ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРАСОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ХИЩЕНИЙ ГРУЗОВ ИЗ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ
SPECIAL ASPECTS OF THE CARRYING OUT TRACE EXPLORATION OF LOCK AND SEAL DEVICES IN THE INVESTIGATION OF THEFT OF GOODS FROM ROLLING STOCK
OF FREIGHT TRAINS
УДК 343.9.02
О.П. ГРИБУНОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Восточно-Сибирский институт МВД России) [email protected]
O.P. GRIBUNOV,
сandidate of law, аssociate рrofessor
(East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
Аннотация: в статье освещен вопрос об использовании специальных знаний при расследовании хищений грузов из подвижного состава грузовых поездов. Основным способом совершения таких хищений является проникновение в вагон путем вскрытия запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), в том числе без видимых признаков взлома. Именно поэтому результаты проведения трасологического исследования запорно-пломбировочных устройств являются надежным источником доказательственной базы. Рассмотрены виды ЗПУ и сформулирован примерный перечень вопросов, необходимых для разрешения в ходе проведения экспертиз.
Ключевые слова: транспорт, трасологическая экспертиза, специальные знания, запорно-плом-бировочное устройство (ЗПУ), преступления против собственности.
Abstract: the article raises the issue of using special knowledge during the investigation of theft of goods from rolling stock of freight trains. The main way to commit such theft is entering the carriage by breaking the locking and sealing devices (LSD), including without visible signs of break-in. That is why the results of the tracе exploration of lock and seal devices are a reliable source of body of evidence. Discusses the types of LSD and formulated a rough list of issues necessary to resolve in the course carrying out of expertises.
Keywords: transport, trace exploration, locking and seal devices (LSD), crimes against property.
В настоящее время использование специальных знаний в расследовании преступлений является «одним из приоритетных направлений, более того, уже стало распространенным явлением, что назначение и производство экспертиз является одним из первоначальных следственных действий и является одним из основных следственных действий, направленных на установление обстоятельств происшедшего преступного события, а также объективизацию расследования» [1, а 249].
Безусловно, назначение судебной экспертизы представляет собой один из распространенных
способов получения доказательственной информации по уголовному делу [2, а 40].
В настоящее время преступниками активно изобретаются новые виды преступлений, а также способы, приемы и методы сокрытия следов преступления, места, способа и истинного умысла совершения преступного деяния. Это в свою очередь определяет и основную задачу правоохранительных органов, которой является усовершенствование методик расследования преступлений. В этой связи нельзя не согласиться с Дябловой Ю.Л., достаточно точно отметившей, что расследование преступлений - это сложная
теоретическая и практическая задача, которая стоит перед государством, а ее главной целью является обеспечение безопасности граждан, разработка рекомендаций эффективных действий правоохранительных органов по установлению обстоятельств совершения преступлений и привлечению виновных к уголовной ответственности [3, с. 77-83].
Говоря о преступлениях, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, следует также отметить активное развитие видов преступной деятельности в данной сфере. Преступники, совершающие хищения грузов из подвижного состава, придумывают все новые способы сокрытия следов своей преступной деятельности. Отметим, что подразделениями отделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы (ОБППГ) по линии грузовых перевозок за 10 месяцев 2015 года в Российской Федерации поставлено на учет 4 816 преступлений, из которых на территории обслуживания Восточно-Сибирского Линейного Управления МВД России на транспорте 190 преступлений (за аналогичный период прошлого года поставлено на учет 157 уголовных дел). Кроме того, следует отметить, что за аналогичный период 2014 года на территории Российской Федерации подразделениями ОБППГ поставлено на учет 3971 преступление [4].
Рассматривая хищения, совершаемые из подвижного состава грузовых поездов, следует отметить специфику данного рода преступлений. Так, преступники, имеющие своей целью хищение груза, должны обладать определенными специальными знаниями, понимать особенности функционирования и структуру железнодорожного транспорта, способы опечатывания и фиксации дверей и люков подвижного состава, а также возможные методы их вскрытия. Транспорт - это своеобразный центр притяжения всевозможных преступных посягательств, что в свою очередь увеличивает спектр задач, которые стоят перед правоохранительными органами, при этом эффективное их решение на сегодняшний день возможно только при помощи применения специальных технических средств [5, с. 117-120].
В этой связи стоит особое внимание уделить различным видам применения специальных знаний, используемых при расследовании хищений грузов из подвижного состава. На сегодняшний день в условиях стремительного развития общества трудно представить расследование и раскрытие преступлений без применения специальных технологий. Как справедливо заметила Я.В. Комиссарова, «несмотря на научно-технический прогресс, ... функция эксперта не изменилась и до сих пор воспринимается в качестве «помощников» [6, с. 368]. Так, говоря об использовании
специальных знаний при производстве расследования хищений грузов, речь, безусловно, идет о привлечении к процессу раскрытия преступлений сотрудников экспертных подразделений и проведении ими различных экспертиз и исследований. Заключения экспертов являются надежным источником доказательственной базы, который трудно переоценить. Процесс производства судебной экспертизы, в силу своей специфики, обладает высокой степенью познавательных возможностей, при этом является достаточно эффективным средством в процессе доказывания, а результат производства исследования стремительно приобретает первостепенное значение в достижении целей расследования преступлений [7, с. 35 - 44].
Данный факт справедливо отметила в своем высказывании Парфенова М.В., указав, что в настоящее время всевозрастающее значение в процессе производства расследования и раскрытия преступлений приобретает усовершенствование деятельности экспертных подразделений, которое осуществляется в строгом соответствии с принципами законности, объективности, всесторонности и полноты исследований [8, с. 12-14].
Известно, что подвижной состав с перевозимым грузом при отправке грузополучателю или любом другом виде транспортировки опломби-руется либо посредством применения обычных пломб, которые не несут в себе охранной функции, либо при помощи запорно-пломбировочных устройств (далее ЗПУ). В отличие от пломб ЗПУ обеспечивает защиту грузов, перевозимых в любых видах железнодорожных вагонов (контейнерах, автофургонах), от несанкционированного вскрытия и преступных посягательств. Рассматривая кражи грузов, совершаемые из подвижного состава грузовых поездов, условно все хищения можно разделить на те, которые совершаются без воздействия на ЗПУ и с непосредственным воздействием на данные устройства. Здесь необходимо отметить, что в настоящее время виды ЗПУ достаточно разнообразны, однако самыми распространенными и применяемыми на практике являются следующие:
1. Запорно-пломбировочное устройство Спрут-универсал - силовое запорно-пломбиро-вочное устройство с контрольными заводскими знаками. Данное устройство предназначено для опломбирования железнодорожных вагонов, контейнеров и т.д. Такое ЗПУ относится к группе охранных средств однократного использования и является универсальным устройством для надежного блокирования дверей грузовых транспортных средств. При отправке груза навешивается на двери подвижного состава следующим образом: гибкий стержень (трос) пропускается сначала через одно отверстие плашки, затем
через отверстия в запирающих узлах объекта, второе отверстие плашки - на свободный конец троса, конусом вперед, с вращением, далее устанавливается до упора зажим. Вскрытие такого вида ЗПУ осуществляется путем перекусывания хвостовика с помощью клещей-кусачек вблизи контрольной шайбы и снятия ее с гибкого стержня (троса). Состоит устройство из трех элементов, таких как охватывающий элемент - гибкий стержень, соединительный элемент - плашка, фиксирующий элемент - зажим. Этот вид подразделяется на несколько типов: Спрут-500, Спрут-М4, Спрут-777, Спрут-777 М, которые несколько модернизированы по отношению к универсальной версии запорно-пломбировоч-ного устройства Спрут-универсал.
2. Скат - запорно-пломбировочное устройство с индивидуальными контрольными заводскими знаками. Рассматриваемое ЗПУ относится к группе одноразового использования и предназначено для запирания и одновременного пломбирования узлов запирания контейнеров. Представляет собой моноблочную конструкцию, состоящую из корпуса, охватывающего элемента и двух фиксаторов. Принцип работы устройства: трос пропускают через отверстия проушин узла запирания, свободный конец троса вводят во входное отверстие корпуса. Снятие ЗПУ производится путем перекусывания троса с помощью клещей и бокорезов. Такая конструкция запор-но-пломбировочного устройства исключает незаметное вскрытие дверей подвижного состава преступниками.
3. Клещ - запорно-пломбировочное устройство с контрольными заводскими знаками. Предназначено для опломбирования контейнеров, блокирования дверей грузовых транспортных средств. Относится к группе охранных технических средств однократного использования и является устройством надежного блокирования дверей. Принцип работы: стержень пропускают сверху вниз через совмещенные отверстия элементов конструкции запорного узла на конец стержня, после чего до упора надевают втулку. Перекусывание производят с помощью клещей-кусачек. Состоит устройство из стержня, втулки, стопорного элемента (защелки). Этот вид ЗПУ подразделяется на типы: ЗПУ Клещ - 60 СЦ, Клещ - МЦ. В настоящее время ЗПУ Клещ является одним из самых надежных видов защитных устройств, его конструкция исключает незаметное вскрытие.
Отметим, что все виды ЗПУ имеют на поверхности корпуса маркировку, состоящую из буквенного шифра и контрольного знака, занесены в базу ОАО «РЖД» либо в базу завода-изготовителя.
Необходимо иметь в виду, что способов проникновения к грузу преступниками было изобретено достаточное количество. Говоря о способах проникновения без воздействия на за-порно-пломбировочные устройства подвижного состава, можно выделить такие как распиливание запирающих механизмов и дальнейшее их сваривание, повреждение вагонов, перепили-вание проушин вагона посредством режущих инструментов, замена осей люков, замена оси винта крепления люка, замена осевых втулок и другие. Что же касается способов проникновения к грузу с применением методов непосредственного воздействия на запорно-пломбировочные устройства, то здесь можно также выделить несколько видов:
- воздействие на ЗПУ производится через конструктивные зазоры на механизм запирания бытовыми предметами и специально изготовленными инструментами. Данный способ вскрытия запорно-пломбировочных устройств наиболее надежен для самих преступников, ведь такой метод доступа к грузу сложнее всего обнаружить работникам железной дороги, проводящими осмотр вагонов, и сотрудникам правоохранительных органов. В данном случае обнаружение факта хищения возможно лишь при прибытии подвижного состава к грузополучателю и дальнейшем производстве выгрузки. Говоря о таком методе вскрытия запорно-пломбировочных устройств, следует отметить, что преступники, его применяющие, должны обладать определенными знаниями в данной сфере, зачастую такими лицами являются непосредственные или бывшие работники железнодорожного комплекса. Подобный способ вскрытия применим лишь к некоторым видам ЗПУ, таким как Спрут-777 и СКЦ-Охра;
- замена составных частей пломбировочного устройства;
- склеивание каната внутри корпуса пломбы (извлечение каната из корпуса ЗПУ с последующим его склеиванием);
- воздействие на механизм запирания через искусственно созданные отверстия;
- перебивка контрольного номера запор-но-пломбировочного устройства;
- термическое воздействие на корпус ЗПУ;
-механическое разрушающее воздействие
(наиболее простой и распространенный способ хищения груза);
- крепление муляжа ЗПУ на место уничтоженного;
- выкручивание, стягивание и сбивание корпуса запорно-пломбировочного устройства.
Так, очевидно, что способов проникновения к грузу у преступников достаточное количество,
при этом они постоянно модернизируются и видоизменяются. В целях определения для каждого конкретного случая способа незаконного проникновения в подвижной состав с целью кражи груза, необходимо применение специальных познаний. В практической деятельности наиболее распространены случаи, когда на вагоне, где было совершено хищение, запорно-пломбировочное устройство находится на месте, при этом нарушения целостности самого вагона и составных частей не обнаружено. В таком случае можно сделать вывод, что преступники при совершении хищения использовали один из методов так называемой «маскировки». При таком положении дел необходимо проведение трасологического исследования, которое поможет определить конкретный способ проникновения к грузу. Так, изъятое с места происшествия запорно-плом-бировочное устройство в упакованном и опечатанном виде, постановление следователя (дознавателя) о производстве исследования (до возбуждения уголовного дела) или постановление о производстве судебной трасоло-гической экспертизы (в рамках возбужденного уголовного дела) направляются в экспертное учреждение. В рамках проведения подобного исследования на рассмотрение выносится вопрос о возможности повторного навешивания или вскрытия запорно-пломбировочного устройства.
Общая схема производства исследования независимо от поступившего в экспертное учреждение объекта включает в себя несколько этапов:
- предварительное исследование;
- проведение исследования;
- определение и фиксация результатов исследования;
- анализ полученных результатов и воспроизводство выводов.
Следует отметить, что в целом проведение данного исследования можно определить как процесс производства последовательных, логически обусловленных и определенных действий, направленных на получение данных, позволяющих сделать заключение, необходимое для определения подлинности номерных знаков, способах их уничтожения или видоизменения, а также изначальном их содержании.
Отметим, что качество и эффективность рассматриваемого исследования зависит от целого ряда различных факторов. Самым основным критерием является владение экспертом методами трасологического исследования, знание собственно объекта исследования, обладание обширной информацией о видах запорно-плом-
бировочных устройств, способах их крепления, составных частях, а также возможных методах противозаконного вскрытия.
Так, при производстве рассматриваемого процессуального действия в первую очередь производится внешний осмотр поступившего на исследование объекта. В процессе исследования устанавливается наличие или отсутствие следов постороннего предмета на поверхностях канала каната, шарике, ролике, следов давления, скольжения в местах замены составных частей, возможность извлечения каната из корпуса ЗПУ с последующим его склеиванием, наличие или отсутствие клеящего вещества, следов высверливания, побежалости на корпусе, деформации сепаратора, изменение формы, возможные следы скольжения на внутренней поверхности корпуса, фаски на краях проточки.
В ряде случаев ЗПУ могут быть вскрыты без внешних повреждений, поэтому для детального исследования корпус-зажим ЗПУ распиливается экспертом с двух сторон ножовочным полотном по металлу, при этом корпус ЗПУ зажимается в тисках, распилы проводятся вдоль корпуса, часть корпуса отделяется при помощи плоской отвертки. Это действие поможет установить, на каких местах находятся детали запорного устройства и насколько плотно они фиксируют силовой трос (гибкий стержень), а также возможное наличие посторонних предметов в сквозных отверстиях или следов воздействия постороннего предмета.
Таким образом, проведение подобного исследования необходимо для определения первоначальной фиксации на запорном устройстве, установления способов вскрытия ЗПУ, если такое осуществлялось, а также определения, подвергалось ли устройство повторному навешиванию.
Резюмируя изложенное, отметим неоспоримую значимость применения специальных знаний при расследовании хищений грузов из подвижного состава, ведь успех раскрытия хищений перевозимых грузов зачастую зависит от грамотного, качественного, своевременного производства исследования сотрудниками экспертных подразделений. Эффективность исследования во многом зависит от умений и навыков эксперта, знаний методики проведения трасологического исследования, обладания информацией о специфических особенностях железнодорожного транспорта, составных частях подвижного состава, видах запорно-пломбиро-вочных устройств, а также возможных способах сокрытия преступной деятельности. Учитывая специфику хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, важно понимать,
что отсутствие узкоспециализированной методики расследования, существование проблемы полноценного производства исследований сотрудниками экспертных подразделений, ввиду обоснованных причин и обстоятельств, на сегодняшний день отрицательно сказываются
на ходе расследования преступлений. При устранении имеющихся недостатков возможно в разы повысить эффективность и качество расследования преступлений, что на сегодняшний день является главенствующей задачей сотрудников транспортной полиции.
Литература
1. Хмелева А.В. Тактические ошибки, допускаемые при назначении судебных экспертиз / Криминалистическая тактика: современное состояние и перспективы развития: сб. матер. 56-х криминалистических чтений. В 2-х ч. - М.: Академия управления МВД России, 2015. Ч. 2.
2. Никуленко О.О. Оспаривание заключения эксперта по уголовному делу // Уголовный процесс. 2015. № 5.
3. Дяблова Ю.Л. К вопросу о понятии и уровнях организационной деятельности по расследованию и раскрытию неочевидных преступлений // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 3-2.
4. Официальный сайт ФКУ ГИАЦ МВД России [электронный ресурс]. URL: http: //10.5.0.16/csi/modules/ (дата обращения 09.11.2015).
5. Грибунов О.П. К вопросу о противодействии преступлениям, совершаемым на объектах транспорта // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-2.
6. Комиссарова Я.В. Профессиональная деятельность эксперта в уголовном судопроизводстве: теория и практика: монография. - М.: Юрлитинформ , 2014. 368 с.
7. Расулова Н.С. Проблемы производства судебной экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела // Судебная экспертиза. 2015. № 4 (44).
8. Парфенова М.В. Совершенствование деятельности судебно-экспертных учреждений в Российской Федерации // Эксперт-криминалист. 2014. № 2.
= References =
1. Khmeleva A.V. Tactical mistakes made in the appointment of forensic examinations // Criminalistic tactics: modern state and prospects of development: source book of 56 forensic readings: in 2 parts - M.: Management Academy of MIA Russia, 2015. Part 2.
2. Nikulenko O.O. Contesting the expert's report on criminal proceedings // Criminal trial. 2015. № 5.
3. Dyablova U.L. To the question about the concept and levels of organizational activity for investigation and the disclosure of latent crime // Izvestiya of Tula state University. Economic and legal science. 2015. № 3-2.
4. The official website of FSI MIAC the Ministry Of Internal Affairs Of The Russian Federation [electronic resource]. Address URL address: http: //10.5.0.16/IB/modules/ (accessed 09.11.2015).
5. Gribunov O.P. To the question of counteraction to crimes committed on transport objects // Izvestia of the Tula State University. Economic and legal science. 2013. № 2-2.
6. Komissarova Y.V. Professional activity of the expert in criminal proceedings: theory and practice: monograph. - M.: Yurlitinform, 2014.
7. Rasulova N.S. The problems of production of judicial examination in a stage of excitation of criminal case // Forensic examination. 2015. № 4 (44).
8. Parfenova M.V. Improving the activities of forensic expert institutions in the Russian Federation // Forensic Expert. 2014. № 2.
(статья сдана в редакцию 31.03.2016)