Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА)'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ДОЦЕНТ / ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / AGRARIAN LEGAL POLICY / HIGHER EDUCATION / LEGAL SCIENCE / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / TEACHER / ASSOCIATE PROFESSOR / HEAD OF THE DEPARTMENT / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тепляшин И. В.

Качественное развитие высшего образования требует системного анализа со стороны юридической науки и законодателя. Деятельность государства в отношении вузовского образования всегда являлась определяющей и корректирующей для всех структурных подразделений университета. Содержание и эффективность педагогических, научно-исследовательских и информационно-просветительских процессов во многом определяется складывающейся моделью и стилем работы профессорско-преподавательского состава подразделения вуза. При этом в университете аграрного типа при реализации юридического образования учебно-методическая работа и научная доктрина должны выстраиваться с учетом развития аграрной правовой политики и правового сопровождения сельского хозяйства. Автор статьи уверен, что основы конституционного строя России, принципы гражданского общества и демократии, стратегия укрепления правопорядка и законности обеспечиваются динамичностью и реальностью высшего юридического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тепляшин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF THE STRUCTURAL UNIT OF THE UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF THE DEPARTMENT OF THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW OF THE KRASNOYARSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY)

The qualitative development of higher education requires a systematic analysis on the part of legal science and the legislator. The activity of the state in relation to higher education has always been decisive and corrective for all university departments. The content and effectiveness of pedagogical, research and outreach processes is largely determined by the emerging model and style of work of the faculty of the university. At the same time, in the university of agrarian type, certainly, in the implementation of legal education, educational and methodical work and scientific doctrine should be built taking into account the development of agrarian legal policy and legal support for agriculture. The author of the article is confident that the foundations of the constitutional system of Russia, the principles of civil society and democracy, the strategy of strengthening the rule of law and the rule of law are ensured by the dynamism and reality of higher legal education.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА)»

2’ 2019 ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

• ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ -КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ •

И.В. Тепляшин,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета

I.V. Teplyashin,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law of Krasnoyarsk State Agrarian University ivt-sl @yandex. ru

Деятельность структурного подразделения вуза (на примере кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета)

Аннотация: качественное развитие высшего образования требует системного анализа со стороны юридической науки и законодателя. Деятельность государства в отношении вузовского образования всегда являлась определяющей и корректирующей для всех структурных подразделений университета. Содержание и эффективность педагогических, научно-исследовательских и информационно-просветительских процессов во многом определяется стилем работы профессорскопреподавательского состава подразделения вуза. При этом в университете аграрного типа при реализации юридического образования учебно-методическая работа и научная доктрина должны выстраиваться с учетом развития аграрной правовой политики и правового сопровождения сельского хозяйства. Автор статьи уверен, что основы конституционного строя России, принципы гражданского общества и демократии, стратегия укрепления правопорядка и законности обеспечиваются динамичностью и реальностью высшего юридического образования.

Ключевые слова: аграрная правовая политика, высшее образование, юридическая наука, высшее учебное заведение, преподаватель, доцент, заведующий кафедрой, правовое воспитание.

The activity of the structural unit of the university (on the example of the Department of Theory and History of State and Law of the Krasnoyarsk State Agrarian University)

Abstract: the qualitative development of higher education requires a systematic analysis on the part of legal science and the legislator. The activity of the state in relation to higher education has always been decisive and corrective for all university departments. The content and effectiveness of pedagogical, research and outreach processes is largely determined by the emerging model and style of work of the faculty of the university. At the same time, in the university of agrarian type, certainly, in the implementation of legal education, educational and methodical work and scientific doctrine should be built taking into account the development of agrarian legal policy and legal support for agriculture. The author of the article is confident that the foundations of the constitutional system of Russia, the principles of civil society and democracy, the strategy of strengthening the rule of law and the rule of law are ensured by the dynamism and reality of higher legal education.

Keywords: agrarian legal policy, higher education, legal science, higher education institution, teacher, associate professor, head of the department, legal education.

В современных условиях развития российского образования важная роль отводится всем элементам образовательного процесса. Особая значимость в реализации функции педагогического, информационно- §

•О

воспитательного и организационно-методического характера возлагается на такое структурное подразделение вуза, как кафедра. В свою очередь цен- £ тральные органы управления формируют стратегические направления развития российского высшего образования. Поставлены такие задачи, как ^ * обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования; -3 вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по каче- g ^ ству общего образования; модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ [1]. “ а

Основная задача кафедры как структурного подразделения вуза — реа- “ ^ лизация профессиональной подготовки специалиста в конкретной сфере государственного и общественного управления. Кафедра также осущест- S | вляет профессиональное обучение как вид образования, направленный на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций [2]. 3

Сегодня кафедра теории и истории государства и права Красноярского госу- ]§ £ дарственного аграрного университета осуществляет следующие задачи: учебную, ъ ■§ методическую, научно-исследовательскую, организационно-просветительскую. 3 | Немаловажное значение имеет социализация обучающихся, особенно младших | ^ курсов. Модернизация высшего профессионального образования предполагает | g компетентностный подход к обучению и воспитанию, направленный на фор- а» Ц мирование у студентов профессионально значимых и социально необходимых а || личностных качеств (компетенций) специалиста [3, с. 29—30]. | ~

Учебная работа осуществляется в рамках обучения по направлениям 3 о подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень высшего образования — 1 |

бакалавриат) и 40.04.01 «Юриспруденция» (уровень высшего образования — J * магистратура). В рамках бакалавриата проводится учебная работа различных g £ форм (аудиторная, интерактивная, ролевая, дискуссионная) со студентами очной, заочной и очно-заочной форм обучения. -5.1

С 2016 г. совместно с кафедрой земельного права и экологических экспертиз по очной и заочной формам обучения по направлению подготовки 75 40.04.01 «Юриспруденция» открыта магистерская программа «Государственноправовое регулирование земельных отношений». Стоит отметить, что магистры и аспиранты кафедры осуществляют публикационную деятельность в центральных научных изданиях.

Выпускники с высшим образованием имеют возможность пройти обуче- | ние в аспирантуре по направлению подготовки 40.06.01 «Юриспруденция» по | научной специальности 12.00.01 — «Теория и история права и государства; * история учений о праве и государстве».

В 2017 г. выпускник Красноярского ГАУ, закончивший указанную аспирантуру (доцент Д.И. Провалинский), защитил кандидатскую диссертацию

2’ 2019 I О? ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

и продолжает активно исследовать институт правовых грантов и стимулов [4, с. 191-194].

В 2018 г. в Красноярском государственном аграрном университете лицам, закончившим аспирантуру по научной специальности 12.00.01, впервые была присвоена квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь» (В.Р. Ооржак, А.В. Беляев).

Методическая работа на кафедре также осуществляется в необходимом объеме и строится в трех направлениях:

1. Формирование методических рекомендаций по изучению дисциплин, преподаваемых на кафедре. Например, изданы методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Теория государства и права» (2017 г.), методические рекомендации по выполнению магистерской диссертации направления подготовки «Юриспруденция» магистерской программы «Государственно-правовое регулирование земельных отношений» (2018 г.).

2. Подготовка и издание прочих учебно-методических работ. Например, издано учебное пособие, способствующее методологическому и методическому изучению теории государства и права (2017 г.) [5].

3. Подготовка и размещение на официальном интернет-портале вуза рабочих программ, фондов оценочных средств по дисциплинам, преподаваемым на кафедре. Данная работа проводится с использованием виртуальной обучающей среды (системы Moodle). Научно-исследовательская работа кафедры призвана повысить педагогический уровень и творческий потенциал профессорско-преподавательского состава кафедры. Общая тема кафедрального исследования — «Конституционно-правовые основы участия граждан в гарантировании демократии, правопорядка и развития гражданского общества».

Кафедра взаимодействует с учеными Сибирского региона — докторами юридических наук И.В. Минникес, А.В. Безруковым, В.Ю. Панченко.

Основные направления научного исследования касаются вопросов взаимодействия общества и государства, состояния демократических институтов, правового регулирования аграрной сферы. Это, например, исследование продовольственной безопасности (доцент А.В. Власов) [6, с. 46-48]; анализ эффективности аграрной правовой политики в государстве (старший преподаватель Г.Г. Фастович) [7, с. 21-23]; исследование механизма участия граждан в охране общественного порядка (ассистент Д.О. Новиков) [8, с. 41-44]. Некоторые исследования осуществляются совместно, что позволяет объединять научный потенциал и творческие намерения сотрудников в соответствующих исследовательских направлениях: в сфере образования (профессор А.В. Безруков, доцент И.В. Тепляшин) [9, с. 55-60]; в исследовании правовой культуры сельхозтоваропроизводителей (доцент И.В. Тепляшин, старший преподаватель Е.В. Богатова) [10, с. 111-113] и др. Преподаватели кафедры в очной и заочной формах участвуют в научно-практических конференциях различного уровня в регионах России.

Кафедра реализует исследования в рамках проведения научных мероприятий. Так, в 2016 и 2018 гг. прошли круглые столы по темам «Государственная

аграрно-правовая политика в современной России» и «Электоральная правовая политика современной России». Модератором мероприятий выступил доктор юридических наук, профессор А.В. Малько [11, с. 114—121].

Кроме того, проведены Международные научно-практические конференции «Технологии развития социальных, экономических и логистических процессов Арктической зоны России: история и современность» (30—31 марта 2017 г.); «Арктика-2018: международное сотрудничество, экология и безопасность, инновационные технологии и логистика, правовое регулирование, история и современность» (16—17 мая 2018 г.). По результатам конференций изданы сборники, членами редакционных коллегий выступили С.А. Трофимова, И.Б. Трофимова, Л.Г. Гоцко.

Организационно-просветительская работа выстраивается в рамках взаимодействия с различными государственными, муниципальными и общественными структурами. Сотрудники кафедры являются членами Избирательной комиссии Красноярского края и Избирательной комиссии г. Красноярска (С.В. Навальный, И.В. Тепляшин); выступают независимыми экспертами конкурсной комиссии Енисейского управления Роскомнадзора (Т.В. Шитова, Д.И. Провалинский), комиссии по рассмотрению вопросов соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Федеральной таможенной службы (Е.В. Богатова).

В сферу деятельности кафедры теории и истории государства и права включены все необходимые компоненты функционирования структурного подразделения вуза представленного уровня. С учетом специфики современного образования можно сделать следующие выводы:

1. Функционирование первичного университетского звена, кафедры, обусловлено не только взаимосвязью с государственными императивами и стандартами, но и продиктовано необходимостью поддержания интеллектуального уровня молодежного сообщества, укрепления ценностных категорий в структуре российского общества и сохранения национальной культуры. Самостоятельность и автономность профессионального обучения на «первичном уровне» способны повысить эффективность высшего образования и авторитет статуса университета в государстве в целом [12, с. 218].

2. Кафедра накопила (аккумулировала) определенный опыт в сфере образования и науки, имеет определенные направления своего развития. Так, с учетом своего кадрового потенциала кафедра в перспективе может выступить площадкой для реализации университетского центра [13], оказывающего правовое сопровождение соответствующей деятельности, например, в сфере сельского хозяйства.

3. Российское юридическое образование представляет собой не только иерархически организованную систему, но и горизонтальную самоорганизующуюся сеть [14, с. 184]. Кафедра как структурное подразделение вуза и основное звено образовательного механизма стремится использовать передовые методические приемы, интерактивные формы обучения, поддерживает

f

х

о-

X

3 §

I"

■Й -Я 3 2

п

ۤ

Си _ Со Э

Q) Q

XJ 0)

з й

Х №

3 01

■з?

и 01 11

|! X (А

is

CU ■§■ CU

■О £ Ї

4 я

о о

11

<Т>

2 о

я|

зі

77

s

со

2’ 2019 I Со ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

творческие начинания преподавательского состава и включается в инновационные процессы подготовки специалистов в области права.

В заключение можно отметить, что деятельность кафедры направлена на развитие функций университета, укрепление основ правовой государственности и использование достижений общественной и правовой жизни.

Список литературы:

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (в ред. от 19 июля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2018. — № 20, ст. 2817.

2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 53, ч. 1, ст. 7598.

3. Нарутто, С.В. Профессиональная компетентность будущих юристов: теоретический, практический и личностный аспекты // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 2 (75). — С. 29-36.

4. Провалинский, Д.И. Гранты — пути развития: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Костромского государственного университета. — 2017. — Т. 23. — № 2. — С. 191-194.

5. Навальный, С.В. Теория государства и права: основы методологического и методического обеспечения: учебное пособие / С.В. Навальный. — М.: Русайнс, 2017. — 180 с.

6. Власов, В.А. Совершенствование законодательства Красноярского края об обеспечении продовольственной безопасности в условиях импортозамещения: актуальные проблемы и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 10. — С. 45-49.

7. Фастович, Г.Г. Продовольственная безопасность как критерий эффективности аграрной правовой политики Российской Федерации // Аграрное и земельное право. — 2017. — № 6 (150). — С. 21-23.

8. Новиков, Д.О. Контроль и надзор за негосударственными субъектами охраны общественного порядка // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2018. — № 2. — С. 41-44.

9. Безруков, А.В. Реформирование высшего юридического образования в контексте конституционных преобразований в современной России / А.В. Безруков, И.В. Тепляшин // Российская юстиция. — 2011. — № 5. — С. 55-60.

10. Тепляшин, И.В. Правовая культура сельхозтоваропроизводителей в современной России / И.В. Тепляшин, Е.В. Богатова // Правовая политика и правовая жизнь. — 2016. — № 2. — С. 110-114.

11. Малько, А.В. Обзор материалов круглого стола журналов «Государство и право» и «Правовая политика и правовая жизнь» на тему «Государственная аграрно-правовая политика в современной России» / А.В. Малько, Н.В. Кроткова, С.В. Навальный и др. // Государство и право. — 2017. — № 6. — С. 114-121.

12. Толстых, В.Л. Университет и государство // Российский юридический журнал. — 2014. — № 5 (98). — С. 210-219.

13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования: постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2018. — № 1, ч. 2, ст. 375.

14. Русинов, Р.К. Российское государство и юридическое образование // Российский юридический журнал. — 2015. — № 1 (100). — С. 182-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.