Н. Филин,
востоковед
ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАДИКАЛЬНОЙ ОППОЗИЦИИ В ИРАНЕ (1998-2008)
Состояние террористической активности в Исламской Республике Иран является одним из главных факторов, определяющих обстановку на всем Ближнем и Среднем Востоке. В этом регионе сосредоточен основной «инкубатор» террористических организаций, которые ведут свою подрывную деятельность не только в регионе, но и по всему земному шару. Также здесь находится большая часть запасов нефти, что делает страны мирового сообщества зависимыми от ее поставок. Анализ террористической активности в ИРИ за последние 11 лет показывает, что в стране действует этническая оппозиция существующему режиму в лице радикальных террористических организаций, которые активизировались в последнее время. Однако их деятельность не несет прямой угрозы существованию исламского строя в Иране.
В последние годы Иран не раз подвергался террористическим атакам. Они были организованы разными группами и отличались друг от друга методами их проведения. Прошедшее десятилетие включает в себя два периода террористической активности. Их разделяет начало военной операции США в Ираке 20 марта 2003 г.
Первый период характеризуется активностью в основном одного террористического формирования - Организации моджахедов иранского народа (ОМИН), экстремистской организации левого толка, созданной в 60-х годах прошлого века студентами и выпускниками Тегеранского университета. Ее члены вели в Иране вооруженную борьбу с шахским режимом и первоначально поддержали исламскую революцию 1979 г. Однако позже ОМИН обвинила духовенство в узурпации власти и развернула масштабную террористическую деятельность против режима. Жертвами организованных терактов стали десятки иранских политических и религиозных деятелей, в том числе второй президент ИРИ Али Раджаи. Основные силы ОМИН в течение нескольких лет были сосредоточены в Иранском Курдистане и уже к середине 80-х годов были разгромлены. После этого руководители организации перебрались в страны Западной Европы, а остатки ее формирований - в соседний Ирак, где тесно сотрудничали с режимом Саддама Хусейна и отку-
да осуществляли террористическую деятельность на территории Ирана. До 1998 г. ОМИН осуществила на территории ИРИ более 200 террористических актов, наибольшее число которых прошлось на периоды с 1979 по 1982 г., а также на 1994 г. В результате погибло более 300 человек. К 1998 г. Организация снизила свою активность, но с 1999 г. вновь заставила обратить на себя внимание. С этого времени и до начала 2003 г. ОМИН совершила 60 освещенных в СМИ террористических актов (в основном это были минометные обстрелы и взрывы боезарядов), в результате которых погибли 16 человек. Главным местом проведения терактов был Тегеран, но иногда активность ОМИН наблюдалась и в других регионах страны. В 2002 г. ОМИН начала сворачивать свою деятельность на территории Ирана, опасаясь ударов со стороны США по ее базам в Ираке. С 2003 г. нет информации ни об одном теракте моджахедов в ИРИ. Приостановку борьбы ОМИН можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, ее базы в Северном Ираке были разгромлены американскими войсками после начала операции США. Американцы разоружили несколько тысяч боевиков Организации, поместив их в лагере Ашраф, примерно в 75 км к северо-востоку от Багдада. Во-вторых, большая группа моджахедов была арестована в Европе. Например, 17 июня 2003 г. во Франции было арестовано 165 членов Организации, а также была закрыта ее штаб-квартира в предместье Парижа. В-третьих, большое количество членов ОМИН сдалось иранским властям. 21 января 2004 г. на родину из Ирака вернулись 144 моджахеда. В-четвертых, организация перестала брать на себя ответственность за теракты из-за опасения быть включенной в «черные списки» после 11 сентября 2001 г. Однако в мае 2002 г. ОМИН все же была включена в американский и европейский списки террористических организаций, что еще больше осложнило ее существование. Правда, в середине декабря 2008 г. Европейский суд первой инстанции постановил исключить ее из своего списка. Сейчас ОМИН формально действует под вывеской Национального совета иранского сопротивления. Есть данные о том, что ОМИН помогала армии США в ее спецоперациях в Ираке, так что, несмотря на отсутствие упоминаний Организации в связи с террористическими актами в Иране, вполне допустимо, что некоторые члены ОМИН все же ведут подрывную деятельность против ИРИ. Это подтверждается, в частности, и тем, что главным зачинщиком беспорядков в Хузестане в апреле 2005 г. иранские спецслужбы назвали одного из активистов ОМИН.
Период с 2002 по 2005 г. в ИРИ можно считать временем затишья. Однако с 2005 г. террористическая активность в стране резко усилилась. При этом она сосредоточилась в основном в двух регионах: провинции Хузестан (на границе с Ираком) и провинции Систан и Белуджистан (на границе с Пакистаном). Следует добавить, что оба региона в большинстве своем населены суннитами: Хузестан - арабами, а Систан и Белуджистан - белуджами. Из 46 террористических актов, происшедших в Иране с начала 2003 г., можно выделить два вооруженных нападения, два заказных убийства и одно покушение на убийство, 37 взрывов, четыре случая взятия людей в заложники и похищение человека с целью выкупа.
1. Вооруженные нападения. 16 августа 2005 г. вооруженный человек из антиреволюционной группы Пезхак, известной как иранское крыло Рабочей партии Курдистана, напал на полицейский участок в городе Мариван провинции Курдистан. Один офицер полиции был убит, а еще один получил ранение. 1 февраля 2007 г. вооруженные люди устроили засаду полицейскому патрулю в г. Захедан (столице провинции Систан и Белуджистан). Полицейская машина, патрулировавшая улицы, была зажата двумя автомобилями, из которых были произведены выстрелы. В результате погибло четверо полицейских.
Двое полицейских были убиты и четверо взяты в заложники в результате нападения неизвестных в районе Негор провинции Систан и Белуджистан 28 февраля 2007 г.
2. Заказное убийство и покушение на убийство. 2 августа 2005 г. в Тегеране был убит сотрудник тегеранской прокуратуры, судья Масуд Могаддас. Он был застрелен двумя мотоциклистами, проезжавшими мимо в тот момент, когда он выходил из своего офиса. Могаддас председательствовал на судебном разбирательстве по делу диссидента - журналиста Акбара Ганджи и приговорил его к 6 годам заключения, а до этого вынес семь обвинительных приговоров иранским диссидентам, которые выступали за реформы в ИРИ в начале 2000-х годов. Убийство судьи может иметь связь с его профессиональной деятельностью. О своей причастности к данному инциденту заявила группа Вооруженная молодежь парти-зан-федаев (ВМПФ). 28 августа 2005 г. была предпринята попытка вооруженного покушения на главу одного из окружных судов города Караджа провинции Тегеран, судью Мохаммада Резу Агазаде. В результате судья был ранен. 3 октября 2007 г. в г. Хаш провин-
ции Систан и Белуджистан террористы застрелили представителя религиозного духовенства Ирана Мехди Тавакколи.
3. Взрывы. Семь бомб было взорвано в Иране 12 июня 2005 г. В результате взрывов было убито 11 и ранено 89 человек. Бомбы были взорваны в двух городах: Тегеране, где был убит один и ранено четыре человека, и Ахвазе (столице провинции Хузестан), где погибло десять и было ранено 85 человек. Ответственность за взрывы взяли на себя такие организации, как Арабское движение борьбы за освобождение Ахваза (АДБОА), Арабские смертники Хузестана (АСХ), Арабский народный демократический фронт (АНДФ), Полки вооруженного возрождения Ахваза (ПВВА). 17 августа 2005 г. в г. Сардашт (провинция Западный Азербайджан на границе с Ираком) рядом с полицейским патрулем была взорвана мина. В результате взрыва один человек погиб и пятеро получили ранения. Официальный Тегеран обвинил в совершении теракта иранское крыло Рабочей партии Курдистана. Две бомбы, лежавшие в мусорных контейнерах, взорвались с интервалом в пять минут напротив одного из торговых центров в Ахвазе 15 октября 2005 г. Инцидент случился сразу же после наступления сумерек, когда люди покупали еду во время месяца Рамадан. Взрыв причинил огромный ущерб машинам и магазинам поблизости. В результате было убито шесть и ранено, по крайней мере, 102 человек. К концу 2005 г. иранская полиция арестовала более 30 человек, обвиненных в причастности к взрывам. 24 января 2006 г. в Ахвазе было взорвано две бомбы. В результате инцидентов было убито девять и ранено 46 человек. Первой сдетонировала бомба, помещенная около Государственного агентства охраны окружающей среды, вторая бомба взорвалась через 40 мин. у здания банка. В этот день в город собирался приехать президент Ахмадинежад, но его приезд был отменен из-за плохой погоды. Ответственность за теракты опять взяло на себя АДБОА, заявив, что «данные взрывы были местью за кровь наших мучеников и знаком нашего отвращения к террористу Ахмадинежаду, который собирался осквернить землю Ахваза своим визитом». Через несколько дней полиция арестовала около 50 обвиняемых в осуществлении теракта. Утром 14 февраля 2007 г. группа неизвестных атаковала и взорвала автобус с сотрудниками Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Было убито 18, ранен 31 человек. Атака была хорошо спланирована: группа мотоциклистов вынудила автобус остановиться возле заранее приготовленной заминированной машины, стоявшей на обочине, и обстре-
ляла его из автоматического оружия. Когда сотрудники КСИР начали выбегать из автобуса, произошел взрыв. 12 апреля 2008 г. прогремел взрыв в мечети г. Шираз (провинция Фарс). Этот теракт унес жизни 14 человек, более 200 получили ранения. Ответственность за инцидент никто на себя не взял. 19 июля 2008 г. в Тегеране был подорван военный конвой КСИР, в результате чего погибли, по крайней мере, 16 человек и многие были ранены. Ответственность за организацию теракта никто на себя не взял. После начала военной операции США в Ираке 20 марта 2003 г. в ИРИ произошло еще несколько взрывов бомб. 5 января 2005 г. в результате ряда взрывов в Захедане четыре ребенка были ранены. Несколько взрывов прогремело рядом с нефтяным полем в Ахвазе 1 октября 2005 г., в результате загорелись три нефтяные вышки. 7 мая 2006 г. был взорван вход в офис реформаторской газеты «Этемад-е мели», по счастливой случайности никто не пострадал. Две бомбы были взорваны в Керманшахе 8 мая 2006 г., никто не погиб.
4. Случаи похищения людей. В конце июня 2005 г. ранее неизвестная организация, называющая себя Солдатами Бога, можда-хединами Сунны (СБМС), похитила Шехаба Мансури, сотрудника Министерства информации Ирана. Организация выступила с обращением к официальным властям Ирана, что Мансури будет убит, если государство не выпустит из тюрем её сторонников. Группа дала официальному Тегерану три недели на рассмотрение этих требований. 12 июля 2005 г. она распространила видеофильм, демонстрирующий казнь Шехаба Мансури. В 2006 г. боевики СБМС захватили в заложники более 20 военнослужащих КСИР и иранских чиновников. Их судьба неизвестна. 4 декабря 2008 г. в Иране было официально объявлено о том, что боевики СБМС казнили 16 иранских заложников. Все заложники были военнослужащими сил правопорядка, проходившими действительную воинскую службу в гарнизоне г. Сараван в провинции Систан и Белуджистан. За полгода до казни гарнизон был атакован силами боевиков СБМС, которые захватили в заложники военнослужащих. Обычно в таких случаях СБМС переправляет захваченных заложников в Пакистан, где у нее имеются свои базы с необходимой инфраструктурой. Абдулмалек Риги, лидер СБМС, заявил, что заложники могут быть освобождены только в том случае, если из тюрем ИРИ будут выпущены все белуджи, брошенные туда по политическим обвинениям. Власти Тегерана немедленно отклонили такое требование. Примерно раз в две-три недели заложников расстреливали по двое,
причем все это происходило перед объективами телекамер. В начале декабря стало ясно, что никого из заложников уже не осталось в живых. (В сентябре 2008 г. один из заложников был освобожден, но лишь потому, что его родственники выплатили СБМС большой денежный выкуп.)
Новые террористические организации, которые пришли на место ОМИН, как было описано выше, оказались такими же радикальными.
СБМС. Организация, действующая в провинции Систан и Белуджистан и заявившая о себе после взятия в заложники и последовавшего за этим убийства Шехаба Мансури. Затем она захватила еще более 30 заложников, большинство из которых было расстреляно. Как было отмечено выше, организация требовала от официальных властей освободить из иранских тюрем своих сторонников. Есть данные, что она получает помощь со стороны США и Саудовской Аравии.
АДБОА. Организация, действующая в провинции Хузестан, является этнической террористической группой, выступающей за независимость арабского меньшинства в Иране, большинство членов которой сосредоточено в Ахвазе - столице Хузестана. Группа взяла ответственность за две смертоносные атаки в Ахвазе: 12 июля 2005 г., когда было убито десять и ранено 75 человек, и 24 января 2006 г., когда было убито девять и ранено 46 человек. С января 2006 г. организация ни разу не брала на себя ответственность за совершенные в Иране теракты.
АСХ. Одна из четырех групп, взявших на себя ответственность за террористический акт в Ахвазе 12 июля 2005 г. Роль, которую играло данное движение в происшедших в Ахвазе событиях, не вполне ясна. Больше организация о себе не напоминала.
АНДФ. Базирующаяся в Лондоне сепаратистски настроенная марксистская организация, выступающая за независимость Хузе-стана. Главное ее требование - «марксистское арабское государство для народа Хузестана». Группа принимала активное участие в массовых волнениях в Хузестане в апреле 2005 г. Также организация принимала активное участие в подготовке терактов в Ахвазе 12 июля 2005 г. После показа каналом «Аль-Джазира» интервью пресс-секретаря АНДФ Иран приостановил работу канала в своей стране.
ПВВА. Упоминается только в связи с терактом в Ахвазе 12 июля 2005 г. Других данных об этой организации нет.
ВМПФ. Группировка заявила о себе лишь единожды, взяв на себя ответственность за убийство 2 августа 2005 г. в Тегеране сотрудника тегеранской прокуратуры судьи Масуда Могаддаса.
Если суммировать количество терактов по иранским провинциям с 2003 г., то в провинции Систан и Белуджистан произошло 11 актов терроризма, убитыми оказались 48, ранеными 35 человек. В провинции Хузестан было совершено 25 террористических актов, погибло 42 и было ранено 257 человек, в провинции Фарс в результате одного теракта погибло 14 и было ранено около 200 человек. В Тегеране было осуществлено пять терактов (18 погибших, 6 раненых), в провинции Керманшах - два (6 раненых), в Курдистане - один теракт (1 погибший, 1 раненый). На остальные иранские провинции пришлось четыре акта терроризма (2 погибших, 5 раненых). Всего за пять лет жертвами терактов в ИРИ стали 125 человек, 510 человек были ранены. В общей сложности с 1998 г. в Иране произошло больше 100 освещенных в СМИ террористических актов. В результате было убито более 130 и ранено более 570 человек. Здесь необходимо обратить внимание на одну особенность. Если в первой половине рассматриваемого периода количество терактов намного превышало число убитых в результате людей, то начиная с 2005 г. прослеживается обратная закономерность: при небольшом количестве инцидентов наблюдается значительное число жертв. В особенности это относится к 2008 г.
Иранские власти отвечали на теракты многочисленными арестами и смертными казнями в этнических регионах страны. В течение лишь одного ноября 2008 г. в Иране по подозрению в террористической деятельности были арестованы 972 белуджа. В организации совершенных террористических актов официальный Тегеран в последнее время часто обвинял спецслужбы США и Великобритании. Это утверждение до некоторой степени подтверждается независимыми источниками. Например, английская газета «Индепендент» пишет о том, что спецназ Великобритании в настоящее время действует в Юго-Восточном Иране. А американская телекомпания ABC News 3 апреля 2007 г. сообщила, что с 2005 г. американская разведка координировала действия группировки СБМС, ответственной за совершение ряда терактов на иранской территории. Телекомпания утверждала, что США осуществляли финансирование СБМС из неподконтрольных президенту и Конгрессу США фондов. Деньги передавались лидеру группировки
Абдулмалеку Риги через иранских эмигрантов, обладающих связями в странах Европы и Персидского залива.
Несмотря на усиление в последние годы террористической активности в ИРИ, ее доля в региональном контексте остается незначительной. Например, за один ноябрь 2008 г. в Ираке от рук террористов погибли 340 человек. Эта цифра более чем в два раза превышает количество смертей в результате терактов в Иране за последние 11 лет. Конечно, влияние одного террористического акта на политическую ситуацию в определенной стране может быть в десятки раз сильнее, чем сотни терактов - в другой. Это доказала деятельность ОМИН в начале 80-х годов прошлого века, когда в результате нескольких терактов от ее рук погибли десятки депутатов иранского парламента и президент Али Раджаи. Однако за последнее время в Иране ничего подобного не наблюдалось. В целом за прошедшие 11 лет в ИРИ прослеживалось несколько тенденций. Во-первых, произошло прекращение активной деятельности ОМИН на территории исламской республики. Во-вторых, в последние годы на территории страны появилось значительное число этнических террористических организаций, спонсируемых США и их союзниками. В-третьих, изменился сам характер террористической деятельности. В отличие от ОМИН, которая за рассматриваемый период в основном устраивала минометные обстрелы и взрывы боезарядов, новые террористические организации действовали более разнообразно. Это проявлялось и в организации заказных убийств, и в вооруженных нападениях, и во взятии заложников. В-четвертых, за последнее время при относительно небольшом количестве терактов значительно увеличилось число их жертв. Эти акции, как правило, были очень хорошо спланированы, что также косвенно подтверждает помощь спецслужб иностранных государств в их проведении. Все эти тенденции говорят о том, что в ближайшее время Ирану не удастся полностью избавиться от террористической угрозы. Более того, вероятно, она еще больше возрастет. На это указывает динамика последних трех лет, когда количество жертв терактов каждый год возрастало примерно в два раза.
«Восток» (Опвт), М., 2009 г., № 2, с. 117-124.