Научная статья на тему 'Особенности национальной политики в современном Иране'

Особенности национальной политики в современном Иране Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1017
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности национальной политики в современном Иране»

Л. Раванди-Фадаи, кандидат исторических наук (ИВ РАН) ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ИРАНЕ

Национальная политика для такой этнически неоднородной страны, какой является Исламская Республика Иран (ИРИ), всегда была одним из актуальных направлений государственной политики (табл. 1). До исламской революции в основе национальной политики лежала концепция «единой иранской нации», на основе которой осуществлялась «персизация» национальных меньшинств. Целью реализации этой концепции было предотвращение развития сепаратистских тенденций, сохранение территориальной целостности государства.

После установления исламского режима эта цель также осталась актуальной, но в основу новой национальной политики легла концепция общности мусульманской уммы (ст. 11 Конституции ИРИ). При этом, хотя Конституцией ИРИ в качестве официальной религии признан ислам1 джафаритского толка2, признаются и другие течения ислама (ст. 12 Конституции ИРИ). Важнейшим аспектом национальной политики в Иране является государственная позиция по различным конфессиям. Несмотря на приход к власти шиитского духовенства, в новой иранской конституции сохранились те же принципы взаимоотношений государства с конфессиональными меньшинствами, которые были заложены еще в первой иранской конституции, принятой в период династии Кад-жаров. Каджары - тюркская династия, правившая Ираном с 1781 по 1925 г. Она запомнилась объединением Ирана, утверждением Тегерана в качестве новой столицы, а также конституционной революцией 1906 г. В 1925 г. Учредительная ассамблея меджлиса объявила о низложении Ахмад-шаха Каджара. Новым шахиншахом был провозглашен Реза-хан Пехлеви. В результате исламской революции Иран перешел от шахского монархического режима Пехлеви к исламской республике аятоллы Хомейни. 1 апреля 1979 г. после проведения всенародного референдума Иран провоз-

1 Ислам в Иране исповедуют более 90% населения.

2 Джафаритский толк (мазхаб) - школа исламского права (фикха), которой следуют шииты-двунадесятники (иснаашариты). Это преобладающее направление в рамках шиитского ислама, преимущественно распространенное в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане.

121

глашен исламской республикой. В ст. 13 Конституции ИРИ свободу религиозного исповедания получили иранские зороастрийцы, иудеи и христиане, а по ст. 19 «иранцы, относящиеся к любому этносу или племени, обладают равными правами; цвет кожи, раса, язык и т.п. не ставят никого в привилегированное положение». Местные национальные языки могут свободно использоваться наряду с персидским языком в прессе и иных средствах массовой информации, а также для преподавания национальных литератур в школах.

Но на практике этим конституционным принципам не всегда удается воплотиться в жизнь. Запад очень часто обвиняет национальную политику ИРИ в дискриминации этнических меньшинств, например в отношении права на образование на родном языке.

Население Ирана по языковому признаку можно разделить на следующие основные группы: ираноязычная - персы 51% всего населения, курды - 7,5, гилянцы (гилаки) и мазандаранцы - 8, лу-ры - 2, белуджи - 2%, а также племенная группа бахтияр, незначительное число таджиков, афганцев, талышей и др.; тюркоязычная группа - азербайджанцы 24,5%, туркмены - 2, узбеки и кашкайцы -менее 2%; арабоязычная группа - арабы более 2%. Кроме того, в Иране с глубокой древности живут армяне, ассирийцы (или айсоры), евреи, и несколько тысяч этнических грузин, около 2 тыс. русских.

С одной стороны, запрет на использование в системе образования и СМИ национальных языков можно рассматривать с точки зрения нарушения прав определенного этноса. Но, с другой стороны, нельзя не учитывать, что этот запрет в определенной степени сдерживает сепаратистские тенденции в развитии этнического национализма.

Этнический национализм является важным фактором в жизни любой страны, который следует учитывать с точки зрения укрепления внутренней безопасности, особенно в Иране, находящемся на перекрестке цивилизаций и этносов. Деятельность этнических националистов в западных и юго-восточных районах Ирана, в которых экономическая и религиозная ситуации заметно отличаются от центральных провинций (останов) Ирана, и возможность провокаций, инспирированных внешними силами в этих районах, могут быть значительны. Ситуация осложняется наличием «разделенных народов» («ирредентизм») и естественным желанием этносов соседних стран объединиться в единое целое. С одной стороны, Иран получает возможность влиять на своих соседей, но,

122

с другой стороны, и соседи могут подстрекать «свой» этнос к провоцированию межэтнических конфликтов в Иране.

Проблема, которая больше всего вызывает недовольство среди национальных меньшинств, - это отсутствие школ на родном языке. В связи с этим хотелось бы отметить, что вопрос о том, в какой степени государство должно разрешить этносам проявлять и развивать свою особую этническую и национальную идентичность, является крайне непростым для любого государства. Например, США часто критикуют национальную политику других стран в отношении национальных меньшинств, в том числе и Ирана, но в американских государственных учебных заведениях учеба ведется только на английском языке. Хотя, по данным официальной переписи 2010 г., 16,3% населения США - латиноамериканцы. А их доля в юго-западных штатах намного больше (например, в штате Калифорния - 37,6%). Но и в Калифорнии учеба в государственных высших учебных заведениях ведется только на английском языке. Для американских политиков представляется бесспорной важность единого государственного языка. Еще в 1907 г. президент США, лауреат Нобелевской премии мира за 1906 г. Т. Рузвельт заявил: «В нашей стране хватает места только для одного языка - это английский язык. Потому что мы намерены создавать наших граждан американцами, людьми американской национальности, а не обитателями какого-то проходного дома многих языков».

Аналогичной позиции в отношении этнических проблем Ирана придерживался в начале XX в. редактор иранского журнала «Айандэ» М. Афшар. В статье «Прошлое - настоящее - будущее», опубликованной в 1925 г., он писал, что национальное единство Ирана - это политическое, культурное и социальное единство всего населения, которое обеспечивает сохранение политической независимости и географической целостности страны. По его мнению, для достижения такого национального единства только персидский язык должен использоваться по всей стране и должны исчезнуть национальные различия в одежде, обычаях и т.п. По мнению Афшара, проект сплочения народностей в одну нацию в Иране должен начаться с языка, для чего некоторые персоязычные народы должны быть переселены в регионы, где говорят не на персидском языке, и наоборот. Он предлагал даже заменить все географические названия городов и деревень, получившие имена в периоды Чингисхана и Тамерлана, на персидские.

123

Существуют различные взгляды на проблему этнического национализма. Одни считают, что этносы - уже дело прошлого. Этносы существовали веками, как и семейные, общественные и т.п. связи, которыми любой человек окружен с детства. В настоящее время, когда идет «построение наций», неизбежно происходит «разрушение этносов». Зачастую людям приходится отказываться от этнической самоидентификации, чтобы стать частью чего-то большего - нации, страны. Это естественный процесс, и конфликты, связанные с ним, также естественны. Социальные перемены ничего не изменят, а решения проблемы данный подход не предлагает. Согласно другой точке зрения, этнические конфликты, как мы их знаем сегодня, - это результат политических, социальных, культурных и т.п. изменений в обществе. Таким образом, зная причины и последствия таких перестановок, можно найти оптимальное решение. Чтобы понять современную ситуацию в Иране, необходимо сочетать оба эти подхода.

До определенного момента этот взгляд позволял объяснить причину политизации национального сепаратизма. Но в настоящее время ситуацию в иранских национальных районах такой подход мало объясняет. В последние годы все большую значимость приобретает вопрос национального представительства во властных структурах. Так, число правительственных постов ограничено. Если их получат представители одного этноса, то не получат представители другого. Все это приводит к конкуренции и политизации национальных противоречий. То же происходит и в экономике, культуре и т.п. Внутри же этнической группы подобные противоречия приводят к «мобилизации этноса», его сплочению.

Сами по себе межэтнические проблемы на религиозном, культурном и других уровнях не являлись бы настолько серьезными, если бы не становились политизированными. Объединение людей на этнической почве нередко происходит по расчету. Если они видят, что объединение в группу по этническому признаку принесет им больше выгод, чем неприятностей, - они объединяются. Такое сплочение в ущерб целостности страны может вызывать серьезные проблемы. В разжигании межэтнических конфликтов нередко виноваты руководящие элиты, лидеры этносов, играя на различиях между этносами и центральной властью («Да, мы сунниты!», «Да, мы курды!»). Элиты таким способом «шантажируют» центральное правительство, стремясь получить больше полномочий и привилегий, демонстрируя свою власть над этносом.

124

Существуют разные определения этносов. На наш взгляд, наиболее удачным представляется определение Э. Смита. Он считает, что этническая группа - это «единица общества с определенным названием, с общим мифом о происхождении, общей исторической памятью, общими культурными элементами, связанная с определенной землей исторически, и с определенным чувством солидарности». Таким образом, элементы идентичности, религии и общей культуры являются ключевыми элементами в решении этнических вопросов.

Некоторые считают, что если этносы внутри государства будут чувствовать, что имеют все необходимые и равные права (право на родной язык и преподавание на нем, равный доступ к политической жизни и т.п.), то они будут чувствовать себя частью единого государственного организма («мы - иранцы», а не «мы -белуджи»). Однако если подобные проблемы не будут решаться, достаточно малейшей проблемы для того, чтобы вызвать мобилизацию этноса и его конфликт с центральной властью.

Что вызывает этнический национализм? Структура распре -деления власти, исторический опыт различных этносов (сами они правили в прошлом или кто-то правил ими), реакция других соседних с этносом стран или международных сил на определенные этносы внутри страны, геополитические условия жизни общества, «соседи» (курды в Турции могут вызвать и проблему с курдами в Иране). Безусловно, наличие большого количества этносов осложняет формирование и проведение национальной политики в Иране. Иран является 16-й страной в мире по разнообразию языков и этносов. Имеются шесть крупных этнических групп, которые в течение истории оказали наиболее сильное влияние на формирование современного иранского государства.

Крупнейшим этническим меньшинством Ирана являются азербайджанские тюрки (нам известны как иранские азербайджанцы). Они живут в провинциях Восточный и Западный Азербайджан, Зенджан, где они составляют более 80% населения, а также в останах Хорасан, Гилян и в крупных городах Хамадан, Казвин, Саве, Арак и Тегеран. В столице ИРИ проживает до 1 млн. азербайджанцев. Эта этническая группа занимает достаточно сильные позиции в экономике, и потому экономические проблемы не могут стать главной причиной межэтнического конфликта. Но при этом данная группа отличается сильным чувством национальной идентичности - именно она боролась против центральной власти при

125

Каджарах, в период Конституции. В Иране выпускается масса журналов и книг (более 11 тыс.) на азербайджанском языке.

Другая многочисленная этническая группа - курды. Они более подвержены межэтническим конфликтам, так как живут на очень небольшой территории, у них плохо развита экономика, мало образовательных и медицинских учреждений. Добавляется и географическая ситуация - «соседи», где курдские националисты могут легко найти убежище в горных районах Курдистана на турецкой и иракской территориях. Курды, в отличие от азербайджанцев Ирана, испытывают политическую изоляцию, их присутствие в политической элите Ирана очень невелико. На них большое влияние оказывает ситуация с курдами в Северном Ираке и Южной Сирии. Публикуются некоторые издания на курдском языке.

Луры представляют собой достаточно сплоченную этническую группу, с сильно выраженной племенной властью. В свое время они выступали против центральной власти при Каджарах в период Насреддин-шаха, в конституционный период и годы правления Реза-шаха.

Белуджи в основном сконцентрированы в Систане и Белуджистане. Они в отличие от вышеперечисленных этносов в основном исповедующих шиизм, являются суннитами, поэтому вовлечены в конфликт с центральным иранским правительством на религиозной почве, также имеются проблемы в экономическом отношении. Они - «соседи» белуджей в Пакистане и Афганистане, и это оказывает на них большое влияние, побуждая выступать против центрального правительства.

Арабы в большинстве своем проживают в провинции Хузе-стан на юго-западе Ирана. Если после исламской революции 19781979 гг. произошел всплеск националистических взглядов, то после начала войны с Ираком они «забыли» о национализме, но этот этнический фактор все-таки остается из-за соседства с арабскими странами. После войны большая часть богатых арабов покинула Хузестан. Несмотря на то что Хузестан - один из центров добычи нефти в Иране, в этом остане высок уровень безработицы и велик контраст между уровнем жизни арабов в Иране и арабских странах, что становится причиной возникновения националистических движений.

Туркмены на северо-востоке Ирана компактно проживают в сельских местностях останов Мазандаран и Хорасан, а также в городах Горган, Гомбеде-Кабус, Бандаре-Торкеман, расположенных к востоку от Сари до Мешхеда. По неофициальным данным, чис-

126

ленность туркменского населения Ирана колеблется от 0,5 до 2 млн. человек. Туркмены не идентифицируют себя как часть туркменского этноса, большинство их называют себя иранцами. Но они все равно подвержены влиянию Туркменистана.

Проблема этнического сепаратизма достаточно резко стояла перед Ираном в течение всего XX столетия. Особенно острой она стала после исламской революции 1978-1979 гг. Наиболее напряженной ситуация была в Иранском Курдистане, когда в течение нескольких лет там велись настоящие боевые действия Демократической партии Иранского Курдистана с вооруженным силами ИРИ. Сейчас ситуация менее напряженная, но еще далека от идеальной.

В период президентства М. Ахмадинежада курдское движение как политическое и как сепаратистское себя фактически не проявляет. Можно говорить о развитии национальных оппозиционных движений, которые базируются за рубежом. Придавая большое значение снижению уровня оппозиционных настроений в национальных останах, Ахмадинежад сразу же после своего избрания начинает периодически посещать эти регионы, особенно наиболее отсталые в экономическом отношении. Там же неоднократно проводились выездные правительственные сессии. Именно Ахмадинежад был первым президентом, которому удалось привлечь внимание разных государственных органов к этим столь отдаленным и малоразвитым районам страны. По решению правительства часть средств от продажи нефти была выделена на развитие этих депрессивных районов, и меджлис согласился с тем, чтобы на нужды этих регионов была израсходована часть средств Стабилизационного фонда и Национального фонда развития.

На этническую ситуацию в последние годы стал влиять внешний фактор. В этнических регионах страны, особенно в Сис-тане и Белуджистане, а также в Курдистане, появилось значительное количество новых националистически настроенных организаций, которые осуществляют террористические акты. Этнический терроризм, несмотря на то что его основой являются экономические, политические и культурные притеснения национальных меньшинств со стороны официального Тегерана, может быть усилен внешними факторами, угрожает вероятностью иностранного вмешательства. Это является одной из форм давления США и их союзников на официальные иранские власти. Можно предполагать, что этнический фактор будет и в дальнейшем влиять на стабильность социально-политической жизни ИРИ.

127

Этнический состав населения Ирана (Сальнаме-йе амарийе кешвар, 1385, т. 2.6 [Электронный ресурс]. Режим доступа www.amar.sci.org.ir)

Ираноязычные народы

Курды - около 7 млн. человек, преимущественно мусульмане (шииты и сунниты), но среди курдов также имеются иудеи, христиане и йезиды Белуджи - около 4 млн. человек (в основном сунниты) Мазандаранцы - около 4 млн. человек Гиляки - около 4 млн. человек Бахтиары - около 3 млн. человек Луры - около 5 млн. человек

Тюркоязычные народы

Азербайджанцы (иранские тюрки) - около 13 млн. человек (в основном мусульмане-шииты) Кашкайцы - около 1 млн. человек Туркмены - около 1,5 млн. человек

Арабоязычные народы

Арабы Хузестана - около 1,5 млн. человек

Арабы Хорасана - около 50 тыс. человек

Немусульманские народы Ассирийцы - около 70 тыс. человек.

В парламенте имеют одного представителя

В Иране действует несколько ассирийских обществ и организаций, таких как «Анджомане адабийе джаванане ашури» («Общество литературы ассирийской молодежи»). Они имеют свои собственные школы, в которых преподается ассирийский язык

Армяне - около 500 тыс. человек.

В парламенте имеют двух представителей Имеют свои школы и церкви

Евреи - около 25 тыс. человек. Это самая большая еврейская община на Ближнем Востоке после Израиля. В парламенте имеют одного представителя

У иранских евреев есть несколько синагог и религиозных святынь (в Хама-дане, Сузах, Дамаванде и Казвине). Имеют свои школы, больницы, спортивные залы, общества. Издают журнал «Офогх бина» («Горизонт»)

Зороастрийцы - около 20 тыс. человек В парламенте имеют одного представителя

Имеют свои школы (например, школа «Маркар» или школа «Фируз Бахра-ма»)

Зороастрийцы имеют свои общества и организации, издают еженедельный журнал «Амордад»

128

Население ИРИ по останам (2008) (Сальнаме-йе амарийе кешвар, 1385, Т. 2.6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.amar.sci.org.ir)

Административ- Население, Площадь

ный центр тыс. человек (тыс. км2)

1. Восточный Азербайджан Тебриз 3603,5 45,6

2. Западный Азербайджан Урмийе 2873,5 37,4

3. Ардебиль Ардебиль 1225,3 17,8

4. Исфахан Исфаган 4559,2 107,0

5. Элам Элам 545,8 20,1

6. Бушехр Бушехр 886,3 22,7

7. Тегеран Тегеран 13 413,3 18,8

8. Чахармахаль и Бахтиария Шахрекорд 857,9 16,3

9. Южный Хорасан Бирджанд 636,4 88,4

10. Хорасан Разави Мешхед 5593,3 125,8

11. Северный Хорасан Боджнурд 811,6 28,4

12. Хузестан Ахваз 4275,0 64,1

13. Зенджан Зенджан 964,6 21,8

14. Семнан Семнан 589,7 97,5

15. Систан и Белуджистан Захедан 2405,7 181,8

16. Фарс Шираз 4336,9 122,6

17. Казвин Казвин 1143,2 15,5

18. Кум Кум 1040,7 11,5

19. Курдистан Сенендедж 1438,5 29,1

20. Керман Керман 2652,4 180,8

21. Керманшах Керманшах 1879,3 25,0

22. Кухгилуйе и Бойерахмед Ясудж 634,3 15,5

23. Голестан Горган 1617,1 20,2

24. Гилян Решт 2404,9 14,0

25. Лурестан Хоррамабад 1716,5 28,3

26. Мазандеран Сари 2920,6 23,7

27. Центральный (Маркази) Арак 1349,6 29,1

28. Хормозган Бендер Аббас 1403,7 70,7

29. Хамадан Хамадан 1703,3 19,4

30. Иезд Йезд 990,8 129,3

«Вестник Российской нации», М., 2013 г., № 1-2, с 209-219.

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.