УДК 37.011.31
Королюк Ирина Эдуардовна
аспирант Удмуртского государственного университета
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В РЕАЛЬНО-ВИРТУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Korolyuk Irina Eduardovna PhD student, Udmurt State University
TEACHERS' ACTIVITIES IN THE REAL AND VIRTUAL EDUCATIONAL SPACE
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы деятельности преподавателя в условиях реально-виртуального образовательного пространства. Произведена характеристика реальной и виртуальной образовательных сред, предложены четыре подхода к различию типов реально-виртуального образовательного пространства. Прослежены изменения, происходящие в деятельности современного педагога, одно из которых заключается в необходимости формирования у педагога умения создавать ресурсную базу реально-виртуального образовательного пространства.
Ключевые слова:
реально-виртуальное образовательное пространство, характеристики реально-виртуального образовательного пространства, ресурсная база, умения педагога.
Summary:
The article deals with teachers' activities in the conditions of real and virtual educational space. The author describes the real and virtual learning environments, proposes four approaches to the differentiation of the types of real and virtual educational space. The paper discusses the changes in the activities of modern teachers, one of which is the need for development of teachers' ability to create a resource base of the real and virtual educational space.
Keywords:
real and virtual educational space, features of real and virtual educational space, resource base, teacher's skills.
Ведущей тенденцией педагогики нового тысячелетия становится развитие возможностей личности педагога. Требования к уровню его подготовки, профессиональным и личностным качествам неуклонно повышаются. Грамотности учителей в сфере информационно-коммуникационных технологий и новым возможностям информатизации образования уделяется сегодня повышенное внимание. По словам Д. Медведева, «интернетом и вообще компьютером должен уметь пользоваться любой современный специалист... Более того, я считаю, что, например, если государственный служащий не умеет пользоваться компьютером и не знаком с тем, как вести себя в интернете, он просто подлежит увольнению, потому что он профессионально непригоден» [1].
Получается, что учитель, который не умеет пользоваться благами интернет-технологий, попросту неграмотен - именно эта проблема зачастую мешает комфортному переходу школ на электронную отчетность. В своем интервью журналу Forbes основатель и генеральный директор ресурса «Дневник.ру» Гавриил Леви из собственного опыта отметил, что основные барьеры на пути к современному интерактивному образованию - это «неподготовленность - прежде всего моральная - к использованию чего-то нового и отсутствие нормативной подготовки. В итоге получается, что бумажные форматы еще не отменили, а электронные уже хотят внедрять» [2].
Постановка задачи
Анализ различных научных исследований в области педагогики, психологии, философии, социологии свидетельствует о том, что среда признается одним из ведущих факторов личности. Вопрос влияния среды как одного из факторов социализации личности вновь вызывает интерес исследователей.
Возникший интерес к образовательной среде во многом объясняется ее изменением. Переход процесса обучения на цифровые технологии вызвал появление новых образовательных пространств: информационного, виртуального, медиапространства. Рассматривая образовательную среду как возможность интеграции реальной и виртуальной сред, в результате которой можно проектировать реально-виртуальное пространство, мы установили в качестве задачи исследования определение основных умений педагога как в реальной, так и в виртуальной среде. Особенности данных сред изложены в таблице 1.
Рассматривая реально-виртуальное пространство как совокупность образовательных сред (реальной и виртуальной), можно выделить основные компоненты для интеграции нового образовательного пространства:
Во-первых, в реальной среде происходит прямая социализация обучающегося в виде специальных приемов, а в виртуальной - социализация в среде, в которой он принимает непосредственное участие.
Таблица 1 - Специфика реальной и виртуальной сред
Реальная среда Характеристики Виртуальная среда
Разработка конспекта занятия с использованием учебника, методические рекомендации Подготовка к занятию Разработка возможного сценария занятия, то есть создание краткого изложения события, совершающегося по ходу обучения. Преподаватели задают себе вопрос: «Что если?» Важно предусмотреть свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. Используются интернет-ресурсы, материалы коллег в сетевом взаимодействии
Создается преподавателем Образовательная среда Конструируется педагогом совместно с обучающимся, создаются условия для поиска и обработки информации, действий в соответствии с поставленной целью
Формулируется преподавателем, основная задача - выполнение программы Цель занятия Согласуется с обучаемым, осуществляется помощь в формулировке задач по ее достижению, постановке
Преимущественно фронтальная Форма занятия Преимущественно индивидуальная и/или групповая
В большей степени традиционная пятикомпонентная модель занятия Основные этапы занятия Согласуются с обучаемым(и) и зависят от его/их возможностей, особенностей
Подбираются под конспект занятия самим преподавателем: - проектные технологии, - творческие работы, - интерактивные технологии: «мозговой штурм», «поле проблем», «корзина идей», «ПОПС-формула», «шесть шляп мышления», «живая линия», «уголки», «вертушка общения» и др. Технологии обучения Подбираются под сценарий занятия совместно с обучающимися: - 1Т-технологии, - пиринг-технологии, - опенсорсные проекты, - коммуникационные технологии, - технологии хранения информации, - технологии сканирования и мониторинга, - технологии, применяемые для анализа наборов данных и предоставления информации, - технологии моделирования и дизайна
Предметные, отметки Результаты обучения Предметные, метапредметные, личностные. Создание портфолио
Во-вторых, опыт, полученный на реальных учебных занятиях, не содержит внутренних механизмов переноса на другие практики, а если и содержит, то только под контролем и управлением педагога, в то время как в виртуальной среде формируются умения, связанные с переносом, поскольку обучающийся сам проходит этап инициации действия.
В-третьих, источником активности в реальной практике является учитель, а в виртуальной - сам ребенок, его жизненный интерес.
В-четвертых, попытки создать в реальной среде систему обучения как соединение отдельных занятий (нет преемственности в содержании обучения, методиках) не дают результата. В виртуальной среде процесс обучения совместно со ребенком позволяет анализировать и задавать контекст его развития.
Анализ деятельности педагога в реально-виртуальной среде
В рамках научно-исследовательской деятельности, проводимой нами на базе ряда образовательных учреждений Удмуртской Республики, было выявлено, что педагогам недостает знаний о процессе изменений в профессиональной деятельности для получения результата по новым образовательным стандартам, в частности о результативности метапредметных умений и личностных качеств обучающихся. Если создавать условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий, то большое значение имеет то, насколько сам педагог владеет такими действиями и какими личностными качествами он обладает. Здесь учитель выступает не механическим передатчиком знаний (как, скажем, компьютер), а носителем культуры, которая влияет на целостное развитие ученика [3].
Реально-виртуальное пространство представляет собой модель нового пространства профессионального образования, поддержка которого происходит средствами современных информационных технологий в реальной и виртуальной среде. Говоря о реально-виртуальном пространстве, приходим к мысли, что поиск путей разрешения вопроса реорганизации образовательного пространства требует разработки научно обоснованной системы интеграции реального и виртуального образовательного пространства, предусматривающего виды деятельности педагога, способного адаптироваться к постоянно меняющемуся образовательному пространству [4].
Предлагаем четыре подхода для различия типов реально-виртуального образовательного пространства, в рамках которых может проходить деятельность педагога. В первом подходе тип реально-виртуального пространства зависит от соотношения реальной и виртуальной образовательной среды (в какой из них дольше осуществляется деятельность). Второй подход обращает внимание на средства, используемые в конкретной образовательной ситуации. Средства во многом определяют содержание обучения и являются инструментом конструирования реально-виртуального пространства. Третий подход в выявлении типов реально-виртуального пространства связан с процессом выстраивания отношений (кто принимает участие, кому принадлежит ведущая роль). Четвертый подход осуществляется с учетом возможностей участников образовательной ситуации. Главной целью выделения типов пространства является не представление классификации, а выявление различных образовательных ситуаций, которые воздействуют на педагога.
Для выбора подхода к проектированию реально-виртуального пространства педагогу важно понимать, что интеграция реальной и виртуальной образовательной среды содержит комплекс умений, имеющихся в пространствах личности самого педагога:
- пространства воображения или проектирования, которое определяется уровнем присущих преподавателю знаний и творчества (интеллект, мастерство и хорошая тренированность);
- пространства технологии, которое определяется уровнем умений преподавателя в соотношении их с техническими возможностями образовательной организации;
- пространства культуры, которое состоит в понимании миссии образовательной организации, в которой педагог осуществляет свою деятельность.
Разнообразие типов реально-виртуального образовательного пространства создает условия для иллюстрации ситуативности в деятельности педагога. Сформулировать возможный проект нового описания каждого типа реально-виртуального пространства - значит создать новые конструкции образовательной ситуации. Именно поэтому можно вести речь о деятельности педагога в меняющемся образовательном пространстве как о необходимом условии применения, изменения и обогащения его опыта.
Учитывая различные типы реально-виртуального пространства и наличие специфических его характеристик (часть условной практики; подвижность; ослабляет статичную образовательную ситуацию, акцентирует внимание на отношениях участников образовательного проекта; является конструктом совместного воображения педагога и обучающегося), особо отметим необходимость определенных знаний и умений для осуществления деятельности педагога.
В образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения компетентностный и личностно ориентированные подходы приняты в качестве ведущих, причем их реализация предусматривается на новой научно-методической и технической основе при использовании технологий, которые базируются на комплексных знаниях о развитии и саморазвитии человека, применении современных способов освоения информации и коммуникации с окружающим миром [5].
Но внедрение новых информационных ресурсов - это еще не гарантия качества, а пока только инструментарий, имеющий высокий образовательный потенциал. Основная роль принадлежит педагогу, который на практике использует отдельные информационные технологии для решения частных задач, не меняя общий стиль педагогической деятельности и характер образовательного взаимодействия. Формирование реально-виртуального пространства видоизменяет профессиональную деятельность педагога. В ней появляются новые направления деятельности.
Одно из изменений в профессиональной деятельности педагога связано с умением создавать ресурсную базу реально-виртуального пространства. Под ресурсами реально-виртуального пространства понимаем наличие электронных форм печатных источников, созданных под дидактический потенциал сетевого взаимодействия и выступающих в качестве источника, дополняющего традиционные средства обучения. Это дает возможность выбора обучающимся для актуализации индивидуального стиля обучения. Современному педагогу предстоит научиться создавать ресурсную базу реально-виртуального пространства, учитывая потенциал педагогических технологий, эффективно действующих в реальной и виртуальной образовательной среде, устанавливать в этих средах связи методического и технологического характера (как в традиционных реальных контактах, так и в виртуальной среде: с базами электронных библиотек, образовательными порталами и сайтами, сетевыми депозитариями) для разработки собственных оригинальных электронных образовательных ресурсов. Кроме того, педагогу необходимо понимать, что ресурсная база реально-виртуального пространства должна иметь возможность динамичного обновления, перестройки под изменяющиеся педагогические задачи, оперативного включения новых знаний. Поэтому педагог должен быть готов к постоянному совершенствованию, видоизменению ресурсов реально-виртуального пространства под новые педагогические задачи.
Ссылки:
1. Диалог Г. Леви с Д.А. Медведевым, президентом РФ [Электронный ресурс]. URL: https://dnevnik.ru/news/116343 (дата обращения: 24.05.2016).
2. Гавриил Леви рассказывает Forbes, как внедрить IT-технологии в образование [Электронный ресурс]. URL: https://dnevnik.ru/news/194582 (дата обращения: 24.05.2016).
3. Белова С.В. Педагог новой школы: повышение профессионального сознания и гуманитарной культуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.instrao.ru/component/content/article/42-jaroslavlconfmater/124-pedagognewschool?format=pdf (дата обращения: 24.05.2016).
4. Медиаобразование: от теории - к практике / сост. И.В. Жилавская. Томск, 2008. 340 с.
5. Павлова Т.Б. Подготовка преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной образовательной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2010. 19 с.
References:
1. Dialogue of G Lewy with DA Medvedev, the Russian president 2016, retrieved 24 May 2016, <https://dnevnik.ru/news/116343>.
2. Gabriel Levy says Forbes how to implement IT-technology in education 2016, retrieved 24 May 2016, <https://dnevnik.ru/news/194582>.
3. Belova, SV 2016, The teacher of the new school: Enhancing professional awareness and humanitarian culture, retrieved 24 May 2016, <http://www.instrao.ru/component/content/article/42-jaroslavlconfmater/124-pedagognewschool?format=pdf>.
4. Zhilavskaya, IV (comp.) 2008, Media education: from theory - to practice, Tomsk, 340 p.
5. Pavlova, Tb 2010, Preparation of pedagogical high school teacher to work in modern information educational environment, PhD thesis abstract, St. Petersburg, 19 p.