Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КРАЖ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КРАЖ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ / КРАЖА ГРУЗОВ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ / ОСМОТР МЕСТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON TRANSPORT / CARGO THEFT / RAILWAY TRANSPORT / CRIME DETECTION / ALGORITHM OF ACTIONS / INSPECTION OF THE CRIME SCENE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панфилова О.В., Поцелуев М.В.

В России железнодорожный транспорт является одним из основных видов транспорта для перемещения по всей стране для граждан РФ, иностранных граждан, грузов, багажа, почты. Протяженность железнодорожных дорог по всей стране огромная, и в связи с этим железнодорожный транспорт является наиболее уязвимым для преступной деятельности. Так, по данным ГИАЦ МВД России за 2019 г., на территории России было зарегистрировано свыше 39,7 тыс. преступлений на транспорте, из которых 14,3 тыс. хищений грузов. В статье анализируются статистические данные, оперативно-профилактические мероприятия, направленные на выявление, предупреждение и пресечение преступлений в сфере грузовых перевозок и связанных с посягательством на имущество ОАО «РЖД». Уделяется особое внимание алгоритму действий подразделений территориальных органов МВД России на транспорте при проведении осмотра места происшествия, при получении сообщения о хищении грузов из подвижного состава. Определяются и исследуются особенности действий конкретных подразделений транспортной полиции при расследовании и раскрытии краж грузов на железнодорожном транспорте и привлечения к ответственности виновных в совершении преступления лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Панфилова О.В., Поцелуев М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF UNITS OF TERRITORIAL BODIES OF THE MIA OF RUSSIA ON TRANSPORT ON THE IDENTIFY THEFT OF GOODS IN RAILWAY TRANSPORT

Railway transport is one of the main modes of transport in Russia for moving across the country for Russian citizens, foreign citizens, cargo, luggage, and mail. The length of railway roads throughout the country is huge and therefore railway transport is the most vulnerable to criminal activity. Thus, according to the Giac of the Ministry of internal Affairs of Russia in 2019, more than 39.7 thousand transport crimes were registered in Russia, of which 14.3 thousand were cargo theft. The article analyzes statistical data, operational and preventive measures aimed at identifying, preventing and suppressing crimes in the field of cargo transportation and related to encroachment on the property of JSC «Russian Railways». Special attention is paid to sequence of actions of subdivisions of the territorial bodies of the MIA of Russia on transport in the inspection of the scene, when you receive a message about the theft of goods from rolling stock. The features of actions of specific units of the transport police in the investigation and detection of theft of goods on railway transport and bringing to justice those responsible for the crime are determined and investigated.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КРАЖ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КРАЖ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

THE ACTIVITIES OF UNITS OF TERRITORIAL BODIES OF THE MIA OF RUSSIA ON TRANSPORT ON THE IDENTIFY THEFT OF GOODS IN RAILWAY TRANSPORT

УДК 343.71

О.В. ПАНФИЛОВА,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) Olga-gusar@yandex.ru

М.В. ПОЦЕЛУЕВ

(Линейный пункт полиции на ст. Березники Пермского линейного отдела МВД России на транспорте, Россия, г. Пермь) 79120705943@yandex.ru

OLGA V. PANFILOVA,

Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

M.V. POTSELUEV

(Perm Linear Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia on Transport, Perm, Russia)

Аннотация: в России железнодорожный транспорт является одним из основных видов транспорта для перемещения по всей стране для граждан РФ, иностранных граждан, грузов, багажа, почты. Протяженность железнодорожных дорог по всей стране огромная, и в связи с этим железнодорожный транспорт является наиболее уязвимым для преступной деятельности. Так, по данным ГИАЦ МВД России за 2019 г., на территории России было зарегистрировано свыше 39,7 тыс. преступлений на транспорте, из которых 14,3 тыс. хищений грузов. В статье анализируются статистические данные, оперативно-профилактические мероприятия, направленные на выявление, предупреждение и пресечение преступлений в сфере грузовых перевозок и связанных с посягательством на имущество ОАО «РЖД». Уделяется особое внимание алгоритму действий подразделений территориальных органов МВД России на транспорте при проведении осмотра места происшествия, при получении сообщения о хищении грузов из подвижного состава. Определяются и исследуются особенности действий конкретных подразделений транспортной полиции при расследовании и раскрытии краж грузов на железнодорожном транспорте и привлечения к ответственности виновных в совершении преступления лиц.

Ключевые слова: территориальные органы МВД России на транспорте, кража грузов, железнодорожный транспорт, раскрытие преступлений, алгоритм действий, осмотр места преступления.

Для цитирования: Панфилова О.В., Поцелуев М.В. Деятельность подразделений территориальных органов МВД России на транспорте по выявлению краж грузов на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 4. С. 42-48.

Abstract: railway transport is one of the main modes of transport in Russia for moving across the country for Russian citizens, foreign citizens, cargo, luggage, and mail. The length of railway roads throughout the country is huge and therefore railway transport is the most vulnerable to criminal activity. Thus, according to the Giac of the Ministry of internal Affairs of Russia in 2019, more than 39.7 thousand transport crimes were registered in Russia, of which 14.3 thousand were cargo theft. The article analyzes statistical data, operational and preventive measures aimed at identifying, preventing and suppressing crimes in the field of cargo transportation and related to encroachment on the property of JSC «Russian Railways». Special attention is paid to sequence of actions of subdivisions of the territorial bodies of the MIA of Russia on transport in the inspection of the scene, when you receive a message about the theft of goods from rolling stock. The features of actions of specific units of the transport police in the investigation and detection of theft of goods on railway transport and bringing to justice those responsible for the crime are determined and investigated.

Keywords: territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia on transport, cargo theft, railway transport, crime detection, algorithm of actions, inspection of the crime scene.

For citation: Panfilova O.V., Potseluev M.V. The activities of units of territorial bodies of the mia of Russia on transport on the identify theft of goods in railway transport // Problems of Law Enforcement Activity. 2020. № 4. P. 42-48.

Успешное предупреждение и раскрытие преступлений, связанных с преступными посягательствами на грузы напрямую связано с своевременным выявлением лиц, склонных к совершению данной категории преступлений, а также самих фактов краж грузов с подвижного состава, что является весьма сложной задачей в условиях высокой латентности рассматриваемой категории преступлений.

Так, по данным УТ МВД по ЦФО за 2019 год, на объектах железнодорожного транспорта организованы и проведены оперативно-профилактические мероприятия, направленные на выявление, предупреждение и пресечение преступлений в сфере грузовых перевозок, связанных с посягательством на имущество ОАО «РЖД», отвечающее за бесперебойную работу объектов инфраструктуры. В этот же период проведены оперативно-профилактические мероприятия «Контейнер» (март, июль), «СЦБ» (март), «Нефтепродукты» (апрель, август), «Металл» (июнь), «Деталь» (октябрь), «Чугун» (август, декабрь), «Грузы» (май, сентябрь), в рамках которых возбуждено 38 уголовных дел, задержано за хищения и привлечено к уголовной ответственности 102 человека, из них 32 работника объектов железнодорожного транспорта.

Своевременное выявление лиц, подготавливающих и совершивших преступление, всецело зависит от оперативно-разыскных подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» данные подразделения наделены полномочиями по:

- выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению

и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

- установлению имущества, подлежащего конфискации.

Данные задачи выполняются путем осуществления оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 вышеуказанного федерального закона с соблюдением конституционных принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципов конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств1, что в сочетании приводит к успешному предупреждению и выявлению преступлений не только после совершения уголовно-наказуемого деяния, но и на стадии подготовки преступления, а также при покушении на совершение преступления в сфере преступных посягательств на грузы, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта.

Справедливым будет заметить, что успешное расследование и раскрытие преступлений зависит не только от оперативно-разыскных подразделений, но и от органов предварительного расследования, которые в большей мере уполномочены на проведение следственных

1 Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об опе-

ративно-розыскной деятельности».

действий и расследования уголовного дела по существу2.

Осмотр места происшествия является первоначальным и особенно значимым следственным действием при обнаружении преступления. Ведь именно от качества проведения данного мероприятия зависит объем и качество собранных следов совершения преступления, которые в последующем ложатся в основу доказательственной базы или сами по себе являются доказательствами совершения преступления.

По мнению начальника отделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы УТ МВД России по УрФО полковника полиции Руслана Мусаевича Заурбекова, «хищения - одно из самых распространенных видов преступлений в сфере железнодорожного транспорта. Зачастую оперативные работники при осмотрах мест происшествия допускают серьезные ошибки, которые затрудняют раскрытие преступлений в данной категории» [5].

Исходя из вышесказанного, представляется актуальным определить пошаговый алгоритм осмотра места происшествия. В первую очередь при получении сообщения о хищении грузов из подвижного состава необходимо:

• обеспечить охрану места происшествия;

• взять необходимые оперативно-технические и криминалистические средства;

• вызвать на место обнаружения хищения представителей руководства станции, а также сотрудника ОАО «РЖД», который обладает необходимым набором специальных знаний, для привлечения данного лица к осмотру места происшествия с присвоением уголовно-процессуального статуса «Специалист»;

• совершить выезд на осмотр места происшествия в составе следственно-оперативной группы.

Прибыв на место происшествия, оперативный сотрудник и следователь должны выяснить следующее:

1. Обстоятельства обнаружения следов преступления (кто именно, в какое именно время, при каких обстоятельствах были обнаружены следы хищения).

2. Время прибытия поезда и продолжительность его стоянки на станции.

3. Характер проводимых маневровых работ и лиц, задействованных в их проведении.

4. Имела ли место частичная выгрузка и, как следствие, санкционированное вскрытие вагона.

2 Черников В. В. Органы охраны правопорядка: [судебная система, правоохранительные органы, специальные службы, негосударственные правоохранительные организации]: учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2018. - 736 с.

Если да, то кто санкционировал такие действия, и на каком основании.

В процессе осмотра необходимо выяснить и ответить на следующие вопросы, которые носят основной характер:

1. Каким именно способом совершена кража?

2. Какие следы могли быть оставлены лицом, совершившим хищение?

3. Имеются ли следы применения орудий взлома на объекте преступления или на прилегающей территории?

4. Какие следы могли остаться на преступнике?

5. Количество, вес и стоимость похищенного?

6. Сколько времени потребовалось преступнику (преступникам) для совершения хищения?

7. Сколько лиц было задействовано в совершении хищения?

8. Где, когда и кто мог совершить хищение?

Ответив на вышепоставленные вопросы,

можно приступить к выработке версий совершения преступления и определить тактику осмотра места происшествия. В первую очередь является необходимым приостановить выгрузку груза, если погрузочно-разгрузочные работы имели место быть. Далее необходимо установить, какие изменения были внесены в запорные механизмы вагона или в сам вагон: состояние дверей, запирающих устройств, за-порно-пломбировочных устройств3 в момент обнаружения хищения, кем и каким образом вагон был вскрыт, кто санкционировал вскрытие вагона, кем, сколько и какой вид груза был выгружен, не производилась ли заделка (маскировка) повреждений и т.д.

Далее, приступив к общему осмотру, необходимо определить объекты и территорию, подлежащие осмотру, а также пути подхода и отхода от места совершения преступления. После того, как территория была определена, необходимо наметить последовательность (метод) осмотра и зафиксировать обстановку на месте происшествия к моменту начала следственного действия.

Следует заметить, что осмотр вагона необходимо начинать с осмотра запирающих устройств и пломб, после чего переходить к осмотру вагона на предмет повреждений, через которые груз мог быть похищен.

При осмотре запорно-пломбировочного устройства в первую очередь необходимо определить его вид. Как правило, ОАО «РЖД» пользуется следующими видами ЗПУ: «ОХРА-1», «ТП 350-01», «ТП 1200-01», закрутка «ТП-40», «СПРУТ-777», «ТП 2800-02», «КЛЕЩ 60 СЦ»,

3 Далее - ЗПУ.

«СКАТ». Выбор ЗПУ напрямую зависит от характера перевозимого груза и вида вагонов.

После определения запорно-пломбировочно-го устройства необходимо проверить правильность навески пломб на дверные накладки и установить, не нарушена ли целостность проволоки в местах ее прохода через ушки дверных накладок (характерно для «СПРУТ-777», «СПРУТ-777М», «Блок-Гарант М» и других проволочных ЗПУ), имеются ли поверхностные повреждения пломб и каков характер возникновения данных повреждений.

На таких ЗПУ, как «ТП 1200-01», «КЛЕЩ 60 СЦ», «ЛаВРиК», отсутствует проволочный элемент в конструкции, и можно сразу заметить, было ли повреждение или вскрытие ЗПУ, так как их конструкция предполагает плотное запирание пломбировочных элементов.

Если же целостность пломбы не нарушена, она подлежит вскрытию и снятию, что в обязательном порядке фиксируется в протоколе следственного действия с пометкой фамилии, имени, отчества, процессуального статуса лица, проводившего данное действие.

Особое внимание необходимо обратить на выявление возможных внешних повреждений запорно-пломбировочного устройства: вмятины или выпуклости на боковых поверхностях, расширенность входных и выходных отверстий, наличие свежих или потемневших царапин, следы сдавливания или ударов посторонними предметами, разрыв и подвеска пломбировочной проволоки ЗПУ.

Передвигать подвижный элемент проволочного ЗПУ вдоль проволоки, на которой он закреплен, нельзя. Все выявленные повреждения на запорно-пломбировочном устройстве подлежат обязательной фиксации на фотоаппаратуру и в протоколе осмотра места происшествия.

Осматривая проволочные ЗПУ, необходимо зафиксировать диаметр проволоки, из которой сделана проволочная часть запорно-пломбиро-вочного устройства, количество витков проволоки, наличие или отсутствие ржавчины, загрязненности, посторонних следов в виде вмятин, разрезов и т.п., после чего необходимо удостовериться, нет ли повреждений на ушках дверных накладок вагона.

После осмотра ЗПУ следующим этапом осмотра места происшествия является внешний и внутренний осмотр вагона, а также груза, находящегося внутри:

- нет ли вскрытия в стенах вагона;

- имеется ли просверливание полов или отпирание люков.

Также необходимо проверить загрузочные и разгрузочные люки, так как непрочности, неис-

правности или засоренности ЗПУ на крышках люков позволяют открыть их, совершить хищение и снова закрыть. Необходимо обратить внимание на исправность ЗПУ, на наличие следов физического воздействия (удары, следы отжима), на плотность прилегания крышек и на возможность вскрытия люков путем отжима.

При вскрытии вагона сотруднику, проводящему осмотр, необходимо обратить внимание на то, как загружен вагон (полностью или частично), и сверить загрузку с товарной накладной. Подлежит установке, в каком месте вагона имеется незагруженное пространство, каков его размер, а также имелась ли возможность помещения в это пространство недостающего количества (единиц) груза.

Уделить тщательное внимание осмотру грузовых мест с нарушенной тарой (пролом досок, вдавленные стенки ящиков, выбитые днища бочек, расшитые швы или порванная упаковка, повреждение упаковочной ленты, коробки и т.д.) [3] с целью выявления следов отжима, замены упаковочного материала, сдвига досок со стороны крышки или дна упаковки и признаков перебивки отдельных крепежных элементов (гвоздей, само-резов, болтов, скрепок и т.п.) [2].

Большое значение имеет осмотр упаковки (тары) груза. Упаковка груза должна обеспечивать полную сохранность при его перевозке. Поэтому хищение части груза из тары обычно сопровождается ее повреждением, которое тщательно стараются скрыть злоумышленники.

При осмотре тары необходимо искать следы повторной упаковки, следы, характерные для орудий взлома, крепежные элементы, отличающиеся от тех, которые были использованы для скрепления элементов тары. Осматривая мягкую тару, необходимо обращать внимание на структуру линий шва (характерно для мешковины), однородность упаковочной ленты и структуру ее скрепления.

При осмотре места происшествия, связанного с хищением частей штатных и генеральных грузов (авто- и мототехника), тщательное внимание уделяется осмотру внешних повреждений груза, поиску следов взлома дверей, капота, а также следов отжима стекла.

В случаях, когда в целях маскировки хищения в тару вложены посторонние предметы, следует обратить внимание на их внешние признаки с целью обнаружения возможных записей на элементах упаковки, в которую они были завернуты.

Следует отметить, что осмотр места происшествия по факту хищения горюче-смазочных материалов из вагонов-цистерн необходимо начинать с одной ее стороны с целью обнаружения просверленных отверстий и внештатных врезок,

а также признаков их маскировки. После данного этапа по боковой лестнице подняться на верхнюю площадку и осмотреть крышки колпака, запорно-пломбировочные устройства и детали сливного прибора. Завершив осмотр верхней площадки, спуститься на другую сторону цистерны и продолжить осмотр по ранее описанному методу. Внутренний осмотр производится с привлечением специалистов по осмотру котлов про-мывочно-пропарочных станций. В протоколе осмотра места происшествия необходимо указать тип цистерны, высоту налива, были ли обнаружены следы, указывающие на слив. Также описываются повреждения, которые имеет вагон, и обнаруженные в ходе осмотра места происшествия следы и орудия преступления.

Необходимо учитывать, что вес грузов определяется в зависимости от вида груза. Таким образом, как было сказано выше, количество перевозимого в цистернах груза определяется взвешиванием или замером высоты налива и подсчетом объема по специальным калибровочным таблицам, вес нефтепродуктов - только замером высоты налива, а вес навалочных (сыпучих) грузов - взвешиванием на весах.

При осмотре железнодорожного перегона необходимо уделить внимание поискам остатков похищенного груза, его упаковки, элементов вагона, сорванных запорно-пломбировочных устройств (их остатков), орудий совершения преступления, следов преступников и различного транспорта, который мог быть использован преступниками для вывоза незаконно нажитого имущества. В случае кражи металлического лома из полувагонов отдельное внимание уделяется осмотру территории непосредственно вокруг вагона с целью поиска следов сброса металлолома (следы сброса). Необходимо помнить, что похищенное имущество, как правило, не сразу вывозится преступниками из района железнодорожного перегона и складируется до достижения определенного количества с целью единовременного вывоза большого количества украденного груза.

При обнаружении таких следов оперативным сотрудникам подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы необходимо тщательно осмотреть прилагающую местность, установить ближайшие населенные пункты, а также дислоцирующиеся на данном участке организации и отработать их на предмет причастности к совершению преступления.

Как правило, любое преступление, связанное с хищением груза с железнодорожного транспорта, имеет свой «экономический след», выраженный в оформлении соответствующих документов, направленных на закрепление законности

перевозки и соблюдения строгой отчетности грузоотправителя перед грузополучателем. Для сотрудников правоохранительных органов является первостепенной задачей объективное и полное расследование уголовного дела, основанное на принципах уголовного судопроизводства в Российской Федерации.

Исходя из оперативно-разыскной практики Пермского ЛО МВД России на транспорте, как правило, преступления рассматриваемой категории совершаются работниками железной дороги (составители поездов, монтеры путей, помощники машинистов) либо же лицами из круга общения упомянутой категории граждан.

Грузы, похищенные с подвижного состава, хранятся в самых разнообразных местах: на территории станции, в местах, организованных для хранения вдоль железнодорожных путей (лес, пролески, кусты и т.п.), гаражи подозреваемых лиц, а также их жилые помещения и т.д. В соответствии с этим перед проведением обыска следователю необходимо тщательно продумать пошаговый план и место проведения обыска на основании предоставленной оперативными подразделениями по борьбе с преступными посягательствами на грузы информации.

В зависимости от того, кем совершено преступление, определяется место проведения обыска. К примеру, если имеются основания к подозрению в совершении хищения локомотивной бригады, то местом обыска определяется тепловоз или электровоз; в случае совершения преступления стрелочником или монтажником путей необходимо тщательно обследовать будку стрелочника или комнату отдыха бригады монтажников путей, а также места хранения инструментов строгой отчетности.

В некоторых случаях, если груз относится к малогабаритным или продуктам общего пользования, обыск целесообразно проводить по месту жительства подозреваемых лиц, а также в местах, где по оперативной информации может находиться похищенное имущество или его часть.

Следует отметить, что обыск стоит проводить лишь в том случае, когда есть четкая уверенность в положительных результатах производства данного следственного действия. Важным аспектом при подготовке обыска является внезапность его проведения и желательно в утренние часы, чтобы использовать момент внезапности в полном объеме. Иногда является целесообразным проведение повторного обыска, так как лица, совершившие преступление, склонны к размещению похищенного имущества по месту жительства в случаях личной уверенности в том, что опасность изобличения их причастности к совершенному преступлению отпала и наступила

реальная возможность к осуществлению своего умысла [1].

При расследовании хищений грузов, как и при любых других преступлениях, немаловажным является назначение и проведение экспертиз. Наиболее востребованными при производстве предварительного расследования являются трасологическая экспертиза, технико-криминалистическая экспертиза документов, почерковедческая экспертиза, бухгалтерская, товароведческая и технологическая экспертизы.

При установлении тесной взаимосвязи между документальными учетами и технологическим процессом перевозки рекомендовано проводить судебно-бухгалтерскую экспертизу в совокупности с технологической экспертизой. Как правило, комплексная экспертиза поручается не одному, а нескольким экспертам. При кражах с подвижных железнодорожных составов, как правило, производство таких экспертиз поручают специалисту-бухгалтеру и коммерческому ревизору, который является незаинтересованным в исходе дела лицом и имеет специальные знания в технологическом и бухгалтерском процессах.

При решении вопроса о причинах недостачи груза по сравнению с количеством (весом), указанным в перевозочных документах, особенно при ссылках ответственных за груз лиц на обстоятельства, вызвавшие сверхнормативные потери скоропортящихся грузов, может возникнуть

необходимость в проведении судебно-бухгал-терской экспертизы. Если товаровед обладает познаниями в бухгалтерском учете исследуемых товаров, то перед таким товароведом, привлеченным в качестве эксперта, можно поставить вопросы, разрешение которых входит в компетенцию и товароведческой, и бухгалтерской экспертизы [1].

Расследование и раскрытие преступлений в сфере хищений на железнодорожном транспорте является специфичной отраслью деятельности органов внутренних дел на транспорте, которая требует от оперативно-разыскных подразделений и органов предварительного расследования не только практических умений и навыков, но и знания технологических процессов перевозки грузов, погрузочно-разгрузочных работ, а также знания типологии вагонов, используемых для перевозки грузов, и видов запорно-пломбиро-вочных устройств [4].

Вся выше рассмотренная деятельность дает возможность сотрудникам подразделений территориальных органов МВД России на транспорте качественно и результативно провести следственные действия или оперативно-разыскные мероприятия и получить значимую информацию или доказательства, которые будут способствовать справедливому и объективному расследованию и раскрытию уголовного дела и привлечению к ответственности виновных в совершении преступления лиц.

- Литература -

1. Бехтерев В.М. Наедине с убийцей. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников [Электронный ресурс]. - Режим доступа - https://www.litmir.me/br/?b=586658&p=1

2. Грибунов О.П., Александров А.Н. Особенности раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 4. С. 88-92.

3. Грибунов О.П., Третьякова Е.И. Расследование преступлений, совершаемых на транспорте. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2013. С. 63-65.

4. Резван А.П., Субботина М.В. Криминалистическая расследования отдельных видов преступлений. - Москва, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. УТ МВД России по УрФО «О результатах мониторинга общественного мнения населения о деятельности подразделений УТ МВД России по УрФО в 2019 году» // [Электронный ресурс] Официальный сайт УТ МВД России по УрФО - Режим доступа - http:// утурфо.мвд.рф (дата обращения: 13.11.2020 г.)

6. Табаков А.Р. Проблемы законодательного закрепления принципов оперативно-розыскной деятельности // Мир юридической науки. 2016. № 6. С. 84-89.

7. Антонов О.А. Доказывание в уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности // Военное право. 2018. № 5. С. 146-152.

8. Афака С.С. Основные направления деятельности и задачи органов внутренних дел на транспорте в области реализации федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Научный портал МВД России. 2011. № 3. С. 104-109.

9. Астежев Ш.М. Особенности расследования серийных квартирных краж // Мировая наука. 2018. № 6. С. 85-89.

= References =

1. Bekhterev V.M. Naedine s ubijcej. Ob eksperimental'nom psihologicheskom issledovanii prestupnikov [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa - https://www.litmir.me/br/?b=586658&p=1

2. Gribunov O.P., Aleksandrov A.N. Osobennosti raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij, sovershaemyh na ob»ektah transporta i transportnoj infrastruktury // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2017. № 4. S. 88-92.

3. Gribunov O.P., Tret'yakova E.I. Rassledovanie prestuplenij, sovershaemyh na transporte. - Irkutsk: Vostochno-Sibirskij institut MVD Rossii, 2013. S. 63-65.

4. Rezvan А.Р., Subbotina М.V. Kriminalisticheskaya rassledovaniya otdel'nyh vidov ргезШр1епу. - Moskva, 2002.

5. иТ MVD Rossii ро UrFO «О rezul'tatah monitoringa obshchestvennogo mneniya naseleniya о deyatel'nosti podrazdelenij иТ MVD Rossii ро UrFO V 2019 godu» // [Elektronnyj resurs] ОАс^!^ sajt иТ MVD Rossii ро и^О - Rezhim dostupa - http://uturfo. mvd.rf (data obrashcheniya: 13.11.2020 д.)

6. Tabakov Л^. РгоЫету zakonodatel'nogo zakrepleniya principov operativno-rozysknoj deyatel'nosti // Mir yuridicheskoj nauki. 2016. № 6. S. 84-89.

7. Лntonov О.Л. Dokazyvanie V ugolovno-processual'noj i operativno-rozysknoj deyatel'nosti // Voennoe pravo. 2018. № 5. S. 146-152.

8. Лfaka S.S. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti i zadachi organov vnutrennih del na transporte V оЬ^й realizacii federal'nogo zakona ot 9 fevralya 2007 д. № 16^ «O transportnoj bezopasnosti» // Nauchnyj portal MVD Rossii. 2011. № 3. S. 104-109.

9. Лstezhev Sh.M. Osobennosti rassledovaniya serijnyh kvartirnyh krazh // Mirovaya nauka. 2018. № 6. S. 85-89.

(статья сдана в редакцию 04.12.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.