Научная статья на тему 'Социально-педагогический подход в педагогическом исследовании: содержательные характеристики и принципы реализации'

Социально-педагогический подход в педагогическом исследовании: содержательные характеристики и принципы реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2239
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / SOCIAL AND PEDAGOGICAL APPROACH / SOCIAL PEDAGOGY / PRINCIPLES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайсина Гузель Иншаровна

В статье раскрыты место и роль социально-педагогического подхода в современном методологическом знании, его специфические сущностные и содержательные характеристики как метода научно-педагогического исследования. Определены ведущие теоретические положения социально-педагогического подхода и функциональные принципы социально-педагогического анализа. Показана связь социально-педагогического подхода с личностно ориентированным, деятельностным, субъектным и аксиологическим подходами в исследовании Обозначены пути реализации социально-педагогического подхода в педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайсина Гузель Иншаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL APPROACH IN PEDAGOGICAL RESEARCH: CONTENT CHARACTERISTICS AND PRINCIPLES OF REALIZATION

The author reveals place and importance of the social and pedagogical approach in modern methodological knowledge, its specific content characteristics as one of the scientific methods. Main theoretical and functional principles of social and pedagogical analysis are defined. The connection of social and pedagogical approach with the person-oriented, activity, subject and axiological approaches is presented. The author considers implementation ways of social and pedagogical approach in real pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический подход в педагогическом исследовании: содержательные характеристики и принципы реализации»

ПЕДАГОГИКА МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ

УДК 37.013.42

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Г.И. Гайсина

Аннотация. В статье раскрыты место и роль социально-педагогического подхода в современном методологическом знании, его специфические сущностные и содержательные характеристики как метода научно-педагогического исследования. Определены ведущие теоретические положения социально-педагогического подхода и функциональные принципы социально-педагогического анализа. Показана связь социально-педагогического подхода с личностно ориентированным, деятельностным, субъектным и аксиологическим подходами в исследовании Обозначены пути реализации социально-педагогического подхода в педагогической практике.

Ключевые слова: социально-педагогический подход, социальная педагогика, принципы социально-педагогического анализа.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL APPROACH IN PEDAGOGICAL

RESEARCH: CONTENT CHARACTERISTICS

AND PRINCIPLES OF REALIZATION

G. Gaysina

Abstract. The author reveals place and importance of the social and pedagogical approach in modern methodological knowledge, its specific content characteristics as one of the scientific methods. Main theoretical and functional principles of social and pedagogical analysis are defined. The connection of social and pedagogical approach with the person-oriented, activity, subject and axiological approaches is presented. The author considers implementation ways of social and pedagogical approach in real pedagogical practice.

Keywords: social and pedagogical approach, social pedagogy, principles of social and pedagogical analysis.

Отечественная социальная педагогика имеет корни, глубоко уходящие в теоретические идеи и положения, а также практические разработки прошлых веков, составляющих ее «генетическую суть» (В.Г. Бочарова). С конца XIX века отмечается обогащение педагогической науки социальными идеями, пересмотр ее взаимоотношений с социальной практикой, усиление социального видения воспитания, разработка педагогических аспектов

социализации личности, педагогики социальной среды. Именно ведущие идеи «педагогики среды», учение о социальной ситуации развития личности как определенной системе ее отношений с социальной средой, которая определяет направление и содержание процесса развития и формирования ее новообразований (Л.С. Выготский), предопределили начало разработки социально-педагогического подхода в педагогической теории и практике.

Сегодня общественная значимость социальной педагогики обусловлена

исследованиями социальной среды, социальных факторов развития личности, воспитания, образования и социальной защиты. Важнейшие задачи социальной педагогики как области научного знания и практической деятельности связаны с изучением, анализом и поиском путей эффективного решения актуальных социально-педагогических проблем общества.

Анализ социально-педагогических проблем предполагает: определение их сущности, масштабности и глубины; обоснование актуальности их оперативного и эффективного решения для личности, общества и государства; выявление причин возникновения негативных социально-педагогических явлений и факторов их превращения в проблемы; анализ разработанных на уровне науки и практики мер по решению данных проблем и выявление «узких» мест и трудностей этого процесса. Данная ситуация

обусловила востребованность обращения научной мысли к социально-педагогическому подходу, который позволяет научно грамотно и обоснованно выстроить исследовательскую работу в проблемном поле социальной педагогики.

Выявление сущности и содержания социально-педагогического подхода, общая функциональная характеристика принципов социально-педагогического анализа

представляют собой описание его исходной понятийной базы, ведущих теоретических положений и путей их реализации как в исследовательской, так и практической деятельности.

К настоящему времени методология педагогики обрела характер специальной научной отрасли, которая изучает основания и структуру педагогической науки, разрабатывает способы получения знаний, отражающих педагогическую действительность. Методологическая

проблематика, ставшая предметом обсуждения в последние годы, затрагивает как состояние самой педагогической науки, так и ее методологии. Правомерно утверждать, что в структуре педагогической действительности все более отчетливо стали выделяться социально-педагогические явления, факты и проблемы, исследование и решение которых потребовало обращения к социальной педагогике, ведущие теоретические положения которой легли в основу социально-педагогического подхода как методологического принципа.

Социально-педагогический подход как научно-теоретический подход к исследованию и решению современных научно-педагогических проблем взаимодействия личности и социальной среды разрабатывается на стыке общей и социальной педагогики. Он позволяет исследовать под педагогическим углом зрения проблемы различных сфер социальной практики: социального воспитания и образования, социальной поддержки семьи и защиты детства, профилактической, коррекционно-

реабилитационной и охранно-защитной работы с различными категориями детского и взрослого населения.

Из современных российских ученых А.В. Мудрик, один из первых, обосновал выделение социально-педагогического компонента в педагогической теории и практике, определив отличия «педагогического» от «социально-педагогического» [3]. Продолжая его логику, В.С. Торохтий резюмировал, что «суть социально -педагогического компонента заключается в использовании потенциальных возможностей социума для решения педагогических задач

(разрешения проблем личности педагогическими средствами с помощью социума) или не использовании, а опоры только на наличные педагогические средства. В этом состоит существенное отличие социально-

педагогического компонента от педагогического, что диктует необходимость изучения потенциала социума, формы и методы его использования» [6, с.59].

Конкретно-научный уровень методологии науки предполагает разработку специфических подходов и принципов. Вместе с тем справедливо будет признать, что процесс исследования сущности, содержания и путей реализации социально-педагогического подхода в педагогической науке характеризуется как недостаточно целостный и обоснованный. В научно-педагогической литературе слабо представлены работы, в которых четко выделяются и анализируются сущностные и содержательные характеристики социально-педагогического подхода как конкретно-научного метода исследования, принципы социально-педагогического анализа, а также пути реализации данного подхода на уровне практической деятельности. За частыми употреблениями молодыми исследователями понятия «социально-педагогический подход» в диссертационных работах не всегда прослеживается четкое понимание авторами его сущности, грамотное использование процедур социально-педагогического анализа. Отсутствие единого выражения социально-педагогического анализа, а также то обстоятельство, что практика его применения в педагогических исследованиях еще не стала предметом научно-теоретического обобщения, приводит к значительному разнобою в интерпретации сущности и процедур социально-педагогического подхода.

Социально-педагогический подход -конкретно-научный принцип исследования проблем в системе «личность - социальная среда», их взаимодействия как социального и педагогического явления. Мы представляем социально-педагогический подход как совокупность научно-теоретических положений и организационно-практических мер,

направленных на выявление характера воспитательного влияния социальной среды и обоснование условий активизации ее педагогического потенциала.

Фундаментальные работы по методологии науки, философии, педагогике и социальной педагогике позволяют определить сущность социально-педагогического подхода как внешне выраженные (эксплицитные) процедуры представления объектов исследования как

социально-педагогических явлений или процессов, способов их понимания и объяснения с позиций ведущих теоретических положений социальной педагогики. Анализ истории становления и развития социально-педагогического подхода позволяет утверждать, что его реализация в научно-педагогическом исследовании и педагогической практике предполагает опору на концептуальные идеи теорий социальной адаптации личности, социального воспитания, социально-

педагогической деятельности, семьи как важнейшего института социализации и др.

Социальная педагогика - наука и практика гармонизации взаимодействия личности и окружающей ее микросреды. Она исследует личность в среде, в ситуации, в определенных социальных, социально--культурных, культурно -исторических условиях, конкретизируя положения общей педагогики в личностно -средовом контексте [5]. В связи с этим ей присущ личностно-средовый подход к изучаемым явлениям и процессам, который предполагает глубокое и всестороннее знание об окружающей личность среде, ее позитивных и негативных факторах, влияющих на социальное становление личности. Этим обусловлены поиски исследователей и педагогов путей гармонизации отношений, педагогизации среды, активизации ее воспитательного потенциала, приобщения детей к ценностям культуры, на основе которых формируется гуманная нравственная личность, реализующая себя в этом мире путем создания новых ценностей культуры.

Феномен взаимодействия личности и социальной среды, утверждает И.А. Липский [2, с.303], является ведущим феноменом социальной педагогики, нашедшим отражение в ее объекте и предмете. Методика разрешения наличных проблем данного взаимодействия обоснованно включает в себя комплексное воздействие как на саму личность, включенную в данную среду, так и на среду с целью ее педагогизации, а также на характер взаимодействий личности и среды с целью их гармонизации и усиления социализирующего влияния.

Именно эти положения формируют ядро теории социальной адаптации личности как одной из концептуальных основ социально-педагогического подхода.

Реализация социально-педагогического

подхода происходит с опорой и на ведущие положения теории социального воспитания. Исследуя феномен социального воспитания в широком и узком смысловом значениях, обозначая его своей ведущей категорией, социальная педагогика определяет цели и задачи,

содержание, методы и принципы социального воспитания как фактора развития личности, закономерности ее социального становления.

Имеющиеся в научно-педагогической литературе разночтения в понимании социального воспитания как явления и процесса в основном могут быть объяснены не столько гносеологической труднодоступностью его сути, сколько частым отсутствием указания на конкретную позицию ученого, исследователя в анализе данного феномена [1, с.447]. Независимо от широты подхода к пониманию сущности социального воспитания его цель - формирование социально зрелой личности, которая не просто освоила и усвоила социальные нормы и ценности, но и присвоила их на личностно-ценностном уровне и реализует их в социально одобряемых моделях поведения.

При всем многообразии подходов к определению сущности понятия социального воспитания общий акцент сделан на социальной составляющей воспитания, создании условий для личностно-социального развития человека с учетом и использованием воспитательного потенциала всех институтов социализации.

В качестве одного из ведущих своих теоретических положений социально-педагогический подход предполагает осуществление социально-педагогического

посредничества и сопровождения социализации ребенка в условиях реальной среды (микросоциума), работу как с личностью, так и со средой. Своего рода «бинарность» данного процесса является отличительной чертой социально-педагогической деятельности,

нацеленной как на содействие ребенку, находящемуся в проблемной жизненной ситуации, в преодолении трудностей и обеспечении условий для социального становления, так и на создание благоприятной окружающей его социальной среды. В работе с личностью содержание социально-

педагогической деятельности заключается в ее социальном воспитании, обучении и развитии, в то время как в работе с микросоциумом -оздоровлении среды, формировании в ней правильных воспитывающих отношений. Указанные положения составляют основу теории социально-педагогической деятельности.

Конкретно-научная методология

предполагает не только выделение существенных признаков и характеристик того или иного исследовательского подхода, но и ведущих функциональных принципов методологического анализа, которые должны быть соблюдены в процессе исследования. Реализация социально-педагогического подхода, равно как и любого

другого подхода конкретно-научного уровня методологии педагогики, предполагает следование определенным исходным принципам и способам их конкретного применения в познавательной и практической деятельности.

Теоретико-методологический и

процессуальный аспекты научного исследования социально-педагогических явлений и процессов тесно между собой взаимосвязаны. Теоретико-методологический аспект представлен собственно социально-педагогическим подходом как совокупностью ведущих научно-теоретических положений, выражения процедур представления объекта как социально-педагогического явления или процесса. Процессуальный аспект, в свою очередь, выражается в логике, функциональных принципах анализа и способах исследовательской работы, нацеленных на получение достоверной научной информации об изучаемом объекте и предмете, качественных и количественных параметрах динамики их изменений.

Характеристика функциональных принципов социально-педагогического анализа есть определение его исходных ведущих положений и исследовательских установок. В данном случае принципы социально-педагогического анализа -это, своего рода, «методологические средства», «исследовательские орудия», применяемые в исследовательской процедуре. Функциональные принципы социально-педагогического анализа мы определяем как ведущие положения, установки и требования к процессу социально-педагогического исследования. К

функциональным принципам социально-педагогического анализа могут быть отнесены следующие положения и исследовательские установки:

- проблемный подход в исследовании и практической деятельности;

- выявление, анализ и учет характера и направленности влияний средовых факторов;

- учет субъектности социального становления личности и деятельностного характера реализации субъектного начала в процессе социализации;

- признание того, что сознание личности формируется не только под воздействием, но и при взаимодействии с окружающей средой, а также в процессе влияния на среду;

- учет деятельностного начала в процессе освоения, усвоения и присвоения личностью социальных норм и ценностей;

- изучение процесса интеграции личности в социум через включение в ближайший для нее микросоциум;

- учет характера социализирующего влияния мезофакторов в процессе социального воспитания и другие.

Процессуальный аспект социально-педагогического подхода требует следования определенной логике его реализации в ходе исследования. В первую очередь речь идет о значимости грамотной процедуры социально-педагогической диагностики и постановки социально-педагогического диагноза в результате выявления и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих социально-педагогическое явление или проблему, их состояние и возможные тенденции развития. Это своего рода заключение о состоянии «социального здоровья» исследуемого объекта (личность ребенка, система взаимоотношений, отдельные субъекты среды влияния на ребенка, характеристики микросоциума, особенности воспитательного процесса и др.), основанное на всестороннем и глубоком наблюдении и изучении, использовании комплекса методов междисциплинарной диагностики.

За постановкой социально-педагогического диагноза следует разработка, научное обоснование и реализация конкретных программ (профилактических, коррекционно-

реабилитационных, охранно-защитных,

воспитательных и др.) по решению выявленных проблем, преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций на социально приемлемом уровне. При этом также следует отметить важность принципов объективности, комплексности, проблемности, причинности и научной обоснованности результатов социально-педагогической

диагностики, ибо за каждым решением, принятым на ее основе, стоит жизнь конкретных людей и их судьбы.

Социально-педагогический подход в педагогическом исследовании тесно

переплетается с личностно ориентированным, деятельностным, субъектным,

культурологическим, аксиологическим и другими подходами. Личностно ориентированный подход, лежащий в основе социально-педагогических исследований и социально-педагогической деятельности, указывает на приоритет цели личностного развития в любом педагогическом процессе. Он предполагает глубокое познание личностной структуры изучаемого человека, выявление факторов, влияющих на его личностное развитие, что и обусловило выделение социальной педагогикой принципа центрации на развитии личности в качестве ведущего принципа социального воспитания.

Среда представляет собой не только окружающее личность социальное пространство, но и зону непосредственной ее активности, ближайшего развития и действия. С социально-педагогическим подходом к исследованию научно-педагогических проблем неразрывно связан деятельностный подход, основанный на признании ведущей роли деятельности в процессе формирования внутренних структур личности, ее сознания и поведения. При решении социально-педагогических проблем он предполагает учет деятельностного характера овладения социальными нормами и ролями, значимости включения растущей личности в разнообразные личностно и социально значимые виды деятельности.

Субъектный подход указывает на значимость развития субъектной природы личности, признание человека активной, сознательной личностью с ее активно-преобразующими способностями. Применительно к социально-педагогической проблематике он предполагает опору на субъект-субъектную трактовку процесса социализации, рассмотрение индивида как активного субъекта социализации, способного к внутреннему самоизменению, а также противостоянию негативным влияниям факторов среды. Тесная взаимосвязь данного подхода с социально-педагогическим подходом выражается в принципе субъектности процесса социального становления, который был выделен выше в числе функциональных принципов социально-педагогического анализа.

Аксиологический подход к анализу социально-педагогических проблем указывает на то, что социально значимые ценности, преломляясь через внутренний мир личности, входят в ее психологическую структуру в форме личных ценностных ориентаций, которые и служат мотивами ее поведения.

Аксиологический подход в социальном воспитании предполагает выявление механизмов и способов приобщения личности к социальным ценностям. При этом важно положение аксиологии о том, что выработанные в общечеловеческой культуре ценности глубоко усваиваются индивидом и присваиваются им на личностно--смысловом уровне, если они внутренне пережиты, а не только поняты и усвоены на когнитивном уровне.

В связи с изложенным выше мы разделяем позицию В.Г. Бочаровой, которая подчеркивает, что «социально-педагогический подход в совокупности с другими научно-теоретическими принципами познания и преобразования педагогической действительности составляет универсальный метод, позволяющий

разрабатывать методологическую основу построения современных воспитательных, образовательных и социальных систем» [5, а27].

Изложение концептуальной схемы социально-педагогического анализа, выделение его ведущих функциональных принципов позволяют определить принципы реализации социально-педагогического подхода в реальной педагогической практике. Как совокупность организационно-педагогических мер по решению проблем социализации ребенка в условиях окружающей его среды социально-педагогический подход предусматривает:

- грамотное и целенаправленное изучение окружающей ребенка микросреды, выявление ее социализирующего потенциала;

- устранение факторов и условий, препятствующих просоциальному развитию ребенка;

- социальное, психологическое и педагогическое оздоровление окружающей ребенка среды;

- опора на имеющийся воспитательный потенциал микросоциума социума и его субъектов;

- активное включение детей и подростков в совместную со взрослыми развивающую социально значимую деятельность;

- реализация междисциплинарного подхода, предполагающего совместную работу разнопрофильных специалистов в оказании комплексной помощи семье и детям;

- реализация межведомственного подхода в ходе осуществления социального партнерства, взаимодействия и сотрудничества учреждений и организаций различных ведомств.

Результаты формирующих этапов социально-педагогических исследований [5] также показывают эффективность реализации социально-педагогического подхода в педагогической практике при соблюдении следующих принципов: партнерства и сотрудничества; культуросообразности; опоры на потенциал социума; преемственности; превентивно-профилактического характера

социально-педагогической поддержки;

включения самого человека как субъекта своей жизнедеятельности в процесс решения собственных проблем (самопомощь); повышения социально-педагогической компетентности

работников образования и другие.

Таким образом, социально-педагогический подход - это, прежде всего, принципиальная гуманистическая позиция, нацеленная на повышение научной обоснованности, качества и эффективности социально-педагогической

деятельности всех уровней по гармонизации

взаимодействия человека и социальной среды. В единстве с личностно ориентированным, деятельностным, субъектным и аксиологическим подходами социально-педагогический подход составляет методологическую основу современной педагогики.

Реализация социально-педагогического

подхода в педагогических исследованиях и педагогической практике позволяет: во-первых, выявить ее социально-педагогические проблемы,

установить их иерархию, разработать стратегию и тактику их разрешения; во-вторых, разработать, обосновать и реализовать педагогические условия по устранению причин, факторов и условий, вызывающих те или иные проблемы, предотвращению возникновения,

распространения или обострения проблем и негативных явлений; в-третьих, осуществлять прогнозирование развития социально-педагогических проблем.

Литература:

1. Галагузова М.А. Социальная педагогика: проблемы интеграции и дифференциации понятийного аппарата / М.А. Галагузова // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр.; отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 5. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - С. 441-451.

2. Липский И.А. Социальная педагогика: Логика формирования объекта и предмета / И.А. Липский // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр.; отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. -Вып. 6. - Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2010. - С. 298-308.

3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику /

A.В. Мудрик. - М.: РАО-МПСИ, 1997. - 368 с.

4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

5. Социальная педагогика: монография; под ред.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.Г. Бочаровой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368 с.

6. Торохтий В.С. Психология социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. Электронный журнал. - 2010. - № 5. - С. 56-71. - Режим доступа: http://www.psyedu.ru/ISSN:2074-5885/

Сведения об авторе:

Гайсина Гузель Иншаровна (г. Уфа, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», e-mail: nicomni9@yandex.ru

Data about the author:

G. Gaysina (Ufa, Russia), doctor of pedagogic sciences, professor at the Department of Social Pedagogic, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, e-mail: nicomni9@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.