ИЗ ПРАКТИКИ
М. М. УВАРОВ (Москва)
I Деятельность Всесоюзной госсанинспе&ции в области жилищно-коммунальной санитарии в 1939 г.
Основными задачами отдела коммунальной санитарии Всесоюзной гоосанинспекции в 1939 г. являлись: проверка выполнения и организация дальнейших (на 1940 г.) мероприятий по проведению в жизнь постановления ЦИК и СНК СССР от 17.У.1937 г. «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения» и других постановлений правительства в данной области; проверка через главные госсанинспекции республик выполнения приказов НКЗдрава по санитарным! вопросам; проведение ко<нтроля и организационных мероприятий по дальнейшему благоустройству населенных мест; разработка и издание ряда санитарных норм, правил и инструкций; разработка установок и указаний госсанинспекциям и институтам по жилищно-коммунальной санитарии; . организация работы и подготовка материалов по охране атмосферного воздуха; организация в виде опыта взаимной проверки главными гос-санинспекциями республик своей работы по жилищно-коммунальной санитарии.
Отделом) коммунальной санитарии были составлены описки на очистные сооружения для промышленных предприятий на 1940 г. и представлены в СНК СССР. Госплан СССР, совместно с отделом, при участии союзных наркоматов проработал окончательный титульный список на 1940 г.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКЩб) от 17.XII.1939 г. работы по очистным сооружениям) промышленных предприятий .впервые были включены отдельным титулом! (списком) в народнохозяйственный план 1940 г. Это обязывает Всесоюзную госсанинспакцию и органы госсанинспекции организо'вать в текущем году систематический контроль за выполнением в срок хозяйственными организациями на местах мероприятий, намеченных народнохозяйственным планом.
В связи о этим же законом в 1939 г. проведен учет водопроводов и населенных мест, в которых установлены зоны санитарной охраны водоснабжения. В ряде республик составлен план дальнейшего установления зон санитарной охраны. Э,та работа в 1939 г. получила значительно большее развитие, чем! в 1938 г., но она далеко еще не развернута в должной мере, а главное, даже установленные зоны санитарной охраны в большинстве случаев не оформлены в законодательном! порядке. Данную -работу необходимо решительно усилить на .местах в 1940 г. и привлечь к ней местные институты; тем -более что она имеет и оборонное значение.
На основе материалов, представленных отделом! коммунальной санитарии, Госпланом СССР включен в план 1940 г. ряд мероприятий по водоснабжению и канализации населенных пунктов. Главные госсанинспекции республик и местные органы должны контро'лировать реализацию органами коммунального хозяйства этих мероприятий и заблаго-
¡временно извещать горсоветы, облисполкомы и СНК республик в случаях их невыполнения.
Всесоюзная госсанинспекция выявила через главные госсанинспекции республик недочеты по спуску сточных вод из больниц и поставила об этом в известность руководство НКЗдрава СССР. Борьба с этими недочетами в хозяйстве здравоохранения .велась в 1939 г. недостаточно энергично. Органам' госсанинспекции надо проявить здесь зна^ чительно большую настойчивость, особенно в отношении инфекционных больниц и отделений.
В целях проверки выполнения закона от'17^. 1937 г. на местах Всесоюзной госсанинспекцией были заслушаны сообщения госсанинспекций Москвы и Московской области; работа Главной госсанинопекции РСФСР и.ее органон на периферии проверялась бригадой Госсанинспекции УССР, а Узбекской госсанинспекции — бригадой Туркменской ССР.
Кроме того, Всесоюзная госсанинспекция непосредственно проверила деятельность Московской госсанинспекции за 1937—1939 гг. по выполнению пп. 1 и 15 1-го раздела постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10.VI.1935 г. «О генеральном! плане реконструкции Москвы» в части недопустимости нового промышленного строительства в столице и вывода из нее вредных в санитарном отношении промышленных предприятий, постановления СНК СССР «О правилах застройки Москвы» и др.
XVIII Съезд ВКП(б) указал на необходимость должного контроля за выполнением решений партии и правительства о запрещении строительства новых предприятий в Москве и Ленинграде и распространении этого постановления на Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Горький и Свердловск. Это обязывает Всесоюзную госсанинспекцию организовать в текущем году проверку работы госсанинспекций названных городов г. данном направлении.
Проверка выполнения в 1939 г. приказов, изданных НКЗдравом СССР совместно с другими наркоматами (НКСовхозов, НКПищепром, НКМясомолочной промышленности, НКЛес), проведенная через главные госсанинспекции, показала недостаточное выполнение их. На местах постоянное наблюдение за санитарным состоянием населенных пунктов через сельские врачебные участки осуществляется в недостаточной мере, местные же хозорганы нередко не выполняют приказов своих наркоматов. Госсинспекциям периферии необходимо в 1940 г. широко привлечь к контролю медицинский персонал сельского участка, организовав с его помощью систематический надзор за выполнением хозорганами совместных приказов НКЗдрава СССР с другими союзными наркоматами.
Силами отдела коммунальной санитарии и других привлеченных работников была также проведена непосредственная проверка деятельности Московской городской госсанинспекции по контролю за очисткой города в связи о наблюдавшимися случаями желудочно-кишечных заболеваний. Через главные госсанинспекции республик и по данным! о мест выявлено, что с очисткой в 1939 г. дело обстояло неудовлетворительно. Главным гоесанвнспекциям республик и местным! их органам уже в начале 1940 г. необходимо приложить максимум! усилий и использовать свои права, чтобы заставить отделы коммунального хозяйства горсоветов и хозорганы решительно покончить с таким положением. Работа по очистке должна носить не характер кампаний (зесной и летом!), а постоянной системы. Надо превратить профилактическую очистку в повседневное явление.
В 1939 г. по заданиям Всесоюзной госсанинспекции и при непосредственном участии ее Госздравпроектом! разработаны и изданы типовые проекты туалетных сельских бань на б, 10 и 15 человек и пропускного
типа на 10 и 16 человек. Свыше 3 000 проектов этих бань разослано на места в союзные республики.
Произведена через госеанинспекции республик (УССР, Грузии и Азербайджана) проверка строительства колхозных бань в 1939 г. При этом установлено, что кредиты, отпущенные Сельхозбанком На. благоустройство сельских местностей и строительство колхозных бань, были использованы очень слабо: на 1.XII. 1939 г. УССР освоила только 17% отпущенных кредитов, БССР —41%, РСФСР — 32%, а по отдельным территориям! эти цифры еще ниже (Башкирская АССР — 1,7%, Калининская и Ленинградская области —8%, Тамбовская и Челябинская области— 10—11%).
На 1940 г. проработана и представлена в Сельхозбанк СССР заявка на кредитование строительства колхозных бань; соответствующие заявки главных госсанинспекций республик (РСФСР. УССР, Грузии и Азербайджана) также представлены в республиканские организации. Необходимо немедленно добиться решающего перелома в строительстве колхозных бань, особенно в пунктах, указанных местными противоэпидемическими организациями. Госсанинспекциям! на местах следует провести большую организационную работу по привлечению к этому делу медицинского персонала сельского врачебного участка и полному использованию для строительства ежегодно отпускаемых банковских кредитов.
В истекшем году отделом коммунальной санитарии при непосредственном участии отдельных научных работников Всесоюзного института коммунальной гигиены, Санитарного института им. Эрисмана, Центрального украинского института коммунальной гигиены, Главной госсанинспекции РСФСР, госсанинспекции Москвы и Ленинграда, Главной госеанинспекции Киргизской ССР и других инспекций была разработана глава «Благоустройство населенных мест» проекта Санитарного Устава (кодекса). Проработанный материал (с участием Всесоюзного института коммунальной санитарии и гигиены, Санитарного института им!. Эрисмана, Санитарного экспертного совета госсанинспекции Москвы и Гигиенического общества) по спуску сточных вод и санитарной классификации производств в 1939 г. вошел в состав изданного ОСТ № 90014-39 «Общесоюзные санитарные нормы и правила строительного проектирования промышленных предприятий». Это дает возможность проектирующим организациям работать без перестраховки у органов госсанинспекции, а последним — контролировать выполнение данных норм как обязательных.
В 1939 г. отделом коммунальной санитарии были разработаны и утверждены Всесоюзной госсанинспекцией «Положение о санитарных комиссиях при жилишных объектах в городах ¡и рабочих поселках». «Санитарные правила, устройства, оборудования и эксплоатации парикмахерских», «Примерные санитарно-гигиенические требования к участку и помещениям/ летнего оздоровительного детского учреждения» и др. Предварительно данные инструкции и положения обсуждались главными гоосанинспекцйями и местными госеанинспекциями. Ряд инструкций по устройству, оборудованию и содержанию общежитий рабочих и по работе санкомиссии, проработанных и согласованных с Всесоюзной госсанинспекцией, изданы союзными наркоматами (Вооружения, Судостроительной промышленности, Черной металлургии, Цветной металлургии, Электростанций и Электропромышленности и Топливной промышленности).
Всесоюзная госсанинспекция полагает, что такая практика издания •согласованных с госсанинспекцией инструкций и положений, утвержденных хозорганизациями и публикуемых ими, расширяет внедрение в жизнь санитарных правил и повышает ответственность за их выполнение.
В 1939 г. были проработаны с участием местных госсанинспекций материалы по охране атмосферного воздуха, в результате чего выделено
155 промышленных предприятий, вошедших в описки для представления в 1940 г. в Госплан и СНК на рассмотрение.
Руководствуясь решениями XVIII Партсъезда, местные госсанинспекции должны в текущем! году заставить хозорганизации повести решительную борьбу с ценными потерями, загрязняющими атмосферный воздух населенных пунктов страны.
Наряду с этими основными работами, отдел давал ряд заключений по нормам для СНК СССР (по строительству жилищ квартирного типа), для некоторых наркоматов и других учреждений (по санитарной экспертизе планировки Москвы, планировке колхозов и др.).
В 1939 г. отдел коммунальной санитарии принял участие в разработке ряда документов других управлений НКЗдрава СССР и отделов Всесоюзной госсанинспекции (Противоэпидемическое управление, Управление сельских больниц, отдел промышленной и пищевой санитарии). Кроме того, была обследована работа Всесоюзного института коммунальной санитарии и гигиены.
В порядке обжалования действий Главной госсанинспекции республик было рассмотрено, с привлечением! санитарных институтов Москвы, значительное число вопросов, проектов и дел, из которых многие имели крупное значение, например, размещение Алма-Атинского биокомбината, очистка сточных вод Балхашского -медеплавильного и Риддерского komi-бинатов, размещение .промышленности в Кременчуге (Комитет по делам строительства), канализование и очистка сточных вод Азовстали в Мариуполе.
Н. И. Ц ЕТКОВ (Москва)
Деятельность Всесоюзной госсанинспекции | в области пищевой санитарии в 1939 г.
Важнейшей задачей госсанинспекции в области пищевой санитарии в 1939 г. являлись мероприятия по предупреждению желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений. В основу борьбы с ними было положено обращение ЦК ВКП(б) от 22.XII.1933 г. «Об улучшении работы на пищевых предприятиях». Это обращение и постановление ЦИК и СНК СССР от 23.X1I.1933 г. «Об организации Государственной санитарной инспекции и ведомственных санитарных служб» — историческая веха в деле коренного улучшения постановки санитарного надзора за предприятиями пищевой промышленности, общественного питания, торговли и за качеством! выпускаемой продукции.
Значительное снижение пищевых отравлений в стране и повышение санитарной культуры в пищевых предприятиях и личной гигиены рабочих— результат энергичной работы всей системы пищевой санитарной организации (Всесоюзная госсанишспекция и ведомственная санитарная служба) вместе с хозяйственниками при активном содействии партийных и профсоюзных организаций. Нашей задачей было закрепить это достижение и двигаться еще дальше вперед. Исходя из этого, санитар-, но-пищевая организация в 1939 г. сосредоточила главное внимание на вопросах санитарного благоустройства предприятий важнейших отраслей пищевой промышленности (мясная, рыбная, консервная, молочная, безалкогольная и др.), общественного питания и колхозных рынков,