Научная статья на тему 'Деятельностный подход к педагогическому сопровождению социальной адаптации школьников'

Деятельностный подход к педагогическому сопровождению социальной адаптации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
994
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SOCIAL ADAPTATION / EDUCATIONAL SUPPORT / ACTIVITIES / ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Галина Ивановна

В статье анализируются возможности деятельностного подхода к педагогическому сопровождению социальной адаптации школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active approach to teacher support social adaptation of pupils

The paper analyzes the possibilities of the activity approach to pedagogical support social adaptation of students.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход к педагогическому сопровождению социальной адаптации школьников»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 316.614

Г. И. Симонова

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье анализируются возможности деятельно-стного подхода к педагогическому сопровождению социальной адаптации школьников.

The paper analyzes the possibilities of the activity approach to pedagogical support social adaptation of students.

Ключевые слова: социальная адаптация, педагогическое сопровождение, деятельность, деятельно-стный подход.

Keywords: social adaptation, educational support, activities, activity approach.

Процесс социальной адаптации личности - это сложнейшее общественное явление, которое подразумевает разнообразные аспекты жизнедеятельности человека. Кризисные и критические ситуации, возникающие в различных сферах жизни общества, требуют от человека физического, психического, социального здоровья для эффективной жизнедеятельности; определенных знаний, способов деятельности, общения, позволяющих ему адаптироваться в данном обществе в данный период истории. Кризис российского общества связан, в том числе, с недостаточным вниманием общества и государства к проблеме социальной адаптации его членов. Недостаточное количество, а нередко и вовсе отсутствие государственных программ помощи в социальной адаптации различным возрастным и социальным группам населения приводят к дезадаптации, аномии, маргинализации, девиантному поведению граждан. Особенно нуждается в целенаправленном, педагогически целесообразном сопровождении социальной адаптации подрастающее поколение. Как отмечалось выше, педагогическое сопровождение мы рассматриваем как взаимосвязанную деятельность

© Симонова Г. И., 2012

всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим педагогическая деятельность любого образовательного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы действительно была реализована ее сущность. Более того, целенаправленная взаимосвязанная, совместная деятельность субъектов образовательного процесса выступает в качестве системообразующего основания, обеспечивающего приобщение человека к миру культуры и его саморазвитие. Развитие и функционирование личности в деятельности является исходным пунктом её анализа в русле конкретно-научной методологии деятельностного подхода.

На наш взгляд, в исследовании педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся наряду с парадигмой личностного подхода необходимо исходить из концептуальных основ дея-тельностного подхода (Л. П. Буева, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Понятие «деятельностный подход» употребляется в двух значениях. В широком смысле под деятельностным подходом понимается методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин). В более узком смысле «деятельностный подход» есть теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). С этих позиций деятельность представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности.

Следует признать, что философский принцип деятельности, в основе которого лежит признание деятельности сущностью способа бытия человека, является принципиально важным для нашего исследования. Данный принцип вытекает из принципа отражения, когда сознание выступает как высшая форма отражения, предполагающая активность личности.

Содержание принципа деятельности раскрывается через следующие положения:

- деятельность - это совместное социальное взаимодействие людей в конкретной сфере приложения их духовных и материальных сил, в ходе которого возникают совершенно особые связи, например коммуникативные;

- субъект деятельности - это не только индивид, но и группа, общество, т. е. совокупный субъект;

- деятельность - основное средство групповой динамики;

- при условии признания группы как совокупного субъекта деятельности открывается возможность изучить все атрибуты субъекта деятельности (потребности, мотивы, цели индивидуальной и групповой деятельности).

Проецируя эти положения на проблему нашего исследования, можно говорить о том, что дея-тельностный подход и принцип деятельности соотносятся с сущностью социальной адаптации учащихся и являются методологическим основанием её педагогического сопровождения.

В психологии деятельность рассматривается как специфический вид человеческой активности; некоторое субъектно-субъектное отношение, в котором человек - субъект определенным образом относится к объекту, овладевает им.

В рамках деятельностного подхода выделены критерии возникновения психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития, о структуре деятельности, о личностном смысле, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности.

К основным принципам деятельностного подхода, которые определяют методологическую канву анализа процесса социальной адаптации личности, относятся: принцип развития и историзма; предметности; активности; интериоризации - экстерио-ризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики.

В основе данного подхода лежит категория «деятельность», которая в самом широком смысле понимается как целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не существует, она всегда связана с активностью субъекта, направленной на объект. Субъектом деятельности может выступать человек или группа людей, объектом же может быть и человек, и животное, и неодушевленная вещь. Если объект деятельности - человек, то это может быть как конкретная личность, так и малая группа, большая группа или даже этническая общность. В основе процесса педагогического сопровождения также лежит профессиональная деятель-

ность субъектов, которые обеспечивают благоприятное протекание социальной адаптации учащихся. Эта деятельность должна носить четко выраженный субъект - субъектный характер, поскольку социальная адаптация характеризуется активностью личности.

Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметной детерминации деятельности состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, её связи со значениями, фиксированными в закрепленных в орудиях схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, в ценностях, социальных нормах.

Итак, предметность - один из важнейших признаков деятельности. Дело в том, что в ходе истории непрерывно расширяется сфера предметов, вовлекаемых в человеческую деятельность. Включение в деятельность предполагает и расширение потребностей. Вследствие этого деятельность усложняется, обусловливая собой дальнейшее развитие и совершенствование психических функций. Деятельность человека - это всегда разрешение проблем, которые ставит перед ним жизнь, причем проблема может быть определена как разрыв между требующейся человеку ситуацией и его реальной жизненной ситуацией. Процесс социальной адаптации также предполагает вхождение человека в новую для него социальную среду, которое отнюдь не всегда характеризуется готовностью его к конструктивному взаимодействию со средой. Перед личностью встает проблема - как успешно адаптироваться к новым условиям. Прежде всего, на наш взгляд, это возможно через включение человека в деятельность и общение. Участие человека в деятельности может выливаться в освоение природных или социальных сил или же в систематизацию фактов действительности для нахождения связей между ними. По этому признаку выделяют деятельность практическую (предметную) и духовную (познавательную, оценочную, нормативную). Эти два вида деятельности тесно связаны друг с другом и взаимопроникают. Перед каждым вступающим в жизнь индивидом простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Включаясь в процесс адаптации, человек вовлекается и в процесс деятельности, что позволяет ему постигать смысл предметов, их социальные функции, навыки, ценности, нормы. Таким образом, сущностные силы индивида являются результатом освоения им в процессе распред-

мечивания результатов исторического развития предшествующих поколений. Процесс распредмечивания, следовательно, выступает как процесс формирования и развития обществом человеческих качеств.

Г. С. Батищев отмечает, что человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне. Ему нельзя навязать сумму определенных качеств. Необходимо, включив его в деятельность, вызвать его собственную активность, и исключительно через механизм этой его собственной, совместной с другими деятельности он сформируется в то, чем сделает его эта общественная по своей сущности коллективная деятельность (труд и т. д.). Только так человеческие качества станут частью сущности индивида, а их конкретная совокупность - индивидуальностью [1].

Таким образом, для успешной адаптации личности необходимо овладеть знаниями, умениями, личностными качествами и системой ценностей, наличие и реализация которых способствуют наиболее благоприятному протеканию процесса взаимодействия личности со средой.

Субъектность деятельности находит свое выражение в следующих аспектах активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; в личностном смысле («значение для меня»), придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

При анализе деятельности выделяются три плана её рассмотрения: генетический, структурно-функциональный, динамический. В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая усвоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания деятельности во внутреннюю.

В основе структурно-функционального рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам» (Л. С. Выготский), при котором та или иная реальность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Иерархические связи между единицами деятельности подвижны.

При рассмотрении деятельности в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение её новых форм, и установка, обусловливающая устойчивый характер целена-

правленной деятельности в постоянно изменяющейся действительности [2].

Категория «деятельность» связана с понятиями «действие» и «поступок».

Действие - это относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной ограниченной текущей задачи. Деятельность состоит из действий, под которыми понимаются некоторые совокупности процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели. В процессе деятельности в зависимости от конкретной цели выделяют следующие виды действий:

- двигательные действия, совершаемые с целью удержать или переместить какой-либо внешний объект или свое тело в пространстве;

- гностические действия, совершаемые с целью получения знания о факте действительности и удержания этого знания в сознании; гностические действия подразделяются на перцептивные, мнемичес-кие, логические. С помощью перцептивных действий воспринимаются факты действительности; мнемические и логические действия, или интеллектуальные, составляют сущность мыслительной деятельности. Совокупным итогом предыдущих и необходимым компонентом последующих гностических действий является опыт, посредством которого обеспечивается связь системы знания с познаваемым объектом;

- социально-коммуникативные действия, направленные на установление, поддержание или прекращение взаимоотношений между людьми или взаимодействия между ними. В пределах социально-коммуникативных действий различают собственно коммуникативные действия, совершаемые с целью получения или передачи сообщений, установления или поддержания контактов и т. д.; организующие действия, направленные на побуждение других к действиям или к оценке их действия; обслуживающие действия, направленные на удовлетворение потребностей других людей. Некоторая часть социально-коммуникативных действий, выражающих субъективное состояние человека или его отношение к другим людям, к принятым ими нормам или к их целям и ценностям, составляют поступки, совокупность которых образует поведение (Е. М. Климов).

Для успешной социальной адаптации личности необходимо овладеть в единстве двигательными, гностическими и социально-коммуникативными действиями и реализовать их. Задача педагогического сопровождения соответственно будет состоять во включении учащихся в такие виды деятельности, которые предполагают совершение тех или иных действий.

Процесс развития личности как субъекта деятельности, изучение её социальной адаптации предполагает изучение механизмов овладения собствен-

ным поведением, превращение психики личности в особый «орган», орудие преобразования человеческого мира.

В связи с этим остановимся специально на ин-териоризации - экстериоризации как механизме присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта, что принципиально в контексте анализа проблемы социальной адаптации личности. Л. С. Выготский интериоризацию и экстерио-ризацию рассматривал как переход от интерпсихического социального к интрапсихическому индивидуальному способу жизни [3]. Общая схема процесса присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта выглядит следующим образом: социальная конкретно-историческая система общества, образ жизни в данной системе (в том числе в культуре) - процесс совместной деятельности членов общества (детей, взрослых) в социальной группе как основа социализации и социальной адаптации личности (механизм интериори-зации) - формирование личности - проявление личности как субъекта деятельности (механизм экстериоризации) - преобразование совместной деятельности социальной группы - преобразование образа жизни в данной социальной системе.

Таким образом, деятельностный подход определяет, в целом, исследовательскую стратегию личности в ходе адаптации.

Рассматривая педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся, важно акцентировать внимание на педагогической деятельности, в контексте изложенных выше методологических положений. Это связано с тем, что социальную адаптацию учащихся мы рассматриваем как педагогически целесообразно организованный процесс, который сопровождается специалистами системы образования. Соответственно приоритетно речь идет о компетентной профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность - это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуются передача социального опыта и культуры от поколения к поколению. Предмет и продукт человеческой деятельности - личность ребенка и ее гармоничное развитие [4]. Основными компонентами педагогической деятельности являются цель, средства, технология, объект и субъект труда педагога. Она направлена на изменение сознания, деятельности и поведения детей. Педагогическая деятельность, являясь по своей сути духовно-практической, предусматривает социализацию личности ребенка, включение его в общественные, межличностные отношения, в овладение общественным опытом.

В. А. Сластенин более точно, хотя в то же время и достаточно широко, на наш взгляд, определяет педагогическую деятельность как особый вид социальной деятельности, направленной на

передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [5]. Такой подход, с нашей точки зрения, очень гармонирует с пониманием сущности категории «социальная адаптация». Поскольку последняя возможна только в том случае, если индивид осваивает именно те знания и опыт, которые необходимы ему для успешного вхождения в жизнь данного общества, причем при этом обязательно происходит его социальное становление и адаптация, которую мы рассматриваем в контексте нашего исследования через самоопределение, самоутверждение, самоактуализацию и саморазвитие.

И хотя в целом подходы к рассмотрению сущности педагогической деятельности принципиально не отличаются, но необходимо отметить ряд особенностей ее. Во-первых, педагогическая деятельность выступает как общепедагогическая, которая осуществляется в семье, средствами массовой коммуникации, организациями, учреждениями и пр., а также как профессиональная, которая реализуется в специально организованных обществом образовательных учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки).

Во-вторых, системообразующей характеристикой деятельности является цель, рассматриваемая как историческое и динамическое явление. То есть цель как историческое явление разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований социума к человеку, с одной стороны, и опираясь на потребности и возможности конкретной личности.

С другой стороны, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития, цели приводят содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества.

В-третьих, педагогическая деятельность является «метадеятельностью», то есть деятельностью по организации другой деятельности. Деятельность педагога надстраивается над деятельностью учащегося: цели, которые ставит перед собой педагог, формируются как потенциальные эффекты продвижения ученика; процесс продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение ученика.

В-четвертых, сущность педагогической деятельности заключается в объектно-субъектном преобразовании личности, то есть человек, потенциаль-

но являясь объектом воспитания, в процессе его должен стать полноценным субъектом.

Таким образом, в современных исследованиях педагогическую деятельность принято рассматривать в социокультурном контексте.

В этом же ряду рассматривается и понятие «социально-педагогическая деятельность», которое активно разрабатывается в рамках социальной педагогики. «Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе» [6].

Социально-педагогическая деятельность включает также две составляющие: непосредственную работу с ребенком; посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному развитию и становлению.

Большинство ученых считает, что понятия «педагогическая деятельность» и «социально-педагогическая деятельность» связаны родо-видовыми отношениями, тождеством основной функции, которую они выполняют в обществе - социального наследования, социокультурного воспроизводства и развития человека.

Однако есть целый ряд специфических моментов, присущих социально-педагогической деятельности, которые М. А. Галагузова выделяет на основе сравнительного анализа рассматриваемых выше понятий.

Во-первых, социально-педагогическая деятельность носит не нормативно-программный, а скорее «адресный» характер, поскольку направлена на то, чтобы решить индивидуальные проблемы конкретного ребенка посредством изучения его личности и окружающего социума, найти адекватные способы общения с ним, выявить средства, помогающие ребенку самостоятельно решить свои проблемы.

Во-вторых, социально-педагогическая деятельность ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема.

В-третьих, социально-педагогическая деятельность имеет более широкую сферу применимости [7].

Обозначенный подход к категории «социально-педагогическая деятельность» нам представляется значительно ограничивающим сферу социально-педагогической деятельности. Более соответствует нашей позиции определение данного понятия, предложенное Л. А. и М. А. Беляевыми. Они рассматривают социально-педагогическую деятельность как «способ гармонизации отношений человека, группы и среды на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой на основе развития личности, с одной стороны, и педагогической среды - с другой» [8].

Таким образом, данными авторами социальная адаптация непосредственно рассматривается в контексте социально-педагогической деятельности. Обосновывая такой подход, авторы отмечают, что «в современных условиях человеку на протяжении своей жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменениями социальной среды. Это приводит к тому, что прошлый опыт субьекта становится недостаточным и непригодным для жизни в новых условиях, и человек оказывается в ситуации, выражающей необходимость изменять себя, либо среду, либо то и другое вместе» [9].

Следовательно, педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся является важнейшей социально-педагогической категорией и подлежит анализу с точки зрения рассмотрения ее социально-педагогической сущности на основе методологических положений деятельностного подхода.

Выводы

1. Философский принцип деятельности, означающий признание деятельности сущностью способа бытия человека, позволяет нам рассматривать деятельность как важнейший способ бытия учащихся, который обеспечивает социальную адаптацию во всех выделенных нами сферах: общество, семья, образовательное учреждение, группа неформального общения, личностная адаптация [10].

2. Под деятельностным подходом понимается методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн). Перед каждым вступающим в жизнь индивидом простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Включаясь в процесс адаптации, человек вовлекается в процесс деятельности, что позволяет ему постигать смысл предметов, их социальные функции, навыки, ценности, нормы. Задачей педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся соответственно является создание условий для овладения в процессе деятельности социально ценными, социально значимыми, социально полезными навыками, ценностями, нормами, которые благоприятствуют вхождению человека в новую социальную среду. Все вышеназванное подтверждает необходимость включения в содержание педагогического сопровождения деятельностного компонента.

3. Человек не является в процессе социальной адаптации пассивным результатом воздействий извне. Ему нельзя навязать сумму определенных качеств. Необходимо, включив его в деятельность, вызвать его собственную активность, и исключительно через механизм этой его собственной, совместной с другими деятельности он сформирует-

ся в то, чем сделает его эта общественная по своей сущности коллективная деятельность (учебная, трудовая и т. д.). Только так человеческие качества станут частью сущности индивида, а их конкретная совокупность - индивидуальностью (С. Г. Ба-тищев). Следовательно, педагогическое сопровождение призвано стимулировать включение учащихся в самостоятельную деятельность, которая может носить коллективный, совместный с другими людьми (родителями, педагогами, другими специалистами, одноклассниками, друзьями и т. д.) характер. В деятельности закладываются и формируются социально значимые качества личности. Эти выводы также позволяют нам сделать вывод о правомерности выделения личностного компонента в содержании педагогического сопровождения социальной адаптации личности.

4. Через призму деятельностного подхода необходимо рассматривать и социально-педагогическую деятельность как «способ гармонизации отношений человека, группы и среды на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой на основе развития личности, с одной стороны, и педагогической среды - с другой» (Л. А. Беляева, М. А. Беляева, 1998). В основе процесса педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся лежит именно социально-педагогическая деятельность, что позволяет говорить о социальной составляющей в содержании сопровождения.

Таким образом, обращение к методологии дея-тельностного подхода и рассмотрение специфики социально-педагогической деятельности позволяют сформулировать позиции, определяющие теоретико-методологическую основу разработки концептуальных положений педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся.

Примечания

1. Батищев С. Г. Деятельная сущность человека как философский принцип // Человек в социалистическом и буржуазном обществе. Симпозиум (Доклады и сообщения). М., 1966. С. 254.

2. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1989.

3. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1984.

4. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М.: БУИ - Аргус, 1994. С. 6.

5. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. С. 24.

6. Галагузова М. А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. /отв. ред. М. А. Галагузова. Вып. 3. Екатеринбург, 1998. С. 105.

7. Там же. С. 183.

8. Беляева Л. А, Беляева М. А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. М. А. Галагузова. Вып. 3. Екатеринбург, 1998. С. 185-197.

9. Там же. С. 193-194.

10. Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.

УДК 159.922.72:37.016

М. И. Ненашев, С. М. Окулов, В. Ф. Юлов

О РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Предпринята попытка философского осмысления курса информатики, направленного на развитие интеллекта школьника.

Philosophical understanding of Informatics course aimed to children intellectual development is discussed in the article.

Ключевые слова: информатика, интеллектуальное развитие школьника.

Keywords: Informatics, children intellectual development.

Интеллект (intellectus - лат.) - ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека [1]. Э. В. Ильенков пишет: «Ум - умение соотносить некоторые общие, усвоенные в ходе образования, пусть самого элементарного, пусть самого высшего, "истины", с фактически складывающимися в жизни и поэтому каждый раз неповторимыми, каждый раз непредусмотренными, каждый раз неожиданными и индивидуальными стечениями обстоятельств» [2]. Говоря философским языком, умение «опосредовать общее с единичным, с индивидуальным, с особенным». При этом понимании мышление - это интеллект в действии. Данное понимание не выводит понятие «интеллекта» за пределы психической данности. Сделаем один шаг. «Выведем» интеллект за пределы психики и будем считать, что он есть некая сложная ментальная реальность, функционирующая по нелинейным законам и обладающая как нечто цельное определенными связями, структурой, которые не определяются отдельными свойствами. Данный «вывод» не является принципиально новым в ис-

© Ненашев М. И., Окулов С. М., Юлов В. Ф., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.