Научная статья на тему 'Тактические особенности осмотра места происшествия по факту кражи грузов на железнодорожном транспорте'

Тактические особенности осмотра места происшествия по факту кражи грузов на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2559
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / КРАЖА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГРУЗЫ / ХИЩЕНИЕ / ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / ПОДВИЖНОЙ ВАГОН / SCENE SURVEY / THEFT / RAILWAY TRANSPORT / CARGO / FREIGHT / ROLLING STOCK / ROLLING THE CAR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зеленский Михаил Александрович, Скоморохов Олег Николаевич, Солодовник Вячеслав Викторович, Чурсин Александр Валентинович

В статье рассматриваются тактические особенности осмотра места происшествия по факту кражи грузов на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зеленский Михаил Александрович, Скоморохов Олег Николаевич, Солодовник Вячеслав Викторович, Чурсин Александр Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTICAL FEATURES OF SCENE INSPECTION ON THE FACT OF THEFT OF GOODS BY RAIL

The article discusses the tactical features of scene inspection on the fact of theft of goods by rail.

Текст научной работы на тему «Тактические особенности осмотра места происшествия по факту кражи грузов на железнодорожном транспорте»

УДК 343.985.4

М.А. Зеленский*, О.Н. Скоморохов**, В.В. Солодовник***, А.В. Чурсин****

Тактические особенности осмотра места происшествия по факту кражи грузов на железнодорожном транспорте

В статье рассматриваются тактические особенности осмотра места происшествия по факту кражи грузов на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: осмотр места происшествия, кража, железнодорожный транспорт, грузы, хищение, грузовые перевозки, подвижной состав, подвижной вагон.

M. A. Zelensky*, O. N. Skomorokhov**, V. V. Solodovnik***, V. A. Chursin****. Tactical features of scene inspection on the fact of theft of goods by rail. The article discusses the tactical features of scene inspection on the fact of theft of goods by rail.

Keywords: scene survey, theft, railway transport, cargo, theft, freight, rolling stock, rolling the car.

Грузовые перевозки на железнодорожном транспорте традиционно криминально более уязвимы, ввиду чего кражи на объектах железнодорожного транспорта являются наиболее распространенными преступлениями против собственности. Общая картина преступности на железнодорожном транспорте выглядит следующим образом. В общей структуре преступности значительную часть составили кражи всех форм собственности - 40 %, в т.ч. кражи грузов — 9 %, кражи цветных металлов — 3 %, в сфере пассажирских перевозок — 2 % [1, с. 7]. Однако раскрываемость их по-прежнему низка ввиду как объективных факторов, так и в ряде случаев субъективных.

К субъективным факторам можно отнести, в частности, недостаточную профессиональную подготовку следственно-оперативных сотрудников, просчеты в организации и планировании деятельности, некачественное производство отдельных следственных действий, в т.ч. осмотра места происшествия, заключающееся в игнорировании либо нарушении требований соответствующих нормативных правовых актов, а также криминалистических рекомендаций. Данные вопросы более подробно рассмотрены Ю.М. Бойцовым [5, с. 35].

К объективным факторам можно отнести тайный характер данного преступления, ввиду чего при совершении преступления зачастую отсут-ствуют свидетели, что в дальнейшем негативно сказывается на результатах раскрытия и расследования преступлений. Также к объективным факторам по делам данной категории можно отнести то, что наличие значительного пассажиропотока, специфика работы железнодорожного транспорта, в соответствии с которой невозможен простой подвижного состава, позволяют преступникам незаметно совершить кражу и скрыться с места преступления, «растворившись» в пассажиропотоке. Это, в свою очередь, усложняют задачу правоохранительных органов по раскрытию преступления, установлению времени и места его совершения, выявлению полной следовой картины [3, с. 15]. При расследовании кражи грузов на железнодорожном транспорте особое значение имеет такое неотложное следственное действие, как осмотр места происшествия, качество которого во многом зависит от организационно-подготовительных мероприятий, проводимых с момента получения сообщения о краже до начала непосредственного осмотра (принятия мер к охране места происшествия, обеспечения участия в осмот-ре необходимых специалистов, понятых, сотрудников транспортной полиции, кинолога со служебно-розыскной собакой, представителей администрации железной дороги). Осмотр места происшествия может также проводиться в местах сбыта похищенного имущества. Данный вид осмотра места происшествия более подробно рассмотрен в работе Н.В. Грузневой [4, с. 15].

В процессе проведения осмотра места происшествия следователь (дознаватель) непосредственно получает информацию, позволяющую обоснованно выдвинуть версии о произошедшем событии, способе совершения преступления, личности преступника, виде и объеме похищенного имущества. Кроме того, полученные данные необходимы для определения направления расследования в целом,

* Зеленский, Михаил Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики Белгородского юридического института МВД России. Адрес: Россия, г. Белгород, ул. Горького, 71. Тел. 8(906)566-68-22. Эл. почта: mzelenski_531@mail.ru.

** Скоморохов, Олег Николаевич, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры криминалистики Белгородского юридического института МВД России. Адрес: Россия, г. Белгород, ул. Горького, 71. Тел. 89056781779. Эл. почта: 79056781779@yandex.ru.

*** Солодовник, Вячеслав Викторович, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры предварительного расследования Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 8-904-336-32-92. Эл. почта: slaviik_bel@mail.ru.

**** Чурсин, Александр Валентинович, заместитель начальника кафедры криминалистики Белгородского юридического института МВД России. Адрес: Россия, г. Белгород, ул. Горького, 71. Эл. почта: Chursin-fv@ yandex.ru.

* Zelensky, Mikhail Alexandrovich, candidate of legal Sciences, associate Professor, Department at-ry of criminology Belgorod law Institute of MIA of Russia, Belgorod, St. Gorky, 71, phone: 8(906)566-68-22, al. email: mzelen-ski_531@mail.ru.

** Skomorokhow, Oleg Nikolaevich, candidate of legal Sciences, lecturer of the chair of criminalistics of the Belgorod law Institute of MIA of Russia, Belgorod, St. Gorky, 71, tel 89056781779, al. email: 79056781779@yandex.ru.

*** Solodovnik, Vyacheslav Viktorovich, candidate of legal Sciences, lecturer of the Department of preliminary investigation of the St. Petersburg University of MIA of Russia, St.-Petersburg, street Pilot Pilatova 1, tel 8-904-336-32-92, al. email: slav-iik_bel@mail.ru.

**** Chursin, Alexander Valentinovich, Deputy head of the Department of criminology of the Belgorod law Institute of MIA of Russia, Belgorod, St. Gorky, 71, al. email: Chursin-fv@ yandex.ru.

© Зеленский М.А., Скоморохов О.Н., Солодовник В.В., Чурсин А.В., 2015

ЗеленскийМ.А., Скоморохов О.Н., СолодовникВ.В., Чурсин А.В. Тактические особенности осмотра.

проведения комплекса следственных действии и оперативно-розыскных мероприятии, включая розыск преступника «по горячим следам», а также для установления других обстоятельств, в т.ч. способствовавших совершению преступления.

Осмотр места происшествия проводится в соответствии с общими требованиями УПК Российской Федерации, однако в тактическом аспекте - с учетом специфики организационного плана, а также осматриваемых объектов и следов.

Раскрывая особенности осмотра места происшествия по данной категории преступлений, считаем целесообразным рассмотреть способы их совершения, знание которых имеет большое значение для организации и планирования данного следственного действия, а также его результативности.

Так, кражи грузов на железнодорожном транспорте могут совершаться:

- путем повреждения вагона, контейнера, тары (взлома дверей, выдавливания пола контейнеров и т.п.);

- путем отжима двери вагона;

- через щель между дверью контейнера и его внутренним пространством, которая образуется в результате многократного использования контейнера, вследствие чего двери и их крепления расшатываются, что и приводит к нарушению необходимой плотности закрывания. В этом случае груз из контейнера достается рукой, либо с ис-пользованием какого-либо крючка;

- путем просверливания отверстия в таре или полу вагона с последующим их затыканием деревянным чопиком либо ветошью (при кражах сыпучих грузов и жидкостей);

- через верхние люки крытых вагонов (в частности, после их взлома);

- через вентиляционные отверстия (из изотермических вагонов);

- путем сруба запорных устройств и закруток;

- путем вскрытия пломб двери вагона (контейнера) с последующей маскировкой признаков вскрытия (так называемые способы криминального снятия пломб);

- путем вскрытия дна или боковой части вагона с помощью автогена (так называемый «грубый», наиболее заметный способ).

Кражи грузов на железнодорожном транспорте можно классифицировать на:

- совершенные с открытой территории железнодорожной инфраструктуры (участка железнодорожной станции или железнодорожного перегона);

- совершенные из грузовых вагонов, находящихся на станции отправления;

- совершенные из складских помещений;

- совершенные из подвижного состава.

При краже груза на участке железнодорожной станции необходимо определить ее название, номер или наименование грузового парка, контейнерного пункта, сортировочной площадки, номер железнодорожных путей. В данном случае целесообразно первоначально осмотреть прилегающую территорию на предмет выявления и фиксации имеющихся предметов и следов, связанных с происшествием, с целью ис-ключения возможности их утраты или порчи.

Здесь могут быть обнаружены следы: обуви, орудий взлома, транспортных средств, падения или волочения груза; похищенных сыпучих материалов; пятна похищенной и пролитой жидкости; вещи и предметы, оставленные или оброненные преступником (как личные, так и похищенные). Также, хотя и реже, могут быть обнаружены следы рук, следы биологического происхождения, микрообъекты (в частности, на вещах и предметах). Обнаруженные на данной стадии предметы и следы осматриваются без нарушения их положения и целостности.

В ходе осмотра прилегающей территории необходимо обращать внимание на имеющиеся там склады, постройки, вагоны, цистерны, контейнеры, железнодорожные пути, груз и его упаковку, пути подхода-отхода, преграды на данных путях.

Затем, с целью установления характера происшествия и всех его обстоятельств, осматривается непосредственно территория, где была совершена кража. В данном случае осмотр места происшествия рекомендуется проводить эксцентрическим способом (от центра к периферии).

Осмотр перегона целесообразно проводить группой, предварительно условно разделив его на несколько участков, на каждый из которых распределить одного-двух человек, обеспечив его (их) средствами связи. Таким образом, каждый осматривает закрепленный за ним участок пути и прилегающей территории.

При краже из склада также необходимо вначале осмотреть прилегающую территорию, а затем непосредственно складское помещение.

При этом следует установить и зафиксировать характер и внутреннее расположение помещений, наличие, вид и количество имеющихся товарно-материальных ценностей. Тщательно осмотреть запорные устройства и пломбы, установить их состояние. Осмотреть данный объект на предмет выявления следов взлома, рук, микрообъектов, обуви, а также следов, указывающих на нахождение в складе похищенного груза.

Необходимо отметить, что большинство краж грузов совершается из подвижного состава (грузовых вагонов), и здесь спецификой является то, что место обнаружения признаков кражи и установления ее факта во многих случаях не совпадает с местом совершения преступления. В данной ситуации нередко определить, на какой станции произошла кража, не представляется возможным.

К грузовым вагонам относятся вагоны, предназначенные для перевозки грузов. Они подразделяются на крытые вагоны, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа, изотермические вагоны, зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, специальные вагоны контейнерного типа.

Осмотр подвижного состава необходимо начинать с установления и фиксации места его нахождения. В протоколе осмотра места происшествия следует указать: наименование станции,

грузового двора, парка путей; номера пути, состава поезда; тип вагона, его номер и место в железнодорожном составе; наличие на соседних путях других составов (т.к. сопровождающие их лица могут быть свидетелями кражи).

Особенности осмотра места происшествия по делам рассматриваемой категории предопределяются также типом вагона, из которого была совершена кража груза.

Отметим, что при осмотре вагонов необходимо предварительно обследовать территорию вокруг них с целью выявления следов и предметов. Здесь могут быть обнаружены следы: обуви, падения или волочения груза; похищенных сыпучих материалов; пятна похищенной и пролитой жидкости; вещи и предметы, оставленные или оброненные преступником (как личные, так и похищенные), фрагменты упаковки, поврежденные запорно-пломбировочные устройства, орудия взлома, следы биологического происхождения, микрообъекты (в частности, на вещах и предметах) и др.

При осмотре цистерны исследуются все стороны котла, его боковые лестницы и верхняя площадка, крышка колпака, запирающее и запорно-пломбирующее устройство, детали и состояние сливного устройства, крышки предохранительного клапана.

При этом необходимо обращать внимание на наличие просверленных в котле отверстий, наслоение на нем пыли, грязи, следов жидкости. При наличии таковых указывается их состояние (сухие, жидкие), локализация, взаиморасположение, форма, размеры, цвет, специфический запах.

При осмотре люка цистерны необходимо зафиксировать состояние его крышки, пломбировочных устройств, пломбировочных проушин, болтов и гаек, крепящих колпак крышки к горловине, степень их затяжки.

После этого следует открутить гайки фиксирующих болтов, припод-нять крышку заливной горловины на высоту, допустимую запорно-пломбировочным устройством (при его наличии и отсутствии повреждений), зафиксировать наличие уплотнительного кольца и измерить образовавшуюся щель, отразив это в протоколе.

С целью установления количества похищенного жидкого груза в ходе осмотра рекомендуется провести его контрольный замер, который делается при помощи метроштока - специального измерительного прибора, относящегося к метрологическому оборудованию, предназначенного для измерения уровня жидкости (нефти, нефтесо-держащих жидкостей, нефтепродуктов, подтоварной воды и т.д.) в промышленных резервуарах, транспортных, стационарных емкостях. В ходе контрольного замера необходимо в обязательном порядке измерить температуру содержимого цистерны и окружающей среды, отразив в протоколе осмотра, а также изъять образцы жидкости для дальнейшего направления на соответствующую экспертизу.

Также следует отметить, что контрольный замер жидкости необходимо проводить, когда её поверхность находится в спокойном состоянии и на ней отсутствует пена. При наличии на поверхности жидкости пены результаты будут недостоверными, в сторону завышения ее количества.

Осмотр крытых грузовых вагонов подразделяется на внешний и внутренний.

При внешнем осмотре устанавливаются и фиксируются имеющиеся на вагоне знаки и надписи, определяющие принадлежность к роду работы вагона, его тип и технические характеристики. Указывается их месторасположение, размер, цвет, содержание.

Затем осматриваются двери, стены, пол, крыша вагонов на предмет их повреждения.

При осмотре двери вагона особое внимание необходимо обращать на наличие (отсутствие) следов отжима.

Также тщательно необходимо осмотреть крышки потолочных и ставни боковых люков (загрузочных, вентиляционных), заслонку осыпного люка, обратив внимание на плотность их закрытия.

Практика свидетельствует, что чаще всего в целях кражи грузов взламывается крыша вагона и обшивка торцевых стенок (со стороны тормозной площадки), в связи с чем их необходимо осмотреть более внимательно. В частности, на крыше вагона и тормозной площадке могут быть обнаружены следы обуви.

Далее производят внутренний осмотр вагона и его содержимого (груза). Необходимо установить характер загрузки вагона (полная, неполная). Если не полная, то в какой части вагона и в каком объеме имеется недозагрузка. Также необходимо осмотреть упаковку (тару), отразив: ее вид (жесткая, мягкая); материал изготовления; состояние (сухая, влажная, мокрая, чистая, загрязненная); целостность; характер крепления (фиксации); соответствие стандартам и характеру упакованного груза; наличие маркировки (надписей и знаков) и соответствие их накладной; следов (рук, каких-либо веществ, в т.ч. биологического происхождения, микрообъектов).

При осмотре изотермического вагона изучаются двери, наружные запирающие устройства, пломбы и закрутки, боковые и торцевые (лобовые) стенки, лестницы и поручни, пол и крыша, автономный хладогенератор, льдозагрузочные и вентиляционные люки.

При внутреннем осмотре изотермического вагона необходимо обратить внимание на двери, в частности, на внутренние дверные запоры, а также решетки вентиляционных люков.

К типичным следам, которые могут быть обнаружены и изъяты в ходе осмотра изотермического вагона, можно отнести: следы рук (например, оставшиеся на поручне лестницы), следы обуви, следы орудий взлома, микрообъекты (например, волокна), следы биологического происхождения (например, на окурках) и т.д.

Осмотр платформ и полувагонов также начинается с внешних по-верхностей. В ходе их осмотра необходимо установить: имеются ли повре-ждения боковых откидных бортов, их запоров;

ЗеленскийМ.А., Скоморохов О.Н., СолодовникВ.В., Чурсин А.В. Тактические особенности осмотра...

каково состояние торцевых и боковых стоечных гнезд; проверить, не сломаны ли стойки, упорные и распорные бруски, не разорваны ли растяжки и обвязки, закрыты ли разгрузочные люки полувагона на верхний зубец замка.

При осмотре контейнера устанавливается полнота его загрузки, вид груза, характер его упаковки и размещения, правильность погрузки, соответствие груза и его расположения данным, указанным в перевозочных документах, состояние запорно-пломбировочного устройства. Фиксируется наличие выемок грузовых мест или свободного пространства в рядах укладки груза, наличие и количество поврежденных грузовых мест, их расположение в контейнере.

Здесь следует иметь в виду, что при перевозке контейнеры располагаются дверями друг к другу с зазором 10 см и шириной прохода между группами 0,6-0,7 м.

После осмотра контейнера или одновременно с ним осматриваются участки контейнерной площадки, прилегающие к месту нахождения контейнера, из которого похищен груз.

При осмотре места происшествия по делам данной категории необходимо обращать внимание на негативные обстоятельства, т.е. обстоятельства, противоречащие представлению об обычном для подобной ситуации ходе вещей, которые свидетельствуют об инсценировке преступления.

К ним относятся:

- отсутствие необходимых в данной обстановке предметов и следов;

- наличие предметов и следов, сам факт обнаружения которых в данной обстановке необычен.

Так, к негативным обстоятельствам можно отнести:

- отсутствие следов проникновения (орудий взлома) в вагон, когда, исходя из механизма совершения преступления, они должны были иметься;

- исправность замков, целостность запорно-пломбировочных устройств;

- отсутствие следов обуви на снегу на крыше вагона (в случае сообщения о совершении кражи через люк);

- промокание упаковки со стороны открытой двери или люка;

- наличие пыли на месте предполагаемого нахождения похищенного груза;

- наличие пролома (отверстия) такого размера, через который невозможно проникнуть преступнику, либо вытащить крупногабаритные предметы.

Также при осмотре места происшествия по факту кражи грузов на железнодорожном транспорте особое внимание следует уделять характеру и состоянию пломб, закруток и запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), которые исключают возможность их снятия без нарушения целостности, тем самым препятствуя несанкционированному доступу внутрь объекта (к месту нахождения груза).

Следует помнить, что при осмотре пломб запрещается проводить какие-либо экспериментальные действия (например, передвигать пломбу по проволоке (бечеве), на которой она закреплена).

Необходимо отметить, что существуют различные криминальные способы снятия пломб, к которым относятся:

- снятие пломбы и навешивание вместо нее любой другой заранее подготовленной.

- разъединение петли проволоки (бечевы) с последующим скручиванием, сплетением или склеиванием ее.

- вытягивание проволоки из тела пломбы (наилучшие результаты получаются когда проволока одинарная).

- разъединение проволоки (бечевы) у одного из входных отверстий с последующим расширением этого отверстия, закреплением в нем проволоки и дальнейшим сужением путем сдавливания.

- вытягивание узла пломбировочной проволоки с предварительным расширением канала со стороны выходного отверстия.

- вытягивание узла пломбировочной проволоки после температурного воздействия на тело пломбы (для пластмассовых (полиэтиленовых) пломб).

После осмотра пломб приступают к осмотру проволочных закруток.

По результатам осмотра пломб, закруток и ЗПУ в протоколе необходимо отразить [2, с. 113-128]:

- наличие, местонахождение, количество, вид, материал изготовления, характер, состояние ЗПУ, пломб и закруток;

- их конструктивные особенности и размерные характеристики;

- содержание оттисков, наличие и характер имеющихся на корпусе ЗПУ, пломб и закруток следов;

- вид, состояние и характер крепления пломбировочной проволоки (бечевы) к объекту;

- размер входных и выходных отверстий пломбы, свидетельствующий о наличии (отсутствии) их развальцовки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая специфику осмотра по делам рассматриваемой категории, к участию в нем целесообразно привлекать:

- специалиста-криминалиста, который, используя свои специальные знания и навыки, оказывает помощь следователю (дознавателю) в фото-, видеофиксации обстановки места происшествия; в обнаружении, фиксации, изъятии и упаковке следов и вещественных доказательств; обращает внимание следователя и участников осмотра (в особенности понятых при их участии в осмотре) на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием следов; оказывает консультативную помощь; производит предварительное исследование обнаруженных следов, выясняет механизм их образования;

- инспектора-кинолога, который применяет служебно-розыскную собаку и результат фиксирует в специальном акте;

- сотрудника вагонной службы, который при необходимости может оказать помощь в описании специфических объектов железнодорожной инфраструктуры, в выявлении признаков кражи груза, а также негативных обстоятельств. По окончании осмотра места происшествия им составляется акт технического осмотра вагона, который в дальнейшем приобщается к материалам уголовного дела.

Следует отметить, что в ходе осмотра необходимо уделять особое внимание единичным объектам и микроследам биологического происхождения (например, след руки, непригодный для идентификации личности дактилоскопическим методом ввиду его малого размера и отсутствия в нем комплекса частных признаков), т.к. в настоящее время возможности приборов позволяют использовать для исследования ДНК минимальное количество биологического материала. Это предопределяет возможность исследовать микроследы биологического происхождения, такие как единичные волосы, следы потожировых выделений, перхоть, микроследы слюны и крови.

Таким образом, кражи грузов на железнодорожном транспорте представляют собой достаточно распространенное, динамично развивающееся явление уголовно-правового характера, имеющее характерные особенности, предопределяемые спецификой железнодорожного транспорта, что, несомненно, находит отражение на процессе подготовки и производства осмотра места происшествия по преступлениям данной категории.

Таким образом, результативность осмотра во многом зависит от знания и учёта следователем (дознавателем) данной специфики, владения и умелого применения технико-криминалистических средств, криминалистических рекомендаций и тактических приемов его производства.

Список литературы

1. Амельчаков, И. Ф., Александров, А. Н., Столбина, Л. В. Организация обеспечения безопасности граждан и их имущества на объектах железнодорожного транспорта // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2014. - № 4. - С. 6-9.

2. Пломбы механические : справочное пособие / под ред. В.В. Крылова. - М.: ИнтерКрим-пресс, 2014. - 232 с.

3. Титова, Е. С. Организация раскрытия и методика расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте, совершенных организованными преступными группами : автореф. дис. ... канд. юр. наук. - М., 2002. - 25 с.

4. Грузнева, Н. В. Некоторые вопросы раскрытия преступлений в сфере грузоперевозок на объектах транспорта // Особенности предварительного расследования на современном этапе : материалы межвузовского семинара. Санкт-Петербург, 27 октября 2009 г. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. - С. 74-80.

5. Бойцов, Ю. М. Вопросы организации деятельности следственно-оперативной группы и взаимодействия на первоначальном этапе расследования преступлений // Актуальные проблемы расследования преступлений: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 23 мая 2013 года): В 2 ч. - Ч. 2. - М., 2013. - С. 35-40.

УДК: 343.3/.7

А.А. Кежов*, И.В. Степанов**

Профилактика проявлений экстремизма в России

В настоящее время ситуация по линии противодействия проявлениям политического и религиозного экстремизма и терроризма в городах Российской Федерации продолжает оставаться сложной. Их проявления и методы опасны как никогда ранее и осознаются практически всеми членами общества как стратегическая угроза внутренней стабильности и внешней безопасности. Данная статья посвящена профилактике проявлений экстремизма в России.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, общество, угроза, стабильность, кризис, группировка, профилактика, закон, Россия.

A.A. Kezhov*, I.V. Stepanov**. Prevention manifestations of extremism in Russia. Today the situation to combat manifestations of political and religious extremism and terrorism, in cities of the Russian

* Кежов, Александр Александрович, старший преподаватель кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел России. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (812) 420-67-32. E-mail: for_aleksandr@mail.ru.

** Степанов, Игорь Валерьевич, доцент кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (812) 42067-32. E-mail: bayker2009@yandex.ru.

* Kezhov, Alexander Alexanderovich, associate professor of the department of special events and special equipment of the St.-Petersburg university of the Ministry of internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail:for_aleksandr@mail.ru.

** Stepanov, Igor Valerievich, associate professor of the department of special events and special equipment of the St.-Petersburg university of the Ministry of internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: bayker2009@yandex.ru.

© Кежов А.А., Степанов И.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.