Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ'

УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
450
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / YOUTH / STATE YOUTH POLICY / PUBLIC INITIATIVES / YOUTH PARLIAMENT / LEGAL PRACTICE / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богатова Е. В., Ткаченко А. В.

В современных условиях проблема развития молодежной политики приобретает значимый и стратегический характер. Деятельность государства в отношении молодежи реализуется во многих сферах. Особое внимание следует обратить на реализацию молодежью своих интересов в сфере публичного управления. Авторы статьи уверены, что формирование юридической практики, складывающейся в результате правовой деятельности молодежи, позволяет установить правовую культуру и организационно-управленческий потенциал общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH PARTICIPATION IN COMMUNITY INITIATIVES: SOME DEVELOPMENT ISSUES

In modern conditions, the problem of youth policy development becomes significant and strategic. State activity in relation to youth is implemented in many areas. At the same time, special attention should be paid to the implementation by young people of their interests in the field of public administration. The authors of the article are confident that the formation of legal practice, emerging as a result of the legal activities of young people, allows us to establish the legal culture and organizational and management potential of society as a whole.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ»

невостребованных. Проведение данных мероприятий позволит значительно увеличить и качество, и количество сельскохозяйственных угодий.

Помимо перечисленного запланировано принятие нормативно-правовых актов, направленных на охрану земель сельскохозяйственного назначения, в том числе утверждение критериев ненадлежащего использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения для каждого вида сельскохозяйственных угодий и методик, позволяющих фиксировать факт нарушения законодательства Российской Федерации, для обеспечения объективности принимаемых решений, а также ограничение случаев размещения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на сельскохозяйственных угодьях.

Таким образом, в случае успешного проведения всего комплекса запланированных мероприятий будут решены наиболее острые и значимые проблемы землеустройства земель сельскохозяйственного назначения, а также будет собрана информационная база для оценки дальнейших перспектив развития данной сферы. Для успешного исполнения этого комплекса запланированных работ было бы целесообразно возродить государственную землеустроительную службу.

Список литературы:

1. Зырянов, Н.Е. Землеуказания: учебное пособие / Н.Е. Зырянов. — М.: Сельхозгиз, 1931.

2. Удачин, С.А. Вопросы теории землеустройства / С.А. Удачин. — М.: Гос. изд-во с.-х. лит-ры, 1955.

3. Волков, С.Н. Теоретические основы землеустройства / С.Н. Волков. — М.: Колос, 2001. — Т. 1.

4. Проект Федерального закона «О землеустройстве». — URL: http://vishagi23.ru/ news/federalnyj-zakon-o-zemleustrojstve (дата обращения: 13.11.2018).

Е.В. Богатова,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета А.В. Ткаченко, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета

E.V. Bogatova,

Senior Lecturer, Chair of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University ivt-sl @yandex. ru

A.V. Tkachenko,

Candidate of Law, Associate Professor,

Assistant Professor of the Department of Theory and History of State and Law 89

Krasnoyarsk State Agrarian University ---

[email protected]

Участие молодежи в реализации общественных инициатив: некоторые вопросы развития

Аннотация: в современных условиях проблема развития молодежной политики приобретает значимый и стратегический характер. Деятельность государства в отношении молодежи реализуется во многих сферах. Особое внимание следует обратить на реализацию молодежью своих интересов в сфере публичного управления. Авторы статьи уверены, что формирование юридической практики, складывающейся в результате правовой деятельности молодежи, позволит установить правовую культуру и организационно-управленческий потенциал общества в целом.

2’ 2019 |§ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, общественные инициативы, молодежный парламент, юридическая практика, правовое воспитание.

Youth participation in community initiatives: some development issues

Abstract: in modern conditions, the problem of youth policy development becomes significant and strategic. State activity in relation to youth is implemented in many areas. At the same time, special attention should be paid to the implementation by young people of their interests in the field of public administration. The authors of the article are confident that the formation of legal practice, emerging as a result of the legal activities of young people, allows us to establish the legal culture and organizational and management potential of society as a whole.

Keywords: youth, state youth policy, public initiatives, youth parliament, legal practice, legal education.

Демократические процессы разнообразны и многогранны, возникают в различных направлениях и сферах организационно-управленческой деятельности. В качестве субъектов данных общественных отношений могут выступать различные участники социальных и профессиональных групп, представители общественных учреждений и организаций, общественные объединения. Особое место в списке участников демократических процессов занимает молодежное сообщество. Российскую молодежь можно рассматривать как активную часть населения, которая участвует в развитии страны, способствует повышению ее научного и образовательного потенциала, аккумулирует духовно-нравственные, культурные и правовые ценности и традиции с целью их наращения (приумножения) и трансляции будущим поколениям.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2019 г. подчеркивается значимость взаимодействия государства и гражданского общества в решении многих совместных задач, а также участия молодежи в решении вопросов экологического благополучия страны [1]. В правовой системе России действуют нормативные правовые акты специального характера, которые закрепляют правовой статус молодых людей, определяют их правовое положение в обществе и государстве. Например, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года констатируют, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь [2]. По нашему мнению, к молодым гражданам (молодежи) можно относить людей в возрасте от 18 до 35 лет. Для развития правовой культуры граждан, формирования условий в реализации общественных инициатив государственные органы ставят соответствующие задачи в организационно-правовых, информационных и технологических сферах жизнедеятельности общества [3]. Тем не менее стратегической проблемой следует признать отсутствие теоретически разработанной и законодательно закрепленной правовой политики в сфере участия молодежи в демократических процессах. Данный вид правовой политики пока не стал предметом устойчивого и системного научного исследования юристов, социологов и политологов. По своей сути указанная политика может стать программным документом, призванным

связать (объединить) доктрину, правотворчество и правоприменительную юридическую практику [4, с. 5].

В свою очередь молодежь может выступить основной движущей силой инновационного развития российского общества. Являясь участником демократических процессов, молодежь способна социализироваться, формировать знания и опыт, а также воспринимать политические процессы через систему своих собственных интересов и настроений.

Значимым представляется формирование правовой культуры молодых граждан в политической сфере. Так, по мнению В.П. Таранцова, правовая культура предстает как правовая реальность, включающая нормы, знания, ценности, статусы, правовые ситуации и их реализацию в правопорядке [5, с. 38—39]. Между тем правовая культура является суммой статических и динамических качеств социально-правовой действительности, включающей теоретико-правовые знания, методы и средства правовой деятельности, юридическую практику, транслируемой будущим поколениям вслед за изменениями, которые происходят в политической, экономической, социальнокультурной сферах жизни общества [6, с. 33]. От уровня правовой культуры участников правоотношений (субъектов права) зависит совершенствование юридической практики, а также развитие и дальнейшее совершенствование правовой действительности и, как следствие, качество управленческой сферы функционирования государства.

На наш взгляд, молодежь способна реализовывать свои политические интересы и стремления следующим образом:

1) принимать участие в организационно-управленческих отношениях, связанных с формированием кадровых резервов для государственной, муниципальной и иной профессиональной деятельности. Для этого в стране реализуется ряд проектов. Например, с 2017 г. в рамках проекта «Россия — страна возможностей» положен старт конкурсу управленцев «Лидеры России». В рамках второго конкурса, реализуемого с октября 2018 г. и проводимого в несколько этапов, из значительного количества участников будет отобрано 100 победителей;

2) участвовать в молодежных парламентах и подобных дублирующих государственных структурах федерального и регионального уровней [7, с. 109—113]. Сегодня созданы и достаточно активно действуют Молодежный парламент при Государственной Думе РФ и Палата молодых законодателей при Совете Федерации РФ. В данном случае молодежь может осуществлять правовую деятельность, связанную с разработкой, обсуждением и в необходимых случаях принятием нормативных правовых актов соответствующих уровней;

3) принимать участие в работе общественных советов, формируемых при органах государственной и муниципальной власти и осуществляющих общественный мониторинг и контроль [8]. В данном случае молодежь вовлекается в работу экспертных советов, общественных контрольных структур. Подобная деятельность может осуществляться путем привлечения молодых граждан в целях проверки деятельности организаций и учреждений, реализующих свою деятельность, например, в сфере общепита, экологии, образования, перевоспитания несовершеннолетних в исправительных учреждениях соответствующего типа, детских домах и пр.;

Участие молодежи в реализации общественных инициатив: ^ Е.Б. Богатова,

некоторые вопросы развития О) А.Б. Ткаченко

2’ 2019 I Го ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

4) принимать участие в таких формах деятельности по охране общественного порядка, как создание и деятельность народных дружин, содействие правоохранительным органам в укреплении правопорядка, информирование органов внутренних дел о правонарушениях и об угрозах общественному порядку [9]. Данные формы правовой деятельности выступают связующими элементами демократии и законности. Обеспечение правопорядка требует скоординированных и согласованных усилий, сотрудничества и партнерства ключевых государственных и негосударственных структур и способствуют формированию должного уровня управленческой социализации молодых граждан [10, с. 37—38];

5) участвовать в демократических выборах и референдумах на муниципальном уровне. Например, при реализации своего избирательного права молодые граждане могут фокусировать внимание общественности на определенных вопросах и ситуациях, имеющих публичное значение и требующих принятия решения при непосредственном участии компетентных органов. Это вопросы досуга, спорта, экологии и прочие значимые сферы, где молодежь способна увидеть нестандартные решения и использовать свой новаторский потенциал;

6) предпринимательскую деятельность — получение государственных денежных средств, кредитов, приобретение ценных бумаг для начала и развития своего бизнеса. Молодые люди уже сегодня предлагают различные идеи, бизнес-планы и проекты, которые находят отклик у предпринимательского сообщества.

Реализация инициатив молодых граждан в указанных сферах может формировать соответствующую практику, показывающую качество социализации и эффективность своих стремлений. Так, по мнению В.Н. Карташова, под юридической практикой понимают деятельность по изданию (толкованию, реализации, систематизации и т.п.) юридических предписаний, взятых в единстве с накопленным правовым опытом (социально-правовой памятью) [11, с. 14]. Юридическая практика, связанная с реализацией общественных инициатив и идей в публичной сфере со стороны молодежи, обусловлена целенаправленной и профессионально нормируемой деятельностью молодежных структур, обладающих определенными правовыми знаниями и имеющих законные основания на осуществление подобной деятельности, и позволяет установить интеллектуальный потенциал и деловые параметры общества в целом. При этом юридическая практика напрямую обусловлена состоянием правовой культуры участников публичных мероприятий и акций.

Обозначим общие предложения, которые помогут молодежи претворить в жизнь общественные инициативы и стать активными участниками публичных мероприятий.

1. Создавать законодательное, информационное и организационное сопровождение публичной правовой деятельности молодежи. При этом определенные успехи и достижения молодых граждан следует пропагандировать и поощрять. На государственном уровне отсутствует соответствующая программа, которая могла бы стимулировать позитивную, социально полезную

деятельность молодых граждан в публичной сфере. В этом случае справедливо подчеркивается необходимость юридического прогнозирования перспектив развития правовых явлений и процессов [12, с. 14—15]. Представляется значимым осуществление постоянного мониторинга формирования и реализации предпочтений и интересов современной молодежи в публичной сфере.

2. Сплочать соответствующие молодежные группы и объединения в союзы и ассоциации с целью системного участия в управлении делами государства [13, с. 66—69]. В свою очередь молодежь имеет достаточно высокую активность и мобильность по освоению новых направлений своего участия в политической системе общества. Именно эта часть общества способна использовать инновационные средства и способы достижения поставленных задач. Деятельность консолидированных молодежных сообществ могла бы гарантировать политические права и стремления этих граждан.

3. Использовать организационно-правовые возможности публичных субъектов, способных выступать кураторами и наставниками в отношении молодежных групп и объединений. Речь идет о своеобразном шефстве в отношении молодежных объединений и структур со стороны соответствующих органов, учреждений и крупных бизнес-структур (например, Администрация Президента РФ, Общественная палата РФ, общероссийская общественная организация «Деловая Россия»). Правовое воспитание современной молодежи должно быть динамичным и профессиональным, вестись при тесном взаимодействии государства и общества.

4. Сформировать комиссию в рамках Общественной палаты Российской Федерации, направленную на отслеживание законопроектной работы в сфере учета молодежью своих общественных инициатив и стремлений. В данную комиссию целесообразно включать молодых людей, представителей различных общественных организаций, в т.ч. регионального уровня.

5. Обращать внимание на подготовку молодых специалистов при модернизации российского высшего юридического и экономического образования. С укреплением позиций и положительного эффекта трех уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура и аспирантура) должны учитываться настроения общества, инновационные идеи, технологические новшества. Проводить межрегиональные конференции и семинары, предметом которых выступят инициативы молодежных структур, практика их апробации, показатели доверия со стороны власти и бизнеса.

В заключение констатируем, что вопросы активного участия молодых людей в реализации своих общественных инициатив и стремлений должны выступать ключевым звеном в формировании современной молодежной правовой политики. Правовая культура, системные интересы, идеи и настроения российской молодежи способны внести несомненный вклад в укрепление основ современного правого государства и гражданского общества.

Список литературы:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. // Российская газета. — 2019. — 21 февраля.

Участие молодежи в реализации общественных инициатив: ^ Е.Б. Богатова,

некоторые вопросы развития О) А.Б. Ткаченко

2’ 2019 IS ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

2. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 50, ст. 7185.

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2014 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (в ред. от 19 июля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2018. — № 20, ст. 2817.

4. Малько, А.В. Доктринальные акты как основной инструмент правовой политики / А.В. Малько, Я.В. Гайворонская // Право. Журнал Высшей школы экономики.

— 2018. — № 1. — С. 4-25.

5. Таранцов, В.П. Политическая и правовая культура правящей элиты современной России // Философия права. — 2015. — № 1 (68). — С. 36-41.

6. Богатова, Е.В. Правовая культура: статика и динамика понимания // Философия права. — 2017. — № 4 (83). — 30-34.

7. Ламонов, Е.В. Деятельность региональных органов народного представительства (на примере общественного совета при Тамбовской областной Думе и молодежного парламента Тамбовской области) // Вестник Воронежского государственного университета Сер.: Право. — 2018. — № 2. — С. 60-72.

8. Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации:федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 183-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2016. — № 26, ч. 1, ст. 3852.

9. Об участии граждан в охране общественного порядка: федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 14, ст. 1536.

10. Безруков, А.В. Роль общественности в укреплении конституционного правопорядка в России / А.В. Безруков, И.В. Тепляшин // Российское право: образование, практика, наука. — 2018. — № 3 (105). — С. 36-40.

11. Карташов, В.Н. Юридическая практика как объект (предмет) правовой науки // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2010. — № 1 (12). — С. 13-23.

12. Агамиров, К.В. Понятие и значение юридического прогнозирования // Правовая политика и правовая жизнь. — 2018. — № 3. — С. 13-17.

13. Тепляшин, И.В. Участие российской молодежи в управлении делами государства: современное состояние и вопросы развития // Российская юстиция. — 2013.

— № 11. — С. 66-69.

А.А. Алмиева,

аспирант кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета, член Избирательной комиссии Красноярского края с правом решающего голоса

A.A. Almieva,

Graduate of Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University aero_volga@rambler. ru

Акты центральной избирательной комиссии Российской Федерации: проблема обеспечения нормативности

Аннотация: актуальность статьи состоит в том, что проблема упорядочения правовых актов избирательных комиссий с точки зрения их нормативного содержания до настоящего времени не разрешена, что значительно затрудняет их использование в правоприменительной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.