УДК 159.9.019.4
Чуносов Михаил Александрович
кандидат психологических наук начальник кафедры специальных дисциплин Крымского филиала
Краснодарского университета МВД России [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Статья посвящена рассмотрению проблемы подготовки будущих социальных педагогов к профилактике делинквентного поведения. Проанализированы теоретические подходы к определению категории «концепция педагогической системы». Обоснованы концептуальные положения педагогической системы формирования профессиональной готовности социальных педагогов.
Ключевые слова: делинквентное поведение, социальный педагог, профессиональная готовность, педагогическая система, педагогическая концепция.
Mikhail Chunosov
PhD (psychology) Department chair of special disciplines, Crimean subsidiary of the Krasnodar University of Internal Affairs of the
Russian Federation [email protected]
FORMATION OF THE THEORETICAL MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF THE FUTURE SOCIAL TEACHERS FOR PREVENTION OF DELINQUENT BEHAVIOR OF MINORS
The article considers the problem of training future social teachers for prevention of delinquent behavior. In article was analyzed theoretical approaches to defining the category of "concept of the educational system". The conceptual provisions of pedagogical system of formation of professional readiness of social teachers.
Keywords: delinquent behavior, social worker, professional readiness, pedagogical system, pedagogical concept.
Процессы, которые произошли в нашем обществе на протяжении последнего десятилетия, обусловили обострение старых и возникновение новых общественных проблем. Они связаны с жизнедеятельностью человека и требуют комплексного решения в сфере социальной защиты, психолого-педагогической поддержки личности, семьи, различных групп населения. Растущая сложность и многообразие форм социокультурного развития общества требует новых подходов к его изучению, к усилению культурной и идеологической функции высшего социально-педагогического образования. Поэтому важной задачей остается повышение качества образования, наряду с которым немаловажным является и процесс становления студента как субъекта разнообразных видов и форм умственной деятельности, личности и гражданина.
Необходимо отметить, что особое место в деятельности социального педагога является реализация социально-профилактической функции, которая реализуется при с опорой на психолого-педагогические, социально-правовые и юридические механизмы. Обобщенной целью реализации социально-профилактической функции является преодоление негативных воздействий окружающей среды на несовершеннолетних.
Необходимо отметить что профессиональная профилактическая деятельность социального педагога охватывает решения ряда проблем, связанных с проявлениями делинквентного поведения. В нашей работе под «делинквентным поведением» мы понимаем такое поведение, при котором несовершеннолетние осуществляют противоправные поступки, которые имеют
внешние признаки «правонарушений», но за какие они не могут нести юридическую ответственность в силу того, что у них наступило состояние юридической «дееспособности» [1]. Является очевидным, что в обществе существует потребность в подготовке в системе высшей школы социальных педагогов, которые владеют научными знаниями и опытом, реализации функции профилактической деятельности, в общем, по отношению к делинквентному поведению, в частности.
Особенности подготовки специалистов в социально-педагогической деятельности рассматривали в своих трудах В. Бочарова, Ю. Галагузова, И. Зверева, А. Капская, А. Карпенко, И. Козубовский, А. Лактионова, Л. Мищик, И. Мигович, С. Харченко и др. Указанные авторы разрабатывали модели подготовки социальных педагогов, однако, модель подготовки будущего социального педагога к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних, не была предметом отдельного анализа. Общеизвестно, что всякая педагогическая система должна опираться на определенные концептуальные положения, на основании которых и разрабатывается модель и содержание педагогической системы. Таким образом, целью статьи является обоснование концептуальных положений педагогической системы подготовки будущих социальных педагогов к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.
По нашему мнению, теоретико-методологический аспект проблемы разработки концепции педагогической системы формирования профессионального готовности будущих социальных педагогов к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних, требует использования системного, интеграционного, деятельностного и технологического подходов.
Системный подход является ключевым методологическим направлением современного общенаучного познания и заключается в исследовании любого объекта или явления как системы. Данный подход считается одной из фундаментальных стратегий научного исследования, позволяет получить знания
об изучаемом явлении, как о целостном объекте. Исходной идеей системного подхода является положение о всеобщей связи и обусловленности всех явлений действительности и познания, о системном их характере.
Системный подход дает возможность определить структурные элементы модели формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних, осуществить их анализ, выявить внешние и внутренние связи, определить принципы, раскрыть содержание и обосновать выбор дидактического и методического обеспечения процесса подготовки процесса подготовки будущих социальных педагогов.
Интеграционный подход предусматривает выделение в учебном процессе и анализ всех интеграционных составляющих: базового принципа, тенденции, роли, характеристики, свойства, функции. Он показывает возможности использования этих интеграционных составляющих как катализаторов эффективности учебного процесса. Реализация интегрированного обучения способствует развитию у студентов способности воспринимать и усваивать социально-педагогические знания как единое целое. Наличие такой способности позволяет будущем социальному педагогу организовывать профилактические мероприятия в соответствии с современными требованиями [2, с. 67].
Деятельностный подход определяет важнейшие методологические ориентиры организации дидактического и методического обеспечения образовательного процесса профессиональной подготовки как системы, обеспечивающей возможности для решения проблем профессионально-личностного становления будущего педагога и удовлетворения его учебных потребностей [3, с.76].
Технологический подход является инструментальным средством системного преобразования существующего процесса подготовки будущих педагогов, выступает важным ресурсом повышения его результативности. Обязательными признаками технологического подхода является его реализация
через педагогически обоснованную совокупность общеучебных технологий, имеют четкую процессуальную структуру, определены условия и этапы их успешного применения, прогнозируемые результаты, подлежащих количественному и качественному оцениванию [4, с.103-104].
Таким образом, стратегическими ориентирами в определении теоретико-методологических основ педагогической системы формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних является создание условий для «субъект-субъектного» взаимодействия участников педагогического процесса; соблюдения положений системного, деятельностного интеграционного и технологического подходов, оптимальное сочетание традиций и тенденций развития методики социально-педагогического образования при моделировании содержания, форм и методов организации учебного процесса.
При разработке концепции педагогической системы формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних мы придерживались системных принципов: целостности, многоуровневости, непрерывности, преемственности, соответствия, а также принципа связи теории и практики [5].
Мы полагаем, что под компонентами педагогической системы следует понимать только те ее структурные части, которые находятся в постоянном взаимодействии с другими структурными единицами в пределах данной целостной системы, и взаимодействие которых обусловливает выявление присущих целом качественных особенностей. Для выполнения этого требования при создании педагогической системы формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних целесообразно провести системную аргументацию того, что выделенные компоненты являются компонентами именно этой системы, а не случайно выбранными и несвязанными структурными частями. Так, ученые дают такие толкования дефиниции «педагогическая
система», как: учебный процесс, система учебного процесса, а ведущими компонентами этой системы в высшей школе считает содержание, средства, формы и методы обучения, учебную работу студентов, учебную и научную деятельность преподавателей (С. Архангельский [6]); целостный педагогический процесс, который необходимо рассматривать двояко: с точки зрения «состава системы, в которой работает процесс, и состав самого процесса» (Ю. Бабанский [7]); закрытая структура, имеющая соответствующую функцию, задаваемая социальным заказом, и выступающая как главная подсистема образовательной системы, в состав которой входят ученики, цели обучения, содержание обучения, процессы обучения, организационные формы обучения и средства обучения (В. Беспалько [8]); множеством взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей (Н. Кузьминой [9]) и др;
В целом, проведенным нами анализ различных подходов к понятию «педагогическая система» сформулируем определение концепции педагогической системы формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних как направленное на конкретный педагогический результат, упорядоченное по определенным признакам, множество взаимосвязанных компонентов, образующих управляемую целостность, объединенную общей целью функционирования и предусматривающую создание педагогических условий для формирования у будущего социального педагога способности и готовности проводить социально-педагогическую профилактику делинквентного поведения несовершеннолетних.
Ориентируясь на вышеизложенное, сформулируем основные положения концепции педагогической системы формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних
Первое концептуальное положение заключается в том, что личностный и профессиональный рост студентов — будущих социальных педагогов рассматривается как главная цель. Это положение вызывает субъектность студента, позволяющее ему самостоятельно планировать и реализовывать свое обучение и развитие. Исходя из этого, критериями эффективной организации формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних выступают параметры личностного и профессионального развития.
Второе концептуальное положение определяет методологические подходы нашего исследования — системный, интеграционный, деятельностный и технологический. Реализация данных подходов, при системном взаимодействии обеспечит условия для формирования профессиональной готовности будущего социального педагога к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних, в том числе при осуществлении «субъект-субъектной» формы взаимодействия будущих социальных педагогов и других участников учебного процесса в высшем учебном заведении.
Третье концептуальное положение заключается в том, что педагогическая система формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних:
- базируется на принципах и требованиях программно-методического обеспечения учебного процесса, с целью совершенствования профессиональной подготовки направления подготовки «социальная педагогика»;
- характеризуется выбором определенной модели педагогической системы профессионального развития в учебном процессе, с соответствующими компонентами, критериями, показателями и уровнями профессиональной готовности.
Четвертое концептуальное положение заключается в том, что составляющие педагогической системы формирования профессиональной готовности будущего социального педагога к профилактике делинквентного
поведения несовершеннолетних включают цели и задачи, содержательный ресурс, технологическое обеспечение и организационные формы, которые дают возможность формировать у студентов профессиональную готовность к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.
Пятое концептуальное положение заключается в том, что содержание педагогической системы формирования профессиональной готовности будущего социального педагога к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних предусматривает отбор научно обоснованных и структурированных знаний из цикла психолого-педагогических дисциплин специальности «Социальная педагогика» и учебные технологии, которые создают условия для мотивации, стимулирования и активизации профессионально-педагогической деятельности будущих социальных педагогов.
Шестое концептуальное положение заключается в том, что педагогическая система формирования профессиональной готовности социального педагога к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних должна предусматривать:
- широкое применение форм и методов активного контекстного и имитационного обучения, что способствует овладению учебно-познавательной и профессионально-педагогической деятельностью;
- моделирование профессионально-педагогической деятельности в учебном процессе подготовки специалистов путем проектирования и решения социально-педагогических задач и овладением содержанием интегрированного спецкурса «Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения» будущими социальными педагогами, что обеспечивает трансформацию приемов учебной работы студентов в профессиональные умения и качества;
- включение студентов в профессионально-направленную деятельность, предусматривающее перенос усвоенных профессионально-педагогических
знаний, умений, способов учебной деятельности, в практическую социально-педагогическую деятельность;
- содержание обучения, определяющееся уровнем развития современных социальных, информационных, педагогических технологий в контексте будущей профессиональной деятельности;
- опережающий характер обучения, предполагающем формирование профессиональной готовности и развитием профессиональных педагогических качеств будущего социального педагога в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности.
Таким образом, предложенная концепция педагогической системы формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних выступает составляющей целостного процесса подготовки и предполагает:
- оптимальное определение целей, ценностей и направленности данного процесса;
- осмысление взаимовлияния социально-педагогического образования на практике социально-педагогической деятельности;
- наличие постоянного процесса ее совершенствования.
В целом внедрение указанной педагогической системы создает возможности для разработки модели педагогической системы для ее практического внедрения в высших учебных заведениях.
Литература
1. Чуносов М.А. «Теоретический анализ категории делинквентное поведение» / М.А.Чуносов // «Вестник академии знаний», 2013 — №4 — С. 154-159
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Селевко Г.К. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И.Зимняя — М: Логос. 1998, — 378 с.
4. Коваль Л. В. Професшна подготовка майбутшх учителiв початково! школи: технологiчна складова: [моногр.] / Л. В. Коваль. — Донецьк : Юго-Восток, 2009. — 375 с.
5. Галагузова Ю.Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов: Дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Ю.Н. Галагузова — М., 2001. — 373 с.
6. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский- М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
7. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
8. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем /В.П. Беспалько. — Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1977 — 244 с.
9. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина - Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
References
1. Chunosov M.A. «Teoreticheskij analiz kategorii delinkventnoe povedenie» / M.A.Chunosov // «Vestnik akademii znanij», 2013 — №4 — S. 154-159 (in
Russian)
2. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii / Selevko G.K. — M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. — 256 s. (in Russian)
3. Zimnjaja I. A. Pedagogicheskaja psihologija / I.Zimnjaja — M: Logos. 1998, — 378 s. (in Russian)
4. Koval' L. V. Profesijna pidgotovka majbutnih uchiteliv pochatkovo! shkoli: tehnologichna skladova: [monogr.] / L. V. Koval'. — Donec'k : Jugo-Vostok, 2009. — 375 s. (in Russian)
5. Galaguzova Ju.N. Teorija i praktika sistemnoj professional'noj podgotovki social'nyh pedagogov: Diss. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08 / Ju.N. Galaguzova — M., 2001. — 373 s. (in Russian)
6. Uchebnyj process v vysshej shkole, ego zakonomernye osnovy i metody / S.I. Arhangel'skij- M.: Vysshaja shkola, 1980. — 368 s. (in Russian)
7. Babanskij Ju. K. Optimizacija processa obuchenija / Ju.K. Babanskij. — M.: Pedagogika, 1977. — 256 s. (in Russian)
8. Bespal'ko V. P. Osnovy teorii pedagogicheskih sistem /V.P. Bespal'ko. — Voronezh : Izd-vo Voronezhskogo un-ta, 1977 — 244 s. (in Russian)
9. Kuz'mina N.V. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovanija / N.V. Kuz'mina — L.: LGU, 1980. — 172 s. (in Russian)