Научная статья на тему 'Заключенные в лагерях и колониях Ленинграда и Ленинградской области в 1945-1956 гг. : основные принципы содержания и изоляции'

Заключенные в лагерях и колониях Ленинграда и Ленинградской области в 1945-1956 гг. : основные принципы содержания и изоляции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1546
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУЛАГ / заключённые / карательная политика / колония / лагерный бандитизм / лагерь / РЕЖИМ / политические репрессии / Сталинизм / уголовно-бандитствующий элемент

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Будашевский Григорий Владленович

Рассмотрены изменения режима содержания заключенных в ИТУ Ленинградского региона в послевоенное десятилетие. Исследованы организация администрацией лагерей и колоний раздельного содержания различных категорий заключенных, пресечения их побегов и волнений, борьбы с лагерным бандитизмом с целью создания условий беспрепятственной эксплуатации подневольного труда заключенных. Прослеживаются также меры по либерализации советской пенитенциарной политики после смерти И.В. Сталина и степень эффективности их практического воплощения в ИТУ Ленинграда и области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заключенные в лагерях и колониях Ленинграда и Ленинградской области в 1945-1956 гг. : основные принципы содержания и изоляции»

УДК 340.343.

ББК 67.409

Г.В. Будашевский

заключенные в лагерях и колониях ЛЕНИНГРАДА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1945-1956 ГГ.: ОСНОВНЫЕ принципы содержания и изоляции

Рассмотрены изменения режима содержания заключенных в ИТУ Ленинградского региона в послевоенное десятилетие. Исследованы организация администрацией лагерей и колоний раздельного содержания различных категорий заключенных, пресечения их побегов и волнений, борьбы с лагерным бандитизмом с целью создания условий беспрепятственной эксплуатации подневольного труда заключенных. Прослеживаются также меры по либерализации советской пенитенциарной политики после смерти И.В. Сталина и степень эффективности их практического воплощения в ИТУ Ленинграда и области.

Ключевые слова:

ГУЛАГ, заключённые, карательная политика, колония, лагерный бандитизм, лагерь, режим, политические репрессии, сталинизм, уголовно-бандитствующий элемент.

После окончания Великой Отечественной войны в системе исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) на территории Ленинграда и Ленинградской области произошли определенные изменения. Прежде всего, они были вызваны ростом «населения» ИТУ из-за осуществления активного противодействия правоохранительных органов резко возросшей детской беспризорности и уголовной преступности. В силу нелегких условий жизни первых послевоенных лет заключенными ИТУ оказывались не только те, кто этого заслуживал - закоренелые уголовники и бывшие активные пособники немецко-фашистских захватчиков, - но и те, кого безысходность и нужда толкали на преступный путь. Все большей наполняемости ИТУ, несомненно, способствовало и репрессивное по своей сути законодательство. Ведь именно тогда появились обнародованные 4 июня 1947 г. Указы Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», «Об усилении охраны личной собственности граждан». В соответствии с ними, за кражу государственного и общественного имущества суд назначал наказание от 7 до 25 лет лишения свободы, а за кражу личной собственности - от 5 до 10 лет [16, с. 390, 394]. Росту «населения» ИТУ не мог не способствовать и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни», согласно которому смертная казнь заменялась 25 годами заключения [15, с. 76].

С целью эффективного использования всего контингента заключенных в лагерях и колониях перед руководством Управления министерства внутренних дел по Ленинграду и Ленинградской области (УМВД ЛО),

в структуру которого входили все места лишения свободы на этой территории, возникла необходимость решения проблемы по их упорядоченному размещению. В связи с этим, со стороны УМВД ЛО перед руководством Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний (УИТЛК) на территории региона была поставлена задача по созданию для каждой категории заключенных соответствующих условий режима их содержания и охраны. Поэтому, согласно приказу УМВД ЛО от 26 декабря 1947 г., в большинстве подразделений УИТЛК УМВД ЛО для содержания заключенных предусматривалось введение двух основных видов режима - усиленного и общего.

Это было связано с появлением 24 марта

1947 г. «Инструкции по режиму содержания заключенных в ИТЛ и колониях МВД», которая стала основным юридическим документом, регулирующим правовое положение заключенных в первые послевоенные годы. Положения документа не только позволили восстановить существовавший довоенный порядок содержания заключенных (общий и усиленный режим), но и вводили определенные нормы отбывания наказания, что имело прогрессивное значение. В частности, заключенные, содержавшиеся в ИТУ усиленного режима, могли переводиться в порядке поощрения по отбытии 1/3 срока наказания в ИТУ общего режима. В то же время злостные нарушители режима подлежали направлению на срок до 3-х месяцев в центральные штрафные колонии или лагерные пункты ОИТК [5, с. 118-119]. Лица, совершившие преступления в период отбывания наказания, помещались в специально созданные штрафные подразделения на срок от 6 месяцев до года. Становление их на путь исправления

Общество

Terra Humana

стимулировалось досрочным переводом из штрафных лагерных пунктов в ИТУ соответствующего режима [18, с. 85].

В соответствии с приказом УМВД ЛО от

26 декабря 1947 г., для осужденных за все виды преступлений взрослых мужчин, отрицательно проявивших себя в быту и на производстве в различных местах лишения свободы, в населенном пункте Невская Дубровка на территории Мгинского района Ленинградской области был выделен Центральный штрафной лагерный пункт (лагпункт) при лагерном отделении (ЛО) № 9. В нем предусматривался усиленный режим содержания заключенных [6, л. 671-681].

Вид режима содержания и охраны заключенных напрямую зависел от степени тяжести совершенных ими преступлений. Наиболее опасными считались лица, осужденные за контрреволюционные преступления. В основном в их число входили пособники немецко-фашистских захватчиков, а также участники подпольных националистических бандитских формирований, существовавших на вошедших в состав СССР территориях Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и Молдавии [5, с. 116].

Кроме «контрреволюционеров», опасными считались и осужденные из т.н. «уго-ловно-бандитствующего элемента», а также преступники-рецидивисты. Для них и предусматривался усиленный режим содержания и охраны. К категории уголов-но-бандитствующего элемента относились лица, осужденные за злостное неповиновение администрации мест лишения свободы, сопряженное с терроризированием и убийством других заключенных. Для остальных, в основной своей массе осужденных за совершение должностных, служебных и бытовых преступлений, вводился общий режим содержания и охраны.

Кроме центрального штрафного лагпункта в Ленинграде при ЛО № 9 был сформирован ряд отдельных лагерных пунктов (ОЛП) усиленного режима [6, л. 671-681].

Согласно приказу УМВД ЛО от 26 декабря 1947 г., на территории Ленинградской области помимо центрального штрафного лагерного пункта при ЛО № 9 в усиленный режим вводился и для содержавшихся в отдельных зонах осужденных за контрреволюционные преступления взрослых мужчин и женщин в ОЛП № 15 при торфобрикетном заводе в пос. Новое Лисино Тосненского района. Этот же вид режима был установлен и в ОЛП № 20 (г. Пушкин, ул. Красной артиллерии, д. 23) для заключенных - осужденных за особо опасные уголовные преступления и рецидивистов

старшего подросткового возраста (от 16 до 18 лет). Для остальных ИТУ сохранялся общий режим содержания и охраны заключенных [6, л. 671-681].

При этом следует отметить, что к заключенным на территории ленинградского региона в качестве поощрительной меры применялось направление в оздоровительный пункт при ЛО № 17, расположенный в г. Бокситогорске Тихвинского района Ленинградской области. Согласно приказу УМВД ЛО от 26 декабря 1947 г., в ЛО № 17 предписывалось содержать заключенных инвалидов обоего пола, осужденных за все виды преступлений независимо от срока наказания, а также заключенных - взрослых мужчин и женщин, ослабленных по своему физическому состоянию и нуждающихся в оздоровлении. Для последних продолжительность нахождения в подразделении определялась от 3 до 5 месяцев при общем режиме содержания [6, л. 666-670].

Упорядоченное размещение заключенных в местах лишения свободы в годы после окончания Великой Отечественной войны не могло не проходить без совершенствования структуры аппарата управления. Укреплению режима в ИТУ мешали прежде всего разрозненные действия оперативно-чекистских аппаратов и охраны. Поэтому в марте 1947 г. в составе Главного управления исправительно-трудовыми лагерями и колониями МВД СССР (ГУЛАГ) создается первое управление по оперативной работе и охране. Соответственно на уровне исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) и исправительно-трудовых колоний (ИТК) организовывались отделы (отделения). На местах оперативные работники и командиры военизированной стрелковой охраны (ВОХР) переходили в подчинение начальникам лагерных подразделений и колоний [18, с. 85]. В результате в подразделениях УИТЛК 1947 г. количество побегов заключенных значительно уменьшилось: если в 3-м квартале совершили побег 42 чел, из которых было задержано 23, то в 4-м квартале из 16 совершивших побег, было задержано 9 [13, л. 40].

Еще в марте 1945 г. с целью укрепления режима содержания усложненного контингента заключенных появился приказ НКВД СССР «Об увольнении работников лагерного сектора ИТЛ, УИТЛК, ОИТК [отдела исправительно-трудовых колоний -Г.Б.] НКВД, УНКВД имевших в прошлом судимости». В связи с этим, кадровым аппаратам УИТЛК на местах предписывалось в двухмесячный срок уволить бывших заключенных, занимавших административно-хозяйственные должности, у которых су-

димость не снята. В порядке исключения на данных должностях могли оставаться бывшие члены и кандидаты в члены партии и ВЛКСМ, специалисты с высшим и средним специальным образованием (врачи, инженеры, экономисты) бывшие сотрудники НКВД-НКГБ, если они отбывали наказание не за контрреволюционные или особо тяжкие преступления [4, с. 21].

Руководству УИТЛК Ленинграда и области в целях укрепления режима содержания заключенных приходилось выполнять задачи и по улучшению условий их содержания. После окончания войны, при резко возросшем наполнении лагерных подразделений и колоний различными категориями подневольного контингента, для его эффективного вовлечения в производственные процессы руководители ИТУ все чаще были вынуждены принимать меры, направленные на улучшение быта, досуга, медицинского обслуживания заключенных. Поэтому в марте 1946 г. директивой МВД СССР руководителям ИТУ предлагалось не только обеспечение надежной изоляции заключенных, но и выполнение задач по улучшению условий их содержания путем установления рабочего дня, не превышающего 9 часов, восьмичасового непрерывного отдыха и 4 выходных дней в месяц; кроме того, предлагалось улучшить питание заключенных, разрешить закупку продуктов на рынке на их средства [1, с. 234-235]. Определенную роль в реализации отдельных положений этой директивы сыграл прокурорский надзор за деятельностью администрации ИТУ. В указании ГУЛАГа от 25 ноября 1946 г. отмечалось, что несвоевременное выполнение всех предложений прокуроров, записанных в актах проверки законности установленного режима содержания, является нетерпимым. Руководители ИТЛ и колоний обязывались по материалам проверки сообщать о принятых мерах в ГУЛАГ и прокурору [4, с. 19-20].

Но несмотря на принимаемые руководством УИТЛК меры по стабилизации обстановки в местах лишения свободы, в ИТУ наблюдался значительный рост криминальных проявлений. Они были вызваны тем, что наиболее организованной категорией заключенных являлись «блатные», которые вели паразитический образ жизни, контролировали ситуацию в ИТУ, утверждая свою власть террором против других категорий заключенных. Некоторые из блатных, заняв административные посты, использовали их для терроризирования других заключенных. Так, в 1946 г. в некоторых ИТУ, благодаря попустительству должностных лиц, имели место факты

массовых избиений заключенных и издевательств над ними со стороны комендантов и их помощников из числа уголовников. Несмотря на то, что руководство ИТУ на местах было заинтересовано в негласной поддержке согласных сотрудничать с ним, кровавые столкновения между ними негативно влияли на результаты производственного процесса, срывая выполнение главной задачи руководства УИТЛК - успешного трудового использования заключенных. Поэтому заключенные уголовники, виновные в массовых избиениях других заключенных, были отданы под суд. Суду военного трибунала были преданы и допустившие произвол ответственные сотрудники УИТЛК [2, с. 149-150].

Но несмотря на меры по предотвращению преступных проявлений в местах лишения свободы, нарушения продолжались и влекли за собой тяжелые последствия. Преступники-рецидивисты оказывали яростное противодействие администрации лагерей и колоний, пытаясь таким образом показать, кто является истинным хозяином положения дел в ИТУ Так, например, в ОЛП № 20 в г. Пушкине длительное время орудовала бандитская группа воров-рецидивистов, которая систематически терроризировала малолетних заключенных, не работала, отнимала у заключенных передачи и деньги, приобретая на них водку через расконвоированных заключенных. Бездействие руководства ОЛП № 20 привело к тому, что 10 ноября 1948 г. находящиеся в пьяном состоянии бандиты устроили массовое избиение заключенных. На требование прекратить безобразие, вооруженные бандиты устроили погром в служебных помещениях, подожгли все документы и набросились на администрацию лагеря. После подавления бандитского выступления, организовавшая его группа воров-рециди-вистов была предана суду [7, л. 199-200].

Участившиеся криминальные события в ИТУ вызвали появление 31 декабря

1948 г. приказа МВД СССР «Об организации специальных лагерных подразделений строгого режима в ИТЛ МВД и УИТЛК МВД/УМВД», согласно которому в целях укрепления режима и усиления борьбы с преступностью заключенных в ИТУ организовывались специальные лагерные подразделения (лагерные отделения, лагерные пункты) строгого режима. В них предписывалось содержать: а) всех осужденных за бандитизм и вооруженный разбой, неисправимых рецидивистов, неоднократно судимых, поступающих в исправительно-трудовые лагеря из тюрем; б) всех осужденных

Общество

Terra Humana

в период отбывания срока наказания в местах заключения за бандитизм, умышленное убийство, вооруженный разбой и побеги; в) содержащихся в местах заключения - осужденных за бандитизм и разбой, продолжающих в период отбывания наказания проявлять себя злостными дезорганизаторами лагерной и производственной дисциплины. Направлению в данные подразделения подлежали только осужденные на срок от 3 лет и выше. Режим их содержания предусматривал: а) использование заключенных преимущественно на тяжелых физических работах под усиленной охраной; б) запрещение расконвоирования заключенных; в) усиленный надзор за заключенными в жилых зонах и на производственных объектах; г) строгое наказание - содержание в карцере, в камерах штрафного режима с применением наручников, лишение на длительное время переписки и другие наказания за злостный отказ от работы, за нарушение лагерного режима и попытки к побегу. В случаях нападения или открытого злостного сопротивления, лагерной администрации и надзирателям разрешалось применять оружие [3, с. 115].

Оперативно-режимный аппарат лагерных подразделений обязывался расследовать каждый случай лагерного бандитизма, арестовывать и предавать суду виновных в нем лиц, внедрять агентуру в преступные группировки и разлагать их изнутри, изымать у заключенных самодельное холодное оружие, не допускать бандитских выступлений. В 1950 г. были сформированы лагерные подразделения строгого режима для содержания 80 200 заключенных [2, с. 151].

Анализ архивных источников показывает, что к началу 1950-х гг. в УИТЛК еще не только не были созданы новые подразделения со строгим режимом содержания заключенных, но не функционировали и ранее созданные. Как указывалось в отчетном докладе УМВД ЛО за 3-й квартал

1950 г., этот факт явился основной причиной значительного количества грубых нарушений лагерного режима, поскольку весь «уголовно-бандитствующий элемент», особенно из числа инвалидов, продолжал находиться в лагерных подразделениях общего режима. Заключенными этой категории в 3-м квартале 1950 г. в лагерях УИТЛК было совершено 2 убийства заключенных и 5 случаев ранения во время конфликтов (во 2-м квартале 1950 г. произошел один случай лагерного бандитизма и было совершено 3 убийства). 46 заключенных - злостных нарушителей режима было привлечено к уголовной от-

ветственности, и 528 чел. были водворены в штрафные изоляторы (ШИЗО) [14, л. 5].

Руководство УИТЛК ЛО активно пыталось проводить работу по предотвращению побегов заключенных из мест лишения свободы. Большое значение при этом имело появление 23 июня 1948 г. приказа МВД СССР «О создании негласных бригад содействия военизированной охране ИТЛ-ИТК из заключенных». В нем подчеркивалась необходимость повышения качества квалифицированной агентурной работы по предупреждению одиночных и групповых побегов, для чего на конфиденциальной основе должны были привлекаться положительно зарекомендовавшие себя заключенные. В случае привлечения к негласной работе по борьбе с побегами заключенные не должны были знать других членов бригады содействия, а при выявлении их подлежали немедленной переброске в другие лагерные подразделения. Всю работу с негласными членами бригад содействия вели надзиратели [3, с. 112-113]. К 1 октября 1950 г. в бригадах содействия охране в лагерных подразделениях УИТЛК ЛО состояло 2035 заключенных, через которых в течении 3 квартала 1950 г. было выявлено и предотвращено 108 побегов, 3 случая лагерного бандитизма, 10 убийств и 91 кража. Из совершивших побег 9 заключенных было задержано 6 [14, л. 5].

Параллельно с активным проведением мероприятий по пресечению побегов руководство УИТЛК ЛО продолжало принимать меры и по упорядоченному размещению заключенных. С этой целью 23 января

1951 г. появился соответствующий приказ УМВД ЛО. Хотя в целом численность заключенных в лагерных подразделениях на территории Ленинграда и Ленинградской области сократилась с 1947 по 1950 гг. незначительно (с 26 396 до 23 244 чел.), количество подразделений с усиленным режимом заметно уменьшилось [13, л. 37; 14, л. 4]. В Ленинграде к тому времени осталось только одно такое подразделение -ОЛП № 1, ул. Константиноградская, д. 6. Другим являлось ЛО № 29 с тремя лагерными пунктами, расположенное в г. Подпорожье Ленинградской области. Обращает на себя внимание факт отсутствия в этих подразделениях заключенных, осужденных за совершение контрреволюционных преступлений. Теперь уже в подразделениях с усиленным режимом находились заключенные - мужчины и женщины, осужденные к срокам наказания свыше 3-х лет лишения свободы за совершение должностных, бытовых и воинских преступлений. Только в лагпункте № 2 ЛО № 29 со-

держались заключенные мужчины с двумя и более судимостями за совершение бытовых, должностных и воинских преступлений, а также заключенные-рецидивисты и уголовно-бандитствующий элемент. Такой факт объясняется тем, что в целях наиболее упорядоченного размещения заключенных на территории Ленинграда Ленинградской и области, а также создания наилучшей стабилизационной обстановки в ИТУ, руководство УИТЛК все чаще стало применять этапирование в лагеря отдаленных регионов страны наиболее опасных категорий заключенных [8, л. 4-9].

Руководство УИТЛК стало активно реализовывать и перевод заключенных из категории уголовно-бандитствующего элемента на тюремный режим. В этой связи появление 27 февраля 1951 г. приказа УМВД ЛО «О переводе группы заключенных из лагерных подразделений УИТЛК УМВД ЛО в специальную тюрьму за систематические нарушения лагерного режима», согласно которому руководству УИТЛК предписывалось 23 заключенных женщин возраста от 18 до 40 лет, замеченных в злостных нарушениях лагерного режима, отправить на содержание сроком от 3-х месяцев до 1 года в тюрьму г. Выборга. По истечении установленных сроков их надлежало этапировать в отдаленные ИТЛ для дальнейшего отбытия наказания до конца срока, определенного приговором суда [9, л. 21-23].

С учетом положения дел с режимом содержания и изоляции заключенных 6 апреля 1951 г. появился приказ МВД СССР, согласно которому все дела об убийствах или покушениях на убийство заключенными представителей лагерной администрации и личного состава ВОХР должны были направляться на рассмотрение окружных военных трибуналов [3, с. 105]. В целях дальнейшего усиления борьбы с особо злостными проявлениями бандитизма среди заключенных 13 января 1953 г. был подписан не публиковавшийся в открытой печати Указ Президиума Верховного Совета СССР, распространивший применение смертной казни к лицам, виновным в злостных проявлениях лагерного бандитизма [3, с. 118].

Но санкционирование крайних репрессивных мер по отношению к заключенным из категории уголовно-бандитствующего элемента, далеко не всегда способствовало стабилизации обстановки в ИТУ Так, например, в приказе УМВД ЛО от 5 ноября

1952 г. указывалось, что руководство некоторых лагерных подразделений не только игнорирует сигналы об ослаблении режима и изоляции заключенных, но и продолжает способствовать подчинению режима

и охраны заключенных производственным вопросам [10, л. 302-303].

Наступивший после смерти И.В. Сталина период либерализации карательной политики выявил другие недостатки в обеспечении режима содержания и охраны заключенных в подразделениях УИТЛК УМВД ЛО. В связи с этим в приказе УМВД ЛО от 30 июня 1955 г. отмечалось, что несмотря на некоторое снижение количества нарушений лагерного режима со стороны заключенных, общая численность их все еще велика. Случаи пьянства, отказы от работы, драки и другие нарушения свидетельствуют о слабой индивидуальной политико-воспитательной работе с заключенными. Такая работа нередко подменяется мерами административного воздействия [11, л. 121].

Этот подход в решении проблемы обеспечения порядка в местах лишения свободы не мог не порождать у части заключенных пессимизма, неверия в справедливость, безразличия к своей судьбе. К тому же в ИТУ значительно изменился контингент заключенных. После амнистии на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от

27 марта 1953 г. «Об амнистии» в местах лишения свободы остались, в основном, лица, осужденные на срок свыше 5 лет за контрреволюционную деятельность, бандитизм, умышленные убийства, крупные хищения [9, с. 258]. Естественно, что у оставшихся отбывать наказание практическая реализация Указа вызвала только озлобление и активизацию действий против мероприятий администрации мест лишения свободы. К тому же часть освобожденных по амнистии вновь стала совершать уголовные преступления и после осуждения повторно оказывалась в ИТУ. Таким образом, у руководства УИТЛК УМВД ЛО оказалась не решенной проблема по обеспечению порядка в местах лишения свободы и снова возникла необходимость упорядоченного размещения заключенных.

Также проблемы руководству УИТЛК приходилось решать в соответствии с требованиями различных партийно-государственных постановлений, ведомственных приказов и инструкций, появившихся в начальный период либерализации карательной политики государства. Так, например, в появившихся 12 марта и 10 июля 1954 г. постановлениях ЦК КПСС «Об основных задачах МВД СССР» и «О мерах улучшения работы исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР» была обоснована необходимость преобразований в деятельности ИТУ. Комплекс организационных мероприятий по их проведению получил законодательное оформление в Постановлении Совета Министров СССР от 10 июля

Общество

Terra Humana

1954 г., согласно которому было утверждено Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР от 17 июля 1954 г. Основной задачей ИТУ здесь признавалось создание условий, исключающих возможность совершения осужденными новых преступлений. Но оно не обеспечивало надлежащего раздельного содержания различных категорий заключенных, а предусмотренная структура режимов (строгого, усиленного и общего) на практике была трудно выполнима. Поэтому МВД СССР в октябре 1954 г. издало специальную инструкцию, регламентирующую режим содержания в лагерях и колониях [10, с. 86-87].

Во исполнение инструкции руководство УИТЛК УМВД ЛО для укрепления режима содержания и охраны заключенных организовало лагерные пункты для впервые осужденных на срок до 3-х лет, а также создало постоянно действующую комиссию по назначению строгого режима содержания вновь осужденным заключенным [11, л. 48, 161; 12, л. 9]. Но несмотря на это, появившийся 23 марта 1956 г. приказ УМВД ЛО после проверки деятельности подразделений Отдела исправительно-трудовых колоний (ОИТК) УМВД ЛО и его лагерных подразделений указывал, что руководители всех подразделений не привлечены к активной работе по перевоспитанию заключенных и полностью не отошли от канцелярского метода руководства подразделениями, что противоречит требованиям, предъявляемым МВД СССР на основании решений ЦК КПСС [12, л. 21-22].

Список литературы:

[1]

Подводя итог деятельности руководства УИТЛК (ОИТК) УМВД (УНКВД) ЛО по обеспечению режима содержания заключенных в ИТУ на территории Ленинграда и области в послевоенное десятилетие, следует отметить, что руководство УИТЛК по мере возможности пыталось оперативно решать возникающие проблемы. Но при этом делался упор на карательные методы воздействия на заключенных при фактическом отсутствии индивидуальной воспитательной работы. Ведь в подавляющем большинстве руководство лагерей и колоний уделяло основное внимание решению производственно-хозяйственных вопросов, забывая о воспитательных задачах наказания. Только в период либерализации советской карательной системы, начавшийся в 1953 г., во всех ее звеньях стала осознаваться необходимость иных подходов к решению проблем воздействия на преступивших закон и оказавшихся в ИТУ. В то же время были признаны целесообразными практика упорядоченного размещения заключенных по полу, возрасту, видам совершенных преступлений и срокам наказания за них, а также оперативные мероприятия по разобщению устойчивых связей в среде уголовно-бандитствующего элемента. В целом, ситуация в ленинградских ИТУ в деле обеспечения режима содержания находящихся в них заключенных в послевоенное десятилетие показывает неспособность и невозможность положительного решения данной проблемы методами тоталитарной исправительно-трудовой политики.

Борисов А.В., Дугин А.Н., Малыгин А.Я. и др. Полиция и милиция в России: страницы истории. -М.: Наука, 1995. - 415 с.

[2] Говоров И.В. Советское государство и преступный мир (1920-1940-е гг.) // Вопросы истории. - 2003, № 11. - С. 143-152.

[3] Кокурин А.И., Моруков Ю.Н. ГУЛАГ: структура и кадры // Свободная мысль-ХХ1. - 2001. №1. -С.101-119.

[4] Кузьмин С.И. Деятельность исправительно-трудовых учреждений (1936-1960 гг.). - М.: Издательство Академии МВД СССР, 1989. - 94 с.

[5] Кузьмин С.И. Исправительно-трудовые учреждения в СССР (1917-1953 гг.). - М.: Издательство Академии МВД СССР, 1991. - 132 с.

[6] Отдел специальных фондов Информационного Центра ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 130.

ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 142.

1. Оп. 1. Д. 192. Т.1.

1. Оп. 1. Д. 194.

1. Оп. 1. Д. 216.

1. Оп. 1. Д. 272.

1. Оп. 1. Д. 289.

28. Оп. 1. Д. 21.

28. Оп. 1. Д. 38.

[15] Росси Ж. Справочник по ГУЛАГу: в двух частях. - М.: «Просвет», 1991. Ч.1. - 346 с.

[16] Соломон П. Советская юстиция при Сталине / Пер. с англ. - М.: «РОССПЭН», 1998. - 464 с.

[17] Топтыгин А.В. Неизвестный Берия. - СПб.: «Изд. Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. - 479 с.

[18] Уголовно-исполнительное право России. Учебник для вузов / Под ред. А.И. Зубкова. - М.: Издатель-

ская группа «ИНФРА-М», 1997. - 614 с.

[7]

[8] ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф.

[9] ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф.

[10] ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф

[11] ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф

[12] ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф

[13] ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф

[14] ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.