Научная статья на тему 'Инструкция 1951 г. О содержании заключенных в особых лагерях МВД СССР: политико-правовая характеристика'

Инструкция 1951 г. О содержании заключенных в особых лагерях МВД СССР: политико-правовая характеристика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
732
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНСТРУКЦИЯ / ОСОБЫЕ ЛАГЕРЯ / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ / РЕЖИМ / ТРУДОВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / НАДЗОР / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Упоров И.В.

В статье раскрывается содержание Инструкции МВД СССР (1951 г.), регулирующей режим содержания, трудовое использование и охрану заключенных в особых лагерях МВД СССР. Отмечается, что условия содержания заключенных по этому акту были существенно строже, чем в иных исправительнотрудовых учреждениях, что обуславливалось тяжестью совершенных преступлений лицами, направляемыми в особые ИТЛ (измена родине, шпионаж, диверсии, бандитизм и др.). Однако ввиду изменений общественнополитической ситуации во второй половине 1950-х гг. эта Инструкция действовала относительно короткий срок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструкция 1951 г. О содержании заключенных в особых лагерях МВД СССР: политико-правовая характеристика»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х

Если наличествуют данные об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, которое не имеет связи с психическим расстройством, защитник-адвокат должен заявить ходатайство следователю и посредством этого установить, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактической характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими [2, с. 158].

Особенностью производства предварительного расследования по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего является выделение дела в отдельное производство в соответствии со ст. 154 УПК РФ, в случае, если в совершении преступления несовершеннолетний принимает участие совместно со взрослым. Когда выделение уголовного дела в отдельное производство не представляется возможным, к несовершеннолетнему обвиняемому, который привлечен по одному делу со взрослым, следует применять правила, установленные главой 50 УПК РФ.

Защитник должен обращать свое внимание на особенности, характерные для уголовных дел в отношении несовершеннолетних и связанные с задержанием несовершеннолетнего подозреваемого (ст. 423 УПК РФ) и с применением к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу, которые следует проводить в порядке, указанном в ст. 91, 97, 99.100 и 108 УПК РФ.

Если решается вопрос об избрании меры пресечения относительно несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, то в каждом отдельном случае необходимо в первую очередь рассматривать возможность отдачи несовершеннолетнего под присмотр в соответствии со ст. 105 УПК РФ. Законный представитель должен быть извещен о задержании или заключении под стражу, продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) [3, с. 271].

Для осуществления надлежащей защиты несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), как отмечал Жадан В.Н., защитнику необходимо обращать внимание на поведение несовершеннолетнего, его психологическое состояние, важно следить за тем, чтобы он самостоятельно и свободно давал показания [4, с. 16].

Следует констатировать, что роль защитника на предварительном следствии по делам несовершеннолетних имеет большое значение в свете особенностей производства по делам данной категории. Защитник-адвокат обязан обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов своего доверителя.

Список использованной литературы:

1. Гаврилов С.А., Лупинская П.А. Адвокат в уголовном процессе: Учебное пособие. - М., Новый Юрист, 1997.- С. 544

2. Игнатов С.Д. Адвокат и его деятельность в уголовном судопроизводстве: монография. - Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2005. - С. 268.

3. Рагулин А.В. Адвокат в уголовном процессе: учебно-практическое пособие. - М.: Из-во Феникс, 2007. - С. 480

4. Овсянников И. В., Морозова В. В. Особенности предмета и средств доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Следователь. - 2007. - № 5.- С. 16—17

© Трепалина Ю.С., 2017

УДК 343

И.В. Упоров

д.и.н., к.ю.н., профессор, Краснодарский университет МВД России,

г. Краснодар, Россия E-mail: uporov@list.ru

ИНСТРУКЦИЯ 1951 Г. О СОДЕРЖАНИИ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ОСОБЫХ ЛАГЕРЯХ МВД СССР: ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация

В статье раскрывается содержание Инструкции МВД СССР (1951 г.), регулирующей режим

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

содержания, трудовое использование и охрану заключенных в особых лагерях МВД СССР. Отмечается, что условия содержания заключенных по этому акту были существенно строже, чем в иных исправительно-трудовых учреждениях, что обуславливалось тяжестью совершенных преступлений лицами, направляемыми в особые ИТЛ (измена родине, шпионаж, диверсии, бандитизм и др.). Однако ввиду изменений общественно-политической ситуации во второй половине 1950-х гг. эта Инструкция действовала относительно короткий срок.

Ключевые слова

Инструкция, особые лагеря, заключенные, условия содержания, режим, трудовое использование, надзор, права, обязанности.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР принимались нормативные акты, которые регулировали исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении некоторых категорий заключенных. Наиболее заметным из них является Инструкция о режиме содержания, трудовом использовании и охране заключенных в особых лагерях МВД СССР 1951 г., утвержденная министром внутренних дел [1], которая заменила ряд аналогичных актов, принятых до этого (особые лагеря были созданы в 1948 г. [2, с. 326-327]). Следует заметить, что этот и подобный ему уголовно-исполнительные акты принимались при неотмененном ИТК РСФСР 1933 г. [3], что свидетельствует о грубом нарушении принципа законности при обеспечении режима содержания в местах лишения свободы.

В Инструкции указывалось, что особые лагеря входили в систему ГУЛАГа и являлись местами заключения, предназначенными для содержания осужденных к лишению свободы шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, эсеров, меньшевиков, анархистов, националистов, белоэмигрантов, участников других антисоветских организаций и групп и лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и вражеской деятельности. Согласно ст. 5 Инструкции «в особых лагерях устанавливается строгий режим содержания, призванный обеспечить надежную изоляцию, исключающую возможности для установления нелегальных связей с волей и совершения побегов со стороны особо опасных государственных преступников» [1]. Указывалось также, что заключенные особых лагерей не пользуются правом на сокращение сроков наказания и получение других льгот и, кроме того, они должны были трудоустраиваться на тяжелых физических работах.

Указанный выше строгий режим предусматривал: использование трудоспособных заключенных преимущественно на тяжелых физических работах, под усиленной охраной; категорическое запрещение расконвоирования заключенных и свиданий с родственниками и знакомыми; усиленный надзор за заключенными в жилых зонах и на производственных объектах; строгое наказание: перевод на штрафной режим, содержание в карцере, лишение на длительное время переписки и другие наказания, предусмотренные настоящей инструкцией за отказ от работы, за нарушение лагерного режима и попытки к побегу, за совершение уголовных преступлений и т. д.; строгие требования к заключенным по выполнению ими установленных норм выработки: запрещение сокращения срока наказания и предоставления каких-либо других льгот, в том числе и премий. Заключенным, по прибытии их в особый лагерь, выдавалась специальная арестантская верхняя одежда, при этом ношение заключенными одежды неустановленного образца запрещалось. Каждому заключенному, содержащемуся в особом лагере, присваивался личный номер, который проставлялся на наружной стороне одежды, выданной в носку. Нумерация производилась по каждому лагерному подразделению в отдельности и начиналась с цифры «1» до цифры «100», впереди которых значились литеры «А», «Б», «В» и т. д. При направлении осужденного в ссылку на поселение или освобождении из особого лагеря, выданная в лагере специальная арестантская одежда отбиралась и заменялась одеждой гражданского образца.

Для наказания особо злостных нарушителей лагерного режима и труда, склонных к побегу, уголовно-бандитствующего элемента и содержания заключенных, осужденных за преступления, совершенные в особом лагере, в каждом лагерном подразделении оборудовались штрафные бараки с общими камерами (на 15-20 человек) и карцер с одиночными камерами в каменных или деревянных рубленых зданиях. При приеме заключенных в особый лагерь, последние подвергались тщательному личному обыску, с осмотром вещей.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Предметы, запрещенные к хранению в лагере (оружие, алкогольные напитки, наркотики, ценные вещи, кары игральные, карты топографические, химические карандаши и др.), изымались. Личные вещи (за исключением разрешенных к пользованию) сдавались в камеру хранения, ценности — в кассу лагеря, а деньги зачислялись на лицевой счет заключенного.

Постоянный надзор за поведением заключенных в жилых зонах и на производственных объектах осуществлялся внутренней надзирательской службой, организуемой ГУЛАГом МВД СССР. Личный состав надзирательской службы особых лагерей должен был укомплектовываться проверенным и заслуживающим политического доверия надзирательским составом, преимущественно из числа коммунистов и комсомольцев, имеющих опыт работы в надзорслужбе. В целях обеспечения строгого режима содержания заключенных, внутренняя надзирательская служба в особых лагерях могла усиливаться за счет увеличения численности личного состава. Штатная положенность надзирательского состава по каждому особому лагерю определялась распоряжением МВД СССР.

В целях обеспечения режима содержания заключенные размещались в бараках: а) общих -вместимостью от 100 до 200 человек в каждом, из расчета 1,8 кв. метра площади на человека, с предоставлением индивидуального спального места на двухьярусных нарах вагонной системы с комплектом постельных принадлежностей; размещение заключенных в бараках осуществлялось побригадно и посменно; б) штрафных - с камерной системой, состоящих из общих камер вместимостью 15-20 человек - в этих бараках размещались заключенные, склонные к побегу, «уголовно-бандитствующий» элемент и злостные нарушители лагерного режима, а также переведенные на штрафной режим после осуждения за преступления, совершенные в особом лагере. Эти бараки ограждались колючей проволокой в два ряда. Вход во все жилые помещения оборудовался тамбуром со смотровым окошком в дверях, а оконные проемы заделывались железными решетками. От отбоя ко сну и до утреннего подъема двери бараков находились на запоре, заключенным запрещалось хождение из барака в барак. Заключенные женщины содержались в отдельных специально женских лагерных подразделениях. Размещение женщин и мужчин на территории одного и того же лагподразделения не допускалось. Осужденные по групповым делам («однодельцы») должны были содержаться в разных лагерных подразделениях или в разных особых лагерях. Все трудоспособные заключенные использовались преимущественно на тяжелой физической работе по назначению администрации лагеря. Использование ограниченно трудоспособных заключенных производится на физических работах, соответствующих их состоянию здоровья.

По режимным требованиям осужденных запрещалось использовать в качестве телефонистов, делопроизводителей, надзирателей и т.д., а по ряду должностей ограничения вытекали из характера преступлений, за которые были осуждены заключенные, в частности, бухгалтерами не могли работать осужденные за корыстные преступления. Однако в практике исправительно-трудовых учреждений этот запрет систематически нарушался, и не от хорошей жизни - ввиду нехватки кадров. Так, на совещании начальников отделов и отделений УИТЛК УМВД по Краснодарскому краю 30 декабря 1950 г. зам. главного бухгалтера Куракин говорил о том, что «в результате отсутствия контакта между отделами УИТЛК мы имеет такое положение, когда работники отдела режима сняли в подразделениях с бухгалтерских работ заключенных, которые по статейным признакам не подходят на эту работу, в результате чего бухгалтерский учет в подразделениях был поставлен под угрозу срыва» [4]. На такие нарушения при дефиците кадров в общем случае закрывали глаза, и лишь периодически, во время проверок, в основном прокурорских, положение приводилось в соответствии с нормативными предписаниями.

В соответствии с рассматриваемой Инструкцией 1951 г. заключенным запрещалось: в свободное от работы время до поверки передвигаться в пределах зоны лагерного подразделения, а также хождение из одного барака или производственного помещения в другое (за исключением помещений бытовых и медико-санитарных учреждений под наблюдением надзорсостава); приближение к предупредительному забору в зоне лагерного подразделения; приближение к часовым и конвоирам ближе, чем на 10 метров; выход из строя или нарушение указанного направления и порядке при следовании под конвоем; игра в карты и другие азартные игры; хранение запрещенных предметов; передача писем, записок вольнонаемным работникам, а также обращение к ним с личными просьбами, кроме прикрепленного надзирателя; ложиться в постель в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

верхней одежде и обуви, курить в жилых и производственных, за исключением специально отведенных для этого мест. Регулировались и то, что заключенным разрешалось: а) посещать в условленные часы под наблюдением надзирателя бытовые и медико-санитарные учреждения; б) хранить и пользоваться продуктами питания, металлической и другой небьющейся посудой (ложки, миски, кружки), спичками, табаком, письменными и туалетными принадлежностями; в) покупать в ларьке лагерного подразделения по безналичному расчету: мыло, зубной порошок, зубные щетки, расчески, табачные изделия, карандаши, бумагу, конверты и другие разрешенные администрацией лагеря предметы первой необходимости, а также продукты питания; г) получать и отправлять корреспонденцию в установленном порядке; д) получать продуктовые и вещевые посылки и денежные переводы; е) подавать в год одно заявление по вопросам пересмотра дела или помилования. Достаточно строго режимные требования регулировали вопросы получения посылок и переписки.

Передвижение заключенных за пределами зоны лагерного подразделения как на работу, так и с работы, а также и при других перемещениях, производилось только под конвоем войск МВД. Использование личного состава надзирательской службы в качестве конвоиров и в составе караула запрещалось.

В Инструкции отдельно формулировались обязанности осужденных: работать по назначению администрации лагерного подразделения и выполнять производственные нормы; беспрекословно выполнять требования лагерной администрации, надзирательского состава, часовых и конвоиров; бережно относиться к лагерному имуществу; производственному оборудованию и инструменту; по прибытии в лагерное подразделение сдать на хранение администрации под квитанцию все ценности и деньги; строго соблюдать производственную дисциплину, не оставлять самовольно рабочего места; выполнять правила внутреннего распорядка; при посещении жилых и производственных помещений лицами лагерной администрации, командным составом войск и надзирательской службы, а так- же при обращении этих лиц к заключенным — последние должны принимать положение «смирно»; содержать в чистоте жилое помещение и рабочее место, в установленные администрацией дни проходить санобработку; выполнять правила противопожарной безопасности.

За нарушение уставленного режима и трудовой дисциплины на заключенных налагались следующие административные взыскания: а) лишение права пользования ларьком на срок до 3-х месяцев; б) лишение права переписки сроком на 1 год; в) перевод в штрафной барак с содержанием в общей камере сроком до 6-ти месяцев; г) водворение в карцер на срок до 15 суток. Начальник Управления особого лагеря и его заместители пользовались дисциплинарными правами в полном объеме. Начальники лагерных подразделений и их заместители имели право: а) лишать права пользования ларьком на срок до 2-х месяцев; б) переводить в штрафной барак сроком до 2-х месяцев; в) водворять в карцер на срок до 5 суток. Наложение взыскания оформлялось постановлением или приказом начальника Управления лагеря или лагерного подразделения. Постановление или выписка из приказа по исполнении приоб- щались к личному делу заключенного.

Большое значение при обеспечении режима содержания в особых лагерях в Инструкции уделялось «штрафному бараку» и карцеру. Штрафной барак ограждался забором из колючей проволоки в два кола. Камеры оборудовались сплошными нарами в два яруса. Постельными принадлежностями заключенные штрафных бараков обеспечивались наравне с заключенными, содержащимися в общих бараках. Камеры закрывались прочными дверями с наружным замком и со смотровым окошком, на окнах бараков устанавливались решетки. В штрафной барак водворялись заключенные: а) осужденные за антисоветскую деятельность в особом лагере, за побег из лагеря, за лагерный бандитизм, разбой в лагере — сроком до одного года, с размещением в отдельных камерах от остального контингента барака. Указанный контингент конвоировались на работу и с работы в наручниках. Применение наручников с наступлением холодов запрещалось; б) осужденные за прочие преступления, совершенные в особом лагере, а также склонные к побегу - на срок до 8-ми месяцев с содержанием в общих камерах; в) систематически нарушающие режим и трудовую дисциплину и неоднократно (более двух раз) подвергавшиеся взысканиям — на срок до 6-ти месяцев с содержанием в общих камерах. В течение всего времени содержания в штрафном бараке

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

заключенные использовались преимущественно на особо тяжелых физических работах. Питание получали по нормам выработки, а отказывающиеся от работы - по нормам штрафного пайка.

Как нам представляется, появление такой инструкции отражало последнюю волну репрессий, которая имела место в нашей стране после окончания Великой Отечественной войны и закончилась, как известно, незавершившимся (из-за смерти Сталина) процессом по «делу врачей» [5, с. 53-56]. Даная Инструкция действовала относительно недолго. После смерти Сталина в 1953 г. условия содержания заключенных фактических были смягчены, а затем в рамках периода «оттепели» 25 октября 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС принимают Постановление «О мерах по улучшению работы МВД СССР» [6], которым было признано нецелесообразным вообще дальнейшее существование ИТЛ.

Список использованной литературы: 1 Специальный архивный фонд ИЦ ГУВД Краснодарского края. Д. 205. С. 312-313.

2. История сталинского ГУЛАГа / Отв. ред. Н.В. Петров. Собрание документов в 7 т. Т. 2. М.: РОССПЭН, 2004. С. 326-327.

3. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 01.08.1933 "Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР" // СУ РСФСР. 1933. № 48. Ст. 208.

4. Архив ГУИН МЮ по Краснодарскому краю. Оп. 1/1. Протоколы совещаний УИТЛК УМВД КК. 1951. Д. 15. Л. 3.

5. Флоря В.Н., Оставчук Д.И. "Царица доказательств" по делам о врачебных преступлениях // Медицинское право. 2012. N 5. С. 53 - 56.

6. Партийная жизнь. 1957. № 4. С. 63-68.

© Упоров И.В., 2017

УДК 34

Г.Г. Фурцева

БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»

г. Сургут, Российская Федерация

"ОБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

Аннотация

Финансовый мониторинг является комплексом инструментов и мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Международные стандарты финансового мониторинга, разработанные Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) являются основополагающими для соответствующего законодательства страны и обязательными к исполнению всеми странами-участниками ООН.

Объектами финансового мониторинга в кредитной организации являются практически все осуществляемые в процессе текущей деятельности операции, так как они все подразумевают действия с денежными средствами и иным имуществом.

Есть определенные знаки-индикаторы, ограничивающие круг рассматриваемых операций в качестве объектов финансового мониторинга, установленные Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Ключевые слова

Государство, денежные средства, идентификация, иное имущество, объект, операция, отмывание денег, право собственности, Росфинмониторинг, субъект, финансовый мониторинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.