УДК 372:681.14 ББК 74.102.12:32.973
С.Н. Федорова, В.И. Токтарова, Э.М. Воронцова, Е.В. Алексеева
использование электронных образовательных
ресурсов при обучении языкам
дошкольников-билингвов1
В статье рассмотрены вопросы, связанные с эффективностью использования электронных образовательных ресурсов при обучении дошкольников марийскому языку. Раскрыты направления использования ЭОР в обучении дошкольников, формы их применения, подробно проанализирован разработанный электронный образовательный ресурс «Русско-марийское языковое виртуальное пространство для детей дошкольного возраста» и представлены результаты его апробации.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, виртуальное пространство, языковое виртуальное пространство, информационные технологии, марийский и русский языки, дети дошкольного возраста.
S.N. Fedorova, V.I. Toktarova, E.M. Vorontsova, E. V. Alekseeva
using electronic educational resources for teaching languages to bilingual preschoolers2
The article deals with the issues related to the effectiveness of using electronic educational resources in teaching the Mari language of preschool children. The directions and forms of the using of electronic resources in the training of preschool children are elaborated, the electronic educational resource "Russian and Mari language virtual space for preschool children" are considered, the results of its approbation are presented.
Key words: electronic educational resource, virtual space, language virtual space, information technologies, Mari and Russian languages, children of preschool age.
Бурное развитие электронных технологий и внедрение их в систему образования не могут не определять специфическое развитие личности современного ребенка. Давно стали привычными такие категории, как «клиповое мышление», «клиповое восприятие», «клиповое сознание», которыми оперируют не только теоретики, но и практики, строящие образовательный процесс с учетом особенностей усвоения информации «клипами». Поэтому и все изменения в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией педагогического
процесса в целом, использованием разнообразных электронных средств учебного назначения на занятиях, можно охарактеризовать, как вполне обоснованный и необходимый шаг развития и обучения детей дошкольного возраста [5].
В современном детском саду компьютер становится центральным звеном развивающей предметно-пространственной среды, а проблема компьютеризации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации по-прежнему остается одной из самых актуальных. Одним из важшейших направле-
X
ф
т ^
ю о s с
CÛ
о о
о ф
><
.0 X
.0
ф
I-
го
CÛ
о
со
^ 2 о [5
* I
и
Œ CÛ
' о
ф "
с;
m
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 17-16-12003).
2 The research is conducted with financial support from RFBR (grant N 17-16-12003).
го
ш
ф
ф
о
¡£ ф
¿ё 03 и]
(О ей
О ^
X
о ^
о ш
о
го" са о п. го
Ш
ГО~ ей
О ^
О
ч ф
В ±
о
ний современной педагогической науки является использование электронных образовательных ресурсов в развитии речи дошкольников [4].
На сегодняшний день Интернет или Интернет-среда - это наиболее распространенное и интенсивно используемое коммуникативное пространство. Компьютерное общение ввело в широкое употребление слово «виртуальный» (от лат. virtualis - возможное) - это объект или состояние, не имеющее физического существования в реальности. Под влиянием информационных технологий термин «виртуальность» приобрел новое значение, которое связано с виртуальным пространством. Понятие «виртуальное пространство» означает огромный мир, созданный техническими и компьютерными средствами, который может возникнуть при определенных условиях (в компьютерных условиях, в игре) и воздействовать на слуховые, зрительные и другие органы чувств, вызывая тем самым иллюзию погружения в этот мир. В настоящее время рассмотрение языковых особенностей коммуникации в интернете заслуживает внимания, и на это существует несколько причин. Язык - основное средство коммуникации между людьми. В век информационных технологий появляется новая среда - виртуальное пространство. Появляется общение, осуществляемое посредством компьютера, которое можно выделить как отдельный вид коммуникации, называемой виртуальной. Под виртуальной коммуникаций подразумевается общение с удаленным индивидом или группой индивидов, разграниченных персональными компьютерами и различными телекоммуникационными системами (мобильный телефон, смартфон и т.д.) [1].
Речь, используемая в процессе виртуальной коммуникации, имеет ряд отличительных черт: смена общепризнанных правил пунктуации и орфографии, синтаксиса, а также отсутствие принадлежности текстов к устному или письменному типам речи [6]. Изучение отличительных черт речевой деятельности субъектов виртуальной коммуникации, коррекция ошибок, устранение искажений - одна из актуальных задач отечественной педагогики.
Внедрение компьютерной техники в дошкольные учреждения позволило педагогам использовать электронные образовательные ресурсы в педагогическом процессе для улучшения организации воспитательно-образовательной работы с детьми и повышения ее качества [2]. Электронным образовательным ресурсом (ЭОР) называют электронное средство учебного назначения, которое ориентировано на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; интерактивное взаимодействие и осуществление обратной связи с пользователем; оценка и контроль за результатами обучения; автоматизация процессов информационно-методического и учебно-воспитательного обеспечения [3].
Основные направления использования ЭОР в обучении дошкольников определены В.В. Трофимовой следующим образом [3]:
• визуализация учебного материала об изучаемом объекте и процессе;
• коммуникация и интерактивный диалог;
• моделирование и управление в режиме реального времени объектами, и процессами (как реальные, так и виртуальные модели, представляющие учебные ситуации или изучаемые явления);
• автоматизация процессов тренировки умений и навыков, контроля результатов деятельности с последующей коррекцией по результатам контроля.
Все эти направления реализуются и при ииспользовании ЭОР в организованной образовательной деятельности дошкольников по изучению марийского и русского языков. Причем электронные образовательные ресурсы можно применять в разных формах:
• сопровождение объяснения материала, применение при разъяснении различных рисунков, схем, видеофрагментов и других медиаобъектов;
• использование в интерактивных и инновационных методах обучения: создание мини-проектов, совместный с родителями поиск информации в Интернете, совместное моделирование учебных ситуаций в игровой форме и т.д.
Именно для реализации этих задач нами был создан электронный образо-
вательный ресурс «Русско-марийское языковое виртуальное пространство для детей дошкольного возраста» (рис. 1). Ресурс включает в себя информационный и наглядный материал по буквам
марийского и русского алфавита, набор различных заданий, подборку стихотворений, скороговорок на все буквы, которые можно прослушать на том или ином языке.
Рис. 1. Фрагменты страниц ЭОР «Русско-марийское языковое виртуальное пространство для детей дошкольного возраста» по разделу «Букварный период»
Визуальная насыщенность изучаемого материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему усвоению и запоминанию. Дети могут видеть картинку на экране, слышать звуки и
речь, а это всегда вызывает интерес детей, что очень важно, поскольку именно интерес является средством обучения, средством активизации познавательной деятельности (рис. 2).
X
ф
т
£
о
Рис. 2. Фрагмент учебного материала по изучению буквы «О»
В ЭОР средства мультимедиа, такие как анимации, иллюстрации, аудио и видеозаписи, позволяют при объяснении нового материала наглядно демонстрировать и наблюдать различные явления языка. Подобные средства можно эффективно применять при организации творческой работы (например, разработать схемы и составить рассказ на основе ил-
люстраций). Занимательно проходит занятие с демонстрацией красочных схем, когда для пояснения используются различные звуки и анимации, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Дети учатся анализировать языковые явления с помощью электронных табличек, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал (рис. 3).
Рис. 3. Фрагмент электронных табличек для проверки знаний
го
ш
ф
ф
о
¡£ ф
^
т и]
(О ей
о ^
X
о ^
о т
о
го" ей
о ^
го
т
го" ей
о ^
о ч
ф ±
о
Целесообразность применения ЭОР «Русско-марийское языковое виртуальное пространство для детей дошкольного возраста» обусловлена рядом обстоятельств:
• повышение качества обучения марийскому языку посредством возможности обеспечить на новом уровне: формирование и развитие умений ребенка общаться с учетом его речевых возможностей и способностей, особенностей элементарных коммуникативных умений в чтении и письме; развитие мышления, внимания, памяти и воображения ребенка;
• обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей дошкольного возраста к новому языковому миру с целью преодоления психологического барьера применения марийского языка как средства общения;
• формирование навыков для овладения устной и письменной речью на марий-
ском языке (в т.ч. посредством ситуационных кейсов: вопрос - мотивационная опора на аудио- или видеоряд - ответ);
• улучшение восприятия материала и запоминания новой лексики благодаря широкому применению средств мультимедиа, наличию иллюстрированных и озвученных звуков / слов / учебного текста.
После использования ЭОР нами был поведен контрольный срез, который показал, что у 35% дошкольников выявлен высокий уровень развития связной речи на марийском языке. Эти дети отвечали предложением, состоящим из 2-3 конструкций, употребляли предлоги, наречия и другие части речи, правильно их согласовывая друг с другом. Большинство детей (70%) показали уровень выше среднего в понимании марийского языка, т.е. безошибочно выполняли задания в соответствии с инструкцией, иногда при помощи наводящих вопросов. Глагольный словарь у большинства детей (85%)
также развит на уровне выше среднего.
Результаты уровня использования детьми экспериментальной группы ма-
рийского языка после формирующего этапа эксперимента представлены в табл. 1.
Табл. 1. Результаты детей ЭГ по использованию ЭОР при изучении марийского языка на контрольном этапе эксперимента
■с X
<и и о Л
к
У
<и А <и s
I
г^ S S I
о
с
Словарный запас, %
ы
л о
-
а
а
в
н
с
в
%
а в
с лов пас сл
й jj
s &
2
а
^ В
в о л С
Гр;
амматика
ы
л о
-
а лаГ
в т
с
I-
Согласование существительных, %
= Д
=
=
SR
ь
у
в С
и,
У
е р
ь н
е в о
й
и щ
VO
О
й и к з и
I
45
55
40
50
50
10
40
55
10
55
15
50
20
50
50
й и н
ч
е р
С
45
70
45
85
60
80
45
70
45
70
55
75
45
80
45
75
40
55
45
60
50
75
й и к о с ы
Д
10
30
15
20
30
20
20
10
10
10
25
35
20
x
ф
т
ю
о ^
с ш
о
о ^
о ф
.0 X
-О ^
ф
н га са о
п
^ 2 о £
* I
и
оЮ О. со
fe s ф
^
m
Полученные нами данные позволяют сделать вывод о том, что использование электронных образовательных ресурсов
оптимизирует процесс обучения языку и повышает качество его усвоения и употребления.
Библиографический список
1. Баева, Л.В. Виртуальная коммуникация: классификация и специфика [Текст] / Л.В. Баева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2014. - Т. 14. - С. 5-10.
2. Лежнина, М.В. Электронные образовательные ресурсы в развитии детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Лежнина // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 3(6). - С. 183-185.
3. Трофимова, В.В. Формирование информационно-технологической культуры младших школьников [Текст] / В.В. Трофимова // Информатика и образование. - 2007. - №5. - С. 125-126.
4. Федорова, С.Н. Модель и педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников [Текст] / С.Н. Федорова, М.В. Лежнина // Актуальные проблемы подготовки будущих специалистов в условиях современного вуза: сб. науч. тр. - Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т, 2014. - С. 222-231.
5. Федорова, С.Н. Подготовка будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников [Текст] / С.Н. Федорова, М.В. Лежнина / / European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2013. - № 11. - Т. 2. -С.156-162.
5
5
5
5
5
5
5
6. Шафиева, А.Р. Языковые особенности виртуальной коммуникации [Текст] / А.Р. Шафиева // Филологические науки. - 2014. - № 28. - С. 349-352.
Referents
1. Baeva L.V. Virtual communication: classification and specificity. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya "Filosophiya, Psychologiya,, Pedagogika". 2014. Vol. 14. P. 5-10. [in Russian].
2. Lezhnina M.V. Electronic educational resources in the development of preschool children. Vektor nauki TGU. 2011. No. 3 (6). P. 183-185. [in Russian].
3. Trofimova V.V. Formation of information and technological culture of junior schoolchildren. Infor-matika i obrazovaniye, 2007. No. 5. P. 125-126. [in Russian].
4. Fedorova S.N., Lezhnina M.V. Model and pedagogical conditions for the formation of readiness of future teachers for the use of electronic educational resources in the development of speech of senior preschoolers. Aktualniyeproblemy podgotovki buduschikh spetsialistov v usloviyakh sovremennogo vuza: sbornik nauch. trudov. Cheboksary: ChuvSU, 2014. P. 222-231. [in Russian].
5. Fedorova S.N., Lezhnina M.V. Preparing future teachers to the use of electronic educational resources in speech development of over-fives. Evropeyskiy zhyurnal sotsialnykh nauk, 2013. No. 11. Vol. 2. P. 156-162. [in Russian].
6. Shafieva A.R. Linguistic peculiarities of virtual communication. Filologicheskiye nauki. 2014. No. 28. P. 349-352. [in Russian].
Сведения об авторах: Федорова Светлана Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошкольной и социальной педагогики, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Fedorova Svetlana Nikolaevna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Professor, Department of Preschool and Social Pedagogy
Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia. E-mail: [email protected]
Токтарова Вера Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления научной и инновационной деятельности, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Воронцова Эльвира Михайловна,
кандидат педагогических наук, начальник информационно-вычислительного центра, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Алексеева Елена Витальевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной и социальной педагогики, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Toktarova Vera Ivanovna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Science and Innovations, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia. E-mail: [email protected]
Vorontsova Elvira Mikhailovna,
Candidate of Sciences (Education), Head, Information and Computing Center, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia. E-mail: [email protected]
Alekseeva Elena Vitalevna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Preschool and Social Pedagogy, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia. E-mail: [email protected]