Научная статья на тему 'Семинар-конкурс по избирательному праву как способ повышения правовой культуры и электоральной активности в студенческой среде'

Семинар-конкурс по избирательному праву как способ повышения правовой культуры и электоральной активности в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тепляшин Иван Владимирович, Богатова Евгения Владимировна

Состояние демократии во многом обеспечивается формированием электорально-правовой культуры современной молодежи. Это обуславливает использование различных форм привлечения студенческого сообщества к изучению избирательного законодательства России. В данной статье предлагается в качестве одного из способов повышения правовой культуры в студенческой сфере использовать такую форму юридического образования, как семинар-конкурс, ежегодно проводимый кафедрой теории и истории государства и права юридического института Красноярского государственного аграрного университета. В статье дается описание основных функций и результатов данной формы образовательного мероприятия с точки зрения привлечения студентов высших учебных заведений к избирательно-правовой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семинар-конкурс по избирательному праву как способ повышения правовой культуры и электоральной активности в студенческой среде»

УДК 342.8

СЕМИНАР-КОНКУРС ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Тепляшин Иван Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент,

Красноярский государственный аграрный университет

Богатова Евгения Владимировна,

старший преподаватель

Красноярского государственного аграрного университета

Состояние демократии во многом обеспечивается формированием электорально-правовой культуры современной молодежи. Это обуславливает использование различных форм привлечения студенческого сообщества к изучению избирательного законодательства России. В данной статье предлагается в качестве одного из способов повышения правовой культуры в студенческой сфере использовать такую форму юридического образования, как семинар-конкурс, ежегодно проводимый кафедрой теории и истории государства и права юридического института Красноярского государственного аграрного университета. В статье дается описание основных функций и результатов данной формы образовательного мероприятия с точки зрения привлечения студентов высших учебных заведений к избирательно-правовой проблематике.

Ключевые слова: высшее юридическое образование; избирательное право; избирательная комиссия; молодежь; студенческое сообщество; демократия.

Вопросы повышения правовой культуры избирателей, особенно среди молодого поколения граждан Российской Федерации, наряду с обучением организаторов выборов, являются одними из ключевых в деятельности избирательных комиссий любого уровня. В этом отношении особую актуальность приобретает поиск новых видов образовательных мероприятий, с помощью которых в игровой форме можно было бы вовлечь студентов образовательных организаций в сферу избирательных правоотношений, заинтересовать их институтами избирательного права и показать значение выборов для развития российского государства и общества.

В качестве одной из таких форм на кафедре теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета был разработан семинар-конкурс по актуальным вопросам избирательного права и

процесса, который проводится ежегодно среди студентов высших учебных заведений города Красноярска совместно с Избирательной комиссией города Красноярска.

Общая идея данного семинара заключается в обсуждении вопросов развития избирательного права и законодательства, юридической практики в представленной сфере. При его проведении особое внимание обращается на электорально-правовую культуру общества как исходной модели избирательной системы России [8, с. 55]. При этом организаторы и модераторы данного семинара стремятся к тому, чтобы в обсуждении принимали участие не только студенты, но и практические работники, а также профессорско-преподавательский состав.

Цели данного семинара-конкурса следующие: общенаучная - выявление наиболее проблемных вопросов и путей развития изби-

рательного права в современном российском обществе; академическая - определение наиболее подготовленной команды-участницы; практическая - укрепление основ электорально-правовой культуры и развитие правовой активности молодежи.

Задачи данного семинара состоят в том, чтобы сформировать у молодежного сообщества интерес к избирательному праву, развить личностные способности и умения студентов излагать и отстаивать свою позицию, а также создать обратную связь между научным сообществом и работодателем.

Каждый семинар-конкурс имеет общую тематику. Тематика первого семинара-конкурса (9 апреля 2015 года) была обозначена как «Избирательное право в современном российском обществе»; второй семинар-конкурс (21 апреля 2016 года) - «Избирательное право глазами молодежи»; третий (20 апреля 2017 года) - «Избирательный процесс и молодежное сообщество»; четвертый (26 апреля 2018 года) - «Выборы Президента Российской Федерации - 2018 год»; пятый (25 апреля 2019 года) - «Выборы Красноярского городского Совета депутатов 2018 года».

В семинарах участвует, как правило, пять-семь команд. Каждая имеет свое название и состоит из трех-четырех студентов, представляющих различные образовательные организации города Красноярска: Красноярский государственный аграрный университет, Сибирский федеральный университет, Сибирский юридический институт МВД России, Сибирский государственный университет науки и технологии им. М.Ф. Решетнева, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.

В рамках каждого семинара формируется конкурсная комиссия (жюри). В состав жюри входят: председатель Избирательной комиссии города Красноярска (председатель жюри), секретарь и члены Избирательной комиссии города Красноярска, депутаты Красноярского городского Совета депутатов, преподаватели юридического института Красноярского государственного аграрного университета, представители органов государственной и

муниципальной власти Красноярского края, общественности. Привлекались эксперты, обладающие практическим опытом в области избирательного права.

Семинар-конкурс проводится с использованием различных форматов: обсуждение дискуссионных вопросов, заслушивание ответов на поставленные вопросы и решение задач, формулирование собственного мнения относительно конкретных ситуаций и фактов и пр. Заранее содержание вопросов и заданий не освещается. Порядок проведения семинара определяется ведущими и самими участниками.

Всего в каждом семинаре-конкурсе командам предлагается ответить на несколько вопросов и выполнить отдельные задания, которые касаются особенностей выборов на муниципальном, региональном и федеральном уровне. К обсуждению предлагаются, например, такие вопросы:

1. В течение какого срока необходимо подать документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Красноярского городского Совета депутатов? Какой срок является, на ваш взгляд, наиболее оптимальным?

2. Укажите даты последних выборов в Красноярский городской Совет депутатов и главы города Красноярска. Когда состоялись последние выборы губернатора Красноярского края? Как вы можете оценить целесообразность проведения прямых выборов органов власти?

3. Для чего или с какой целью, по вашему мнению, при проведении выборов депутатов Государственной Думы РФ в 2007 и в 2011 годах применялась пропорциональная избирательная система? Можно ли в современные дни на выборах всех уровней использовать лишь одну избирательную систему, например мажоритарную?

4. В каком году выборы Президента РФ проходили в два тура? Назовите кандидатов во втором туре. Как вы оцениваете возможность перехода к мажоритарной системе квалифицированного большинства при выборах главы государства? Какие параметры проводимых выборов в данном случае будут наибо- 1|| лее оптимальными?

№2/2019

5. Как вы относитесь к возможности использования открепительных удостоверений и досрочному голосованию? Выскажите свое отношение к электронным выборам: онлайн-голосованию с помощью телекоммуникационных ресурсов, удаленному голосованию и пр.

6. Какие меры законодательного и организационно-управленческого характера могут быть успешными и эффективными в вопросе повышения явки избирателей? Что можно предложить в этом вопросе применительно к снижению абсентеизма среди молодежи?

7. Каковы особенности электорально-правовой культуры молодежи? Насколько важно для молодых граждан участвовать в демократических выборах и референдумах?

Кроме этого, в рамках отдельных семинаров команды осуществляют подготовку вопросов, которые адресуются всем командам либо какой-то конкретной команде-сопернице. Вопросы могут касаться избирательных систем зарубежных стран, особенностей голосования в различные исторические эпохи. Также команды решают задачи по избирательно-правовой тематике.

В течение семинара члены жюри, эксперты, ведущие оценивают ответы и предлагаемые решения, дают рекомендации, высказывают собственные мнения, предлагают примеры из практики. По результатам семинаров определяются команды-победители, а также поощряются конкретные студенты, активно участвовавшие в обсуждении вопросов, предложившие оригинальные идеи, показавшие необычный стиль мышления.

В итоге обозначим основные функции данного семинара-конкурса:

- научно-исследовательская, в рамках которой участники семинара и, прежде всего, студенты обсуждают отдельные вопросы правовой системы и правовой жизни общества [6, с. 53-54], характеризующие специфику и уровень развития российской демократии, отношение субъектов избирательных правоотношений к возможностям управления делами государства и степень удовлетворения 52 их интересов. Озвучиваются отдельные темы, исследуемые в науке конституционного пра-

ва: специфика формирования избирательных комиссий и степень их независимости [7, с. 55-56; 10, с. 22-23]; особенности привлечения к юридической ответственности отдельных участников избирательной кампании [2, с. 14-15]; определение вины индивидуальных и коллективных субъектов [3, с. 220]; участие политических партий в демократических выборах [9, с. 198-199] и др. По результатам семинара отдельные студенты, как правило, проявляют стремление к написанию научных работ (научных статей, рефератов, докладов) по избирательному праву;

- коммуникативная функция, в рамках которой происходит контакт молодежного сообщества и более старшего поколения. Надо отметить, что данные социальные группы по-разному оценивают легитимность выборов, т. е. состояние, выражающее правильность, оправданность, целесообразность и другие стороны соответствия конкретных избирательных действий установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом [4, с. 124-125]. Здесь имеет место передача профессионального опыта и знаний специалистов-практиков студентам. Так, в частности, молодые люди оценивают легитимность через призму собственного (личностного) отношения к выборам и их результатам, опираясь в том числе на небогатый жизненный опыт и еще только формирующиеся умения. Члены жюри определяют качество ответов, исходя из индивидуальных идей и взглядов;

- информационная функция предполагает информирование о новеллах избирательного права и его тенденциях. Например, у студентов вызывает удивление возможность иностранных граждан обладать активным избирательным правом на муниципальных выборах в Российской Федерации, если это будет предусмотрено международным договором. Так, в некоторых случаях студенты, рассуждая об абсентеизме, порой высказывают неудовлетворенность политической системой общества, критично воспринимают законодательные изменения, связанные, например, с ограничением права избирать глав муниципальных образований, введенные в 2015 году, что в

юридической науке также является предметом соответствующей дискуссии [5, с. 40-41]. Подобные законодательные новеллы, по мнению молодежи, могут привести к электорально-правовой пассивности со стороны потенциальных избирателей в будущем;

- контрольная функция, позволяющая профессорско-преподавательскому составу проверить собственный вклад в подготовку студента-выпускника и технологию преподавания базовых дисциплин государственно-правового профиля (конституционное право, избирательное право, теория государства и права, административное право). Надо подчеркнуть, что сегодня востребованы новые подходы в образовательном процессе, которые бы отражали тенденции развития общества, интересы и предпочтения современного студента. В этом плане можно говорить о формировании нового направления педагогической деятельности как вспомогательного элемента образовательного процесса. При этом авторы статьи уверены в том, что обсуждение вышеназванных вопросов можно осуществлять в рамках научных кружков, факультативов и иных внеучебных мероприятий;

- воспитательно-идеологическая функция позволяет формировать у молодых людей такие качества гражданина, как политическая ответственность, патриотизм, гордость за Отечество, гражданский долг, жизненная позиция, политическое чувство и уверенность. Надо сказать, что студенты были солидарны с тем, что, с одной стороны, порядок формирования органов власти упрощается до такой степени, что народные избранники уже не зависят от народа, с другой стороны, появляется нежелательная тенденция отчуждения народа от власти [1, с. 63]. Предлагалось ввести такие институты, как наказы избирателей, отзыв депутатов, не только на муниципальном уровне, но и региональном, повысить ответственность депутатского корпуса в целом.

В итоге представленные результаты проведенных семинаров-конкурсов позволяют

говорить о целесообразности и необходимом характере данной формы юридического образования. Подобные мероприятия могут стать основой для создания научно-образовательных моделей, в рамках которых можно объединить образовательные технологии, передовые научные разработки и практический опыт. В перспективе организаторы семинара-конкурса, при наличии отзывов и предложений со стороны коллег и читателей, продолжат развивать представленное научно-академическое направление в изучении избирательного законодательства и практики, формировать электоральную молодежную правовую культуру.

1. Авакьян, С.А. Конституционализм и бюрократизация публичной власти / С.А. Авакьян // Вестник МГУ Серия 11 : Право. - 2014. - № 1. - С. 60-66.

2. Игнатенко, В.В. Вина как условие конституционно-правовой ответственности участников выборов / В.В. Игнатенко, Д.С. Рымарев // Академический юридический журнал. - 2015. - № 4 (62). - С. 14-24.

3. Кондрашев, А.А. Вина как основание наступления конституционно-правовой ответственности в российском конституционном праве / А.А. Кондрашев // Российский журнал правовых исследований. - 2017. - № 3 (12). - С. 216-223.

4. Макарцев, А.А. Избрание главы муниципального образования по результатам конкурса: проблемы реализации и политико-правовые последствия / А.А. Макарцев // Академический юридический журнал. - 2017. - № 4 (70). - С. 39-53.

5. Макарцев, А.А. Легитимность выборов: механизмы правового обеспечения / А.А. Макарцев // Российский юридический журнал. - 2013. - № 5 (92). - С. 124-130.

6. Малько, А.В. Правовая система и правовая жизнь общества / А.В. Малько // Журнал российского права. - 2014. - № 7 (211). - С. 51-60.

7. Матейкович, М.С. Конституция и статус избирательных комиссий в России / М.С. Матейкович, В.Н. Сучилин // Государство и право. - 2013. - № 12. - С. 54-63.

8. Навальный, С.В. Электоральная культура как один из сегментов правовой жизни российского общества: общие подходы / С.В. Навальный // Правовая политика и правовая жизнь. - 2017. - № 3. - С. 54-59.

9. Провоторов, Р.А. Политические партии как субъект избирательного процесса: российский и зарубежный опыт / Р.А. Провоторов // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. - 2017. - № 2 (36). - С. 196-200.

10. Турищева, Н.Ю. Актуальные вопросы правового статуса избирательных комиссий / Н.Ю. Турищева // Журнал российского права. - 2016. - № 7 (235). - С. 19-28.

53

№2/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.