Научная статья на тему 'Государственная политика на различных этапах развития российского государства в области исправления осужденных: историко-правовой анализ'

Государственная политика на различных этапах развития российского государства в области исправления осужденных: историко-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС / НОРМАТИВНАЯ БАЗА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / THE RIGHT / THE PRISONERS / THE CRIMINALLY-EXECUTIVE CODE / THE STANDARD BASE / THE POLITICAL CHANGES / THE STATE / THE EXECUTION OF PUNISHMENTS / THE RUSSIAN LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Ольга Валерьевна

В научной статье автор анализирует изменения, происходящие в Российском законодательстве по вопросам систематизации, изменений в осуществлении функций государства по исполнению уголовных наказаний и исправлению осужденных, в период с 70-х годов XX в. по 2000 гг. Используя методологию исторического и сравнительного анализа, автор предпринял попытку обобщения тех изменений в функционировании пенитенциарной системы, которые стали возможными вследствие глобальных политико-экономических и идеологических перемен в социальном укладе Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE POLICY AT THE DIFFERENT STAGES OF THE RUSSIAN STATES DEVELOPMENT IN THE FIELD OF CORRECTION OF THE CONDEMNED: THE HISTORI

In the scientific article the author analyzes the changes occurring in the Russian legislation concerning ordering, changes in realization of functions of the state on execution of criminal punishments and correction condemned, during the period from 70 to 2000. Using methodology of the historical and comparative analysis, the author has made attempt generalizations of those changes in functioning of the penitentiary system, which steels possible owing to global political-economical and ideological changes in social way of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Государственная политика на различных этапах развития российского государства в области исправления осужденных: историко-правовой анализ»

5.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Соколова Ольга Валерьевна, к.и.н. Должность: доцент кафедры гражданского права и процесса. Место работы: Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета.

Аннотация: В научной статье автор анализирует изменения, происходящие в Российском законодательстве по вопросам систематизации, изменений в осуществлении функций государства по исполнению уголовных наказаний и исправлению осужденных, в период с 70-х годов XX в. по 2000 гг. Используя методологию исторического и сравнительного анализа, автор предпринял попытку обобщения тех изменений в функционировании пенитенциарной системы, которые стали возможными вследствие глобальных политико-экономических и идеологических перемен в социальном укладе Российского государства.

Ключевые слова: право, заключенные, уголовно-исполнительный кодекс, нормативная база, политические изменения, государство, исполнение наказаний, Российское законодательство.

THE STATE POLICY AT THE DIFFERENT STAGES OF THE RUSSIAN STATES DEVELOPMENT IN THE FIELD OF CORRECTION OF THE CONDEMNED: THE HISTORIС-LEGAL ANALYSIS

Sokolova Olga Valerievna, PhD at history. Position: associate professor of civic right and process chair. Place of employment: Kursk institute of social education (branch) of the Russian state social university.

Annotation: In the scientific article the author analyzes the changes occurring in the Russian legislation concerning ordering, changes in realization of functions of the state on execution of criminal punishments and correction condemned, during the period from 70 to 2000. Using methodology of the historical and comparative analysis, the author has made attempt generalizations of those changes in functioning of the penitentiary system, which steels possible owing to global political-economical and ideological changes in social way of the Russian state.

Keywords: the right, the prisoners, the criminally-executive code, the standard base, the political changes, the state, the execution of punishments, the Russian legislation.

Вопрос любого исследования надлежит считать нераскрытым, если при рассмотрении проблемы не были освещены исторические аспекты исследуемого явления. Проследить исторические связи объекта изучения - это означает не только охарактеризовать совокупность детерминированных историческим развитием преобразований, но и определить, что способствовало этому развитию, благоприятствовало его становлению.

Задачей настоящего исследования является систематизация изменений в осуществлении функций государства по исполнению уголовных наказаний и ис-

правлению осужденных, в период с 70-х годов XX в. по 2000 гг. Используя методологию исторического и сравнительного анализа, автор предпринял попытку обобщения тех изменений в функционировании пенитенциарной системы, которые стали возможными вследствие глобальных историко-правовых и идеологических перемен в социальном укладе нашего государства.

Вопрос о новой кодификации исправительно-трудового законодательства был поставлен на шестой сессии Верховного Совета СССР четвертого созыва в 1957 году, а затем на второй сессии Верховного Совета СССР пятого созыва в декабре 1958 года. Тогда же были определены и формы новых законодательных актов - Основы исправительно-трудового законодательство Союза ССР и союзных республик и исправительно-трудовые кодексы союзных республик. Однако в отличие от уголовного законодательства и законодательства об уголовном судопроизводстве подготовка третьей кодификации исправительно-трудового законодательства затянулось более чем на десятилетие. В этот период деятельность исправительно-трудовых учреждений не регламентировалась законами в собственном смысле слова. Она регулировалась подзаконными, в основном ведомственными нормативными актами. Так, деятельность одних мест лишения свободы регламентировалась утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 августа 1961 года; Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах; трудовых колоний для несовершеннолетних - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1968 года, отбывание лишение свободы в ИТК - поселениях - Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 года. Порядок исполнения исправительных работ, ссылки и высылки регулировался ведомственными инструкциями МВД СССР. Вопрос о принятии Основ обсуждался на шестой сессии Верховного Совета СССР седьмого созыва 11 июля 1969 года. Для их принятия потребовалось внести соответствующее дополнение в Конституции СССР 1936 года: Верховный Совет принял Закон «О дополнении статьи 14 Конституции (Основного Закона) СССР». Одновременно был принят Закон «Об утверждении Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик».

Вслед за утверждением Основ в союзных республиках активизировалась работа по подготовке проектов исправительно-трудовых кодексов. ИТК РСФСР был утвержден восьмой сессией Верховного Совета РСФСР седьмого созыва 18 декабря 1970 года введен в действие с 1 июня 1971 года.

Принятие нового исправительно-трудового законодательства потребовало пересмотра целого комплекса ведомственных нормативных актов в области исполнения наказаний.

Практика применения нового законодательства выявила целый ряд его недостатков, а происшедшие в конце 80-х гг. существенные социально-политические, экономические и правовые изменения в обществе поставили на повестку дня вопрос о реформе законодательства в области исполнения уголовных наказаний.

В законодательстве, теории и практике превалировал явно выраженный «пенитенциарный» уклон, что вело к недооценке мер, не связанных с лишением свободы, препятствовало поиску и реализации действенных альтернатив этому наказанию. Отсутствие эффективной системы альтернативных мер, в числе прочих причин, несомненно, побуждало судебные органы неоправданно широко применять реальное лишение свободы.

В середине 80-х годов законодатель пошел по пути создания единого законодательного акта об исполнении всех уголовных наказаний. Главные усилия в тот период были сосредоточены на проекте общесоюзных Основ уголовно-исполнительного законодательства. Но его подготовка в 1983 году по решению бывшего руководства МВД СССР была прекращена. Между тем с каждым годом становилось все более острой необходимость нового законодательства.

В 1985-86 гг. проводилась подготовительная работа, анализ и систематизация законодательных и подзаконных актов, предложений, высказанных в печати. Возобновилась работа над проектом общесоюзных Основ в 1986 году во ВНИИ СЗ под руководством профессора Н.А. Стручкова. В 1987 году авторский коллектив в составе Н.А. Стручкова, А.С. Михлина, И.И. Шмарова подготовил концепцию Основ уголовно-исполнительного Союза ССР и союзных республик; она обсуждалась в институте Прокуратуры СССР и во ВНИИ МВД СССР. После 1990 года новое исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) законодательство разрабатывалось в рамках российской системе права.

Помимо становления правовой базы, представляется интересным рассмотрение изменений пенитенциарной системы.

Исправительно-трудовые колонии признавались основным видом ИТУ для содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. Это отражало фактически сложившееся к тому времени положение. Так, в 1968 году в колониях отбывали наказание 99,7% осужденных к лишению свободы. Вид исправительно-трудового учреждения с соответствующим режимом, в котором осужденный отбывал наказание, определялся судом на основании ст. 24 УК РСФСР. Порядок направления осужденных в ИТУ устанавливался МВД СССР. Исправительно-трудовые колонии подразделялись по видам режима. В числе охраняемых колоний выделялись колонии общего, усиленного, строго и особого режима.

В соответствии с ч.1 ст.62 ИТК РСФСР (ст.24 УК РСФСР) в колониях общего режима должны были отбывать наказания мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за преступления, не являющиеся тяжкими, а также женщины, осужденные к лишению свободы, кроме признанных особо опасными рецидивистками, и женщин, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке амнистии или помиловании.

ИТК усиленного режима предназначались для содержания мужчин, впервые осужденных за тяжкие преступления (ч.1 ст.63 ИТК РСФСР). В них по решению суда могли направляться другие осужденные к лишению свободы мужчины, за исключением признанных особо опасными рецидивистами и осужденных, которым наказание в виде смертной казни было заменено лишением свободы в порядке амнистии или помиловании.

В колонии строго режима направлялись не признанные особо опасными рецидивистами мужчины, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы (независимо от наличия судимости), мужчины, совершившие особо опасные государственные преступления, а также женщины, совершившие особо опасные государственные преступления либо признанные особо опасными рецидивистками, и женщины, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии.

Колонии особого режима предназначались для осужденных мужчин - особо опасных рецидивистов, мужчин, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии (ст.65 ИТК РСФСР). Изменения произошли и с системой исправительно-трудовых колоний - поселений. В период принятия Основ исправительно-трудового законодательства и ИТК РСФСР они предназначались для содержания лиц, «твердо вставших на путь исправления», переведенных туда из колоний общего, усиленного и строго режимов в порядке, предусмотренном ст.51 ИТК.

В 1985 году появляется новый вид исправительно-трудовых колоний-поселений. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1985 года и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 сентября 1985 года, в колонии - поселения направлялись также лица, осужденные впервые за умышленные преступления, указанные в абзаце ч.4 ст.24 УК РСФСР.

Воспитательно-трудовые колонии (ВТК) подразделялись на колонии общего и усиленного режима. Согласно ст.75 ИТК РСФСР 1970 года ВТК общего режима предназначались для содержания всех осужденных и несовершеннолетних женского пола и несовершеннолетних мужского пола, осужденных впервые за преступления, не являющиеся тяжкими. В вТк усиленного режима ранее отбывали наказания несовершеннолетние мужского пола, а также осужденные за тяжкие преступления, а после Указа от 18 сентября 1985 года последняя категория в ВТК усиленного режима уже не направлялась.

Режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы с 70-х по 90-е гг. в своей основе был определен Положением об ИТК и тюрьмах 1961 года, установившим все основные его содержательные характеристики. В Положении был определен правовой статус помещений камерного типа, порядок и условия перевода туда осужденных. Положение закрепило основные права и обязанности осужденных, установило четко определенные нормы питания для различных категорий лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Основы исправительно-трудового законодательства и ИТК РСФСР относили режим отбывания наказания к основным средствам исправления и перевоспитания осужденных. Понятие режима законодателем не определялось.

Основные требования режима определялись в ст.22 ИТК РСФСР: обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор над ними с тем, чтобы исключить возможность совершению ими новых преступлений или других антиобщественных поступков; точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей; различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденных.

Правовые основы режима исполнения лишения свободы складывались не только из норм Основ и ИТК РСФСР, но и из широкого комплекса подзаконных (ведомственных) актов.

К числу средств обеспечения режима в местах лишения свободы в период 70-х по начало 90-х гг. можно отнести меры предупреждения и пресечения правонарушений, которые могли применяться как к осужденным, так и к иным лицам, вступающим в контакт с осужденными; меры поощрения; меры взыскания; изменение условий содержания в пределах одного ИТУ;

изменение условий содержания в результате перевода осужденного из одного ИТУ в другое.

Следует согласиться с мнением А.И. Зубкова, который пишет, что «пожалуй, не одна из мировых пенитенциарных систем не была столь жестко ориентирована на использование труда осужденных, как советская».

В 80-е годы труд осужденных применялся в производстве, относящемся более чем к тридцати отраслям и подотраслям народного хозяйства, среди которых ведущее место занимала лесозаготовительная промышленность, машиностроение, металлообработка, швейная промышленность.

Согласно ч.1 ст.39 ИТК РСФСР труд лиц лишенных свободы, должен был оплачиваться в соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам, существующим в народном хозяйстве. Вместе с тем действовало правило, по которому начисление заработка осужденным осуществлялась «с учетом частичного возмещения ими расходов по содержанию исправительно-трудовых учреждений». Практически это означало введение так называемых понижающих коэффициентов, при применении которых, заработная плата, начисляемая осужденным, оказывалась значительно меньше той, которую получали за соответствующую работу свободные граждане.

Вопросы политико-воспитательной работы регулировались ст.44 ИТК РСФСР которая закрепляла основные формы политико-воспитательной работы: трудовое соревнование, разъяснение советского законодательства; агитационную и пропагандистскую работу; культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу; индивидуальную работу.

Подводя итог характеристике исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных, следует подчеркнуть закрытый тип пенитенциарной системы того времени. «Тюремный организм» представлял собой изолированное образование, к работе которого не допускались средства массовой информации, представители общественности и международные правозащитные организации. Объективные условия того времени определили природу всех общественных отношения, в пределах которых исполнялось (отбывалось) уголовное наказание. Своего рода «оттепель» пенитенциарная система СССР стала претерпевать с демократизацией общественных отношений, признанием ценностью прав и свобод человека, либерализацией уголовно-исполнительной политики и гуманизацией процедуры назначения и исполнения наказаний.

Нормотворческая деятельность, касающаяся реорганизации уголовно-исполнительной системы, условий ее функционирования и обращения с осужденными, была весьма активной: за время 1991 по 1999 гг. было принято свыше сорока различных нормативных актов (законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ). Это был, пожалуй, самый насыщенный по уровню нормотворческой работы период, что обуславливалось потребностями гуманизации и приведения порядка и условий содержания осужденных в соответствие с требованиями международных стандартов, перехода к рыночным отношениям и стабилизации уголовно-исполнительной системы.

Первыми в ряду нормативных актов, направленных на реорганизацию уголовно-исполнительной системы были Указы Президента России: от 30 ноября 1991 года «Об изменениях в системе оплаты труда осужденных и лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях МВД РСФСР», от 12 октября 1992 года «О

приватизации органов внутренних дел Российской Федерации». Эти нормативные акты отменили 50-ти процентные удержания из заработка осужденных и запретили приватизацию предприятий, учреждений и организаций ОВД.

22 апреля 1994 года Указом Президента «О сокращении численности внутренних войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации» функции охраны учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов от внутренних войск МВД РФ переданы учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы.

Существенные изменения произошли с принятием Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». Закон привел российское исправительно-трудовое законодательство в соответствие с нормами международного права. Впервые осужденным была гарантирована свобода совести и вероисповедания, разрешено посещать места лишения свободы служителям культа различных конфессий для отправления религиозных обрядов, ряд других нововведений.

Законом Российской Федерации от 17 декабря 1993 года «О внесении изменений в ст.24 Уголовного кодекса РСФСР» было введено положение, согласно которому при замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно могло быть назначено пожизненно; этим Законом было положено начало функционирования учреждений, предназначенных для содержания лиц, отбывающих лишение свободы пожизненно.

Закон Российской Федерации от 18 февраля 1993 года «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР «О милиции» отменил такие виды наказаний, как ссылка, высылка, условное осуждение (условное освобождение) с обязательным привлечением к труду.

Изменения, внесенные Законом к Российской Федерации от 6 июля 1993 года «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР», были также достаточно существенными. Им были ликвидированы исправительно-трудовые колонии усиленного режима, а осужденные, в них содержащиеся, были переведены в колонии с более легким режимом.

Особенно значимым для развития уголовно-исполнительной системы в новых условиях ее функционирования был Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Этот нормативный акт определил организационно-структурное построение уголовно-исполнительной системы, деятельности ее звеньев.

21 декабря 1996 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации». В связи с тем, что новый УК РФ вступал в действия с 1 января 1997 года, для его успешного применения необходимы были соответствующие изменения сферах процессуальной и уголовно-исполнительной деятельности.

В рассматриваемый период был принят ряд постановлений Верховного Совета Российской Федерации относящихся к реорганизации уголовно-

исполнительной системы. Конституционный Суд Российской Федерации также обращался к рассмотрению вопросов, относящихся к защите прав осужденных.

Исключительно обширную правовую базу уголовно-исполнительной системы составляют постановления и распоряжения Правительства РФ. Именно с помощью этих постановлений и распоряжений осуществлялся переход предприятий уголовно-исполнительной системы к рыночным отношениям.

К работе над первым проектом Уголовно-исполнительного кодекса кроме ученых были привлечены практические работники органов внутренних дел, суда, прокуратуры, министерства обороны. В начале 1992 года проект Кодекса был представлен Верховный Совет. Только в 1995 году доработанный проект Кодекса был рассмотрен на заседании Государственной Думы РФ. В конце декабря 1996 года Кодекс был одобрен Советом Федерации.

В рассматриваемый период произошли существенные изменения в системе учреждений и органов, исполняющих наказания. В связи с отменой условного осуждения (освобождения) с обязательным привлечением к труду, ссылки и высылки, были ликвидированы специальные комендатуры органов внутренних дел. К уголовно-исполнительной системе были отнесены не только исправительно-трудовые и воспитательно-трудовые колонии и тюрьмы, но следственные изоляторы и ряд других органов. В связи с ликвидацией исправительно-трудовых колоний усиленного режима значительно увеличилось число колоний общего режима (достигла 190).

В связи с передачей функции охраны из внутренних войск к уголовно-исполнительной системе число лесных ИТК к началу 1997 года резко сократилось, так как укомплектовать охрану по вольному найму (вместо солдат срочной службы) в отдаленных учреждениях в ряде случаев практически невозможно.

До 1992 года не было специального нормативного акта, которым бы регулировалось правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказания и обеспечивалась его социальная защита. Впервые Законом Российской Федерации от 12 июня

1992 года в ИТК РСФСР была введена глава 22 под названием «Персонал учреждений и органов, исполняющих наказание».

Дальнейшее развитие регламентации деятельности персонала и вопрос его социальной защищенности получили в Законе Российской Федерации от 21 июля

1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» где имеется специально посвященная этим вопросам глава VI.

Следует отметить, что указанные нормы действуют лишь в отношении персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находящихся в введение органов внутренних дел.

Закон от 21 июля 1993 года к персоналу помимо указанных сотрудников органов внутренних дел отнес (по специальному решению Правительства Российской Федерации) работников следственных изоляторов, предприятий, специально предназначенных для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, а также рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания.

Существенные изменения в режим исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы были внесены Законом Российской Федерации от 12 июня

1992 года «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». Прежде всего была проявлена забота о личной безопасности осужденных и были предприняты шаги по гуманизации исполнения такого наказания, как лишение свободы.

Существенной гарантией укрепления правопорядка в местах лишения свободы явилось требование закона о том, что осужденным должны быть разъяснены в полном объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха, им должен быть обеспечен доступ к законодательным актам, регулирующим исполнением уголовного наказания, и Правилам внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений в период отбывания наказания.

В законодательном порядке было дано определение злостного нарушения режима. В целях оперативной ликвидации возникающих время от времени в местах лишения свободы массовых беспорядков и их последствий законодательно определен режим особых условий исправительно-трудовых учреждений.

В связи с распадом социалистической системы хозяйства нарушились устоявшиеся за многие годы производственные отношения и в УИС. Если раньше производственный потенциал УИС составлял органическую часть народно-хозяйственного комплекса страны и занимал по количеству производимого валового продукта весьма заметное место, то теперь он оказался практически разрушен, его необходимо было создавать заново и в совершенно новых условиях.

Правовое регулирование осужденных также подверглось существенному изменению в направлении гуманистических начал. Теперь из заработка осужденных не возмещаются затраты на содержание осужденных (то есть отменен коэффициент удержания - 4050% от заработка), и установлено правило, согласно которому месячный заработок осужденных, выполняющих нормы выработки или установленные задания, не может быть ниже установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Стремление освободить законодательство от идеологической направленности породило тенденцию к отказу от задачи исправления осужденных при исполнении уголовных наказаний. Появились теоретики, которые настойчиво стали ставить вопрос о допустимости исправления осужденных в принципе, утверждая, что демократически организованное государство не имеет права «принудительно улучшать» своих граждан. Однако эта идея, по-видимому, настолько «передовая», что идет впереди всех международных стандартов обращения с осужденными, которые в качестве одной из задач ставят их исправление. Данная идея, как ни странно, оказалась заманчивой для многих практиков, которые быстрыми темпами стали сворачивать свою деятельность в этом направлении.

В результате система воспитательного воздействия на осужденных была разрушена, этому в значительной мере также способствовали исключительные сложности ресурсного обеспечения и финансового положения, с которыми столкнулась УИС. Была ликвидирована политико-воспитательная работа с осужденными в ее традиционном понимании, отряд перестал быть центром воспитательной работы с осужденными; в значительной мере были утрачены наработанные и апробированные формы работы.

В организации воспитательного процесса важное место занимает психодиагностика личности осужден-

ных, умение персонала работать в нештатных ситуациях, разрешать конфликты, снимать психологическую напряженность. Этой цели служат организованные в УИС психологические службы.

Таким образом, организация воспитательного воздействия на осужденных в рассматриваемый период, с одной стороны, существенно ухудшилась, утратив наработанное годами формы и методы работы, с другой - приобрела качественно новое свойство благодаря распространению религиозного просвещения и развитию психологических служб. Оба эти направления в определенной мере способствуют стабилизации обстановки в УИС, не позволяя ей выйти из-под контроля администрации. И, тем не менее, только выделение задачи исправления осужденных как основной в деятельности УИС позволит поднять воспитательное воздействие на более высокий уровень, ориентируя участие в нем весь персонал исправительных учреждений.

Завершая анализ развития и состояния уголовно-исполнительной системы и уголовно-исполнительного права, следует отметить коренные изменения, которые проявились в политике в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, в законодательстве и практики его применения. Эти изменения хотя и были коренными, но они осуществлялись на достигнутой за предшествующие годы нормативной и материальной базе УИС, ее персонала и апробированных многолетней практикой формах и методах работы с осужденными. Упразднены были лишь те компоненты, которые противоречили международным стандартам обращения с осужденными, либо не были приемлемы к новым социально-экономическим, правовым, общественным условиям жизни Российского государства и общества. Преемственность во всем положительном была не только сохранена, но и существенно развита, что и нашло свое отражение в новом Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

Рецензия

пи научную cmcirttbHt к.и п. rínijen/mi CoKOMftiOlt О-В.

"1 осуйарстнеппая политика ни рт П'чпых tmumix развития ¡-юссийсм}-

.*oevóapcmfí¿i в области исправь WHIW осужденных ■ >;-i'- '. n/KiñOHítit ¿iiitnui»

Научная статья Соколовой Ольги Валерьевны, посвящена изучению гло-.......... проблемы ti области исправления осужденных. Автор а своем исследовании систематизирует изменения в осуществлении о\:Iк111: государства по исполнению уголовных наказаний и исправлению осужденных. в период с 70-х пи 2000 гт.

Используя методологию исторического и сравни гельного анализа, автор обобщил опыт чех изменений в функционировании пенитенциарной сист емы, которые стали возможными вследствие глобальны* исторнко-правовых и и млогичее кк\ перемен в социал ьном укладе нашего государет аа.

11 научной работе анализу подвергнуты ряд недостатков, и происшедшие в конце 80-х гг. существенные социально-политические, экономические н правовые изменения а обществе. Автор акцентирует необходимость проведения реформы закоиодакдьетва в области исполнения уголовных наказании.

Таким обраюм, научное исследование Соколовой О Н па тему «Государственная политика на различных этапах развития российского государства в области исправлении осужденных: историки-правовой анали з» может йьт, рекомендована к публикации в журнал «Пробел« в Российском Законодательстве».

Рецензент.

доктор юридических наук, профессор

Сафонп« В.Н.

/5 Ж ¡Г^^ .: С * ¿___

Список литературы:

1. Артамонова М.А. Криминологические проблемы борьбы с рецидивной преступностью в Венгрии. М.: НИИ МВД РФ, 1993. - 120 с.

2. Аминев Г.А. Инструментарий пенитенциарного психолога.- Уфа, 1997. - 85 с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. - М.: Прогресс, 1988. -360 с.

4. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. -М.: Мысль, 1984. - 190 с.

5. Боков В.В. Защита прав и свобод человека: Мировой опыт. М.: Изд-во БЕК, 1996. - 130 с.

6. Волкова Т.Н. Проблемы отбывания наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы. - М., 2005. -149 с.

7. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 2005. - 340 с.

8. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии: избранные произведения. - М., 1990. - 500 с.

9. Громов В.В. Социальные связи в процессе ресо-циализации осужденных. - М., 1999. - 90 с.

10. Горобцов В.И. Проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия (Вопросы теории и практики). - Екатеринбург, 1995.-245 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.