К 135-летию образования УИС
С. И. КУЗЬМИН
главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,
доктор юридических наук,
профессор
Деятельность мест лишения свободы в период с 1969-го по конец 1980-х годов
Аналитический обзор
На протяжении 60-х годов проводилась большая работа по кодификации исправительно-трудового законодательства, закончившаяся в 1969 году. В республиканских положениях об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах, принятых в начале 60-х годов, по-разному решались многие вопросы, в том числе и имеющие весьма существенное значение для исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы. Впервые в истории Советского государства в 1969 году был принят общесоюзный кодифицированный законодательный акт в области исполнения наказания - Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. Они устранили неоправданные различия в условиях отбывания наказания в союзных республиках, что сыграло важную роль в обеспечении единства и в совершенствовании исправительно-трудового законодательства. В течение 1970-1971 годов в соответствии с Основами и на их базе во всех республиках были подготовлены и утверждены исправительно-трудовые кодексы.
Новые задачи перед исправительно-трудовыми учреждениями были определены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 мая 1970 г. В соответствии с ними предстояло решить вопросы укрепления, дальнейшего развития и совершенствования производственно-технической базы ИТУ повышения производительности труда осужденных, улучшения постановки общеобразовательного и профессионально-техничес-
кого обучения, укрепления кадрового состава сотрудников ИТУ специалистами, имеющими инженерно-техническое, педагогическое, юридическое образование, расширения подготовки специалистов для ИТУ в ведомственных учебных заведениях и др.
Для улучшения деятельности ИТУ прежде всего требовалось привести численность осужденных в соответствие с имеющейся производственной базой для вовлечения каждого из них в трудовые процессы. Из-за превышения лимита наполнения мест лишения свободы часть осужденных не была занята трудом, в то время как в стране ощущался недостаток трудовых ресурсов. Решить данную проблему можно было за счет внесения коррективов в уголовную политику, что и было сделано: 12 июня 1970 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденных к труду».
В 1974 году Указ Президиума Верховного Совета СССР внес дополнение в ст. 23 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, согласно которому предусматривалось условное осуждение на срок от одного года до трех лет с обязательным привлечением к труду в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговора. Эти меры способствовали некоторому сокращению числа осужденных, поступавших в исправительно-трудовые колонии, улучшению трудовой занятости контингента.
Исследования ученых и наблюдения практиков в 60-х и начале 70-х годов позволили обосновать предложение о целесообразности расширения круга лиц, исправление и перевоспитание которых возможно без ряда карательных воздействий, свойственных реальному лишению свободы, путем применения комплекса воспитательных мер в условиях значительного расширения прав осужденных и предоставления им большей самостоятельности.
Новый вид исправительно-трудовых учреждений (колоний-поселений) предназначался для лиц, совершивших преступления по неосторожности, что нашло законодательное закрепление в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 года. Колонии-поселения предназначались для отбывания наказания впервые осужденных к лишению свободы на срок не свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности. Однако суду предоставлялось право назначать отбывание лишения свободы в таких колониях-поселениях и лицам, которым наказание определялось свыше пяти, но не более 10 лет.
В целях создания более благоприятных условий для исполнения наказания и применения средств исправительно-трудового воздействия устанавливалось право, согласно которому для осужденных, направленных в соответствии с приговором суда в колонии-поселения для лиц, совершивших преступление по неосторожности, и осужденных, переведенных из обычных ИТК в колонии-поселения в порядке, предусмотренном ст. 33 Основ, устанавливалось раздельное содержание.
Указ Президиума Верховного Совета СССР внес в ст. 20 Основ (часть вторая в новой редакции) новое и принципиально важное положение, касающееся закрепления результатов исправительно-трудового воздействия и будущего (после освобождения) осужденного. При условии добросовестной работы и примерного поведения осужденным, отбывавшим наказание в колонии-поселении, суд по совместному ходатайству органа, ведающего исполнением наказания, и наблюдательной комиссии при исполнительном комитете местного совета народных депутатов мог включить время их работы в колонии-поселении в общий трудовой стаж.
В практику ИТУ вводился новый правовой институт - краткосрочные выезды осужден-
ных за пределы мест лишения свободы. Возрождению этого института предшествовала трехлетняя экспериментальная проверка его эффективности в 60 исправительно-трудовых колониях общего режима, колониях-поселениях и воспитательно-трудовых колониях.
Вносились также изменения и дополнения, направленные на развитие и совершенствование института проживания осужденных женщин вне колонии. Для них закон ввел ряд дополнительных льгот.
Сокращались сроки отбывания наказания, по истечении которых осужденные могли переводиться из исправительно-трудовых колоний общего, усиленного и строгого режима в колонии-поселения. Переводы стали возможны по отбытии не менее 1/3 срока наказания в отношении осужденных, к которым по закону могло применяться условно-досрочное освобождение по отбытии 1/2 назначенного судом срока лишения свободы. В отношении лиц, перечисленных в ч. б ст. 44 и ст. 441 Основ уголовного законодательства, перевод в колонию-поселение был возможен по отбытии не менее 1/2 и 2/3 назначенного срока наказания.
В значительной степени расширялась возможность условного освобождения из ИТУ осужденных с направлением их на предприятия и стройки народного хозяйства. Условному освобождению подлежало большое число трудоспособных осужденных, кроме злостных нарушителей режима, осужденных, которым назначалось принудительное лечение от алкоголизма или наркомании, а также содержащихся в колониях-поселениях. Если раньше условное освобождение касалось главным образом колоний общего режима, то теперь эта форма освобождения в значительной степени распространялась и на подразделения усиленного и строгого режима.
Расширялось действие закона об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденных, доказавших свое исправление. Условно-досрочное освобождение стало возможно практически для каждого осужденного. Исключение составляли опасные рецидивисты, судимые за особо опасные государственные преступления, за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, и лица, которым смертная казнь заменялась в порядке помилования лишением свободы.
Принятие Президиумом Верховного Совета СССР указов от 8 и 15 февраля 1977 года объяснялось объективной потребностью дальнейшей гуманизации советской уголовной и исправительно-трудовой политики, укрепления правопорядка в стране. Введение названных указов в действие вовсе не означало какого-либо ослабления борьбы с преступностью, а тем более безнаказанности и проявления ничем не оправданного либерализма. Однако на практике это привело к ослаблению борьбы с такими негативными явлениями, как хищения, взяточничество, тунеядство, пьянство и другие правонарушения, и вызвало рост преступности в стране.
Фактически принятие указов, с одной стороны, диктовалось содержанием в ИТУ значительного числа осужденных сверх установленного лимита, невозможностью занять всех их производительным трудом, что существенно осложняло обстановку в местах лишения свободы. С другой стороны, интересы общества, касающиеся удовлетворения острой потребности в рабочей силе бурно развивающихся отраслей народного хозяйства СССР, особенно на строительстве промышленных комплексов в районах Сибири и Дальнего Востока, требовали притока рабочей силы. Безусловно, можно было бы решить данные задачи, организуя строительство новых колоний, но средства на это не выделялись. В то же время, привлекая условно осужденных и условно освобожденных к общественно полезному труду, государство имело в виду не только создание их усилиями материальных ценностей, но и ресоциали-зацию осужденных; труд здесь выступал одним из средств их исправления и перевоспитания. Он позволял части осужденных избежать негативных влияний, присущих исправительно-трудовым колониям.
В связи с существенными изменениями, внесенными указами 1977 года в законодательство, предполагалось значительное сокращение контингента ИТК. Для исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, была создана специальная служба - 5-е Главное управление МВД СССР, необходимость в которой вызывала большое сомнение. Ведомственные интересы ГУИТУ и 5-го ГУ МВД СССР с самого начала породили весьма существенные противоречия. Если ГУИТУ МВД СССР было
заинтересовано как можно больше направлять осужденных на стройки народного хозяйства в целях улучшения обстановки в местах лишения свободы, то 5-е ГУ МВД СССР не в меньшей степени было заинтересовано в возвращении нарушителей режима в соответствующие исправительно-трудовые учреждения для оздоровления обстановки в спецкомендатурах.
Изменения и дополнения, внесенные в действующее общесоюзное уголовное, уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое законодательство в 1977 году, преследовали следующие цели: сократить применение лишения свободы; создать дополнительные стимулы для исправления и перевоспитания осужденных; обеспечить социальную адаптацию к условиям жизни тех, кто отбыл определенные сроки наказания; способствовать дальнейшему усилению индивидуализации уголовной ответственности.
Предполагалось, что условное осуждение и широкое применение условного освобождения приведут в последующем к уменьшению численности контингента в исправительно-трудовых учреждениях, помогут улучшить размещение осужденных, их коммунально-бытовое обслуживание, создадут благоприятные условия для трудовой занятости. Однако этого не случилось. Наоборот, число осужденных продолжало расти, а с 1976-го по 1987 год оно увеличилось в ИТК почти в полтора раза.
В конце 70-х - начале 80-х годов велась оживленная дискуссия о классификации осужденных в местах лишения свободы. Следует отметить, что к началу дискуссии были известны результаты эксперимента, проводившегося в ИТУ МВД Казахской ССР, по раздельному содержанию лиц, совершивших насильственные преступления. Однако полученные отрицательные результаты не убедили научных работников ВНИИ МВД СССР, которые добились проведения эксперимента по отдельному содержанию рассматриваемых осужденных от других категорий лиц, совершивших насильственные преступления. Но и этот эксперимент подтвердил непригодность криминологической классификации осужденных для решения воспитательных задач ИТУ.
Применение новых законов повлекло за собой концентрацию в ИТУ все большего числа лиц, которые не становились на путь исправления. Об этом свидетельствует тот факт, что
число нарушений в расчете на 1 000 человек за последние 10 лет в ИТУ Киргизской ССР выросло в шесть раз, а водворенных в штрафные изоляторы - в два с лишним раза. Аналогичное положение сложилось в ИТУ Белорусской ССР и других республик. В этих условиях требовалось принимать меры, направленные на борьбу со злостными нарушителями режима.
Логическим завершением ранее проведенной дискуссии о путях, формах и методах борьбы с этой категорией осужденных явилось принятие Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 сентября 1983 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР», согласно которому дополнительно вводилась ст. 1883 УК РСФСР, устанавливавшая уголовную ответственность за злостное неповиновение требованиям администрации ИТУ. В соответствии с санкцией этой статьи виновный мог быть приговорен к лишению свободы на срок до пяти лет. Закон был призван сыграть существенную роль в борьбе со злостными нарушителями режима. Однако недостаточно четкая формулировка новой правовой нормы привела в последующем к ее неоднозначному толкованию. На практике это приводило к отмене приговоров судов в порядке прокурорского надзора, что не могло не сказываться на эффективности ее применения.
Как известно, в 70-х годах МВД СССР рассмотрело и одобрило по линии ИТУ немало передовых начинаний. Однако их внедрение в практику исправительно-трудовых учреждений осуществлялось медленно. Чтобы придать остроту этой проблеме, коллегия МВД СССР в 1984 году специально рассматривала вопрос о внедрении передового опыта в практику органов внутренних дел. В ее решении перед научно-исследовательскими подразделениями и учебными заведениями МВД СССР ставилась задача теоретического осмысления разного рода новшеств, разработки рекомендаций для практических органов, активного участия в их внедрении.
К концу 60-х годов сложились определенные предпосылки для более строгой регламентации поведения осужденных в ИТУ. Был накоплен опыт в организации карательно-воспитательного воздействия, активизировалась научная разработка проблем перевоспитания осужденных, изменился характер работы де-
журной службы в подразделениях, выросло число аттестованных сотрудников и вольнонаемных работников, снизилась численность заключенных в отрядах, окрепли самодеятельные организации осужденных.
Инициатором отработки основных элементов строгой регламентации поведения осужденных выступила администрация ИТК-5 Кемеровской области. В колонии осуществили комплекс мероприятий по благоустройству, повышению культуры быта и производства, промышленной санитарии в колонии. Вся территория учреждения была заасфальтирована и в достаточной степени освещена. В цехах оборудовались умывальники с горячей и холодной водой, гардеробы для хранения сменной рабочей одежды и обуви. В промышленной зоне построили столовую, оборудовали комнаты отдыха, а также отвели специальные места для курения. Жилая площадь была доведена до санитарных норм. В общежитиях оборудовали санитарные узлы, каптерки, сушилки. В результате принятых мер к началу 1970 года в колонии были созданы необходимые условия, позволившие перейти к перестройке всей деятельности администрации в свете требований партии и правительства к работе ИТУ. Одновременно активизировалась партийно-политическая работа.
При отработке системы мер строгой регламентации жизни осужденных учитывался опыт деятельности исправительно-трудовых учреждений стран социалистического содружества, освещенной в нашей печати, а также достижения науки исправительно-трудового права, исправительно-трудовой педагогики и психологии. Администрации пришлось переработать или заново подготовить ряд документов, уточняющих или определяющих задачи, функции различных служб и отдельных должностных лиц, порядок их взаимодействия в условиях строгой регламентации. В то же время был разработан комплекс требований, предъявляемых к осужденным. В колонии был издан ряд приказов, определяющих порядок поведения осужденных в общежитиях, на территории жилой и производственной зон, в школе, профессионально-техническом училище, правила вежливости в отношениях между осужденными и администрацией, а также порядок следования осужденных на работу и с
работы, в столовую, на проводимые политико-воспитательные мероприятия и т. п.
Одновременно был усилен контроль за поведением и взаимоотношениями осужденных: стали решительно бороться со сквернословием, лагерным жаргоном, неряшливостью, пьянством, грубостью, более внимательно следить за внешним видом осужденных, соблюдением формы одежды, личной гигиены; начали учить осужденных правилам вежливости, вырабатывать у них исполнительность, выдержанность, умение вести себя в общественных местах, а также критически относиться к своим поступкам и поведению своих товарищей.
Введение строгой регламентации позволило более успешно решать и такие задачи ИТУ, как повышение общественной активности осужденных, сокращение грубых нарушений дисциплины, достижение высокой производительности труда и резкого повышения качества продукции, формирование у осужденных нравственных качеств, необходимых для честной жизни на свободе, сокращение рецидивной преступности.
Опыт работы ИТК по отработке строго регламентированного внутреннего распорядка был одобрен коллегией МВД СССР. В решении коллегии отмечалось: «Поручить ГУИТУ и ВНИИ МВД СССР обобщить опыт работы администрации ИТК УВД Кемеровского облисполкома и создать специальный кинофильм для распространения этого опыта в системе ГУИТУ МВД СССР» (решение от 30 ноября 1980 г. № 18-ка). Работа по укреплению режима содержания осужденных велась и в других регионах -Вологодской, Горьковской, Тульской областях. Так, в одной из ИТК Тульской области в целях изоляции конфликтующих осужденных и создания необходимых условий для управления контингентом жилая зона была разделена на малые локальные участки, что также способствовало решению и других режимных проблем.
Важное значение имел опыт ИТУ МВД Башкирской АССР по комплексному использованию сил и средств для осуществления контроля за осужденными. Суть данного опыта заключалась в том, что администрация стала активнее привлекать самодеятельные организации ИТК в целях обеспечения соблюдения всеми осужденными правил внутреннего распорядка. Серьезное внимание уделялось организации борьбы с нелегальными связями граждан с осу-
жденными. Здесь по-новому был решен вопрос о предотвращении незаконных передач вещей, продуктов и других предметов осужденным во время их общих свиданий с родственниками за счет установки изолированных кабин и телефонной связи, позволявшей контролировать переговоры через местный коммутатор.
В комплексе мер, принимаемых ИТУ для укрепления режима и профилактики правонарушений, важное значение имеет предупреждение и своевременное пресечение недозволенных связей осужденных с иными лицами. В этом плане большую роль сыграл Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 июня 1972 года «Об ответственности за незаконную передачу осужденным вещей, продуктов питания, денег, а также предметов, запрещенных к использованию в исправительно-трудовых учреждениях».
Принимая меры по предотвращению недозволенных связей граждан с осужденными, администрация ИТУ стала выделять сотрудников для досмотра и сопровождения автотранспорта по территории ИТУ, которые действовали совместно с войсковыми нарядами. Более активно велась борьба с бесконтрольным использованием заточного оборудования на производстве, что исключало возможность изготовления осужденными запрещенных предметов. Такое оборудование устанавливалось в отдельных помещениях, исключающих самовольное его использование.
В начале 70-х годов пересматривалась нормативная база обеспечения режима содержания осужденных. В 1972 году были введены в действие Правила внутреннего распорядка в исправительно-трудовых учреждениях и Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительно-трудовых колониях. Уточнялись функциональные обязанности дежурного помощника начальника исправительно-трудовой колонии по обеспечению нормальной деятельности ИТУ.
Закон предусматривал комплекс средств воздействия на злостных нарушителей режима, но не всегда они являлись эффективными. Начатая по указанию МВД СССР повсеместная локализация жилых и производственных зон исправительно-трудовых учреждений преследовала в качестве одной из целей разобщение конфликтующих между собой осужденных. Условия локализации побудили научных работников ВНИИ МВД СССР совместно с сотрудниками
ИТУ Латвийской ССР, Приморского края и Волгоградской области организовать в 1981 году и провести эксперимент по содержанию отрицательной части правонарушителей в специально выделенных общежитиях, где они, не будучи ущемленными в своих правах, находились бы под усиленным надзором администрации.
Целями эксперимента являлись: определение эффективности изолированного содержания данной категории осужденных; разработка методов воздействия на них; предупреждение их негативного влияния на обстановку в ИТУ; апробация методик применения основных средств исправления и перевоспитания в условиях изолированных участков. Эксперимент принес положительные результаты.
Локализация осужденных привела к ослаблению контроля за их деятельностью и поведением. Достаточно отметить, что контролеры превратились в своего рода созерцателей протекающих среди осужденных процессов. В качестве образца передовой практики описывался пример, когда в колонии появилась «тропа наряда» - легкие ажурные мостики, поднятые над забором локальных зон, которые «позволяют видеть территорию колонии как на ладони». Авторы новшества утверждали, что «тропа наряда» помогает сотрудникам контролерской службы, дежурной части и ДПНК обеспечивать более качественный уровень контроля за осужденными как в жилой, так и производственной зоне. Но ведь контролер обязан находиться постоянно среди осужденных, общаться с ними, не только знать их в лицо, но и оказывать непосредственное воспитательное влияние. Поэтому вряд ли контролер с «тропы наряда» может увидеть, чем занимаются осужденные за стенами общежития, в различных пристройках промышленной зоны.
Стремление разобщить осужденных не только в жилой, но и в производственной зоне потребовало значительных финансовых затрат на создание заборов, оборудования помещений для приема пищи в цехах. Потребовалось ввести на производстве должность дежурного по промышленной зоне. Значительное число сотрудников стало отвлекаться от выполнения их функциональных обязанностей вследствие привлечения на дежурства в оперативных группах в качестве помощника ДПНК, введения неофициальной должности начальника помещения камерного типа и штрафного изолятора.
Практика показала, что локальные участки порой не только не способствуют предотвращению эксцессов с участием больших групп осужденных, а, наоборот, создают серьезные помехи при ликвидации массовых беспорядков.
На рубеже 70-80-х годов появились симптомы возрождения среди осужденных воровской идеологии. Питательной почвой для нее явились отрицательно настроенные малые группы. Поэтому без строгой изоляции «авторитетов», нарушителей режима от основной массы отбывающих наказания невозможна борьба с этим злом. Деятельность таких «авторитетов» носит антиобщественный характер и направлена на терроризирование осужденных, вставших на путь исправления, на противодействие воспитательным мероприятиям администрации, вовлечение в сферу своего влияния других осужденных.
Учитывая сложность состава осужденных в криминогенном отношении, важной задачей ИТУ в 80-е годы оставалась активизация работы по выявлению лидеров отрицательных группировок наряду с широким применением мер общей профилактики. Наряду с другими мерами это помогало избегать преступлений, совершаемых зачастую на почве длительных конфликтов между осужденными, притеснений, вражды между различными группировками за право грабить честно отбывающих наказание.
Вместе с тем неоправданные режимные ограничения в эти годы, являвшиеся во многих случаях самодеятельным творчеством местных руководителей, создавали условия для множества мелких придирок к осужденным и применения необоснованных взысканий. Стремление изменить отношение осужденных к соблюдаемым неписаным нормам поведения в ИТУ не в процессе воспитательной работы, а при помощи силового давления вызывало чувство озлобленности к администрации, способствовало консолидации этих осужденных. Практика в 70-80-е годы шла по пути реализации в первую очередь карательной функции режима, а несоответствие проступка применяемой мере взыскания порождало у осужденных возмущение несправедливостью администрации и негативные явления. В конце периода возникло понимание, что без гуманизации режима невозможно добиться повышения воспитательной роли наказания. ■
(Продолжение следует)