Научная статья на тему 'Модернизация - основа инновационного развития аграрного сектора экономики'

Модернизация - основа инновационного развития аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / АГАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Н. Н., Князькина Е. О.

Необходимость обеспечения продовольственной безопасности России требует ускоренного развития аграрного сектора экономики, которое невозможно без технической и технологической модернизации, перехода к качественно новому инновационному типу развития. В статье рассмотрены факторы, препятствующие инновационному развитию агропромышленного комплекса (АПК), проанализирован инвестиционный потенциал аграрного сектора экономики и предложены основные направления инновационной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация - основа инновационного развития аграрного сектора экономики»

УДК 338.434: 001.895

МОДЕРНИЗАЦИЯ - ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Н. Н. СЕМЕНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, докторант кафедры экономической теории E-mail: nnsemenova@mail. ru

Е. О. КНЯЗЬКИНА,

студентка экономического факультета E-mail: KatyaKnyazkina@gmail. com Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

Необходимость обеспечения продовольственной безопасности России требует ускоренного развития аграрного сектора экономики, которое невозможно без технической и технологической модернизации, перехода к качественно новому инновационному типу развития. В статье рассмотрены факторы, препятствующие инновационному развитию агропромышленного комплекса (АПК), проанализирован инвестиционный потенциал аграрного сектора экономики и предложены основные направления инновационной политики государства.

Ключевые слова: модернизация, инновационное развитие, инвестиции в основной капитал, агарный сектор экономики.

В настоящее время приоритетным направлением развития России является модернизация экономики, заключающаяся в переходе к новому типу экономического развития, основным фактором которого выступают инновации. Мировой экономический, финансовый и продовольственный кризисы 2008-2010 гг., а также сильная зависимость российской экономики от импорта мясо-молочной продукции требуют повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики и перехода на инновационный тип развития.

Однако существует ряд факторов, сдерживающих инновационное развитие аграрного сектора экономики:

^ несоответствие материально-технической базы отечественного сельского хозяйства новым экономическим и производственным требованиям. Во многих субъектах Российской Федерации отсутствуют условия для осуществления инвестиционных процессов. Спад производства в связи с неблагоприятными климатическими явлениями (засухой, сильными морозами), слабая поддержка со стороны государства и высокая стоимость нововведений не позволяют активно развивать инновационную деятельность. По масштабам финансирования науки Россия «откатилась» на уровень стран со средним по абсолютной величине расходов и даже малым по доле в ВВП научным потенциалом;

> невосприимчивость большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей к отечественным и зарубежным научно-техническим достижениям при высоком уровне импорта сельскохозяйственных машин, оборудования, средств защиты растений и др.;

> инновационные процессы протекают в условиях сохраняющихся высоких политических

и экономических рисков. В результате многие предприятия АПК не имеют возможности воспользоваться традиционными источниками финансирования (банковский кредит, заимствования на рынках капиталов и др.). Кроме того, в условиях ограниченного бюджетного финансирования целесообразным для сельскохозяйственных товаропроизводителей становится реализация схем финансирования, предусматривающих разделение рисков между участниками инновационного процесса, а также применение механизмов защиты от этих рисков; ^ структурная неорганизованность инновационного процесса. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует эффективная система передачи инноваций в производство, поскольку взаимодействие между новаторами, органами государственной власти и инвесторами очень затруднено;

> инновации носят ограниченный характер и, как правило, доступны лишь незначительной части крупных и экономически крепких хозяйств. В сложившихся условиях необходима активизация инновационно-инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве, чему в большей мере будет способствовать реализация мер инновационной политики государства в агропромышленном комплексе. Важнейшей целью государственной инновационной политики в АПК является создание на всех его уровнях условий для эффективной инновационной деятельности.

Комплекс мероприятий по реализации государственной инновационной политики в АПК в значительной мере определяется преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности с учетом особенностей сельскохозяйственного производства.

Прежде всего особое внимание необходимо уделять формированию законодательных и нормативно-правовых механизмов, которые будут способствовать притоку инноваций в АПК. Необходимо разработать федеральные и региональным законы и иные нормативно-правовые документы, в которых должны быть определены отношение государства к развитию инновационных процессов в аграрном секторе, направления и меры государственной поддержки, а также создать благоприятные условия для инвестирования средств в инновационную деятельность.

Основные цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики России

отражены в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [1].

Обеспечение экономической безопасности государства представляет собой реагирование на вызовы в целях предупреждения и недопущения их перерастания в угрозы. В настоящее время человечество сталкивается с такими вызовами, как изменение климата, старение населения, продовольственная безопасность в глобальном масштабе, которые диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок («чистая» энергетика, геномная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве и т. д.), по многим из которых в России нет существенных заделов. Для того чтобы ответить на эти вызовы, России необходимо более глубоко интегрироваться в мировую инновационную систему.

В Стратегии социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. представлены два варианта развития - инерционный и инновационный [5].

Инерционный вариант предусматривает сохранение действующих экономических механизмов, размеров государственной поддержки, а также инвестиционных возможностей и соответственно темпов прироста валовой продукции сельского хозяйства.

При инновационном варианте ускоренное социально-экономическое развитие будет осуществляться в значительной мере за счет использования возможностей модернизации действующего производства и ускорения перехода к реализации инновационных разработок.

Различия между двумя вариантами сценария заключаются:

• в объеме и направлении инвестиций на уровне государственной поддержки аграрного сектора;

• в доле продукции, производимой по ресурсосберегающим технологиям или с использованием инновационных технологий;

• по уровню экономики и конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке;

• в доле сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поставляемой на экспорт;

• в степени реализации задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;

• по уровню социального положения сельского населения и развития сельских территорий.

Следует констатировать, что технический потенциал сельского хозяйства РФ физически и морально устарел. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в их общем объеме по народному хозяйству снизилась за 1990-2010 гг. в текущих ценах с 15,9 до 3 % (табл. 1). Это при условии, что износ основных видов сельскохозяйственной техники составляет свыше 70 %.

Произошли существенные изменения в структуре источников финансирования капиталовложений. Если в 2000 г. государственные инвестиции в основной капитал, направленные на развитие сельского хозяйства, составляли 8,5 %, а собственные - 67,1 %, то в 2010 г. - 2,3 и 49,3 % соответственно (табл. 2).

Главная причина изменения в структуре источников финансирования АПК - резкая смена политики государственного финансирования по всем направлениям, предопределенная радикальными преобразованиями в экономике.

Из-за отсутствия бюджетной поддержки материально-техническая база сельского хозяйства пришла в упадок. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами уменьшилась по сравнению с 1990 г. почти в 3 раза (табл. 3). Нагрузка пашни на 1 трактор возросла за 1990-2010 гг. с 95 до 236 га, посевов на 1 зерноуборочный комбайн - с 152 до 327 га, что в 4-5 раз превышает аналогичные показатели США и Англии.

Инвестиции в основной кап]

Состояние большей части машинного парка является главным сдерживающим фактором технологической модернизации отрасли. Необходимо заменить почти весь парк тракторов и сельхозмашин, так как 80 % его находится за пределами срока амортизации - ежегодно требуется 40-45 тыс. новых тракторов.

Среди сельскохозяйственных товаропроизводителей лишь небольшой удельный вес занимают хозяйства, производство которых основано на инновациях и относится к пятому технологическому укладу. В основном это предприятия свиноводческого, птицеводческого направления, овощеводства закрытого грунта. На другом полюсе - личные подсобные хозяйства и мелкие фермерские хозяйства, использующие в основном ручной труд, примитивные отсталые технологии, и не вышедшие еще из второго уклада. Между ними - многообразные сельскохозяйственные организации и крупные крестьянские (фермерские) хозяйства, относящиеся в основном к третьим - четвертым укладам, требующие модернизации.

В настоящее время передовые техника и технологии имеются примерно в 1,5 % крупных аграрных организациях и менее чем в 0,5 % фермерских (крестьянских) хозяйствах, использующих современную зарубежную технику и технологии, включая посевной материал. При этом они эффективно производят более 10 % всей сельскохозяйственной продукции в стране.

Таблица 1

ал сельского хозяйства в РФ

Показатель Годы

1990 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Инвестиции в основной капитал в фактически действовавших ценах, млрд руб. 39,5 31,4 62,7 79,1 139,9 211,8 235,1 196,5 201,8

В % ко всем инвестициям 15,9 2,7 2,9 2,7 3,7 4,1 3,5 3,3 3,0

Таблица 2

Структура инвестиций в основной капитал, направленных на развитие сельского хозяйства РФ, по источникам финансирования, %

Показатель Годы

2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2010 к 2000

Инвестиции в основной капитал, всего... 100 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе:

собственные средства 67,1 63,1 59,8 42,5 38,4 39,8 44,5 49,3 73,5

привлеченные средства 32,9 36,9 40,2 57,5 61,6 60,2 55,5 50,7 154,1

Из них:

бюджетные средства 8,5 8,9 4,3 3,1 2,7 3,5 3,6 2,3 27,1

в том числе из федерального бюджета 3,9 5,0 0,7 0,5 0,6 0,9 1,2 0,7 17,9

Бюджетов субъектов РФ 4,3 3,7 3,3 2,5 1,9 2,4 2,3 1,4 32,5

Таблица 3

Обеспеченность сельскохозяйственных организаций РФ тракторами и комбайнами (на конец года)

Показатель Годы

1990 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 к 1990,%

Приходится тракторов 10,6 7,4 5,9 6 5 5 5 4 4 37,7

на 1 000 га пашни, шт.

Нагрузка пашни на 95 135 169 181 187 197 210 226 236 248,4

1 трактор, га

Приходится комбай-

нов на 1 000 га посевов

(посадки), шт.:

зерноуборочных 6,6 5,1 4,2 4 4 3 3 3 3 45,5

кукурузоуборочных 12,4 8,3 4,8 5 3 2 1 1 1 8,1

картофелеу борочных 24,5 45,7 32,9 32 28 25 23 18 16 65,3

льноуборочных 21,8 32,2 20,8 22 21 21 19 18 24 110,1

свеклоуборочных 16,5 16,1 11,3 11 8 6 6 5 4 24,2

Приходится посевов

соответствующих культур на 1 комбайн, га:

зерноуборочных 152 198 236 253 270 291 317 344 327 215,1

кукурузоуборочных 80 120 211 215 339 629 846 731 817 1 021,5

картофелеу борочных 41 22 26 31 36 40 43 55 62 151,2

Необходимо отметить, что модернизация сельскохозяйственного производства и переход на инновационное развитие, энерго- и ресурсосберегающие технологии могут сопровождаться массовым высвобождением рабочей силы. В связи с этим большое внимание следует уделять диверсификации, созданию новых рабочих мест, переобучению персонала, организации альтернативных видов деятельности в сельской местности.

Для восстановления производственной и социальной инфраструктуры наряду с бюджетными средствами потребуется привлечение частных инвестиций, как российских, так и иностранных. Привлечь инвестиции необходимо за счет создания благоприятного инвестиционного климата в целом по стране, прямой бюджетной поддержки сельского хозяйства, установления льготных условий кредитования и налогообложения для компаний-инвесторов в АПК вплоть до временного освобождения от уплаты налогов на прибыль при условии осуществления крупных инвестиционных вложений в развитие села.

В современных условиях единственно возможным сценарием, который сможет обеспечить конкурентоспособность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и достижение стратегических ориентиров развития АПК до 2020 и последующие годы, является инновационный. На его реализацию и должна быть направлена аграрная политика государства.

В рамках реализации стратегии инновационного развития аграрного сектора экономики осуществляется техническая и технологическая модернизация отрасли, без которой невозможно обеспечить продовольственную безопасность страны.

Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства направлена на стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства и осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Госпрограмма).

В рамках Госпрограммы на 2008-2012 гг. на техническую и технологическую модернизацию села предусмотрено выделение средств в размере 44,1 млрд руб., в том числе на субсидирование процентов по кредитам 38,4 млрд руб. [3].

Предполагается в течение 5 лет обновить машинно-тракторный парк по тракторам на 40 %, по зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам -на 50 и 55 % соответственно (к уровню 2006 г.) при одновременном увеличении энергообеспеченности сельскохозяйственных организаций на 100 га посевных площадей со 134 до 168 л. с.

Выполнение мероприятий по технической и технологической модернизации осуществляется с привлечением средств государственной поддержки

- 25

в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам. Вместе с тем по причине снижения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей под влиянием последствий засухи темпы обновления машинно-тракторного парка в значительной мере сдержаны.

В настоящее время разработан проект государственной программы по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в которой выделена подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», предусматривающая следующие мероприятия:

• обновление парка сельскохозяйственной техники;

• энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве;

• модернизация машиноиспытательных станций;

• развитие системы сельскохозяйственного консультирования в субъектах РФ и муниципальных образованиях;

• создание и развитие деятельности инновационных центров.

Основными индикаторами реализации подпрограммы являются: объемы приобретения основных видов техники сельскохозяйственными организациями; объемы испытаний сельскохозяйственной техники и оборудования машиноиспытательными станциями; доля энергетических ресурсов, производимых сельскохозяйственными организациями с использованием возобновляемых источников энергии; количество региональных организаций сельскохозяйственного консультирования и инновационных центров; удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в сельском хозяйстве и в производстве пищевых продуктов.

Объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета за весь период ее реализации составит 121 567 195,07 тыс. руб., в том числе в 2020 г. - 18 084 800,53 тыс. руб. [4].

На взгляд авторов, инновационная политика в АПК должна быть направлена на решение следующих задач.

1. Создание привлекательного финансово-инвестиционного климата для прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство России.

Этому может способствовать государственное финансирование льгот, кредитование науки, ключевых направлений научно-технического прогресса в качестве национального приоритета в аграрной сфере. Кроме того, необходимо осуществить реализацию закона о защите интеллектуальной собственности. Реформа в патентных законах сделала бы более прозрачным механизм передачи интеллектуальной собственности от государственных учреждений в частные руки. Климат России явно потеплел бы для инвесторов, если бы государство поощряло российские компании вводить новшества. А совершенствование технических регламентов, налогового режима, принятие антимонопольных мер, упрощенная процедура лицензирования, сертификации и либерализация трудового законодательства создали бы более привлекательные условия для инноваций.

2. Использование инновационного потенциала. Для решения этой задачи необходимо создать оптимальное сочетание государственного и частного секторов в науке, наукоемких производств, создание и распространение конкурентоспособности рыночных инновационных механизмов.

3. Создание условий для приоритетного развития АПК. Необходимо осуществлять государственный протекционизм в отношении предприятий инновационной инфраструктуры, обеспечивать правовое регулирование и стимулирование сельского хозяйства, повышать роль и ответственность всех уровней власти за реализацию инновационной политики государства.

4. Развитие кадрового потенциала АПК. Необходимо решение задач по совершенствованию условий и процессов получения профессионального образования, достижению соответствия набора профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений квалификационным требованиям инновационного производства, достижению сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, а также по повышению обеспеченности организаций АПК необходимыми молодыми специалистами.

5. Регулирование государством социальной сферы. Важнейшей задачей государства является обеспечение высокого уровня жизни сельских жителей, снижение социальной напряженности. Уровень доходов населения необходимо повышать за счет сбалансированной политики государства в финансовой, промышленной и социальной сферах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, повысить эффективность сельскохозяйственного производства и обеспечить продовольственную безопасность можно только на основе функционирования высокоразвитой материально-технической базы и ее обновления, т. е. модернизации и технического переоснащения хозяйств новой машиностроительной продукцией, создания комплекса машин для механизации и автоматизации. Модернизация делает возможным переход к инновационной модели развития, компенсирует негативные последствия мирового экономического кризиса, способствует повышению конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства на основе широкомасштабного внедрения передовых технологий в сельскохозяйственном машиностроении, растениеводстве и животноводстве, перерабатывающих производствах. В этой связи модернизация и инновации выступают как факторы интенсивного экономического роста в стратегии развития АПК, а также как основа обеспечения продовольственной безопасности и продовольственной независимости государства.

Особое внимание необходимо уделить государственной поддержке инноваций, организации эффективного механизма, способного концентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях сельского хозяйства, созданию условий для внедрения инноваций в АПК и подготовке кадров для инновационной деятельности.

Список литературы

1. Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) / Минэкономразвития России. Москва, 2010.

2. Козанков А. Г. Государственное регулирование инновационного развития АПК // Аграрный вестник Урала. 2009. № 6 (60).

3. О ходе и результатах реализации в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: национальный доклад. URL: http://www. mcx. ru.

4. Проект государственной программы по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. URL: http:// www. mcx. ru/documents/document/show/16834.342. htm.

5. Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www. vniiesh. ru/documents/document_ 9509_%D0 %A1 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 % " D1 %82 %D0 %B5 %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %8F % 20 %D0 %90 %D0 %9F %D0 %9A %202020.pdf.

6. URL: http://www. gks. ru.

18 мая 2012 г. в Астрахани состоится международная научно-практическая конференция

«Эпоха МСФО в России. Деловой Каспий»

Организаторы: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, НП «Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов по Астраханской области», журнал «Международный бухгалтерский учет», ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», МЦФК «Лука», общероссийская общественная организация «Деловая Россия», ЗАО АКБ «Экспресс-Волга».

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Основные направления конференции:

• повышение инвестиционной привлекательности территорий;

• внешнеторговые отношения Прикаспийских государств;

• система бухгалтерского учета и отчетности; состояние и пути развития;

• практические вопросы применения МСФО;

• развитие аудиторской деятельности, ориентированной на требования международной практики.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: 8 (8512) 210-546, 8 (961) 813-79-64, 8 (903) 378-01-70 либо E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.