Среднем Дону. Она положила начало массовому изгнанию захватчиков с оккупированной территории Воронежской области, 80-летие образования которой будет отмечаться в июне 2014 г. Судьба Среднедонской операции в значительной степени зависела от успешных действий советской авиации, в том числе 2-й воздушной армии Воронежского фронта. Во взаимодействии с 17-й ВА Юго-Западного фронта ее авиасое-
динения должны были обеспечить поддержку наступления советских наземных войск на Среднем Дону и превосходство в воздухе над полем сражения [1, с. 143].
Значительное влияние на действия авиации в ходе Кантемировской операции оказали результаты подготовительного периода, который продолжался (применительно к подготовке 2-й воздушной армии) с 3 по 15 декабря 1942 г. [2, л. 47, 48]. По целям и результатам подготовки 2-й ВА к предстоящему наступлению на Среднем Дону подготовительный период можно подразделить на два этапа. Начальный
период подготовки воздушной армии К.Н. Смирнова к Кантемировской операции продолжался с 3 по 7 декабря, с момента ее выхода из оперативного подчинения 1-й гвардейской армии Юго-Западного фронта и получения приказа о перебазировании в район Бутурлиновка-Калач для содействия наступлению 6-й армии Воронежского фронта на его левом крыле и до начала ее реальной боевой деятельности в интересах подготовки предстоящего наступления на Среднем Дону. С началом практической боевой работы в воздухе наступил второй этап подготовительного периода, продолжавшийся с 8 по 15 декабря, т.е. до непосредственного начала Кантемировской операции.
Подготовка и боевая деятельность 2-й ВА в первой половине декабря 1942 г. осуществлялись в тесной связи с общим планом подготовки и боевого использования советских ВВС в операции «Малый Сатурн» [2, л. 44].
В соответствии с планом Среднедонской операции («Малый Сатурн») фронтовая авиация (2-я ВА) получила задачи по оказанию помощи наземным войскам (6-й армии) в прорыве обороны 8-й итальянской армии на Среднем Дону к юго-западу от Верхнего Мамона (к югу от которого еще летом 1942 г. был захвачен Осетровский плацдарм на южном берегу Дона) на 20-километровом участке между Де-резовкой и Новой Калитвой, а затем в развитии этого, вспомогательного, удара в оперативную глубину в направлении на Кантемировку и в целом в обеспечении с запада правого фланга главного удара войск Юго-Западного фронта в ходе преследования и окончательного разгрома Среднедонской группировки противника (8-й итальянской армии, немецко-румынской оперативной группы «Холлидт» и остатков 3-й румынской армии). И, конечно же, советская авиация (2-я и 17-я ВА) должна была вести борьбу за превосходство в воздухе против 8-го немецкого авиакорпуса, ВВС 8-й итальянской армии и отчасти против столь же немногочисленных ВВС других германских сателлитов - Румынии и Венгрии.
В боевом составе 2-й и 17-й ВА было 12 авиационных дивизий, имевших в своих рядах около 550 самолетов. В авиасоединениях противника насчитывалось от 560 до 580 немецких и итальянских самолетов (в том числе 64 самолета ВВС 8-й итальянской армии). По этим данным соотношение сил в воздухе на Среднем Дону было примерно равным [3, с. 84].
При прорыве обороны предусматривалось централизованное управление авиацией, а при действиях в оперативной глубине планировалась его децентрализация. «Большая часть авиации переподчинялась общевойсковым армиям». С вводом в сражение
танковых и механизированных корпусов для их сопровождения намечалось выделить часть истребителей и штурмовиков. Около 120 бомбардировщиков (большей частью ночной авиации) планировалось использовать для ударов по аэродромам, железнодорожным станциям и резервам противника [3, с. 86].
2-я воздушная армия должна была осуществлять непосредственное взаимодействие с 6-й армией Воронежского фронта, а в воздухе - с 17-й воздушной армией Юго-Западного фронта [2, л. 44].
3 декабря 1942 г. Ставка ВГК твердила план операции «Сатурн» (директива № 170697), намечая окончание ее подготовки (в том числе приведение авиации в полную боевую готовность) к 9 декабря, а начало наступления на 10 декабря. Общее руководство авиацией Воронежского и Юго-Западного фронтов было возложено на начальника штаба ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта авиации Ф.Я. Фалалеева. Однако 13 декабря в связи с резким изменением обстановки под Сталинградом (началом немецкого контрнаступления с целью деблокады окруженной Сталинградской группировки) и незавершенностью подготовки операции «Сатурн» Ставка приказала ограничить ее масштабы с целью разгрома Среднедонской группировки противника. Наступление на Среднем Дону получило наименование операция «Малый Сатурн». Начало Среднедон-ской операции было назначено на 16 декабря.
Главный удар войск Юго-Западного фронта Н.Ф. Ватутина, против которых было сосредоточено 17 дивизий созданной в конце ноября для дебло-кады Сталинградской группировки группы армий «Дон», был перенесен с юга (на Ростов), на юго-восток (в направлении на Морозовский (Морозовск) в тыл деблокирующей группировке противника (т.е. ближе к Сталинграду). Задача наносивших вспомогательный удар войск левого крыла Воронежского фронта (6-й армии) состояла в том, чтобы помочь войскам правого крыла Юго-Западного фронта (1-й гв. армии) «ликвидировать итальянцев» (т.е. разгромить противостоявшую обоим фронтам 8-ю итальянскую армию), выйти на реку Богучарка и «создать серьезный заслон против возможного удара противника с запада [4, с. 459, 466-467]. Наступая из района западнее Верхнего Мамона на юго-запад в направлении Кантемировки, 6-я армия с приданным ей 17-м танковым корпусом должны были захватом этой станции перерезать Юго-Восточную железную дорогу.
Благодаря переносу начала наступления срок окончания подготовки 2-й ВА к Кантемировской операции был сдвинут на неделю. Продолжительность подготовительного периода фактически удвоилась. Но некоторые недостатки в организации этой
подготовки и сложные погодные условия не позволили 2-й ВА выполнить ее задачи в полном объеме [2, л, 48].
В составе 4-го воздушного флота Германии, действовавшего на южном крыле советско-германского фронта в районе Сталинграда и Среднего Дона, насчитывалось около 1000 самолетов [2, л. 45]. До 500 самолетов группы ВВС «Дон» предназначалось для поддержки деблокирующей группировки с воздуха. В составе 8-го немецкого авиакорпуса имелось 500-520 самолетов. Совместно с ВВС 8-й итальянской армии его авиасоединения противостояли 17-й и 2-й воздушным армиям в полосе предстоящего наступления советских войск на Среднем Дону [3, с. 72, 84].
Основную ударную силу 8-го авиакорпуса М. Фибига составляла дневная бомбардировочная авиация. Два соединения немецких бомбардировщиков (76-я бомбардировочная эскадра и эскадра пикирующих бомбардировщиков Ю-87 - «штука») базировались на аэродромах в районах Тацинская, Мо-розовский (Морозовск), а 27-я бомбардировочная эскадра - в районе Миллерово (к юго-востоку от Кан-темировки) в 135 км от Осетровского плацдарма. В состав корпуса генерала Фибига входили также истребительная эскадра и несколько отрядов дальних разведчиков.
Имеются данные, что перед Юго-Западным фронтом и левым крылом Воронежского фронта базировалось 250-300 бомбардировщиков и около 150 истребителей, до 60 разведчиков-корректировщиков и 30-35 транспортных самолетов противни-
В связи с тем, что центром событий на Волге и Дону в этот период был район Сталинграда, основная группировка немецкой авиации дислоцировалась в районах Тацинская, Морозовский, т.е. между Ростовом и Сталинградом, против левого крыла Юго-Западного фронта, на удалении более чем 200 километров от намеченного советским командованием района прорыва на Среднем Дону [2, л. 45].
Такое базирование основных сил 8-го немецкого авиакорпуса позволяло маневрировать ими в зависимости от создавшейся на том или ином участке воздушной и наземной обстановки. С другой стороны, большая концентрация самолетов на ограниченной территории создавала благоприятные условия для действий советских ВВС по основным аэродромам противника. Часть воздушных сил немцев и их союзников базировались юго-западнее района дислокации соединений 2-й воздушной армии. Поэтому командарм Смирнов поставил перед ней в качестве одной из основных задач на период операции - уничтожение авиации противника на аэродромах
Евстратовский (к югу от Россоши) и Уразово (к югу от Валуек).
В период до начала Кантемировской операции главной боевой задачей летчиков 2-й ВА было прикрытие ударных группировок 6-й армии в исходном положении для наступления. Кроме того, они должны были уничтожить штабы, резервы и подходившие к линии фронта войска противника [2, л. 46].
Одной из основных задач советских ВВС в подготовительный период являлась воздушная разведка. Специальные, хотя и устаревшие, самолеты-разведчики Р-5 в небольшом количестве имелись только в составе легкой ночной авиации - 208-й нбад. Однако 2-я ВА имела специальный отдельный (Краснознаменный) 50-й разведывательный авиаполк, выполнявший основные задания по разведке более удаленных целей на вполне современных фронтовых пикирующих бомбардировщиках В.М. Петлякова - Пе-2. В составе 50-го крап было 16 самолетов-разведчиков [2, л. 44].
Технической разведкой с помощью фотографирования в полку занимались два наиболее подготовленных экипажа под командованием лейтенантов Старченко и Скопина. Они действовали с аэродрома Калачеевский и получали боевые задания непосредственно от начальника разведотдела 2-й ВА подполковника Ларина. Командованием фронта перед воздушными разведчиками, специализировавшимися на аэрофотосъемке, была поставлена на период подготовки чрезвычайно важная задача - сфотографировать оборонительную полосу противника перед фронтом 6-й армии на всю ее глубину [2, л. 49].
В то же время остальной состав 50-го крап выполнял боевые задачи по визуальной разведке [2, л. 50].
Одним из основных объектов воздушной разведки 2-й ВА в подготовительный период были аэродромы противника. Авиационное командование и штабы занимались планированием боевого применения соединений 2-й ВА и организацией взаимодействия с 6-й общевойсковой и 17-й воздушной армиями, производили рекогносцировку района предстоявшего наступления на Среднем Дону, заботились о пополнении и снабжении.
Первоочередной задачей подготовительного периода было перебазирование ВВС на юго-восток Воронежской области с целью приближения к месту прорыва в районе Верхнего Мамона. Кроме того, летно-технический состав 2-й ВА занимался ремонтом самолетов и боевой подготовкой, в воины авиационного тыла участвовали в строительстве новых аэродромов на левом крыле Воронежского фронта. На втором этапе подготовительного периода по мере
передислокации на новые площадки летчики армии приступили к ограниченной боевой работе, выполнив 112 самолето-вылетов в интересах 6-й армии [2, л. 48].
Боевой состав 2-й воздушной армии в декабре 1942 г. насчитывал всего 3 авиационные дивизии (на 6 дивизий меньше, чем 17-я ВА). Помимо 208-й ночной бомбардировочной авиадивизии (208-й нбад) полковника Ф.П. Котляра (имевшей в составе 96 ночных бомбардировщиков), к участию в Кантемировской операции готовились 205-я истребительная авиационная дивизия (205-я иад) полковника Ю.А. Немцевича и 227-я штурмовая авиадивизия (227-я шад) полковника А.А. Ложечникова. Боевая мощь этих авиасоединений, в особенности истребительной и штурмовой дивизий, накануне операции «Малый Сатурн», была значительно ослаблена в результате предшествующих боевых действий в ноябре 1942 г. За исключением полков ночных бомбардировщиков 208-й нбад остальные авиачасти армии были «слабо укомплектованы материальной частью» [2, л. 44].
Дневная авиация испытывала острый недостаток боевых самолетов, особенно фронтовых бомбардировщиков (все 16 дневных бомбардировщиков Пе-2 действовали как самолеты-разведчики в составе 50-го разведывательного полка). Поэтому бомбардировочная авиация 2-й ВА могла выделить для ударов по аэродромам, станциям и резервам противника только самолеты легкой ночной авиации, тогда как 17-я ВА в соответствии с планом Среднедонской операции выделяла для этих целей до 80 дневных бомбардировщиков Пе-2 [3, с. 86].
Малочисленный боевой состав имела и штурмовая авиация Воронежского фронта. 227-я шад Героя Советского Союза Ложечникова имела в наличии только 49 самолетов-штурмовиков Ил-2.
Но особенно слабо к началу подготовительного периода (к 3 декабря) была укомплектована фронтовая истребительная авиация. В составе 205-й иад 2-й ВА числилось лишь 29 самолетов-истребителей. К тому же по типам и боевым качествам самолетов ее состав был разношерстным. Он включал не только «яки» - сравнительно неплохие истребители Як-1, но даже авиаполк, летавший на поставленных по ленд-лизу, но сильно уступавших «якам» по боевым качествам, английских истребителях «Харри-кейн». Такое незначительное количество истребителей не только не могло гарантировать надежное прикрытие наземных войск 6-й армии в ходе предстоявшего наступления на Среднем Дону, но даже не позволяло обеспечить сопровождение и нормальную боевую работу имевшихся в составе 2-й ВА немногочисленных штурмовиков Ил-2 [2, л. 44].
Состав 17-й ВА Юго-Западного фронта перед началом Среднедонской операции был усилен за счет придания ей 3-го смешанного авиакорпуса из резерва Ставки ВГК [5, с. 64]. 2-я ВА получила на усиление только один истребительный авиаполк этого резервного свежего авиакорпуса. В составе переданного в оперативное подчинение командарма Смирнова 867-го иап 3-го сак было 27 истребителей Як-1. В результате количество боевых машин истребительной авиации в составе 2-й воздушной армии к 16 декабря, т.е. к началу Кантемировской операции, увеличилось до 56 самолетов, преобладающим типом которых были современные истребители Яковлева - Як-1 [2, л. 44, 45].
В период подготовки операции «Малый Сатурн», в течение первой половины декабря 1942 г., ремонтники, технический состав 2-й ВА, провели «большую работу» по восстановлению поврежденной или вышедшей из строя по техническим причинам боевой матчасти. И все же к моменту перехода в наступление на Среднем Дону в составе армии осталось большое количество неисправных самолетов.
Особенно много таких боевых машин было в составе дневной авиации, т.е. среди истребителей и штурмовиков. Не были готовы к боевой работе пятая часть самолетов штурмовой авиации (10 из 49 штурмовиков Ил-2) и почти треть истребителей (16 самолетов из 56). Следовательно, к началу Сред-недонской наступательной операции, к 16 декабря 1942 г., в боеготовом состоянии было не более 190 самолетов, т.е. в 2 раза меньше, чем было в составе 2-й воздушной армии к началу Воронежского сражения (к концу июня 1942 г.)
Такое количество боевых самолетов не могло обеспечить выполнение поставленных перед армией боевых задач в соответствии с планом авиационного обеспечения операции своевременно и в полном объеме [2, л. 45]. Поэтому в ходе Кантемировской операции летчикам 2-й ВА пришлось компенсировать недостаток сил дневной авиации самоотверженными действиями истребителей и штурмовиков и интенсивной боевой работой ночной авиации, а также некоторыми тактическими новшествами, в частности, впервые в практике боевого применения ночных бомбардировщиков смелыми, но рискованными вылетами на задание в дневное время.
Истребителей не хватало даже располагавшей значительно большими силами, чем 2-я ВА, 17-й воздушной армии С.А. Красовского. Поэтому здесь также пришлось применить вынужденную тактическую новинку - использовать на второй день Среднедонской операции для прикрытия наступающих войск Юго-Западного фронта вместо истреби-
телей обладавшие сильным вооружением самолеты-штурмовики Ил-2 [1, с. 144, 145].
С точки зрения перспектив борьбы за господство в воздухе, следует учесть, что 2-й и 17-й ВА противостоял самый мощный авиакорпус воздушной поддержки вермахта - 8-й авиакорпус, имевший в составе около половины всех самолетов 4-го воздушного флота Германии, в том числе сильную истребительную авиацию. По данным 2-й ВА, ей противостояли от 150 до 160 самолетов-истребителей противника, обладавших высокими боевыми качествами, и десятки отличных пилотов и асов люфтваффе [2, л. 45].
Одним из первых и наиболее важных мероприятий подготовительного периода было перебазирование соединений и частей 2-й воздушной армии на новые аэродромы, расположенные на юго-востоке Воронежской области в районах Бутурлиновки, Павловска и Калача. Основная цель этой передислокации заключалась в приближении авиации Воронежского фронта к войскам его левофланговой 6-й общевойсковой армии и ее 17-го танкового корпуса для более интенсивной и эффективной поддержки в ходе предстоявшего наступления на Кантемировском направлении.
Процесс перебазирования 2-й ВА начался с первого дня подготовительного периода и продолжался до самого начала Кантемировской операции.
3 декабря части дневной авиации приступили к передислокации на новые аэродромы: штурмовые полки 227-й шад - на аэроузел Красный Октябрь (30 км восточнее Павловска), а истребители 205-й иад - в район г. Калача (65 км восточнее Павловска) [2, л. 47].
Процесс перебазирования на этот раз сопровождался большими трудностями и не был полностью завершен к окончанию подготовительного периода. Передислокации авиации Воронежского фронта предшествовало строительство новых взлетно-посадочных площадок и других аэродромных сооружений на левом крыле фронта. В то же время воины авиационного тыла соседнего, Юго-Западного фронта, по свидетельству командовавшего тогда 17-й ВА С.А. Красовского, «в сложных условиях суровой зимы строили аэродромы на правом крыле фронта».
Новые аэроузлы подготавливались в большой спешке, так как первоначально наступление на Среднем Дону по плану операции «Сатурн» планировалось начать 10 декабря.
Почти ежедневно выпадал глубокий снег, часто бушевали метели. Все это усложняло и замедляло и без того нелегкий процесс создания новых взлетных полос и вспомогательных сооружений.
Из-за сложных погодных условий значительная часть подготовленных для истребительной и штурмовой авиации аэродромов оказались непригодными для взлета и посадки. Так, например, толстый слой снега не позволял плотно укатать взлетно-посадочную полосу на аэроузле 205-й иад в районе Новой Меловатки (западнее Калача). В результате здесь произошло несколько аварий.
А истребители приданного 2-й ВА авиаполка 3-го сак в первые дни операции не смогли прикрыть 17-й тк при вводе в прорыв с Осетровского плацдарма из-за непригодности для боевой работы аэродрома в районе Павловска [2, л. 47, 51].
Недостатки и трудности подготовительного периода серьезно осложнили подготовку к Кантемировской операции и боевые действия авиации Воронежского фронта в декабре 1942 г.
Главными положительными итогами этого периода стали некоторое увеличение количества бое-готовой матчасти (прежде всего, истребительной авиации) и значительное приближение авиасоединений 2-й ВА к району предстоявшего крупного наступления на Среднем Дону.
В первой половине декабря, несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, очень эффективно действовали воздушные разведчики 2-й ВА, особенно летчики ее 50-го Краснознаменного разведывательного авиаполка.
В течение подготовительного периода, главным образом, на его втором этапе, с 8 по 15 декабря, авиация Воронежского фронта провела определенную боевую работу, не только в интересах его 6-й общевойсковой армии, но отчасти и войск и авиации соседнего, Юго-Западного, фронта, выполнив за неделю более сотни самолето-вылетов.
Боевая деятельность 2-й воздушной армии генерала Смирнова в этот период сводилась в основном к воздушной разведке, прикрытию сосредоточения наземных войск и ударам ночных бомбардировщиков по переднему краю обороны противника на южном берегу Дона к юго-западу от Верхнего Мамона.
По оценке штаба 2-й ВА, наиболее успешно в это время работали воздушные разведчики 50-го крап, имевшего в своем составе 16 самолетов Пе-2 (пикирующих бомбардировщиков, использовавшихся для разведки). Полк базировался на аэродроме Архангельское (на Верхнем Дону в 150 км северо-западнее Верхнего Мамона). Он обеспечивал фронтовое командование разведывательными данными о положении на огромном фронте от Ельца на севере до Богучара на юге.
Основной боевой задачей воздушной разведки 2-й ВА в период непосредственной подготовки к
Среднедонской операции являлась аэрофотосъемка полосы обороны противника на участке 6-й армии Воронежского фронта. Выполнение этого ответственного боевого задания фронтового командования было поручено двум экипажам самолетов-разведчиков Пе-2 50-го крап под командованием старшего лейтенанта Старченко и лейтенанта Скопина. Они перелетели на аэродром, расположенный к югу от воронежского г. Калач, т.е. гораздо ближе к району намеченного прорыва обороны 8-й итальянской армии на Среднем Дону. Находясь в постоянной боевой готовности, оба экипажа пользовались любым, даже кратковременным, улучшением погоды для немедленного вылета на боевое задание.
Аэрофотосъемка оборонительной полосы 8-й итальянской армии производилась на всем 200-километровом фронте от Павловска до Вешенской и на всю глубину обороны противника. Причем эта опасная боевая работа выполнялась без прикрытия своих истребителей и в условиях сильного противодействия вражеской зенитной артиллерии. Тем не менее опытные и отважные воздушные разведчики 2-й ВА делали по 12 заходов вдоль линии фронта. При помощи всего трех фотоаппаратов, смонтированных на одном из двух самолетов Пе-2, они с риском для жизни снимали огромную площадь в расположении неприятеля.
Важнейшее боевое задание было успешно выполнено. Наземное командование по достоинству оценило работу лучших разведчиков 50-го крап, объявив благодарность экипажам Скопина и Стар-ченко.
Немногочисленный личный состав полка выполнял также задачи по визуальной разведке противника (методом наблюдения с воздуха). На основе сведений воздушных разведчиков Воронежского фронта летчики 17-й ВА Юго-Западного фронта нанесли ряд удачных ударов по аэродромам противника. Советское наземное командование на основе проведенной к началу Кантемировской операции аэрофотосъемки и визуальной разведки располагало исчерпывающими данными для принятия решения на прорыв оборонительной полосы противника на Среднем Дону [2, л. 49, 50].
Источники и литература:
1. Красовский, С.А. Жизнь в авиации. - Минск, 1976.
2. ЦАМО. Ф. 2-й ВА. Оп. 4196. Д. 2а.
3. Великая Отечественная война. 1941-1945. Воен.-ист. очерки. - М., 1998. - Кн. 2.
4. Русский архив: Великая Отечественная. Ставка ВГК: Документы и материалы. 1942 год. - М., 1997. - Т. 16 (5-2).
5. История Второй мировой войны, 1939-1945. - М., 1976. - Т.6.
71