Научная статья на тему 'Влияние реально-виртуального образовательного пространства на деятельность педагога'

Влияние реально-виртуального образовательного пространства на деятельность педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реально-виртуальное про- странство / характеристики реально-виртуального пространства / умения педагога / really-virtual space / descriptions of really-virtual space / ability of teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королюк Ирина Эдуардовна

Ведущей тенденцией педагогики но-вого тысячелетия, как отмечается в данной статье,становится развитие возможностей личности пе-дагога. Требования к уровню его подготовки,профессиональным и личностным качествамнеуклонно повышаются. Анализ различных науч-ных исследований в области педагогики, психоло-гии, философии, социологии свидетельствует отом, что среда признается одним из ведущих фак-торов личности. Вопрос влияния среды, как одногоиз факторов социализации личности, вновь вызы-вает интерес исследователей.Возникший интерес к образовательной среде вомногом объясняется ее изменением. Переходпроцесса обучения на цифровые технологии вы-звал появление новых образовательных про-странств: информационного, виртуального, ме-диапространства. Рассматривая образователь-ную среду как понятие, которое напрямую связа-но образовательным опытом, можно выяснить,какие условия помогут организовать опыт педаго-га в реально-виртуальной образовательной сре-де. Среда в данном случае – это не материальныеусловия деятельности. В традиционной трактовкесреда описывается как некое окружение индиви-да, оказывающее на него определенное воздей-ствие, поэтому уместнее рассматривать средукак пространство.Пространство в таком случае – это скорее симво-лическое поле, нежели поле объектное или субъ-ектное. Оно появляется и функционирует там, гдепроисходит коммуникативное взаимодействиеразличных способов деятельности, и в результатеспособствует тому, что каждый из участниковсреды оказывается способен изменить собствен-ную позицию и собственное видение образова-тельной ситуации, а значит спроектировать новыйвариант образовательного маршрутаСтатья посвящена влиянию меняющегося образо-вательного пространства на деятельность педаго-га. В статье дано понятие реально-виртуальногопространства и его характеристики. Показано,как различные аспекты реально-виртуальногопространства влияют на умения педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF REALLY-VIRTUAL EDUCATIONAL SPACE ON THE ACTIVITY OF THE TEACHER

The leading trend of pedagogy of the new millennium is development of opportunities of the personality of a teacher. Requirements to the level of his training, professional and personal qualities are steadily rising. Analysis of various scientific researches in the field of pedagogy, psychology, philosophy and sociology suggests that the environment is recognized as one of the leading factors of personality. The question of influence of the environment as a factor of socialization of the individual again raises the interest of researchers. Emerged interest in the educational environment is largely due to its change. Transition process of training on digital technologies causes the emergence of new educational spaces: information, virtual, and media space. Considering the educational environment as a concept, which is directly related to the educational experience, you can find out what conditions can arrange expertise of the teacher in real-virtual educational environment. Environment in this case is not the material conditions of activity. In the traditional interpretation environment is described as a kind of surroundings having a certain impact on the individual, so it is appropriate to consider the environment as a space. Space in this case is more a symbolic field, rather than a field of object or subject. It appears and operates where there is the communicative interaction of different ways of life and, as a result, helps to ensure that each participant is able to change his own attitude and vision of the educational situation, and therefore to design a new version of the educational route. The article is devoted to the influence of a changing educational environment on the activity of the teacher. The article gives the concept of realvirtual space and its characteristics. It is shown how the various aspects of real-virtual space affect the ability of the teacher.

Текст научной работы на тему «Влияние реально-виртуального образовательного пространства на деятельность педагога»

УДК 37

Королюк Ирина Эдуардовна

аспирант.

Удмуртский государственный университет. botbw@mail.ru

Влияние

РЕАЛЬНО-ВИРТУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

Irina E. Korolyuk

graduate student.

Udmurt State University botbw@mail.ru

Influence of

REALLY-VIRTUAL EDUCATIONAL SPACE ON THE ACTIVITY OF THE TEACHER

Аннотация. Ведущей тенденцией педагогики нового тысячелетия, как отмечается в данной статье, становится развитие возможностей личности педагога. Требования к уровню его подготовки, профессиональным и личностным качествам неуклонно повышаются. Анализ различных научных исследований в области педагогики, психологии, философии, социологии свидетельствует о том, что среда признается одним из ведущих факторов личности. Вопрос влияния среды, как одного из факторов социализации личности, вновь вызывает интерес исследователей.

Возникший интерес к образовательной среде во многом объясняется ее изменением. Переход процесса обучения на цифровые технологии вызвал появление новых образовательных пространств: информационного, виртуального, медиапространства. Рассматривая образовательную среду как понятие, которое напрямую связано образовательным опытом, можно выяснить, какие условия помогут организовать опыт педагога в реально-виртуальной образовательной среде. Среда в данном случае - это не материальные условия деятельности. В традиционной трактовке среда описывается как некое окружение индивида, оказывающее на него определенное воздействие, поэтому уместнее рассматривать среду как пространство.

Пространство в таком случае - это скорее символическое поле, нежели поле объектное или субъектное. Оно появляется и функционирует там, где происходит коммуникативное взаимодействие различных способов деятельности, и в результате способствует тому, что каждый из участников среды оказывается способен изменить собственную позицию и собственное видение образовательной ситуации, а значит спроектировать новый вариант образовательного маршрута Статья посвящена влиянию меняющегося образовательного пространства на деятельность педагога. В статье дано понятие реально-виртуального пространства и его характеристики. Показано, как различные аспекты реально-виртуального пространства влияют на умения педагога.

Ключевые слова: реально-виртуальное пространство, характеристики реально-виртуального пространства, умения педагога.

Annotation. The leading trend of pedagogy of the new millennium is development of opportunities of the personality of a teacher. Requirements to the level of his training, professional and personal qualities are steadily rising. Analysis of various scientific researches in the field of pedagogy, psychology, philosophy and sociology suggests that the environment is recognized as one of the leading factors of personality. The question of influence of the environment as a factor of socialization of the individual again raises the interest of researchers.

Emerged interest in the educational environment is largely due to its change. Transition process of training on digital technologies causes the emergence of new educational spaces: information, virtual, and media space. Considering the educational environment as a concept, which is directly related to the educational experience, you can find out what conditions can arrange expertise of the teacher in real-virtual educational environment. Environment in this case is not the material conditions of activity. In the traditional interpretation environment is described as a kind of surroundings having a certain impact on the individual, so it is appropriate to consider the environment as a space.

Space in this case is more a symbolic field, rather than a field of object or subject. It appears and operates where there is the communicative interaction of different ways of life and, as a result, helps to ensure that each participant is able to change his own attitude and vision of the educational situation, and therefore to design a new version of the educational route.

The article is devoted to the influence of a changing educational environment on the activity of the teacher. The article gives the concept of real-virtual space and its characteristics. It is shown how the various aspects of real-virtual space affect the ability of the teacher.

Keywords: really-virtual space, descriptions of really-virtual space, ability of teacher.

158

Введение

Качество образовательного пространства определяется степенью его соответствия запросам общества и потребителей образовательных услуг, учитывая, что запросы динамично меняются, соответственно должно меняться и образовательное пространство, которое, в свою очередь, меняет и деятельность педагога. Ускоряющим фактором необходимых преобразований в педагогической деятельности выступают требования новых стандартов и прогрессирующие в своей доступности разнообразные компьютерные инструменты сетевой среды.

В проведенном нами исследовании были выделены позиции, ставшие теоретическим фундаментом авторской концепции влияния реально-виртуального пространства на деятельность педагога.

Первая концептуальная позиция основана на утверждении взаимосвязи категории пространства с деятельностью педагога.

Вторая концептуальная позиция обосновывает процессы изменения в деятельности педагога на основе интеграции реальной и виртуальной образовательных сред.

Третья концептуальная позиция подчеркивает необходимость изменений процессов управления образовательной деятельностью обучающихся.

Четвертая концептуальная позиция основана на утверждении базового алгоритма деятельности педагога, содержание которого позволит определить уровень умений в реально-виртуальном пространстве.

Постановка задачи

При рассмотрении реально-виртуального про-

странства как педагогической категории мы взяли за основу целостную теорию образовательного пространства, представленную в книге В.П. Борисенкова, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюка «Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования». Авторы определяют образовательное пространство как особую реальность, в которой концептуальное значение приобретает место человека. «В поликультурном образовательном пространстве каждый ребенок способен интегрировать в своем сознании различные культурные сферы, что позволяет ему расширять пространство собственного становления. Это возможно, когда человек постоянно находится на грани культур, умеет говорить на разных «культурных» языках, проживать различные культурные модели жизни, сопрягать в своем сознании различные типы мышления» [1].

Анализ влияния реально-виртуальной образовательной среды на деятельность педагога

Совокупность реальной и виртуальной образовательной среды создает новую, более сложную и масштабную образовательную систему, которая становится образовательным реально-виртуальным пространством только тогда, когда педагог и обучающийся видит возможность занять в нем свое место, для проявления уникальности своей личности.

Специфику деятельности педагога в меняющейся образовательной среде можно проследить, сформулировав группу вопросов:

а) какова роль педагога и обучаемого?;

б) каковы средства организации обучения?;

в) каков процесс взаимоотношений?;

г) каковы возможности образовательной ситуации?.

Таблица 1

Деятельность педагога в реальной и виртуальной среде

Реальная среда Деятельность педагога Виртуальная среда

1 2 3

Разработка конспекта занятия с использованием учебника, методические рекомендации Подготовка к занятию Разработка возможного сценария занятия, то есть создается краткое изложение события совершающегося по ходу обучения. Преподаватели задают себе вопрос: «Что если? « Важно предусмотреть свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. Используются интернетресурсы, материалы коллег в сетевом взаимодействии

Создается преподавателем Образовательная среда Конструируется педагогом совместно с обучающимся, создавая условия по поиску и обработке информации, по способам действия в соответствии с поставленной целью

Формулируется преподавателем, основная задача: выполнение программы Цель занятия Согласуется с обучаемым, осуществляется помощь в формулировке задач по ее достижению постановке

Преимущественно фронтальная Форма занятия Преимущественно индивидуальная и/или групповая

В большей степени традиционная пятикомпонентная модель занятия Основные этапы занятия Согласуются с обучаемым/ми и зависят от его/их возможностей, особенностей.

Подбираются под конспект занятия самим преподавателем: проектные технологии творческие работы интерактивные технологии: «мозговой штурм», «поле проблем», «корзина идей», «ПОПС-формула», «шесть шляп мышления», «живая линия», «уголки», «вертушка общения» и другие Технологии обучения Подбираются под сценарий занятия совместно с обучающимися: 1. ИТ-технологии 2. пиринг-технологии 3. опенсорсные проекты 4. коммуникационные технологии 5. технологии хранения информации 6. технологии сканирования и мониторинга 7. технологии, применяемые для анализа наборов данных и предоставления информации технологии моделирования и дизайна

Предметные, отметки Результаты обучения Предметные, метапредметные, личностные. Создание портфолио.

159

Обратившись к понятию среда, как к значению, имеющее многоаспектное определение, мы выяснили, что базовой основой этого понятия является то, что среда - это часть пространства. В традиционной трактовке среда описывается как некое окружение индивида, оказывающее на него определенное воздействие, поэтому уместнее рассматривать среду как пространство, а пространство - как совокупность сред. Пространство можно представить как:

1) совокупность образовательных сред;

2) проявление результатов определенной образовательной практики, как педагога, так и обучающегося;

3) конструирование различных образовательных ситуаций для создания целостного образовательного поля.

Пространство в таком случае - это скорее символическое поле, нежели поле объектное или субъектное. Оно появляется и функционирует там, где происходит коммуникативное взаимодействие различных способов деятельности и в результате способствует тому, что каждый из участников среды оказывается способен изменить собственную позицию и собственное видение образовательной ситуации, а значит спроектировать новый вариант образовательного маршрута [2].

Основные категории педагогики (обучение, воспитание, образование) с изменением образовательной среды и появлением реальновиртуального пространства приобретают иной смысл. Но современное образование не в полной мере готово к проектированию реальновиртуального пространства в силу ряда причин: неподготовленность педагогических кадров к работе в интегрированной среде, отсутствие соответствующих условий во многих образовательных организациях.

Понятие реально-виртуального пространства указывает на возможность принципиально иной педагогической позиции меняющейся образовательной ситуации. Принято считать, что именно преподаватель вызывает изменения в сознании обучающихся посредством организации особых условий и применения образовательной технологии. Если же мы вводим понятие реально-виртуального пространства как условия конструирования образовательных сред (реальной и виртуальной), тогда традиционная педагогическая позиция подвергается серьезной модификации. Педагог перестает быть хранителем образовательной реальности, становясь организатором условий для появления различных образовательных сред в реально-

виртуальном пространстве.

Несмотря на свою неопределенность, реальновиртуальное пространство обладает рядом характеристик:

1. Реально-виртуальное пространство является частью условной практики. Являясь предметом конструктивной деятельности, как педагога, так и обучающегося, оно возникает на стыке разных

практик, разного опыта. Его невозможно анализировать, занимая внешнюю позицию наблюдателя, нужно принимать в нем непосредственное участие, то есть использовать имеющийся опыт при конструировании образовательной ситуации.

2. Реально-виртуальное пространство подвижно, оно все время меняется, так как является результатом применения различного опыта участников и создания разных образовательных ситуаций. Составляющие его элементы вступают в новые отношения, образуют новые формы. При этом оно никогда не получает законченной, полной формы.

3. Реально-виртуальное пространство ослабляет статичную образовательную ситуацию, поскольку оно показывает реальность других ситуаций. Это значит, что пространство не может быть когнитивным конструктом и не познается так, как познается внешний мир. Оно предлагает те изменения, которые должны происходить для получения эффективного образовательного результата.

4. Реально-виртуальное пространство акцентирует внимание на внутренних формах отношений участников образовательного проекта к собственному «Я». В фокусе образовательного пространства находится потенциальные возможности, как педагога, так и обучающегося. Оно указывает направления, по которым может происходить изменение собственной активности, тем самым бросая вызов устоявшимся стереотипам в силу неустойчивости образовательных пространства.

5. Реально-виртуальное пространство является образом вероятных изменений, так как совмещает в себе различные потенциалы образовательных ситуаций. Это касается как возможных способов мышления, так и возможных способов действия.

6. Реально-виртуальное пространство является мыслительным посредником. Оно функционирует как конструкт совместного воображения педагога и обучающегося, выходит за пределы имеющегося у них опыта, открывающего новые возможности участников образовательной ситуации, не замечаемые до сих пор.

1) реально-виртуальное образовательное пространство - это совокупность быстроразвивающихся, многоуровневых и многофункциональных образовательных сред, объединяющих инновационные и традиционные технологии, специфические для взаимодействия участников учебного процесса в рамках открытой модели индивидуального обучения;

2) цифровые и нецифровые информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;

3) традиционные и современные программные

средства: программные оболочки, средства

электронной коммуникации;

4) в реально-виртуальном образовательном пространстве роль преподавателя просматривается

160

как автора и разработчика учебного курса интегрированного образовательного пространства;

5) организатора учебного процесса в реальной и виртуальной образовательной среде (создание условий для проявления познавательной деятельности, творческой активности обучающегося в интегрированной совместной деятельности обучающихся; учебно-педагогической деятельности в реальной и виртуальной образовательной среде с использованием инновационных технологий; проведение занятий; интернет-консультирование; участие в форумах, блогах, web-квестах, чатах; обучение созданию собственной среды обучения и др.);

6) консультанта, организующего социальнопедагогическую поддержку в процессе обучения;

7) психолога (реального и виртуального), который создает комфортные условия для обучения;

8) проектировщика (проектирует формы организации учебного процесса в реальном и виртуальном пространстве в соответствии с целями, прогнозируемым результатом обучения, формирование стратегии и последовательности действий, выбор адекватной технологии и формы обучения);

9) коллеги (при сетевом взаимодействии в виртуальном пространстве и обучении инновационной деятельности в реальном образовательном пространстве);

10) обучающегося (самообучение и взаимообучение в системе педагог-обучающийся; педагог-педагог является особенностью инновационного обучения открытой модели реально-виртуального пространства);

11) в ходе исследовательской деятельности нами была разработана структурно-функциональная модель изменений в деятельности педагога, позволяющая проследить влияние различных образовательных сред на его умения;

12) для проявления формирования, корректировки и проявления умений в реально-виртуальном пространстве преподавателю необходимо понимать, что интеграция реального и виртуального пространства содержит личностную основу из совокупности пространства воображения или пространство проектирования, которое определяется уровнем присущих преподавателю знаний и творчества (интеллект, мастерство и хорошая тренированность);

13) пространство технологии, которое определяется уровнем умений преподавателя, а также техническими возможностями образовательной организации;

14) пространство культуры понимания миссии образовательной организации, в которой педагог осуществляет свою деятельность.

Таблица 2

Деятельность педагога в реальном и виртуальном пространстве.

Реальное пространство (пространство алгоритмизированной деятельности) Алгоритм деятельности преподавателя Виртуальное пространство (пространство выбора и инициативы)

1 2 3

Умеет проектировать учебную программу на основе требований стандарта и рекомендованных программ по дисциплине Проектировочные умения Умеет скорректировать учебную программу с учетом мнения обучающегося или группы обучающихся

Умеет конкретизировать цель, определив прогнозируемый результат обучения и степень его достижения. Умение определить цели и задачи Помогает обучающемуся формулировать цель и задачи обучения для индивидуальной модели освоения учебной дисциплины.

Структура учебного занятия соответствует поставленной цели Умение определить структуру и организовать занятие Структура занятия понятна и согласована с обучающимся и соответствует его темпу обучения

Содержание соответствует поставленной цели занятия Умение отобрать содержание Содержание скорректировано совместно с обучающимся

Приемы обучения подобраны на каждый этап занятия Умение определить приемы, методы Приемы обучения скорректированы совместно с обучающимся

Определяет основные формы обучения в соответствии с поставленной целью Умение организовать деятельность обучающихся Обучающийся осуществляет выбор формы обучения

Педагог определяет результативность обучения в соответствии с прогнозируемым результатом Умение получить результат обучения Обучающийся определяет результативность обучения в соответствии с прогнозируемым результатом

Реально-виртуальное пространство - это возможность пересмотреть деятельность не только педагога, в первую очередь, обучающегося с позиций формирования таких качеств личности, как инициативность, готовность к самообразованию, самоконтроль, рефлексия, самооценка. Таким образом, мы видим, что реальновиртуальное пространство дает личности, находящейся в нем, больше преимуществ. Данное понятие представляет собой модель нового пространства профессионального образования,

поддержка которого происходит средствами современных информационных технологий в реальной и виртуальной среде.

Актуальность исследования умений педагога в интегрированном реально-виртуальном пространстве обоснована рядом позиций:

1. Развитием информационно-коммуникационных технологий, которые меняют понятие образовательного пространства.

161

2. Возникновением образовательной ситуации, когда педагог и обучающийся находится одновременно в реальном и виртуальном пространстве, создавая особый способ обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Изменением подхода к управлению процессами

развития и саморазвития личности: педагогическое взаимодействие осуществляется не через предметную деятельность, а через создание определенной образовательной среды и проектирования реально-виртуального пространства.

Рисунок 1 - Модель взаимосвязи характеристик образовательного пространства и умений педагога

Заключение

Говоря о реально-виртуальном пространстве, мы приходим к мысли, что поиск путей разрешения вопроса реорганизации образовательного пространства требует разработки научно обоснованной системы интеграции реального и виртуального образовательного пространства, предусматривающего деятельность педагога, способного адаптироваться к постоянно меняющемуся образовательному пространству.

Для выстраивания отношений в новом образовательном пространстве необходимо осознание

педагогических подходов к выстраиванию педагогической деятельности. Нами была предпринята попытка осмысления нового современного научно - педагогического исследования - реально-виртуального пространства.

Понятие реально-виртуального пространства указывает на возможность принципиально иной педагогической позиции меняющейся образовательной ситуации. Принято считать, что именно преподаватель вызывает изменения в сознании обучающихся посредством организации особых условий и применения образовательной техно-

162

логии. Если же мы вводим понятие реальновиртуального пространства как условия конструирования образовательных сред (реальной и виртуальной), тогда традиционная педагогическая позиция подвергается серьезной модифи-

Литература:

1. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В.П. Борисенков,

О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. Ростов-н/Д., 2004. 576 с.

2. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе. БГУ, 2004. 279 с. URL: http://charko. narod. ru/

кации. Педагог перестает быть хранителем образовательной реальности, становясь организатором условий для появления различных образовательных сред в реально-виртуальном пространстве.

Literature:

1. Borisenkov V.P. Multicultural educational space of Russia: history, theory, planning bases /

V.P. Borisenkov, O.V. Gukalenko, A.Ya. Danilyuk. Rostov-on-Don, 2004. 576 p.

2. University as a center of culture originative education. A change of forms of communication in the educational process. BSU, 2004, 279 p. URL: http://charko. narod. ru/

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.