УДК 378
БИЛИНГВАЛЬНОЕ РЕАЛЬНО-ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
П.А. Назарова
Аннотация. Статья рассматривает управленческое мышление бакалавра-менеджера, возможность его развития при помощи определенной структурно-функциональной модели. Автор придерживается мнения, что организация билингвального реально-виртуального образовательного пространства может выступать в роли одного из организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование данной модели. Углубляется представление о билингвальности образовательного пространства и реально-виртуальной формах работы в нем в ракурсе развития управленческого мышления в неязыковом вузе. Организация билингвального образовательного реально-виртуального пространства рассматривается на примере использования вебинаров в целях развития управленческого мышления бакалавров-менеджеров. Выделяются возможности, преимущества вебинаров, учебные цели, которые они преследуют. Описывается методический аспект организации билингвального образовательного реально-виртуального пространства: этапы работы и алгоритмы действий преподавателя и студента при работе над вебинаром.
Ключевые слова: управленческое мышление; образовательное пространство; билингвальность; билингвальное реально-виртуальное образовательное пространство; вебинар.
BILINGUAL REAL-VIRTUAL EDUCATIONAL SPACE P. Nazarova
Abstract. The article considers the managerial thinking of bachelors-managers, the possibility of its development with a specific structural-functional model. The author's opinion is that the organization of bilingual real-virtual educational space can act as one of the organizational-pedagogical conditions providing effective functioning of this model. The work deepens understanding of bilinguality of educational space and real-virtual forms of work in it from the perspective of the development of managerial thinking in non-linguistic University. The organization of bilingual educational real-virtual space is considered on the example of the use of webinars in the development of managerial thinking of bachelors-managers. Opportunities, benefits of webinars, educational goals that they pursue are identified. The methodical aspect of organization of bilingual educational real-virtual space is described: the phases and algorithms of actions of the teacher and the student when working on a webinar.
Keywords: managerial thinking; educational space; bilinguality; bilingual real-virtual educational space; webinar.
Проанализировав психолого-
педагогическую литературу на предыдущем этапе работы мы, определили ведущее понятие исследования - «управленческое мышление» -как когнитивный процесс, представляющий собой высший уровень познавательной, в том числе творческой, активности человека, связанной с решением разнообразных теоретических и практических задач в управленческой деятельности.
Признавая управленческое мышление профессионально важным качеством профессиональной деятельности бакалавра-менеджера (безотносительно к виду этой деятельности), значимость английского языка в его учебно-профессиональной деятельности и учитывая связь языка (речи), мы предположили, что развитие управленческого мышления бакалавра будет эффективным, если процесс обучения организован в соответствии с определенной структурно-функциональной моделью. Наиболее
эффективное функционирование данной модели возможно в комплексе организационно-педагогических условий. В качестве одного из таких условий мы видим организацию билингвального реально-виртуального образовательного пространства.
Актуальность и возможность данного условия обусловлены следующими факторами. Билингвальность среды позволяет
использовать два языка (родной и иностранный) для организации учебного процесса, для получения оригинальной информации по менеджменту, для совершенствования компонентов компетенций и составляющих управленческого мышления в аудиторное время. Реально-виртуальные формы работы (например, участие в вебинарах с последующим обсуждением) представляют максимальный интерес и значимость по причине необходимости привлечения в образовательный процесс новейших технологий и возможностей выходить на связь
в расширенном режиме с удаленными собеседниками.
Для максимального полного, четкого и транспарентного понимания предлагаемого условия рассмотрим и поясним термины «билингавальное образовательное
пространство» и «реально-виртуальное образовательное пространство».
Образовательное пространство, по Р.Е. Пономареву, представляет собой «вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры» [6, с.45]. Наиболее значимым, на наш взгляд, является утверждение, что образовательное
пространство должно обязательно быть актуализировано, освоено субъектом [1, 3].
Под билингвальностью образовательного пространства мы понимаем особую организацию аудиторных занятий, которые строятся с учетом применения на них как родного, так и иностранного языка. Иностранный язык выступает на подобных занятиях не как цель, а как средство презентации и обсуждения рассматриваемого материала.
Под реально-виртуальным характером образовательного пространства
подразумевается привлечение студентов к заочному участию в онлайн обучении -вебинарах по менеджменту (виртуальная составляющая) - и последующим обсуждением полученной информации на иностранном языке в аудиторное время (реальная составляющая).
Следовательно, билингвальное реально-виртуальное образовательное пространство -это вид образовательного пространства, предполагающий реально-виртуальные формы работы, которые строятся с учетом применения на них как родного, так и иностранного языка.
Организация билингвального
образовательного реально-виртуального
пространства рассматривается в нашей работе на примере использования вебинаров. Вебинар - это онлайн мероприятие, организованное при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции. На вебинаре один или несколько спикеров могут проводить презентации, тренинги, сейлс-митинги, совещания для группы от нескольких человек до нескольких тысяч участников в Интернет или корпоративной сети. Во время онлайн-конференций каждый из участников находится у своего компьютера (планшета, телефона), а
связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. Вебинар не ограничивает число участников конференции, но не предоставляет возможности видео диалога. Если участник хочет задать вопрос докладчику, используется чат или оператор контакт-центра. Таким образом, в окне вебинара, кроме основного окна с докладчиком, есть окно со списком онлайн-участников - тех, кто смотрит через сеть, - и окно чата с возможностью в письменной форме задать вопросы.
Для определения и раскрытия задач вебинаров следует назвать их виды и выделить те вебинары, которые представляют максимальный интерес в рамках нашего исследования.
В источниках по тематике [4, 5, 7, 8, 9, 10, 11] называются такие виды вебинаров, как: онлайн-конференции; виртуальные
презентации; маркетинговые мероприятия; онлайн-встречи, клубы и совещания; видеособеседования; видеотренинги.
Учитывая специфику и направленность нашего исследования, особое внимание обратим на видеотренинги.
Основываясь на базовом определении тренинга, определяем видеотренинг как активное онлайн обучение по развитию и совершенствованию знаний, умений и навыков и профессиональных установок.
Профессиональные установки [2] -система ориентаций субъекта
профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению специфически возрастных задач вхождения в мир профессий. Они выражают собой личностную активность субъекта деятельности.
Тренинг, как форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и
профессионального поведения в общении, может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:
- тренинг как своеобразная форма тренировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного - «стираются» нежелательные;
- тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
- тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
- тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Задачи видеотренингов и критерии их решения соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть представлены следующим рядом:
- профессиональное самоопределение в профессиональном обучении;
- достижение высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности;
- профессиональная самореализация и овладение мастерством.
Преимущества вебинаров среди иных реально-виртуальных форм работы видятся нам в следующем:
- на вебинаре сохраняется энергетика, ритм, стиль, характерные для очного обучения;
- есть возможность участия в групповых дискуссиях;
- спикер находится в постоянной эмоциональной связи со слушателями;
- есть возможность общаться со слушателями со всего мира, а, следовательно, обмениваться опытом с более широким кругом специалистов;
- наравне со слушателями в аудитории предлагаются реальные знания, а не банальная презентация курса.
Организация билингвального реально-виртуального образовательного пространства не только преследует определенные учебные цели (в нашем случае - развитие управленческого мышления бакалавров-менеджеров), но и знакомит студентов с возможностями вебинаров, которые представляют интерес и для их будущей деятельности:
- удаленный показ презентации и передача по сети голоса и видеоизображения участников создает «эффект присутствия» и позволяет проводить эффективные презентации и встречи, не покидая рабочего места;
- средства для совместной работы (виртуальная рабочая доска), мгновенного обмена файлами и документами; возможности предоставления удаленного доступа к
приложениям участников. Возможность записи онлайн-конференции с последующим редактированием позволяет анализировать и повторно использовать материалы
проведенной встречи в рабочем процессе;
- простота применения вебинаров обеспечивается удобным интерфейсом веб-приложения, которое не требует установки дополнительных модулей на компьютере участников;
- вебинары позволяют оптимизировать временные и бюджетные расходы на организацию встреч, переговоров и совещаний, оперативно решать возникающие вопросы и связываться с клиентами, партнерами и сотрудниками вне зависимости от их местонахождения.
Таким образом, организация
билингвального реально-виртуального
образовательного пространства в
образовательном процессе вуза в перспективе развития управленческого мышления бакалавров-менеджеров выполняет следующие основные задачи:
- сформировать понимание содержания, значимости и перспектив получаемой профессии как на отечественном, так и зарубежном рынке труда;
- продемонстрировать будущим менеджерам специфику профессии;
- предоставить студентам информацию об особенностях выбранной профессии за рубежом.
Обозначенное условие расширяет имеющиеся знания у студентов (влияние на когнитивный компонент управленческого мышления); задействует мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация) (влияние на операциональный компонент управленческого мышления) и создает дополнительную мотивацию к изучению иностранного языка и профессиональных дисциплин (влияние на рефлексивно-мотивационный компонент
управленческого мышления).
С точки зрения влияния на модель, данное условие сообразно целевому блоку дополняет содержательный блок и оказывает действие на организационно-деятельностный блок модели развития управленческого мышления бакалавра-менеджера в части применения особых методов, форм и средств организации образовательного процесса. Особенность данных методов, форм и средств определяется спецификой билингвального реально-виртуального образовательного пространства.
Опишем методический аспект организации билингвального реально -виртуального
образовательного пространства в ракурсе развития управленческого мышления бакалавра-менеджера на примере
использования вебинаров, работа над которыми состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Тематическая направленность вебинара. Необходимо подбирать вебинар, который по тематике соответствует учебной программе и учебному плану. Они должны соответствовать основному направлению курса и включать в себя базовые положения. Тематика может быть как широкой, так и узкой, позволяющей получить общее и частное представления об изучаемых темах, соответственно. Определившись с тематикой, преподаватель подбирает соответствующий вебинар на подходящих сайтах.
Этап 2. Описание вебинара. Одной из основных задач является подробная формулировка и описание образовательно-функциональной деятельности в ходе вебинара. Каждый студент должен иметь полное представление о последовательности шагов в процессе его участия в выбранном преподавателем вебинаре. Описание вебинара включает в себя такие составляющие, как: количество ведущих в выбранном вебинаре
Образец заданий по семинару «Sales Management Best Practices» для выполнения студентами в процессе их заочного участия в вебинаре:
- выделить основную идею вебинара;
(индивидуальный, парный, групповой); длительность вебинара; язык (при условии, что вебинар не на русском языке - определиться с необходимостью перевода).
Этап 3. Формулировка целей и задач участия в вебинаре. Каждый вебинар является презентацией информации по определенной теме, которая определяется на первом этапе. На основании выбранной темы преподаватель формулирует и аргументирует цель, которую он преследует при вовлечении студентов в предлагаемый вебинар. Цель должна быть сформулирована четко и корректно и предваряться определенным количеством задач, последовательное решение студентами которых позволит получить максимально полное представление о теме вебинара.
Рекомендуемая частотность заочного участия в вебинарах - не менее одного вебинара в семестр, что обусловлено объемом учебного материала: соответствие количества вебинаров количеству охватываемых и затрагиваемых тем, что позволит максимально полно и продуктивно использовать просматриваемый материал для формирования требуемых навыков.
Организацию заочного участия студентов в вебинарах можно представить следующими алгоритмами действий (табл. 1).
- обьяснить значимость основной идеи для вебинара по этой тематике;
- выписать основные ключевые положения, называемые ведущими, необходимые для максимально полного понимания обсуждаемой темы;
Таблица 1. - Организация заочного участия студентов в вебинарах
№ этапа Алгоритм действий
Преподаватель Студенты
Этап 1 Подбор вебинара по тематике учебного плана в зависимости от учебной недели. Выборка производится со следующих сайтов: https: //www .youtube.com/ https://mbschool.ru/online и др. Присоединяются к участию в вебинаре, выбранном преподавателем
Этап 2 Предлагает краткую информацию о выбранном вебинаре Слушают преподавателя, фиксируя необходимую информацию
Этап 3 Формулирует цель и задачи к предлагаемому вебинару; реализует просмотр вебинара; организует работу студентов; проводит контроль уровня знаний по просмотренному вебинару В процессе и после просмотра вебинара: отвечают на поставленные вопросы и обсуждают спорные моменты; фиксируют основную мысль выступлений; выполняют задания, соотносимые с поставленной целью и выделенными задачами
- составить план вебинара с выделением ключевых моментов;
- составить глоссарий вебинара;
- обратить внимание и обсудить основные преимущества и недостатки в поведении ведущих, включающие вербальную и невербальную коммуникацию;
- определить степень отнесенности вебинара к заявленной теме.
Резюмируя вышеизложенное, приходим к следующим выводам. Билингвальное реально-
виртуальное образовательное пространство -это вид образовательного пространства, предполагающий реально-виртуальные формы работы, которые строятся с учетом применения на них как родного, так и иностранного языка. Организация
билингвального реально-виртуального
образовательного пространства обладает педагогическим потенциалом при развитии управленческого мышления бакалавров-менеджеров.
Литература:
1. Зеер Э.Ф. Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека: коллект. монография / Э.Ф. Зеер. -Екатеринбург: РГППУ, 2008. - 239 с.
2. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 51-59.
3. Львов Л.В. Образовательно-профессиональные среда и пространство: теоретические основы проектирования / Л.В. Львов // Личность в профессионально-образовательном пространстве: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. с. междунар. участием. - Екатеринбург: РГППУ, 2013. - С. 77-81.
4. Первый международный портал вебинаров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://webinary.com.ua
5. Площадка для проведения онлайн вебинаров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://webinar.ru/
6. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство: Монография / Р.Е. Пономарев. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 100 с.
7. Приборович Е.А. Современный педагогический процесс: вебинары как информационно-коммуникационная технология / Е.А. Приборович // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2016. - №2.
- С. 57-61.
8. EasyWebinar [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.easywebinar.com/.
9. Five Types of Webinars You Can Host [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eztalks.com/webinars/5-types-of-webinars .html
10. Vionas-Singer J. (2015) 3 Types of Webinars to Host and How to Use Each [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.smartbugmedia.com/ blog/3-types-of-webinars-to-host-and-how-to-use-each
11. WebinarNinja [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://support.webinarninja.co/ support/webinar-types/
Сведения об авторе:
Назарова Полина Андреевна (г. Челябинск, Россия), аспирант ЧОУ ВО «Русско-Британский институт управления», e-mail: [email protected]
Data about the author:
P. Nazarova (Chelyabinsk, Russia), post-graduate of Russian-British Institute of Management, e-mail: p.nazarova@gmail .com