Научная статья на тему 'Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с хищениями грузов на железнодорожном транспорте'

Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с хищениями грузов на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3641
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартынова Светлана Ивановна

Научная статья посвящена проблеме преступлений, связанных с хищениями грузов на железнодорожном транспорте в России. В статье проведен анализ преступной деятельности, связанной с хищениями грузов на транспорте, отражены непосредственные предметы указанного вида хищений, обоснована актуальность негативных и позитивных факторов, влияющих на раскрытие и расследование хищений грузов на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal characteristics of the crimes connected with robbery of railway cargoes

The scientific article is devoted to the problem of the crimes connected with the stealing of cargoes on a railway transport in Russia. In the article the analysis of the criminal activity connected with stealing of cargoes on transport is carried out, direct objects of this kind of thefts are described, the actuality of the negative and positive factors effecting the solution and investigation of thefts of cargoes on transport is based on.

Текст научной работы на тему «Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с хищениями грузов на железнодорожном транспорте»

ОТРЯСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯУКИ И ПРЯКТИКИ

С.И. Мартынова

Мартынова Светлана Ивановна — преподаватель кафедры совершенствования деятельности ОВД Уральского

юридического института МВД России

E-mail: martyn@k66.ru

Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с хищениями грузов на железнодорожном транспорте

Научная статья посвящена проблеме преступлений, связанных с хищениями грузов на железнодорожном транспорте в России. В статье проведен анализ преступной деятельности, связанной с хищениями грузов на транспорте, отражены непосредственные предметы указанного вида хищений, обоснована актуальность негативных и позитивных факторов, влияющих на раскрытие и расследование хищений грузов на транспорте.

The scientific article is devoted to the problem of the crimes connected with the stealing of cargoes on a railway transport in Russia. In the article the analysis of the criminal activity connected with stealing of cargoes on transport is carried out, direct objects of this kind of thefts are described, the actuality of the negative and positive factors effecting the solution and investigation of thefts of cargoes on transport is based on.

Железнодорожная система России занимает второе место в мире по протяженности железнодорожных путей, уступая первенство лишь Соединенным Штатам Америки. На сегодняшний день на российскую железную дорогу приходится 20% мирового грузооборота железнодорожного транспорта. И это не удивительно, ведь российские пути входят в состав евразийской сети и связаны с железнодорожными системами Восточной Азии и Европы1.

Железные дороги являются частью транспортной системы страны. На них приходится около 40% всех внутрироссийских перевозок.

Несмотря на некоторое снижение объемов грузовых перевозок по железным дорогам, обеспечение сохранности перевозимых грузов по-прежнему остается одной из главных задач органов внутренних дел на транспорте. Однако целенаправленная борьба с преступными посягательствами на железнодорожном транспорте, особенно с хищениями грузов, находится в прямой зависимости от соблюдения ряда условий, среди которых немаловажное значение имеет осведомленность сотрудников следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел о специфике грузовых перевозок. Необходимость подобной осведомленности обусловлена еще и тем, что совершаемые на железнодорожном транспорте преступления нередко сопряжены с использованием особенностей его функционирования и отступлениями от технических норм и правил,обеспечивающих сохранность перевозимых грузов.

По данным ГИАЦ МВД России и ИЦ Управления на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу, с 2009 года отмечается снижение

количества зарегистрированных хищении грузов на железнодорожном транспорте2.

Год 2005 2006 2007 2008 2009 8 месяцев 2010

Количество зарегистрированных хищений грузов на транспорте в МВД России 3653 4090 4317 4596 4048 2557

Количество зарегистрированных хищений грузов на транспорте в Уральском регионе 142 143 1 58 189 141 85

Сущность криминалистической характеристики хищений грузов на железнодорожном транспорте определяется совокупностью взаимосвязанных общих и индивидуальных признаков данного вида преступлений, проявляющихся главным образом в предмете посягательства, объективной обстановке и способах их совершения, а также в особенностях личности субъектов.

Непосредственным предметом посягательства рассматриваемых преступлений являются:

— наливные грузы (нефтепродукты, кислоты, спирт и др.), транспортируемые в цистернах;

— тарные грузы, перевозимые в упаковке (мука, сахар, крупа в мешках); табачные и галантерейные изделия — в коробках; фрукты и овощи — в ящиках;

— насыпные грузы (зерно, цемент и т. д.), перевозимые в крытых вагонах;

ОТРаСПЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ науки и практики

— навалочные грузы (кокс, руда, лес, металлопрокат и др.), перевозимые без упаковки в полувагонах и на открытых платформах;

— штучные грузы (автомобили, станки, электрооборудование и т. д.);

— багаж и почтовые отправления граждан, перевозимые в вагонах специального типа.

Специфичность объективной обстановки совершения хищений грузов определяется тем, что преступления совершаются в особой среде, которая детерминирована действием ряда негативных и позитивных факторов. Такие факторы могут существенно затруднять процесс раскрытия и расследования преступлений либо упрощать его.

К числу негативных факторов, затрудняющих раскрытие и расследование преступлений, относятся:

а) высокая динамичность работы транспорта и значительная протяженность маршрутов железных дорог, затрудняющие своевременное обнаружение преступлений и мест их совершения, а также потерпевших и свидетелей (очевидцев);

б) круглосуточный режим работы железнодорожного транспорта, создающий повышенную уязвимость перевозимых грузов в вечернее и ночное время, способствующий совершению и сокрытию преступлений;

в) большое разнообразие и многочисленность технологических операций по обработке перевозимых грузов. К выполнению этих операций при-частно значительное количество работников железнодорожного транспорта и материально ответственных лиц из других организаций, что затрудняет установление места совершения преступления и подозреваемых;

г) сосредоточенность на относительно малых площадях (объектах железнодорожного транспорта) большого количества товароматериальных ценностей, свободный доступ к которым имеют многие работники, обслуживающие железнодорожный транспорт, а также посторонние граждане.

К числу позитивныхфакторов, способствующих раскрытию и расследованию преступлений на транспорте, относятся:

а) ограниченность территории, в пределах которой осуществляется деятельность органов внутренних дел на транспорте;

б) строгая нормативная регламентация многих технологических процессов, связанных с функционированием железнодорожного транспорта;

в) документальная фиксация основных коммерческих операций, проводимых с перевозимыми грузами.

Способ совершения преступления — основной элемент рассматриваемой криминалистической характеристики. В самом общем виде он может быть представлен как определенный образ действия лица, метод его поведения во время совершения хищения. Детерминированность поведения лица его психофизиологическими свойствами и повторяемость многих способов хищений может

служить обстоятельством, позволяющим установить и изобличить преступника.

Как уже отмечалось, хищения грузов на железнодорожном транспорте имеют свои особенности, обусловленные спецификой функционирования этого вида транспорта и своеобразием выполняемых коммерческих операций с перевозимым грузом и багажом. Располагая такими сведениями и зная способ совершения хищения, можно достаточно быстро установить круг подозреваемых лиц, время и место хищения, примерное количество участников преступления, их профессиональные навыки, степень подготовленности, знание ими местных условий и другие важные обстоятельства. Это позволит построить обоснованные следственные версии, правильно определить направления расследования, рассчитать необходимые силы и средства.

Наиболее частыми способами хищения грузов на железнодорожном транспорте являются:

1. Хищения груза (багажа) или его части, маскируемые под ложными коммерческими актами о несохранности товароматериальных ценностей. Совершаются как на станциях отправления, так и на станциях назначения (при приемке — выдаче груза); в пути следования на промежуточных станциях; в пунктах перевалки груза (на другой вид транспорта); при хранении в складских помещениях (пакгаузах) и багажных кладовых.

Участниками данных хищений могут быть прие-мосдатчики, а соучастниками — представители грузоотправителя или получателя, грузчики, начальник станции или заведующий грузовым двором, контейнерной площадкой.

2. Хищения части груза, маскируемые подделкой данных о массе и количестве мест в накладной и дорожной ведомости, ее корешке и квитанции о приемке груза к перевозке. Место совершения таких хищений — пункты приемки, перевалки и выдачи груза.

Участниками являются приемосдатчики по сговору с представителями грузоотправителя или получателя (в этом случае подделка в корешке дорожной ведомости отсутствует); приемосдатчики в соучастии с грузчиками (при этом отсутствует подделка в корешке дорожной ведомости и в квитанции).

3. Хищения части груза за счет создания излишков. Излишки могут быть образованы: в результате ошибки грузоотправителя (например, отпускается большее количество товара, чем указано в перевозочных документах); в результате естественного или искусственного увеличения массы груза (сахара, муки, зерна, крупы и т. п.); вследствие занижения веса груза при взвешивании.

Хищения такими способами, как правило, совершают приемосдатчики по предварительному сговору с представителями грузоотправителя или грузополучателя, с грузчиками, с должностными лицами, присутствующими при перевешивании или пересчете товароматериальных ценностей.

ОТРЯСПЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ няуки И ПРЯКТИКИ

При совершении хищений грузов с использованием весового хозяйства обычно создается недовес груза за счет фальсификации приборов взвешивания, искусственного завышения веса тары или перевозочных тележек и др. В этом случае участниками хищения могут быть и весовщики.

4. Хищения груза (багажа), маскируемые разъединением груза и перевозочных документов. Местами их совершения являются сортировочные станции, на которых происходит формирование поездов. В круг участников данных хищений обычно входят железнодорожные работники, производящие технологические операции по формированию составов, сортировке грузов и подбору перевозочных документов: заведующие товарными конторами, заведующие техническими конторами, операторы, диспетчеры, конторщики, дежурные по станции.

5. Хищения груза (багажа), маскируемые пересоставлением перевозочных документов и их переадресовкой другим грузополучателям. Данные хищения также совершаются на сортировочных станциях, а их участниками являются: грузоотправители, грузополучатели, работники, производящие операции по формированию составов, сортировке грузов и подборке перевозочных документов (заведующие товарными и техническими конторами, операторы, диспетчеры, конторщики, дежурные по станции).

6. Хищения части груза (багажа) и почтовых отправлений из отдельных мест с нарушением упаковки и последующей маркировкой (или без нее). Места их совершения — вагоны, склады, пакгаузы, багажные кладовые. Участниками таких хищений могут быть приемосдатчики, кладовщики, грузчики, экспедиторы и другие лица, сопровождающие груз, а также посторонние лица.

Вложения из почтовых посылок при их перевозке в почтовых вагонах, как правило, похищают сами работники бригад, обслуживающих эти вагоны.

7. Хищения открыто лежащих грузов со свободным доступом к ним. Такими способами похищаются обычно стройматериалы, детали автотранспортных средств и сельскохозяйственных машин, части промышленных станков и приборов. Характерно, что хищения, совершаемые указанным способом, весьма примитивны. Однако их раскрытие и расследование существенно осложняется необходимостью проверки широкого круга лиц, в число которых могут входить как работники железнодорожного транспорта, так и лица, получающие или отправляющие грузы, а также посторонние граждане.

8. Хищения груза из вагонов (контейнеров), совершаемые с нарушением целостности пломб, за-порно-пломбировочных устройств (ЗПУ) и закруток. Похищенное имущество прячут в секциях локомотивов или в заранее приготовленных тайниках. В большинстве случаев следы совершения таких преступлений не маскируются, то есть за-

крутки и пломбы вновь не навешиваются, проломы в обшивке вагонов и контейнеров не заделываются, люки вагонов не закрываются.

Обстоятельством, способствующим совершению данных преступлений, является то, что зачастую документы на перевозимый груз в нарушение ведомственных инструкций передаются машинистам в раскрытых или неопечатанных пакетах и свертках. Пользуясь этим, машинисты могут свободно ознакомиться с любым из документов и поместить его обратно в пакет.

Перечислением описанных способов отнюдь не исчерпывается все многообразие хищений грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте. Тем не менее, они являются основными и наиболее распространенными, а потому их знание имеет существенное значение для раскрытия и расследования преступлений данной категории, особенно на первоначальном этапе.

Первичные признаки хищения, как правило, обнаруживаются в местах сортировки и хранения грузов, в пунктах коммерческого осмотра вагонов и на станциях назначения. Такими признаками обычно являются: срыв, повреждение или подделка пломб и запорно-пломбировочных устройств; пролом стен, пола, крыши вагона или контейнера, решеток вентиляционных люков крытых вагонов; следы насильственного повреждения и вскрытия тары грузовых мест; взлом замков, разрушение стен, пола, крыши складских помещений, в которых хранятся перевозимые железной дорогой материальные ценности; выемка мест, нарушение тары и предохранительной маркировки груза, перевозимого на открытом подвижном составе; наличие воронки или углубления в сыпучем грузе; следы, оставленные снятой деталью с автомашины, трактора, или иного механизма и т. п.

Однако сами по себе указанные признаки еще не могут служить достаточными основаниями к возбуждению уголовных дел. Для принятия обоснованного решения требуется проведение предварительной проверки, в ходе которой собираются дополнительные данные.

Анализ практики показывает, что уголовные дела о хищении грузов чаще возбуждаются при наличии следующих поводов и оснований:

— сообщения руководителей и ответственных лиц подразделений ОАО «Российские железные дороги» об обнаружении транспортного средства или груза с признаками хищения;

— материалы о недостачах грузов, выявленных сравнением с документами;

— задержание подозреваемых лиц на месте хищения или непосредственно после его совершения;

— сведения, указывающие на признаки преступления, полученные органом дознания в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Необходимо иметь в виду, что в случаях непосредственного обнаружения технической неисправ-

ОТРЯСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ науки и практики

ности вагона (контейнера) работниками железной дороги составляется акт о техническом состоянии вагона. Такой акт подписывают дежурный помощник начальника станции, вагонный мастер или осмотрщик вагонов. При обнаружении вагона без пломб, если в вагонном листе имеется отметка о наложении пломб, а также при повреждении или смене пломб и в некоторых других случаях, предусмотренных соответствующими правилами, составляется так называемый акт общей формы. Этот акт должен подписываться не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта. Указанные выше акты составляются без проверки состояния груза3.

Если же необходима проверка, то вагон, из которого предположительно похищен груз, подается на комиссионную проверку, в ходе которой более детально определяется состояние самого вагона и перевозимого груза. При обнаружении несоответствия наименования, веса или количества груза в натуре с данными, имеющимися в перевозочных документах, а также при обнаружении груза без документов или документов без груза представителями железной дороги дополнительно составляется коммерческий акт и проводится служебное расследование. В трехдневный срок с момента оформления коммерческого акта начальник станции (отделения железной дороги) обязан направить материалы ведомственного служебного расследования соответствующему органу внутренних дел на транспорте4.

В случаях когда неизвестно место хищения груза, решение о возбуждении уголовного дела принимается по месту его обнаружения. Если же будет установлено, что место совершения преступления находится на территории обслуживания других органов внутренних дел, то следователь или дознаватель, в производстве которого находится возбужденное уголовное дело, должен выполнить все необходимые следственные действия и только после этого передать дело руководителю следственного органа или прокурору для направления

по подследственности в соответствии с требованиями статьи 152 УПК РФ.

На основе данного анализа можно сделать вывод, что содержание следственных ситуаций, характерных для первоначального этапа расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте, главным образом, зависит от источника информации о хищении и обстоятельствах его совершения; правильности выполнения первоначальных действий лицами, обнаружившими признаки хищения, и лицами, которые осуществляли доследственную проверку и расследование на первоначальном этапе; способов хищения и соответственно действий лиц, его совершивших; от места и времени его обнаружения; вида и количества похищенного груза; взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками и работниками железной дороги, проводившими ведомственное служебное расследование; наличия правильно оформленных документов по отправке груза и на его недостачу.

Примечания

1. Распоряжение Правительства РФ «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации в 2008—2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года») от 17 июня 2008 года № 877-р // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 29. — Ч. II. — Ст. 3537.

2. См.: Аналитические обзоры ГИАЦ МВД России за 2005—8 месяцев 2010 г.

3. Приказ МПС РФ «Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом» от 18 июня 2003 года № 45 // Российская газета. — 2003. — 30 декабря.

4. Инструкция по актово-претензионной работе на железных дорогах государств — участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (утв. 27 мая 1994 года на 11 заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.