Научная статья на тему 'Информационно-образовательная среда для подготовки будущих учителей'

Информационно-образовательная среда для подготовки будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОТКРЫТОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО. / PREPARATION OF FUTURE TEACHERS / INFORMATION-EDUCATIONAL SPACE / OPENNESS / EDUCATIONAL RESOURCES / VIRTUAL EDUCATIONAL SPACE.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мащенко М. В.

В данной статье рассматривается структура и роль информационно-образовательной среды в подготовке будущих учителей в условиях модернизации всех уровней образования. Основными компонентами открытой саморазвивающейся информационно-образовательной среды будут информационные и другие образовательные ресурсы образовательных организаций, работающих на основе сетевого взаимодействия и обладающих собственным виртуальным образовательным пространством. В этих условиях образовательные организации с одной стороны будут выступать в роли ресурсных методических центров являющихся базовыми площадками для профориентации и стажировки будущих педагогов, а с другой исследовательскими центрами, поддерживающими единое информационное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-EDUCATIONAL SPACE FOR PREPARING FUTURE TEACHERS

This article examines the structure and role of the information-educational space in the training of future teachers in the context of the modernization of all levels of education. The main components of the open self-developing information-educational space will be information and other educational resources of educational organizations working on the basis of network interaction and possessing their own virtual educational space. In these conditions, educational organizations will, on the one hand, act as resource methodical centers, which are the base areas for vocational guidance and training for future teachers, and on the other hand, research centers that support a single information space.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная среда для подготовки будущих учителей»

Мащенко М.В.,

к.п.н., доцент кафедры ИТ Филиал РГППУ в г. Нижний Тагил , г. Нижний Тагил, Россия

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация

В данной статье рассматривается структура и роль информационно-образовательной среды в подготовке будущих учителей в условиях модернизации всех уровней образования. Основными компонентами открытой саморазвивающейся информационно-образовательной среды будут информационные и другие образовательные ресурсы образовательных организаций, работающих на основе сетевого взаимодействия и обладающих собственным виртуальным образовательным пространством. В этих условиях образовательные организации с одной стороны будут выступать в роли ресурсных методических центров - являющихся базовыми площадками для профориентации и стажировки будущих педагогов, а с другой -исследовательскими центрами, поддерживающими единое информационное пространство.

Ключевые слова: подготовка будущих учителей, информационно-образовательная среда, открытость, образовательные ресурсы, виртуальное образовательное пространство.

Maschenko M. V.,

Ph. D., Associate Professor of the Department of IT

Rgppu branch in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia

INFORMATION-EDUCATIONAL SPACE FOR PREPARING FUTURE TEACHERS

Abstract

This article examines the structure and role of the information-educational space in the training of future teachers in the context of the modernization of all levels of education. The main components of the open self-developing information-educational space will be information and other educational resources of educational organizations working on the basis of network interaction and possessing their own virtual educational space. In these conditions, educational organizations will, on the one hand, act as resource methodical centers, which are the base areas for vocational guidance and training for future teachers, and on the other hand, research centers that support a single information space.

Keywords: preparation of future teachers, information-educational space, openness, educational resources, virtual educational space.

Современная система образования в нашем государстве претерпевает кардинальные изменения, которые касаются переопределения ее стратегических ориентиров, структуры организации, модернизации образовательных процессов на всех уровнях обучения. Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. должны быть решены задачи достижения высокого стандарта качества всех видов образования. Российское образование должно работать на опережение, адекватно отвечать на вызовы современности, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию человеческого потенциала [2].

В постоянно меняющихся условиях окружающий мир не может восприниматься по схеме: знаю - умею - владею. Окружающая действительность привела к новой формуле: ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя -ни научить, а побудить, мотивировать к получению новых знаний, освоению новых видов деятельности, ни оценить, а проанализировать, показать возможности улучшить полученный результат.

Перед школой, перед каждым педагогом теперь стоят цели не только обучения, но и в равной мере воспитания, развития и социализации личности обучающегося, что определяет существенные изменения в подготовке будущего учителя, который в условиях глобализации информационных потоков перестал являться единственным носителем новых знаний. Современный педагог скорее выступает в трех ролях: контент-менеджера, отбирающего основное содержание обучения из существующего потока информации, модератора, использующего наиболее эффективные методы и средства обучения, а тьютера, систематически анализирующего успехи учащегося и содействующего выбору учащимися индивидуальной траектории морального, интеллектуального, эмоционального, социального развития. В этих условиях популярными педагогическими технологиями как для подготовки обучающихся, так и самих учителей будут только те, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт их ответственного выбора и ответственной деятельности.

В этой связи возникает необходимость существенных изменений в профессиональной подготовке учителя.

Согласно предлагаемой концепции модернизации педагогического образования необходимо, во-первых, обеспечить его непрерывность, открытость и мобильность, а также сделать более практико-ориентированным. Процесс и содержание педагогического образования могут быть модернизированы посредством корректировки существующего и создания

инновационного программного и методического обеспечения образовательного процесса. В этих целях в концепции предлагается формирование образовательной среды, в рамках которой педагог и обучающийся с одной стороны свободны в выборе стратегии и тактики образовательной деятельности, с другой стороны будут нести реальную ответственность за результаты образовательного процесса.

Такой средой в педагогическом вузе может стать открытая саморазвивающаяся информационно-образовательная среда, которая представляет собой специальным образом организованное пространство, аккумулирующее условия и возможности для развития и реализации человеком своего потенциала в будущей педагогической деятельности и получения ценного профессионального опыта. Открытая саморазвивающаяся информационно-образовательная среда определяется следующими группами возможностей (см. табл. 1).

Таблица 1

Возможности информационно-образовательной среды_

Виды возможностей Содержание

аксиологические Формирование представления о престиже профессии учителя, ее социальной значимости, социальном статусе и представляющихся социальных гарантиях.

социально-функциональные Мотивация к выбору педагогической деятельности, востребованной на рынке труда, презентация нового содержания образования, инновационных образовательных технологий, возможных результатов и последних достижений в отрасли.

акмеологические Создание условий для саморазвития, привитие любви к профессии, мотивация к постоянному профессиональному росту и выбору оптимальной образовательной траектории, создание ситуации профессионального успеха.

личностно-ориентированные Согласование личных интересов, возможностей и требований к профессии. Учет имеющегося социального статуса и возможности будущего жизнеобеспечения через реализацию себя в профессии. Приобретение определенного трудового опыта в профессии.

Профессиональное становление, воссоздаваемое соответствующим открытым информационно-профессиональным пространством, происходит в течение всей жизни человека, оно может начинаться уже в дошкольный период, но наибольшей интенсивности достигает во время получения профессионального образования, когда человек наибольшим образом заинтересован в своем профессиональном становлении.

Покажем предполагаемую структуру открытой саморазвивающейся информационно-образовательной среды (см. рис. 1).

Основными компонентами открытой саморазвивающейся информационно-образовательной среды будут рынок труда, работающий с государственным заказом и различные образовательные учреждения с единым открытым информационным пространством (виртуальное управляемое образовательное пространство, общие информационные и образовательные ресурсы), заинтересованные в подготовке высококвалифицированных кадров, позволяющие на своей базе создать ресурсные методические центры -являющиеся базовыми площадками для профориентации, профессиональной пробы и стажировки будущих педагогов с одной стороны, и исследовательскими центрами - с другой. Посредством сетевого взаимодействия и социального партнерства образовательных учреждений всех уровней осуществляется соуправление информационно-образовательной средой на основе результатов общественной экспертизы, которая в свою очередь дает толчок к дальнейшему саморазвитию данной системы. Как отмечает Э.Ф. Зеер, открытость информационно-профессионального

пространства выражается в различном масштабе ее рассмотрения в мире (мега уровень), определенной стране (макро уровень), регионе (мезо уровень) [3].

Открытая саморазвивающаяся информационно-образовательная среда педагогического вуза предполагает постоянное активное взаимодействие всех его участников как в очной так и дистанционной форме, наличие единой базы данных о востребованных специалистах, направлениях подготовки, новых образовательных технологиях последних достижений в области педагоги и психологии. Подобная система могла бы стереть существующие границы образовательных учреждений, помочь каждый уровень образования обеспечить нужными специалистами с использованием современных технологий. Создаваемая в каждом образовательном учреждении виртуальная образовательная среда, по своей сути являющаяся программно-телекоммуникационной средой, с одной стороны будет обеспечивать ведение учебного процесса на новом уровне (с использованием всех видов цифровых образовательных ресурсов, дистанционным взаимодействием любых заинтересованных участников образовательного процесса, предоставлении новых средств для проектной деятельности и группового взаимодействия, а также задействования качественных виртуальных тренажеров и лабораторий), а с другой - обеспечение открытости результатов обучения и документирование их в компьютерных сетях с использованием единых технологических средств.

Активное использование открытой саморазвивающейся информационно-образовательной среды в педагогическом образовании является особенно важным, так как служит в прототипом локального виртуального образовательного пространства конкретного учреждения. Учитель, которого научили активно и эффективно использовать окружающее его информационное пространство, сможет этому научить и подрастающее поколение. Если будущий педагог рядом с собой видит наставника и консультанта, направляющего его по индивидуальной образовательной траектории, то в дальнейшем сам сможет использовать такой пример в своей профессиональной деятельности. Открытость информационно-образовательной среды педагогического вуза значительно расширяет его образовательные и профессиональные возможности, показывает единые цели всех образовательных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайндорф-Сысоева М. Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012 .- №14 (273). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cyberleшnka.ru/artide/nMrtmlnaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-neotemlemyy-komponent-sovremenшy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 19.04.2017).

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения 19.04.2017)

3. Зеер Э.Ф. Методология профессионального развития личности. -Екатеринбург: РГППУ, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.