Однако этот процесс был достаточно сложным и противоречивым. Далеко не все гласные разделяли идею необходимости обучения крестьянских детей. Недостаток средств не позволял решить вопрос обучения всех детей школьного возраста. Крестьяне не всегда хотели обучать детей в земских школах, предпочитая школы грамоты.
1. Голубев В. Влияние грамотности в крестьянской жизни (по отзывам местных жителей) // Саратовская земская неделя. 1902. № 4.
2. Государственный архив Саратовской области (ГАСО).
3. Доклады и отчеты управы XIV очередному земскому собранию 1879 года. Аткарск, 1879.
4. Доклады и отчеты управы XXII очередному земскому собранию 1887 года. Аткарск, 1887.
5. Доклады и отчеты управы XXIII очередному земскому собранию. Аткарск, 1888.
6. Журналы XIX очередного земского собрания Аткарского уезда 1884 года. Аткарск, 1884.
7. Начальное народное образование в Аткарском уезде // Русский начальный учитель. 1885. № 1.
8. Панов А.В. Из истории народного образования в Аткарском уезде // Саратовская земская неделя. 1903. № 8.
9. Панов А.В. Начальное народное образование в Саратовской губернии // Образование. 1901. № 7 - 8.
10. Панов А.В. Очерки по истории народного образования в Аткарском уезде // Саратовская земская неделя. 1902. № 4.
11. Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Т. VI: Аткарский уезд. Ч. 2. Саратов, 1886.
Антон Николаевич Учаев,
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и политологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 94(71) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
СТРУКТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ВВС КАНАДЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В статье предпринята попытка анализа развития ВВС Канады в годы Второй мировой войны в контексте эволюции структуры данного рода войск североамериканского доминиона. На основе официальных материалов правительства Канады и ряда других источников освещаются ключевые направления, а также специфика развития ВВС Канады в изучаемый период. Основное внимание уделяется подготовке летного состава для Британского содружества (BCATP), а также созданию и размещению эскадрилий разного типа: истребительных, бомбардировочных, транспортных и др. Одним из базовых моментов исследования стало изучение встраивания канадских подразделений в структуры ВВС западных союзников - Великобритании и США. Анализ вышеуказанного материала привел к выводам, что Канада использовала свои ВВС в целом как и вооруженные силы, т.е. для получения определенных политических дивидендов. Это, в частности, объясняет настойчивость правительства канадских либералов в стремлении добиться максимальной самостоятельности для подразделений доминиона. Действия администрации Кинга можно считать частично успешными, поскольку они (в совокупности с прочими достижениями военного времени) позволили Канаде добиться повышения собственного внешнеполитического статуса в послевоенный период.
Ключевые слова: Канада, Вторая мировая война, Королевские канадские военно-воздушные силы (ККВВС), У.Л.М. Кинг, BCATP.
A.N. Uchayev
STRUCTURAL EVOLUTION OF THE CANADIAN AIR FORCE DURING WORLD WAR II
The paper presents an analysis of the development of the Canadian Air Force during the Second World War in the context of the structural evolution of the Air Forces in North American. Having studied the official archives of the Government of Canada and other sources, the author highlights key development are as well as describers the specifics of the Canadian Air Force during that period. The paper focuses on the British Commonwealth Air Training Plan (BCATP), as well as establishing and deployment of different types of squadrons: fighter, bomber, transport, etc. One of the key objectives of the study is to examine the coordination between the Canadian Air Force units and the Western allies: Great Britain and the United States. The author concludes that Canada used its Air Force mainly for military purposes, i.e. to achieve certain political dividends. This, in particular, explains the persistence of the Canadian liberal government in its effort to achieve maximum independence for their Air Force units. The administration of W.L.M. King partially succeeded, because even partial success in this field (in conjunction with other wartime achievements) allowed Canada to enhance its foreign policy status in the postwar period.
Keywords: Canada, World War II, Royal Canadian Air Force (RCAF), W.L.M. King, BCATP.
Bl uchaevan@gmail.com
Штатная структура Королевских канадских военно-воздушных сил ( далее - ККВВС) мирного времени включала в себя 23 эскадрильи, 11 из которых были стационарного базирования, но из них только 8 были сформированы накануне Второй мировой войны. В первые месяцы войны стало понятно, что только 15 эскадрилий могут быть доведены до приемлемого уровня боевой готовности и мобилизованы: 12 - для обороны Канады, 3 - для службы за океаном. Материальная часть включала 230 самолетов 20 различных типов. Из них лишь 19 истребителей « Харрикейн» и 10 легких бомбардировщиков «Фаэйри Бэттл» могли считаться современными боевыми самолетами. Из этого маленького ядра ККВВС сформируются в четвертые по мощности воздушные силы союзников.
Во время войны структура ККВВС состояла, по сути, из трех крупных частей, две из которых располагались в Канаде. Первыми двумя были «План по обучению летного состава в Британском Содружестве» (British Commonwealth Air Training Plan - BCATP) и « Внутреннее военное управление» (Home War Establishment - HWE), которые развернули тридцать семь эскадрилий для обороны побережья, защиты судоходства, ПВО и других нужд в западном полушарии. Третьей частью было «Заокеанское военное управление» (Overseas War Establishment - OWE) с штаб-квартирой в Лондоне. К концу войны оно контролировало 48 эскадрилий, действовавших вместе с ККВВС в Западной Европе, Средиземноморье и на Дальнем Востоке [11].
Нужно отметить, что Оттава имела собственный взгляд на перспективы развития вооруженных сил страны. Поскольку соперничать с метрополией в создании крупного военно-морского флота было бессмысленно, а увеличение армии натолкнулось бы на непреодолимое противодействие внутри страны, канадское правительство стало уделять особое внимание собственной авиационной промышленности и ВВС. Развитие авиации, особенно создание на территории Канады школ военных летчиков, обещало сделать страну главным центром подготовки кадров для ВВС империи [2, с. 48].
Неудивительно, что в Оттаве положительно реагировали на английский запрос (26 сентября 1939 г. он был сделан Невиллом Чемберленом Макензи Кингу, сама же идея принадлежала верховному комиссару Канады в Лондоне В. Мэсси) по поводу превращения Канады в главную базу по подготовке летного состава в странах Содружества наций. Английское предложение позволяло кабинету в Оттаве решить одновременно две задачи: сконцентрироваться на развитии военной авиации и в то же время уйти от вопроса о конскрипции [1, с. 388].
Переговоры по созданию BCATP велись в Оттаве с 31 октября по 17 декабря 1939 г. [9, p. XXIX]. Проект, согласованный метрополией и Канадой, Австралией и Новой Зеландией, предусматривал затраты в размере 823 млн долл. на создание в Канаде объединенного центра для тренировки летчиков из указанных четырех стран [3, p. 39]. Англия обязалась поставлять самолеты, запасные части и моторы к самолетам, Канада - оплачивать расходы по обучению. Канадская сторона обязывалась обеспечить ежемесячный выпуск 520 летчиков начального обучения, 544 пилотов, подготовленных к ведению боевых действий, 340 штурманов-навигаторов и 580 стрелков-радистов. После вычета доли Англии
затраты распределялись следующим образом: Канада -80,64% (531 млн долл.) [3, р. 39], Австралия - 11,28%, Новая Зеландия - 8,08%. Хотя правительство Кинга считало участие в данном проекте наиболее целесообразной формой вклада в победу [4, р. 19], первые результаты в этой области были достигнуты только в конце 1941 г. из-за трудностей финансового характера [2, с. 50 - 52].
Первоначально план предполагал открытие на территории Канады 74 тренировочных центра, которые были введены в строй в декабре 1941 года. Реальность показала, что запланированных мощностей явно не хватает. В результате проект набрал обороты, что привело к созданию еще 80 тренировочных центров. Кроме них существовало еще около 360 подразделений, дислоцировавшихся в 231 точках доминиона. К концу 1943 г., во время максимального расширения проекта, численность военного и гражданского персонала, занятого обучением курсантов, достигла 104 тыс. человек [3, р. 38 - 39]. Однако не только увеличение количества курсантов привело к росту расходов. В частности, в октябре 1942 г. канадское правительство взяло на себя оплату униформы для курсантов [6]. Когда срок действия плана истек, выяснилось, что общая сумма, потраченная Канадой на подготовку летного состава для стран Содружества, составила 1 млрд 281 млн долл. [3, р. 38].
Став «летной школой» империи, Канада подготовила по ВСАТР за годы войны 131 тыс. человек (72 тыс. из них служили в ВВС доминиона) [10, р. XXXV]: в частности, летчиков - 38% от общего числа выпускников; стрелков-радистов и бортстрелков - 25,5%; штурманов - 23% и т. п. Здесь обучались представители Англии, Австралии, Новой Зеландии, Бельгии, Франции, Нидерландов, Польши, Чехии, Ньюфаундленда, Норвегии и Мексики [3, р. 41], но основное ядро составляли канадцы [1, с. 26]: 55% летного состава и 97% наземного персонала, подготовленного по плану. 31 марта 1945 г. Канада завершила работу по выполнению плана ВСАТР [10, р. XXXVII]. Такая активность позволила президенту США Ф.Д. Рузвельту назвать Канаду «аэродромом демократии» [3, р. 38].
К 1 января 1944 г. ККВВС достигли пика своей численности - 215 200 человек (из них 15 153 женщин). В ВСАТР служило 104 000 человек: 64 928 человек - в Канаде и 46 272 человек - в метрополии. Структурно ККВВС состояли из 78 эскадрилий: 35 - за океаном и 43 - в Канаде [11].
Отдельного упоминания заслуживает статья № 15 в ВСАТР. В ней было указано, что подготовленный по плану в доминионе летный и технический персонал должен направляться в подразделения, формируемые ВВС этой же страны, а при переходе под оперативный контроль в другой стране (в большинстве случаев - под начало КВВС) должны были получать особые обозначения, отражающие их национальную принадлежность. Данные подразделения получили название «эскадрильи 15-й статьи». Кроме того, статьи № 16 и № 17 гласили, что правительство Великобритании берет на себя обязательства по денежным выплатам и довольствию экипажей, подготовленных в рамках ВСАТР. Тем не менее эти эскадрильи считались подразделениями ККВВС. Такая схема была принята во время переговоров Ривер-дейла и Макензи Кинга по инициативе последнего. За
время войны было сформировано 44 канадских «эскадрильи 15-й статьи». Но нужно отметить, что на практике в нарушение этой же статьи (по соображениям практического характера) личный состав этих эскадрилий служил в подразделениях ККВВС. Одной из причин было то, что эти эскадрильи на момент формирования имели в своем составе слишком мало летчиков из доминиона. К концу войны эта проблема была устранена. Среди доминионов Канада проявляла наибольшую настойчивость в плане сохранения национальной идентичности своих эскадрилий и летчиков. В конечном итоге именно Канада в январе 1943 г. сумела сформировать из «своих» эскадрилий крупное соединение Бомбардировочного командования под началом канадского вице-маршала. Такого результата не смогли добиться ни Австралия, ни Новая Зеландия [11].
В начале войны в структуре Ь^Е было два оперативных командования: Восточное и Западное авиационное командование и семь эскадрилий, плохо оснащенных различными устаревшими самолетами. Наибольшей угрозой для Канады и союзников в то время считались немецкие подводные лодки в Северной Атлантике, поэтому первоочередной задачей был вопрос о расширении средств и возможностей Восточного авиационного командования. В декабре 1941 г., когда японцы напали на Перл-Харбор, а затем заняли Алеутские острова у берегов Аляски, приоритеты были изменены и акценты сместились на нужды Западного авиационного командования.
В течение 1941 - 1942 гг. Ь^Е достигло своих максимальных размеров. После того, как канадские эскадрильи были размещены на востоке вплоть до Ньюфаундленда, а также была оказана поддержка американцам на Аляске, возникли серьезные проблемы с осуществлением эффективного управления . Для преодоления этих трудностей оба командования приняли решение сформировать оперативные группы. Нечетные группы были отнесены к Восточному авиационному командованию, а четные были в распоряжении Западного.
Процесс расширение Ь^Е достиг своего пика в ноябре 1942 года. В его состав входило 37 эскадрилий: 19 - под началом Восточного авиационного командования и 18 - под началом Западного авиационного командования [11].
В начале осени 1939 г. офицеры ККВВС настаивали на формировании зарубежных подразделений. 7 января 1941 г. между Канадой и Великобританией было подписано дополнительное соглашение ВСАТР о том, что 25 эскадрилий ВВС Канады будут сформированы в Соединенном Королевстве. Канадские представители предлагали сформировать истребительную и бомбардировочную группы ККВВС, однако было установлено, что, в силу того что по требованиям ККВВС истребительная группа привязывалась к определенному географическому району, канадской истребительной группе потребовалось бы сформировать от 40 до 50 эскадрилий, что было признано невозможным. В конце концов была создана только канадская бомбардировочная группа № 6. В то же время следует отметить, что многие канадцы служили в эскадрильях ККВВС как в качестве летного состава, так и в качестве технического персонала [11].
Кроме того, существовало подразделение, созданное ККВВС для непосредственной поддержки канадской
армии. В результате армейских «запросов» такое подразделение - авиаполк № 101 - было сформировано из трех эскадрилий. В январе 1943 г. к первоначально входившим в состав авиаполка эскадрилье № 400 (бывшая № 100) и эскадрилье № 414 (бывшая № 39), изначально экипированным истребителями P-40 «Томахок», была добавлена эскадрилья № 430, и все три подразделения были переоснащены истребителями P-51 «Мустанг». 1 июня 1943 г. командование ККВВС по взаимодействию с сухопутными войсками было упразднено, а вышеуказанные эскадрильи ККВВС перешли в подчинение 2-й Тактической воздушной армии (Second Tactical Air Force) [5, p. 70 - 71].
Обязательства, взятые на себя ККВВС по развитию и управлению BCATP, а также ответственность за систему ПВО собственной страны означали, что большая часть эскадрилий останется на территории доминиона. И действительно, в первые месяцы войны за океан отправилось лишь три канадских эскадрильи. Первым таким подразделением была 110-я вспомогательная эскадрилья поддержки сухопутных сил (№ 110 Army Cooperation (Auxiliary) Squadron), которая была усилена личным составом вспомогательной эскадрильи № 112 и эскадрильи № 2 (постоянного состава). 110-я эскадрилья прибыла в Британию в феврале 1940 г. и начала тренировать личный состав для поддержки канадских соединений, которые предполагалось отправить во Францию. Спустя четыре месяца, когда ситуация стала совсем критической, в Британии оказались 112-я и 1-я истребительные эскадрильи постоянного состава (№ 1 Fighter (Permanent) Squadron), будучи усиленными личным составом 115-й временной эскадрильи [11, p. 6, 10].
В конце 1940 г. первые выпускники BCATP начали прибывать в Англию. Большинство из них было зачислено в подразделения ККВВС. На начальных этапах реализации плана многие выпускники должны были оставаться в Канаде в качестве инструкторов для дальнейшего расширения этого проекта. Но когда количество выпускников для службы за рубежом существенно увеличилось, стало возможным организовать новые эскадрильи ККВВС в Великобритании. Первоначально эти новые подразделения были канадскими скорее де-юре, нежели де-факто, но политика «канадизации» этих эскадрилий в конечном счете изменила ситуацию.
Когда весной 1941 г. началось расширение ККВВС за рубежом, была принята новая система нумерации эскадрилий, для того чтобы избежать путаницы с подразделениями ККВВС. Номера с 400 по 449 были зарезервированы за ККВВС, и три эскадрильи, прибывшие в Британию первыми, получили новые номера: 110-я стала 400-й, 1-я - 401-й, а 112-я (которую перед этим в декабре 1940 г. реорганизовали во 2-ю истребительную) - 402-й [11].
В мае 1943 г. три бомбардировочные эскадрильи ККВВС (420-я, 424-я и 425-я) были выведены из состава 6-й авиагруппы, оснащены бомбардировщиками Виккерс «Веллингтон» Mk.X и отправлены на время в Северную Африку. На новом театре боевых действий канадские эскадрильи были сведены в авиакрыло № 331, входившее в 205-ю авиагруппу, и приняли участие в операциях союзников по высадке в Алжире, на Сицилии и в Италии [11].
Канада также обеспечила большим числом экипажей и наземного персонала Береговое командование ККВВС.
В определенный период в состав этого структурного элемента британских ВВС входило семь канадских эскадрилий. Три из них (№ 404, № 407 и № 415) были берегового базирования, а четыре других (№ 413, № 422, № 423 и № 162) были оснащены гидросамолетами. В среднем в Береговом командовании в два последние года войны служило от 2 до 3 тыс. канадцев. В апреле 1944 г. численность экипажей, наземного и прочего персонала эскадрилий ККВВС в подчинении Берегового командования достигло 2 065 человек; еще 919 канадцев служили в британских подразделениях командования [7].
Необходимо отметить и факт участия канадских ВВС в боевых действиях на Тихом океане. Так, три эскадрильи ККВВС были в распоряжении командования Юго-Восточной Азии. Уже упоминавшаяся эскадрилья № 413 отвечала за разведку в прибрежной зоне и помогла предотвратить вторжение японцев на о. Цейлон. Две другие эскадрильи (№ 435 и № 436) выполняли транспортные функции, их сформировали в Индии, оснастили самолетами C-47 «Дакота» и передали для обеспечения нужд 14-й британской армии, действовавшей в Индии и Бирме [11].
Другим важным эпизодом структурной эволюции ККВВС в годы Второй мировой войны стало вхождение большой группы канадских эскадрилий в состав 2-й тактической воздушной армии. Возникновение этой структуры стало возможным вследствие того, что высшие офицеры ККВВС и британских вооруженных сил вообще оценили эффективность взаимодействия ВВС с наземными войсками, продемонстрированную вермахтом и люфтваффе. Первой попыткой перенять немецкий опыт стало создание Воздушных сил Пустыни для поддержки 8-й британской армии в Северной Африке. Что же касается 2-й тактической воздушной армии, то в ее задачи входила поддержка частей 2-й британской и 1-й канадской армий в Европе. В состав этого соединения вошли все истребительные и истребительно-бомбардировоч-ные эскадрильи ККВВС, которые были сформированы на территории метрополии в 1943 - 1944 гг., за исключением эскадрильи № 402, которая осталась в системе британской ПВО [8].
Необходимо отметить, что в подчинении Транспортного командования ККВВС была канадская эскадрилья № 437, оснащенная уже упоминавшимися самолетами C-47 «Дакота» [11]. Кроме того, было сформировано три заокеанских эскадрильи для наблюдения и корректировки с целью обслуживания нужд сухопутных войск доминиона. Эти эскадрильи получили номера из «серии 600» (№№ 664 - 666), как и их британские коллеги [12, p. 1].
Идея создания эскадрилий для наблюдения и корректировки артиллерийского огня была озвучена в 1938 г. генерал-лейтенантом королевской артиллерии Генри Чарльзом Бэйзли (Henry Charles Bazeley), в то время служившим в звании капитана и занимавшим должность секретаря Аэроклуба Королевской Артиллерии. Он отметил, что большое число артиллерийских офицеров были также пилотами-любителями, и предложил, что таковых надо снабдить легкими самолетами для того, чтобы они, летая над собственными позициями, могли использовать дополнительную высоту для корректировки огня и обнаружения вражеских целей, скрытых за горизонтом. Предполагалось, что легкие самолеты, находясь на малой высоте и обладая высокой маневрен-
ностью, будут представлять достаточно сложную мишень для боле скоростных истребителей, поскольку у пилота последнего будет очень мало времени на прицеливание. Большая часть пилотов для корректировочных эскадрилий была направлена из армии, в то время как ККВВС обеспечили эскадрильи самолетами.
Все вышесказанное относится и к канадским эскадрильям корректировщиков. Эскадрилья № 664 была сформирована 9 декабря 1944 г. и входила в 70-ю авиагруппу Истребительного командования ККВВС. После трех месяцев подготовки, 19 марта 1945 г., эскадрилья прибыла в Голландию и вошла в состав 84-й авиагруппы 2-й тактической воздушной армии, включенной в 1-ю канадскую армию. После окончания войны эскадрилья была переведена в состав канадских оккупационных сил и находилась в Германии вплоть до своего расформирования 31 мая 1946 года.
Что касается эскадрилий № 665 и № 666, то они, по сути, повторили судьбу эскадрильи № 664, за исключением некоторых отличий. Эскадрилья № 665 была сформирована 22 января 1945 г., обучение и подготовка личного состава заняли также три месяца, и 19 апреля 1945 г. эскадрилья оказалась в Голландии. Но в состав оккупационных сил данная эскадрилья не была включена, ее расформировали 10 июля 1945 г. Эскадрилья № 666 была создана только 5 марта 1945 г. - соответственно, за время обучения личного состава война в Европе уже закончилась. В конце мая 1945 г. эскадрилья № 666 была переброшена на континент. После нескольких перемещений окончательной базой эскадрильи в июне 1945 г. стал Апельдорн (Голландия), где часть и находилась вплоть до своего расформирования в сентябре 1946 г. [12, p. 228 - 232].
Но все вышесказанное об эскадрильях ККВВС не дает полной картины о функционировании этого рода войск доминиона. Необходимо обратить внимание на другую статистику. В общей сложности в ККВВС во время войны служило около 250 тыс. мужчин и женщин. Более 93 тыс. из них служили за океаном, причем в основном в британских, а не в канадских соединениях. Около 60% от «заокеанского контингента» ККВВС служило в эскадрильях британских ВВС. Среди истребителей, участвовавших на стороне Британии в воздушном сражении за Мальту, каждый четвертый был канадцем. В Береговом командовании каждый пятый представитель летного состава также являлся выходцем из североамериканского доминиона. К концу войны четверть личного состава экипажей Бомбардировочного командования служили в ККВВС [11].
Потери ККВВС во время Второй мировой войны составили по Списку Павших (Roll of Honour) 17 100 человек. 14 544 из них погибли за океаном: 12 266 человек - во время операций и 1906 человек - во время обучения. Наибольшие процент потерь составили те, кто служил в соединениях Бомбардировочного командования.
Все боевые эскадрильи, дислоцировавшиеся как в Канаде, так и за океаном, были расформированы вскоре после окончания военных действий в Европе [12, p. 1].
Подводя итоги, мы можем констатировать, что развитие ВВС Канады было в определенной степени предсказуемым. Географическое положение, тесно увязанное с политическим статусом, обусловило движение доминиона в кильватере метрополии. Несомненно, Канаде
удалось добиться определенных успехов на ниве отстаивания собственной независимости в данной сфере, но говорить о полном и бесповоротном поражении метрополии абсолютно невозможно. Тем не менее очевиден и тот факт, что развитие ККВВС было одним из тех действий, которые позволили получить Канаде серьезные политические дивиденды после войны.
1. Канада. 1918 - 1945: исторический очерк / отв. ред. Л.В. Поздеева. М.: Наука, 1975.
2. Мартыненко Б.А. Канада во Второй мировой войне. Формирование «североатлантического треугольника». 1939 -1941. Киев: Наукова думка, 1986.
3. Canada at War. № 45. Ottawa, 1945.
4. Canada Carries on. Review of the War. Effort of the Dominion as Presented to the House of Commons. July 29-30. 1940. Issued of the Dir. Of Public Information. Ottawa, 1940.
5. Delve K. Fighter Command. 1936 - 1968. An Operational and Historical Record. Barnsley, 2007.
6. PAC. Minutes and Documents of the Cabinet War Committee. 1942. October, 6. Vol. 11. № 304.
7. RCAF Anti-Submarine Squadrons Overseas / Juno Beach Centre. URL: http://www.junobeach.org/eZ4/can-tac-air-coa-e.htm.
8. RCAF Fighter Squadrons Overseas / Juno Beach Centre. URL: http://www.junobeach.org/e/4/can-tac-air-fig-e.htm.
9. The Canada Yearbook. 1940. The Official Statistical Annual of the Resources, History, Institutions, and Social and Economic Conditions of the Dominion. Ottawa: King's printer, 1940.
10. The Canada Yearbook. 1945. The Official Statistical Annual of the Resources, History, Institutions, and Social and Economic Conditions of the Dominion. Ottawa: King's printer, 1945.
11. The History of Canada's Air Force / The War Years. URL: http://www.canadianwings.com/history/waryears.php.
12. The Insignia and Lineages of the Canadian Forces. Vol. 4. Operational Flying Squadrons / A Canadian Forces Heritage Publication. 2000. DND CANADA. URL: http://www.cmp-cpm.forces. gc.ca/dhh-dhp/his/ol-lo/vol-tom-4/doc/ofs-eao.pdf.
13. The RCAF Overseas. The First Four Years. Vol. 1. Toronto, 1944.