Научная статья на тему 'Деятельность советской исправительно-трудовой системы в 1954-1968 годах'

Деятельность советской исправительно-трудовой системы в 1954-1968 годах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
613
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность советской исправительно-трудовой системы в 1954-1968 годах»

К 135-летию образования УИС

С. И. КУЗЬМИН

главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,

доктор юридических наук,

профессор

Деятельность советской исправительно-трудовой системы в 1954-1968 годах

Аналитический обзор

Йля деятельности исправительно-трудовых учреждений (далее - ИТУ) после 1953 года принципиально важное значе-ели решительное устранение допущенных ранее ошибок и нарушений, восстановление социалистической законности и основополагающих принципов советской исправительно-трудовой политики, акцентирование внимания на выполнении задачи исправления и перевоспитания осужденных на основе их участия в трудовых процессах, усиление воспитательной работы, основывающейся на сочетании методов убеждения и принуждения.

За то короткое время, когда большая часть мест лишения свободы находилась в составе Министерства юстиции СССР, многие десятки тысяч квалифицированных сотрудников ИТУ перешли на работу в другие ведомства, что негативно сказалось на кадровом составе сотрудников мест лишения свободы. Для коренной перестройки сложившейся ранее практики работы ИТУ принципиально важное значение имела оценка деятельности этих учреждений, которая была дана в постановлениях, принятых ЦК КПСС 12 марта и 10 июля 1954 года. В них Центральный Комитет КПСС отметил, что важнейшая государственная задача по перевоспитанию заключенных на основе приобщения их к общественно полезному труду путем обучения трудовым профессиям, необходимым после отбытия срока наказания, исправительно-трудовыми лагерями выполняется неудовлетворительно; уделяя основное внимание хозяйственной деятельности, руководство ГУЛАГа и лагерей данную работу упустило.

В качестве основной причины, затрудняющей работу по перевоспитанию заключенных и способствующей распространению в ИТУ вредного влияния рецидивистов и лиц, осужденных за тяжкие преступления, ЦК КПСС назвал необоснованное совместное размещение в ряде лагерей и колоний впервые осужденных за незначительные преступления с неоднократно судимыми. При таком положении дел впервые осужденные не только не перевоспитывались, а, наоборот, становились после освобождения на путь совершения более тяжких преступлений.

Центральный Комитет партии обязал МВД СССР в кратчайший срок устранить отмеченные недостатки в работе исправительно-трудовых лагерей и колоний, навести твердый порядок в режиме содержания и охране заключенных, принять меры к коренному улучшению дела их исправления и перевоспитания, наметить развернутую программу совершенствования деятельности мест лишения свободы.

В целях выполнения постановления ЦК КПСС от 12 марта 1954 года требовалось глубоко изучить деятельность лагерей и колоний, проверить, насколько правильно каждое из исправительно-трудовых учреждений выполняет поставленные перед ними задачи, с тем чтобы принять исчерпывающие меры к коренному улучшению дела исправления и перевоспитания осужденных. В апреле-мае 1954 года эта работа в союзных республиках и областях осуществлялась комиссиями в составе министров внутренних дел союзных и автономных республик, начальников УМВД

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 34

краев и областей, начальников отделов кадров, политотделов, а там, где их не было, она проводилась представителями партийных организаций УИТЛК и ОИТК. По согласованию с соответствующими партийными и советскими органами в состав комиссий включались представители ЦК компартий союзных республик, краевых и областных комитетов партии, органов прокуратуры.

Кроме того, силами работников центрального аппарата МВД СССР проводилась проверка девяти лагерей, УИТЛК УМВД пяти областей, трех ОИТК МВД, УИТЛК МВД Украинской и Узбекской ССР, ОИТК МВД Латвийской ССР. По результатам проверки был подготовлен доклад правительству СССР, а на местах комиссии информировали республиканские, краевые, областные партийные и советские органы.

Материалы проверок нашли отражение в ряде приказов, изданных в мае 1954 года: «О нарушении социалистической законности и серьезных недочетов в режиме содержания заключенных в подразделениях УИТЛК УМВД Сахалинской области», «О массовых беспорядках в Вятском ИТЛ и наказании виновных», «О мерах но устранению недостатков в работе Ча-ун-Чукотского ИТЛ МВД», «Об усилении борьбы с бандитскими проявлениями и убийствами заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях».

Намеченные преобразования в практике исполнения уголовных наказаний следовало подкрепить созданием соответствующей правовой основы и комплексом организационных мероприятий. Приказом МВД СССР от 17 июля 1954 года было введено в действие Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, одобренное распоряжением Совета Министров СССР от 9 июля 1954 года. Основными задачами исправительно-трудовых учреждений признавались создание условий, исключающих возможность совершения осужденными новых преступлений, исправление и перевоспитание заключенных на основе приобщения их к общественно полезному труду.

В связи с тем, что в названном нормативном акте были недостаточно детализированы отдельные вопросы, касающиеся условий и порядка отбывания наказания, МВД СССР в октябре 1954 года издало специальную инструкцию, регламентирующую режим содержания

заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях.

Одновременно с принятием организационных мер требовалось и партийно-политическое обеспечение поставленных задач. В целях коренного улучшения деятельности ИТУ непосредственная организация политико-воспитательной работы среди заключенных возлагалась на политорганы. В связи с этим 18 октября 1954 года ЦК КПСС утвердил новое Положение о политорганах ГУЛАГа МВД СССР, в соответствии с которым организация политико-воспитательной работы с заключенными становилась одной из основных задач политотделов и партийных организаций лагерей и колоний.

Изложенное позволяет сделать вывод, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР создали необходимые предпосылки для реализации требований советской исправительно-трудовой политики. Для успешного решения поставленных задач от исполнителей требовалось:

укрепить руководящие кадры и личный состав исправительно-трудовых лагерей и колоний коммунистами территориальных партийных и советских органов;

обеспечить точное выполнение предписаний нормативных актов;

повысить требовательность ко всем сотрудникам за выполнение своего служебного долга, освобождаясь от тех, кто проявляет трусость, нерешительность;

правильно определить вид режима каждому заключенному;

правильно оценить вред, который приносят враждующие группировки, отделить уго-ловно-бандитствующий элемент и злостных нарушителей режима от основной массы заключенных, отказаться от порочной практики опираться в работе на заключенных из числа уголовников;

пересмотреть сложившуюся дисциплинарную практику;

политорганам обеспечить реализацию воспитательных функций, создать актив, опираться в работе на него и на положительную часть заключенных, оказывать помощь руководству подразделений в решении всех вопросов;

определить порядок оказания помощи заключенным в трудовом и бытовом устройстве после освобождения.

35 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2014

Проведенная в 1955 году проверка работы ряда исправительно-трудовых учреждений и лагерей показала, что не везде были решены полностью вопросы раздельного содержания заключенных по видам режима. Продолжали иметь место отрицательные проявления среди заключенных. Режим, состояние политико-воспитательной работы, дисциплина среди заключенных не отвечали требованиям нормативных актов МВД СССР.

Серьезные нарушения Положения о лагерях и колониях были допущены в ряде мест при организации подразделений облегченного режима. При переводе на этот режим заключенные часто оказывались в худших бытовых условиях. Дело доходило до того, что многие из них отказывались переходить в такие подразделения, поскольку бытовые условия в них были значительно хуже, чем в подразделениях общего и даже строгого режима.

Многочисленные нарушения заключенными внутреннего порядка и дисциплины в лагерях объяснялись прежде всего отсутствием постоянного надзора за ними. Администрация нередко находилась в жилой зоне лишь в дневное время, после вывода заключенных на работу. В вечернее время, а тем более в ночное, заключенные были предоставлены сами себе, оставаясь вне контроля. Дежурство работников администрации внутри жилых зон в целях обеспечения внутреннего порядка во многих случаях не было организовано.

Работники отдельных лагерных подразделений проявляли нерешительность и боязнь в тех случаях, когда надо было принимать своевременные и необходимые меры в отношении нарушителей лагерного режима; верхушка, главари-рецидивисты пользовались трусостью и бездеятельностью администрации. Дело доходило до того, что в отдельных лагерных пунктах хозяевами положения были уголовники, убийцы, воры, а не администрация.

О неспособности отдельных руководящих работников в новых условиях выполнять ответственную задачу по поддержанию необходимого порядка в лагерях и колониях свидетельствуют факты обращения в высшие инстанции начальников отделений, лагерных пунктов с просьбой о направлении специальных групп «паханов» из рецидивистов для «наведения порядка». Попытки опереться в работе на уголовно-бандитству-

ющий элемент и его действиями поддерживать внутренний распорядок в лагерях являлись крайне опасными. По существу это означало, что перевоспитание заключенных подменялось расправой над ними со стороны уголовников. Такие факты являлись грубейшими нарушениями социалистической законности, извращением исправительно-трудовой политики, пособничеством преступным элементам в совершении ими преступлений.

Стремление администрации изолировать друг от друга враждующие между собой группировки заключенных не только не приносило пользы, но, наоборот, приводило к разжиганию вражды между ними. Как указывалось в обзоре «О борьбе с воровскими группировками в Красноярском ИТЛ МВД СССР», отрицательную роль в деятельности учреждения сыграли указания вышестоящих органов, которые вместо выработки мероприятий по борьбе с воровскими группировками рекомендовали администрации ИТУ учитывать наличие вражды между группировками, и в работе исходить из этого. В противном случае следовали дисциплинарные меры.

Мероприятия по совершенствованию режима отбывания наказания, организация наступательной политико-воспитательной работы, а также комплекс мер по разложению воровских группировок наряду с усилением борьбы с преступными проявлениями, осуществляемые в ИТУ, вызывали противодействие со стороны наиболее отрицательно настроенной части заключенных. В изменившихся условиях они лишались возможности безнаказанно грабить и притеснять заключенных, паразитировать за счет их труда, пользоваться в лагерях привилегиями, которые сами себе создавали.

Еще большему усилению изоляции заключенных способствовали приказы МВД СССР «О мерах усиления изоляции уголовно-бандит-ствующего элемента в ИТЛ МВД» и «О мерах по дальнейшему усилению изоляции уголовно-бандитствующего паразитического элемента из числа заключенных». В качестве главных задач оперативного, режимного и политического аппаратов ИТУ определялись своевременное выявление и действенная изоляция всех заключенных, отнесенных к этой категории.

Усиление изоляции уголовно-бандитствую-щих лиц и рецидивистов в специальных лагер-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 36

ных пунктах строгого режима УИТЛ и ОИТК, создание для них условий, исключающих возможность вести паразитический образ жизни за счет честно работающих осужденных, заставили их искать выход из складывающегося положения, тем более что в силу преступного поведения к ним не применялось досрочное освобождение. Соответственно менялась тактика их поведения. Эта категория стала создавать видимость лояльного поведения, стремления искупить вину перед обществом. Подавляющее большинство начали выходить на работу и даже выполнять установленные нормы выработки. На воровских сходках принималось решение хорошо себя вести и не допускать беспорядков. В то же время часть из них серьезно задумывалась о дальнейшей жизни, видя бесперспективность существования «воровской идеи».

По данным ГУЛАГа МВД СССР, к середине 1956 года в лагерных подразделениях общего режима все еще находилось свыше тысячи воров-рецидивистов. В августе коллегия МВД СССР специально рассматривала этот вопрос и приняла решение о вывозе данных заключенных и вновь выявляемых в созданные для этих целей тюрьмы с расчетом образования на их базе подразделений строгого режима с собственным производством.

В 1954 году для заключенных было введено условно-досрочное освобождение заключенных, доказавших свое исправление честным отношением к труду и примерным поведением. Также на все ИТЛ и колонии была распространена система зачета рабочих дней в срок отбытого наказания. Благодаря применению системы зачетов заключенные ощущали реальную возможность более скорого, чем предусмотрено приговором, освобождения из мест заключения. Институт зачетов обладает наглядностью для заключенных, позволяет им реально видеть, насколько приближается срок освобождения. В то же время применение системы зачетов требует создания реальной возможности для каждого заключенного участвовать в трудовом процессе, учета географических условий отбывания наказания, точной классификации основных и вспомогательных работ, оценки степени криминальной зараженности личности и т. п.

Введение в 1954 году зачетов для всех категорий заключенных имело, как и в 40-е годы,

ряд недостатков, которые отрицательно сказались на последующей практике их применения. Нормы зачета применялись одинаковые как к впервые осужденным, так и к неоднократно судимым. Допускались они и в отношении отбывавших наказание на строгом режиме после истечения шести месяцев со времени прибытия. Зачеты начислялись на основании производственных показателей истекшего месяца. При этом во внимание не принималось то, что в другие месяцы заключенный не выполнял производственную норму, отказывался от работы.

Начисление зачетов находилось в зависимости от факторов, носящих порой случайный характер, и не связывалось с поведением заключенного: организации труда, наличия специальности, физического состояния и возможности работать в соответствии с имеющейся профессиональной подготовкой и т. п. Если в первой половине 30-х годов система зачетов преследовала цель становления заключенного на путь исправления, и зачеты начислялись только при положительном поведении, активном участии в общественной жизни, то теперь они были подчинены в основном выполнению производственного плана.

Вторая половина 1954 года и начало 1955 года характеризовались заметным повышением трудовой активности заключенных вследствие применения системы зачетов рабочих дней: перевыполнялись производственные задания, сократилось количество отказывающихся от работы. Получили распространение слеты передовиков производства, технические конференции, совещания рабочих одной профессии, производственные совещания.

Определенную роль в повышении производительности труда сыграло и то, что администрация стала больше внимания уделять обучению заключенных специальностям как за счет средств ИТЛ, так и самих заключенных. Интересующую заключенного специальность он мог получить, если это позволяла производственная база ИТУ, оплачивая обучение за счет своих средств.

Таким образом в 1954-1955 годах ЦК КПСС и Совет Министров СССР создавали необходимые предпосылки для реализации требований советской исправительно-трудовой политики. В эти же годы существенное изменение претерпела уголовная и судебная политика.

37 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2014

Устанавливалась ответственность только за конкретное преступление, наказание за которое предусматривалось уголовным законом. Были приняты меры по отмене ряда законов, чрезмерно строго каравших за различные преступления.

Принятые в эти годы меры по совершенствованию деятельности ИТУ не принесли желаемых результатов. Причины такого положения заключались в следующем.

Во-первых, аппараты ИТУ сложились в условиях, когда перед МВД СССР в области исправительно-трудовой политики ставилась задача перевоспитания осужденных прежде всего путем изоляции, принуждения и трудового использования, сопровождавшимся организацией культурно-массовой работы. Однако сотрудники исправительно-трудовых учреждений не смогли перестроиться в работе в новых условиях, ибо не были подготовлены к этому ни профессионально, ни психологически. Не было создано и специального аппарата сотрудников, на которых бы возлагалось решение воспитательных задач.

Во-вторых, проводимым администрацией ИТУ мероприятиям по нормализации обстановки активное противодействие оказывал уголовно-бандитствующий элемент, а принимаемые меры по пресечению его преступной деятельности в большинстве случаев оказывались безуспешными.

В 1954-1956 годах система исправительно-трудовых лагерей получила однозначное официальное отрицание, что не помешало в то же время создать новые ИТЛ для решения все тех же хозяйственных задач при освоении целинных земель в Казахстане. Расхождение между словом и делом способствовало еще длительному их сохранению в системе ИТУ Лагеря были ликвидированы только в 1968 году.

Для практического решения вопросов, связанных с дальнейшим совершенствованием деятельности ИТУ, принципиально важное значение имело восстановление главной (стратегической) линии развития ИТУ, принципов советской исправительно-трудовой политики. Существенную роль в этом сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 года.

В последующие годы реализация постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от

25 октября 1956 года была рассчитана на решение ряда принципиально важных вопросов деятельности ИТУ. Основными из них являлись: ликвидация исправительно-трудовых лагерей как не обеспечивающих решения задачи исправления и перевоспитания заключенных;

укрепление политаппарата за счет введения в исправительно-трудовых учреждениях должностей начальников отрядов, которые стали играть решающую роль в перевоспитании заключенных;

принятие решительных мер по разложению уголовно-бандитствующих группировок из числа заключенных, мешавших созданию нормальных условий для реализации воспитательного процесса;

создание собственной производственной базы, необходимой для трудового перевоспитания заключенных;

повышение ответственности местных партийных и советских органов за руководство деятельностью мест лишения свободы;

широкое привлечение общественности к участию в реализации исправительно-трудовой политики.

Таким образом, в рассматриваемый период главной задачей ИТУ провозглашается исправление и перевоспитание осужденных на основе подготовки их к общественно полезному труду. Основным типом исправительно-трудовых учреждений становится колония.

Устанавливается порядок, в соответствии с которым ограничивался вывоз заключенных для отбывания наказания за пределы союзных республик. Практически с ноября 1957 года их этапирование в РСФСР из других республик прекратилось. Данное обстоятельство заставило партийные и советские органы союзных республик принять необходимые меры по размещению заключенных на своей территории.

В соответствии с указаниями партии и правительства по коренной перестройке работы ИТУ за период с 1954 по 1958 год было издано значительное число правовых актов, в которых нашли отражение произошедшие изменения в деятельности ИТУ Необходим был единый научно обоснованный нормативный акт, который бы определял условия и порядок отбывания заключенными наказания и характер деятельности администрации по их исправлению и перевоспитанию. К разработке поло-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 38

жения впервые за многие годы привлекались советская общественность, представители суда и прокуратуры, сотрудники исправительно-трудовых учреждений, научные работники. Это вызвало большой интерес у советских юристов-практиков, преподавателей высших учебных заведений и повлекло за собой возобновление изучения проблем исполнения наказания в виде лишения свободы.

В декабре 1958 года Совет Министров СССР утвердил Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел СССР, действие которого оказалось непродолжительным. Дело в том, что коренные преобразования в области исправительно-трудовой политики вступили в определенные противоречия с уголовной политикой, где также шли преобразования, но в более замедленном темпе. Только в конце 1958 года были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Положение и принятые тогда же Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик способствовали укреплению законности в деятельности ИТУ Ограничивались функции администрации по досрочному и условно-досрочному освобождению заключенных. Решение этих вопросов стало компетенцией суда. Только суду предоставлялось право перевода заключенных при определенных условиях из колонии в тюрьму, из тюрьмы в колонию. Суд же назначал подсудимому вид лишения свободы, а администрация ИТУ определяла конкретную колонию, в которой заключенному предстояло отбывать наказание.

Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 года возродили идею о максимальной экономии кары при определении меры наказания. Только за особо тяжкие преступления допускалось лишение свободы на срок до 15 лет. Это принципиальное изменение в карательной политике отражало курс Коммунистической партии и Советского государства на усиление гуманных, воспитательных начал в жизни советского общества.

Принятие уголовных кодексов союзных республик с изменением санкций по составу ряда преступлений в меньшую сторону фактически привело к освобождению всех ранее осужденных на срок свыше 15 лет, если они его уже отбыли.

По-иному законодатель подошел к вопросу о досрочном освобождении. В зависимости от совершенного преступления осужденные могли освободиться условно-досрочно по истечении 1/2 или 1/3 установленного срока наказания.

В связи с уменьшением численности заключенных предстояло в кратчайшие сроки пересмотреть действующую сеть ИТК и тюрем, определить их дислокацию, предусмотреть сокращение лимита наполнения.

Для исправительно-трудовых учреждений положительную роль, несомненно, сыграло корректирование судебной политики на основе постановления Пленума Верховного Суда СССР от 19.06.1959 «О практике применения судами уголовного наказания». В нем указывалось, что, применяя строгие меры наказания к совершившим тяжкие преступления и рецидивистам, суды в то же время должны чаще применять меры наказания, не связанные с лишением свободы, а также условное осуждение к тем, кто совершил неопасные правонарушения. Внесение этих корректив в первые года применения привело к сокращению поступления осужденных в ИТУ

Преодолев во многих случаях неоправданную строгость наказания за малозначительные преступления, некоторые работники судебных органов ослабили борьбу против особо опасных преступников и рецидивистов, решив, что по отношению к ним можно ограничиться общественным воздействием или, в крайнем случае, более мягким уголовным наказанием. Сыграла свою роль и получившая широкое распространение практика передачи правонарушителей на перевоспитание общественности. В дальнейшем все это привело к осложнению обстановки в местах лишения свободы в связи с ростом уголовных преступлений в стране.

Общее улучшение обстановки в ИТУ в конце 50-х годов вызвало известную самоуспокоенность, благодушие у части работников, что мешало видеть многие недостатки; отсутствие же постоянной критической оценки состояния работы приводило к тому, что ошибки и недостатки не устранялись, а накапливались. ^

(Продолжение в следующем номере)

39 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.