Научная статья на тему 'Тенденции формирования современной агропродовольственной политики России'

Тенденции формирования современной агропродовольственной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухаметгалиев Фарит Нургалиевич, Ситдикова Ландыш Фаритовна, Мухаметгалиева Фарида Фаритовна, Садриева Эльвира Ринатовна, Авхадиев Фаяз Нурисламович

В статье обоснована необходимость мер государственного регулирования развития агропромышленного комплекса России в современных социально-экономических и политических условиях. Приведены результаты анализа уровня развития сельскохозяйственного производства и бюджетного финансирования аграрного сектора экономики в условиях импортозамещения, определены приоритетные направления агропродовольственной политики государства и предложены основные направления ее совершенствования на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мухаметгалиев Фарит Нургалиевич, Ситдикова Ландыш Фаритовна, Мухаметгалиева Фарида Фаритовна, Садриева Эльвира Ринатовна, Авхадиев Фаяз Нурисламович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции формирования современной агропродовольственной политики России»

Ф.Н. Мухаметгалиев, Л. Ф. Ситдикова, Ф. Ф. Мухаметгалиева, Э.Р. Садриева, Ф.Н. Авхадиев

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

В статье обоснована необходимость мер государственного регулирования развития агропромышленного комплекса России в современных социально-экономических и политических условиях. Приведены результаты анализа уровня развития сельскохозяйственного производства и бюджетного финансирования аграрного сектора экономики в условиях импортозамещения, определены приоритетные направления агропродовольственной политики государства и предложены основные направления ее совершенствования на федеральном и региональном уровнях.

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия РФ на 2013-2020 годы [1] (далее - Госпрограмма) продовольственное обеспечение относится к приоритетам высшего уровня достижения устойчивого развития сельского хозяйства. Поскольку развитие аграрного сектора экономики в значительной степени зависит от природно-климатических условий, естественно-биологических факторов и конъюнктуры рынка, выполнение поставленных перед сельским хозяйством социально-экономических задач без содействия государства не представляется возможным. Сельское хозяйство не в состоянии обеспечить инновационное развитие только за счет собственных средств. Инвестиционно-инновационная направленность современного сельского хозяйства предполагает комплексное взаимодействие целого ряда макроэкономических факторов формирования агропродовольственной политики государства [2-3]. Основным механизмом реализации приоритетов агропродовольст-венной политики являются финансовые вливания государства. В связи с этим определение основных приоритетов государственного регулирования в аграрной сфере экономики является одной из проблем, требующих первоочередного решения.

Результаты анализа. Сельское хозяйство России является системообразующей отраслью экономики, от современного состояния и перспектив развития которой зависит развитие других отраслей. По результатам деятельности сельхозтоваропроизводителей в 2017 г., сельское хозяйство вошло в состав лидирующих секторов экономики. Темпы прироста объемов сельскохозяйственной продукции составили 2,4%. Такой результат стал следствием увеличения валовых сборов сельскохозяйственных культур и валового производства продукции животноводства. В 2017 г. валовой сбор зерна составил 135,4 млн. т. Совершенствование структуры производства зерна позволило собрать 85,8 млн. т пшеницы, достигнуть рекордного уровня валового сбора кукурузы на зерно - 13,5 млн. т, сои - 3,6 млн. т, риса - 1,12 млн. т. Наряду с зерновыми собрано 9,6 млн. т маслосемян подсолнечника, сахарные заводы получили на переработку 48,2 млн. т сахарной свеклы. По стране в целом собрано 29,6 млн. т картофеля, производство овощей достигло рекордного уровня - 16,3 млн. т.

Положительные результаты достигнуты также в животноводстве. Мясо скота и птицы (в живой массе) произведено в объеме 14,6 млн. т, что на 656 тыс. т (4,7%) превышает показатели 2016 г. Производство молока составило 31,1 млн. т, превысив уровень за предыдущий год на 1,2%. Рост общего объема производства сельскохозяйственной продукции достигнут за счет сельскохозяйственных организаций на 4,4% и за счет крестьянских (фермерских) хозяйств - на 2,8%. В то же время наблюдается снижение доли личных подсобных хозяйств населения и уменьшение объема производства в данном секторе на 2,9% [4].

Анализ вышеприведенных данных показывает, что в развитии сельского хозяйства за последние годы наблюдается позитивная тенденция. Отрасль существенно усилила свои позиции в экспорте продукции, объем которого составил в 2017 г. 20,7 млрд. долл. В результате успехов в импортозамещении объем импорта продовольственных товаров снизился с 43,3 млрд. долл. в 2013 г. до 25 млрд. долл. в 2017 г. [5].

В то же время необходимо отметить ключевые тенденции, сдерживавшие поступательное развитие сельского хозяйства. Одной из них является снижение эффективности инвестиций, направляемых в сельское хозяйство в рамках реализации государственных программ 2009-2012 гг. [6]. На этом фоне проявляется и другая негативная тенденция - нехватка денежных средств на организацию текущей деятельности сельхозтоваропроизводителей вследствие сложившегося соотношения цен на сельскохозяйственную продукцию и на промышленные товары. В 2017 г. цены на промышленные товары возросли на 7,6%, а на сельскохозяйственную продукцию снизились на 2,3%. Это соотношение усугубляется тем, что объемы кредитных ресурсов для сельского хозяйства недостаточны и остаются на одном уровне. Недоступность для сельхозтоваропроизводителей долгосрочных кредитов и очень высокие проценты за краткосрочные не позволяют им планировать деятельность на длительный период. Такая ситуация приводит к снижению активности аграрного бизнеса и сокращению доходов сельского населения, что способствует ослаблению кадрового потенциала аграрной отрасли экономики. В целом негативные тенденции в условиях объявленных России санкций западными странами и ответные меры по ограничению поставок сельскохозяйственной продукции за рубеж не позволили отечественным товаропроизводителям воспользоваться эффектом импортозамещения.

В 2017 г. в соответствии с бюджетом на реализацию Госпрограммы в соответствии с паспортом для исполнения мероприятий (Постановление Правительства РФ от 21.01.2017 г. № 48) было запланировано 300 млрд. руб. Расходы были предусмотрены в размере 215,8 млрд. руб., или на 84,2 млрд. руб. меньше. В процессе дальнейших уточнений статей бюджета выделение средств на развитие АПК уменьшилось до 210 млрд. руб., или на 9,7%. Таким образом, отклонение от начально предусмотренных финансовых средств составило 90 млрд. руб. (или на 30% меньше предусмотренных) [7].

Характерно, что финансирование резко сокращено по основным ключевым направлениям. Одним из них является сокращение на 11,3 млрд. руб. основной формы стимулирования развития растениеводства - бюджетных ассигнований на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителей. На эти цели в 2016 г. было выделено 23,2 млрд. руб., т.е. поддержка растениеводства уменьшена практически в 2 раза. Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам уменьшены на 14,2 млрд. руб., что ограничивает доступность кредитов и сдерживает активность производственной деятельности сельскохозяйственных организаций. Существенно (на 6,5 млрд. руб.) сокращена бюджетная поддержка на возмещение затрат по приобретению элитных семян и развитию племенного животноводства. Министерство сельского хозяйства РФ в 2016 г. внесло коррективы и подготовило новую редакцию Госпрограммы, согласно которой минимально необходимый объем расходов на развитие сельского хозяйства на 2017-2019 гг. был оценен в 1,012 трлн. руб., но дальнейшие изменения сократили эту сумму в 1,7 раза [8].

В условиях импортозамещения продовольственных товаров сельскохозяйственное производство должно развиваться быстрыми темпами. Достигнутый рост производства сельскохозяйственной продукции в результате реализации политики импор-тозамещения способствовал сокращению импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции и увеличению объема экспорта продовольствия по

таким традиционным позициям, как зерновые (пшеница, ячмень), подсолнечное и рапсовое масла, а также по перспективным товарам - свинина и мясо птицы.

В условиях экономических санкций рассчитывать на иностранные инвестиции не приходится, вместе с тем развивать инвестиционную деятельность за счет банковских кредитов из-за высоких процентных ставок сельхозтоваропроизводители не могут.

Недостаточные финансовые поступления в аграрный сектор не создают предпосылок для устойчивого роста сельскохозяйственного производства. Так, выполнение объемов финансирования развития АПК в соответствии с Паспортом государственной программы предусматривало финансирование подпрограмм в 2016 г. в размере 258 млрд. руб., в 2017 г. - 300 млрд. руб., в 2018 г. - 324 млрд. руб., в 2019 г. - 338 млрд. руб. Фактически же финансирование составило в 2016 г. -237 млрд. руб. (91% плана), в 2017 г. - 210 млрд. руб. (70%). Представленные Минфином России данные для бюджета сокращены до 198 млрд. руб. в 2018 г. (61%) и 194 млрд. руб. в 2019 г. (57,5%) [7].

Весьма острой остается проблема инвестиций в агропромышленный комплекс. Из предусмотренных 11,5 млрд. руб. государство оплачивает лишь 20% проектной стоимости строительства новых объектов сельскохозяйственного производства. Финансирования требуют 133 инвестиционных проекта: 95 молочно-товарных комплексов стоимостью 30 млрд. руб., 16 центров по селекционной работе - 5,5 млрд. руб., 7 тепличных хозяйств - 4,1 млрд. руб., 15 овощехранилищ - 1,4 млрд. руб., всего 41 млрд. руб. По расчетам Министерства сельского хозяйства РФ, необходимость увеличения объема финансирования на 2017 г. составляла 50,8 млрд. руб.: для направления на гранты крестьянским (фермерским) хозяйствам, субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, увеличение льготного кредитования и расширение подпрограммы мелиорации, а также на развитие финансово-кредитной системы АПК - докапитализацию ПАО «Россельхозбанк» (в 2017 г. на нее было направлено 5 млрд. руб.) и ПАО «Росагролизинг» (с 2016 г. не осуществлялось финансирования). Последствиями снижения финансирования программы развития АПК до 210 млрд. руб. в перспективе могут стать, прежде всего, сокращение поголовья коров молочного направления на 460 тыс. голов, мясного направления -на 200 тыс. голов и вследствие этого - недополучение 2,76 млрд. т молока и 90 тыс. т мяса в живом весе и недопроизводство другой сельскохозяйственной продукции [9].

В конечном итоге такое положение сдерживает проведение политики импорто-замещения продовольственных товаров, приводит к снижению экспортного потенциала продукции сельского хозяйства. Последствиями становятся рост импорта продукции молочного и мясного скотоводства, свежих овощей, а также потеря ниши на мировом продовольственном рынке мяса птицы и свинины.

Сокращение финансирования агропромышленного комплекса непосредственно отражается на курсе импортозамещения в агропродовольственном сегменте рынка. В декабре 2014 г. после объявления экономических санкций в отношении России правительство РФ приняло решение об увеличении объема бюджетного финансирования на реализацию программ развития АПК до 2020 г. на 688,4 млрд. руб., тем самым увеличив общую сумму финансирования программ до 2,1 трлн. руб. Курс на устойчивое развитие сельского хозяйства и на импортозамещение предполагает, что расходы на развитие сельского хозяйства должны быть одной из основных защищенных статей расходов в федеральном бюджете. По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), к 2030 г. мировой объем производства агропромышленного комплекса возрастет в 1,5 раза, превысив 9 трлн. долл. Для российских сельхозтоваропроизводителей появляется достаточно существенная возможность увеличить свою нишу на мировом продовольственном

рынке. В связи с этим в приоритетном проекте «Экспорт продукции АПК», разработанном Министерством сельского хозяйства РФ, ставится задача увеличить объем экспорта продукции АПК на 26,7% к концу 2020 г. [10].

В настоящее время агропромышленный комплекс функционирует в условиях быстроменяющейся макроэкономической ситуации. В качестве положительных тенденций можно рассматривать эффективную политику федеральных органов власти в сфере регулирования таможенных пошлин; защиту отечественного рынка продовольствия; обеспечение роста объемов производства продукции промышленности и других отраслей экономики; стимулирование инвестиционных вложений в реальный сектор экономики, в том числе в крупные сельскохозяйственные организации, перерабатывающую и пищевую отрасли промышленности; реализацию социальных программ, направленных на улучшение условий жизнедеятельности сельского населения и др. [11-12]. Вместе с тем на аграрном секторе отрицательно сказываются макроэкономические тенденции, связанные с ухудшением бюджетной ситуации, дефицитом федерального и регионального бюджетов, сокращением бюджетного финансирования Госпрограммы развития сельского хозяйства; ростом инфляции, слабой конвертируемостью рубля, приводящим к необоснованному росту затрат на приобретение и обслуживание импортного оборудования и технологий, повышению себестоимости продукции сельского хозяйства; со снижением уровня обеспеченности сельских товаропроизводителей краткосрочными и инвестиционными кредитными ресурсами; с низким уровнем таких основных экономических параметров сельхозтоваропроизводителей, как доходность, производительность и оплата труда и др.

Выводы. Результаты анализа тенденций формирования современной агропродо-вольственной политики государства позволяют сделать следующие выводы. Сельское хозяйство в России является системообразующей отраслью экономики, от современного состояния и перспектив развития которой зависит развитие других отраслей. В последние годы сельское хозяйство стало одним из лидирующих секторов экономики, заметно усилив свои позиции в экспорте продукции. В то же время необходимо отметить противоречивые ключевые тенденции, сдерживающие поступательное развитие сельского хозяйства. К ним относятся: снижение экономического эффекта инвестиций в сельское хозяйство в рамках реализации государственных программ; нехватка денежных средств на организацию текущей деятельности сельхозтоваропроизводителей; сокращение инвестиционной деятельности вследствие прекращения иностранных инвестиций и недоступности для сельскохозяйственных организаций банковских кредитов из-за непомерных процентных ставок.

С учетом сложившихся тенденций и условий функционирования субъектов аграрного бизнеса агропродовольственная политика государства должна быть направлена на создание условий и финансовое обеспечение ускоренного развития агропромышленного комплекса на основе поддержки сельхозтоваропроизводителей. Требуются выявление и реализация внутренних резервов субъектов аграрного бизнеса; обеспечение экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики; выравнивание уровня доходов и качества жизни сельских тружеников и работников других отраслей экономики; формирование эффективно функционирующего агропродовольственного рынка; защита интересов отечественных сельхозтоваропроизводителей во внешнеэкономической деятельности; научное и кадровое обеспечение агропромышленного комплекса; разработка и внедрение новых мотивационных механизмов повышения производительности, качества и оплаты труда в сельском хозяйстве.

Реализация указанных направлений может способствовать улучшению продовольственного обеспечения населения собственными качественными и доступны-

ми по цене продовольственными продуктами, реализации политики импортозаме-щения, продовольственной независимости и безопасности страны. Формирование и развитие конкурентоспособного агропродовольственного комплекса невозможно без усиления государственного регулирования и поддержки. Анализ сложившейся ситуации и наметившихся тенденций развития сельского хозяйства дает основание говорить о необходимости корректировки агропродовольственной политики России путем создания высокоэффективных механизмов государственного регулирования экономики, способствующих повышению эффективности и конкурентоспособности аграрного производства.

Литература

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия РФ на 2013-2020 годы. М.: МСХРФ, 2012. 128 с.

2. Мухаметгалиев Ф.Н. Формирование и функционирование экономического механизма хозяйствования в организациях аграрной сферы: дисс. д-ра экон. наук. Саратов: Изд-во Саратовского государственного аграрного университета, 2002. 348 с.

3. Гайнутдинов И.Г., Файзрахманов Д.И., Ситдикова Л.Ф. Развитие социальной инфраструктуры села и его влияние на экономические показатели аграрного производства //Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2017. № 3. С. 46-51.

4. Мухаметгалиев Ф.Н., Файзрахманов Д.И., Гайнутдинов И.Г., Ситдикова Л.Ф. Социальная инфраструктура села и эффективность аграрного производства. Казань: Изд-во Казанского государственного аграрного университета, 2016. 180 с.

5. Кириллова О.В., Мухаметгалиев Ф.Н., Ситдикова Л.Ф., Файзрахманов Д.И. Формы и механизмы поддержки устойчивого развития сельского хозяйства в условиях ВТО. Казань: Изд-во Казанского государственного аграрного университета, 2017. 312 с.

6. Кириллова О.В., Ситдикова Л.Ф., Файзрахманов Д.И. Основные направления поддержки АПК России в условиях ВТО //Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2017. № 4. С. 28-30.

7. Мухаметгалиева Ф.Ф., Мухаметгалиев Ф.Н., Ситдикова Л.Ф. Финансовое обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства // Вестник Самарского государственного экономического университе-та.2017. № 3. С. 71-76.

8. Ситдикова Л.Ф., Мухаметгалиев Ф.Н., Файзрахманов Д.И. Стратегические задачи развития сельского хозяйства Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2017. № 1. С. 45-50.

9. Ситдикова Л.Ф., Мухаметгалиев Ф.Н., Мухаметгалиева Ф.Ф. Методологические подходы оценки взаимосвязи аграрного производства и социальной инфраструктуры села // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 8. С. 87-92.

10. Мухаметгалиев Ф.Н., Файзрахманов Д.И. Проблемы адаптации сельскохозяйственных организаций Республики Татарстан к условиям ВТО // Зерновое хозяйство России. 2014. № 2. С. 64-67.

11. Мухаметгалиев Ф.Н. Проблемы сущности и структуры экономического механизма хозяйствования в АПК// Экономика и финансы. 2004. № 6. С. 24.

12. Кириллова О.В., Файзрахманов Д.И., Ситдикова Л.Ф. Особенности государственной поддержки аграрного сектора экономики России и ее роль в поддержке продовольственной безопасности страны // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2017. № 2. С. 49-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.