Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПОСТЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: ОПЫТ И РЕШЕНИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПОСТЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: ОПЫТ И РЕШЕНИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОСТЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / "УМНЫЙ КЛАСС" / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Занина Лариса Витольдовна, Ли Наньнань

В статье анализируется вопрос о повышении профессиональной компетентности учителей в Китайской Народной Республике на основе результатов исследований различных категорий граждан и учителей в условиях эпидемии и в постэпидемический период. Отмечаются социокультурные и социально-политические условия, определяющие изменения в характеристиках профессиональной компетентности учителей. Ставится целью описание содержательной и технологической характеристик деятельности учителя в условиях цифровизации обучения в китайских базовых школах. Проводится обзор научных исследований, позволяющий обнаружить особенности отношения учителей, родителей и учащихся к введению онлайн-обучения в связи с началом эпидемии. Определяются факторы, влияющие на реализацию инновационных процессов в образовании в постэпидемиологический период. Методологической основой исследования выступают положения культурно-исторического подхода. В них подчеркивается значимость образования и позиции учителя в развитии и становлении китайской государственности. Описываются инновационные для Китая технологии «умный класс», «глубинное образование». Научная новизна заключается в представлении опыта китайских базовых школ по повышению квалификации учителей в условиях реализации государственной программы «Интернет + Образование» и представлены требования к профессиональным компетенциям учителя, реализующим государственную программу модернизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Занина Лариса Витольдовна, Ли Наньнань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ACTIVITY IN THE POST-EPIDEMIC PERIOD: EXPERIENCE AND SOLUTIONS IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

The article analyzes the issue of improving the professional competence of teachers in the People's Republic of China on the basis of the results of studies of various categories of citizens and teachers during the epidemic and postepidemic periods. The socio-curtural and socio-political conditions that determine the changes in the characteristics of the professional competence of teachers are noted. The aim is to describe the content and technological characteristics of the teacher's activity in the context of the digitalization of teaching in Chinese basic schools. A review of scientific research is conducted to reveal the characteristics of the attitude of teachers, parents and students to the introduction of online education in connection with the outbreak of the epidemic. The factors influencing the implementation of innovative processes in education in the post-epidemic period are determined. The methodological basis of the study is the provisions of the cultural-historical approach. They emphasize the value of education and the position of teachers in the development and formation of the Chinese statehood. The authors describe the “smart class” and “deep education” technologies that are innovative for China. The scientific novelty lies in presenting the experience of Chinese basic schools in improving the qualifications of teachers in the context of implementing the state program “Internet + Education”; the article also presents the requirements for the professional competence of teachers who implement the state program for modernization of education.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПОСТЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: ОПЫТ И РЕШЕНИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 373.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-156-170

ББК 74.04

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПОСТЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: ОПЫТ И РЕШЕНИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ1

TEACHING ACTIVITY IN THE POST-EPIDEMIC PERIOD: EXPERIENCE AND SOLUTIONS IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Занина Лариса Витольдовна

Главный научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории теории и практики образования и развития лиц с особыми образовательными потребностями, Академия психологии и педагогики ЮФУ, доктор педагогических наук, профессор E-mail: lvzanina@sfedu.ru

Zanina Larisa V.

Senior Research Fellow at the Research Laboratory of Theory and Practice of Education and Development of Persons with Special Educational Needs, SFU Academy of Psychology and Pedagogy, ScD in Education, Full Professor E-mail: lvzanina@sfedu.ru

Ли Наньнань

Аспирант Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет E-mail: lnn1761816355@163.com

Аннотация. В статье анализируется вопрос о повышении профессиональной компетентности учителей в Китайской Народной Республике на основе результатов исследований различных категорий граждан и учителей в условиях эпидемии и в постэпидемический

Li Nannan

PhD postgraduate student at the Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University E-mail: lnn1761816355@163.com

Abstract. The article analyzes the issue of improving the professional competence of teachers in the People's Republic of China on the basis of the results of studies of various categories of citizens and

1 Research was financially supported by Southern Federal University, 2020 (Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation).

1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Занина Л. В., Ли Наньнань, 2022

период. Отмечаются социокультурные и социально-политические условия, определяющие изменения в характеристиках профессиональной компетентности учителей. Ставится целью описание содержательной и технологической характеристик деятельности учителя в условиях цифровизации обучения в китайских базовых школах. Проводится обзор научных исследований, позволяющий обнаружить особенности отношения учителей, родителей и учащихся к введению онлайн-обучения в связи с началом эпидемии. Определяются факторы, влияющие на реализацию инновационных процессов в образовании в постэпидемиологический период. Методологической основой исследования выступают положения культурно-исторического подхода. В них подчеркивается значимость образования и позиции учителя в развитии и становлении китайской государственности. Описываются инновационные для Китая технологии «умный класс», «глубинное образование». Научная новизна заключается в представлении опыта китайских базовых школ по повышению квалификации учителей в условиях реализации государственной программы «Интернет + Образование» и представлены требования к профессиональным компетенциям учителя, реализующим государственную программу модернизации образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность учителя, социокультурные и социально-политические условия, постэпидемический период, информатизация образования, «умный класс», модернизация образования, повышение квалификации учителя.

teachers during the epidemic and post-epidemic periods. The socio-cuLturaL and socio-political conditions that determine the changes in the characteristics of the professional competence of teachers are noted. The aim is to describe the content and technological characteristics of the teacher's activity in the context of the digitalization of teaching in Chinese basic schools. A review of scientific research is conducted to reveal the characteristics of the attitude of teachers, parents and students to the introduction of online education in connection with the outbreak of the epidemic. The factors influencing the implementation of innovative processes in education in the post-epidemic period are determined. The methodological basis of the study is the provisions of the cultural-historical approach. They emphasize the value of education and the position of teachers in the development and formation of the Chinese statehood. The authors describe the "smart class" and "deep education" technologies that are innovative for China. The scientific novelty lies in presenting the experience of Chinese basic schools in improving the qualifications of teachers in the context of implementing the state program "Internet + Education"; the article also presents the requirements for the professional competence of teachers who implement the state program for modernization of education.

Keywords: professional competence of a teacher, socio-cultural and sociopolitical conditions, post-epidemic period, informatization of education, "smart class", modernization of education, professional development of a teacher.

Для цитирования: Занина Л. В., Ли Наньнань. Деятельность учителя в постэпидемический период: опыт и решения Китайской Народной Республики // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 156-170. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-156-170.

Cite as: Zanina L. V., Li Nannan. Teaching activity in the post-epidemic period:

experience and solutions in the People's Republic of China. Problemy sovremennogo

obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 156-170. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-156-170.

Введение. В ответ на вспышку коронавируса (COVID-19) в конце 2019 г. и последовавший за ней локдаун правительства разных стран обнародовали различные меры контроля и управления, чтобы минимизировать потери, вызванные «коронавирусом». Благодаря эффективному управлению ситуацией, возникшей в связи с пандемией, с апреля 2020 г. Китай стал первой страной в мире, вступившей в «постэпидемический период», который по-новому обострил проблемы образования и определил основные тренды его модернизации.

В первую очередь, эти вопросы касаются информатизации базового образования. Следует отметить, что реализация этих трендов проходит на фоне общего негативного отношения населения к идее информатизации образования. «Отчет об использовании интернета несовершеннолетними в 2019 году», подготовленный совместно Отделом по защите прав подростков Коммунистического союза молодежи Китая и Центром управления интернета Китая, показали динамику расширения пользователей сети Интернет в группах младших школьников: 32,9% пользователей Интернета среди учащихся начальной школы начинают пользоваться Интернетом еще в дошкольном возрасте.

В 2019 г. численность несовершеннолетних пользователей Интернета в Китае достигла 175 млн человек, уровень использования Интернета среди несовершеннолетних достиг 93,1%, а доля несовершеннолетних пользователей мобильных телефонов, играющих в мобильные игры более 2 часов в день в будние дни, достигло 12,5% [1].

Во время ограничений локдауна электронные продукты стали основными «партнерами» подростков: днем онлайн-обучение требует использования компьютеров и других электронных продуктов, вечером в свободное время дети играют в игры и ^к Ток. На этом фоне в условиях пандемии в феврале 2020 г. Министерство образования Китая опубликовало «Уведомление об осуществлении работы по приостановке школьных занятий и переходу к безостановочному обучению в начальных и средних школах», призывая начальные (напомним, что начальная школа в Китае включает обучение с 1-го по 6-й класс) и средние школы в различных регионах использовать онлайн-платформы для внедрения онлайн-обучения.

Обзор литературы. В российской науке изучением возможностей применения средств ИКТ в сфере образования занимается отрасль педагогической науки - информатизация образования (И. Е. Вострокнутов, Л. Х. Зайнутдинова, О. А. Козлов, Л. П. Мартиросян, Т. А. Лавина, М. П. Мирзоев, И. Ш. Мухаметзянов, Н. И. Пак, А. Н. Тихонов), предметом исследования которой является обоснование реализации моделей оптимального использования средств ИКТ, реализуемых в комфортных и здоровьесберегающих

условиях, ориентированных на реализацию целей обучения, развитие индивида и объединяющих обучение и воспитание.

В современной ситуации в Китае налицо обновление концепции воспитания, что выражается в отказе от жесткой догматизации, от «увязывания» воспитания с теорией классовой борьбы; в обращении к исследованию всестороннего развития личности. По мнению китайских ученых, концепция «Строительство духовной цивилизации», частью которой является воспитание, предполагает переосмысление и включение в новый образовательный контекст китайских национальных традиций (в том числе в сфере этики) и духовных ценностей, особенностей современных экономических, социальных, политических реалий и тенденций развития страны.

В данном контексте специфика китайской методологии воспитания патриотизма в условиях рыночной экономики состоит в признании возрастающей роли нравственного воспитания, благодаря чему достигается нивелирование негативных последствий рыночных отношений и воспитание в человеке лучших нравственно-патриотических качеств -честности, стремления служить своей стране, справедливости и гуманности, которые Чжан Цзянь и Цуй Сянлин рассматривают как проявления «социалистического духа» [2].

В современном Китае патриотическое, нравственно-идеологическое, эстетическое воспитание ориентированы на общественно одобряемые нормы поведения, которые являются базовыми в условиях модернизации образования в современном Китае на всех образовательных уровнях. Для этого предлагается: рассмотрение нравственного воспитания в образовательном процессе как приоритетного компонента; интеграция нравственного воспитания, общего и профессионального образования и/или сочетание традиционного политико-идеологического воспитания с нравственным, что позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного уровня [3].

Закономерно предположить, что процесс информатизации образования предполагает изменения структуры учебного информационного взаимодействия в сторону активного взаимодействия между обучающим, обучающимся и средством ИКТ, переход процесса обучения с уровня «пассивного потребления информации» на уровень «активного преобразования информации», обеспечение незамедлительной обратной связи между пользователем и средствами ИКТ, компьютерную визуализацию учебной информации, автоматизацию информационной деятельности и контроля ее результатов и другие возможности ИКТ, способствующие оптимизации современных средств обучения (Т. А. Полякова, Е. В. Поляков, И. В. Роберт) [4].

Учитывая специфику современного образования в КНР, следует отметить, что эта система начала складываться в 1976 г. по завершении десятилетней китайской «культурной революции», и на протяжении еще двух последующих лет в развитии страны сохранялся период застоя. Новый этап реформ в Китае начинается с декабря 1978 г. и определяется решениями III Пленума ЦК КПК, среди которых реформа начального школьного образования, основной проблемой реализации которой была острейшая нехватка кадров (практически их отсутствие).

Но и в этот период руководство страны относилось к образованию как способу возрождения страны, и популяризация начального школьного образования (включая

возвращение детей в класс) была в 1980-1985 гг. основной задачей государства, решение которой способствовало к 1990 г. увеличению числа детей школьного возраста, поступивших в школу: в крупных городах Китая их было более 95%; а в сельских районах - от 80 до 90% [5; 6].

С началом пандемии и соответствующих шагов по оперативной перестройке образования в новых, ранее не предусмотренных условиях, в Китае проявились тенденции, характерные для образовательных систем многих стран, но их решение имеет национальные особенности.

Методология (материалы и методы). Исследование эффективности онлайн-об-учения, проведенного в эпидемический период, показало, что:

• 66,75% (2158/3233) учителей считают, что онлайн-обучение является менее эффективным, чем школьное обучение;

• 68,97% (8885/12882) родителей также считают, что онлайн-обучение не так эффективно, как обучение в школе;

• 82,03% (4500/5486) учеников начальной школы считают, что содержание, преподаваемое учителями во время онлайн-обучения в период эпидемии, необходимо повторно преподавать после возвращения в школу;

• 42,39% (373/880) учащихся 3-го класса средней школы старшей ступени (8-й класс) отметили, что они не успевают осваивать содержание учебного предмета в он-лайн-обучении [2].

Онлайн-обучение соответствует ходу развития времени и долгосрочному развитию образования, но его вынужденное в короткие сроки (в условиях пандемии) внедрение в практику школ заставляет многих учителей чувствовать себя некомфортно. Исследование Дай Сяньхуа, Тан Хайкан, Чэнь Хун, Ли Цзясюань, Ян Лэй, посвященное изучению степени адаптированности китайских учителей к онлайн-обучению, показало следующие неутешительные результаты:

• 50,70% (1639/3233) опрошенных учителей считают онлайн-обучение крайне сложным и совершенно новым способом обучения;

• 43,24% (1398/3233) учителей считают онлайн-обучение суровым испытанием;

• 40,40% (1306/3233) учителей отметили, что в процессе онлайн-обучения к школьникам предъявляются значительно более высокие требования, чем в обучении офлайн, и оно к тому же значительно утомительнее традиционного [7].

В условиях пандемии в Китае, как и во многих странах, включая Россию, активное использование Интернета, став важным средством обучения для подростков, продемонстрировало многочисленные негативные проявления:

• общение в Интернете препятствует развитию межличностных отношений среди несовершеннолетних: основным способом их социальной коммуникации является чат-общение, которое отмечают 58,0% опрошенных [8], что в конце концов приводит к напряжению в отношениях между родителями и детьми,

• чрезмерное использование электронных продуктов ставит под угрозу физическое здоровье детей, вызывая перенапряжение и повышенную нагрузку на глаза, что приводит к ослаблению зрения и вызывает близорукость,

• проблема интернет-зависимости уже стала основной причиной снижения успеваемости, прекращения учебы и даже роста преступности среди подростков.

В начале 2020 г., когда во избежание масштабной вспышки эпидемии коронавируса в Китае были приостановлены занятия, для учащихся начались самые продолжительные зимние каникулы, специфика которых заключалась в том, что на условных каникулах вместе со школьниками в режиме домашней изоляции оказались и их родители. В результате родители оказались в вынужденной ситуации круглосуточного сопровождения обучения школьников, которое также приобрело дополнительные функции: не просто сопровождение процесса обучения, но и сопровождение выполнения домашних заданий. В этой ситуации участились внутрисемейные конфликты, в семьях повысился уровень тревожности и раздражительности как со стороны школьников, так и их родителей.

Результат проведенного газетой "Tencent Education" в 2019 г. опросе «Дети делают домашние задания в сопровождении родителей» показал, что более 90% опрошенных родителей раздражены из-за проблем с домашним заданием своих детей, а более 50% родителей заявили, что они вынуждены «бить своих детей из-за домашнего задания». Отношение к сложившейся ситуации выражены в значительном большинстве ответов родителей, смысл которых можно обобщить следующим образом: «Уход с работы больнее, чем выход на работу!» [9].

Подчеркнем, что данные результаты вступают в противоречие с китайской образовательной традицией (от образовательных ценностей до содержания и методов образования), в которой, по мнению Гу Минюань, центральное место отведено конфуцианству [10]. Это означает, что современные национальные ценности, определяющие образование как основу нации и народа, предполагают единственный путь развития страны исключительно через образование, и, в свою очередь, определяют стремление каждого родителя к тому, чтобы его дети получали более высокий уровень образования [11].

Кроме того, среди китайского населения широко распространены традиционные культурные тезисы: «учиться, чтобы делать карьеру», «благодаря чтению обретешь золотые чертоги», «через чтение книг приобретаешь ценность», поэтому китайские родители обычно стремятся к тому, чтобы их дети учились в высшем учебном заведении, а забота родителей об обучении детей, надлежащий контроль за тем, чтобы ребенок заканчивал домашнее задание, является одной из обязанностей родителей в области семейного воспитания и также ответственным проявлением заботы родителей о росте детей, поддержке школьного образования. Таким образом, в постэпидемический период необходимо уделять больше внимания роли семейного воспитания во всей системе образования, с тем чтобы родители и дети могли построить гармоничные и бесконфликтные отношения.

В постэпидемический период в китайском образовании обосновывается и реализуется принцип интеграции онлайн- и офлайн-обучения и разрабатывается смешанная модель обучения, которая сочетает удобство, скоординированность, ситуативность, активное участие онлайн-обучения со сфокусированностью, глубиной и реальностью эмоционального контакта офлайн-обучения, что способствует целостному усвоению учащимися знаний и их применению на практике. Несмотря на выраженную тенденцию к реализации онлайн-обучения, эффективность этого процесса в значительной мере

зависит от уровня профессиональной компетентности учителя и его способности к непрерывному образованию. И эта функция актуализируется в постэпидемический период.

Результаты и их описание. Следует подчеркнуть, что в условиях эпидемии и перехода к онлайн-обучению расширяются традиционные функции учителя китайской школы (организатора учебного процесса, моделирования взаимодействия с учащимися и их семьями и пр.):

• при необходимости использовать интернет-платформу для распространения своих собственных «интеллектуальных продуктов» учитель становится непрофессиональным стримером,

• сообщая учащимся о последних ситуациях об эпидемии, пропагандируя соответствующие противоэпидемические знания и всегда обращая внимание на физиологические и психологические изменения учащихся, помогая им правильно понимать эпидемию и обращать внимание на свое здоровье и здоровье близких, учитель становится «участником борьбы с эпидемией»,

• учитель превращается в поставщика высококачественных учебных ресурсов,

• учитель сопровождает активную самостоятельную онлайн учебную деятельности учащихся, при этом онлайн-обучение предъявляет более высокие требования к демонстрированию способности учащихся к самостоятельному обучению.

Обобщение практики образовательной деятельности китайских учителей в период пандемии позволяет нам обосновать четыре основные модели обучения, реализующиеся в период пандемии: синхронное онлайн-обучение, асинхронное онлайн-обучение, онлайн совместное обучение с двумя учителями и онлайн смешанное обучение (это метод онлайн-обучения, в котором используются учебные ресурсы, учебные платформы и инструменты и вспомогательные услуги).

Помимо перечисленных моделей обучения заслуживают внимания следующие технологии:

• «воздушные классы» и «облачное обучение» (район Хайдянь в Пекине);

• эвристическое ступенчатое обучение (Шанхай): постановка вопросов + проектирование учебного процесса + обучения и упражнение + ppt);

• междисциплинарное обучение на основе поставленных целей, использования интернет-ресурсов, обратной связи (Чжэцзян) и пр. Подчеркнем, что по данным Центра управления интернетом Китая к началу 2020 г. количество пользователей ресурсами онлайн-образования в стране достигло 423 млн, что составляет 46,8% от общего числа интернет-пользователей [12].

В целом в постэпидемический период развитие базового образования в Китае осуществляется в следующих направлениях, реализация которых предполагает совершение профессиональной компетентности учителя:

1. Активно развивать программу «Интернет + образование» в соответствии с решением Госсовета КНР «Модернизация образования в Китае до 2035», принятом в 2019 г., в котором отмечается, что в информационный век необходимо ускорить реформу образования, используя современные технологии, успешно сочетать коллективное образование и развитие личности, опираясь на инновационные образовательные услуг [13].

Интеграция Интернета и образования не является простым перемещением классной комнаты в Интернет, а представляет собой информативную модель обучения, основанную на образовательных возможностях Интернета, которая реструктурирует и реформирует многие важные звенья обучения: учебный процесс и его содержание, форму организации обучения и модель педагогического сопровождения школьника.

Преимущество модели «Интернет + образование» проявляется главным образом в следующем:

• позволяет преодолевать пространственно-временные ограничения, расширяя возможности школьников для самостоятельного обучения в любое время и в любом месте;

• обеспечивает школьникам учебную среду, предоставляющую дополнительные ресурсы и новые возможности развития для школ удаленных районов Китая;

• себестоимость интернет-образования ниже, учебные средства разнообразнее, их можно быстро копировать и распространять, что способствует расширению возможностей образования;

• возможность обучающимся самостоятельно выбирать формы обучения и преподавателей способствует оптимизации структуры образования и повышению качества образования и пр.

2. Разработка комплексных учебных программ. Комплексные учебные программы представляют собой объединение нескольких взаимосвязанных дисциплин в более широкий общий исследовательский курс [14]. В соответствии с требованиями новой реформы китайского образования на этапе базового образования должны быть созданы комплексные учебные программы, отвечающие потребностям в развитии различных регионов и учащихся. Цянь Датун отмечает, что комплексные учебные программы делают упор на целостность, начиная с точки зрения, что мир является взаимосвязанной, взаимодействующей целостной системой, в содержании делают упор на выбор знаний, имеющих внутреннюю связь между различными дисциплинами, образуют комплексную систему, как можно шире используются комплексные вопросы, целостные и структурированные методы обучения, чтобы учащиеся научились анализировать проблемы с концепции единого целого, развивали в комплексе мыслительные и творческие способности [8].

Реализация комплексных учебных программ предъявляют более высокие требования к профессиональной компетентности учителей, включая способность определять модули междисциплинарных сквозных знаний, способность помогать учащимся системно анализировать образовательные задачи на основе междисциплинарности. Значимость такого подхода, по нашему мнению, заключается в том, что в КНР в содержании учебников начальной и средней школы находится информация об отношениях между страной и человеком, здоровье, защите окружающей среды, но во многих случаях эти знания не находят практических применений.

3. «Соединяющее обучение», сосредоточенное на способности учащихся к самостоятельному обучению. Развитие способностей учащихся к самостоятельному обучению является не только ключевым навыком, необходимым учащимся для адаптации к

будущему социальному развитию, но и объективным требованием к претворению идеи непрерывного образования в жизнь. В настоящее время в КНР саморазвитие учащихся рассматривается в качестве показателя уровня развития ключевых компетенций (key competencies).

Самостоятельное обучение как важный компонент самостоятельного развития является способом обучения, основанном на сознательном, самостоятельном и самоконтролируемом осуществлении учащимися учебной деятельности, в процессе которой приобретение знаний постоянно расширяет понимание собственной личности.

Самостоятельная учебная деятельность в контексте «соединяющего обучения» характеризуется тем, что:

1) учащиеся должны осознавать необходимость и важность обучения и отвечать на вопросы, для чего они учатся;

2) учащиеся самостоятельно выбирают цели, содержание, методы и время обучения, систему эффективных методов самообучения, исходя из своих реальных возможностей;

3) учащиеся рационально оценивают свое учебное поведение.

4. Внимание семейному воспитанию.

Семья в КНР определяется как особая форма социальной организации и представляет собой групповую организацию, объединенную брачными отношениями и кровными узами [15], она рассматривается как «естественное учебное заведение», которое основано на целенаправленности, авторитете и является фундаментом социальной стабильности, важной гарантией усиления Китая за счет развития образования.

Роль семейного воспитания в системе образования нельзя недооценивать, как подчеркивает Чжу Юнсинь: «Семейное воспитание является основой основ всей нашей образовательной цепочки и имеет ключевое значение» [16]. Семейное воспитание, которое представляет собой обучение на протяжении всей жизни, сопровождаемое развитием человека, характеризуется просветленностью, эмоциональностью, устойчивостью, целенаправленностью, гибкостью и является не только исходной точкой для понимания детьми мира, но и ключом к успеху человека. В связи с этим в будущем мы должны уделять больше внимания семейному воспитанию и активно выполнять различные функции семейного воспитания.

Обсуждение. Создание «умного класса» является конкретной программой Министерства образования Китая по реализации «план действий по информатизации образования 2.0» и важным способом передачи китайской мудрости. «Умный класс» объединяют следующие технологии: искусственный интеллект, большие данные, инновации в области информационных технологий, интеллектуальных технологий в сфере образования, индивидуальное обучение с участием человеческого и технического сотрудничества путем создания гибких и интеллектуальных «умных классов».

Характеристики «умного класса»:

• обладает значительным пространством для хранения данных и более высокой степенью безопасности. «Умный класс» будет собирать все больше информации, которая не только содержит богатые мультимедийные данные, такие как видео,

аудио, но и обеспечивает их безопасное сохранение в течение длительного времени;

• позволяет реализовать интеграцию обучения, домашних заданий, экзаменов, практики и оценивания в единую систему;

• обеспечивает более тесное взаимодействие между учителями и учениками, интегрируя преимущества онлайн- и офлайн-обучения.

В «умном классе» учебная деятельность осуществляется в следующем алгоритме:

• на первом этапе учитель создает ситуацию, стимулирующую любопытство и интерес учащихся к поиску знаний, чтобы у учащихся была мотивация решать проблемы;

• на втором этапе учитель направляет учащихся к самостоятельной деятельности по изучению и углубленному осмыслению, решению проблем;

• на третьем этапе осуществляется решение поставленной проблемы и происходит закрепление новых знаний посредством взаимообмена и сотрудничества между учителями и учениками, учениками и учениками;

• на четвертом этапе учителя направляют учеников на практику и побуждают их к новаторству и применять новые знания.

Для успешной реализации «умных классов» требуется постоянно повышать квалификацию учителей, что позволит осуществить тесную связь информационных технологий и образования, построение сетевой, оцифрованной, интеллектуальной, персонализированной и непрерывной системы образования, позволяющей осуществить переход к построению обучающегося общества, в котором каждый гражданин сможет учиться в любое время и в любом месте.

В «Замечаниях Госсовет КНР по всестороннему углублению реформы педагогического состава в новую эпоху» [17] четко сформулирована цель создать высококвалифицированного, специализированного и инновационного преподавательского состава, удовлетворяющего партию и народ. Поэтому учителя должны постоянно повышать свою ключевые компетенции и проявлять инициативу в адаптации к новым технологическим изменениям, таким как информатизация, искусственный интеллект.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показали результаты совместного исследования ряда научно-исследовательских институтов (Китайская академия педагогических наук, Научно-исследовательский центр по распространению новых средств массовой информации при Пекинском педагогическом университете, Научно-исследовательский центр по вопросам образовательной коммуникации при газете «Гуанминжибао») молодые учителя с 5-10-летним педагогическим стажем наиболее уверенно реагируют на онлайн-обучение в период эпидемии, но по мере увеличения педагогического стажа способность учителей справляться с онлайн-обучением постепенно снижается.

Причина этого заключается в том, что, по мнению специалистов, профессиональная подготовка молодых учителей осуществлялась в основном в информационный век, и они в большей степени испытали на себе влияние восьмой реформы базового образования. Они получают более систематическое образование в области информационных технологий до поступления на работу, несмотря на то что учителя старшего возраста

получили базовое компьютерное образование и после поступления на работу также ежегодно проходят повышение квалификации в области информационных технологий, тем не менее для более свободной реализации онлайн-образования предстоит пройти еще долгий путь.

Развитие образования должно в первую очередь повысить основную компетенцию учителей, учителя являются не только важными факторами, влияющими на академические достижения учащихся и повышающими их ключевые компетенции, но и «резервными войсками», гарантирующими неуклонное повышение уровня национального образования.

Ключевые компетенции китайских учителей включают нравственное воспитание, образовательный дух, культурное воспитание. Основные профессиональные педагогические способности: преподавательская способность, способность к обучению и инновациям, способность к коммуникации и сотрудничеству.

Повышение информационной компетенции учителей включает: 1) постоянное совершенствование подготовки будущих учителей в области информационных технологий; 2) повышение научного и информационного образования для будущих учителей; 3) влияние школы (как заказчика) и ее заинтересованность в поддержке и продвижении инноваций в программы подготовки студентов, 4) содействие будущим учителям в осознании важности информационной компетенции для реализации целей «воспитывать высокоморальных и инновационных талантов»; 5) проведение регулярного обучения по применению информационных технологий для работающих в школе учителей.

Изменение модели обучения, развитие у учащихся способности к самостоятельному обучению и содействие глубокому обучению их в контексте информатизации - вот требования времени для развития глобального образования. Естественно, что такая модернизация ставит перед учителем дополнительные требования к реализации педагогического сопровождения учащихся:

• учитель должен установить правильный взгляд на образовательную деятельность школьников, на их владение способностью к самостоятельному обучению и уметь тесно увязывать цели учебной программы с самостоятельным обучением учащихся;

• учитель должен владеть компетенциями в создании и усовершенствовании учебного процесса и осуществлении поддержки и сопровождения самостоятельной учебной деятельности учащихся, реализуя следующие обучающие звенья:

1) предварительное обучение (это пробное обучение, проводимое учащимися на основе их уровня знаний и жизненного опыта, прежде чем учителя учат учащихся новому учебному содержанию). На этом этапе учитель направляет учащихся к самостоятельному осмыслению нового учебного содержания;

2) групповое сотрудничество в процессе совместной деятельности и обсуждения, что создает между учениками атмосферу взаимопомощи, взаимного обмена и совместного обучения;

3) обсуждение и анализ результатов самостоятельной работы и обмену знаниями в классе;

4) демонстрация результатов, в процессе которой учитель работает с учащимися, показывая внутреннюю структуру и логику полученных знаний, уточняет ключевые моменты знания и акцентирует внимание на трудностях, с которыми столкнулись школьники в процессе самостоятельной работы;

5) подведение итогов.

На протяжении всего процесса самостоятельного обучения учащихся учителя должны часто поощрять их к глубокому осмыслению и обучению, чтобы они могли с критическим мышлением изучать новые идеи и вещи на основе понимания знаний и интегрировать их в первоначальную когнитивную структуру, решать проблемы, принимать решения, осуществлять миграцию знаний. Таким образом, обучение фокусируется не только на процессе обучения ученика, но и на его восприятии и чувствах в реальных проблемных ситуациях, подчеркивая совершенствование критического мышления учащихся, способности передавать знания и решать проблемы.

Такой метод в китайском образовании называется методом «глубокого обучения», поскольку внимание фокусируется не только на процессе обучения учащихся, но также на опыте и чувствах учащихся в реальных проблемных ситуациях. Таким образом, учителя должны постоянно расширять развитие этих двух способностей учащихся в процессе обучения, с тем чтобы учащиеся могли лучше адаптироваться к изменениям и развитию будущего общества.

Самостоятельное обучение и глубокое обучение могут не только улучшить качество школьного образования, но и способствовать развитию ключевых компетенций учащихся, что повысит их способность к адаптации к изменениям и развитию будущего общества [18].

Заключение. До сих пор человечество еще не полностью преодолело коронавирус, в стране также наблюдается спорадическая эпидемия, а за рубежом эпидемия остается очень серьезной. Эта «война» без дыма пороха бросает вызов человеческому развитию, но также открывает новые возможности для развития образования в будущем. Как педагоги, мы должны не только следовать тенденции времени, но и идти в ногу со временем, продолжать реформирование образование, чтобы воспитывать более квалифицированных строителей для страны.

Список литературы

1. [Центр управления интернета в Китае. Отчет об использовании интернета несовершеннолетними в 2019 году.] URL: http://news.k618.cn/roll/202005/t202005l3_18013196.html (дата обращения: 18.09.2021).

2. Ш, 1987^ . [Цуй Сянлин. Новый подход к духовно-нравственному воспитанию. Пекин, 1987.]

3. Просеков С. А. Социально-философский анализ модернизации современного Китая в условиях глобализации: моногр. М.: Финакадемия, 2009. 234 с.

4. Полякова В. А. Обзор научных исследований в сфере информатизации образования в условиях глобальной коммуникации и сетевого взаимодействия // Научное обо-

зрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 86-97. URL: https://science-pedagogy.ru/ ru/artide/view?id=1499 (дата обращения: 15.09.2021).

5. 1990^. [Чжу Юнсинь. Дилемма и трансцендентность - обзор современного китайского образования. Нань-нин: Народный издательский дом Гуанси, 1990.]

6. да, зш^. «Ш: ФШЙШ^ШЙ (2004-2005) .±Ш: 2006^. [Ху Вэй, Чжан Цзиюй. Новое наблюдение: перспектива горячих точек образования в Китае (2004-2005). Шанхай: Шанхайский народный издательский дом, 2006.]

7. шш, шь, ^шд, mmk^rnrnrnm. »^Й^ВДЙ,

2020, (3): 52. [Приостановка школьных занятий и безостановочное обучение, Проблемы в онлайн-обучении / Дай Сяньхуа, Тан Хайкан, Чэнь Хун [и др.] // Образование и педагогические исследования, 2020. № 3. С. 52.] URL: http://news.k618.cn/roll/202005/ t20200513_18013196.html (дата обращения: 18.09.2021).

8. »N. ^ШМШШ1! ЩЭДЖ^ЖМ, ъШ^Ш^Ш! [Соуху. Классный руководитель напомнил: мобильный телефон может уничтожить ребенка! Умные родители делают это, чтобы уберечь своих детей от рака мобильных телефонов!] URL: https://www.sohu.eom/a/398013504_740895 (дата обращения: 18.09.2021).

9. [Соуху. Проверка домашних заданий - не работа родителей! Член Народного политического консультативного совета КНР рекомендуют: сократить домашние задания родителей по проверке домашних заданий и облегчить их нагрузку.] URL: https://www. sohu.com/a/3 (дата обращения: 18.09.2021).

10. 2004: 125. [Гу Минюань. Культурная основа образования в Китае. Тайюань: Шаньсиское образовательное издательство, 2004. 125 с.]

11. ШШ, 2003(3)153-156. [Сун Ба-очжун, Цай Сяомин, Ян Ялин. Мышление и исследование ожиданий родителей в отношении ценности образования // Академический журнал Тангду. 2003. № 3. С. 153-156.]

12. 5%. [Глобальные Экономические Данные. По состоянию на март 2020 года.] URL: http://www.qqjjsj. com/show69a134673 (дата обращения: 18.09.2021).

13. «ФШЙШШ^>2035». [Центральный комитет Коммунистической партии Китая, Госсовет КНР. «Модернизация образования в Китае до 2035».] URL: https://baike.so.com/doc/28625203-30085497.html (дата обращения: 18.09.2021).

14. м. —т^ттшшшшш.ш^жтш

2020(10): 47. [Цзян Хун. Осуществление трансграничной интеграции, развитие ключевых компетенций - на примере комплексной учебной программы // Современное образовательное оборудование Китая. 2020. № 10. С. 47.]

15. ЭДМ. ШШШШМШШШШ'ШНШ. 2014(03): 106. [Ма Юйфэн. Развитие и ограничения семейного права в Китае с точки зрения изменений в семье // Социальные науки. 2014. № 3. С. 106.]

16. жш. шт^штшшт^тшш. ттттт,202i,35(0i):29-30. [Ван

Сяоди. Структура и интерпретация учебных целей на основе ключевых компетенций дисциплин // Образование и педагогические исследования. 2021. № 1. С. 29-30.]

17. шэд,

is, 2020(01): 1. [Ши Дэнмин, Цзян Чжиюнь. Значение политики, характеристика и выбор пути построения Команды сельских учителей в условиях Новой эры // Форум современного образования. 2020. № 1. С. 1.]

18. Богуславский М. В., Лельчицкий И. Д. Современные стратегии развития российского образования в условиях информационного общества // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. 6-7 июня 2016 г. М.: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2016. С. 38-49.

References

1. China Internet Control Center. Report on Internet Use by Minors in 2019. Available at: http:// www.cac.gov.cn/2020-05/13/c_1590919071365700.htm (accessed: 18/09/2021). (In Chinese)

2. Cui Xiangling. A new approach to spiritual and moral education. Beijing, 1987. (In Chinese)

3. Prosekov S. A. Sotsialno-filosofskiy analiz modernizatsii sovremennogo Kitaya v usloviyakh globalizatsii: monogr. Moscow: Finakademiya, 2009. 234 p.

4. Polyakova V. A. Obzor nauchnykh issledovaniy v sfere informatizatsii obrazovaniya v usloviyakh globalnoy kommunikatsii i setevogo vzaimodeystviya. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2016, No. 3, pp. 86-97. Available at: https://science-pedagogy.ru/ru/ article/view?id=1499 (accessed: 15.09.2021).

5. Zhu Yongxin. Dilemma and Transcendence - An Overview of Contemporary Chinese Education. Nanning: Guangxi People's Publishing House, 1990. (In Chinese)

6. Hu Wei, Zhang Jiyu. New Observation: A Perspective on Education Hotspots in China (20042005). Shanghai: Shanghai People's Publishing House, 2006. (In Chinese)

7. Dai Xianhua, Tang Haikang, Chen Hong, Li Jiaxuan, Yang Lei. School Suspension and NonStop Learning, Problems in Online Learning. Education and Pedagogical Research. 2020, No. 3, p. 52. Available at: http://news.k618.cn/roll/202005/t20200513_18013196.html (accessed: 18.09.2021). (In Chinese)

8. Souhu. The class teacher recalled: a mobile phone can destroy a child! Smart parents do this to keep their kids safe from cell phone cancer! Available at: https://www.sohu. com/a/398013504_740895 (accessed: 18.09.2021). (In Chinese)

9. Souhu. Checking homework is not a parent's job! Member of the People's Political Consultative Council of the People's Republic of China Recommend: Reduce Parents' Homework for Checking Homework and Lighten Their Load. Available at: https://www. sohu.com/a/3 (accessed: 18.09.2021). (In Chinese)

10. Gu Mingyuan. The cultural basis of education in China. Taiyuan: Shanxi Educational Publishing House, 2004: 125. (In Chinese)

11. Song Baozhong, Cai Xiaoming, Yang Yaling, Thinking and Investigating Parents' Expectations about the Value of Education. Tangdu Academic Journal. 2003, No. 3, pp. 153156. (In Chinese)

12. Global Economic Data. As ofMarch 2020. Available at:http://www.qqjjsj.com/show69a134673 (accessed: 18.09.2021). (In Chinese)

13. Central Committee of the Communist Party of China, State Council of the People's Republic of China. "Modernization of education in China until 2035". Available at: https://baike. so.com/doc/28625203-30085497.html (accessed: 18.09.2021). (In Chinese)

14. Jiang Hong. Implementation of cross-border integration, development of key competencies -on the example of a comprehensive curriculum. Modern educational equipment of China. 2020, No. 10, p. 47. (In Chinese)

15. Ma Yufeng. Development and restrictions of family law in China in terms of changes in the family. Social Sciences. 2014, No. 03, p. 106. (In Chinese)

16. Wang Xiaodi. The structure and interpretation of educational objectives based on the core competencies of the disciplines. Education and pedagogical research. 2021, No. 01, pp. 2930. (In Chinese)

17. Shi Dengming, Jiang Zhiyun. The meaning of politics, characteristics and choice of the way of building a team of rural teachers in the conditions of the New Era. Forum of Contemporary Education. 2020, No. 01, p. 1. (In Chinese)

18. Boguslavskiy M. V., Lelchitskiy I. D. Sovremennyye strategii razvitiya rossiyskogo obrazovaniya v usloviyakh informatsionnogo obshchestva. In: Obrazovatelnoye prostranstvo v informatsionnuyu epokhu (EEIA-2016): Proceedings of International scientific-practical conference, 6-7 June 2016. Moscow: In-t strategii razvitiya obrazovaniya RAO, 2016. Pp. 38-49.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 2

Статья поступила в редакцию 21.09.2021 The article was received on 21.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.