Научная статья на тему 'Деятельность советской исправительно-трудовой системы в 1954-1968 годах'

Деятельность советской исправительно-трудовой системы в 1954-1968 годах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
499
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность советской исправительно-трудовой системы в 1954-1968 годах»

С. И. КУЗЬМИН главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,

доктор юридических наук, профессор

Деятельность советской исправительно-трудовой системы в 1954-1968 годах

Аналитический обзор

Решение задачи укрепления правопорядка в ИТУ прежде всего требовало ликвидации практики формального подхода к размещению осужденных, устранения недостатков в режиме содержания. Недооценка роли и значения режима в системе мер исправления и перевоспитания осужденных отрицательно сказывалась на эффективности деятельности ИТУ.

Проведенные в середине 50-х годов мероприятия по размещению заключенных, упорядочению их расконвоирования, переходу на о б легченный режим и выводу положительной части для проживания за зоной, организация специальных лагерных пунктов и колоний для содержания наиболее отрицательного контингента, передача надзирательской службы в охрану и другие меры, несомненно, сыграли положительную роль. Новые возможности в этом направлении открывались в связи с введением отрядной системы содержания заключенных, так как общее количество лиц, непосредственно занимающихся осуществлением надзора за осужденными, значительно увеличивалось, и это имело немаловажное значение.

В 1959 году проводилась работа по изменению видов режима содержания заключенных. Для осужденных лиц режим устанавливался в зависимости от тяжести совершенного преступления и степени общественной опасности, а заключенным, отбывающим наказание, - в зависимости от поведения. Такой подход заставил органы внутренних дел во второй половине 50-х годов активнее проводить работу по установлению прежних судимостей у всех обвиняемых.

(Окончание статьи. Начало в № 4-2014)

Ориентация воспитательной работы с правонарушителями до 1956-1957 годов на массовые формы приводила к тому, что в этой деятельности не учитывались индивидуальные особенности заключенных, возраст, различия во взглядах, количество судимостей, степень педагогической запущенности, наклонности, настроения и т. п. Данное обстоятельство вело к неудовлетворительному решению задачи исправления и перевоспитания заключенных. Следовало найти иной подход в организации воспитательного процесса, с учетом опыта, накопленного ранее в местах лишения свободы.

В 30-х годах наиболее удачной организационной формой объединения заключенных в коллективы выступали строительные отряды. В рамках отрядов в те годы удавалось формировать трудовые коллективы с положительной направленностью, создавать актив и опираться на него в работе. Возвращение к прогрессивной отрядной системе содержания заключенных (от 50 до 120 человек в отряде, в зависимости от режима), руководство которыми возлагалось на воспитателей, позволило больше уделять внимания организации индивидуальной воспитательной работы. Появилась возможность не только изучать каждого заключенного, но и применять формы и методы индивидуального воспитательного воздействия с учетом особенностей личности.

Организация отрядов в ИТУ, налаживание индивидуальной воспитательной работы с заключенными привели к увеличению численности и улучшению качественного состава самодеятельных организаций. Это позволило не

только создать работоспособные советы коллективов в отрядах, но и сформировать секции по отдельным направлениям работы. Возросшая активность различных звеньев самодеятельных организаций привела к сужению сферы деятельности товарищеских судов, а затем и к их ликвидации. Введение должностей воспитателей, укрепление самодеятельных организаций, активизация их работы существенно повлияли на характер взаимоотношений среди заключенных. Многие из них перестали бояться преследования со стороны участников бандитствующих группировок.

Следует отметить, что отрядная система содержания заключенных позволила поднять на новую ступень политическое воспитание правонарушителей, активизировать трудовое соревнование среди заключенных, культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу, уделить внимание правовому воспитанию, больше внимания уделить изучению личности заключенных.

Восстановление в конце 50-х годов принципа участия общественности в деятельности органов, исполняющих наказания, непосредственно связано с реализацией постановления ЦК К11СС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 года, в соответствии с которым возраждалась деятельность наблюдательных комиссий. В 1959 году в Челябинской области зародилась и впоследствии получила широкое распространение новая форма участия советской общественности в деятельности ИТУ -шефство трудовых коллективов предприятий и цехов над ИТК и отдельными отрядами.

Интенсификация воспитательного процесса в исправительно-трудовых учреждениях требовала принятия компетентных решений, обобщения передового опыта, разработки и внедрения в педагогический процесс наиболее эффективных средств, форм и методов перевоспитания заключенных на основе рекомендаций науки и передового опыта. Нужен был орган, способный объединить, мобилизовать усилия научных и практических работников, представителей общественности в поисках эффективных путей перевоспитания заключенных. Таким координирующим органом стал методический совет.

В 1960 году методический совет был создан при ГУМЗ МВД РСФСР. Вскоре подобные советы появились и в МВД других республик. Перед ними ставилась задача обобщения и распро-

странения опыта перевоспитания заключенных, внесения рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование воспитательного процесса, сбор информации и т. п.

Методическому совету сразу же пришлось решать много сложных вопросов, связанных с сообщением и распространением передового опыта. Перед ним стояла задача определения той части опыта, которая подлежит обязательному распространению, а также последовательности и темпов его внедрения. Поскольку в Положении об отрядах в исправительно-трудовых учреждениях МВД РСФСР индивидуальная работа определялась в качестве основного содержания деятельности начальников отрядов, то совет признал необходимым распространить положительный опыт, накопленный в МВД Башкирской АССР и УВД Ленинградской области.

Одним из важнейших условий, призванных обеспечивать повышение эффективности воспитательной работы, являлось улучшение качества профессиональной подготовки воспитателей. Эта проблема особенно обострилась с введением в штат ИТУ должности начальника отряда. Как правило, назначаемые на эти должности сотрудники не имели педагогического образования, низкой была и их общеобразовательная подготовка. Так, в ИТУ Свердловской области в 1958 году 79 % начальников отрядов не имели среднего образования, а 20 % были с начальным образованием.

Улучшить кадровый состав ИТУ можно было с помощью местных партийных и советских органов. Политорганами и партийными организациями было сделано много в этом направлении. В частности, в 1958 году по направлению партийных и советских органов в исправительно-трудовые учреждения РСФСР было принято 2,5 тыс. человек, из них 82 % - с высшим и средним образованием, 55 % - коммунисты и комсомольцы.

Проводившееся в конце 50-х годов по инициативе ЦК КПСС обстоятельное изучение состояния дел в исправительно-трудовых учреждениях выявило много недостатков, устранение которых потребовало принятия комплекса мер, связанных с коренным изменением порядка отбывания наказания в виде лишения свободы. Часть этих недостатков, несомненно, была порождена ликвидацией Министерства внутренних дел СССР. Хотя система исправительно-трудовых учреждений лишилась единого руководства и координирующего центра, но

55 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2014

для той обстановки это, видимо, было оправдано. Такая мера заставила партийные, советские и правоохранительные органы союзных республик заняться по-настоящему созданием условий, обеспечивающих реализацию в полном объеме требований в области исправительно-трудовой политики. В республиках в короткое время была создана сеть ИТУ, что позволяло содержать основную массу заключенных по месту жительства или по месту совершения преступленная. С помощью хозяйственных органов в значительной степени активизировалась работа по созданию собственной производственной базы в колониях. К решению воспитательных задач исправительно-трудовых учреждений более активно стала привлекаться советская общественность. Заметно усилился контроль за деятельностью администрации мест лишения свободы. Все это создавало объективные предпосылки для всестороннего совершенствования многогранной работы по исправлению и перевоспитанию заключенных.

Начало 60-х годов характеризовалось принятием новых мер по совершенствованию исправительно-трудовой политики на основе постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятого 3 апреля 1961 года, одобрившего примерное Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД союзных республик. На основе данного постановления решались такие принципиально важные вопросы, как предоставление союзным республикам права самостоятельно регулировать карательно-воспитательный процесс с учетом национальных особенностей; введение новой системы ИТУ, нацеленной на более углубленную дифференциацию контингента осужденных; ликвидация необоснованных излишеств в условиях содержания правонарушителей и др.

В РСФСР Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 октября 1961 года. Аналогичные положения в последующие годы принимались и в других союзных республиках. Эти нормативные акты в целях раздельного содержания разных по степени общественной опасности категорий осужденных и дифференцированного на них воздействия предусматривали создание колоний четырех видов режима - общего, усиленного, строгого и особого. Тюрьмы как места лишения свободы сохранялись, но только для осужден-

ных, нуждавшихся в особо строгой изоляции. С принятием данных положений ликвидировался один из основных недостатков прежнего распределения осужденных по видам режима -совместное содержание впервые осужденных и неоднократно судимых.

В Положении об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД союзных республик получил разрешение принципиально важный вопрос о судебном порядке назначения видов режима. Расширение полномочий судов привело к сокращению компетенции исправительно-трудовых учреждений в части изменения условий отбывания наказания заключенными и освобождения их от наказания.

Следует отметить, что в это же время вновь начинает усиливаться карательная политика в отношении некоторых категорий преступников. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1961 года «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями» отменил практику представления к условно-досрочному освобождению и замену неотбытой части наказания более мягким не только к особо опасным рецидивистам, но и к осужденным за особо опасные государственные преступления, бандитизм и ряд иных тяжких преступлений. Указанные нормы отменялись и в отношении тех осужденных, к которым льготы применялись, если эти лица до истечения срока наказания совершили новые умышленные преступления.

На дальнейшей деятельности исправительно-трудовых учреждений в целом благоприятно сказалась принятая на XXII съезде партии новая Программа КПСС с заложенной в ней идеей о возможности исправления преступников в условиях социалистического общества. В то же время Программа КПСС прямо указывала, что «пока имеются проявления преступности, необходимо применять строгие меры наказания к лицам, совершающим опасные для общества преступления». Отсюда ставилась задача усиления борьбы с опасными преступлениями и применения за них мер уголовного наказания.

В целом указанные программные положения в области борьбы с преступностью явились, несомненно, шагом вперед. Вместе с тем некоторые из них не в полной мере выдержали проверку временем, так как в них были элементы отрыва от реальности, забегания вперед, неоправданной детализации. Отдельные из этих

положений нуждались в определенных уточнениях. Так, тезис Программы партии о том, что «в обществе, строящем коммунизм, не должно быть места правонарушениям и преступности», ориентировал общество на выполнение заранее неразрешимой задачи.

Фактически в противовес этому требованию Программы работники правоохранительных органов ослабили борьбу против опасных преступников и рецидивистов, решив, что и по отношению к ним можно ограничиться общественным воздействием или, в крайнем случае, более мягким уголовным наказанием. Такая тенденция находила отражение и в местах лишения свободы. Снисходительное отношение к опасным преступникам не достигало цели, не способствовало укреплению правопорядка и вызывало справедливое недовольство трудящихся.

После XXII съезда КПСС объявленный партией курс на более широкое применение мер, не связанных с лишением свободы при совершении правонарушений, стали трактовать как курс на замену государственного принуждения мерами общественного воздействия. Стремление вести борьбу с преступностью прежде всего указанными мерами воздействия, на что был сделан акцент в постановлении июньского (1963 г.) Пленума ЦК КПСС, свидетельствовало о забегании вперед без учета уровня материальной и духовной зрелости общества. Данное обстоятельство, как показал последующий опыт, отрицательно сказалось на общем состоянии преступности в стране.

Отмена в начале 60-х годов условно-досрочного освобождения для части осужденных способствовала поиску альтернативы, способной при длительных сроках наказания стимулировать становление осужденных на путь исправления. С целью адаптации этих лиц к условиям свободы необходимо было найти такую форму досрочного освобождения, при которой осужденные определенную часть неотбытого срока находились бы под контролем государства. Прообраз такого учреждения был создан еще в 20-х годах в виде переходного исправительно-трудового дома. На основе этой идеи в РСФСР и Казахстане были созданы экспериментальные колонии-поселения. Опыт их работы нашел закрепление в изданном 26 июня 1963 года Указе Президиума Верховного Совета РСФСР «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о поряд-

ке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления».

Решение о создании нового вида ИТК (колоний-поселений) свидетельствовало не только о гуманизме советской исправительно-трудовой политики, но и позволяло снять ряд принципиально важных вопросов: сократить число лиц, находящихся под охраной; увеличить занятость осужденных трудом в колониях закрытого типа; создать для правонарушителей благоприятные условия постепенной адаптации к свободе и т. д. Колонии-поселения открывали перспективу для всех категорий осужденных, и прежде всего для тех, кто не подпадал под действие норм условно-досрочного освобождения. Условия содержания в колониях-поселениях позволяли не только вызывать осужденным семьи для совместного проживания, но и вступать в брак. Названное решение соответствовало государственным и общественным интересам, интересам охраны личных и имущественных прав детей и супругов.

Развитие колоний, особенно для содержания особо опасных рецидивистов, позволило сократить направление злостных нарушителей на тюремный режим за счет перевода их в помещения камерного типа и в одиночные камеры. Колонии по сравнению с тюрьмами располагали тогда большими возможностями для решения воспитательных задач.

Крупномасштабное строительство новых народнохозяйственных объектов в различных регионах страны, неудовлетворительное положение с трудоустройством осужденных в местах лишения свободы заставляло искать выход из положения. Опыт послевоенных лет по привлечению осужденных, отбывших часть срока наказания, на строительство промышленных объектов был положен в основу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 марта 1964 года «Об условном освобождении вставших на путь исправления впервые осужденных с направлением их на стройки народного хозяйства». Действие Указа не ограничивалось во времени, что позволяло работникам ИТУ использовать его как средство воздействия на заключенных.

В начале 60-х годов в соответствии с новым законодательством принимались меры по укреплению внутреннего порядка в исправительно-трудовых учреждениях. В связи с созданием колоний общего, усиленного, строгого и особого вида режима пришлось еще раз проводить работу по перемещению контингента. По ново-

57 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2014

му законодательству осужденные на всех видах режима могли пользоваться по безналичному расчету деньгами, заработанными только в колонии. Им запрещалось иметь при себе деньги и ценности, что исключало возможность их использования для приобретения запрещенных предметов и иных целей. Одновременно ликвидировались излишества в свиданиях, передачах, посылках, культурно-массовой работе.

Принятые меры по изоляции особо опасных рецидивистов вызвали негативную реакцию с их стороны в виде распространения листовок антисоветского содержания, поджогов, нанесения татуировок циничного характера, групповых неповиновений, нападений на администрацию. Только в октябре-ноябре 1961 года, по неполным данным, было отмечено 7 нападений на администрацию, 44 случая нанесения татуировок, 11 случаев распространения листовок, 2 умышленных поджога и т. д.

В середине 60-х годов администрацию исправительно-трудовых учреждений тревожило то обстоятельство, что количество преступлений, совершаемых осужденными, продолжало оставаться значительным. Крайне медленно сокращалось и число нарушений дисциплины. Наличие преступлений и нарушений режима работники ИТУ объясняли ухудшением состава заключенных в связи с условным освобождением лучших из них для работы на стройках народного хозяйства и с переводом другой части в колонии-поселения. Изменение обстановки обязывало руководителей и партийные организации исправительно-трудовых учреждений, подразделений конвойной охраны противопоставить преступным замыслам отрицательной части осужденных необходимые меры по укреплению режима, усилению охраны, надзора и оперативно-профилактической работы, повышению бдительности и организованности в профилактической деятельности всех служб.

Концентрация наиболее трудно поддающихся перевоспитанию осужденных в ИТУ, возросшие требования по укреплению режима предопределили введение в 1963 году должности заместителя начальника по оперативно-режимной службе вместо должности заместителя по общим вопросам.

По сложившейся ранее практике функция дежурного по колонии, обеспечивающего выполнение распорядка дня, возлагалась поочередно на сотрудников, что не способствовало единству

требований к осужденным, укреплению режима. Нужна была служба, способная поддерживать на должном уровне распорядок в жилой и производственной зонах. Поэтому в укреплении режима важным шагом явилось введение должности дежурного помощника начальника ИТК.

Дежурный помощник подчинялся начальнику колонии и нес полную ответственность за поддержание должного порядка в исправительно-трудовом учреждении. Непосредственное руководство службой дежурного возлагалось на заместителя начальника учреждения по режиму.

Оправдывала себя практика введения в общежитиях осужденных дневальных. Они подбирались в основном из числа неработающих инвалидов первой и второй групп. Выполнение обязанностей ночного дневального являлось общественным поручением и не оплачивалось. В некоторых колониях в ночное время в жилых секциях дежурство возлагалось на штатных дневальных.

В 60-е годы в стремлении создать видимость благополучия в колонии руководители ИТУ нередко рассматривали серьезные преступления, предусмотренные Уголовным кодексом (злостное хулиганство, телесные повреждения и т. п.), как нарушение режима и не привлекали к уголовной ответственности виновных. Как правило, за указанные правонарушения осужденные водворялись в штрафной изолятор. Такая позиция приводила к безнаказанности и оказывала разлагающее влияние на других.

К середине 60-х годов практика показала, что организация помещений камерного типа для содержания осужденных не позволяла полностью избежать перевода в тюрьму наиболее злостных нарушителей режима. В связи с этим выдвигалась идея создания штрафных колоний (как правило межобластных), предназначавшихся для перевоспитания злостных нарушителей режима, переводимых со всех видов режима (кроме особого) в судебном порядке. В таких колониях предлагалось содержать осужденных покамерно, используя их на тяжелых физических работах.

Стремление отказаться от перевода злостных нарушителей в тюрьму, так же, как и создание штрафных колоний, не являлось новой идеей. В деятельности советских ИТУ она использовалась некоторое время, но не нашла поддержки у практических работников. Нам представляется, что сам факт выдвижения подобных идей объясняется желанием найти более эффективные

формы воздействия на злостных нарушителей режима и попыткой использовать опыт прошлого в новых исторических условиях.

В июле 1966 года Верховным Советом СССР и Советом Министров СССР были приняты меры по усилению борьбы с преступностью, в том числе с хулиганством. В условиях ИТУ это выразилось, прежде всего, в укреплении режима и внутреннего порядка. Если раньше во многих подразделениях ИТУ допускался либерализм по отношению к осужденным, нарушающим дисциплину и даже совершающим преступления на почве хулиганства, то во второй половине 1966 года с этими лицами повели решительную и непримиримую борьбу. Отсюда вполне закономерно начало увеличиваться число осужденных, привлеченных к уголовной и дисциплинарной ответственности.

Проведенные в 1965-1968 годах социологические исследования показали, что в исправительно-трудовых колониях общего, усиленного и строгого режима вследствие ослабления индивидуальной воспитательной работы значительно выросло не только число лиц, переводимых в ПКТ, но и удельный вес применения этого наказания по отношению к другим видам дисциплинарных взысканий.

В целях стимулирования хорошего поведения осужденных, находящихся в ПКТ, некоторыми учеными предлагалось установить нижний и верхний пределы пребывания в ПКТ, т. е. при хорошем поведении и добросовестном отношении к труду осужденный из помещения камерного типа мог бы освободиться досрочно, отбыв минимум срока наказания. Такая практика широко использовалась в первой половине 30-х годов и стимулировала становление осужденных на путь исправления. Тогда же использовалась практика условного перевода в штрафной изолятор.

К концу 60-х годов сложились определенные предпосылки для более строгой регламентации поведения осужденных в ИТУ Был накоплен опыт в реализации карательно-воспитательного воздействия, активизировалась научная разработка проблем перевоспитания осужденных, изменился характер работы дежурной службы в подразделениях, выросло число аттестованных и вольнонаемных сотрудников, снизилась численность заключенных в отрядах, окрепли самодеятельные организации.

С начала 60-х годов МВД союзных республик и их структурные подразделения прово-

дили работу по созданию и укреплению собственной производственной базы ИТУ Для этих целей им разрешалось использовать до 30 % отчислений от плановых накоплений, образующихся в результате производственной деятельности. Исправительно-трудовые колонии продолжали с помощью партийных и советских органов, шефствующих организаций создавать и укреплять собственное производство. В 1965 году (по сравнению с 1961-м) в ИТУ РСФСР выпуск промышленной продукции увеличился в 2,6 раза. Основные производственные фонды выросли более чем в 2,3 раза. Почти на 64 % повысилась производительность труда. Вывод осужденных на оплачиваемые работы с 66,3 % увеличился до 74,8 %. Заработок на один отработанный человеко-день вырос на 15,4 %.

Указанные показатели могли быть более высокими, если бы не был нарушен принцип материальной заинтересованности. Как известно, в 1961 году положительно решился вопрос о распространении на лиц, отбывающих уголовное наказание, условий оплаты труда, действующих для рабочих и служащих соответствующих отраслей народного хозяйства страны с применением твердых понижающих коэффициентов. Заработная плата для занятых на лесоразработках устанавливалась в размере 60 %, а в других отраслях народного хозяйства -50 % от заработка рабочих и служащих, занятых в данных отраслях. Новая система оплаты труда наряду с положительным имела и существенный недостаток: она не предусматривала для осужденных так называемого гарантийного минимума.

До этого всем добросовестно работающим осужденным гарантировалась возможность использования суммы месячного заработка на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, отмена гарантийного минимума заработной платы нарушила принцип материальной заинтересованности в отношении значительной части осужденных, прежде всего лиц, имеющих исполнительные листы, и повлекла за собой ряд отрицательных последствий. Осужденные, у которых имелись иски или исполнительные листы, начали или уклоняться от участия в трудовых процессах, или стремились перейти на повременную оплату труда.

Исправительно-трудовые кодексы союзных республик предусматривали значительную долю карательных элементов в условиях труда осуж-

59 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2014

денных. Они были ограничены в праве выбирать место работы и ее вид, определять условия своего труда, работать в соответствии с имеющимися у них наклонностями и специальностью. Предусматривалось использовать рецидивистов, как правило, на тяжелых физических работах, Однако подавляющая часть рецидивистов имели ограниченную пригодность к труду или инвалидность и в силу этого были неспособны выполнять тяжелую физическую работу. Рабочий день для осужденных составлял 8 часов, причем в предвыходные и предпраздничные дни он не сокращался. Предоставлялся только один выходной день в неделю. Время работы в местах лишения свободы не засчитывалось в трудовой стаж. Отпуска не предоставлялись. Наконец, за уклонение от работы (отказы, умышленное невыполнение норм выработки) предусматривалось наказание в дисциплинарном порядке.

К середине 60-х годов в производственно-хозяйственной деятельности исправительно-трудовых учреждений обозначились проблемы, характерные для всего народного хозяйства страны. Поэтому решение сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС имело прямое отношение к промышленным предприятиям ИТУ.

Намеченный переход на отраслевой принцип управления промышленностью поставил перед руководителями главка, УМЗ-ОМЗ и ИТК задачу ускоренного проведения специализации производства, чтобы в каждой колонии выпускался один основной вид продукции, а в УМЗ-ОМЗ ориентировались бы на одну-две отрасли промышленности.

Переход на новую систему планирования и экономического стимулирования требовал технического перевооружения предприятий и осуществления в связи с этим дополнительных мер по комплексной механизации производственных процессов, способствующих повышению темпов роста производительности труда на предприятиях ИТУ Это неизбежно привело бы к еще большему высвобождению рабочей силы. Отсюда на предстоящие годы главной задачей в вопросах размещения и трудового использования осужденных являлось последовательное расширение производственной базы предприятий ИТУ. В новых условиях решать такую задачу можно было главным образом за счет использования возможностей промышленных предприятий других министерств и ведомств посредством развития и укрепления

производственно-технической базы ИТУ. Проведенная в этом направлении работа привела к укреплению кооперации предприятий ИТУ со многими крупнейшими заводами страны, в том числе автомобильными, тракторными, комбайновыми, радиотехническими и другими. На основе кооперации удалось создать современные предприятия в десятках ИТУ областей, краев, автономных республик.

Поиски путей решения проблемы трудовой занятости осужденных заставили обратить внимание на такую отрасль деятельности ГУИТУ МВД СССР, как сельскохозяйственное производство. На страницах журнала «К новой жизни» отмечалось, что за последние пять лет посевная площадь в ИТК РСФСР, которым планировалось производство сельскохозяйственной продукции, необоснованно сократилась на 31 797 га. Уменьшилось поголовье крупного рогатого скота почти на 10 тыс. голов, свиней -на 17 375 голов. Сбор зерновых культур упал на 266 679 центнеров. Производство мяса (в живом весе) уменьшилось почти на 30 тыс. центнеров, молока - на 9 млн 700 тыс. литров, яиц -на 3 млн 425 тыс. штук.

Не лучшим было положение и на Украине. Перестали заниматься сельскохозяйственным производством в Белоруссии, Молдавии, Казахстане, прибалтийских республиках. С 1966 года Управление капитального строительства МВД СССР не стало выделять средства на строительство жилья в сельскохозяйственных колониях. Вряд ли можно было признать нормальным положение, при котором полностью на централизованное продовольственное снабжение перешли УИТУ (ОИТУ) Белоруссии и Казахстана, прибалтийских республик, Молдавской и Армянской ССР, Алтайского края, Омской, Рязанской и ряда других областей. Большинство лесных ИТУ перестали выращивать для собственных нужд картофель и овощи. Почти целиком эти продукты стали завозить из других областей, хотя ранее там ежегодно выращивалось до 85 тыс. тонн картофеля и овощей, производилось много мяса и молока.

Требования партии и правительства в области совершенствования воспитательной работы с осужденными в рассматриваемые годы способствовали некоторым изменениям в организации культурно-массовой и физкультур-но-спортивной работы для заполнения досуга осужденных общественно-полезными делами.

В плане реализации поставленной задачи велись поиски путей совершенствования культурно-массовой и спортивно-массовой работы. В отдельных ИТУ предпринимались попытки создать систему эстетического воспитания осужденных, призванную способствовать нравственному, культурному, этическому обновлению личности. Однако эти поиски не получили поддержки со стороны руководства ГУМЗ МООП СССР, а сама практика, заслуживающая внимания, была осуждена и не получила дальнейшего развития. Успешно решать воспитательные задачи - значит подвести осужденных к пониманию необходимости порвать с преступным прошлым и начать новую жизнь. Подтверждением данного положения являются явка с повинной осужденного и досрочное погашение исков и исполнительных листов.

Движение по явке осужденных с повинной зародилось в 60-е годы на Украине и быстро распространилось во всех союзных республиках. Оно получило правильную оценку со стороны прокуратуры, МООП СССР, Верховного суда РСФСР, о чем свидетельствовало направление ими подведомственным органам специального указания, в котором определялись конкретные задачи по активизации этой работы.

Как показывала практика, успешно решать задачу правового воспитания осужденных только силами работников ИТУ было нелегко. Поэтому политорганы, политаппараты стремились более активно привлекать к ее решению работников суда, прокуратуры, милиции. Работники названных органов помогали осужденным в решении возникающих правовых вопросов, проводили консультации, выступали с беседами, принимали участие в вечерах вопросов и ответов на юридические темы, разъясняли важность явки с повинной и досрочного возмещения ущерба, необходимость соблюдения установленного порядка в ИТУ и т. п. Однако эта работа носила бессистемный характер, а в ряде случаев ограничивалась участием работников правоохранительных органов в вечерах вопросов и ответов на юридические темы. Нужны были меры, направленные на ее совершенствование.

Организация встреч осужденных с работниками суда, прокуратуры, милиции, широкое освещение явки с повинной в многотиражной и стенной печати, по местному радио, на общих собраниях осужденных помогали многим

исправительно-трудовым учреждениям добиваться положительных результатов.

Не меньшее внимание уделялось и организации работы по погашению исков осужденными. Анализ указанной работы в ИТУ Казахской ССР показал, что многие осужденные, причинившие немалый ущерб государству и гражданам, с долгами не рассчитывались. Отсутствовал учет сумм, подлежащих взысканию. Никакой разъяснительной и воспитательной работы с неплательщиками не велось. По вине работников суда во многих личных делах осужденных отсутствовали исполнительные листы. Практически эту работу невозможно было наладить без наведения порядка и учета должников по искам. Поэтому администрацией ИТУ принимались меры по истребованию из судебных органов исполнительных листов.

В процессе реализации мер, направленных на устранение выявленных недостатков, в ИТУ Казахской ССР зародилось широкое движение «На свободу - без долгов». В результате за короткий срок осужденными, содержащимися в ИТУ Казахстана, было внесено наличными в порядке погашения исков 103 тыс. рублей. Коллегия МООП республики рассмотрела данный вопрос и постановила считать состояние работы по погашению осужденными задолженности важнейшим показателем действенности политико-воспитательной работы, учитываемым при подведении итогов соревнования между подразделениями. Организация явки с повинной и досрочное возмещение исков являлось глубоким и значительным явлением в деятельности исправительно-трудовых учреждений, свидетельствовавшим о решительном отходе правонарушителей от преступного образа жизни, о коренной ломке их взглядов.

Таким образом, следует отметить, что под влиянием государственной политики в области борьбы с преступностью, уголовной исправительно-трудовой политики к концу 60-х годов сложилась принципиально новая по отношению к предшествовавшему периоду система мест лишения свободы, ведущее место в которой заняли исправительно-трудовые колонии. Эта система включала в себя колонии общего, усиленного, строгого и особого режима; колонии-поселения; воспитательно-трудовые колонии общего и усиленного режима; следственные изоляторы; тюрьмы; межобластные больницы. ^

61 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.