Научная статья на тему 'Этнические проблемы в современном Иране'

Этнические проблемы в современном Иране Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2906
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнические проблемы в современном Иране»

10 Беседа с Кадри Джамилем 12.01.2012 г. Дамаск. Архив автора.

11 Аль-интихабат аль-барламанийа (Парламентские выборы). 15.05.2012 -Шр://шигиг.1±1а'ота. alwehda.gov.sy

12 Муваджахат аль-ирхаб (Противостояние терроризму) // Ас-саура (Революция). Дамаск. 25.07.2015.

13 Беседа автора, находившегося в составе российской делегации, с министром информации САР Имраном аз-Зааби. 26.07.2015. Дамаск. Архив автора.

14 Куддас аля арвах шухада' (В память погибших жертв) // Баладуна (Наш город). Дамаск. № 1784.10.01.2012.

15 Беседа с Мариам Агнес 5.01.2012. Дамаск. Архив автора.

16 Аль-интихабат ар-риасийя (Президентские выборы) // Ас-саура (Революция). 5.06.2014. Дамаск.

17 Беседа с Беркатом Каром. 16.11.2015. Дамаск. Архив автора.

18 http://www.voltairenet.org - 12.06.2012.

19 Аль-харб аль-ирхабийя (Террористическая война) // Ас-саура...

20 Встреча с премьер-министром САР Ваилем аль-Халяки 16.11.2015. Дамаск. Архив автора.

21 Беседа с руководством и преподавателями Дамасского университета 19.11.2015. Дамаск. Архив автора.

«Азия и Африка сегодня», М., 2016 г., № 3, с. 7-12, № 4, с. 2-8.

И. Рыжов,

доктор исторических наук, М. Бородина,

аспирант (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского) ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ИРАНЕ

На территории современной Исламской Республики Иран проживает около 15 различных этнических меньшинств. В связи с этим этнический фактор воздействует на все сферы жизни иранского государства, будь то политические, экономические или социальные процессы. Сложное этническое разнообразие Ирана зачастую осложняет решение многих социально-политических вопросов и течение межэтнических конфликтов, а сами многочисленные этнические меньшинства испытывают серьезные проблемы интеграции в политическое пространство ИРИ. Таким образом, этнические проблемы, которые сопровождаются стремлением ряда этнических меньшинств к автономии, ростом терроризма и экстремизма, а также весьма высокой заинтересованностью в этом

вопросе некоторых региональных и внерегиональных игроков, являются одними из самых актуальных для Ирана.

Исламская Республика Иран, являющаяся одним из региональных лидеров Ближнего и Среднего Востока, относится к странам «имперского» типа со сложной этнической структурой. Именно поэтому этнические проблемы представляются крайне важными для современного Ирана. А наличие многочисленных этнических меньшинств, разделенных народов, в той или иной степени стремящихся к автономии и сегрегации, лишь усугубляют проблему. Ситуацию осложняет и тот факт, что согласно Конституции ИРИ, граждане Ирана, относящиеся к любому этносу или племени, обладают равными правами, а также в Иране действует свобода партий, политических организаций и признанных религиозных меньшинств1, что на практике очень часто не действует, и весьма распространены случаи дискриминации этнических и религиозных меньшинств и их организаций со стороны иранских властей.

Курды. Курдское население Ирана проживает на территории Иранского Курдистана, который охватывает четыре иранских провинции - Курдистан, Керманшах, Западный Азербайджан и Элам, и составляет примерно 5,5 млн человек. Также курдское население сосредоточено в Северном Хорасане, в Северо-Восточном Иране и в городах Тегеран и Сенендедж и др.2 Большая часть иранских курдов придерживаются заветов суннитского ислама и лишь часть из них в Керманшахе и Хорасане исповедуют шиизм. Кроме того, среди иранских курдов имеются и свои религиозные меньшинства. Так, некоторые курды являются членами религиозной общины «Ахли-хакк» («Люди истины»), которая базируется в основном в области Далаху провинции Керманшах. Иранские курды в основном разговаривают на суранском диалекте курдского языка. Исключением являются хорасанские курды и те из них, кто проживает вблизи турецкой границы: они пользуются диалектом курманджи. Что касается керманшахских курдов, то они, как правило, привыкли говорить на персидском языке со специфическим курдским акцентом3.

Курдская проблема как проблема этнополитическая возникла в Иране в XIX в., но оформлена и получила свое развитие лишь в начале XX в. в условиях максимального ослабления иранской государственности, подпадания Ирана в зависимость от Великобритании и России и глубокого кризиса власти4. Однако исторически курдскую проблему можно отнести еще к началу XVI в., когда

в ходе ирано-турецких войн Курдистан был поделен на турецкую и иранскую части по Касре-Ширинскому мирному договору 1639 г. Затем, после Первой мировой войны, державы Антанты произвели передел азиатских владений Османской империи и поделили Курдистан уже на четыре части, что значительно усилило борьбу курдов за самоопределение.

Наибольшего развития борьба иранских курдов за независимость получила в конце Второй мировой войны, когда Великобритания и СССР использовали курдское движение в своих политических целях. Так, с санкции англичан племенной вождь Хама Рашид установил контроль над тремя районами в Западном Иране, однако в 1944 г. был разгромлен подразделениями иранской ар-мии5. СССР также инициировал активизацию демократического крыла курдского сопротивления, что вылилось в создание Республики Курдистан во главе с Кази Мохаммедом (лидер Демократической партии Иранского Курдистана) со столицей в Мехабаде, которая просуществовала 11 месяцев, вплоть до конца 1946 г., утратив поддержку СССР в обстановке начавшейся «холодной войны». Безусловно, падение Мехабадской республики на время приостановило курдский сепаратизм в Иране. Однако в начале 1979 г. курды не только поддержали исламскую революцию в Иране, но и приняли в ней самое активное участие. В результате этого власть в Иранском Курдистане оказалась в руках курдского населения до тех пор, пока не начались вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». После этого положение курдов в Иране по сравнению с шахскими временами даже ухудшилось6.

В настоящее время курдская проблема остается одной из самых злободневных в Иране. Иранские курды по-прежнему не имеют почти никаких автономных прав. Проблема осложняется тем, что согласно исламской концепции «исламская община - единая нация», в мусульманском обществе не может быть национальных различий, поэтому курдов здесь не считают отдельной нацией, что практически сводит на ноль реализацию политических прав курдского населения в Иране.

Стремясь подавить активность собственной курдской оппозиции, иранские власти прилагают усилия для сохранения определенного баланса сил в регионе с тем, чтобы не позволить ни одной стране добиться преимуществ в этнографическом Курдистане. Иран выступает против любых изменений в политической геогра-

фии региона, хотя и не склонен препятствовать существованию «освобожденной зоны» в Иранском Курдистане как удобной базы для противодействия Ираку и усиливающемуся американскому влиянию в регионе7.

Для координации и согласования позиций и совместных мер, касающихся курдского вопроса, ИРИ активно сотрудничает с Турцией. К примеру, в начале сентября 2005 г. обстреляли деревни на ирано-турецкой границе якобы с целью пресечения деятельности функционеров Рабочей партии Курдистана (РПК), Турецкого Курдистана и радикально-националистической группировки иранских курдов «Пижак». В результате погибли мирные жители и их скот, а в лесах возникли пожары, нанесшие урон экологии местности8.

Безусловно, основополагающий принцип противодействия властей ИРИ курдскому сепаратизму - жесткая борьба с ним, вплоть до смертной казни курдских террористов. Однако параллельно с этим иранские власти стараются вовлечь курдов в политическую жизнь страны. Первые политические свободы были предоставлены курдам во время нахождения на посту президента ИРИ Саеда Мохаммеда Хатами (1997-2005) в рамках провозглашенного им курса «диалога цивилизаций». Именно в это время курдам было дано право выбрать 40 представителей от Курдистана, которые вошли в число депутатов иранского меджлиса. Более того, ряд выходцев из этнических курдов стали советниками президента и правительства, а губернатором Иранского Курдистана был назначен курд Абдаллах Рамезанзаде.

Участие курдов в политической жизни ИРИ направлено в основном на изменение существующего положения курдского населения. Так, в сентябре 2001 г. шесть депутатов меджлиса от провинции Курдистан заявили о добровольном снятии с себя депутатских полномочий из-за назначения очередным губернатором перса-шиита «со стороны», не знакомого с нуждами жителей региона. Они попытались пожаловаться на это и премьеру, и президенту. Однако это не привело к каким-либо значимым результа-

там9.

Еще одним шагом, свидетельствовавшим об активном участии курдов в политической жизни иранского государства, можно считать парламентские выборы 2004 г., в преддверии которых власти Ирана сняли с предвыборной гонки многих курдских кандидатов по обвинению в фальсификации собранных ими подписей в подписных листах, что вылилось в масштабные беспорядки в Иранском Курдистане.

Большинство оппозиционных политических партий иранских курдов, находящихся на нелегальном положении, бойкотировали президентские выборы в Иране, прошедшие 14 июня 2013 г. Это объясняется тем, что ни одним из баллотировавшихся на пост президента кандидатом в программе не ставился вопрос о правах национальных меньшинств10. Однако и в этом вопросе курды не смогли добиться каких-либо значимых результатов в основном из-за отсутствия единой позиции среди партий курдской оппо-зиции.

Ведущей политической силой в Иранском Курдистане является Демократическая партия Иранского Курдистана (ДПИК), которая в настоящее время находится на нелегальном положении и запрещена по указу аятоллы Хомейни еще в 1980 г.

ДПИК действует в городе Эрбиль - столице Иракского Курдистана. Основным требованием партии является «федерализация Ирана», а также официальное признание национального статуса иранских курдов и разрешение на использование курдского языка в системе образования и административном аппарате. Хотя эта партия, по крайней мере на словах, признает территориальную целостность Ирана, она требует самоуправления для иранских курдов11. Также к основным требованиям партии можно отнести предоставление курдской провинции большей самостоятельности в экономической и социальной сфере, расширение административно-территориальных границ Иранского Курдистана с включением в него других курдонаселенных районов Ирана, обеспечение свободы СМИ и легализацию курдских политических и общественных организаций в Иранском Курдистане.

Также следует отметить Партию свободной жизни Курдистана (ПСЖК, «Пижак»), основанной 4 апреля 2003 г., которая является иранским отделением турецкой Рабочей партии Курдистана и придерживается исключительно вооруженных методов борьбы. Целью ПСЖК является «борьба за права курдского народа в Иране». В 2010 и 2011 гг. ПСЖК совершила ряд террористических актов, которые были направлены против иранских вооруженных сил. Официальный Тегеран не оставался в долгу, проведя в 2011 г. ряд успешных операций против ПСЖК, по итогам которых были арестованы и уничтожены многие члены этой организации. В последние годы Партия свободной жизни Курдистана действует и в других ближневосточных государствах, преимущественно в Сирии, в связи с чем ее активность в самом Иране существенно снизилась. По неофициальным сведениям, между руководством Ис-

ламской Республики и ПСЖК действует что-то типа соглашения о прекращении огня12.

Еще одной политической силой является объединение «Ко-мала», деятельность которого представлена тремя течениями: партией «Комала» Иранского Курдистана под предводительством Аб-дуллы Мохтади; Курдской организацией Коммунистической партии Ирана во главе с Эбрахимом Ализаде; Организацией тружеников Курдистана под руководством Омара Ильханизаде. Руководство «Комалы» базируется в Иранском Курдистане и до сих пор располагает военными резервами. Эта группировка имеет собственный телеканал Ка)а1а! Как и Демократическая партия, «Ко-мала» на словах признает территориальную целостность Ирана и выступает лишь за его федерализацию13.

В последнее время наблюдается тенденция к стремлению курдских партий объединиться в единый национальный фронт. 22 августа 2012 г. Демократическая партия Иранского Курдистана и «Комала» подписали соглашение о сотрудничестве, рассматриваемое ими как «основа большого политического союза» в Иранском Курдистане. Однако соглашение встретило неоднозначную реакцию представителей других политических течений иранских курдов. Курдское движение в Иране по-прежнему остается расколотым и пока не представляет собой консолидированной общественно-политической силы14. Кроме политических проблем в Иранском Курдистане сохраняются и проблемы социально-экономического характера. До исламской революции курдские районы Ирана являлись самыми экономически отсталыми районами. Потом жизнь в этих районах несколько улучшилась, но в целом места проживания курдов в Иране считаются глубокой периферией. В Иранском Курдистане наблюдается высокий уровень бедности, который составляет более 60% и является прямым результатом политики иранских властей, а также неправомерных действий должностных лиц в регионе15. Также весьма остро стоит проблема недостатка питьевой воды, электричества, отставание сферы жилищного строительства, ощущаются трудности с трудоустройством, получением высшего образования и квалифицированной медицинской помощи.

Курдские депутаты меджлиса неоднократно поднимали вопрос о неравномерном выделении бюджетных средств регионам с персидским и неперсидским населением. По данным газеты «Но-уруз», индустриально развитые провинции Исфахан и Керман, населенные в основном персами, получают на порядок больше бюд-

жетного финансирования, чем сопоставимые с ними по населению Иранский Курдистан и населенная преимущественно азербайджанцами провинция Ардебиль. Именно в Курдистане остается предельно высоким уровень безработицы, в том числе и среди дипломированных специалистов. Здесь один из самых низких в стране показателей дохода на душу населения, Курдистан отличается и крайне низким объемом промышленного строительства, мизерными инвестициями в сельское хозяйство, ирригацию, благоустройство населенных пунктов16.

Однако, несмотря на ряд серьезных социально-экономических проблем, иранские власти все же предпринимают попытки улучшить социально-экономическое положение курдского населения, развивая инфраструктуру и экономику Курдского региона, основой которой пока все еще остаются сельское хозяйство - земледелие и скотоводство, а также ремесленное производство. Иранские провинции преимущественно с курдским населением являются житницами страны: в провинции Керманшах собирают богатые урожаи зерновых культур, риса, овощей и фруктов. В целях борьбы с безработицей иранское руководство стремится увеличить число рабочих мест. Так, в 2012 г. правительство ИРИ выделило 200 млрд риалов (примерно 16,5 млн долл.) на строительство нового завода автопромышленной группы «Иран ходроу» в Сенендедже, административном центре провинции Кур-дистан17. Также одним из способов привлечения средств явилось создание в провинции Курдистан особой экономической зоны и льготного режима инвестиций по всему Иранскому Курдистану.

В целом можно отметить, что, несмотря на ряд предпринятых иранским руководством попыток улучшения жизни курдского населения в ИРИ, оно по-прежнему ущемлено в экономических и политических правах: в ИРИ действует запрет курдских культурных и правозащитных организаций, женских ассоциаций и профсоюзов, практически отсутствуют газеты на курдском языке. Более того, власти Ирана не позволяют освещать ситуацию в Курдистане и не допускают в курдский регион журналистов и общественных деятелей. В связи с этим в современном Иране довольно сильны сепаратистские настроения в районах традиционного проживания курдов, которые заявляют, что только свобода и равноправие могут положить конец сепаратистским движениям.

Азербайджанские тюрки. Крупнейшим национальным меньшинством Ирана являются азербайджанские тюрки. Численность этого меньшинства, по разным оценкам, колеблется от 9 до 28 млн

человек, что составляет почти треть от всего населения Ирана18. Однако точное количество иранских азербайджанцев подсчитать крайне сложно, поскольку власти Ирана долгое время не признавали наличия в стране подобного этноса, считая азербайджанцев Ирана этническими иранцами, говорящими на тюркском языке. Иранские азербайджанцы в основном сосредоточены в четырех провинциях: Западный и Восточный Азербайджан, Зенджан и Ар-дебиль, а также проживают в провинциях Казвин, Меркези и Ха-мадан. В большинстве своем иранские азербайджанцы исповедуют ислам шиитского толка, а именно - иснаашаритское (имамиты, почитающие двух имамов. - Ред.) его направление. Однако также есть представители суфийского ордена накшбандийа, бахай и мусульмане-сунниты19.

Националистические настроения среди иранских азербайджанцев начали распространяться в XX в., вследствие официальной политики «иранского национализма», проводимой шахской династией Пехлеви. По мере того как проводилась эта политика, все этнические меньшинства Ирана стали подвергаться сначала культурной (закрытие национальных школ, запрет на публикации на иных языках, смена имен и названий на персидские), а затем и экономической дискриминации. Проводимая шахом идеология персоцентризма привела к формированию протестной азербайджанской элиты в Иране.

Мощный толчок национально-освободительной борьбе иранских азербайджанцев был дан в 1941 г. в связи с советской оккупацией Иранского Азербайджана. Сюда была введена 47-я армия, и с этого момента агентура, направляемая из Баку Мир-Джафаром Багировым, усиленно вела здесь паназербай-джанскую пропаганду. По его указанию в 1945 г. была создана Демократическая партия Азербайджана (ДПА) во главе с Сейидом Джафаром Пишевари, одним из лозунгов которой было: «Да здравствует Мир-Джафар Багиров - отец единого Азербайджана!». 26 ноября 1945 г. под контролем советских войск состоялись выборы в Национальный меджлис Южного Азербайджана, победу на которых одержала ДПА, а уже 12 декабря была провозглашена Демократическая Республика Азербайджан. Затем у новой республики появилась своя армия и собственные деньги, а азербайджанский язык был объявлен государственным20.

После вывода советских войск из Южного Азербайджана в апреле 1946 г. иранские войска разгромили все созданные в автономии демократические институты, а члены ДПА Южного Азер-

байджана были подвергнуты кровавой расправе. Таким образом, просуществовав всего год, ДПА перешла на нелегальное положение.

В настоящее время в Иранском Азербайджане действует целый ряд нелегальных сепаратистских группировок, крупнейшая среди которых - Движение национального пробуждения Южного Азербайджана (ОЛМОИ), основанная в 1995 г. азербайджанским пантюркистом Махмудали Чехраганлы, который выиграл выборы в парламент Ирана, но не был туда допущен. ОЛМОИ является международной организацией, признанной ООН, ЕС и Европарла-ментом, которая борется за восстановление права на самоопределение азербайджанцев, а также на создание независимого государства, в состав которого входили бы Западный и Восточный Азербайджан, останы Ардебиль, Зеджан, Газвин, часть Хамадана, населенная азербайджанцами, шахристан Савэ, города Анзели, Астара и Хештпер. В 2003 г. ОЛМОИ учредила радио «Голос Южного Азербайджана», но иранские силы безопасности, проведя операцию в офисе радио, расположенного за рубежом, приостановили его деятельность21.

Несколькими годами ранее, в 1991 г., оформилось Национально-освободительное движение Южного Азербайджана -ОАМАН, которое нацелено на создание в Азербайджане независимого и демократического государства. Для реализации своих целей организация использует мирные формы протеста - пропаганду, бойкот, пикеты, митинги, парламентскую борьбу, однако не исключает применения военной силы в случае, если все их требования, среди которых - статус автономной республики, которая будет иметь свой флаг, Конституцию, независимую судебную систему, а также объявление азербайджанского языка государственным, - не будут выполнены мирным путем22.

Также на территории Южного Азербайджана действуют и другие многочисленные национально-политические организации, среди которых - Всемирный конгресс азербайджанцев, Партия Солнце, Национальный фронт Азербайджана, Фронт Единого независимого Азербайджана, Партия национальной независимости Южного Азербайджана, Азербайджанское федерально-демократическое движение и пр.

Необходимо отметить, что иранские азербайджанцы, в отличие от других этнических групп в ИРИ, всегда отличались высоким уровнем политической активности и достаточно прочно интегрированы в политическую элиту Ирана. Представители этой

этнической группы широко представлены в правительстве, парламенте и армии Ирана. Только за последние 60 лет четыре премьер-министра и один президент Ирана, а также аятолла Али Хаменеи были выходцами из иранских азербайджанцев. Крупнейший город Западного Азербайджана - Тавриз - является вторым по политической активности городом Ирана, опережая Исфаган. Здесь издается много либеральных газет, ведется широкая общественно-политическая дискуссия23.

Основным направлением политической активности азербайджанцев в настоящее время является право на использование азербайджанского языка в Иране. В 2003 г. по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. С этого момента позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала еще более жесткой. В 2006 г. в городах Ирана, населенных азербайджанцами, прошли акции протеста, поводом к которым стали карикатуры, напечатанные в государственной газете, где азербайджанцы были уподоблены тараканам. На подавление протестов были брошены многочисленные силы иранской армии и полиции. В 2013 г. президент Ирана М. Ахмадинежад прибыл в центр Иранского Азербайджана г. Теб-риз и, выступая на многотысячном митинге, просил прощения у азербайджанцев Ирана. По его словам, «азербайджанцы - одаренные люди и имеют глубокие исторические корни. На протяжении всей истории азербайджанцы защищали славу, честь и культуру иранского народа». После чего М. Ахмадинежад обратился к присутствующим на азербайджанском языке: «Вы у меня в сердце. Те, кто не любит Азербайджан, умерли. Да здравствует Азербайджан и азербайджанская молодежь»24.

Частично проблема иранских азербайджанцев была решена открытием национальных школ с преподаванием на азербайджанском языке при президенте М. Ахмадинежаде. В последнее время выпускается масса журналов на азербайджанском языке, печатается большое количество книг, ведут вещание азербайджанские телеканалы и радиостанции.

Сепаратистские тенденции иранских азербайджанцев негласно поддерживаются некоторыми региональными и вне-региональными игроками - Азербайджаном, Турцией, Израилем, США. Спецслужбы США, Турции и Израиля разрабатывают проекты активизации и инициации сепаратистского движения в Иранском Азербайджане25. США признают проживающих в Иране азербайджанцев и оказывают политическую и логистическую под-

держку их борьбы за независимость. Излюбленным обвинением администрации США, направленным против иранского руководства, является ограничение прав человека и свободы выражения мнения26. В феврале 2013 г. на сайте Белого дома США была размещена петиция с призывом защитить права иранских азербайджанцев, где было сказано, что иранское правительство ограничивает возможности азербайджанцев получать образование на родном языке, а также лишает их независимых СМИ и культурных

27

прав .

Однако в целом необходимо отметить, что иранские азербайджанцы являются самой лояльной этнической группой Ирана. Несмотря на то что столкновения на этнической почве время от времени происходят и сепаратистские движения все же существуют, предпосылки для серьезного межэтнического конфликта отсутствуют хотя бы благодаря весьма сильным позициям этой этнической группы в экономической (контроль над значительной частью промышленного предпринимательства, торговли и услуг) и политической жизни страны, в отличие от, например, курдского населения ИРИ.

Арабы. Другим крупным этническим меньшинством Ирана являются арабы. Они проживают в юго-западной провинции Хузе-стан, называвшейся ранее Аль Ахваз. По данным Международного института стратегических исследований, численность иранских арабов составляет более 2 млн человек28. Как и персы, арабы в большинстве своем исповедуют ислам шиитского толка.

До 1925 г. Аль Ахваз был автономной территорией под британским протекторатом, однако в том же году автономия была ликвидирована и перешла под прямое управление Тегерана.

Первые националистические тенденции у арабского населения Ирана зародились еще в 1958 г., когда созданный двумя годами ранее Фронт освобождения Арабистана развернул свою деятельность на территории Хузестана. А еще через год (1959) все политические организации в провинции организовали Национальный конгресс Арабистана с задачей освобождения от иранского господства29.

Апогей вооруженной борьбы арабского населения против центральной власти приходится на лето 1979 г., когда новое правительство отвергло требования местного населения сохранить их самоуправление и традиционный образ жизни. В ответ отряды арабских партизан пускали под откос поезда и взрывали нефтепроводы. В это же самое время «Корпус стражей исламской рево-

люции» организовывал в ряде иранских городов антиарабские демонстрации и сжигал арабские культурные центры, объявляя их «центрами контрреволюции и зарубежной подрывной деятельности». Выражая требования арабов, умеренный лидер движения аятолла Мухаммед Тахер Хагани обвинил губернатора Хузестана Мадани в потворстве экстремистским актам «стражей» и настаивал перед исламскими властями на уничтожении всех видов дискриминации по этническому принципу как позорного наследия шахского режима, создающего основу для «происков контрреволюции и империализма». Эти требования в совокупности с угрозой разрастания войны с Ираком, старавшимся контролировать движение иранских арабов, способствовали тому, что официальные власти Ирана пошли на существенные уступки и признали арабов как этническую группу. Характерное заявление сделал губернатор Мадани: «Я решительно против предоставления арабам автономии, но мы должны признать их в качестве арабского народа и называть иранскими арабами, имеющими равные права с пер-

30

сами» .

Проблема Хузестана также привлекла и международное внимание, когда группа вооруженных людей из ахвазской организации «Демократический революционный фронт за освобождение Арабистана» захватила иранское посольство в Лондоне в 1980 г. и взяла заложников. После шестидневной осады посольства со стороны полиции боевики убили одного из захваченных заложников, что привело к штурму иранского дипломатического представи-тельства31.

В настоящее время основное недовольство арабского населения сводится к экономической составляющей, а именно к тому, что Хузестан хотя и обладает серьезными нефтяными и газовыми запасами, однако практически не получает прибыли от добываемой нефти, а сам процесс ее добычи осуществляется с помощью устаревшего оборудования и загрязняет окружающую среду. Более того, несмотря на то, что Хузестан является «локомотивом» экономики всего Юго-Западного Ирана, там находятся крупнейшие нефтехимические и нефтеперерабатывающие заводы и терминалы, в этом остане высок уровень безработицы и велик контраст между уровнем жизни арабов в Иране и арабских стран, что также становится причиной возникновения националистических движений32.

Также арабское население ИРИ протестует против правительственной политики переселения этнических персидских иранцев в Хузестан, а также увеличения количества организаций и

учреждений государственного значения. Столица области г. Ахваз достаточно часто становится ареной столкновений между арабскими активистами и полицией. В 2005 г. в Интернете было распространено фальшивое письмо Мохаммад-Али Абтахи, советника президента М. Хатами, в котором предлагались меры по уменьшению арабского населения Хузестана. Это вызвало начавшиеся 15 апреля четырехдневные акции арабского населения. На улицы Ахваза вышли около 200 демонстрантов с плакатами, на которых были написаны антиправительственные лозунги. Протестующие в традиционной арабской одежде кидали в полицию бутылки и камни. Эти события выявили глубокие этнические противоречия, существующие в стране33. Позднее, в 2011 г., в Хузестане - в качестве части одной из волн «арабской весны» - прошли манифестации арабского населения в честь годовщины апрельских событий 2005 г.

С 2005 г. в провинции Хузестан резко усилилась террористическая активность. 12 июня 2005 г. перед президентскими выборами произошла серия терактов, ответственность за которые взяла на себя террористическая организация Арабский народный демократический фронт в Аль-Ахвазе (ЛРОБ), которая выступает за независимость Хузестана от ИРИ34.

С деятельностью сепаратистов связан и взрыв нефтяных скважин в сентябре 2005 г. Неизвестные боевики совершили нападение на пять нефтяных скважин в районе Ахваза, в результате чего работа скважин была остановлена35.

К крупным террористическим организациям, борющимся за независимость арабов в Иране, можно отнести и Арабское движение борьбы за освобождение Ахваза, которое взяло на себя ответственность за взрывы 2006 г. в городах Абадан и Дезфул, а также партию Аль-Садех, представители которой считают, что арабы воспринимаются руководством ИРИ как люди второго сорта36.

Результатом борьбы арабов с центральной иранской властью можно считать определенную легализацию своей национально-культурной жизни на территории компактного проживания. Более того, арабский язык узаконен на всей территории ИРИ и признан языком государственной религии. На нем разрешены публикации, а также вещание теле- и радиопередач. В последние годы арабы стали шире привлекаться на государственную службу и в армию37.

Белуджи. Другим этническим меньшинством, движение которого оказывает значительное воздействие на политический кли-

мат в ИРИ, являются белуджи. Их население составляет около 1,5 млн человек и сосредоточено в Систане и Белуджистане38.

Первые волнения белуджей начались в ходе исламской революции в Иране и вылились в борьбу между сторонниками революции и сторонниками свергнутого режима, представлявшими, в большинстве своем, племенную верхушку, сотрудничавшую с шахской властью, в том числе с жандармерией. Политическую ситуацию усугубил новый виток ирано-иракской конфронтации - по причине укрывательства Ираком белуджских националистов еще в начале 1970-х годов. После исламской революции государственную власть на местах заменили местные сардары, которые опирались на вооруженные отряды соплеменников и были лишены власти при шахе39.

В большинстве своем белуджи являлись сторонниками революции, свергнувшей режим Пехлеви, отличившийся серией карательных походов против них. Однако тот факт, что белуджи-сунниты не принимали норм шиитского ислама, который был провозглашен государственной религией Ирана, создавал серьезные противоречия между этой этнической группой и правительством ИРИ. Кроме того, белуджи были крайне против вмешательства в их внутренние дела революционных комитетов и представителей «Корпуса стражей исламской революции», пытавшихся наладить централизованное управление40.

Как уже отмечалось выше, этническая группа белуджей является суннитами, что усиливает конфликт с центральным иранским правительством на религиозной почве. Белуджские националисты в Иране используют религиозную суннитскую риторику, чтобы подчеркнуть свою идентичность и обвинить иранские власти в преследованиях по религиозным мотивам.

В мае-июне 2009 г. по провинции Систан и Белуджистан прокатилась волна демонстраций, носившая религиозный характер. Их участники протестовали против гонений на суннитов, исповедующих официально не признаваемую иранскими властями ветвь ислама. 150 участников этих акций протеста были арестованы и брошены в тюрьмы, десяти активистам были вынесены смертные приговоры41.

В настоящее время основным борцом за права суннитов-белуджей в регионе является группировка «Джандаллах», образованная в 2003 г. Абдолмалеком Риги. Иранское правительство обвиняет группировку как в поставках опиума из Афганистана и Па-

кистана, так и в связях с американской, британской и израильской разведками.

В середине 2006 г. Абдулмалек Риги заявил, что оправдывает использование вооруженных методов борьбы для защиты интересов белуджей и вообще суннитов в Иране. За годы своего действия «Джандаллах» провела множество террористических актов.

Одним из самых громких стало нападение на кортеж президента Махмуда Ахмадинежада в 2005 г. Еще один теракт, подготовленный этой группировкой, произошел в феврале 2007 г. в административном центре провинции Систан и Белуджистан г. Захедане. Начиненный взрывчаткой легковой автомобиль взорвался, когда мимо него проезжал автобус с военнослужащими «Корпуса стражей исламской революции». В результате погибли 11 сотрудников КСИР, еще 31 получил ранения. Годом ранее боевики «Джандаллах» захватили в заложники девять военнослужащих КСИР. Также вооруженная группировка взяла на себя ответственность и за взрывы перед мечетью в городе Захедан, где погибли более 20 человек42.

Необходимо отметить, что национальное движение белуджей развивается под сильным влиянием из-за рубежа, в частности из Пакистана и Афганистана. У соседних стран могут быть различные причины спонсировать движение белуджских племен. Пакистан предоставляет убежище бежавшим от исламской революции белуджам, в том числе монархистам, формируя из них отряды для подрывной работы на территории ИРИ. Что касается Афганистана, то оказывать помощь белуджским националистам могут движение «Талибан» и «Аль-Каида», которым выгодно сохранять «пояса нестабильности» вдоль афганско-пакистанской границы и, пользуясь этим, создавать тренировочные лагеря, осуществлять переброску боевиков, заниматься переправкой оружия . Более того, белуджи отличаются крайней нелояльностью к Ирану и никогда не считали себя составной частью иранского народа, что подогревает к ним интерес спецслужб США с целью использовать сепаратизм белуджей против Ирана44.

Помимо религиозной составляющей, конфликт белуджей с центральным иранским правительством подогревается еще и рядом экономических проблем, так как провинция проживания белуджей является одной из самых экономически отсталых регионов ИРИ. В целом можно говорить о том, что жители провинции Систан и Белуджистан имеют достаточно претензий к центральной

власти. Это касается явной диспропорции в представительстве в органах провинциальной власти, предоставлении региональной автономии в рамках Ирана; развития образования на базе белуджского языка, учета доли коренного населения в доходах от добычи

45

углеводородного сырья, в основном природного газа, и др.

В середине 1990-х годов Иран начал реализацию экономических проектов в провинции Систан и Белуджистан, в том числе и организацию свободной торгово-промышленной зоны Чабахар, однако они пока не принесли значительных результатов. Также не реализован проект газопровода «Иран-Пакистан» (пакистанская ветка), построенный участок которого проходит через территорию этой провинции. Не был реализован и проект ирано-индийского газопровода по дну Аравийского моря «Чабахар-Гуджарат», против которого выступили США46.

Туркмены. Другой этнической группой, проживающей в северо-восточной части Ирана, в особенности в провинциях Хорасан и Голестан, являются туркмены, которые насчитывают население численностью 1,5 млн человек47.

Национальное движение иранских туркмен берет свое начало после падения шахского режима и связано с требованиями вернуть им земли из шахского фонда, а также земли переселенцев-нетуркмен, переселившихся в туркменские области Ирана в период 1950-х годов во время подъема товарного производства в сельском хозяйстве страны. Все это способствовало обострению национальных чувств иранских туркмен, видевших в персах исключительно чужаков, более того — угнетателей. Необходимо отметить, что туркменский этнос в Иране отличается сильной обособленностью, слабо затронутую процессами национальной интеграции, которые начались в туркменском социуме только в середине XX в. в связи с переходом значительной части туркменского населения к оседлости48.

Туркмены приняли самое активное участие в свержении шахского режима, но их отношения с новым правительством также были осложнены главным образом из-за противоречивого поведения исламских властей в процессе конфискации туркменами земель шахских сторонников, когда «Стражи исламской революции» откровенно брали под защиту землевладельцев-персов, даже уличенных в поддержке режима Пехлеви.

После суверенизации Туркменистана в начале 90-х годов у иранских туркмен наблюдалась некоторая активизация, в регионах их проживания появились вывески и программы на туркменском

языке, раздавались требования по созданию культурно-языковой автономии иранских туркмен. Однако в настоящее время они почти отказались от борьбы за свои права. Иранские туркмены, большая часть которых уже не кочует, все больше ассимилируются персами, особенно в городах Горган и Гонбад-э-Габус. Добровольная ассимиляция наиболее выражена среди молодежи. Женщины-туркменки перестали носить колоритные среднеазиатские национальные костюмы, перейдя на черную иранскую паранджу. Многие семьи полностью перешли на фарси за последние 10-15 лет. В городах практически исчезли вывески на туркменском. Следует заметить, что аграрный вопрос на территории Иранского Туркменистана не решен до сих пор в основном из-за конфликта между туркменами и пришлыми мелкими собственниками, мигрировавшими на эту территорию в середине прошлого столетия. Обстановку в провинции накаляет и борьба политических и религиозных группировок, основанных на племенных и субэтнических различиях и нередко имеющих свои собственные революционные комитеты и вооруженные отряды, финансируемые другими государствами. Затруднения создают и появившиеся в большом количестве бандитские формирования, подпитываемые из Афганистана, где, как известно, обстановка не является стабильной уже более 20 лет50.

Более того, туркмены, проживающие в Иране, как и другие национальные меньшинства, недовольны тем, что власти урезают их политические, социальные и культурные права. Есть примеры запрета на обучение туркменских детей на их родном языке.

Луры. Еще одной этнической группой, проживающей в юго-западной части Ирана, а именно в провинциях Луристан и Фарс, являются луры. Численность этой этнической группы в ИРИ составляет около 5 млн человек51. Луры исповедуют шиитское направление ислама, но также среди них имеются приверженцы различных сект (али-илахи, курд-бача и др.).

Луры представляют собой достаточно сплоченную этническую группу с сильно выраженной племенной властью. Они подразделяются на несколько крупных племен: бахтияри, кохгилуйе и буерахмад, мамасанди, лорестани и др.

В свое время они выступали против центральной власти при Каджарах, Насреддин-шахе, а также в конституционный период. В правление Реза-шаха, боровшегося с феодально-ханской анархией, усилилось наступление на племена, проживающие на юге Ирана. В земли лурских племен стали посылать военных

губернаторов и гарнизоны. Сбор налогов был изъят у иль-ханов и глав племен и передан правительственным чиновникам. С 1928 г. правительство стало насильственно переводить луров на оседлость, объявляя при этом племенные земли государственной собственностью. Луров по нескольку тысяч семей с их имуществом расселяли вокруг специальных военных фортов вдоль магистрали Тегеран-Хоремшехр, а чтобы они не могли с наступлением весны уйти кочевать, у них отбирали шатры52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако после отречения Реза-шаха от престола и ослабевания власти центрального правительства на местах многие лурские семьи, насильно посаженные на землю, снова перешли к кочевому образу жизни. В результате этого лурские ханы при поддержке англичан, которые не раз пытались использовать лурские племена для борьбы с демократическим движением в Иране, вновь почувствовали себя независимыми правителями. До сих пор шахриста-ны на юго-западе Ирана остаются феодальным владением крупнейших ханов, имеющих свои войска, вводящих свои налоги и т.п. Культурную отсталость кочевого населения лурские ханы используют в целях сохранения своей феодальной власти.

В настоящее время эта этническая группа практически не проявляет себя в политической жизни ИРИ, а о национальных требованиях луров ничего не известно.

* * *

Безусловно, в последние годы можно заметить, что ситуация в районах традиционного проживания этнических меньшинств в Иране отчасти стабилизировалась. Складывается впечатление, что центральное правительство приняло самовольные изменения в местных органах власти, а также признало собственную неспособность обеспечить быструю языковую ассимиляцию мень-шинств53. Определенная положительная динамика и новые тенденции наметились с приходом к власти в Иране Хасана Рохани, который в отличие от своих предшественников положил в основу национальной политики не идею подавления национальной идентичности неперсоязычного населения страны, а идею признания культурного разнообразия иранского населения. Об этом говорит и тот факт, что X. Рохани назначил спецпомощника по работе с национальными меньшинствами, а также поставил вопрос об открытии национальных школ с преподаванием на двух языках54.

Однако основное требование этнических групп Ирана - предоставление им автономных прав, а также официальное признание суннизма и исламских сект - остается неудовлетворенным, что создает ситуацию, чреватую актуализацией существующих межэтнических противоречий. Безусловно, сложившаяся ситуация не может не провоцировать внешних игроков в лице США, Израиля, Турции, Азербайджана, Ирака и других на раскручивание националистических и сепаратистских движений в Иране. И в связи с этим сохранение единства является первостепенной задачей для иранского правительства, что означает, что любые национальные движения - курдские, белуджские или любые другие, - направленные на изменение территориальной целостности Ирана, по-прежнему будут пресекаться самым жестким образом.

Примечания

Конституция Исламской Республики Иран // mocow.mfa.ir/ index. aspx?siteid= 410&pageid=12686

Joshua Project - Ethnic People Groups of Iran // joshuaproject.net/countries/IR Исторические корни борьбы курдов за независимость // www.mashreghnews.ir Мурадян И. Проблемы безопасности в ближневосточной политике США //www.artsakhworld.com/igor_muradian/ Problems_of_security_ in_the_ USA/ index. html

Панкратенко И. «Курдские спички» как фактор дестабилизации Ирана // newsland.com/news/detail/id/747150/

Балмасов С. Взорвется ли Иран на курдской «бомбе»? // www.pravda.ru/ world/asia/middleeast/23-05-2010/1032116-pjak-0/

Отношение к курдам в странах проживания // centurion-center. narod. ru/ kur3. html

Жигалина О.И. Иран и региональный аспект курдской проблемы // www.iimes.ru/?p=4234 2006 Там же.

Жигалина О.И. Иран и иранские курды // ru.journal-neo.org/2013/09/14/rus-iran-i-iranskie-kurdy/

Исторические корни борьбы курдов за независимость // www.mashreghnews.ir Раванди-Фадаи Л.М. К вопросу о положении национальных и религиозных меньшинств // Иран: история и современность. - М., 2014. - С. 272. Исторические корни борьбы курдов за независимость // www.mashreghnews.ir Жигалина О.И. Курдский вопрос в Иране //www.centrasia.ru/ newsA. php?st= 1366121040

В Иранском Курдистане царит бедность в результате преднамеренного лишения его финансирования (интервью депутата иранского парламента) // kurdi-stan.ru/2011/01/07/news-8589_Deputatranskogo_ parlamenta_vranskom_ Kur-

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13

14

distane_ carit_bednost_v_rezultate_ prednamerennogo_lisheniya_ego_ finansiro-vaniya.html

' Месамед В.И. Иран: равноправны ли персы, курды, армяне, евреи, сунниты, бехаиты? // www.iimes.ru/?p=5692

Жигалина О.И. Курдский вопрос в Иране //www.centrasia.ru/ newsA.php?st= 1366121040

' Joshua Project. Iran - People Groups // joshuaproject.net/countries/ IR.; Unrepresented Nations and Peoples Organization // www.unpo. org/ content/ view/7884/ 144/; «Ethnologue» Report for Azerbaijani Language // www. eth-nologue.com/language/azb

' Гасан Рашеди. Тюрки и исследование их истории, языка и идентичности в Иране. - Тегеран. Андише-йе ноу, 1385. - С. 124.

' Верховский М. Немного о Мир-Джафаре Багирове // www.azeri.ru/papers/echo-az_info/77800/

Мустафаев В. Национально-политические движения в Южном (Иранском) Азербайджане //www.centrasia.ru/newsA.php?st=1254864780 Там же.

' Мурадян И. Проблемы безопасности в ближневосточной политике США // www.artsakhworld.com/igor_muradian/Problems_of_security_in_the_USA/index. html

' Алекперли Ф.У. Исторические причины формирования общих черт и различий в национальном характере азербайджанцев Азербайджанской Республики и Ирана У/ national-mentalities.ru/east/zakavkaze/ alekperli_f_u_ istoriches-kie_prichiny_formirovaniya_obwih_chert_i_razlichij_v_nacionalnom_haraktere_az erbajdzhancev_azerbajdzhans/

Мурадян И. Проблемы безопасности в ближневосточной политике США //

www.artsakhworld.com/igor_muradian/Problems_of_security_in_the_USA/index.

html

' Эмрах Алтынкайа. Южноазербайджанские тюрки и вероятная война Иран — США //inosmi.ru/world/20121120/202395064.html

' Петиция к администрации президента Обамы от этнических азербайджанцев в Иране // petitions.whitehouse.gov/petition/recognize-islamic-government-iran-violating-fundamentai-rights-irans-azerbaijani-ethnic-minority/gR2mqw7b?utm_ source=wh. gov&utm_medium= shorturl&utm_campaign=shorturl

' См.: // www.news.com

' Нечитайло Д.А. Иран: суннитские группировки Хузистана // www. iimes.ru/rus/stat/2012/08-01-12b.htm

' Балашов Ю.А., Камраков А.А., Рыжов И.В. Роль этнических меньшинств, этноконфессий, диаспор и разделенных народов в политическом процессе государств Ближнего и Среднего Востока. - Н. Новгород, 2007. - С. 18-19. Нечитайло Д. А. Иран: суннитские группировки Хузестана // www.iimes. ru/rus/stat/2012/08-01 -12b.htm

: Раванди-Фадаи Л.М. Персидский ковер национальных проблем // www.iran.ru/news/analytics/80793/Persidskiy_kover_nacionalnyh_problem Арабы бунтуют в иранской провинции Хузестан // www.pravda.ru/news/ world/ 06-11-2005/66426-iran-0/

43

В Иране совершены два теракта // newsru.co.il/ arch/mideast/27feb2006/ huzestan.html

35 Арабские сепаратисты уничтожают нефтяные скважины в Иране // www.sem40.ru/index.php?newsid=134401

36 Солдатов А. Иран: теракты или подрывные акции // www.agentura.ru/ dos-sier/iran/subversive/

37 Балашов Ю.А., Камраков А. А., Рыжов И.В. Роль этнических меньшинств, этноконфессий, диаспор и разделенных народов в политическом процессе государств Ближнего и Среднего Востока. С. 20.

38 Iran Ethnic and religious minorities // www.fas.org/sgp/crs/mideast/RL34021 .pdf.

39 Beck L. Revolutionary Iran and its Tribal People. - Wash., 1980. #87. P. 19.

40 Балашов Ю.А., Камраков A.A., Рыжов И.В. Роль этнических меньшинств, этноконфессий, диаспор и разделенных народов в политическом процессе государств Ближнего и Среднего Востока. - С. 20-21.

41 Нестабильность в национальных регионах Ирана // mishmar.info/nestabilnost-v-nacionalnix-regionax-irana.html

42 См.: // www.ria.ru Нечитайло Д.А. Огненная дорога к независимому Белуджистану // www.ng.ru/ng_religii/2010-01 -20/5_beludjistan.html

Хади Озма, Алиакбар Бадири. Анализ угрожающих политической стабильности и без опасности элементов в административно-территориальной системе Ирана. Барнамеризива амайеш-е фаза. 2012. Том 15, № 4. - С. 68. Месамед В. В Иране набирает силу белуджская «Джондалла» // www.centrasia.ru/newsA.php?st=1229289900

Искандари Р. Иран: Новый этап перестройки современной системы международных отношений // ostkraft.ru/ru/articles/275

Central Intelligence Agency (CIA) —The World Factbook: Iran population // ibrary/publications/the-world-factbook/geos/ir.html

Балашов Ю.А., Камраков А. А., Рыжов И.В. Роль этнических меньшинств, этноконфессий, диаспор и разделенных народов в политическом процессе государств Ближнего и Среднего Востока. С. 22. См.: // www.tebyan.net/index.aspx?pid=173179

Балашов Ю.А., Камраков А. А., Рыжов И.В. Роль этнических меньшинств, этноконфессий, диаспор и разделенных народов в политическом процессе государств Ближнего и Среднего Востока. С. 22.

Central Intelligence Agency (CIA) - The World Factbook: Iran population // www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ir.html Народы Ирана: луры и бахтияры // lib7.com/aziatyya/393-lyru-batiaru-iran.html. Трубецкой В. В. Особенности национальной ситуации в Исламской Республике Иран //Национальный вопрос в странах Востока. - М., 1982. - С. 269. См.: Сайт Президента Ирана // www.president.ir

«Нации и национализм на мусульманском Востоке», М., 2015 г., с. 345-360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.