ВЛАСТЬ
2020.03.005-007. НОРИК Б.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК В ПРОВИНЦИИ СИСТАН И БЕЛУДЖИСТАН (ВЕРОЯТНЫЕ СЦЕНАРИИ И ПРОГНОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ). (Обзор).
2020.03.005. ХАСАН КАВИЙАНИ, ХОСЕЙН ЭБРАХИМИ, БИЖАН САЕДИ. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЕРОЯТНЫХ СЦЕНАРИЕВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК В ОСТАНЕ СИСТАН И БЕЛУДЖИСТАН.
ХАСАН КАВИЙАНИ, ХОСЕЙН ЭБРАХИМИ, БИЖАН САЕДИ. Айандепажухи-йе сенариуха-йе эхтемали-йе горухакха-йе терру-ристи дар остан-е Систан ва Балучестан. - Рахборд-е дафаи. - 1398 [2019]. - Т. 18, № 65. - С. 111-139. (Фарси).
2020.03.006. МОХАММАД МАХМУДИ БАЛАГЯФШЕ, АЛИ БИЖАНИ, МОХАММАД АХБАРИ. ВЫЗОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ИРАНА И ПАКИСТАНА В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ В ПЕРИОД С 2001 ПО 2017 г.
МОХАММАД МАХМУДИ БАЛАГЯФШЕ, АЛИ БИЖАНИ, МО-ХАММАД АХБАРИ. Чалешха-йе амнийати-йе Иран ва Пакестан дар мокабеле ба падиде-йе террурисм дар доуре-йе замани-йе 2001 та 2017. - Джографйа. - 1398 [2019]. - Т. 9, № 4. - С. 215236. (Фарси).
2020.03.007. МАХДИ ХЕШМАТИ-ЙЕ ДЖАДИД, ФАРХАД НО-КРЕИ, МОХАММАД ХАСАН-ЗАДЕ. О ФАКТОРАХ ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУППИРОВОК НА ВНУТРЕННЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ОСТАНА СИ-СТАН И БЕЛУДЖИСТАН (НА ПРИМЕРЕ ЭТНИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУППИРОВОК ШАХРЕСТАНА САРАВАН). МАХДИ ХЕШМАТИ-ЙЕ ДЖАДИД, ФАРХАД НОКРЕИ, МО-ХАММАД ХАСАН-ЗАДЕ. Барраси-йе авамел-е моассер бар амалькярд-е горухха-йе коуми ва мазхаби дар амнийат-е дахели-йе остан-е Систан ва Балучестан (ба такид бар горухха-йе коуми ва мазхаби-йе шахрестан-е Сараван). - Сийасат-е дафаи. - 1395 [2016]. - Т. 24, № 96. - С. 141-182. (Фарси).
Ключевые слова: Исламская Республика Иран; Систан и Белуджистан; Пакистан; Афганистан; региональная безопасность; международный терроризм.
Одной из особенностей Исламской Республики Иран является ее мультикультурность и полиэтничность. Неперсидские этносы распределены по 10 провинциям страны, главным образом, пограничным, что обусловливает высокий уровень активности различных центробежных политических сил, подрывающих внутреннюю устойчивость правящего режима. К числу таких провинций относится и юго-восточный остан Систан и Белуджистан (общей площадью 187 502 км2, 11,5% территории страны; население более 2,4 млн человек) с центром в г. Захедан. В остане в полной мере ощущаются последствия установления политической границы без учета этнокультурных связей региона. Восточная граница Ирана была намечена в сентябре 1871 г. Ф. Голдсмитом, в результате чего Иран потерял большую часть Белуджистана. В итоге большая часть белуджей оказалась в пределах нынешнего Пакистана (в настоящее время - около 10 млн человек на территории прим. 347 000 км2). Иранский Белуджистан имеет площадь около 175 000 км2: с севера на юг от Захедана до Чабахара - 705 км, а с востока на запад от Кухака до восточной части Джазмуриана -590 км. Часть белуджей живет в юго-западном Афганистане. Сходство этих «Белуджистанов» по трем переменным - конфессия, язык и этничность - породило идею «Большого Белуджистана», оказывающую заметное влияние на развитие политической ситуации в данном регионе. Граница с Пакистаном (959 км) безопасна в стратегическом плане, однако предоставляет широкие возможности для незаконного перехода террористов и ОПГ, занимающихся контрабандой наркотиков, оружия, топлива и людей, поскольку, не ожидая военного нападения со стороны Ирана, Пакистан не предпринимает никаких мер по серьезному техническому оснащению своих западных границ (в отличие от восточных с Индией). Кроме того, Пакистан практически не борется против террористических группировок, совершающих вылазки в Иран. В самом Пакистане действует большое количество ваххабитских школ, основанных при поддержке королевства Саудовская Аравия (КСА). Эти школы способствуют распространению антишиитских настроений в стране и провоцируют шиитские погромы. Афганистан, со времен введения войск СССР находившийся в состоянии перманентной войны, и сейчас, несмотря на временное умиротворение, представляет серьезную опасность, поскольку здесь снова
активизировалась деятельность группировок «Талибан» и «Аль-Каида».
Остан Систан и Белуджистан, отличающийся религиозной и языковой пестротой, а также развитыми родо-племенными связями, делятся на два основных этнических района: северный (си-станцы) и южный (белуджи). Белуджи, по вероисповеданию -сунниты-ханафиты, проживают в шахрестанах Хаш, Сараван, Ираншахр, Захедан, Никшахр и Чабахар: они говорят на белуджском языке (на севере Белуджистана распространены мекранский и сархади диалекты). Персы главным образом живут в шахрестанах Заболь и Захедан, говорят на персидском языке и его систан-ском диалекте. Около 70% населения - сунниты-ханафиты, проживающие в основном в Белуджистане (Систан и Белуджистан -второй остан ИРИ с преобладающим суннитским населением; так, например, на территории шахрестана Сараван, протяженность границы которого с Пакистаном составляет 386 км, расположено более 30 суннитских религиозных школ против одной шиитской). Шииты-иснаашариты (около 30%) живут в Систане (численно преобладают только в остане Заболь; значительный процент шиитского населения отмечается в шахрестанах Захак и Захедан). Около 0,5% составляют христиане, зороастрийцы, иудеи и пр. Родо-племенной характер общества обусловливает огромное уважение к религиозным традициям, мстительность, гостеприимность, смелость, пренебрежительное отношение к женщинам, неравные браки, подверженность влиянию культуры соседних стран. В остане проживает более 250 племен (около 120 в Систане, около 130 в Белуджистане; белуджских племен насчитывают более 150), большая часть которых обладает собственными традициями и социальным укладом: своими внутриколлективными и внеколлек-тивными поведенческими паттернами они нередко вступают в противоречие с законодательством и национальными интересами страны, провоцируя нестабильность. При этом необходимо учитывать, что северные белуджи - скотоводы, а потому более воинственны, южные же белуджи - земледельцы и поэтому отличаются более мирным нравом.
Среди наиболее значимых причин нестабильности в остане называют: удаленность от центра, протяженные сухопутные границы, нестабильность в пограничных странах (Афганистан, Пакистан), тяжелый климат, недостаточное внимание к политическим и
социальным требованиям белуджей и систанцев, проникновение ваххабитской идеологии, этнорелигиозную политику суннитских лидеров в Захедане, вмешательство государств Залива, маргинализацию в крупнейших городах провинции, отсутствие желания белуджских инвесторов вкладываться в программы государственного и регионального развития, утекание экономического капитала в соседние страны вследствие слабой развитости системы экономического управления остана, усиливающуюся контрабанду, недостаток экономических ресурсов и слабое развитие макроэкономической инфраструктуры, расположение на пути наркотрафика, молодежную безработицу.
Достаточно высокий уровень нестабильности говорит о высоком титре относительной депривации, в связи с чем аналитики предлагают правительству ИРИ уделять серьезное внимание разработке и реализации социальных и экономических программ для снижения напряжения, усиливающего потенциал политического насилия. Следует прислушиваться к требованиям религиозных и этнических групп, чтобы снять чувство дискриминации. Также необходимы институциализация «проекта шахида Шуштари» в части использования белуджских племен для укрепления безопасности региона, создание экономической инфраструктуры для белуджского народа, проведение научных и культурных мероприятий с участием белуджей, выделение белуджам определенной квоты на госслужбу и тщательный контроль деятельности этнорелигиозных образовательных центров.
Одним из наиболее серьезных вызовов безопасности остана Систан и Белуджистан является высокий уровень террористической угрозы. Террористическая деятельность вызывает страх и неуверенность, приводит к оттоку капитала, замиранию туризма, увеличению расходов на благоустройство из-за нежелания фирм работать в проблемных регионах, порождает страх жителей перед сотрудничеством с государством, миграцию и пр. Развитие технологий в сфере коммуникаций, вытеснение ряда террористических группировок из Ирака и Сирии в Афганистан, усиление давления на ИРИ международных институтов, а также финансовая поддержка, оказываемая террористам некоторыми странами, в ближайшем будущем породят количественные и качественные изменения в стратегиях джихадистских группировок. Это может
потребовать корректировки антитеррористических стратегий вооруженных сил и органов исполнительной власти ИРИ.
Исламская революция в Иране пробудила пакистанских шиитов (20% населения) и в свою очередь породила ответную реакцию суннитов в виде создания экстремистских группировок, задачей которых было недопущение прихода шиитов к власти (например, «Сепах-е сахабе», наиболее значительным ответвлением которого стала «Лашкяр-е джангви»). Эта деятельность активно поддерживается КСА, но Пакистан старается лавировать и сохранять отношения стратегического союзничества с Ираном как непосредственным соседом, памятуя в то же время, что 20% - цифра достаточная для того, чтобы учитывать шиитский вопрос в построении региональных отношений.
В самом остане Систан и Белуджистан действуют многочисленные незаконные вооруженные и невооруженные партии и группировки. Наиболее значительными невооруженными группировками являются «Народная партия Белуджистана» и «Объединенный фронт Белуджистана».
«Народная партия Белуджистана» представляет собой национально-демократическое формирование, борющееся за признание национального суверенитета белуджей. Партия ставит своей целью создание в Белуджистане народного правительства, действующего на основе демократических принципов, выступает за отделение религии от государства, искоренение любых форм дискриминации, обеспечение безопасности и роста благосостояния населения Белуджистана, признание белуджского официальным языком региона, учреждение федеральной демократической республики, обеспечивающей равные права иранских граждан, проживающих на этой территории, установление мирных отношений между народами на основе взаимоуважения и соблюдения норм международного права. Партия декларирует поддержку народно-демократическим движениям белуджей в других частях Белуджистана и укрепление культурных, политических и экономических связей с ними.
«Объединённый фронт Белуджистана» (республиканцы и федералисты), созданный в конце апреля 2012 г., стремится к реализации прав белуджей и суверенитета Белуджистана в составе свободного, демократического Ирана, организованного по федеративному принципу. Фронт позиционирует себя как коалиционный
блок, призванный объединить все прогрессивные силы Ирана, независимо от их религиозных и философских убеждений, на основе минимального количества общих принципов. По мнению официального Тегерана, обе партии заостряют суннитско-шиитские противоречия, способствуют распространению на территории Белуджистана ваххабизма, постулируют ущемление прав белуджей и невнимание к их национальной идентичности со стороны правящего режима, преследуют цель создания независимого Белуджистана, формируя в итоге неблагоприятную картину нынешнего руководства страны.
Среди вооруженных группировок выделяются «аль-Мунем», «аль-Фуркан», «Джайш аль-адль» и «Джундалла». Их появление относится к 90-м годам ХХ в., когда они заняли нишу уничтоженных исламским режимом «Джебхе-йе моттахед-е балуч», «Набард-е балуч» и «Сетаре-йе сорх». Создатель «аль-Мунем» Абд аль-Мунем Уриш - брат Рамзи Иусуфа, участника убийства Беназир Бхутто и вдохновителя атак 1 1 сентября, причастного ко взрывам в погребальном комплексе имама Резы в 1994 г., имеет пакистанское гражданство. После задержания Абд аль-Мунема в Карачи в июне 2004 г. группировка «аль-Мунем» прекратила свою деятельность. В 1996 г. ряд молодых представителей различных белуджских племен, в числе которых были Шах Бахш, Риги и Шахнавази во главе с Моулави Джалилем Камбаром Зехи, известным как Салах ад-Дин и ранее сотрудничавшим с Талибаном, создали в Афганистане (велайат Нимруз) вооруженную группировку для проведения террористических операций на территории ИРИ (ее базы находились в Афганистане и Пакистане). Группа зарабатывала контрабандой наркотиков и похищением людей. В 2014 г. в результате объединения «аль-Фуркан» и «Харакят-е ансар-е Иран» возникла группировка «Ансар аль-фуркан». 18 июня 2017 г. в ходе операции сухопутных войск КСИР Моулави Джалиль Камбар Зехи был уничтожен. Одним из последних терактов этой группировки является нападение на штаб командующего Чабахарским округом Внутренних войск ИРИ 6 декабря 2018 г. «Джайш аль-адль» начала свою деятельность в 2012 г. На ее совести убийство 8 пограничников в апреле 2015 г., захват 14 пограничников в октябре 2018 г., нападение на базу КСИР в Никшахре в феврале 2019 г., а также нападение на автобус с сотрудниками КСИР на трассе Хаш - Захедан 13 февраля 2019 г. (погибли 27 человек, 13 было ранено; после этого ИРИ
потребовала от Пакистана усилить контроль над границей). «Джундалла» была создана Абд аль-Маджидом Риги в 2003 г. (до этого он в течение года состоял в группировке «Мухаммад Расул Аллах» под руководством Моула Бахша Дерахшана, известного как Мулюк, а затем какое-то время воевал в рядах «Талибана» в Кандагаре). На их счету грабежи и убийства на трассе Заболь -Захедан, взрыв автобуса с сотрудниками КСИР, теракт в мечети «Амир аль-Моменин» в Захедане, теракт в Чабахаре. Впоследствии группировка изменила название на «Джомбеш-е мокавемат-е мардом-е Иран» и попыталась внешне согласовать свою деятельность с теоретической платформой остальных этнорелигиозных формирований. Глава этой группировки был задержан в ходе спецоперации в 2010 г. и в том же году казнен. В настоящее время группировку возглавляет Мохаммад-Захер Таниде Наруйи. 21 июля 2019 г. недалеко от Саравана, в районе Кештеган, в столкновении с одной из этих группировок погибли двое бойцов КСИР (спецназовец подразделения «Саберин» Сеййед Мохсен Накиби и местный басиджи Абд аль-Халек Деразехи), еще двое были ранены.
Для прогнозирования вероятных сценариев деятельности террористических группировок в остане Систан и Белуджистан Хасан Кавийани и его коллеги использовали Дельфийский метод. В результате было выделено семь сценариев, расположенных в приоритетном порядке: 1) количественное и качественное увеличение диверсионной деятельности; 2) институциализация салафитской идеологии и упор на религиозные разногласия; 3) расширение деятельности в политической сфере и в области международного права; 4) воздействие на депутатов Маджлеса и местных советов, а также влиятельную элиту; 5) расширение сотрудничества со странами региона (КСА, Пакистан, ОАЭ); 6) сотрудничество с другими локальными и региональными террористическими группировками; 7) сотрудничество с правящим режимом. В пользу данной приоритетности говорит заметное превалирование вооруженных группировок над невооруженными. При этом наряду с традиционными методами в ближайшее десятилетие следует ожидать более широкого применения кибератак и экотерроризма.
Для противодействия и профилактики предлагается сочетание жестких и мягких мер. Жесткие меры в краткосрочной перспективе предполагают увеличение военного контингента в остане с необходимым вооружением, налаживание четкой координации
между разведывательными и боевыми структурами ВС остана, а также более активную работу с главами племен. В среднесрочной и долгосрочной перспективе предлагается усиление разведдея-тельности, повышение безопасности общественных мест и военных баз с использованием современных технологий, пересмотр обязанностей ВС с учетом региональных особенностей, полный контроль над пограничной линией, создание специальных ки-берподразделений, оценка возможности использования на восточной границе профессиональной армии, создание условий для обмена данными между ВС сопредельных стран и изменение подходов к управлению человеческими ресурсами ВС остана с упором на идеологически устойчивых местных жителей (вербовка, обучение, удержание и использование). Мягкие меры предполагают увеличение регионального бюджета в социальной и культурной сферах, защиту научных центров и духовных школ остана от возникновения религиозных разногласий и проникновения салафит-ской идеологии, использование международного потенциала для улучшения экономического состояния региона, разработку учебных программ с учетом культурных особенностей региона, повышение уровня компьютерной грамотности руководства и населения провинции, использование дипломатического и юридического потенциала для противодействия странам, декларирующим приверженность западным ценностям, но способствующим распространению терроризма в регионе. Кроме того, считается целесообразным предпринять попытку создания коалиции с Пакистаном и Афганистаном для борьбы с идеологическим базисом террористических группировок региона, а также изучение возможности формирования совместного военного подразделения для противодействия региональному терроризму. Хорошим поводом для двустороннего сотрудничества является стремление Пакистана устроить заграждения по всей длине границы с Ираном, тем более что после каждого теракта пакистанские власти обещают Ирану сотрудничество в антитеррористической сфере. Серьезных сдвигов в этом вопросе пока не наблюдается, но при этом в последние годы был реализован ряд мер экономического сотрудничества, выразившихся, в частности, в организации приграничной торговли.