Сельское хозяйство
Правильная ссылка на статью:
Тепляшин И.В., Богатова Е.В. — Правовые инновации в агропромышленном комплексе России: направления реализации // Сельское хозяйство. - 2019. - № 3. - С. 1 - 6. DOI: 10.7256/2453-8809.2019.3.32478 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=32478
Правовые инновации в агропромышленном комплексе России: направления реализации
Тепляиын 1/Ъан Владимирович
кандидат юридических наук
доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического института,
Красноярский государственный аграрный университет
660049, Россия, г. Красноярск, пр. М/1ра, 90 И [email protected]
Богатова Евгения Владимировна
старшей преподаватель, кафедра теории и истории государства и права юридического инстшуга,
Красноярский государственный аграрный университет
660049, Россия, г. Красноярск, пр. М/1ра, 90 И [email protected]
Статья из рубрики "Агропромышленный комплекс"
DOI:
10.7256/2453-8809.2019.3.32478
Дата направления статьи в редакцию:
26-03-2020
Аннотация.
В статье рассматриваются правовые основы инноваций в аграрном секторе современной России, дается авторское определение аграрной правовой политики, устанавливающее статические характеристики данного вида политики и динамическое содержание деятельности государства в аграрной сфере. Авторы статьи предлагают установить ключевые параметры правовой инновации как определенной системы правовых средств и законодательных решений, призванных усилить правовое регулирование в социально-экономической, политической, управленческой и иных сферах государственно-правового развития. Также подчеркивается содержание правовой инновации в агропромышленном комплексе (АПК) России, которая обусловлена научно-техническими, географическими, биологическими особенностями развития территории, изменениями сельскохозяйственного товарооборота и основана на решениях преимущественно представительных органов власти. В процессе работы над статьей авторами были
использованы формально-юридический, абстрактно-логический, историко-правовой и сравнительно-правовой методы исследования. Исходя из особенностей правового регулирования в сфере сельскохозяйственных отношений, особенностей реализации продовольственной безопасности в современной России осуществляется классификация правовых инноваций в агропромышленном секторе экономики. Приводятся обоснования развития аграрного сектора экономики с учетом технических нововведений, системных технологических преобразований и реализации интересов отечественных сельхозпроизводителей. Предложения, направленные на претворение правовых инноваций в АПК, основываются на стратегии автономного и самодостаточного развития российского агропромышленного комплекса и рынка сельского хозяйства.
Ключевые слова: правовые инновации, право, агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, сельское хозяйство, законодательство, план, стандарт, экология, аграрная политика
В российском законодательстве осуществляются общие, дополнительные, специальные, корректирующие формы деятельности, направленные гарантирование прав и интересов отечественного товаропроизводителя. Подобная работы может быть успешной только при формировании прогрессивной модели аграрной правовой политики, функциональная составляющая которой нормирована в российском законодательстве (Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч.1). Ст. 27 ). При этом под аграрной правовой политикой следует понимать систему взаимосвязанных принципов, условий, форм государственной деятельности, обусловленных состоянием природных ресурсов, производственных фондов и рынком реализации сельскохозяйственной продукции и направленной на формирование текущего устойчивого положения и перспективного развития агропромышленного комплекса России.
Для содержательного развития сельского хозяйства важно использовать правовые инновации. Под инновацией целесообразно понимать реализуемый в употреблении новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга, решение) или процесс, а также новый организационный метод в деловой, хозяйственной, производственной практике.
Как известно, правовое регулирование АП К требует постоянного развития законодательной и информационной правовой политики, анализа и учета общественных
потребностей и научно-технических новшеств [1, с- 43-44 2, с. 6-8]. в силу этого правовая инновация в АПК России это специальное правовое средство, как правило, система юридических мер и перспективных законодательных решений, направленных на укрепление и развитие позиций аграрного сектора экономики современной России с учетом современных реалий, состояния производственных фондов и развития научных исследований.
При оценке потенциала национального АП К с уверенностью можно утверждать, что по основным типам ресурсов, необходимых для сельскохозяйственной деятельности, государство в наиболее полном объеме самодостаточно. Уже сегодня успешно реализуется цель обеспечения продовольственной независимости и продовольственной безопасности России с учетом экономической и территориальной доступности продукции АПК. При этом индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2025 году должен составить 116,3% по отношению к уровню 2017 года. По результатам 2018 года указанные показатели в части развития отраслей АПК России в
целом выполнены (Распоряжение Правительства РФ от 22 июня 2019 года № 1352-р «Об утверждении национального доклада о ходе и результатах реализации в 2018 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // СЗ РФ. 2019. № 26. Ст. 3495 ).
При этом практика хозяйствования обнаружила наиболее уязвимые места в национальном секторе экономики, которые касаются экономической независимости и
суверенитета государства -с-113-114]. Это недостаточная эффективность
государственного управления в сфере АПК, отсутствие прозрачных плановых показателей востребованности сельхозпродукции на российском рынке и пр.
Обратимся к классификации инноваций в АПК современной России. По сфере реализации можно назвать правовые, экономические, административно-управленческие инновации.
К правовым новеллам, оказывающим влияние на приоритетные направления государственной аграрной политики, можно отнести следующие: введение законодательного алгоритма производственного экологического контроля [4, с- 51-521;
принятие программ промышленной безопасности на сельхозпредприятиях [5, с 8-101; использование правового упорядочивания деятельности сельхозтоваропроизводителей в формате опережающих территорий и др.
В качестве экономических новшеств можно обозначить внедрение инновационно-инвестиционного подхода к формированию государственных программ, направленных на
развитие аграрного сектора экономики [6, с- 7-81; введение и использование показателей расчета объема и индекса производства продукции сельского хозяйства и пр.
Административно-управленческие инновации связаны с системой управленческих отношений. В качестве примеров можно назвать: создание в 2018 году Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства РФ; формирование поручений Минсельхозу России по итогам обсуждения в Государственной Думе РФ отчета Правительства РФ о результатах работы в соответствующий календарный год.
Можно обратить внимание на такой критерий как содержание инноваций: это базовые и дополняющие новшества. В числе первых это, например, введение правовых основ контрсанкций в отношении европейских государств в агргопромышленном секторе, либо создание корпоративной модели тесного взаимодействия стран БРИКС и ШОС как альтернативе ВТО, которая, по мнению некоторых специалистов, достигла апогея своего
развития —с—337—8———119-1201. К вспомогательным можно отнести правовое
сопровождение разработки технологий возделывания сельскохозяйственных культур с. 1281.
Кроме того, инновации по уровню их реализации могут быть федеральными и региональными. По характеру: качественные, например, введение новых форм
производства с целью ограничения негативного воздействия на окружающую среду с. 164-1651 и количественные (бюджетные, инвестиционные, государственные субсидии). В зависимости от времени реализации: текущие и перспективные. Например, к перспективным можно отнести решение Министерства сельского хозяйства РФ по формированию плана своей работы на среднесрочную перспективу (2019-2024 годы), который закрепляет соответствующие направления, цели, задачи, нормативную основу,
силы и средства, график осуществления своей деятельности.
Правовые инновации в АПК России могут быть осуществлены в следующих сферах и направлениях общественного развития:
1. На академическом, научно-исследовательском уровне необходимо сформировать содержание аграрной правовой политики. Здесь важно понимать и использовать стратегические направления развития аграрного сектора производства через корреляционную зависимость от научного и академического исследования в этой области [11, с- 114-121]. На наш взгляд, аграрная правовая политика это деятельность государственных и негосударственных субъектов экономического сектора, направленная на повышение эффективности производства и распространения сельскохозяйственной продукции, формирования устойчивого и опережающего статуса на мировом рынке, модернизации аграрного законодательства в условиях перманентности требований продовольственной безопасности.
2. Очень важно, что бы инновационные проекты в аграрном секторе экономики соответствовали параметрам экологической безопасности. В специальной литературе подчеркивается важность и своевременность проведения комплексной экологизации законодательства с целью формирования экологического благополучия соответствующих
территорий [12, с- 115-116; 13, с. 250-2521. в связи с этим представляется необходимо разработать институт футурологического, экономико-правового прогнозирования развития сельского хозяйства с последующим обновлением экологических стандартов Г14. с. 81-821
3. Продуктивным представляется установление критериев эффективности развития сельского хозяйства. Так, в специальной литературе отмечается значимость таких показателей как производительность труда, способность осуществления объективного контроля, степень использования ресурсов. Именно эти показатели могут быть положены
в основу формирования института эффективности сельского хозяйства [15, с—88-92]. Юридической науке следует координировать механизм создания и использования рейтинга эффективности развития сельских территорий, ключевых звеньев аграрного произ в о дс тв а .
4. Ко всему в российском законодательстве имеются противоречия и неопределенности правового статуса субъектов, непосредственно являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также терминологические разночтения в данной области
с. 128-129; 17, с. 111-112]. Очень важно на законодательном уровне закрепить правовой статус данных субъектов, провести унификацию действующего законодательства. Кроме того, востребованным является принятие ФЗ «О правовом статусе сельскохозяйственных товаропроизводителей» где можно закрепить, прежде всего, их права, обязанности, гарантии.
5. Крайне важно ужесточить требования к производимой готовой продукции для российского потребителя. Так, правовой инновацией может выступить решение относительно усиления государственного контроля и разработки нового ГОСТа в отношении технологии производства продуктов питания с непосредственным использованием импортной сельскохозяйственной и биологической продукции (сырья), а также введение новых форм импортозамещения [18, с- 182-186; 19, с- 55-56"|. Известно, что некоторая продукция (например, пальмовое масло, жиры, отходы пищевой промышленности, продукты, полученные с использованием ГМО и гормонов роста)
является не только нежелательной, но и вредной для здоровья человека. В силу этого еще некоторое время назад предлагалось осуществлять научное и правовое сопровождение безопасного функционирования предприятий АПК конкретных регионов Г20. с. 2091.
6. Целесообразно разработать и принять Методику технологического и экономического обоснования перспективности и социальной востребованности научных разработок и изысканий в сфере сельского хозяйства. Конечно, сегодня принят и введен в действие на территории России «Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 «Сельское хозяйство», направленный на учет объектов сельскохозяйственной деятельности и созданной продукции с позиции реализации открытой информации относительно ее стоимости, полученной прибыли, убытках и иных финансово-экономических показателей ( Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 «Сельское хозяйство» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) // URL: http://consultant.ru (дата обращения: 14.09.2019)). В предлагаемой методике важно учесть практику реализации Международного стандарта и установить унифицированные правила разработки научных проектов относительно развития российской аграрной политики.
Предложенные идеи в области реализации правовых инноваций в аграрном секторе экономики способны модернизировать отношение государства к вопросам прав человека и гармоничного развития общества.
Библиография
1. Малько А.В., Солдаткина О.Л. Информационно-правовая политика в современном обществе: сравнительный анализ // Сравнительная политика. 2019. Т. 10. № 1. С. 42-58.
2. Трофимов В.В. Проблемы организации и проведения правотворческой политики в области инновационного развития России // Государство и право. 2017. №3 С. 5-14.
3. Adibi A., Habibi H. The Challenge of the «economic independence» and the «sovereignty of states»: a review of the problem of legitimacy of economic sanctions in the reality of the international legal order // Russian Law Journal. 2017. T. 5. № 3. P. 113-139.
4. Бринчук М.М., Саморукова О.И. Производственный экологический контроль // Экология и промышленность России. 2008. № 2. С. 50-53.
5. Махутов Н.А., Кловач Е.В., Печеркин А.С., Сидоров В.И. Взаимосвязанные научные проблемы оценки, нормирования и экспертизы рисков промышленной безопасности // Безопасность труда в промышленности. 2018. № 5. С. 7-15.
6. Тагинцев Н.Ф. Формирование инновационного механизма развития аграрной сферы регионального АПК: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Н.Ф. Тагинцев.-Орел, 2007. 24 с.
7. Голиченков А.К., Исполинов А.С., Кадышева О.В. ВТО, экология и Россия: время принимать решения // Экология. 2014. № 5. С. 332-337.
8. Власов В.А. Некоторые экономико-правовые аспекты обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях ВТО // Аграрное и земельное право. 2018. № 4 (160). С. 117-123.
9. Наумкин В.Н., Наумкина Л.А., Крюков А.Н., Хлопяников А.М., Хлопяникова Г.В. К разработке эффективных дифференцированных технологий возделывания правовых культур // Инновации в АПК, проблемы и перспективы. 2019. № 1 (21). С. 127-131.
10- Рыженков А.Я. Принцип допустимости воздействия хозяйственной и иной
деятельности на природную среду: вопросы теории и практики // Вестник Томского государственного университета. Право. 2017. № 24. С. 163-172.
11. Малько А.В., Кроткова Н.В., Навальный С.В., Нестерова Н.М., Пыжикова Н.И., Власов В.А., Григорьева М.В. Обзор материалов «круглого стола» журналов «Государство и право» и «Правовая политика и правовая жизнь» на тему «Государственная аграрно-правовая политика в современной России» // Государство и право. 2017. № 6. С 114-121.
12. Анисимов А.П. Экологически неблагополучные территории в международном, зарубежном и российском праве: сравнительно-правовой аспект // Вестник Томского государственного университета. Право. 2018. № 27. С. 109-120.
13. Миронов А.Л., Миронова Г.В. Проблемы теории стандартизации в области системной и программной инженерии // материалы XXIII международной научно-производственной конференции «Инновационные решения в аграрной науке -взгляд в будущее» (28-29 мая 2019 года): в 2 т. Т.1. п. - Майский: Издательство ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ. 2019. С. 250-252.
14. Соломаха С.И. Инновационная аграрная политика как основа устойчивого развития предприятий АПК // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 3. С. 81-85.
15. Митин А.Н., Воронина Я.В. Дискурс о проблемах экономической эффективности в сельском хозяйстве России // Аграрный вестник Урала. 2017. № 3 (157). С. 87-96.
16. Власов В.А. О противоречивости правового регулирования категории «сельскохозяйственный производитель» // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 2. С. 128-134.
17. Тепляшин И.В., Богатова Е.В. Правовая культура сельхозтоваропроизводителей в современной России // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 2. С. 110114.
18. Kheifets B.A., Chernova V.Yu. Tools for estimating the effectiveness of import-substituting modernization: case in the agriculture of Russia // European Research Studies Journal. 2018. T. 21. № 3. P. 179-191.
19. Khokhova A.P., Tatyanicheva O.E., Maslova N.A., Zuev N.P. Pokhodnya G.S., Sein O.B., Naumkina L.A. Ways of intensification of beef production in the frarmework of import substitution // International Journal of Advanced Biotechnology and Research. 2019. T. 10. № 1. P. 54-59.
20. Митин А.Н., Филимонов Е.А. Оценка использования генетически модифицированных организмов в контексте экономической и продовольственной безопасности региона // Экономика региона. 2008. № 3 (15). С. 208-221.