УДК 342.52-346.15
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ
Богатова Евгения Владимировна ст. преподаватель кафедры Теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета
Россия, город Красноярск bogatova. ev@mail. ru Тел.: 8-913-536-72-07
Аннотация: В статье рассматриваются правовые основы развития аграрной политики современной России. Приводятся обоснования развития аграрного сектора с учетом правовых инноваций, частно-государственного партнерства и лизинговой деятельности в аграрном секторе.
Ключевые слова: Аграрная политика; правовое регулирование сельского хозяйства; терминально-логистические комплексы; агролизинг; частно-государственное партнерство.
AGRICULTURAL POLICY: PROSPECTS AND DEVELOPMENT
TRENDS
Evgeniya V. Bogatova
lecturer head of the Department of Theory and history of state and law of the
Krasnoyarsk state agrarian Russia, the city of Krasnoyarsk bogatova. ev@mail. ru Phone: 8-913-536-72-07
Abstract: The article discusses the legal framework of agricultural policy development in modern Russia. Provides rationale for the development of the agricultural sector in the light of legal innovation, public-private partnerships and leasing activity in the agricultural sector.
Keywords: Agricultural policy; legal regulation of agriculture; terminal and logistics complexes; leasing; public-private partnerships.
Деятельность государства, направленная на создание благоприятных условий для деятельности агропромышленного комплекса России, должна сочетаться с финансовой поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечением населения продовольствием и безопасной сельскохозяйственной продукцией, развитием отечественной аграрной отрасли, как в экономическом, так и правовом измерении. В современных рыночных условиях перечисленные задачи остаются актуальными и закреплены в государственной аграрной политике России. Кроме этого, в рамках расширения международного сотрудничества Российской Федерации задача повышения уровня конкурентоспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей является значимой.
В свою очередь, государственная аграрная политика является многомерным понятием. На определение ее правовой природы, системы специфических признаков оказывают влияние знания об управлении, разработанные в других областях научного знания, таких как юриспруденция, экономика, теория управления, агроинженерия. С позиции юридической науки, государственная аграрная политика — это воздействие, оказываемое всеми органами государства на общественные отношения в сфере агропромышленного комплекса с целью его упорядочения и обеспечения развития, опирающееся на эффективные формы финансово-правовой поддержки со стороны государства.
Современная аграрная политика выполняет в государстве важные социально-политические функции, необходимые для поддержания жизнеспособности и конкурентоспособности государства. Так, справедливо отмечается, что любую сферу правовой политики составляют такие элементы как принципы и средства ее реализации, стратегия и тактика осуществления, задачи и функции проведения в жизни общества и государства [1]. Аграрная российская политика здесь не является исключением и требует особого научного осмысления и практической проверки. Обусловлено это тем, что аграрная политика с одной стороны тесно взаимодействует с другими видами политики такими, как экономическая, правовая, социальная, экологическая, внешнеторговая. С другой стороны она является частью экономической политики государства.
Так Е.Н. Антамошкина полагает, что «современная аграрная политика связана с разработкой и реализацией экономической стратегии и тактики эффективного развития всего агропромышленного комплекса в соответствии с требованиями объективных экономических законов» [2].
Сущность аграрной политики и основы ее правового регулирования в современной России закреплены в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ. В данном законе обозначены основные цели, принципы и меры реализации аграрной политики, ее правовое обоснование и сопровождение. Так, в соответствии с указанным законом государственная аграрная политика является составной частью государственной социально-экономической политики и направлена на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий [3].
При этом необходимо учитывать, что на процессы, происходящие в аграрной сфере, большое влияние оказывают различные факторы, которые приводят к изменениям в аграрной политике Российской Федерации. По сути, данные факторы можно классифицировать на правовые и
экономические. А от того насколько оперативно государство будет реагировать на изменения зависит результативность и эффективность развития агропромышленного комплекса.
Так к правовым факторам, оказывающим влияние на приоритетные направления государственной аграрной политики, можно отнести следующие: законодательные основы в сфере агропромышленного комплекса; приоритетные направления государственной аграрной политики и программы развития сельского хозяйства; правовое регулирование деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей; правовую регламентацию государственной поддержки аграриев; международные отношения, направленные на формирование взаимовыгодных рыночных условий в аграрном секторе экономики и другие факторы.
В качестве экономических факторов, оказывающих существенное влияние на развитие агропромышленного комплекса, могут быть названы следующие: состояние инфраструктуры сельских территорий (наличие детских дошкольных образовательных учреждений, школ, обеспечение жильем, создание рабочих мест и т.д.); специфика рынка сельскохозяйственной продукции; порядок формирования цен на сельхозпродукцию; внедрение и использование инноваций в процессе производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, и другие факторы.
Спецификой правовых и экономических факторов в аграрном секторе экономики является их прямая взаимозависимость. Так изменения, происходящие в политико-правовой плоскости, влекут за собой изменения в социально-экономической сфере, и наоборот.
Кроме этого в рамках реализации аграрной политики государства решается ряд вопросов связанных с продовольственным обеспечением, продовольственной безопасностью, развитием аграрного сектора
экономики. На сегодняшний день проблема продовольственного обеспечения в Российской Федерации не только является актуальной, но и приобретает серьезное политическое значение [4]. Кроме этого, для России в условиях введения «санкций» со стороны ряда государств, существенное значение приобретает стратегия устойчивого развития приоритетных отраслей российской экономики, в том числе и аграрного сектора.
Говоря о стратегии устойчивого развития аграрного сектора экономики, в том числе и аграрной политики, можно согласиться с мнением В.С. Карижского, который полагает, что данная стратегия «должна исходить из реалий нынешней политической, экономической и социальной ситуации в России, опираться на имеющийся научно -технический потенциал, действующую законодательную базу и ставить задачи с учетом их приоритета в рамках развития экономической инфраструктуры государства и требований отечественного рынка» [5].
В сою очередь, выступая перед Государственной Думой РФ 22 апреля 2014 года с отчетом о работе Правительства РФ за 2013 год, Председатель Правительства РФ предложил создавать сбалансированное сельское хозяйство, в котором есть место и крупным хозяйствам и фермерам. При этом крупные хозяйства в ряде случаев являются основой производства, а мировые процессы выявили наиболее уязвимые места в нашей экономике [6]. К числу которых относятся: недостаточная диверсификация экономики, низкая инвестиционная привлекательность, неважное качество институтов развития и государственного управления.
Если оценивать потенциал АПК России, то по основным видам ресурсов, необходимых для сельскохозяйственной деятельности наша страна практически в полном объеме самодостаточна.
Также 4 декабря 2014 года Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ обратил внимание на положительные тенденции развития сельского хозяйства. А именно, по итогам 2014 года
рост производства по АПК составил 6%, появились эффективные аграрные предприятия и фермерские хозяйства [7]. Но, не смотря на положительные изменения в аграрном секторе экономики, тем не менее, на сегодняшний день наиболее острой проблемой реализации аграрной политики является низкая инвестиционная привлекательность, как самого сельскохозяйственного производства, так и сельских территорий.
При этом содержание и смысл взаимоотношений аграрного производителя и государства определяется не только объемом материальных благ, но и уровнем благосостояния граждан. Поэтому необходимы законодательные и административные меры, которые бы гарантировали эффективность использования аграрного сектора.
В качестве перспективных направлений развития аграрной политики и аграрного сектора экономики можно выделить следующие: стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к внедрению и использованию инноваций; формирование модели частно-государственного партнерства в АПК (как в правовом ключе, так и в экономическом); формирование терминально-логистических комплексов; развитие лизинговых операций в агропромышленном комплексе; усиление конкурентных позиций на внутреннем и внешнем рынках сельхозпродукции, в том числе укрепление и развитие международных торговых отношений.
На наш взгляд, одним из актуальных вопросов развития аграрной политики остается внедрение и использование в деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей научных разработок, пока уровень их использования низкий. Это, как правило, обусловлено отсутствием технико-экономического обоснования мероприятий, направленных на повышение эффективности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, что не позволяет говорить об ожидаемом экономическом эффекте в исследуемой сфере. Применение в
АПК современных научных изысканий позволит повысить привлекательность сельского хозяйства, как для инвесторов, так и для притока рабочей силы. Здесь важно использовать правовые инновации в развитии аграрной политики в современной России. Так, в специальной литературе подчеркивается, что правовая инновация это «новое правовое средство, подход, алгоритм в механизме реализации интересов, стремлений участников правоотношений, направленных на получение социальных благ и ценностей» [8]. Следует использовать данный научный опыт в укреплении позиций аграрного сектора экономики современной России.
На развитие российского АПК существенное значение также может оказать модернизация имеющихся, создание и развитие новых терминально-логистических комплексов, предназначенных для перевозки и хранения сельскохозяйственной продукции, оборудованных в соответствии с современными требованиями. А для этого необходима государственная поддержка не только в виде финансовых вливаний, но и законодательное закрепление таких комплексов.
Так, Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ можно дополнить соответствующей статьей, закрепляющей цели и задачи создания терминально-логистических комплексов, принципы их взаимодействия с сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию организациями. Кроме того, нужно разработать Порядок предоставления субсидий из бюджета для формирования терминально-логистических комплексов и государственную Программу создания и развития терминально-логистических комплексов в АПК. Предлагаемые документы должны стать конкретизацией предложенного дополнения к Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ.
В аграрном секторе экономики использование лизинга может оказать
существенное влияние на материально-техническое обеспечение и производственные процессы сельскохозяйственных товаропроизводителей. А в современных рыночных условиях для российских сельскохозяйственных товаропроизводителей лизинг может служить источником приращения производственных фондов. Более того, при формировании терминально-логистических комплексов в сельском хозяйстве в качестве одного из инструментов может использоваться лизинг.
Однако лизинговая деятельность в аграрной сфере на сегодняшний день не имеет широкого применения. Причиной этого является слабая правовая регламентация и регулирование лизинговой деятельности в АПК. В связи с чем у субъектов лизинговых операций возникают противоречия в трактовании и понимании норм законодательства о финансовой аренде (лизинге). Отсутствие единого подхода к разрешению споров относительно лизинговой деятельности Арбитражными судами снижает привлекательность лизинга [9].
Формированию привлекательности лизинговой деятельности может служить разработка и реализация в соответствии с Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ государственной Программы лизинга в агропромышленном комплексе [10]. В предлагаемой программе целесообразно отразить следующее: цели и задачи программы, направления ее реализации, принципы государственного участия в лизинговой деятельности АПК, определить объем прав субъектов по договору лизинга.
Государственно-частное партнерство является инновационным способом сотрудничества государства и частного бизнеса на взаимовыгодных условиях. Такой способ сотрудничества в настоящее время получает широкое распространение в России и реализуется путем заключения концессионных соглашений, создания кластеров и особых экономических зон, осуществления деятельности Инвестиционного фонда
России и трактуется как государственно-частное партнерство.
Исходя из специфики и исторически сложившейся дотационности аграрного сектора экономики развитие государственно-частного партнерства в аграрной сфере может способствовать приливу инвестиций в АПК как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Необходимо отметить, что при всем многообразии нормативных актов в сфере государственно-частного партнерства, на сегодняшний день в России отсутствует федеральный закон, закрепляющий основные понятия, порядок формирования и функционирования института государственно-частного партнерства.
Однако, проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в РФ», разработанный Министерством экономического развития РФ, принят 26 апреля 2013года Государственной Думой РФ в первом чтении. Целью указанного законопроекта является «создание правовых условий для привлечения инвестиций на основе государственно-частного партнерства в экономику РФ, а также повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых населению услуг» [11].
Таким образом, для развития государственно-частного партнерства в агропромышленном комплексе необходимо окончательно принять федеральный закон «Об основах государственно-частного партнерства в РФ», а на стадии принятия законопроекта во втором чтении целесообразно внести в него дополнения, отражающие основные цели, задачи и направления развития аграрной политики России в современных рыночных условиях. Например, ч. 1 ст. 1 указанного законопроекта дополнить следующей фразой «а также обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием».
Решением обозначенных проблем может служить Методика осуществления технико-экономического обоснования и оценки
экономической эффективности научных разработок и изысканий в сфере сельского хозяйства. В данной методике на федеральном уровне можно закрепить основные (обобщенные) показатели и критерии оценки научных разработок и изысканий, единые подходы к обоснованию научных проектов и методы расчета экономических и правовых показателей развития аграрной политики современной России. На региональном уровне критерии и показатели оценки научных разработок целесообразно дополнить с учетом особенностей субъектов РФ.
Список литературы:
1. Романова В.В. Энергетическая безопасность: национальное законодательство и международно-правовое регулирование // Российская юстиция. - 2014. - № 2. - С. 15-18.
2. Антамошкина Е.Н. Специфика и приоритеты современной аграрной политики России // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/01/19521 (дата обращения: 26.05.2015)
3. . Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ // СЗ РФ. - 2007. - № 1 (ч.1). - Ст. 27.
4. См.: Власов В.А. Некоторые актуальные вопросы продовольственного обеспечения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в условиях действия «продовольственных санкций» // Аграрное и земельное право. 2015. - № 3. - С. 9-16.
5. Карижский В.С. Стратегии устойчивого развития предприятий АПК // Проблемы современной аграрной науки: мат-лы междунар. заоч. науч. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2012. - С. 184-
6. Отчет Председателя РФ Д.А. Медведева о проделанной в 2013 году работе Правительства РФ // Рос. газета. - 2014. - 23 апр.
7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 04.12.2014 // Рос. газета. - 2014. - 5 дек.
8. Тепляшин И.В. Правовая инноватика: контуры исследования // Российский юридический журнал. 2012. - №2 (83). С 9-19.
9. См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга» от 14 марта 2014 года № 17 URL: http://arbitr.ru (дата обращения 20.05.2015).
10. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. - 1998. - № 44. - Ст. 5394.
11.Проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах РФ и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подготовлен Министерства экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения 27.05.2015).